Научная статья на тему 'О ПОКОЛЕНИЯХ В РОК-МУЗЫКЕ'

О ПОКОЛЕНИЯХ В РОК-МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
РОК-МУЗЫКА / ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочанов Андрей Михайлович

Настоящая статья имеет цель установить, описать и объяснить закономерности, особенности и характер сменяемости поколений исполнителей и их поклонников в рок-музыке. Для достижения цели были определены и решены ряд задач. Для решения поставленных задач использованы публицистическая литература, собственные наблюдения, Интернет-источники. По результатам исследования сформулированы выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT GENERATIONS IN ROCK MUSIC

This article aims to establish, describe and explain the patterns, features and nature of the succession of generations of performers and their fans in rock music. To achieve the goal, a number of tasks were identified and solved. Publicistic literature, own observations, Internet sources were used to solve the tasks. Based on the results of the study, conclusions are formulated.

Текст научной работы на тему «О ПОКОЛЕНИЯХ В РОК-МУЗЫКЕ»

УДК 78

Кочанов Андрей Михайлович

г. Москва, РФ

О ПОКОЛЕНИЯХ В РОК-МУЗЫКЕ Аннотация

Настоящая статья имеет цель установить, описать и объяснить закономерности, особенности и характер сменяемости поколений исполнителей и их поклонников в рок-музыке.

Для достижения цели были определены и решены ряд задач.

Для решения поставленных задач использованы публицистическая литература, собственные наблюдения, Интернет-источники.

По результатам исследования сформулированы выводы.

Ключевые слова Рок-музыка, история музыки, музыкальный альбом

Kochanov Andrey Mikhailovich

Moscow, RF

ABOUT GENERATIONS IN ROCK MUSIC Abstract

This article aims to establish, describe and explain the patterns, features and nature of the succession of generations of performers and their fans in rock music.

To achieve the goal, a number of tasks were identified and solved.

Publicistic literature, own observations, Internet sources were used to solve the tasks. Based on the results of the study, conclusions are formulated.

Keywords

Rock music, music history, music album

Настоящая статья имеет цель установить, описать и объяснить закономерности, особенности и характер сменяемости поколений исполнителей и их поклонников в рок-музыке.

Для достижения цели необходимо определить задачи исследования:

1. Описать обстоятельства появления рок-музыки как жанра искусства;

2. Установить зависимость между рок-исполнителями и исполняемыми ими стилями на различных временных промежутках существования рок-музыки;

3. Оценить и проанализировать проявления творческой активности рок-исполнителей;

4. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы и заключение.

Для решения поставленных задач использованы публицистическая литература и Интернет-источники, собственные наблюдения и выводы.

Большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей относят появление рок-музыки к середине 1950-х гг. Именно к этому времени дети, родившиеся во время Второй мировой войны, заставшие ее ужасы и лишения, и испытывающие соответствующую социально-историческую рефлексию, достигли подросткового возраста, стали испытывать потребность в создании и потреблении о творческого продукта нового типа.

В целом, вторая половина XX века оценивается историками и культурологами как период

культурного подъема, появления новых жанров искусства, успешных поисков и экспериментов в самых разных его сферах: кинематографе, прозе, поэзии, изобразительном искусстве и музыке.

Объяснение любого внешне заметного проявления человеческой деятельности, в том числе в области искусства, может быть предложено мной с энерго-информационной точки зрения. То есть, информация, как емкостное выражение любой идеи, есть потенциальная энергия. Совокупность энергий есть кинетическая информация и ее выражение. Внешние же проявления энергии есть действие.

Вторая мировая война есть событие, по сути отличающееся от других только своими масштабами (интенсивностью). В остальном, это те же идейные предпосылки, информационная емкость, энергетические взаимодействия и внешние (в основном, разрушительные) проявления. С психологической точки зрения, рок-музыка, и вообще любая творческая активность во второй половине XX века, является проявлением посттравматического синдрома послевоенных поколений. То есть, рожденные в первой половине - середине 1940-х гг., творчески ориентированные и социально активные дети, во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. создали первые рок-группы и составили первое поколение рок-музыкантов.

На основании данной предпосылки, ниже будет прослежена сменяемость поколений как рок-исполнителей, так и их слушателей (я исхожу из того, что поклонники рок-музыки являются пассивной частью того же явления, и, следовательно, в основном, людьми того же возраста).

