Научная статья на тему 'О подготовке кадров для наноиндустрии'

О подготовке кадров для наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / КАДРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / NANOTECHNOLOGY / STAFF INFRASTRUCTURE / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Н. Г.

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений развития кадровой инфраструктуры наноиндустрии. Цель статьи уделить особое внимание развитию научных исследований, а именно поддержке ведущих научных школ и привлечению к исследованиям студентов, аспирантов и молодых ученых. В качестве методологической базы в работе используется системный и структурно-функциональный подход, специфические методы аналогов, сценариев, кластерный. Основным результатом исследования стало выявление специфики развития кадровой инфраструктуры наноиндустрии в России. Уточнено, что формирование наноиндустрии требует междисциплинарности при подготовке кадров. Полученные результаты могут применяться как в образовательном процессе, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR NANOINDUSTRY

The paper considers the main directions of personnel infrastructure development for nanoindustry. The purpose of the paper is to draw attention to developing scientific research namely supporting of leading schools of thought and attracting students and post-graduate students to scientific research. The methodological basis of the paper is system and structural-functional approach, the specific methods are analogs, scenarios, cluster methods. The main result of the research is revealing specific character of personnel infrastructure development for nanoindustry in Russia. The author states that nanoindustry development requires interdisciplinary support in professional training. The obtained results can be applied both in teaching and in practice.

Текст научной работы на тему «О подготовке кадров для наноиндустрии»

делено 74 базовых технологических направлений развития отечественной наноиндустрии [6]. В среднесрочной перспективе до 2015 г к основным технологическим направлениям отнесены, например, технологии создания нанопорошков и материалов на их основе; разработка высокопрочных легких композиционных матери -алов для космического применения; технологии ран -ней диагностики социально значимых заболеваний; технология сенсоров обнаружения запрещенных, нар -котических и взрывчатых веществ и пр.

Успешное развитие упомянутых технологических направлений позволит выйти на плановые показатели развития наноиндустрии, обеспечить запланирован -ные к 2015 г. объемы производства нанотехнологической продукции, в том числе предназначенной для экс -порта. Вместе с тем при разработке дорожных карт выявлена необходимость привлечения новых (не пред -ставленных на сегодняшний день) участников наноиндустрии. К таким участникам относятся, например, национальные исследовательские центры и университеты. Кроме того, выявлена острая необходимость в го -ловной организации по направлению «Применение нанотехнологий для вооружения, военной и специальной техники», поскольку именно этот сегмент имеет хорошие перспективы и может стать «локомотивом» для формирования государственного заказа на продукцию наноиндустрии.

В целом процесс проведения опроса Дельфи и построения дорожных карт позволяет определить важ -

нейшие направления развития наноиндустрии, а вовлечение в проект большого числа заинтересованных участников способствует формированию системы ком -муникаций между учеными -нанотехнологами и специ-алистами-практиками. Благодаря этому дорожные карты отражают балансы интересов разных экономических агентов. На стороне предложения конечных и промежуточных товаров выступают производители, а также разработчики необходимых для этого технологических решений. Сторона спроса представлена организациями, которые используют промежуточные продукты и технологии в своем производственном процессе, государственными органами, формирующими нерыночный спрос, а также населением, предъявляющим спрос на конечные товары.

1. Мирошниченко Н.В. Содержание категории «иннова-ция» в контексте формирования экономики, основанной на знаниях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4.

2. Соколов А.В., Карасев О .И. Форсайт и технологические дорожные карты для наноиндустрии // Российские нанотехнологии. 2009. Т. 4. № 3 - 4.

3. Соколов А.В., Шашнов С. А., Карасев О .И, Рудь В. А. Долгосрочный прогноз развития российской наноиндустрии с использованием метода Дельфи // Российские нанотехнологии. 2009. Т. 4. № 5 - б.

4. Martin B. Research foresight and the exploitation of science base. L.: HSMO, 1993.

5. URL: www.mon.gov.ru.

6. URL: www.nanorf.ru.

удк 331.108 Н.Г. Устинова

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ НАНОИНДУСТРИИ1

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений развития кадровой инфраструктуры наноиндустрии. Цель статьи - уделить особое внимание развитию научных исследований, а именно поддержке ведущих научных школ и привлечению к исследованиям студентов, аспирантов и молодых ученых. В качестве методологической базы в работе используется системный и структурно-функциональный подход, специфические методы -аналогов, сценариев, кластерный. Основным результатом исследования стало выявление специфики развития кадровой инфраструктуры наноиндустрии в России. Уточнено, что формирование наноиндустрии требует междисциплинарности при подготовке кадров. Полученные результаты могут применяться как в образовательном процессе, так и на практике.

