Научная статья на тему 'О подходах к решению проблем развития Дальнего Востока с позиций наращивания влияния и обеспечения лидирующей роли России в тихоокеанском мегарегионе'

О подходах к решению проблем развития Дальнего Востока с позиций наращивания влияния и обеспечения лидирующей роли России в тихоокеанском мегарегионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лебедев В. Н., Якушев А. Ж.

Все ныне разрабатываемые и предлагаемые к реализации программы развития российского Дальнего Востока базируются на концепции «догоняющего» развития. При этом развитие дальневосточных территорий России предполагается осуществлять преимущественно на основе реализации биосферных, а также транзитных проектов при государственной поддержке инвестиций в инфраструктуру региона. Одновременно разработчиками большинства концепций декларируется, что инвестировать в региональные проекты помимо государства готовы как российские корпорации, специализирующиеся на добыче, транспортировке и переработке сырья на уровне низких переделов, так и иностранные партнеры, нуждающиеся в сырье и в энергии. Тем самым, на Востоке России целенаправленно и на долгосрочную перспективу закрепляется преобладание биосферного и транзитного укладов региональной экономики. Разработчики таких концепций и программ искренне рассчитывают, что подобная государственная экономическая политика автоматически приведёт к росту валового продукта территории со всеми положительными последствиями (в том числе, социальными). Однако, действуя подобным образом, Российская Федерация не сможет сформировать условия стратегической устойчивости развития своих дальневосточных территорий. Отставание России в создании и потреблении прибавочной стоимости от сопредельных государств будет все больше и больше увеличиваться, в том числе, за счёт наращивания прямых и транзитных поставок дешёвого российского сырья соседям. При этом, простое наращивание объемов инвестиций, направляемых в данный регион, только повысит его привлекательность территории для «захвата» несиловыми методами и, как следствие, риск нарушения территориальной целостности нашей страны. В этой обстановке демографическая ситуация неизбежно ещё более ухудшится, что сформирует вторичные предпосылки для возникновения политических проблем. При подобной «колониальной» экономической модели развития территории будет постепенно нарастать риск полной или частичной потери суверенитета России над Дальним Востоком. По мнению авторов, необходимо принять меры к изменению фиксируемых негативных тенденций…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лебедев В. Н., Якушев А. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подходах к решению проблем развития Дальнего Востока с позиций наращивания влияния и обеспечения лидирующей роли России в тихоокеанском мегарегионе»

о подходах к решению проблем развития дальнего востока с позиций наращивания влияния и обеспечения лидирующей роли россии в тихоокеанском

мегарегионе

В. Н. ЛЕБЕДЕВ,

президент Центра экономических, управленческих и правовых инициатив «Стратегия»

а. ж. Якушев,

ведущий эксперт Центра экономических, управленческих и правовых инициатив «Стратегия»

Все ныне разрабатываемые и предлагаемые к реализации программы развития российского Дальнего Востока базируются на концепции «догоняющего» или «выравнивающего» развития1. При этом развитие дальневосточных территорий России предполагается осуществлять преимущественно на основе реализации биосферных, а также транзитных проектов при государственной поддержке инвестиций в инфраструктуру региона. Одновременно разработчиками большинства концепций декларируется, что инвестировать в региональные проекты помимо государства готовы как российские корпорации, специализирующиеся на добыче, транспортировке и переработке сырья на уровне низких переделов, так и иностранные партнеры, нуждающиеся в сырье и в энергии2. Тем самым, на Востоке России целенаправленно и на долгосрочную перспективу закрепляется преобладание биосферного и транзитного укладов региональной экономики. Разработчики таких концепций и программ искренне рассчитывают, что подобная государственная экономическая политика автоматически приведет к росту валового продукта территории со всеми положительными последствиями (в том числе и социальными).

1 По отношении к другим территориям Российской Федерации.

2 Прежде всего, государства и зарубежные корпоративные потребители, нуждающиеся и заинтересованные в гарантированных и долго-

срочных поставках природного сырья и вырабатываемой энергии.

