Научная статья на тему 'О подготовке новых методических материалов в условиях перехода на двухуровневую систему образования: сложности перехода'

О подготовке новых методических материалов в условиях перехода на двухуровневую систему образования: сложности перехода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТЕСТЫ / БИБЛИОГРАФИЯ / BACHELOR’S DEGREE / MAGISTER’S DEGREE / TWO-LEVEL SYSTEM OF EDUCATION / TRAINING COMPLEX / TESTS / BIBLIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевн

В статье показаны особенности преподавательской работы на современном этапе. Автор выделяет сложности, которые сегодня встают перед преподавателем в высшей школе. На основе личного опыта даются рекомендации по преодолению основных трудностей в преподавании переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On preparation of new methodological materials during the conversion to the two-level model of educational system: problems of conversion

The article reveals the special features of teaching activity during the contemporary period. The author marks out the problems, which modern teacher of Higher School faces with. On basis of personal practice the author gives the proposals to solve the principal problems in teaching of the period of transition.

Текст научной работы на тему «О подготовке новых методических материалов в условиях перехода на двухуровневую систему образования: сложности перехода»

УДК 378.14

С.Т. Махлина

О подготовке новых методических материалов в условиях перехода на двухуровневую систему образования: сложности перехода

В статье показаны особенности преподавательской работы на современном этапе. Автор выделяет сложности, которые сегодня встают перед преподавателем в высшей школе. На основе личного опыта даются рекомендации по преодолению основных трудностей в преподавании переходного периода.

Ключевые слова: двухуровневая система образования, бакалавриат, магистратура, учебно-методический комплекс, тесты, библиография.

S.T. Makhlina

On preparation of new methodological materials during the conversion to the two-level model of educational system: problems of conversion

The article reveals the special features of teaching activity during the contemporary period. The author marks out the problems, which modern teacher of Higher School faces with. On basis of personal practice the author gives the proposals to solve the principal problems in teaching of the period of transition.

Keywords: two-level system of education, bachelor's degree, magister's degree, training complex, tests, bibliography.

От уровня образования в высшей школе во многом зависит будущее не только в нашей стране, но и во всем мире. Это понимают очень многие люди. Не случайно, что в конце XX века - начале XXI века появилось много романов, посвященных высшей школе: например, романы Малькольма Брэдбери, который был профессором Кембриджского университета, Йозефа Рота, да и у нас в стране - недавний роман Татьяны Соломатиной. Да, все названные авторы пишут о том, как происходит общение профессуры с коллегами, студентами и аспирантами, но по существу - о том, как именно поставлено обучение. Не случайно патриарх всея Руси Кирилл высказался столь категорично: «Образование так же важно, как оборона, и точно так же может быть только общенациональным делом. Образование готовит людей, способных работать в условиях современной наукоемкой экономики» [1, с. 98].

Все коллеги, работающие сегодня в высшей школе, хорошо знакомы с тем, как было поставлено обучение в советское время. Даже те, кто тогда не учился. Их учили профессора, сформировавшиеся в советское время. Это было сложное время, но обучение было поставлено совсем неплохо. Несмотря на то, что идеологические рамки требовали определенной эквилибристики, преподаватели умели их обойти. Так, необхо-

димо было показать критику современных буржуазных теорий, и эта критика выливалась в их показ и изложение. А критиковать всегда возможно любую теорию, как бы она ни была хороша. Существовали разного рода требования, предписывавшие определенные каноны в преподавании той или иной дисциплины. Министерствами утверждались программы по всем читавшимся курсам. Писали эти программы преподаватели высших учебных заведений. Даже мне, рядовому доценту того времени, пришлось участвовать в создании такого рода программ. И, конечно, они учитывали и возможности студентов, и необходимые темы, и новые серьезные научные разработки. Правда, идеологическое давление продолжало во многом ограничивать преподавание.

Свидетельством жизнеспособности этой системы образования стала востребованность наших специалистов за рубежом, когда началась перестройка. Но сама перестройка принесла в наше образование множество проблем. С одной стороны - рухнули все идеологические требования. Каждый с этого времени мог вести свой курс, как считал нужным. Многие темы идеологического направления можно было опустить. Конечно, это стало фактором, продвинувшим науку вперед. Но, как известно, прогресс всегда связан с некоторыми утратами. Вместе с утратой идеологического диктата поколебалась и дисциплина. А вот это уже стало мешать педагогическому процессу.