Далее, необходимо принять, что любой энерго-информационный феномен цикличен, и каждый цикл трехсоставен: он зарождается и развивается, достигает пика, а затем переходит в спад и угасание. Временной промежуток, связанный с указанными событиями, способен вместить в себя несколько циклов, включающих в себя подъем, зенит и угасание нескольких стилей и поколений рок-исполнителей, и их поклонников (причем, определенным стилям соответствуют определенные поколения, и эти творческие и человеческие «пласты» тесно связаны между собой).

Особенность развития исполнительского коллектива состоит в том, что в отличие от жанра в целом, конкретного стиля, или периодов их развития, цикл развития коллектива может включать дополнительный четвертый, завершающий период - (я определяю его как «ренессанс»), связанный с реформированием группы в классическом составе и возвращением к соответствующим идеям и реализациям в своем творчестве на новом уровне. В истории рок-музыки эта особенности проявилась весьма ярко (например, в истории Deep Purple, Iron Maiden, Judas Priest, Helloween и др.).

Схематически, такая событийность представлена на графике №1. Оранжевая (почти красный, критический цвет) черта обозначает, по моему мнению, текущий момент в развитии рок-музыки.

График 1 - Событийная цикличность в развитии рок-музыки

Наконец, завершая краткое рассмотрение вопроса о зарождении и развитии рок-музыки, стоит отметить, что ничто не появляется «на пустом месте», у всего есть предрасполагающая основа, предвестники и предшественники. Вне всякого сомнения, рок-музыка есть синтетическое субкультурное явление, включающее в себя несколько предшествующих ее зарождению, становлению и развитию, жанров музыки и исполнительских подходов, о которых пойдет речь далее. В этом свете Вторая мировая вона может рассматриваться как катализирующее появление рок-музыки событие.

Таким образом, зарождение и развитие рок-музыки является ярким проявлением социально-исторической и личностно-культурной рефлексии на Вторую мировую войну. Эта рефлексия возникла и развивалась на соответствующем информационном фоне, сопровождалась развитием и взаимодействиями соответствующих творчеству, и необходимых для него тонких энергий, а также внешними проявлениями, связанными в записью рок-музыки и ее реализацией.

Переходя к рассмотрению сменяемости поколений рок-исполнителей и их слушателей, прежде всего необходимо определить, на каком временном промежутке функционирует поколение в том понимании, которое необходимо для достижения цели статьи.

Как уже упоминалось, творческие амбиции музыканта проявляются в подростковом возрасте, который, согласно общепринятым в педиатрии и психологии понятиям, начинается в 10-12 лет, и заканчивается в 18-21 год. Таким образом, на протяжении примерно десятилетия подростки создают рок-группу, которая, становясь самостоятельным организмом и творческой единицей, начинает (или не начинает) свою жизнь, и проходит (или не проходит) циклы своего развития, о которых уже было сказано выше.

Параллельно происходит формирование, развитие и реализация запроса на творчество у пассивной части рассматриваемой субкультуры, то есть слушателя. То есть, первые поклонники рок-музыки появились тогда же - во второй половине 1950-х.

Таким образом, первое поколение рок-музыкантов начало проявлять себя в конце 1950-х, достигло пика в начале 1960-х, и к концу десятилетия исчерпало себя (по крайней мере, в первоначальном виде). Для удобства, в дальнейшем мной используются вошедшие в обиход наименования таких поколений: «поколение 60-х», «поколение 70-х», и т.д.

Отсчитав соответствующие временные промежутки, можно найти, что следующее поколение в рок-музыке зародилось в конце 1960-х, достигло пика в начале 1970-х, и угасло к концу десятилетия, и т.д.

Мной выделяются четыре поколения в рок-музыке. Ниже приведены: датировка каждого из этих поколений в общем виде, наиболее характерные исполнители каждого из них, годы их активности, и представляемые ими стили рок-музыки.

Как уже отмечалось, ничто не появляется без предпосылок. В любом субкультурном явлении можно найти предшественников, вдохновляющих первопроходцев. Можно смело утверждать, что рок-музыкантов первого поколения вдохновляли такие исполнители, как Chuck Berry, Little Richard, Elvis Presley, Bo Diddley, Jerry Lee Lewis, Buddy Holly, Eddie Cochran и другие, которых можно отнести к поколению музыкантов, предшествующих сформированной рок-музыке (пре-рок, или первоначальный рок).