Действуя подобным образом, Российская Федерация не сможет сформировать условий стратегической устойчивости развития своих дальневосточных территорий. Отставание России в создании и потреблении прибавочной стоимости от сопредельных государств будет все больше и больше увеличиваться, в том числе за счет наращивания прямых и транзитных поставок дешевого российского сырья соседям. При этом простое наращивание объемов инвестиций, направляемых в данный регион, только повысит его привлекательность как территории для «захвата» несиловыми методами и, как следствие, возникнет риск нарушения территориальной целостности нашей страны. В этой обстановке демографическая ситуация неизбежно еще более ухудшится, что сформирует вторичные предпосылки для возникновения политических проблем. При подобной «колониальной» экономической модели развития территории будет постепенно нарастать риск полной или частичной потери суверенитета России над Дальним Востоком3.

По мнению авторов, необходимо принять меры к изменению фиксируемых негативных тенденций. К

3 Прежде всего, в интересах сопредельных государств, хотя никто не будет отрицать, в том числе и авторы, что в определенных реалиях (например, кризис 1998 г., период послекризисной адаптации России и т. п.) подобные политико-экономические решения являются порой единственно возможными, а следовательно, и взаимовыгодными (с позиций выживания России).

решению поднятых проблем необходимо подходить не с позиции такой частной задачи, как Развитие Дальнего Востока, а с позиции сохранения реальной целостности России и укрепления стратегических позиций России в тихоокеанском мегарегионе.

Экономика Дальнего Востока в последние годы развивается в соответствии с общими тенденциями социально-экономического развития Российской Федерации. Однако темпы роста на Дальнем Востоке устойчиво отстают от общенациональных и сибирских темпов роста. При пассивном отношении к данному макрорегиону консервация подобных тенденций приведет к перманентно повышенной нагрузке на федеральный бюджет, связанной с социальной поддержкой и «эвакуацией» значительной части населения в более благополучные регионы, что создаст угрозу нарушения территориальной целостности страны.

На Дальнем Востоке (как и в любом другом крупном регионе Российской Федерации) реализуются долговременные специфические геостратегические цели государства. Долгосрочные интересы России, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евроазиатское экономическое пространство, в том числе обеспечение влияния России в АТР, контроль за важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда через развитие Сибири и Дальнего Востока на основе эксплуатации сырьевых ресурсов могут обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.

Если бы дальневосточный макрорегион был в состоянии в рамках рыночных механизмов самостоятельно обеспечить одновременно решение стратегических задач, то не возникало бы и особой проблемы. Однако в короткие сроки невозможно обеспечить автономную тонкую настройку взаимодействующих рынков, структуру макроэкономических параметров, настройку механизмов функционирования институтов так, чтобы общественные ресурсы автоматически концентрировались на достижении приоритетных стратегических целей. Именно поэтому действие рыночных сил должно подкрепляться и/или корректироваться целесообразной государственной политикой социально-экономического развития.

Анализ тенденций, условий и факторов перспективного развития дает основания утверждать следующее. Вне установок и мероприятий стратегии экономика Сибири способна развиваться достаточно устойчиво и во вполне рыночных тенденциях с темпами прироста на уровне 4 — 5 % в год в течение ближайших 10 —15 лет. Инерционный вариант развития Дальнего Востока также не позволяет развиваться

18 -

в 2006 — 2010 гг. темпом выше 5 % в год, а в 2011 — 2015 гг. темпы роста могут даже снизиться до уровня 2,5 — 3 % в среднегодовом исчислении. Достигнуть среднегодовых темпов роста ВРП в период 2006 — 2010 гг. равных 8,4 %, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2006 № 419 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480» также невозможно, если на территории Дальнего Востока реально не начнут осуществляться в рамках долгосрочной стратегии крупные инвестиционные проекты4.

Позиция в отношении состояния вопроса «Развитие Дальнего Востока». В результате глобализации мировой экономики, особенно благодаря наращиванию Россией объемов международного сотрудничества в области энергетики, добычи ресурсов и транспорта, пространство жизненных интересов Китая, Кореи и Японии все больше и дальше распространяется на восточные территории Российской Федерации.