Сегодня некоторые утверждают, что в перестройку лучшие преподаватели уехали, а осталась лишь посредственность. На самом деле это отнюдь не так. Действительно, в перестройку зарплата преподавателей оказалась мизерной, жить стало очень сложно, и поэтому многие уехали. Но существуют такие понятия, как патриотизм, как любовь к своим близким, как привязанность к своему дому, быту. И многим оказалось невозможным порвать со всем этим. Так что огульно предполагать, что остался лишь «балласт», было бы совершенно неверно. Да и те, кто остался, не забудем, были воспитанниками все той же советской школы, которая сумела выпестовать выдающиеся таланты, востребованные во всем мире.

После перестройки прошло 20 лет. Наступило новое время. И, как всегда, новое время несет новые проблемы. Принимать новое всегда сложно. За прошедшее время были наработаны новые стереотипы, возникли новые формы работы. Реформы образования - вопрос сложный и деликатный. Новые образовательные стандарты могут быть приняты в зависимости от того, «насколько они будут служить делу гуманизации, интеллектуальной и нравственно-психологической безопасности нации -все это зависит от государства и здравого смысла чиновников от образования» [2, с. 40]. И вот снова нужно примеряться к изменившимся условиям, к новым требованиям. Одно из них - создание учебнометодических комплексов, причем, чего раньше не было, в двухуровне-

вом варианте: для бакалавриата и магистратуры. Это очень важно, и, как представляется, весьма разумно и актуально.

На первый взгляд, создать эти новые учебные комплексы достаточно сложно и кажется трудновыполнимым. На самом деле, основное содержание этих учебных комплексов у всех преподавателей давно сделано. Ибо никто не читает лекции и не ведет занятия, не имея учебной программы, которую мы ежегодно обновляем и пополняем новой литературой. Иногда возникает ложное впечатление, что ничего нового в науке нет. На самом деле, ученые продолжают работать, и сегодня много новых возможностей появилось из-за того, что мы не оказались изолированными от всего мира. Контакты с зарубежным опытом преподавания стали более активными, и это во многих случаях даже опосредованно влияет на учебный процесс.

Однако нельзя сказать, что нет сложностей при переходе на новые стандарты, когда обучение стало делиться на бакалавриат и магистратуру. Одна из сложностей - создание тестов. После перестройки мне выпала возможность ознакомиться с методами преподавания за рубежом. Одна из поразивших меня методик - создание тестовых программ. И я уже тогда - много лет тому назад - решила использовать это в своей работе. Ибо перестройка дала возможность свободного варьирования методов преподавания.

Приступая к созданию тестов, я вспомнила случай, который произошел со мной на заре преподавания. Однажды, придя на семинарское занятие, вдруг выяснилось, что у меня пропал голос. Я могла говорить только шепотом. Срывать занятие не хотелось. И я попросила одного из студентов сесть рядом со мной и вести занятие. Шепотом я его направляла. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что студент стал вести занятие более жестко, чем это делала я, более строго и более требовательно. Мне это понравилось и с этих пор, даже тогда, когда голос вернулся, мы стали назначать ведущих на последующие занятия. Студенты это восприняли с удовольствием. Теперь ведущий должен был быть подготовлен ко всем вопросам и ориентироваться в теме семинарского занятия более полно, нежели остальные. Дальше мы стали усложнять задания. Решили устроить игру типа «Что, где, когда». Группа делилась на две части и каждая к семинарскому занятию готовила вопросы, на которые должна была отвечать другая половина. Энтузиазм был очень высок и, главное, студентам это очень нравилось.

Когда я решила подготовить тесты, я вспомнила свой опыт семинарских занятий и предложила студентам придумать по темам прочитанных лекций вопросы и варианты ответов - верные и неверные. Оказалось, что студенты блестяще справились с этим заданием. Мне осталось только все это оформить, отбросить неудачные и ненужные вопросы, и тесты были созданы, потребовав намного меньше усилий, чем если бы я это делала

