Научная статья на тему 'О подходах к принятию маркетинговых решений в розничной торговле'

О подходах к принятию маркетинговых решений в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕКЛАМА / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKETING DECISIONS / STRATEGIC DECISIONS / TACTICAL DECISIONS / RETAIL TRADE / ADVERTISING / MARKETING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таташева Элина Вахитовна

В статье рассматриваются основные подходы к содержанию маркетинговых решений в розничной торговле; идентифицированы концептуальные подходы к разработке маркетинговых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On approaches to marketing decision making in retail

The main approaches to contents of marketing decisions in retail trade are considered; conceptual approaches to development of marketing decisions in the conditions of economic recession.

Текст научной работы на тему «О подходах к принятию маркетинговых решений в розничной торговле»

субъектов МСП, состоящую из РГО и АКГ, работающих по единым стандартам и технологиям.

Примечания:

1. Погосян В.В. Перспективы развития банковского сектора / Погосян В.В. // Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Том 2. Материалы секции "Проблемы и перспективы развития экономики и торговли на современном этапе". - Пятигорск : Рекламно-информационное агентство на Кав-минводах, 2012. - 284 с.

2. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Погосян В.В. // KANT: экономика и управление. - 2015. -№2(15).-С. 96-100.

3. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития производства и структуры промышленности в регионах / Погосян В.В. // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2011.-316 с.

4. Погосян В.В. Инновационные и инвестиционные проекты и технологии как фактор модернизации отрасли / Погосян В.В. // Модернизации индустрии рекреации, санаторно-курортного

дела и туризма : материалы Международной научно-практической конференции. Геленджик, 2010 г. - Пятигорск - Невинномысск : ПФ РГТУ, НГГТИ, 2010,-538 с.

5. Погосян В.В. Развитие теории и методов реструктуризации автотранспортного предприятия : дис.... к. э. н. - Ставрополь, 2006.

6. Биндасова H.A. Инвестиции : учебное пособие / H.A. Биндасова - Пятигорск : РИА-КМВ, 2012.

7. Биндасова H.A. Развитие регионального рынка жилой недвижимости (на материалах Ставропольского края) : дис.... к. э. н. - Ставрополь, 2006.

8. Голубина Ж.И., Марченко C.B. Формирование источников финансирования предприятий сферы АПК: проблемы и альтернатива // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-2 (59-2). -С. 561-563.

9. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая экономика. - 2015. - № 2. - С. 23-28.

Ю.Дмитриева И. Е., Погосян В. В., Биндасова Н. А. Зарубежный опыт стимулирования кредитования малого бизнеса // Научно-практическое издание. Серия "Ученые записки Российской академии предпринимательства" Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. - Выпуск XLIV. - 2015. - С. 315-325.

ON APPROACHES ТО MARKETING DECISION MAKING IN RETAIL

Tatasheva Eiina Vashitovna, Post-graduate Student, Chechen State Pedagogical Institute, Grozniy E-mail: eiinatatasheva@rambler.ru

The main approaches to contents of marketing decisions in retail trade are considered; conceptual approaches to development of marketing decisions in the conditions of economic recession.

Keywords: marketing decisions; strategic decisions; tactical decisions; retail trade; advertising; marketing activity.

УДК 339.138:658.87 О ПОДХОДАХ К ПРИНЯТИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ

В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

© ТаташеваЭ.В., 2015 В статье рассматриваются основные подходы к содержанию маркетинговых

решений в розничной торговле; идентифицированы концептуальные подходы к разработке маркетинговых решений.

Ключевые слова: маркетинговые решения; стратегические решения; тактические решения; розничная торговля; реклама; маркетинговая деятельность.

ТА ТАШЕВА Элина

Вахитовна, аспирант,

Чеченский

государственный

педагогический

институт, Грозный

elinatatashevalS>ramЫer.ru

При осуществлении маркетинговой деятельности в розничной торговле важное значение имеет принятие рациональных маркетинговых решений. Информационным обеспечением маркетинговых решений выступают научно обоснованные методы принятия решений и практические результаты проведенных маркетинговых исследований.

В составе маркетинговых решений исследователи выделяют стратегические и тактические решения. Стратегические маркетинговые решения посвящены формулированию миссию и цели розничной торговой организации, обоснованию стратегий. В свою очередь, так-

тические маркетинговые решения охватывают определение параметров комплекса маркетинга торгового предприятия [1].

Маркетинговое решение представляет собой выбор альтернатив из множества возможных вариантов осуществления маркетинговых мероприятий, нацеленных на устойчивые формирования, развития и удовлетворения спро-сов на товары или услуги; систему мер воздействия на маркетинговую систему для улучшения или сохранения конкурентного преимущества фирмы, товара, для поддержания или роста прибыли [2].

В специальной литературе можно выделить наличие различных подходов к содержанию маркетинговых решений. Так, В.Н. Наумов, С.П. Кукура выделяют в составе маркетинговых решений следующие:

- формирование ассортимента розничного предприятия;

- ценовые решения в розничной торговле;

- решения по организации продвижения в розничной торговле [3].

