Научная статья на тему 'О ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИУМА В ПСИХОЛОГИИ И О СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУИРОВАНИИ'

О ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИУМА В ПСИХОЛОГИИ И О СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ / ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пугацкий Михаил Владимирович, Романова Наталья Михайловна

В настоящей статье рассматривается категория «пограничное состояние», а также понятие «граница» как синоним понятию «норма» в концепции пограничных состояний человека и социума. Социальное конструирование представлено как способ преодоления пограничных состояний, предлагается классификация социальных конструктов. Пограничное состояние человека определяется как состояние диссонанса и напряжённости между социальными конструктами. Социальное конструирование представляется как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная на социальное преобразование его существования в целях преодоления мульти-пограничных состояний человека и социума, нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом, рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BORDER STATES OF THE PERSON AND SOCIETY IN LEGAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL CONSTRUCTION

This article discusses the category “border state” as well as the concept of “border” as synonymous with the concept of “norm” in the concept of human and social states. Social design is presented as a way to overcome border states, the classification of social constructs is proposed. A person's borderline state is defined as a state of dissonance and tension between social constructs. Social design is presented as human activity, carried out in cooperation with society, aimed at social transformation of his existence in order to overcome the multi-border states of man and society, to find the meaning of life, to acquire whole states within borders characterized by legality, pragmatism, rationalism, productivity and humanism. Social design, on the one hand, allows to predict the destructive consequences of existing border states of the person and society, and on the other hand -allow to prevent them by working with socially positive constructs.

Текст научной работы на тему «О ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИУМА В ПСИХОЛОГИИ И О СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУИРОВАНИИ»

О пограничных состояниях человека и социума в психологии и о социальном конструировании

Пугацкий Михаил Владимирович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры правоведения института социального инжиниринга, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева» E-mail: 777maikl@mail.ru

Романова Наталья Михайловна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» E-mail: romanova_nm@inbox.ru

В настоящей статье рассматривается категория «пограничное состояние», а также понятие «граница» как синоним понятию «норма» в концепции пограничных состояний человека и социума. Социальное конструирование представлено как способ преодоления пограничных состояний, предлагается классификация социальных конструктов. Пограничное состояние человека определяется как состояние диссонанса и напряжённости между социальными конструктами. Социальное конструирование представляется как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная на социальное преобразование его существования в целях преодоления мульти-пограничных состояний человека и социума, нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом, рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами.

Ключевые слова: состояние, пограничное состояние, социальное конструирование, социальные конструкты.

В настоящий век инфляции ценностей, роста экстремистских проявлений, настроений протеста, ускоренным развитием информационно-телекоммуникационных технологий, при помощи которых совершаются различные преступления, человек сталкивается с массой проблем. Неуверенность в завтрашнем дне, ощущение нестабильности, нереальности происходящего, беспомощности и прочие негативные явления вызывают в человеке состояние противоречия, которое мы называем пограничным состоянием.

Цель исследования - установить возможность преодоления пограничных состояний человека и социума посредством социального конструирования позитивного будущего.

Задачи исследования: 1. Определить понятия: «состояние» и «пограничное состояние» в философских и психологических системах теоретизирования; 2. Раскрыть на основе теории социального конструкционизма классификации конструктов, свойства социального конструирования позитивного будущего; 3. Установить границы моделей социального конструирования.

В основе раскрываемой гипотезы исследования лежит положение о возможности социально-психологической ассимиляции - объединения полярных структур социально-психологического бытия человека в новое целостное качество посредством социального конструирования позитивного будущего, а также возможности выявить те конструкты пограничных состояний человека и социума, которые необходимо редуцировать, и те, которые необходимо усилить для создания целостной личности и целостного общества

Новизна настоящего исследования заключается в том, что:

1. Впервые расширяется содержание понятия «пограничное состояние», которое понимается не только как незна-

130

чительное психическое расстройство, но и как любое состояние социально-психологического диссонанса (напряжённости) между конкурирующими социальными конструктами существования человека и социума (законопослушность-преступность, государственная служба-коррумпированность, радость-печаль, гуманность-человеконенавистничество и пр.).

2. Впервые в психологию вводится понятие «граница» как синоним понятия «норма» применительно к теории пограничных состояний человека и социума.