Ключевые слова: нанотехнологии, кадровая инфраструктура, профессионально-ориентированная подготовка кадров.

N.G. Ustinova

TRAINING OF PERSONNEL FOR NANOINDUSTRY

The paper considers the main directions of personnel infrastructure development for nanoindustry. The purpose of the paper is to draw attention to developing scientific research namely supporting of leading schools of thought and attracting students and post-graduate students to scientific research. The methodological basis of the paper is system and structural-functional approach, the specific methods are analogs, scenarios, cluster methods. The main result of the research is revealing specific character of personnel infrastructure development for nanoindustry in Russia. The author states that nanoindustry development requires interdisciplinary support in professional training. The obtained results can be applied both in teaching and in practice.

Key words: nanotechnology, staff infrastructure, professionally-oriented training.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта № 2.1.3/313 «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009 - 2011 гг.).

Основу нанотехнологий составляют фундаментальные исследования, проводимые в институтах и научных центрах Российской академии наук. Институты органи -зуют взаимоотношения между индивидами, определяют и ограничивают набор альтернатив экономического поведения личности и включают все формы ограничений, созданных для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям [1 ].

В этой связи отметим, что сегодня нанотехнологии в РАН выстраиваются фактически в отдельное специ -ализированное направление деятельности, обеспе-ченное необходимыми кадровыми, административны -ми и финансовыми ресурсами, четко вписывающееся в систему управления и научной экспертизы РАН и нацеленное на тесную координацию с другими элемен -тами сети.

Объектами исследования кадровой инфраструкту -ры наноиндустрии являются ее компоненты, которые проще всего классифицировать по уровням решаемых задач в интересах конкретных субъектов националь-ной нанотехнологической сети (ННС), так как именно они и должны являться заказчиками кадрового обеспечения наноиндустрии. Они формируют тенденции развития кадровой инфраструктуры наноиндустрии через систему заказов на конкретных специалистов и си -стему заказов на НИОКР Фундаментальные исследования и развитие материально-технической базы должны поддерживаться государством в рамках реализа -ции частно-государственного партнерства.

В настоящий момент базовыми компонентами кад -ровой инфраструктуры наноиндустрии являются:

1) центры коллективного пользования;

2) научно-образовательные центры;

3) лабораторные кафедральные центры [4].

Каждый из элементов инфраструктуры призван решать конкретные задачи на своем уровне экспертизы и компетенции.

Центры коллективного пользования, как прави-ло, организованы при ведущих научных центрах, инсти -тутах РАН и ряде университетов, при тесной кооперации региональных, межрегиональных и международ -ных участников ННС. Оснащены единичным, уникаль -ным оборудованием и ориентированы на выполнение фундаментальных прорывных исследований, подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации [2].

Научно-образовательные центры создаются в основном на базе университета, с привлечением партнеров (организаций ННС), оснащены серийным нанотехнологическим опытно-экспериментальным оборудованием. Имеют возможность проводить заказные НИОКР, подготовку и переподготовку кадров в нуждах кооперации (отдельные группы по заказу партнеров кооперации), а также «бакалавров-магистров» и кадров высшей квалификации. В первую очередь научно-образо-вательные центры ориентированы на создание инф-раструктуры опытно-экспериментальных производств, позволяющих университету, при котором создаются НОЦ, выполнять заказные НИОКР на новом качественном уровне, доводить разработки своих лабораторий до опытных образцов.

Лабораторные кафедральные центры. Основным элементом широкой подготовки кадров были и остают -ся кафедры, и именно на них ложится вся тяжесть ба-

зовой нанотехнологической подготовки, они должны быть оснащены простым и надежным в обслуживании нанотехнологическим оборудованием, однако до недавнего времени проблемы кафедральных лабораторий и центров оставались вне поля зрения государственных программ. Лишь в 2008 г. в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 20 08 - 2010 годы» было принято решение по реализации проектов, направленных на развитие кафедральной материально -технической базы. Это и проекты по развитию инфраструктуры учебнометодических центров по направлениям наноиндустрии при ведущих университетах, и проекты, направленные на создание учебно-методических лабораторных комплексов (в том числе и с удаленным доступом), и издательские проекты, и т.д.