Поколение I: «Поколение 1960-х». Характерные представители поколения: Beatles (годы активности: 1960 - 1970), The Yardbirds (1962 - 1968), Jimi Hendrix (1963 - 1970), The Doors (1965 - 1973, 1978), Cream (1966 - 1968), и др. Преимущественные стили: rock-n-roll, rockabilly, folk rock, blues rock, garage, psychedelic rock.

Поколение II: «Поколение 1970-х». Характерные представители поколения: Pink Floyd (1965 -

1983, 1986 - 1994, 2005, 2012 - 2014), Deep Purple (1968 - 1976, 1984 - наст. вр.), Led Zeppelin (1968 -1980), Black Sabbath (1968 - 2006, 2011 - 2017), Kraftwerk (1970 - н.вр.), Sex Pistols (1975-1978, 1996, 2002-2003, 2007-2008), и др. Преимущественные стили: hard rock, punk, new wave, progressive rock, psychedelic rock, funk.

Поколение III: «Поколение 1980-х». Характерные представители поколения: Ramones (1974 -1996), Whitesnake (1977 - 1990, 1994, 1997, 2002 - наст. вр.), Iron Maiden (1975 - наст. вр.), Metallica (1981 - наст. вр.), целый ряд русскоязычных рок-групп (ДДТ, Центр, Кино, Гражданская оборона, Nautilus Pompilius, Алиса, Аквариум, Ария, Черный кофе, Круиз и др.), и др. Преимущественные стили: hard core, post punk, heavy metal, glam, new wave, trash, electronic.

Поколение IV: «Поколение 1990-х». Характерные представители поколения: Radiohead (1985 -наст. вр.), Nirvana (1987 - 1994), Paradise Lost (1988 - наст. вр.), Tiamat (1989 - 2014, 2015 - 2019, 2021 -наст. вр.), Korn (1993 - наст. вр.), Сплин (1994 - наст. вр.), Rammstein (1994 - наст. вр.), и др. Это поколение alternative стилей (death, doom, gothic, industrial, grunge, brit pop, nu metal, indie и др.).

Данная классификация необходима для объяснения сменяемости рок-поколений, и носит, разумеется, весьма условный и приблизительный характер. Например, такие жанры, как punk или new wave, примерно в равной степени проявили себя в конце 1970-х и начале 1980-х, power в равной степени был заметен в 1980-х и 1990-х, а влияние folk можно найти, пожалуй, не только у каждого из поколений, но и самых разных стилях. Scorpions, несмотря на то, что старше самих Deep Purple, все же, «группа 80-х», а популярность AC/DC, наверное, поровну разделилась между 1970-ми и 1980-ми, также как, например, Rolling Stones примерно поровну разделили основные творческие силы и успех между 1960-ми и 1970-ми.

И все же, поколения рок-исполнителей, и связанных с ними поклонников заметно и закономерно меняются, и кроме общего правила, гласящего, что меняется все и постоянно, тому есть как минимум три явных признака:

• особенности звучания, присущие в той или иной мере каждому стилю;

• весьма различающиеся внешние атрибуты в одежде, манере поведения, оформлении релизов и т.п. (можно вспомнить цепи, заклепки, мотоциклы, "козу" и кожу в metal, ирокезы у punk, макияж у glam, черный цвет и тематику смерти у gothic, манеру «стильно» и однотипно одеваться у new wave, берущую начало у «стиляг» 1950-60-х, и т.д.);

• резкий, иногда взрывной характер появления новых стилей, которые обозначали свое появление новым подходом к звучанию, внешним атрибутам и текстам, а также живым выступлениям, способам продвижения, общения с публикой и т.д. (вспомним появление hard rock, punk, grunge, death).

Возвращаясь в графику №1, можно сказать, что в случае в рок-музыкой: n=4, поколение 1960-х соответствует зарождению и подъему рок-музыки как жанра искусства, поколения 70-80-х - ее пику (недаром именно 1970-80-е чаще всего называют годами классики рока), а поколение 1990-х и последующая деятельность - последовательному спаду жанра.

