направленных на целевую аудиторию, с помощью которых компания доносит основную информацию и убеждает покупателей, а также напоминает им о своих товарах, услугах, идеях, общественной активности и т.п., влияющих на клиентов и общество в целом. ■
1. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М., 2014. 800 с.
2. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХ! века: ок. 1500 слов. М., 2011. 413 с.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 273-Ф3) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
4. Четыре вида продвижения товара в маркетинге [Электронный ресурс] // М. Л. Калужский. СПб., 2016. URL: http://www.elitarium.ru/prodazhi-prodvizhenie-tovar-marketing-reklama-sponsorstvo-torgovlja/. (Дата обращения: 3/07 2017)
5. Кузнецова Ю. В. Новые способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России // Вестник Евразии. 2006. № 2. С. 25-46.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М., 2014. 800 с.
Кузнецова Ю. В. Новые способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых
коммуникаций в России // Вестник Евразии. 2006. № 2. С. 25-46.
Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
Четыре вида продвижения товара в маркетинге [Электронный ресурс] // М. Л. Калужский. СПб., 2016. URL: http://www.elitarium.ru/prodazhi-prodvizhenie-tovar-marketing-reklama-sponsorstvo-torgovlja/. (Дата обращения: 3/07 2017)
Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века: ок. 1500 слов. М., 2011. 413 с.
Analysis of the term «promotion» in the sphere of retail trade
© Khuluev N., 2018
The article deals with foreign borrowed concepts widely used in the modern business environment, related to the word retail and the promotion of goods in food retailing. The author gives different points of view regarding these concepts and their contents, noting the absence of legislative fastening of the first. Also there is a lack of common understanding associated with the promotion of goods, and gives his own concept of the promoting goods.
Keywords: retail, retailer, food retailer, sales promotion, promotion, communication
УДК 339.138
МАРКЕТИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
© Хулуев Н. М., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматривается маркетинг и его место в розничной торговле, а также его практическое значение и инструментарий. Автор приводит различные точки зрения относительно маркетинга в розничной торговле и его содержания, отмечая при этом отсутствие единства в его понимании. Маркетинг в данной работе рассматривается как комплекс состоящий из набора маркетинговых инструментов.
Ключевые слова: маркетинг, торговый маркетинг, маркетинговый комплекс, маркетинговые схемы, маркетинговые инструменты
Традиционно в розничной торговле (ритейле) доминирует классическая форма реализации товаров, торговля офлайн, ее еще называют розничной торговлей через стационарные торговые объекты, о которой пойдет речь в данной работе. Помимо товаров, офлайн могут реализовываться и услуги. Маркетинг, так или иначе, причастен ко всем этим видам деятельности, при этом трактуется это по-разному, но сложность самих маркетинговых операций налицо. В условиях постоянных перемен, происходящих на рынке ритейла, нам необходимо рассмотреть более
подробно, для полного понимания, вопрос о том, что собой представляет маркетинг в ритейле.
Маркетинг как комплекс является основой принятия решений субъектом хозяйственной деятельности, способом их упорядочения и систематизации. Комплекс маркетинга состоит из набора маркетинговых инструментов, которые при различном совокупном использовании направляют усилия маркетинга компании на целевом рынке в векторном направлении. Комбинация
инструментов маркетинга подбирается таким образом, чтобы их воздействие в рамках определенной цели было оптимальным. Комплекс
маркетинга в разных сферах экономики претерпевает определенные изменения, которые связаны с их особенностями.
Изменчивость маркетингового комплекса отражает его пластичность в маркетинговом подходе к решению конкретных задач и проблем компаний, разработке и достижению поставленных целей. Все это предопределяет неизбежность трансформации традиционных элементов маркетингового комплекса и приводит к возникновению его новых составляющих.
