Научная статья на тему 'О подготовке горных инженеров по специальности Обогащение полезных ископаемых'

О подготовке горных инженеров по специальности Обогащение полезных ископаемых Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
838
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Авдохин Виктор Михайлович, Юшина Татьяна Ивановна

Рассмотрены особенности подготовки горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» в Российской Федерации. Приведены структура, основные положения Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» и характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Авдохин Виктор Михайлович, Юшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке горных инженеров по специальности Обогащение полезных ископаемых»

© В.М. Авдохин, Т.И. Юшина, 2008

УДК 622.7:378

В.М. Авдохин, Т.И. Юшина

О ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБОГАЩЕНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.»

Рассмотрены особенности подготовки горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» в Российской Федерации. Приведены структура, основные положения Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» и характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников.

богащение полезных ископаемых» по определению представляет совокупность процессов первичной переработки добываемой горной массы и является составной (заключительной) частью Горного производства, в результате которой получают товарную продукцию, удовлетворяющую требованиям соответствующих ГОСТов, ОСТов и Технических условий [11Конечная продукция Обогатительных фабрик предназначается для широкого круга потребителей и в большинстве случаев не требует дальнейшей металлургической или химической переработки.

Получаемая продукция обогатительных фабрик и установок, перерабатывающих несколько млрд. тонн горных пород, углей, руд, используется практически во всех отраслях промышленности: строительной (в виде песка, щебня, гравия и др.), электротехнической (в виде асбестовых, слюдяных и др. концентратов), керамической (в виде магнезитовых, полевошпатовых и др. концентратов), бумажной, резиновой и пищевой (в виде тальковых, каолиновых и др. концентратов), ювелирной (алмазы, изумруды, пиропы и др.), химиче-

ской (в виде апатитовых, фосфоритовых и др. концентратов), нефтяной (в виде баритовых концентратов), металлургической (в виде концентратов черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, концентратов флюсующих добавок и коксующихся углей), топливноэнергетической (в виде сортовых углей, обогащенных сланцев) и других отраслях народного хозяйства.

В структуре Горнодобывающей и Горно-перерабатывающей промышленности России Горное производство (рудник, карьер, шахта) и Обогатительное производство (обогатительная фабрика) как правило объединены в единое предприятие «Горно-обогати-тельный комбинат» (ГОК). Структуру ГОКов имеют 19 предприятий из 20 по добыче и переработке руд черных металлов; 26 из 32 предприятий по добыче и переработке цветных и редких металлов; 86 из 88 предприятий по добыче и переработке неметаллических полезных ископаемых; 46 из 47 углеобогатительных фабрик входят в состав Объединений с горным производством. Таким образом 176 из 187 основных предприятий отрасли имеют в своем составе рудник и обогатительную фабрику. Всего пять предприятий по добыче и переработке цвет-

ных металлов имеют структуру Горнометаллургического комбината (рудник -обогатительная фабрика - металлургический завод). Предприятий, имеющих в составе только обогатительную фабрику и. металлургический (химический) завод без горного цеха практически нет.

Металлургические и химические заводы по вторичной переработке продукции обогатительного производства чаще всего не имеют с обогатительными фабриками прямых производственных связей и разделены территориально на сотни, а иногда и тысячи километров.

Обогатительные фабрики, являясь составной обязательной частью горных предприятий, связаны с горных цехом общими технологическими, экономическими и экологическими решениями, а именно:

• эффективность технологических решений для комплексной переработки и использования добываемого сырья обеспечивается только при учете в стратегии и тактике разработки месторождений необходимости переработки полезных ископаемых по технологическим сортам, управлении их качеством и усреднением в единой системе рудник (шахта) - фабрика, оперативном решении вопросов горно-обогатительного производства с учетом результатов технологического картирования месторождения и обогатимости технологических сортов полезных ископаемых;

• технико-экономические решения включают предконцентрацию и сортировку полезных ископаемых в процессе горных работ с получением готовой продукции или существенным сокращением объема материала, пос-тупающего на обогащение, перенос работы разупрочнения и дробления пород на взрыв в горном цехе, переработку на месте бедных, вскрышных и отвальных пород,

в том числе методами химического обогащения;

• экологическая система горного цеха и обогатительной фабрики является единой. Очистка сточных и кондиционирование оборотных вод горного цеха и обогатительной фабрики осуществляется методами обогащения через хво-стохранилище фабрики, песковая часть хвостов обогащения может использоваться для закладки выработанных пространств на руднике, вскрышные породы - при эксплуатации хвостохранили-ща.

Современная Обогатительная фабрика для переработки любого типа сырья работает по сложным комбинированным технологическим схемам, включающим целый ряд разделительных (обогатительных) процессов: флотационные, гравитационные, электромагнитные, радиометрические и др. Общими для всех обогатительных процессов являются законы массоперено-са, теории разделения, а также закономерности физико-химической механики, однако теоретические основы процессов относятся к разным облас-тям знаний. Гравитационные методы разделения основаны на законах ги-дро- и аэродинамики; флотационные методы - на законах физической химии; магнитные и электрические методы - на соответствующих законах физики; радиометрические методы - на закономерностях ядерной физики и радиохимии. Базовыми фундамен-тальными науками для этой специаль-ности являются в равной степени химия, физика, гидроаэромеханика, геология.