В завершении рассмотрения вопроса о сменяемости поколений в рок-музыке следует подвести итог развития рок-музыки. Почему нет новых поколений рок-музыкантов, не появляются новые стили, а интерес к жанру снизился до весьма корпоративных рамок?

Прежде всего, как уже говорилось, все когда-то заканчивается. Рефлективный посыл послевоенного времени тоже должен был быть когда-то исчерпан - и он так оно и есть. Интересно, что, согласно мнению, распространенному среди грузин, послевоенная травма живет в трех послевоенных поколениях. Я думаю, эта мысль верна и по сути, и точна. Ведь она имеет в виду поколение в репродуктивном смысле самообновляемости человеческого рода, а оно составляет около

20 лет. Значит, три поколения сменят друг друга примерно за 60 лет - то есть, как раз столько, сколько развивалась рок-музыка: около 40 лет с середины 1950-х до середины 1990-х, плюс еще около 20 лет, в течение которых рок-музыка развивалась практически исключительно экстенсивно, после чего, как будет показано далее, резко сошла к минимуму.

Далее, следующая важная причина состоит в неизбежном сужении операционного инструментария рок-поколений - то есть, набор их выразительных средств от поколения к поколению вынужденно снижался. Эта причина носит исключительно естественный характер. Для сравнения, можно привести примеры медицины и педагогики. Если еще 100-150 лет назад врач использовал знания всей медицины и был специалистом «на все руки», а учитель передавал все накопленные знания, то сейчас, в результате бурного научного прогресса, врач или педагог может выполнять только ограниченные функции ввиду того, что масса достижений и накопленных знаний так велика, что ее попросту невозможно охватить не только в течение своей профессиональной подготовки, но в течение всей жизни. С музыкой ситуация та же по сути, хоть и различна по эмоциональному восприятию. Иными словами, поколению рок-музыкантов 1980-х, и особенно 1990-х, пришлось выбирать довольно узкие стили для развития, иначе они бы рисковали «играть всего понемногу», и отсутствие концентрации привело бы к отсутствию узнаваемого почерка группы. Это хорошо видно по музыкальному "сужению" стилей: например, heavy metal «уже», чем hard rock, trash «уже», чем heavy metal, а death, в свою очередь, еще «уже», чем trash.

Одновременно происходило дробление и в среде рок-поклонников. Постепенно, с развитием новых средств коммуникации, отпала необходимость ждать выхода релизов, обмениваться пластинками, снизилась ценность концертных выступлений. Из-за развития все большего количества новых стилей рок-музыки, и снижения общего интереса к жанру, армия поклонников каждого из стилей или исполнителя стал напоминать клуб по интересам того или иного размера, причем куда менее сплоченный, чем ранее.

В принципе, логично было бы предположить, что в середине 1990-х могло зародиться еще одно рок-поколение, однако не будем забывать, что 1990-2000-е были временем активного распространения Интернета, музыкальных видео-каналов, глубоких геополитических изменений и появления целого ряда новых важных социальных явлений (компьютерные игры, новые субкультурные явления и способы коммуникации), и новые жанры уже не появились (за исключением того, что были представлены новые подстили типа folk metal, chaotic, math core и мн. др., представляющих собой продукт дальнейшего дробления уже наработанных стилей).

Если присмотреться к последнему, четвертому рок-поколению, то и в свойственных ему стилях можно заметить вторичность (например, death представляет собой экстремальный trash, а britpop есть не что иное, как возвращение к «громкой гитарной музыке 1960-х» - хоть и на новом, конечно, уровне).

Поскольку новые стили рок-музыки после середины 1990-х не появились, важным фактором стало физическое старение рок-музыкантов: участникам групп, основанным в 1960-х, сейчас идет восьмой, а то и девятый десяток лет. Это накладывает чисто объективные ограничения на деятельность коллективов, прежде всего - концертную. Да, новые рок-группы появляются, но их совокупность не получается назвать поколением: они разрабатывают то, что открыто и найдено в 196090-е, у них отсутствуют общие признаки, спектр исполняемой музыки исключительно узок, и ими движет только желание играть.

Вслед за музыкантами «постарела» и рок-публика. Доля возрастного контингента, посещающего концерты, возросла, а доля молодежи, которой рок-музыка интересна все меньше - неизбежно и заметно снизилась.

Наконец, оказалась исчерпана внешняя сторона рок-музыки, и атрибутика рок-групп перестала

удивлять молодежь, а ведь именно симпатии молодежи определяют развитие музыки.

