АЛГОРИТМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 37.015
Юрий Иванович ЯШИНСКИЙ,
начальник факультета подготовки иностранных специалистов Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск)
yashinskiyuri@yandex. ш
О ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ
ABOUT TRAINING AND RETRAINING OF THE COMPETENT AGENCIES PERSONNEL OF THE STATES OF THE CENTRAL ASIAN REGION IN THE FRAME OF ANTI-DRUG PROGRAMMES
INPLEMENTATION
В статье рассматривается одно из направлений реализации антинаркотических программ по подготовке и переподготовке сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона, особое внимание уделено роли образовательных организаций ФСКН России, раскрыты особенности подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для партнерских ведомств.
One of the trends in the implementation of the anti-drug programmes on training and retraining the personnel of anti-drug units of the law enforcement agencies in the states of the Central Asian Region is considered in the article; special attention is given to the role of educational institutions of the FDCS of Russia; specific features of training and retraining of qualified personnel for partners' agencies are presented.
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров антинаркотических подразделений, антинаркотическая программа, система образовательных организаций ФСКН России, международное сотрудничество, формы подготовки и переподготовки.
Keywords: training and retraining of anti-drug units personnel, anti-drug programmes, system of educational institutions of the FDCS of Russia, international cooperation, forms of training and retraining.
E
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
Совершенствование и расширение международного антинаркотического сотрудничества приобретает особое значение в современных условиях. Одна из возможных форм такого сотрудничества связана с интеграцией правоохранительных органов в борьбе с глобальным наркопроизводством и наркотрафиком. Процессы интеграции происходят как в мировом масштабе, так и на региональном уровне, например обеспечение антинаркотической безопасности от наркотрафика из Афганистана в страны Центрально-Азиатского региона. Консолидированное взаимодействие между антинаркотическими ведомствами России и странами Центральной Азии позволяет существенно снизить интенсивность транзита наркотиков из данного региона.
Одним из приоритетных направлений взаимодействия, позволяющим улучшить наркоситуацию в Центрально-Азиатском регионе, является разработка и реализация антинаркотических программ содействия партнерским ведомствам этих государств, оказание им помощи, в том числе по подготовке и переподготовке кадров антинаркотических подразделений правоохранительных органов. По инициативе ФСКН России в 2011 г. была создана Правительственная комиссия (далее - комиссия) по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии.[1] Образование комиссии было продиктовано тем, что разработка, финансирование и реализация зарубежных комплексных антинаркотических программ невозможны на уровне российского антинаркотического ведомства. Согласно Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти, координирует деятельность различных ведомств для осуществления согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии [1].
Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.П. Ивановым дана высокая оценка результатам, полученным при реализации антинаркотических программ, в связи с созданием эффективного формата и правового механизма целостной системы антинаркотических программ. В настоящее время осуществляется реализация программ финансового, материально-технического и организационного содействия Государственной службе по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики и Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. В разработке находятся программы антинаркотического содействия министерствам внутренних дел Афганистана, Армении и Южной Осетии, а также компетентным органам Пакистана. Данные программы строятся разнообразно, исходя из конкретных задач, региональной специфики и специфики отдельных государств. [2]
Результативность противодействия международной наркоэкспансии напрямую зависит от профессиональной подготовки сотрудников в сфере противодействия наркопреступности. Специфика подготовки и переподготовки специалистов для правоохранительных структур стран Центрально-Азиатского региона определяется особенностями нормативно-правового регулирования в отдельных государствах, качеством базовой подготовки обучающихся, возможностями материально-технического обеспечения, а также характерными чертами наркопреступности именно этого региона.
Для реализации антинаркотических программ по подготовке и переподготовке сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных структур государств Центральной Азии в ФСКН России существует система образовательных учреждений - Сибирский юридический институт ФСКН России (г. Красноярск), Се-
¡Алгоритмы высшей школы
веро-Западный институт повышения квалификации ФСКН России (г. Санкт-Петербург), Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН России (г. Хабаровск). [3] Подготовка квалифицированных кадров для партнерских ведомств играет большую роль в повышении эффективности их деятельности, что в итоге положительно сказывается на наркоситуации в регионе. [4] Эта деятельность может осуществляться в различных формах.
Очная форма обучения в соответствии с программой высшего профессионального образования реализуется в Сибирском юридическом институте ФСКН России (г. Красноярск) по направлению подготовки "Юриспруденция". В пределах квот, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации с 2012 года, в Сибирском юридическом институте ФСКН России обучаются 34 студента из Республики Кыргызстан, 31 студент из Республики Таджикистан, а также 4 представителя Республики Южная Осетия (по состоянию на 01.01.2015).
Курсы повышения квалификации проводятся на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов МВД России в Домодедове (Московская область), в Сибирском юридическом институте ФСКН России в Красноярске, в Северо-Западном институте повышения квалификации ФСКН России в Санкт-Петербурге и Дальневосточном институте повышения квалификации ФСКН России в Хабаровске.
Выездные тренинги осуществляются с участием наиболее подготовленных преподавателей учебных заведений ФСКН России и сотрудников органов наркоконтроля в государствах, где действуют антинаркотические программы. [4]
Постоянно действующие учебные центры на территориях партнерских государств способствуют сотрудничеству и развитию международных отношений, получению знаний, умений и профессиональных навыков в сфере противодействия наркопреступности.