По мнению Ф.Г. Панкратова,Т.К. Серегиной, основными маркетинговыми решениями, которые должны приниматься руководством розничных магазинов, являются:

- выбор целевого рынка;

- формирование товарного ассортимента и комплекса услуг;

- выбор методов ценообразования и стимулирования сбыта;

- выбор места размещения магазина.

Данный подход, в отличие от предыдущего,

включает маркетинговые решения по выбору целевого рынка и места размещения торговой организации.

Существует также точка зрения, согласно которой маркетинговые решения в розничной торговле рассматриваются гораздо шире и охватывают практически все направления маркетинговой деятельности:

- стратегические маркетинговые решения, нацеленные на повышение привлекательности розничных магазинов для клиентов, включая следующие решения:

1) принятие решений по выявлению сильных и слабых сторон торгового предприятия на основе анализ возможностей и рисков, заложенных во внешней среде;

2) формирование стратегических и тактических целей на основе результатов мониторинга внешней среды предприятия;

3) обоснование подхода к формированию стратегии: проактивного, реактивного или комплексного;

- маркетинговые решения по выбору целевого рынка, определяющие последующие решения относительно ассортимента, особенностей магазина, политики рекламирования и ценообразования;

- маркетинговые решения в сфере разработки комплекса маркетинга.

Таким образом, рассмотренные подходы к содержанию маркетинговых решений, несмотря на имеющиеся отличия, на наш взгляд, объединяет понимание маркетинговых решений как важнейшего инструмента маркетинговой политики.

В условиях происходящего падения реальной покупательской способности населения страны маркетологи розничных торговых организаций должны уделять еще большее внимание обоснованности, релевантности и эффективности маркетинговых решений, обеспечивать их максимально возможную ориентацию на постоянно меняющиеся интересы и потребности клиентов.

Маркетинговые решения, нацеленные на повышение привлекательности розничных магазинов, по нашему мнению, должны быть ориентированы на следующие моменты.

Одним из первоочередных ориентиров маркетинговых решений должно стать вовлечение клиента в процесс продвижения товара.

Необходимо расширение взаимодействия с покупателями в процесс представления товара. Интерактивное вовлечение покупателей в процесс рекламирования товара, активизация покупательского контроля позволит увеличить привлекательность розничного магазина. Это возможно только в ситуации, когда реклама товара станет неотъемлемой частью торгового цикла, процесса "движения" клиента от знакомства с товаром до осознания формирования потребности и осознания желания его приобретения.

Вследствие наличия огромного количества разнообразной по форме и содержанию информации, которую продавцы стремятся довести до потребителя, задача вовлечения клиента в процесс продвижения товара значительно усложняется. Маркетологам необходимы интенсивные усилия для оживления потребительского спроса, основанные на применении различныхтехнологий, в т.ч. технологии бренд-амбассадоров, которые обеспечивают продвижение и визуализацию бренда, проведение промо-акций, семинаров и др. маркетинговых мероприятий.

Важное значение имеет профессионализм маркетинговых решений в сфере рекламы.

1 >

<

ил

Ж О ш =г

О X

о

со

102

Безусловно, реклама представляет собой значимый фактор в продвижении товара, призванный обеспечить максимальную заинтересованность в товаре. Профессиональные маркетинговые решения должны привлекать внимание и создавать позитивный настрой в отношении рекламируемого бренда или услуги.

Перспективным направлением рекламных решений является выход на рынок Интернет-рекламы.

Маркетинговые решения в розничной торговле должны базироваться на широком использовании мобильных технологий, включая возможности социальных медиа, мобильных приложений или браузеров.

Хотя потребители могут использовать мобильные девайсы, чтобы совершать покупки не выходя из дома, однако, даже находясь в магазине, покупатели с помощью мобильных устройств сравнивают цены, смотрят рейтинги и отзывы о продукции, проверяют наличие товара онлайн.

Решения в области рекламы, по нашему мнению, должны включать использование интерактивных форм мобильной видео-рекламы, включая потоковое видео, обеспечивающих сильный эмоциональный отклик потенциального потребителя. Возраст потребителя, которого хочет привлечь маркетолог, определяет выбор используемыхдля видео-рекламы каналов. Интерес маркетологов к использованию потокового видео на основе современных платформ, таких, например, как Перископ обусловлен тем, что в ближайшем будущем, по оценкам специалистов, оно будет использоваться еще более активно.

По нашему мнению, значимым каналом передачи информации в каналах продвижения выступают социальные сети, позволяющие осуществлять адресное воздействие на целевую аудиторию на основе наиболее эффективных способов коммуникации с ней. Большая часть взрослого населения трудоспособного возраста ежедневно заходят в социальные сети при помощи различных мобильных гаджетов, в первую очередь, смартфона. Таким образом, сформировался устоявшийся маркетинговый тренд - взаимодействие между социальной и мобильной сферами. Общение в социальной сети обеспечивает взаимодействие с потребителями, повышение их лояльности.