Таким образом, пройдя четыре поколения своего развития, рок-музыка, «накопив» исчерпанность своего содержания (то есть стилей) и внешней стороны, характерных для каждого из них, пройдя завершающий, экстенсивный путь своего развития, подошла к предельной оранжевой черте, о которой шла речь выше.

Наконец, логично изучить вопрос о количественном критерии для определения творческой активности рок-исполнителя. Основным критерием такой активности я предлагаю считать студийную активность, то есть запись и выпуск музыкальных альбомов.

Прежде всего, необходимо дать определение такого феномена, как «музыкальный альбом». До недавнего времени попыток предложить адекватное толкование этого термина было немного, однако я предлагаю следующую редакцию определения музыкального альбома:

Студийный музыкальный альбом — сборник музыкальных композиций, записанных на студии звукозаписи. Содержит аудио-материал, записанный за ограниченное количество сессий звукозаписи. Запись представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий подготовку к записи, запись партий инструментов, сведение и мастеринг, и проходящий под контролем продюсера и при участии звукоинженера.

Разумеется, с течением времени все меняется - изменилась и музыкальная индустрия, и музыкальный шоу-бизнес (в том числе его рок-сектор), а вслед за ними - и практика, и значимость создания студийных альбомов.

Музыкантом и продюсером Василием Шумовым (Центр, solo, Москва) предложена классификация поколений студийных музыкальных альбомов:

• первое, когда все, или почти все партии инструментов записывались одновременно, и музыканты коллектива одновременно присутствовали в студии;

• второе, когда партии записывались по отдельности, а затем сводились и обрабатывались на отдельных сессиях;

• третье, когда партии записываются разными музыкантами, в разное время и на разных студиях, часто находящихся на удалении. Причем, в последнее время понятие «студия», вслед за понятием «сессия записи», также нивелируется (например, вся студия может представлять домашний портативный компьютер с несколькими аналоговыми инструментами, или даже, например в электронной музыке, без них).

Также, современные возможности распространения музыкальных записей стирают границу между понятиями «альбом» и «сингл». В истории рок-музыки есть примеры, когда записи, относимые к этим обеим категориям, имеют примерно одинаковую длительности (например, около получаса). В этом случае я рекомендую руководствоваться, во-первых, изначальным значением слова «сингл» (англ. «single» - одиночный, часть целого), а во-вторых, статусом записи, определенном самим исполнителем.

К началу XXI века, с широким распространением сети Интернет, и появившейся возможностью свободного обмена и скачивания музыкальных записей (стриминг), заметно снизилась и ценность студийного альбома. Если раньше его создание было большим, ожидаемым, важным событием как для рок-исполнителя, так и для его поклонников, то теперь, при наличии свободного доступа к неограниченному каталогу артистов (альбомы, концертные записи, сборники, синглы, бутлеги), само создание альбома, при всей сложности и высокой стоимости подобного предприятия, стало весьма затруднительно.

Если во второй половине XX века рок-артисты и несли затраты на создание альбомов и концертную деятельность, то прибыль от продажи записей и выступлений покрывала эти расходы и

позволяла музыкантам обеспечивать свои нужды, то теперь первая из двух указанных статей прибыли свелась к минимуму, сократившись на порядки (достаточно сравнить тиражи альбомов на физических носителях).

Эти изменения внесли определенное смятение в ряды артистов, и единой политики в отношении выпуска альбомов не наблюдается. Одни поспешили заявить, что с практикой выпуска альбомов покончено (многие из них потом продолжили выпускать студийные альбомы). Другие сократили студийную активность. Третьи перешли к практике выпуска макси-синглов. Четвертые принялись осваивать цифровые площадки официальной продажи музыкальных записей, и т.д. Часто можно наблюдать смешанные варианты реализационной политики рок-артистов, когда расходы на создание записей покрываются как их выпуском как на физических носителях и на цифровых площадках, так и различными промо-мероприятиями (адресная рассылка альбомов, распространение пронумерованных альбомов, изданий с благодарностями, автографами и т.д.)

Отдельно стоит отметить краудфандинговые проекты, позволяющие артистам напрямую сотрудничать с потребителем своего творческого продукта путем накопления спонсорских средств на специально созданных для этого платформах.