Общепризнано, что перспективы наноиндустрии в России во многом будут определяться способностью высшей школы организовать подготовку специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий. По оценкам экспертов, потребность мировой промышленности, включая Россию, в специалистах по нанотехнологиям к 2 015 г. составит более 2 млн человек [5]. К настоящему времени Министерство образования и науки при -няло ряд важных решений. В 2003 г. в соответствии с приказом Минобрнауки в России в качестве эксперимента было открыто новое направление подготовки специалистов «Нанотехнология», а с 2005 г. оно переведено из разряда экспериментальных в разряд действующих. В 2004 г. также была открыта подготовка бакалавров и магистров по направлению «Нанотехнология». Данное направление закреплено за УМО при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете. В его рамках действуют специальности «Нанотехнология в электронике» (базовым вузом определен Московский государственный институт электр онной техники (те хни ческий университет)) и «Наноматериалы» (с базовым вузом ФГОУВПО «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС)). При МИСиС создана учебно-методическая комиссия по специальности «Наноматериалы».

Основной особенностью подготовки кадров по направлению «Нанотехнология» служит сочетание фундаментальной естественнонаучной подготовки и современного инженерного образования, ориентированного на инновационную деятельность в области высоких технологий. По сравнению с родственными специальностями «Нанотехнология» обладает существенно большим интеграционным потенциалом (возможностью включения новых направлений и специализаций) и практически неограниченной перспективой развития. Подготовкупо специальностям «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы» ведут более сорока вузов России. Первый выпуск специалистов по направлению «Нанотехнология» состоялся в 2008 г. и составил по указанным выше специальностям не более 200 человек, что практически не изменит ситуацию в отношении потребности в высококвалифицированных кадрах в данной области на рынке труда. Разработаны государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы дисциплин государственного образовательного стандарта. По направлению «Нанотех-

нология» подготовку по специальности «Нанотехнология в электронике» осуществляют 11 вузов, а по специальности «Наноматериалы» - 7 вузов [6]. Предусмот -рено открытие в ближайшее время специальности по биомедицинским нанотехнологиям и ряду других. Для подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) прорабатывается создание новой специальности «Наноматериалы и нанотехнологии» с присвоением соответствующей ученой степени.

Важнейшей составной частью развития наноиндустрии является подготовка специалистов, основанная на междисциплинарном подходе к их образованию (взаи -моувязанный комплекс физических, химических, матер иаловедческих и биомедицинских дисци плин) и тесной связи с научными исследованиями. Именно в воз -можности обеспечения междисциплинарной подготов -ки специалистов заключается преимущество России перед другими странами, которая, пожалуй, только наряду с США дает возможность получения такого образования. Завершается работа по анализу потребностей науки и промышленности в специалистах для раз -личных областей нанотехнологии на перспективу и раз -работка конкретных мер, направленных на удовлетво -рение потребностей страны в этих специалистах.

Вопрос подготовки кадров неразрывно связан с раз -витием научных исследований, а именно поддержкой ведущих научных школ и привлечением к исследовани-ям студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2005 г. из 250 научных школ, выигравших конкурс по меропри -ятиям ФЦНТП, предусматривающим поддержку веду-щихнаучных школ, 73 научные школы - это школы, осуществляющие разработки в области нанотехнологи и.

К основным функциям вузов, ведущих научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии от -носят:

- интеграцию научной и образовательной деятель -ности на всех уровнях высшего и послевузовского про -фессионального образования с целью выполнения и сследований и разработок мирового уровня;

- обеспечение взаимодействия с академическими и отраслевыми секторами науки, включая привлече -ние ученых и специалистов к образовательной дея-тельности.

Фактически поставлена цель создать программы обучения и популяризации знаний по наноиндустрии для формирования единой технологической культуры нового поколения.

В 2007 - 2008 гг. в рамках ФЦП по развитию образования на 2006 - 2010 гг. Минобрнауки России на конкурсной основе закуплены федеральные образовательные стандарты 3-го поколения. Их особенность - определение результатов обучения в виде усвоенных знаний, умений, навыков и освоенных компетенций - способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной профес -сиональной области.