При этом экономически слабо развитые и малонаселенные районы Сибири и Дальнего Востока оказываются «один на один» с гигантским экономическим и демографическим потенциалом соседних государств, который не может не влиять на них.

Впечатляющая динамика экономического развития сопредельных с российским Дальним Востоком стран, вступление России в ВТО и иные варианты интеграции России в мировое сообщество объективно предопределяют усиление угрозы суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, а следовательно, насущную необходимость преодоления этого вызова истории.

Декларируемые стратегические задачи регионального развития Дальнего Востока, которые формулируются в большинстве официальных и неофициальных документов и в СМИ, известны и не вызывают существенных разногласий даже у антагонистически настроенных друг к другу политических партий.

Данные стратегические задачи сводятся к следующему:

• сохранение постоянного населения региона посредством повышения уровня и качества его жизни, привлечение в регион дополнительного населения, развитие человеческого капитала региона;

4 В статье использованы материалы итоговых документов Дальневосточного международного экономического форума «Проект долгосрочного социально-экономического развития Востока России», Хабаровск, 5 — 6 октября 2006 г.

• диверсификация и развитие экономики

региона.

При этом справедливо констатируется, что потенциал природных ресурсов и географического расположения региона огромен и что этот потенциал может быть реализован при условии интенсивного и масштабного привлечения в регион необходимых инвестиций5 и трудовых ресурсов6. Типовая постановка «стратегических» задач в значительной степени подвержена сложившимся стереотипам решения аналогичных либо схожих проблем в других регионах России. Характерным примером такого подхода является Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1995 — 2005 годы и до 2010 года». Программа включает в себя совокупность проектов, в основном инфраструктурных, необходимость и значимость каждого из которых несомненна. Возможные синергетические эффекты реализации программы и ее влияние на происходящие в регионе процессы практически не рассматриваются.

Есть основания полагать, что подобная постановка задач не является адекватным ответом не только стратегическим вызовам истории, но даже вызову сегодняшнего дня. На Дальнем Востоке подобные «стратегические» подходы, с одной стороны, способствуют решению проблем только в краткосрочной перспективе («замораживанию»), с другой стороны, существенно усугубляют ключевые аспекты этих проблем в более долгосрочной (стратегической) перспективе.

В частности, государственное инвестирование в развитие транспортной инфраструктуры территории объективно способствует вывозу наиболее доступной части природных ресурсов из страны. Улучшение в регионе социальной инфраструктуры и условий для ведения малого и среднего предпринимательства способствует привлечению населения из дальнего и ближнего зарубежья, лояльность которого России вызывает сомнения 7.

Необходимо также отметить, что в настоящее время в мире активно реализуется комплекс проектов виртуальной постэкономики и инновационной экономики, которые в обозримом будущем резко снизят или сведут на нет зависимость индустриальных мегарегионов от поставщиков сырья и

5 К сожалению, прежде всего иностранных.

6 Аналогично.

7 В СМИ периодически появляются сообщения о том, что власти

сопредельных государств, прежде всего КНР, всеми доступными и относительно легальными способами стимулируют переселение

на дальневосточные территории России своих граждан, наиболее активных и подготовленных соответствующим образом (в том числе материально) для ассимиляции.

энергоресурсов8. Российская Федерация является важнейшим целевым объектом таких программ. Проект реализуют страны «большой семерки». Однако это особенно актуально и характерно для лидеров новых индустриальных мегарегионов (например, АТР и формирующегося мегарегиона Северо-Восточного побережья Тихого океана), поскольку они располагают огромным неизрасходованным потенциалом развития.

Все это позволяет усомниться в стратегической целесообразности для России приоритетного развития на территории Дальнего Востока биосферного экономического уклада. Безусловно, зарубежные партнеры Российской Федерации крайне заинтересованы в реализации проектов именно такого рода и всячески подталкивают нашу страну к созданию энергетической, биосферной и транзитной экономики России9 в рамках международного разделения труда, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Никто не отрицает, что подобные ресурсные проекты возможно и нужно реализовывать, но только для решения задач максимум 10 — 20-летнего горизонта планирования, жестко подчиненных реализации стратегических задач более высокого уровня. Однако возможность эффективного для России включения в систему международного разделения труда и сохранения влияния в мире посредством контроля за источниками ресурсов и энергии вызывает сомнения.