Наконец, можно указать на артистов, которые и в аналоговые времена вообще сознательно отказались от выпуска альбомов исключительно по причине нежелания работать в студии (можно привести в пример Twisted Sister и Sister of Mercy, которые были на сцене до самого недавнего времени, но при этом их последние оригинальные студийные альбомы датированы 1987 и 1990 годами, соответственно). В противоположность им, можно привести примеры рок-групп, продолжающих регулярно записывать полноценные студийные альбомы.

Несмотря на выше сказанное, мной предлагается считать студийный альбом основным проявлением творческой активности группы. Очень хорошо десятилетие назад высказался о записи альбомов Roger Glover (Deep Purple, Rainbow), назвав альбом срезом времени и состояния группы:

«Моё мнение — мы [Deep Purple - прим. автора] альбомная группа и должны выпускать их, даже если это потребует от нас материальных затрат, потому что это наше призвание.

Возможно, я традиционалист, но я верю в то, что мы должны оставаться теми, кем являемся. Мы можем развиваться в музыке, но мы должны это делать так, как всегда делали. В этом нет ничего плохого.

Альбом словно улавливает момент во времени. И для группы с историей, такой, как наша, это многое значит».

Я склонен согласиться с маэстро: если коллектив способен сосредоточиться на записи альбома, организовать запись и реализовать ее, то это основное и лучшее проявление его работоспособности и креативности, отражение ее творческого потенциала в текущий момент времени и соответствующий период развития.

Опять же, физический возраст, о котором шла речь выше, ограничивает в основном концертную деятельность группы, а вот в качестве обоснования отказа от деятельности студийной, очевидно, принят быть не может.

Таким образом, по целому ряду причин, студийный музыкальный альбом представляется в настоящем исследовании основным внешним проявлением внутренних творческих способностей действующего рок-коллектива, его потенциала и креативности.

Для количественного сравнения активности рок-исполнителей был проведен количественный анализ выпускаемых студийных альбомов по исполнителям и десятилетиям.

При отборе исполнителей и оценке их активности я руководствовался следующими принципами их валидности для исследования:

• выбраны временные промежутки по десятилетиям, начиная с 1960-х и по настоящее время (то есть, представляющие 4 рассмотренных поколения рок-музыкантов, и последующий период);

• были взяты только рок-группы, активные до нынешнего времени (выбытие группы из актива в тот или иной период не позволило бы сравнивать ее активность со сверстниками, или представителями других поколений);

• представлены представители разных стилей рок-музыки;

• представлены разноязычные рок-группы;

• двойные альбомы учитывались как один (согласно приведенному выше определению, двойной альбом все равно записывался в одни и те же сессии одним и тем же кругом лиц, от одинарной пластинки его отличает только объем материала);

• срок выхода альбома учитывался по официальной дате выхода.

Анализ динамики выпуска студийных альбомов по десятилетиям и исполнителям представлен

на графике №2.

Год основания 1960-1969 1970 1979 1980-1989 1990-1999 2000-2009 2010-2019 2020 н.вр. итого

Rolling Stones 1962 7 6 4 2 1 1 0 21

Pink Floyd 1965 3 7 2 1 0 1 0 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scorpions 1965 0 6 4 4 2 2 0 18

Deep Purple 196» 3 7 2 4 2 2 1 21

Judas Priest 1969 _ 5 6 2 3 2 0 18

всего 1з| 31 18 13 8 Б 1 92

AC/DC 1973 6 5 2 2 1 1 17

Iron Maiden 1975 0 7 4 3 2 0 16

Черный кофе 1979 4 3 3 1 0 11

ДДТ 1980 ^ 8 5 3 0 21

Metallica 19S1 4 3 2 1 0 10

Guns^n^Roses 19S5 2 2 1 0 0 5

Ария 19S5 4 3 3 3 0 13

всего б 31 25 19 11 1 S7

Tiamat 19S9 6 3 1 0 10

Lake of Tears 1992 4 3 1 1 9

Сплин 1994 5 5 5 1 16

Ram niste in 1994 2 4 1 0 7

всего » 15 Я 2 42

итого 13 37 49 55 42 27 4 227

%% 1 285 132 112 76 54

График 2 - Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям

(цифровые значения)

Как видно из графика, рок-группы, созданные в течение 1960-х, сразу хорошо «заявили о себе». Но их главный выход состоялся, конечно, в 1970-х. Вместе с группами, основанными в конце 1960-х -начале 1970-х, они выдали почти в 3 раза больше студийных альбомов, целый ряд из которых и поныне считается классикой рока.