В настоящее время в связи с реализацией антинаркотических программ ведется наиболее активно работа по подготовке кадров ГСКН Кыргызской Республики. За период с начала 2012 года по настоящее время в рамках различных проектов ФСКН России прошли обучение 227 сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов и специальных служб Кыргызстана. [2] Многие из них получили продвижение по службе после окончания учебных курсов. Выпускники же очной формы обучения в Сибирском юридическом институте ФСКН России в перспективе составят будущий костяк наркополицейских Кыргызстана и смогут возглавить антинаркотическую службу, так как полученные ими навыки в будущем позволят расширить и углубить взаимодействие в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.[7]
Активно реализуется программа финансовой, материально-технической и организационной помощи АКН Таджикистана, в рамках которой большое внимание уделяется повышению профессионального уровня сотрудников для правоохранительных органов Таджикистана. В учебных заведениях ФСКН России проводится подготовка в рамках различных проектов; так в 2013 г. прошли обучение 15 специалистов из Таджикистана, за 2014 г. в рамках проекта Совет Россия - НАТО в учебных заведениях ФСКН России в составе смешанных групп сотрудников антинаркотических подразделений иностранных государств прошли обучение 29 представителей правоохранительных структур Республики Таджикистан. В результате реализации Программы содействия АКН Таджикистана руководителями АКН отмечены позитивные тенденции в укреплении кадрового потенциала Агенства, заметно уменьшился отток кадров и одновременно увеличилось число граждан, желающих поступить на службу в АКН Таджикистана.[6] Благо даря реализации антинаркотической программы возросло качество работы АКН Таджикистана в сфере пресечения наркотрафика.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
Принимая во внимание эффективность антинаркотических программ, Президент Российской Федерации принял решение о продлении до 2016 года программы содействия ГСКН Кыргызстана, предусматривающей выделение денежных средств на реализацию второй фазы Программы в 2014-2016 годах, а таджикские партнеры обратились в адрес ФСКН России с просьбой о продлении Программы содействия АКН Таджикистана на следующий трехлетний период в рамках реализации второй фазы Программы с 2015-2017 годы в связи с высокой эффективностью взаимодействия в ее рамках. [2]
Помимо этого в рамках проекта Россия - НАТО в учебных заведениях ФСКН России проводится переподготовка специалистов для антинаркотических ведомств Исламской республики Афганистан, Исламской Республики Пакистан и стран Центральной Азии.[2] В 2014 г. в учебных заведениях ФСКН России прошли обучение 259 сотрудников правоохранительных органов данных государств.
В дальнейшем на основании решения Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 23 декабря 2014 г. планируется осуществлять подготовку и переподготовку сотрудников правоохранительных органов и специальных служб по контролю за
оборотом наркотиков государств-членов ОДКБ в Сибирском юридическом институте ФСКН России. [8]
С учетом вышеизложенного следует констатировать, что разработка и реализация антинаркотических программ, обеспечивающих российские интересы, не только снижает уровень наркодавления на Россию, но и позволяет пресекать поставки наркотических средств и психотропных веществ до их поступления на территорию Российской Федерации. Общегуманитарное присутствие России в регионах стратегического интереса одновременно с развитием партнерских отношений со странами-получателями помощи необходимо для обеспечения национальной безопасности России. В условиях обострения внешнеполитической обстановки данное направление деятельности представляется особенно важным. [2] В связи с этим необходимо продолжить работу по подготовке и переподготовке сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов государств Центральной Азии в рамках образовательных учреждений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Развитие данного направления позволит в будущем наращивать потенциал эффективного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Библиографический список
1. Об утверждении положения о Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии : постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 733. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119067.
2. Иванов, В.П. Антинаркотические программы России в Центральной Азии как новый инструмент содействия международному развитию : выступление председателя ГАК директора ФСКН России Виктора Иванова на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, Москва, 17 июня 2014 года, Дом Правительства Российской Федерации. - URL: http://fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/ 2014/0617/125631091/detail.shtml.
Алгоритмы высшей ШКОЛЫ
3. Медведев, И.А. Подготовка иностранных специалистов в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков: опыт образовательных организаций ФСКН России в свете перспектив международного сотрудничества / И.А. Медведев, С.А. Пунтус // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. - № 2(15). - С. 121-129.
4. Выступление начальника управления Оперативно-разыскного департамента ФСКН России А. Носова // Мир против наркотиков : сборник материалов юбилейной ХХХ международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (5-7 июня 2013 г.). - М., 2013. - С. 132-145.
5. Российская ФСКН усилит подготовку наркоборцов в Кыргызстане // Информационный Бюллетень Секретариата ОДКБ 18.06.2014. - URL: http://www.odkb-csto.org/ obzor-pressy/detail.php?ELEMENT_ID=3485&sphrase_id=8150.
6. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан за 2013 год // Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республике Таджикистан. - Душанбе, 2013.
7. Выступление председателя Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики А. Султанова // Мир против наркотиков : сборник материалов юбилейной ХХХ международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (5-7 июня 2013 г.). - М., 2013. -С. 65-70.
8. О базовом учебном заведении высшего и дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и специальных служб по контролю за оборотом наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности : решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 23 декабря 2014 г.