В условиях существенной транспортной оторванности территории Дальнего Востока от Центральной России, которая оказывает объективное влияние на экономику региона и конкретные жизненные условия людей, происходит формирование особой версии русской культуры и менталитета, несущих в себе черты изолированности от основной территории России и элементы культур сопредельных государств. Эта ситуация в определенной степени напоминает явление, описанное в романе «Остров Крым». Происходят ослабление и разрыв родственных и человеческих связей граждан России, живущих в различных частях страны, утрачивается один из самых мощных цементирующих любое государство факторов. Это происходит под воздействием многих социальных факторов, а для Дальнего Востока это многократно усилено экономической недоступностью, а подчас дефицитностью и дорого-

8 Например, Европейская энергетическая хартия.

Здесь не лишним будет вспомнить нашего великого соотечественника Д. И. Менделеева и его слова «Топить можно ведь и ассигнациями!», которые он произнес, возражая против простого сжигания нефти в качестве топлива.

9 В разработке и сопровождении реализации ряда подобных проектов также участвует и Стратегия-Центр.

визной услуг магистрального транспорта, связывающего восточные регионы Российской Федерации с территориями, расположенными западнее.

С другой стороны, странами Северо-Восточного побережья Тихого океана, особенно Южной Кореей и Японией, в настоящее время реализуются проекты виртуальной постэкономики, направленные на установление собственного доминирования в экономическом мегарегионе (экономического, идеологического, ментального). В том числе, предполагается доминирование над территорией российского Дальнего Востока. Существуют программы вовлечения граждан России в экономическое, культурное и социальное пространство сопредельных государств, несмотря на значительную разницу в менталитетах.

Данный фактор должен быть учтен при формировании Концепции развития дальневосточных территорий России и Стратегии развития России, потому что он носит уже не столько экономический, а, прежде всего, политический характер.

Противодействовать данной тенденции необходимо как на уровне формирования планов развития магистрального транспорта, так и на уровне разработки и реализации именно на Дальнем Востоке предельно инновационных проектов (внедрения прорывных технологий, производства изделий, обладающих уникальными потребительскими свойствами, и т. д.) и проектов виртуальной постэкономики.

Следует еще раз подчеркнуть, что основной риск для России в настоящее время заключается во включении территории российского Дальнего Востока в зону реальных жизненных интересов сопредельных государств, в первую очередь КНР, или иных центров силы, что грозит последующей потерей Россией суверенитета вначале над отдельными объектами и экономическими зонами дальневосточной территории, а далее — над территорией в целом. Круг технологий проведения политики установления контроля за территорией, которые могут быть применены «оппонентами», весьма широк и постоянно пополняется и непрерывно совершенствуется. Реализация сценария полного или частичного лишения России суверенитета над Дальним Востоком тем более вероятна, чем более социально-экономические показатели развития «оппонентов», особенно их сопредельных территорий, выше соответствующих показателей России и территории Дальнего Востока.

Складывающуюся ситуацию необходимо переломить в течение ближайшего десятилетия. В противном случае траектории развития перейдут в другое, негативное для стратегических интересов

20 -

нашей Родины пространство координат, и мы столкнемся с качественно новой ситуацией, на преодоление которой понадобится существенно больше ресурсов, иная концентрация политической воли и применение государством непопулярных (и даже нежелательных) инструментов управления.

Предложения по формированию Концепции развития дальневосточных территорий Российской Федерации. Стратегической целью развития Дальнего Востока должно являться реальное вхождение экономических субъектов, хозяйствующих на территории, в состав экономического мегарегиона, формирующегося на Северо-Восточном побережье Тихого океана на условиях, максимально выгодных для России, при безусловном сохранении суверенитета и территориальной целостности России. Для этого территория Дальнего Востока, как составляющая часть единой России должна стать одним из новых центров притяжения ресурсов и определения (навязывания) правил и условий деятельности в мегарегионе в условиях глобализации. Только такое положение Дальнего Востока и именно активная стратегия и тактика позволят России сохранить свое место и влияние в мире через несколько десятилетий. Данная стратегическая цель формируется из предпосылки, что объективные процессы глобализации, происходящие в тихоокеанском мегареги-оне и в мире в целом, необходимо использовать на благо России, поскольку в одиночку противостоять им невозможно.