Представляется целесообразным использование при принятии маркетинговых решений в розничных продажах возможностей перспективных объемных технологий передачи изоб-

ражения, позволяющих зрителям на основе глубины и многогранности пространства и возникновения эффекта присутствия наглядно представить себя использующим товар. В настоящее время ЗР технология активно развивается, популяризируется. Продвинутые бренды занимаются поиском возможностей продвижения на основе данной технологии [4].

Одним из трендов маркетинговых решений в розничной торговле является переход в работе с потенциальным клиентом на омника-нальность, основанной на интеграции между собой и объединении с внутренней информационной системой организации всех используемых каналов коммуникации с клиентом. При этом клиенту предоставляется возможность выбора канала и способа связи при сохранении контекста общения. Омниканальное обслуживание обеспечивает персонализированное предложение клиенту, позволяющее ему не терять время и деньги, и увеличивающее лояльность потенциального клиента.

Маркетинговые решения должны базироваться на предоставлении большого объема данных на основе использования появившихся на рынке инновационных инструментов, облегчающих процесс получения и управления данными. Предоставление потенциальным покупателям больших объемов информации отоваре обеспечивает положительное воздействие на формирование потребительского спроса на товары, позволяет сделать компетентный выбор.

Маркетинговые решения по продвижению в современных условиях должны быть ориентированы на использование большого количества контентной информации. Используемые материалы все больше будут привлекаться для вовлекающего маркетинга. Сторителлинг, аппелирующий к эмоциям потенциальных клиентов, также будет играть ключевую роль в привлечении потребителей и сохранении их интереса [4].

Представляется перспективным активно использовать такую разновидность контента, как мобильный контент, включая текстовые файлы, цифровые картинки, звуковые и видеофайлы, прочие цифровые файлы, которые можно загружать в мобильные устройства при помощи беспроводной связи.

Для принятия эффективных маркетинговых решений сегодня недостаточно информации о покупателе и наличия потребительской ценности у предлагаемого товара. Маркетинговые решения обуславливают необходимость ис-

пользования, так называемого, термина "результативный маркетинг", представляющего собой вид коммуникационной деятельности, подразумевающей интеграцию современных медиадисциплин (поисковый маркетинг, социальный маркетинг, мобильный маркетинг) в оптимизационную схему, обеспечивающую достижение конкурентных преимуществ рекламодателей в новом "цифровом" мироустройстве на основе внедрения маркетинговых инноваций, использования креативных подходов, обеспечивающих путь к потенциальному клиенту.

Примечание:

1. Управление маркетингом : учебное пособие / под ред. A.B. Короткова, И.М. Синяевой. - 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 463 с.

2. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2010.-576 с.

3. Наумов В.Н. Маркетинговые решения в розничной торговле: учебное пособие / В.Н. Наумов, С.П. Кукура / под ред. Г.Л. Багиева. - СПб. : Политехника-сервис, 2008. - 198 с.

4. Чепурова И.Ф. Маркетинговые решения как фактор механизма развития малого бизнеса / И.Ф. Чепурова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - №3. - 2007. - С. 80-89.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE PA YMENTSYSTEM IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION Shi pa nova Valeriya Lvovna, Senior Professor E-mail: valery2303@mail.ru

Samohin Roman Vladimirivich, PhD of Economic sciences, Professor E-mail: r.samoxin2010@yandex.ru

Chair of International Legal Disciplines and Customs Affairs, Moscow Humanitarian and Economic institute (branch), Novorossiysk

in article possibility of transition of the Euroasian economic union to single currency is considered. Also on the example of Greece the conclusion about why fast transition to single currency is impossible is drawn. Keywords: Eurasian economic union; a single currency; the member states; politics; the economy; the transition.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЛА ТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В статье рассматривается возможность перехода Евразийского экономического союза к единой валюте. Также на примере Греции делается вывод о том, почему быстрый переход к единой валюте невозможен.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; единая валюта; страны-участницы; политика; экономика; переход.

УДК 339.5

© Щи па нова В. Л., 2015 © Самохин Р. В., 2015

Изменения, происходящие в механизме развития мирового хозяйства, оказывают значительное влияние на все сферы мировой экономики, однако наиболее ярко они проявляются в системе международных валютных отношений. На сегодняшний день экономическая политика многих стран ориентирована на модернизацию производства, укрепление финансовой системы и обеспечение стабильности национальной валюты. Достижению этих целей во многом способствует валютно-финансовое взаимодействие, которое, как показывает мировой опыт, является необходимым условием повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

Данные обстоятельства послужили основой для формирования Единого экономического пространства (далее - ЕЭП).

Единое экономическое пространство предусматривает применение однотипных механизмов регулирования экономики на территории всех государств-участников. Данные механизмы предполагают ведение единой инфраструктуры и согласованной налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики. Понятно, что данная система не могла сформироваться в одночасье. Первоначальным этапом интеграции послужило подписание 6

ЩИПАНОВА Валерия Львовна, преподаватель, кафедра

Международно-правовых дисциплин и таможенного дела, Московский гуманитарно-экономический институт (филиал), Новороссийск valery2303@mail. г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.