Розничная торговля является старинным видом деятельности, однако, в связи с развитием общества, изменением рынка возникает необходимость в существенном развитие технологий и существующих подходов к данной сфере деятельности. В ритейл входят все виды деятельности, которые связаны с маркетингом и распределением товаров и услуг. Получается, что маркетинг имеет ключевое значение в любой операции розницы, так как для успешной деятельности ритейлера, ему необходимо правильно определить и удовлетворить запросы своих покупателей.
Для успешности любые новые изменения необходимо подкреплять соответствующей маркетинговой стратегией. При разработке маркетинга в ритейле необходимо стремиться к тому, чтобы позиционирование любого предложения, в том числе его имидж, были основательно продуманы и взаимосвязаны логически. Основу позиционирования, как концепции, составляет позиция имиджа, качества и цены в определенной нише рынка. В указанной нише рынка ритейлер размещает свой бизнес, где он должен будет конкурировать с другими однотипными ему продавцами розничной торговли. Позиция, выбранная ритейлером, должна восприниматься покупателем четко и однозначно. А конкретно выбранная рыночная позиция ритейлера должна обеспечить ему определенное преимущество, либо как компании, отличающейся в восприятии покупателей от конкурентов, либо как компании, идентифицирующийся за счет предоставления конкретного набора услуг. Данный подход может повлиять на создание положительного имиджа компании у покупателей.
Рынок розницы уже достиг своей зрелости, что привело к активной разработке и применению определенных схем, позволяющих выстраивать лучшие коммуникационные отношения с покупателями, направленные на взаимодействие. Общепризнанно, что данные маркетинговые схемы способствуют уменьшению расходов в долгосрочной перспективе за счет удержания имеющихся клиентов. Таким образом, получается, что в настоящее время развитие маркетинга в розничной торговле связано с формированием лояльных покупателей.
Слова маркетинг и продажа, как очевидно, не являются синонимами. Продажа сосредоточена на
потребностях продавца, а маркетинг — на потребностях покупателя. Причем продажа направлена на то, чтобы обменять товар продавца на деньги покупателя, а маркетинг на удовлетворение потребностей покупателя с помощью товара и целого комплекса вещей, который связан с его производством, доставкой и конечным потреблением [1].
В вопросе о том, что собой представляет торговый маркетинг, по сей день нет однозначного ответа. Так Ламбен Ж.-Ж. считает, что о торговом маркетинге идет речь во время стадии взаимодействия производителя и продавцов, как оптовых, так и розничных [2]. Причем ритейлеры в данном случае рассматриваются как единственные клиенты, а не как конкуренты или партнеры в процессе сбыта. В данном случае торговый маркетинг ограничивается в своем применение между производителем и магазином.
По мнению Морриса Р., торговый маркетинг является частью единой структуры маркетинга предприятия — производителя, основная цель которого обеспечение сильных позиций бренда на рынке и проталкивание своего товара к потребителям через торговые сети [3]. Здесь маркетинг используется в контакте между производителем и конечным покупателем.
Профессор Данько Т. П. считает по-другому. Он полагает, что торговый маркетинг представляет собой деятельностную позицию субъектов рынка, которые осуществляют качественное продвижение товаров и услуг до конечного потребителя [4]. Как очевидно, среди недостатков данного определения не конкретизированная характеристика субъектов и объектов в торговом маркетинге, что ведет к необоснованному расширению понимания данного понятия и его применения.
Амблер Т., выражаясь о торговом маркетинге как о фазе в потребительском, приводит определенные разграничения, считая, что в некоторых случаях услуги по розничной торговле предоставляются непосредственно оптовиками или даже самими производителями [5]. Т.е. в данном ключе торговый маркетинг является частью потребительского маркетинга.
Некоторые исследователи, например, Никишкин В. В., придерживаются другого мнения, считая, что торговый маркетинг заключается в приложении инструментария маркетинга к конечным покупателям со стороны ритейлеров, которые являются субъектами торгового маркетинга [6].