Стратегические задачи развития Дальнего Востока представляют собой ряд необходимых, но не достаточных самих по себе10, условий реализации стратегической цели — уменьшения или полной нейтрализации рисков потери суверенитета России над территорией Дальнего Востока, а именно:

1. Многократное увеличение и качественное улучшение показателей социально-экономического развития региона, особенно показателей, характеризующих качество развития. Возможно, ключевым показателем этой группы являются объем производства чистого внутреннего регионального продукта (ЧВРП) 11 и объем потребления ресурсов регионом, что является

10 На данном этапе аналитических исследований авторы не берут на себя профессиональной ответственности за полноту списка стратегических задач, решение которых приведет к реализации поставленной цели.

11 Показателем является экологически отрегулированный чистый внутренний региональный продукт (ЧВРП). Из величины ВРП вычитается потребление основного капитала, затем вычитается потребление природного капитала, затем потребление завезенной в регион стоимости (оборотного капитала). Скорректированный таким образом ВРП отражает объем чистой добавленной стоимости, созданной в экономике и предназначенной для дальнейшего воспроизводства и развития.

необходимым условием его устойчивого развития. По мнению авторов, более точным индикатором является добавленная стоимость, созданная и инвестированная (потребленная) в регионе12. Значения этих показателей должны быть не ниже критических значений, определяемых, во многом, показателями сопредельных регионов зарубежных стран.

2. Привлекательность территории для проживания россиян, желающих жить в России и не отделяющих интересов своей «малой родины» от интересов России в целом — важнейшее условие социально-экономического развития региона. Проживание человека и его близких в регионе можно рассматривать как «важнейшую форму инвестиций», при которой человек инвестирует в развитие среды обитания свои ресурсы и жизненные силы. Без соблюдения этого условия любой инвестиционный проект, несмотря на продекларированную его общественную значимость и доказанную финансово-экономическую привлекательность, объективно ведет к «колониальной» модели развития, сопряженной с изъятием ресурсов региона в пользу других (в данном случае — других территорий).

3. Оптимальность пропорций, в которых различные экономические уклады будут представлены в создаваемой на территории части экономического региона. Представляется сложным определить однозначно, какой экономический уклад должен определять систему организации хозяйственной деятельности на территории Дальнего Востока, однако по результатам экспресс-анализа, проведенного Стратегия-Центром™, представляется, что это должен быть инновационный уклад. В формируемый на Дальнем Востоке промышленно-инновационный комплекс должны войти:

• предприятия обрабатывающих отраслей высоких степеней передела — как необходимое условие формирования на их базе, с их участием или в качестве реакции на их передовые потребности предприятий инновационной экономики;

• непосредственно предприятия инновационной экономики;

• предприятия инфраструктурной транзитной экономики, оказывающие широкую гамму транспортных услуг, не потребляемых территорией , деловых услуг, направленных на трансфер на территорию, с территории или через территорию интеллектуальной собственности, финансовых и других ресурсов;

12 Не путать с налоговой базой НДС, хотя возможно налоговая база НДС может быть использована в качестве исходных данных при тестовых расчетах.

• проекты виртуальной постэкономики — как необходимое условие создания на территории России «центра развития» в формирующемся экономическом мегарегионе. Одним из таких проектов должно стать формирование многочисленных и предельно беспроблемных связей (в том числе, телекоммуникационных) предприятий и населения Дальнего Востока с предприятиями и населением других отраслей и регионов России. Необходимо стимулировать всеми доступными государству средствами и способами укрепление как деловых, так и чисто человеческих связей. «Оппоненты» реализуют в своих собственных интересах подобные проекты (контрпроекты по отношению к России), направленные, прежде всего, на передовых представителей отечественного бизнеса и на наиболее образованных и талантливых представителей нашей молодежи;