3. Впервые теория социального кон-струкционизма вводится в концепцию пограничных состояний человека и социума как способ выхода из этих состояний посредством продуцирования социально положительных конструктов и редуцирования социально негативных конструктов деятельности человека и общества в целях придания существованию человека и социума органической целостности.

В философском плане категория «состояние» понимается как изменение, сущность, качество, определённость какого-либо объекта. В психологическом отношении категория «состояние» обозначает различные психические явления.

Пограничные состояния человека в широком смысле, с точки зрения юридической психологии, можно определить как одновременное сосуществовании полярных структур: правомерное и неправомерное поведение, законность и произвол, порядок и хаос и пр. Между этими противоположностями имеется связь, которую в философии называют мерой, в психологии «нормой». В юридической психологии эту связь мы будем называть «граница», поскольку речь идёт о мере «пограничного состояния».

Границей, с точки зрения юридической психологии, мы называем естественное и позитивное право, собственно закон и состояние законности, правосудие, государственная законодательная и исполнительная власть,

правопорядок, правосознание, правомерное поведение, правовая культура, юридическая ответственность, наказание и прочие легальные и легитимные элементы конструкции правовой жизни. Граница существует во многом благодаря самосознанию человека, правомерному общественному сознанию, деятельности органов законодательной власти, правоохранительных и пенитенциарных органов. Граница - это гарант конструктивной социализации личности, обеспечения ее естественных прав и состояний, правопорядка.

Человек является элементом огромной системы - социума, который предстает для всех людей и генетически, и функционально как единое целое. Но социум - это не только субъективированная, но и объективированная реальность, которая так же, как и любой человек - объект материального мира - имеет онтологические, гносеологические, культурологические и другие границы своего существования.

Э. Фромм писал о противоречиях индивидуальной и социальной жизни. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» он указал на то, что человек пытается придать смысл своей жизни, пережив самые «острые потрясения бытия» и в этом поиске жизнь оборачивается против самого человека, потому что он переживает тревогу, вину и стыд. Чтобы этого не произошло, человек должен любить свою жизнь и проникаться любовью к другим людям: «Подлинная свобода и независимость... смогут привести в действие такую силу, как любовь к жизни.» [6]. В этом, на наш взгляд, Э. Фромм видел границу бытия индивида в социуме.

Свой путь к свободе человек может видеть в реформировании социального порядка и даже, в крайнем случае, -в преобразовании его через социальную революцию. И.А. Ильин отмечает, что в обществе ни в коем случае нельзя выходить за границы действующего законодательства, ибо это порождает хаос, анархию и произвол, бесправие и гибель человека и всего общества в целом. Следует добровольно соблю-

131

дать действующие законы и лояльно, т.е. согласно Конституции государства, бороться за лучшие законы. Путь восстаний и революций - это незаконный, а потому гибельный путь, ибо в конце его люди с ужасом обнаруживают, что вместо желанной свободы революция оставила им минимум прав, лишенных к тому же всякой прочной защиты. «Человек призван не к внешнему самоосвобождению от закона..., но к внутреннему самоосвобождению в пределах закона (таков путь лояльности, правопорядка и здорового развития).» [2].

З. Фрейд писал о том, что наступает время толпы, когда человек начинает чувствовать себя «не в своей тарелке», когда он начинает думать и поступать в толпе совсем не так, как если бы был вне неё [5].

С. Московичи поставил две задачи перед социальной психологией: 1) определить причины возникновения толп и 2) найти механизмы управления толпой. С. Московичи писал: «Как только люди собираются вместе, они становятся толпой» [3], но при этом в людях возникает напряжение между рациональным и иррациональным, утрата связи с реальностью, они с лёгкостью подчиняются распоряжениям руководителя толпы. Толпа это не простое скопление людей, а психическая общность.

По мнению Л.Г. Почебут, психология российского общества противоречива, т.к. от индивидуального сознания требуется профессиональная компетентность, а от социального сознания - лояльность в отношении социума. Это означает, что личность оценивается не по результатам своей деятельности, а по степени лояльности к сообществу [4].

А.В. Забарин выделил три типа толпы, разделив каждый тип на подтипы в зависимости от вида доминирующих потребностей: биологических, социально-биологических и социальных. Он назвал толпу «чёрным ящиком», попадая в который человек не осознаёт ответственности за свои поступки [1].

Пограничное состояние социума, как и человека - это состояние диссо-

нанса и напряжённости между социальными конструктами различных социальных институтов: политических партий, общественных объединений, движений, институтов государственной власти и управления.