В 1980-х группы 70-х существенно, почти в 2 раза, снижают активность, но за счет того, что на рок-небосклоне появляется яркое и энергичное поколение 80-х, общая активность выпуска студийников увеличивается еще на треть. Надо ли говорить, что и здесь нам в наследство остались десятки классических пластинок в самых разнообразных стилях рок-музыки.

1990-е являются последним десятилетием, когда общая студийная активность не только увеличивалась, но при этом стала рекордной. Очевидно, что это происходит за счет того, что к

стабильно записывающимся поколениям 70-80-х присоединяется alternative поколение 90-х. Все вместе они обеспечивают максимальную активность выпуска студийных альбомов из всех десятилетий существования рок-музыки.

В 2000-х рассматриваемая активность снижается на четверть, но в целом можно сказать, что феномен этого десятилетия состоит в том, что все четыре поколения еще были в состоянии стабильно функционировать.

2010-е представляют собой десятилетие тотального, в 2 раза, обвала студийной активности рок-групп, и это - даже по сравнению с 2000-ми. Причина очевидна: исчерпанность рок-музыки как жанра, снижение креативности ее активных единиц, физическое старение музыкантов.

За полтора года наступившего нового десятилетия рок-группами уже выпущено несколько новых альбомов. Экстраполируя их количество на все 2020-е, можно было бы сказать, что их количество приблизится к двум десяткам, однако это был бы чисто механически подход, не учитывающий дальнейшее физическое и креативное старение рок-музыки и музыкантов. Так что, не думаю, что за 2020-е можно ожидать больше 13-15 альбомов - примерно столько же, сколько и в 1960-е, то есть на заре рок-музыки.

Динамика изменения общего количества выпущенных студийных альбомов по десятилетиям представлена на графике №3. Он наглядно представляет проходящую красной нитью через все исследование параболическую активность рок-групп в рамках становления, развития и угасания рок-музыки как культурного явления.

Активность выпуска рок-исполнителями студ й и н ых ал ьбом о в

1960-1969 1970-1979 1980-1989 1990-1999 2000-2009 2010-2019 2020 -н.вр.

График 3 - Активность выпуска рок-исполнителями студийных альбомов по десятилетиям

(графическое изображение)

Таким образом, студийная активность рок-групп является наглядным свидетельством этапов развития рок-музыки.

По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

• появление рок-музыки является следствием рефлексии на Вторую мировую войну послевоенных поколений творческой молодежи;

• выявлены 4 поколения рок-музыкантов, свойственные им временные промежутки развития и примерный набор разрабатываемых стилей;

• студийный альбом является основным критерием творческой активности музыкального исполнителя, валидным для ее сравнения;

• установлена динамика изменений студийной творческой активности рок-исполнителей по

временным промежуткам. Наибольшего уровня указанная активность достигает в 1980-90-е.

Важнейший вывод исследования состоит в том, что рок-музыка как исполнительский жанр близка к исчерпанию.

В различных источниках, посвященных жанру, периодически публикуются интервью с рок-мэтрами, которые на вопрос: «Умер ли рок?» - отвечают совершенно по-разному, и часто -диаметрально противоположно. Я думаю, что это происходит по двум причинам: во-первых, и вопрос, и ответы эмоционально окрашены, а не рассматривают предмет с предложенной в начале исследования информационно-энергетической точки зрения, а во-вторых, не уточняется, что считать «смертью» жанра и на каком временном промежутке она возможна.

С точки зрения изложенного, на этот вопрос можно ответить куда более конкретно. Во-первых, рок-музыка как жанр близка к полному исчерпанию как по причине энерго-информационного и психологического угасания основного фактора, который привел к ее появлению, так и по причине творческой исчерпанности ее основных стилей. Во-вторых, рок-музыка, как любой творческий жанр, не может закончится одномоментно, и какое-то время (возможно, до конца текущего десятилетия) она будет иметь внешние проявления благодаря деятельности как ветеранов, так и новых команд, которые будут разрабатывать уже известные стили, и развиваться исключительно экстенсивно.

©Кочанов А.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.