В настоящее время в России функционируют более 200 обогатительных фабрик и установок, и более 30 научноисследовательских и проектных организаций на которых трудятся около 10 тысяч инженеров-обога-тителей.

Подготовка инженеров по специальности - «Обогащение полезных ископаемых» осуществляется в 12 вузах России (МГГУ, СПбГГИ, УГГУ, ИрГТУ, МГГУ, КузГТУ, ЧитГУ, МИСиС, Сиб-ФУ, СевКавГТУ, ЯГУ, МГОУ, ЮРГТУ) в рамках направления подготовки «Горное дело». Ежегодный выпуск составляет менее 400 специалистов.

Оценка потребности отрасли в горных инженерах [2, 3], с учетом, что часть выпускников уходит работать в научно-исследовательские организации и предприятия смежных отраслей, такой выпуск не обеспечивает потребности горноперерабатывающего комплекса России, поэтому спрос на инженеров-обогатителей со стороны промышленных предприятий постоянно растет.

Подготовка инженеров-обогатите-

лей в настоящее время осуществляется в рамках Государственного образовательного стандарта направления подготовки

- «Горное дело» [4]. ГОС ВПО направления подготовки «Горное дело» и учебный план специальности «Обогащение полезных ископаемых»(ОПИ) соответствует общей структуре горнодобывающей промышленности России и в максимально возможной степени учитывают специфику реализации образовательной программы для инженеров-обогати-телей. В этих документах имеет место рациональное сочетание естественнонаучной (математика, физика, химия), обще-профессиональной (геология, механика, электроника и электротехника) и специальной (подготовительные, основные и вспомогательные процессы обогащения) подготовки специалистов, а также предусмотрено изучение основ горного дела, извлекающей металлургии, экономики и менеджмента горно-обогатитель-ного производства. Подготовка осуществляется по пяти специализациям: обогащение руд; обо-

гащение углей и сланцев; переработка техногенного сырья; проектирование обогатительных фабрик (предприятий); сертификация и качество минерального сырья. Достаточно большой объем часов на дисциплины специализаций (500 часов) в совокупности с региональным и вузовским компонентами учебного плана обеспечивает возможность целенаправленной профессиональной подготовки специалистов в каждом конкретном вузе для нужд отдельных отраслей народного хозяйства или горнодобывающих регионов.

Сложившаяся многолетняя система подготовки специалистов широкого профиля соответствует структуре отрасли и отвечает современным требованиям науки и производства в области обогащения и комплексной переработки минерального сырья, а также соответствует мировой практике.

Вместе с тем необходимо отметить увеличивающееся влияние дисциплин горного профиля в учебном плане специальности ОПИ. В целом это является положительным фактором, однако имеется тенденция к уменьшению влияния основных предметов, связанных с технологией обогащения полезных ископаемых. Так, по нашему мнению, новые дипломированные специалисты-

обогатители имеют недостаточно хорошую химическую и геолого-

минералогическую подготовку, а также не всегда хорошо обучены применять методы моделирования и автоматизации процессов обогащения. Это является недостатком структуры теоретического обучения и как следствие эти методы недостаточно развиты в обогащении, что неблагоприятно влияет на эффективность обогатительного производства.

С целью перехода на более высокий уровень подготовки специалистов, имеющей прочную современную науч-

но-методическую и практическую основу разработан проект самостоятельного Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения для специальности «Обогащение полезных ископаемых» в рамках компе-тентностной модели выпускника [5-9]. Более четко и конкретно прописана квалификационная характеристика специалистов, включая область, объекты, виды и задачи их профессиональной деятельности.

Для Российской Федерации при подготовке горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» реализуется одноступенчатая система высшего профессионального образования (моноподготовка): с нормативным сроком освоения основной образовательной программы по очной форме обучения - 5 лет.

Область профессиональной деятельности выпускников специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» включает: области науки, техники и производства, содержащих совокупность средств, процессов и методов инженерной человеческой деятельности, направленной на первичную переработку минерального сырья природного и техногенного происхождения с целью извлечения и концентрации ценных компонентов в окончательные товарные продукты (уголь, известняк, асбест, кварцевый песок и др.) или концентраты (меди, цинка, железа и др.), пригодные для дальнейшей технически возможной и экономически целесообразной химической или металлургической переработки.

Первичная переработка осуществляется на обогатительных фабриках и установках, являющихся самостоятельными перерабатывающими предприятиями или организационно входящими в состав горно-обогатитель-ных (ГОК) и

горно-металлургических (ГМК) комбинатов.