Под социальными конструктами мы понимаем формы понимания мира, своеобразные образцы, оценочные критерии, которые человек создает для простоты мировоззрения - мироощущения, миропонимания и мировосприятия. Конструкты - это средства социального конструирования будущей социальной реальности.

Можно предложить следующую классификацию социальных конструктов: эмоциональные, волевые, социальные, политические, темпераментально-характериологические, когнитивные, биологические.

Эмоциональные конструкты возникают на основе интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств. Это конструкты-настроения, конструкты-аффекты и конструкты-страсти. Волевые конструкты: побуждения, намерения, решения об осуществлении действия и волевое усилие. Социальные конструкты: статусы, роли, этническая идентичность, религия, социальный контроль, нормы, лидерство. Политические конструкты: государство, право, политические партии, гражданство, политическая власть. Темпераментально-характериологические: характер, темперамент. Когнитивные: мышление, интеллект. Биологические: пол, раса, возраст.

Человек начинает конструирование своего будущего с раннего детства: от похода с родителями в магазин детских игрушек до окончания школы, вуза и работы в организации своей мечты. Данный процесс называют по-разному: представление, воображение, фантазия, мечта, планирование и прочее. В настоящей статье мы называем это социальным конструированием - созданием в нашем сознании конструктов будущей жизни, образов желаемых целей, способов и методов их достижения, актов деятельности. Безусловно,

132

чтобы в полной мере говорить о социальном конструировании, мы должны обратиться к деятельностной психологической теории, экзистенциальной философии и психологии, феноменологии, социальной психологии, педагогической психологии и прочим направлениям психолого-философского знания.

Большое значение для преодоления пограничных состояний имеет социальное конструирование позитивного будущего. Возможность конструирования будущего зависит как от внутренних, так и от внешних конструктов. К внутренним конструктам можно отнести такие, которые непосредственно связаны с человеком: эмоционально-волевые, темпераментально-характериологичес-кие, когнитивные и биологические. К внешним конструктам - те, которые создают внешнюю среду существования человека: социальные и политические.

Человек конструирует мир не индивидуально, а только совместно с другими - через беседы, взаимодействие, совместную деятельность. Ключевыми конструктами здесь являются: общество, язык, нарратив, диалог, язык и прочие. Социальная конструкция -это реальность, созданная самим человеком в результате взаимодействия с окружающим миром. Поведение человека есть реакция на стимулы той социальной конструкции, которую он создал в своём сознании, т.е. реакция на стимулы псевдосреды.

Виды социального конструирования по масштабу: комплексное, фрагментарное; по времени реализации: текущее, среднесрочное, дальнесрочное; по дискурсам приложения: профессиональное, социальное, географическое, политическое, семейное, образовательное, досуговое и прочее.

Социальное конструирование - это деятельность, процесс построения конструкции будущей жизни. Но когда мы говорим о будущем, мы всегда представляем некую временную и пространственную границу между настоящим (текущим) временем и тем, которое ещё не наступило. Но время «наступа-

ет» ежесекундно - то, что за секунду до настоящего было будущим, становится настоящим, а через мгновение -прошлым. Поэтому «горизонт будущего», граница находится в постоянном движении, требующем внесения уточнений, корректив в социальную конструкцию. Следовательно, социальное конструирование - это перманентный, динамичный, диалектический процесс, это постоянное напряжение всех состояний человека - философских, психологических, религиозных и прочих.

На основании вышеизложенного можно определить свойства социального конструирования: длительность, динамичность, диалектичность, целесообразность, смыслообразность, прагматичность, надличностность, социальность.

Длительность выражается в том, что социальная реальность конструируется нами постоянно на протяжении жизни.

Динамичность означает, что этот процесс находится в постоянном изменении, динамике. То, что сегодня представлялось нам как упорядоченность, завтра может представляться как хаотичность. Человек проверяет истинность своей воображаемой конструкции только проживая её реально.

Диалектичность - является источником конструирования через взаимодействия различных по сущности категорий (состояний): свет и тьма, день и ночь, радость и печаль, депрессия и эйфория, ненависть и любовь и прочее.

Целесообразность заключается в постановке цели. Цель - продолжение жизни на более высоком уровне через служение другим людям и соблюдение естественных прав.

Смыслообразность - поиск смысла жизни, наполненного гуманизмом и порядком.