• особый подход следует сформировать в отношении развития предприятий дальневосточного региона, осуществляющих эксплуатацию биосферных ресурсов. Их развитие не должно являться основой и приоритетом развития экономики территории. Оно должно определяться, прежде всего, потребностями самого Дальнего Востока, потребностями решения задач, поставленных руководством России при концептуальном проектировании развития территории. В любом случае реализация вне территории России биосферной ренты от использования ресурсов, добываемых на территории России, в том числе на Дальнем Востоке, должна быть минимизирована. В противном случае вырученные ресурсы будут, по крайней мере частично, направляться на усиление потенциала соседних территорий и государственных образований.

4. Квалифицированное и устойчивое государственное управление процессом комплексного и гармоничного развития Дальнего Востока как неотделимого, условно обозначенного на карте и в иных документах элемента России, направленное на стимулирование и повышение эффективности использования частных инициатив, интеллектуальных и управленческих ресурсов для достижения общефедеральной стратегической цели развития. Такое управление может возникнуть лишь при условии наличия политической воли и последовательном ее воплощении в реальную жизнь.

Описание образа, методов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных стратегических целей и решения стратегических задач России в

- 21

тихоокеанском мегарегионе. Для достижения стратегических целей необходимо, прежде всего:

а) формирование образа будущего территории российского Дальнего Востока в экономическом, социально-политическом, национально-политическом, внешнеэкономическом, внешнеполитическом и военно-политическом а также в других аспектах;

б) определение и закрепление принципов стратегического поведения.

По мнению авторов, главным в этом образе будущего должно стать место Российской Федерации и ее дальневосточных территорий в тихоокеанском мегарегионе (в экономических регионах АТР и Северо-Восточного побережья Тихого океана).

Исходным объективным преимуществом России в сложившейся ситуации является географическое положение территории, наличие уникального стратегического резерва — биосферных ресурсов и неосвоенных земель, а также наличие определенного, но, к сожалению, мало востребованного научного задела для формирования инновационной экономики. Потенциал природных ресурсов и географического расположения региона огромен. Однако он может быть «правильно» 13 реализован только при условии инвестиционной привлекательности территории и перманентного повышения привлекательности региона для проживания людей, лояльных России, в том числе тех кто ныне проживает в других регионах.

Проектировать положение Дальнего Востока в экономическом мегарегионе, вытекающее из сформулированной стратегической цели, следует исходя из того, что на территориях тихоокеанского мегарегиона уже сформировались центры массового производства определенного класса товаров и услуг (Южная Корея, КНР, другие). Прямая конкуренция с ними в силу ряда широко известных факторов нецелесообразна, однако необходимо учитывать следующее:

• доступ к биосферным ресурсам, расположенным на восточных территориях России, является одним из важных условий развития (а порой — и выживания) большинства сопредельных территорий иностранных государств, особенно КНР, где нужны именно дешевые и разноплановые природные ресурсы;

• в Японии функционирует сложившаяся инновационная экономика, успешно ведется создание системы проектов виртуальной постэкономики. В Южной Корее инновационная экономика интенсивно формируется, в Китае этот процесс начинается.

В подобных условиях, учитывая ускорение развития социально-экономических процессов, планируемая или прогнозируемая динамика развития Дальнего Востока явно недостаточна для достижения сформулированной стратегической цели в актуальные сроки.

Сложившиеся в Российской Федерации подходы к территориальному и региональному развитию не позволяют решить поставленную задачу в силу значительных преимуществ в социально-экономическом развитии, достигнутых сопредельными государствами- «оппонентами» при реализации стратегической цели России.

Сформулированная стратегическая цель может быть реализована при использовании инновационных методов стимулирования развития территории в соответствии с планами, ориентированными только на собственные конкурентные интересы России в тихоокеанском мегарегионе. Это потребует инноваций, в первую очередь в управлении самим процессом развития.

Понятие и способы достижения инвестиционной привлекательности широко известны. Однако существуют как общеэкономические показатели, инструменты и механизмы повышения инвестиционной привлекательности, так и специфические показатели, инструменты и механизмы, различные для различных инвестиционных рынков и групп инвесторов.