В стандартах 3-го поколения в качестве направлений, ориентированных на подготовку кадров для наноиндустрии, выделены «Электроника и наноэлектрони -ка», «Нанотехнологии и микросистемная техника», а в стандарте «Материаловедение и технология материалов» предусмотрен профиль подготовки «Материало -ведение и технологии наноматериалов и наносистем».

Разработка стандартов проведена при непосредственном участии УМС по направлению «Нанотехнология». Многие вузы в 2 006 - 2008 гг. при выполнении инновационных образовательных проектов в качестве основных программ выбрали различные направления в области нанотехнологии, укрепив материально-техническую и учебно -методическую базу этого направления. В СПбГЭТУ «ЛЭТИ», например, созданы учебнонаучные лаборатории: «Наноматериалы», «Нанотехнология», « Нанодиагностика», «Наноэлектроника», «Фо-тоника», «Микро- и наносистемная техника», «САПР микро- и наносистем»; разработан внутривузовский образовательный стандарт и учебно-методическое обеспечение по магистерской программе «Физика и технология нано- и микросистем» с профилями «Нанотехнология и диагностика», «Наноэлектроника и фото-ника», «Нано- и микросистемная техника», где прошли апробацию кредитно-модульные и компетентностные подходы к формированию программ и учебных планов подготовки магистров .

Важнейшими элементами обеспечения качества базы подготовки и переподготовки кадров в области наноиндустрии являются:

- кадровый потенциал, основанный на современных научно -педагогических школах, обеспечивающих преемственность поколений в сочетании с востребованностью и быстрой адаптацией к актуальным научно-техническим проблемам без потери глубины и фундаментальности образования;

- лабораторно-экспериментальная база, позволяющая гармонично сочетать возможность получения знаний-знакомств и знаний-умений.

К сожалению, к началу XXI в. экспериментальная база большинства вузов в высокотехнологичных областях серьезно отставала от зарубежного уровня. Объемы средств, выделенных на инфраструктурные проекты по созданию научно-учебных центров «Нанотехнологии», с учетом существующих цен на уникальные научные приборы и технологическое оборудование позво -ляют приобрести лишь единичные экземпляры, что не способствует реализации целостной программы подготовки и переподготовки кадров. По этой причине была реализована идея создания комплексных учебно-научных малобюджетных лабораторий, особенность которых - модульный унифицированный характер при широком охвате направлений для обеспечения, в первую очередь - знаний-знакомств; доступность в отношении размещения, эксплуатации и, особенно, приобретения оборудования.

Нормативно-методическая база такой подготовки наряду с государственными образовательными стандартами высшего образования должна включать профессиональные стандарты. Разработка концепции такого стандарта - актуальная задача, поставленная госкорпорацией «Роснано» и получившая поддержку представителей научно-педагогической общественности и предприятий, обсудивши х подходы к решени ю этой задачи на специальном совещании. Ожидается, что профессиональный стандарт наноиндустрии позволит качественно и оперативно производить подбор высокопрофессиональных кадров для реализации различных проектов в этой сфере. Созданы предпосылки и возможности для формирования такого

профессионально ориентированного стандарта. Необходимо учитывать следующие уже сформировавшиеся базовые положения:

- в данной сфере осуществляется накопление знаний, т.е. становление именно нанонауки; более глубокое познание и, безусловно, использование возмож-ностей материального мира на наноуровне создает предпосылку к синтезу искусственных ранее не извест -ных в природе, в первую очередь по свойствам, а сле -довательно, и функциональным возможностям, систем;

- в России и за рубежом отсутствует окончательно сформированная концепция развития наноиндустрии как промышленного производства, ориентированного на определенную, затребованную рынком и экономи-чески обоснованную номенклатуру наноматериалов и наносистем, процессов и методов нанотехнологии и н анодиагности ки;

- правовая и нормативно-терминологическая база в сфере «нано» в России до сих пор не оформлена, а международные стандарты (например, ISO/TS 27687:2008 Nanotechnologies - terminology and definitions for nanoobjects - nanoparticle, nanofibre and nanoplate) приняты совсем недавно и не прошли у нас формальную адаптацию. Из всех документов действует только «перечень приоритетных направлений», утвержденный Указом Президента РФ, который определяет такое направление, как «индустрия наносистем и материалов»;

- существует необходимость (даже формальная) гармонизации отечественного образовательного процесса с базовыми направлениями и положениями, принятыми большинством промышленно развитых стран .