Прагматичность - определение полезных для жизни конструктов существования.

Надличностность - свойство человеческой психики, позволяющее постоянно производить «сверх-усилие» для того, чтобы подняться над своим

133

настоящим «Я»: из настоящего «Я» к «Я-будущему».

Социальность - социальное конструирование является не персонифицированным, а социальным, межличностным процессом.

Состояние человека с точки зрения социального конструирования - это состояние определяющего его жизнь социального конструкта. Например, состояние мышления как когнитивного конструкта, или состояние воли как волевого конструкта, или состояние социального статуса, роли (например, когда в одной личности имеются противоположные тенденции - с одной стороны, государственная служба, а с другой -коррумпированность).

Социум, подобно человеку, постоянно находится в различных пограничных состояниях. Пограничные состояния человека могут преодолеваться социальным конструированием будущего, поэтому последнее можно применить и для преодоления пограничных состояний социума через установление границ его существования: закон, порядок, гуманизм, справедливость и пр. Процесс социального конструирования социума позволяет выявлять его амбивалентные конструкты и придавать существованию социума и человека органическую целостность.

В результате исследования мы можем утверждать, что:

Состояние человека с точки зрения социального конструирования - это состояние определяющего его жизнь социального конструкта.

Пограничное состояние человека -это состояние диссонанса и напряжённости между социальными конструктами. Например, между законом и произволом, агрессией и смирением, волей и безволием, между статусом государственного чиновника и членом преступной группы (коррупционером) и пр.

Социальное конструирование представляется нам как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная на социальное преобразование его существования в целях преодоления мультипограничных состояний челове-

ка и социума, нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом,рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами.

Литература

1. Забарин А.В. Психология толпы и массовых беспорядков: учебник и практикум для вузов / А.В. Забарин. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 211 с. С. 44

2. Ильин И.А. Путь к очевидности: соч. / И.А. Ильин. - М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 912 с. С.267-268.

3. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс / Серж Московичи. Российская академия наук, Институт психологии, Франция, Дом наук о человеке. -Москва: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с. С. 109

4. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: учебное пособие для вузов / Л.Г. Почебут. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. С. 184.

5. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. М.: Изд-во КСП+, 1998. С. 119-196. С.133

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с нем. Э. Телятниковой. - М.: Изд-во АСТ, 2004. - 635 с., С. 26 -(Phiosophy)

ON THE BORDER STATES OF THE PERSON AND SOCIETY IN LEGAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL CONSTRUCTION

Pugatsky M.V., Romanova N.M.

Saratov National Research State University by N.G. Chernyshevsky

134

This article discusses the category "border state" as well as the concept of "border" as synonymous with the concept of "norm" in the concept of human and social states. Social design is presented as a way to overcome border states, the classification of social constructs is proposed. A person's borderline state is defined as a state of dissonance and tension between social constructs. Social design is presented as human activity, carried out in cooperation with society, aimed at social transformation of his existence in order to overcome the multi-border states of man and society, to find the meaning of life, to acquire whole states within borders characterized by legality, pragmatism, rationalism, productivity and humanism. Social design, on the one hand, allows to predict the destructive consequences of existing border states of the person and society, and on the other hand -allow to prevent them by working with socially positive constructs.

Keywords: state, border state, social design, social constructs.

References

1. Zabarin A.V. Psychology of the crowd and mass riots: textbook and workshop for universities / A.V. Zabarin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 211 p. P. 44.

2. Ilyin I.A. The Path to Evidence: Op. / I.A. Il-yin. - M.: ZAO publishing house EKSMO-Press, 1998. - 912 p. S. 267-268.

3. Moskovichi S. Century of crowds: a historical treatise on the psychology of the masses / Serge Moskovichi. Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology, France, House of Human Sciences. - Moscow: Center for Psychology and Psychotherapy, 1996. - 478 p. P. 109.

4. Pochebut L.G. Psychology of social communities: a textbook for universities / LG Study book. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 246 p. P. 184.

5. Freud Z. Psychology of the masses and analysis of the human "I" // Criminal crowd. M.: Publishing house KSP +, 1998.S. 119196. P. 133.

6. Fromm E. Anatomy of human destructive-ness / E. Fromm; per. with him. E. Telyat-nikova. - M.: Publishing house AST, 2004. -635 p., P. 26 - (Phiosophy).

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.