Поэтому должна быть сформирована и последовательно реализовываться целеориентированная инвестиционная политика, которая, несмотря на действие «невидимой руки Смита», позволит привлекать ресурсы преимущественно с тех инвестиционных рынков и именно тех институциональных инвесторов, которые стратегически приемлемы для России. И направляться инвестиции должны преимущественно в заданные именно российскими стратегическими планами социально-экономического развития проекты и производства при условии создания укладов, необходимых для достижения лидирующего положения России в экономическом мегарегионе СевероВосточного побережья Тихого океана.

Всем известны основные объективные факторы, существенно снижающие14 инвестиционную привлекательность региона именно для отечественных инвесторов, и привлекательность региона для проживания россиян из регионов западнее Урала, прежде всего, это:

• транспортная удаленность от основных финансовых, производственных, научно-культурных

13 Прежде всего, в интересах будущих поколений россиян. 14 Но фатально не определяющих.

и административных центров России. К сожалению, эта удаленность в силу объективных факторов, использованных при проведении проектов, по формированию на Дальнем Востоке образа будущего и взглядов населения;

• отсутствие внутрирегиональной развитой инфраструктуры различного (не только транспортного) назначения;

• большое количество районов и муниципальных образований, экономика которых находится в инвестиционной фазе развития и не накопила потенциала, необходимого для саморазвития и успешной конкуренции за ресурсы с другими регионами России и зарубежных стран, утратила конкурентный потенциал в результате экономической политики государства последних 15 лет. В условиях реализуемой в России политики выравнивания условий экономической деятельности территория Дальнего Востока, в силу сформулированных выше объективных факторов, становится не привлекательной для инвестиций отечественного капитала, сосредоточенного в центрах экономического роста, расположенных в Центральной России и Западной Сибири15. Дальний Восток имел преференции в сфере экономического и социального развития, по отношению к европейской части России, на протяжении всей своей истории. Эти преференции компенсировали объективные факторы его непривлекательности для инвестирования и проживания в сравнении с другими территориями России. При ликвидации этих преференций Дальний Восток заведомо проигрывает, базовые условия экономической деятельности на его территории становятся хуже, чем в среднем по стране. Инвестиции государственных средств, направленные на ускорение развития, не компенсируют этого проигрыша, который имеет гамму негативных проявлений в социально-экономической сфере. Одно из таких проявлений — преобладание биосферного экономического уклада, сопряженного с вывозом с территории прибавочной стоимости (вместе со значительной частью природной ренты) на другие территории, в том числе в зарубежные страны.

Необходимо установить для российского Дальнего Востока специальные кратко- и долгосрочные преференции, способствующие ускоренному16

15 Необходимо отметить, что инвестиционная активность и соответствующий экономический рост в Тюменской области сопровождаются ростом населения. Это происходит не в самом благоприятном для проживания климате и опровергает тезис о том, что природно-климатические условия Дальнего Востока являются препятствием на пути развития территории.

16 Опережающему в ближайшие 5 — 10 лет по темпам другие

регионы.

социально-экономическому развитию территории. Например, значительные федеральные налоговые льготы, особо благоприятный административный режим предпринимательской деятельности, прежде всего ее инвестиционного аспекта. При этом система предоставления преференций должна быть построена так, чтобы минимизировать уход с территории ресурсов и доходов, полученных экономическими субъектами в результате использования льгот.

Безусловно, что государственные инвестиции в развитие субъектов биосферного экономического уклада, реализуемые в форме программ и проектов, остро необходимы для ускорения развития территорий Дальнего Востока. Однако, по мнению авторов, основным фактором успешного развития огромных восточных территорий России является повышение производства продукции переделов высокого уровня и повышение за счет этого производства и потребления на данной территории чистого внутреннего регионального продукта (ЧВРП). Это является основой (ключевой предпосылкой) повышения инвестиционной привлекательности территории и привлекательности ее для россиян в качестве места проживания. Причем вопросы производства и потребления ресурсов на территории должны решаться комплексно, с соблюдением необходимых макроэкономических и микроэкономических пропорций. Расходование на территории ресурсов из внешних по отношению к ней источников в виде инвестиций или программ субсидирования без соответствующего прироста производства ЧВРП на территории приведет к неэффективному использованию этих ресурсов или их выводу (уходу) с территории в более привлекательные зоны. Производство на территории больших объемов ЧВРП, который в дальнейшем будет вывезен, приведет к ее деградации, что естественно для колониальных форм территориального развития.