Наиболее точное определение, с которым я согласен, дала Брижашева О. В. По ее мнению, «... торговый маркетинг — это маркетинг розничных торговых услуг, включающий закупку товаров предприятием розничной торговли и формирование товарного ассортимента в соответствии со спросом покупателей (конечных потребителей),
организацию торгового процесса и обслуживания населения, предоставление информации
№ 2•2018
Бизнес-образование в экономике знаний 85
потребителям и внутримагазинную рекламу, оказание дополнительных торговых услуг» [7].
Ритейлерам для успешного функционирования на рынке по оказанию торговых услуг, необходимо при принятии решений как стратегических, так и оперативных применять комплекс маркетинга, который помог бы сформировать «формулу магазина», а также структурировать области принятия решений.
Решения руководства ритейлера, принимаемые в области маркетинга, имеют своей целью привлечение как можно большего числа покупателей, увеличение суммы среднего чека и формирование лояльных к нему покупателей. Достигается это благодаря созданию «конечного торгового продукта», так называемой «магазинной формулы», которая отражает помимо реализуемого товарного ассортимента и сам торговый процесс по оказанию услуги [8]. ■
1. Брижашева О. В. Маркетинг торговли: учебное пособие. Ульяновск, 2007. С. 8-9.
2. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. М., 1996. С. 438.
3. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М., 1996. С. 80.
4. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ. ред. Л. А. Брагина и Т. П. Данько. М., 2000. С. 80.
5. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб., 1999. С. 176.
6. Никишкин В. В. Маркетинг розничной торговли: теория и методология. М., 2003. С. 9.
7. Брижашева О. В. Маркетинг торговли: учебное пособие. Ульяновск, 2007. С. 11.
8. Соловьев Б. А. Модуль 13: Управление маркетингом. М., 2000. С. 201.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амблер, Т. Практический маркетинг: учебник / пер. с англ. под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 1999. - 400 с.
Брижашева, О. В. Маркетинг торговли: учебное пособие / О. В. Брижашева. - Ульяновск: Улгту, 2007. - 170 с.
Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен. - М.: Наука, 1996. - 589 с.
Моррис, Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. / Р. Моррис. - М.: ЮНИТИ, 1996. - 192 с.
Никишкин, В. В. Маркетинг розничной торговли: теория и методология / В. В. Никишкин. - М.: Экономика, 2003. - 209 с.
Соловьев, Б. А. Модуль 13: Управление маркетингом / Б. А. Соловьев. - М.: Инфра-М, 2000. - 265 с.
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ. ред. Л. А. Брагина и Т. П. Данько. - М.: Инфра-М, 2000. - 560 с.
Marketing in retail
© Khuluev N., 2018
The article deals with marketing and its place in the retail trade, as well as its practical importance and tools. The author gives different views on marketing in retail and its content, while noting the lack of unity in his understanding. Marketing in this paper is viewed as a complex consisting of a set of marketing tools.
Keywords: marketing, trade marketing, marketing complex, marketing schemes, marketing tools
УДК 791.44.003
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДЛЯ КИНОИНДУСТРИИ © Якушева С. В., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматривается понятие бизнес-модели для киноиндустрии. Задача автора — провести анализ основных способов разработки бизнес-моделей. Автором предложены примеры вопросов, связанных с описанием модели для настоящих и будущих предпринимателей. В заключение, изложен авторский подход к построению бизнес-модели в кинематографической отрасли.
Ключевые слова: киноиндустрия, бизнес-модель, кинематограф
В настоящее время, особую популярность приобретают бизнес-модели для управления компаниями и отдельными областями их деятельности. В 21 веке эффективным методом менеджмента организации является построение бизнес-модели. Зачем нужна бизнес-модель для кинопроизводства? Во-первых, для эффективной организации процессов в бизнесе киноиндустрии. Во-вторых, для того, чтобы отследить создание
ценности и ее превращения в прибыль компании по кинопроизводству.
Бизнес-моделирование — процесс создания всевозможных бизнес-моделей компании, основной задачей является исследование процессов и улучшение деятельности организации. Для того, чтобы построить бизнес-модель, необходимо сначала разобраться, что определяет данное понятие. Изучив публикации известных авторов,