без их помощи. Поэтому я считаю, что в создании тестов можно учесть такой опыт. Конечно, полностью уповать на то, что студенты сделают все за преподавателя, безусловно, - утопия. Вместе с тем, следует помнить о том, о чем сетует Т. В. Черниговская в интервью «Новой газете»: сегодня приходят учиться «с такой подготовкой, с какой раньше университеты заканчивали. Но чисто человеческое начало выражено слабо» [3, с. 2021]. Вот и следует обратить внимание на это «человеческое» начало. Правда, справедливости ради, я должна подчеркнуть, что тесты не очень эффективны в гуманитарном образовании и гуманизации студентов. Тесты дают возможность закрепить некоторый объем необходимых исходных данных, что, например, в медицине очень важно, но, увы, не способствуют развитию мышления, умению анализировать те или иные явления в русле изучаемой науки, умению сопоставлять данные и делать профессиональные выводы. Не случайно многие сетуют на то, что тестовое образование приводит к убеждению о том, что «ученик должен знать тот ответ, который ожидает от него учитель, натасканный на готовые и окончательно сформулированные знания, отработанные умения и навыки. Именно в этом суть дидактики формального образования» [4, с. 245].

Вторая сложность, с которой встречается автор учебнометодического комплекса - рекомендуемая литература. Хорошо было бы рекомендовать те издания, которые имеются у нас в библиотеке. Как известно, наш вуз готовит очень высокого уровня библиографов и библиотековедов, библиотекарей. Они пользуются популярностью во всем мире. И это показала перестройка, когда все наши выпускники, оказавшиеся за границей, по этой специальности оказались тут же приняты на работу - в США, Израиле, странах Европы и т.д., и именно наши выпускники работают в нашей университетской библиотеке. Но, проработав наши библиотечные каталоги, приходится констатировать, что рекомендовать литературу по своим дисциплинам приходится, отнюдь не во всем ориентируясь на наш библиотечный фонд. Многие считают, что это и не нужно. Ведь есть Интернет, и студенты могут им свободно пользоваться. Это ошибочное мнение. Многие серьезные книги в Интернете можно скачивать лишь за деньги, а это несправедливо по отношению к студентам. То же, что находится в свободном доступе, зачастую не безупречно и не всегда достоверно, так что Интернет пока - не панацея для полноценного обучения. И здесь предстоит большая работа по совместному пополнению фонда - преподавателей и сотрудников библиотеки, безусловно, разумному и экономному, не перегружая балластом вновь поступающие издания. Те книги, которые издаются нашими преподавателями, должны обязательно пополнять нашу библиотеку и, понятное дело, пополняться бесплатно. Справедливости следует подчеркнуть, что наше руководство это хорошо понимает и библиотечный фонд пополняется хорошо. Но при

этом необходима активность преподавателей, которые должны рекомендовать необходимую литературу для новых поступлений.

Наконец, есть такой раздел в новых учебно-методических комплексах: рекомендации для преподавателя. Когда я спросила, зачем нужен этот раздел, я получила ответ: «Если Вы, например, заболели, Вашу лекцию может прочитать по этим рекомендациям другой преподаватель». Это неразумное представление. Недавно ушел из жизни Даниил Натанович Аль. Не знаю, написал ли он рекомендации для чтения своих лекций. Но ни по каким рекомендациям ни один человек не сможет прочитать такие же лекции, как этот выдающийся, уникальный человек. Каждый преподаватель - целая Вселенная, как говорил в своих лекциях Юрий Михайлович Лотман. С годами возникает опыт, умение общаться с аудиторией, наработан свой собственный корпус материалов, да и манера изложения формируется индивидуальная. Поэтому сохранять профессорский состав - одна из важных и насущных задач. Это важно и полезно для студентов. Поэтому необходимо разумное сочетание опытных педагогов и молодых начинающих преподавателей, что, на мой взгляд, и делается у нас в университете, во всяком случае, на кафедре теории и истории культуры. Мы должны помнить, что в Постановлении правительства РФ в образовании ставятся следующие задачи: «1) совершенствование содержания и технологий образования; 2) развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; 3) повышение эффективности управления в системе образования; 4) совершенствование экономических механизмов в сфере образования» [5].

Примечания

1. Цит. по: Саенко Н.Р. Структура, деструкция и реконструкция знака в актуальном искусстве, или эстетические маски пустоты // Вопросы культурологи. 2011. №11. С. 94-98.

2. Мейдер В.А. Гуманитарное образование - основа духовной безопасности // Здравый смысл. 2009. №4 (53). С. 36-42.

3. Черниговская, Т.В. Ум как джазовая импровизация // Новая газ. 2008.17 июля. С. 20-21.

4. Архипова О.В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 268с.

5. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.: постановление Правительства РФ. № 803 от 23 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.