При этом в число ключевых индикаторов эффективности государственной политики, реализуемой на Дальнем Востоке федеральными органами власти, в обязательном порядке должны входить17:

• темпы роста производства на данной территории продукции высокого или финального уровня переделов;

17 В силу комплексирования и координации предпринимаемых государством усилий и индикативных показателей военные аспекты «дальневосточной проблемы» в Аналитической записке не затрагиваются.

• темпы роста потребления на данной территории чистого18 внутреннего регионального продукта;

• система специальных интегральных показателей, характеризующих качество19 развития (особенно качество жизни населения) и качество населения, структуру экономики, образования, науки и культуры, степень их зависимости друг от друга. Показателей, позволяющих оценить количественно силу системообразующей и сис-темостабилизирующей взаимосвязи20 региона21 с другими российскими регионами, а также уровень реальной текущей конкурентоспособности и уровень конкурентного потенциала нашей дальневосточной территории по отношению к сопредельным территориям. Привлекательность территории в качестве

места постоянного проживания определяется как общими факторами, так и факторами, к которым особенно чувствительны отдельные социальные и национальные группы населения. Например, для предпринимателей малого и среднего бизнеса, не разделяющих территорию деятельности и территорию проживания, условия ведения экономической деятельности во многом делают регион привлекательным местом проживания. Это относится и к другим группам мобильных людей, для которых возможность творческого, адекватно вознаграждаемого труда является одним из основных факторов выбора территории для проживания. Для достижения поставленной стратегической цели должна быть сформирована миграционная политика, которая привлечет людей, относящихся к определенным социальным, национальным, религиозным группам, в заданные отрасли экономики при необходимом расселении по территории. Можно предположить, что на Дальний Восток целесооб-

18 Прежде всего, частично «очищенного» от природных и транзитных рентных платежей в пользу региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 В том числе, устойчивость.

20 Не только административно-политической и межбюджетной зависимости.

21 Как неотделимого элемента большой системы под названием

«Россия».

разно привлекать пассионарное население, которое ментально несовместимо с населением сопредельных иностранным территорий. То есть население, для которого полный суверенитет России над территорией является необходимым условием привлекательности территории для проживания и готовое защищать этот суверенитет и свои интересы при помощи широкого круга технологий.

Целесообразно разработать специальный федеральный закон, определяющий содержание и порядок внешней миграции в районы Сибири и Дальнего Востока с учетом международных договоренностей и ориентированный на окончательное правовое закрепление процедур по самым острым вопросам (предоставление вида на жительство, предоставление земельных участков и т. д.). Целесообразно рассмотреть вопрос о создании специальной федеральной программы по регулированию миграции из стран АТР на территорию Сибири и Дальнего Востока, главной задачей которой могли бы стать четкое разделение ролей и координация действий федеральных, региональных и местных властей по этому поводу22.

Для более высокого уровня системного обоснования и активного преодоления проблем развития Дальнего Востока стратегические задачи развития региона следует решать, исходя из сверхзадачи обеспечения лидирующей роли России на Тихом океане, в частности обеспечения роли России как одного из доминирующих центров силы (влияния) экономического мегарегиона северо-восточного побережья Тихого океана.

В конечном итоге, это задача обеспечения будущего России на ближайшие сто — сто пятьдесят лет при сценарии, не предполагающем нарушения объективно реализующихся тенденций развития. Данный сценарий предполагает смещение центров силы мировой политики и мировой экономики с берегов Атлантического океана на берега Тихого океана

22 Материалы итоговых документов Дальневосточного международного экономического форума «Проект долгосрочного социально-экономического развития Востока России», Хабаровск, 5 — 6 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.