В зарубежной практике к проблеме профессиональных знаний и умений в области нанотехнологий обращались неоднократно. Так, Институт нанотехнологий (Великобритания), доминирующий в проектах Евроко -миссии в сфере «нано», провел опрос респондентов (186 анкет), среди которых при реализации своих про -ектов, выпуске продукции и оказании услуг 79% используют (по их утверждению) «знания нанотехнологий».

Рассмотри м выявленные особенности:

- на данном этапе доминирования нанонауки и стадии разработки продукции наиболее востребованы специалисты высокой квалификации, имеющие ученую степень;

- исходя из формальных квалификационных требований и профессиональных компетенций, особо востребованы специалисты, ориентированные на междис-циплинарные исследования и нанобиологический ин -терфейс;

- обращает на себя внимание особая востребованность специалистов в области материаловедения, раз -личных направлений химии и, безусловно, знаний в области наноразмерных эффектов [6].

В рамках заседания УМС по направлению «Нано-технологии» еще в 20 07 г. на основании мнения большинства членов в качестве наиболее востребованных программ подготовки, повышения квалификации или переподготовки кадров были выделены: физика и хи -мия наносистем, материаловедение наносистем, про -цессы нанотехнологии, методы нанодиагностики, на -ноэлектроника, нанооптика, наномеханика, микро- и наноэнергетика, биомедицинские нанотехнологии.

Эти направления могут рассматриваться как базовые при формулировании профессиональных компетенций по выбранным областям деятельности. Продуктом наноиндустрии может быть не только материальная продукция, но и услуги, оказываемые с помощью материалов, методов и процессов наноиндустрии, при -чем на данном этапе главенствующую роль может играть интеллектуальная продукция, оформленная в виде патентов и лицензий .

Разработка и реализация профессионального стандарта наноиндустрии требует значительных временных и ресурсных затрат. Для ускорения решения задачи целесообразно учесть опыт высокотехнологичных отраслей экономики США по профессиональной сертификации специалистов (ПСС), включающей профессионально-ориентированную подготовку и отбор кадров. Такая сертификация в США реализуется с 80-х гг. прошлого века как один из важных инструментов отбора высоко -квалифицированных специалистов для работы в сформировавшихся отраслях промышленности.

Фундамент ПСС - программа сертификации (аналог профессионального стандарта), охватывающая ком -петенции и определяющая содержание экзаменов. Как правило, ПСС включает различные квалификационные уровни, отличающиеся требованиями по продолжительности практического опыта работы в профессиональной области. В разработке концепции и содержания программы сертификации непосредственное участие принимают общественные отраслевые организации, объединяющие работодателей. Реализация ПСС включает четыре основных компонента сдачу экзамена по программе ПСС, подготовку к сдаче экзамена, экспертизу документов, подтверждающих практический опыт работы, наличие соответствующего высшего образования.

Реализацию ПСС, как правило, осуществляет общественная ассоциация, ориентированная на определенную отрасль. Например, Национальная Ассоциация радио, телекоммуникаций и электромагнетизма США (Nationational Association for Radio, Telecommunications and Electromagnetics - NARTE). С 1982 г. ПСС реализуется с тремя квалификационными уровнями инженеров и техни ков по программам обучения, широко представленным в вузах США и имеющим монодисципли-нарный характер. Для отраслей, находящихся в стадии формирования, в частности нанотехнологий, ПСС пока не реализована, несмотря на то что в США существует Национальная Ассоциация наноиндустрии. Основная проблема, препятствующая реализации ПСС в этой отрасли, - ее междисциплинарный характер. Вместе с тем общие для всех традиционных специальностей (химики, материаловеды, электронщики и т.д.) профессиональные компетенции в естественных науках, нанотехнологиях и нанодиагностике.

Профессионально-ориентированная подготовка кадров для наноиндустрии располагает рядом необходимых компонентов:

- государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;

- сетью вузов, реализующих эти стандарты в образовательных программах и располагающих современной материально-технической базой;

- необходимым потенциалом для осуществления координирующей роли, которым располагает ГК «Роснано»;

- определенной «критической массой» предприятий («пионеров наноиндустрии»), реализующих проекты для наноиндустрии и заинтересованных в согласо -вании программ дополнительного образования.

Уже сейчас можно реализовать профессиональноориентированную подготовку и сертификацию кадров для наноиндустрии. В качестве первого шага целесооб -разно согласовать с «пионерами наноиндустрии» про -граммы дополнительного образования для такой под -готовки и реализовать их в виде пилотного проекта в ряде ведущих вузов страны, имеющих опыт работ по повышению квалификации кадров промышленности.

Следует отметить, что во всех промышленно развитых странах национальные программы в области нано -технологий ориентированы не только на научную или военную сферы, а рассматриваются как фактор соци-ально-экономического развития страны применительно к повышению образовательного уровня населения, создания дополнительных рабочих мест высокой квалификации, развития сферы оказания социальных ус -луг населению с использованием новейших материа-лов и технологий.

Директивными документами в различных странах в качестве одного из основных факторов планируемого экономического роста определено качество челове-ческого капитала.

Основными наиболее актуальными направлениями формирования национальной системы непрерыв-ного образования для наноиндустрии следует считать:

- прогнозирование количественного и качественного состава необходимого рынка образовательных услуг на подготовку, переподготовку и повышение квалифи-кации кадров;

- формирование инфраструктуры национальной системы непрерывного образования для развития нанотехнологической культуры, обеспечения эффективно -сти отечественного производства, потребления и при -менения такой продукции;

- развитие новых образовательных технологий на основе интеграции науки, образования и инновационной деятельности;

- формирование системы научно-методического и организационно -правового базиса (государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и требования, программы подготовки, учебные планы, учебная и учебно-методическая литература) для обеспечения национальной системы непрерывного образования в области наноиндустрии, в том числе междисциплинарного характера;

- устойчивое развитие учебно-исследовательской и опытно-технологической базы вузов, в том числе специализированной учебной техники и оборудования, обеспечивающих эффективную подготовку, переподго-товку и повышение квалификации кадров на основе широкой интеграции образовательного процесса, на -учных исследований и разработок;

- формирование информационно-аналитической системы и развитие современных образовательных

технологий (библиотечные комплексы, информационные образовательные технологии, электронные учебники, системы удаленного доступа), адаптированных к динамичному рынку разработки, производства и применения продукции наноиндустрии;

- развитие и поддержка конкурентоспособных на -учно-педагогических школ, ориентированных на наноиндустрию, реализующих научный и образовательный процессы, обеспечивающие паритет России на международном рынке товаров и услуг;

- создание системы эффективного привлечения молодежи в науку образование, высокие технологии, ориентированной на развитие отечественной нанотехнологической культуры;

- формирование социальной инфраструктуры для молодых специалистов, обеспечивающей эффективную деятельность, ориентированную на развитие исследований, разработок, оказание услуг и производство продукции наноиндустрии;

- создание системы региональных образовательных центров нанотехнологической культуры на основе интеграции школ, вузов, академических и отраслевых научно-исследовательских организаций, финансовых, патентных и внедренческих организаций и промышленных предприятий;

- развитие системы академических обменов с зарубежными научными и образовательными учреждениями, обладающими высоким потенциалом в области научных исследований и образовательного процесса для наноиндустрии.

Наноиндустрия относится к наукоемким высокотехнологичным направлениям с высоким уровнем интеллектуальной стоимости. Ее развитие в значительной степени определяется инвестициями в человеческий капитал. Уникальность направления «нано» в том, что оно может быть востребовано различными социальными слоями и профессиональными группами общества, стимулирует развитие кадрового потенциала государства, интеграцию и эффективное использование высококвалифицированных специ ал истов.

Кадровый потенциал наноиндустрии России дифференцированно оценивается российскими и зарубежными специалистами. Так, А.Чубайс считает, что к 2015 г. в наноиндустрии России должно работать порядка 150 тыс. человек, в том числе 100 тыс. человек с высшей квалификацией, что является сильнейшим вызовом для российской вузовской системы [3]. Создание гибкой инфраструктуры, включая такой важнейший ее компонент, как квалифицированная рабочая сила, -одна из основных целей Национальной нанотехнологической инициативы.

1. Бондар И.А. Взаимодействие формальных и неформаль-ных институтов в процессе трансформации экономических отношений // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5.

2. Мирошниченко Н.В. Содержание категории «иннова-ция» в контексте формирования экономики, основанной на знаниях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4.

3. иР1_: www. nanorf.ru.

4. иР1_: www.nanometer.ru.

5. иР1_: www.portalnano.ru.

6. иР1_: www.xrumer.nanonewsnet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.