При этом создание конкурентоспособной продукции основано на:

- изучении взаимосвязи структурного, вещественного и фазового состава сырья с его технологическими свойствами, выявлении закономерностей разделения минералов на основе различия их физических, физико-химических и химических свойств, обосновании и создании технологий и аппаратов, в совокупности обеспечивающих наиболее эффективное превращение минеральных ресурсов в продукты с высокими потребительскими качествами для последующего использования в различных отраслях промышленности;

- применении современных методов проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования машин, оборудования и технологических процессов обогащения полезных ископаемых;

- использовании средств конструкторско-технологической информати-ки и автоматизированного проектирования;

- создании систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;

- проведение маркетинговых исследований с поиском оптимальных решений при создании продукции с учетом требований промышленной безопасности опасных производственных объектов качества, надежности и стоимости, а также сроков ее изготовления, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

Объектами профессиональной деятельности специалистов по специальности «Обогащение полезных ископаемых» являются предприятия обогатительного производства, включающие обогатительные, дробильно-

сортировочные, агломерационные, брикетные фабрики, заводы, установки и др. объекты, связанные с первичной переработкой различных типов и видов промышленных и энергетических полезных ископаемых.

Обогащение полезных ископаемых является сложным непрерывным поточно-цикличным, высокопроизводительным (до 30 млн т/год) производством, включающим десятки операций с применением технологического и транспортного оборудования для процессов дробления, измельчения, грохочения, классификации, обогащения методами флотации, гравитационной, магнитной и др. сепарации, обезвоживания, сушки, агломерации, окомкования, складирования минеральной продукции, функционирующих строго по регламенту во времени и пространстве. Имеется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; стационарно установленные грузоподъемные механизмы; эскалаторы.

На этих предприятиях используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные, воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели. Неконтролируемый выброс таких веществ в окружающую среду в результате нарушения технологического процесса может привести к техногенным авариям и масштабным чрезвычайным ситуациям на этих предприятиях. В соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, принятого Государственной Думой 20 июня 1997 г., № 116-ФЗ, с последующими поправками, предприятия, на которых ведутся работы

по обогащению полезных ископаемых относятся к категории опасных производственных объектов.

Учитывая отмеченные особенности обогатительного производства, специалист, независимо от вида деятельности и занимаемой должности, должен обладать полным объемом технических и организационных компетенций, что исключает возможность эффективной реализации многоуровневой системы его подготовки. Уровень подготовки специалиста должен быть максимально высоким, соответствующим 5-тилетнему нормативному сроку освоения Основной Образовательной Программы.

Горный инженер по специальности ОПИ может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: произ-водственно-технологичес-кой, проектной, научно-исследова-тельской, орга-низационно-управлен-ческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим

учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

На рисунке показана связь видов профессиональной деятельности, квалификационных требований и требований к профессиональной подготовке выпускника.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о недрах (№2395-1 от 21.02.1992 г., с последующими поправками) пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из

Связь видов профессиональной деятельности, квалификационных требований и требований к профессиональной подготовке выпускника

недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

- строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нём полезных компонентов; учёт и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

- дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологии переработки минерального сырья;

- наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учёт и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Производственно-технологичес-кая деятельность специалиста включает:

- техническое руководство обогатительным производством, горными и взрывными работами - управление технологическими процессами на обогатительных предприятиях;

- разработку и осуществление технологических процессов обогатительного производства; осуществление контроля качества работ и обеспечение правильности выполнения их исполнителями; оперативное устранение нарушений и инцидентов в ходе производственных процессов;

- разработку и осуществление мероприятий по безопасному проведению работ, эксплуатации оборудования, предупреждению и защите персонала и окружающей природной среды от вредного воздействия горно-обогати-тельного производства в соответствии с Требованиями промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- ведение учёта выполняемых работ, анализ оперативных и текущих показателей производства;

- обеспечение выполнения требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

- проектирование технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства;

- оценку экономической эффективности технологических процессов и инновационно-технологических рисков при разработке и внедрении новых технологий;

- разработку, согласование и утверждение технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения горных и обогатительных работ;

- обеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности;

- обоснование выбора и осуществление эксплутационных расчетов обогатительных машин;

- выбор технологии, расчет параметров горно-обогатительных работ и организация производства;

- разработку годовых и перспективных планов горно-обогатительных работ в конкретных условиях;

- контроль выполнения требований технической документации на производство работ;

- стандартизацию и сертификация выпускаемой продукции и технологи-ческих процессов;

- осуществление метрологической поверки основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции;

- разработку мероприятий по управлению качеством продукции;

- организацию и осуществление контроля за выполнением норм, стандартов и требований технологической документации на осуществление техноло-гических процессов, не допуская отклонений от проектных параметров и требований промышленной безопасности;

- осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на предприятии, оказание содействия государственным органам в расследовании причин аварий.

Проектная деятельность специалиста включает:

- проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты и патентной способности новых проектных и конструкторских решений и определения показателей их технического уровня;

- технико-экономическое обоснование и разработка новых технологических процессов и схем обогащения;

- разработку проектов расширение, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта, консервации действующих и строительства новых обогатительных фабрик, установок, цехов, промышленных аппаратов и оборудования с использованием средств автоматизированного проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных технологий в области обогащения полезных ископаемых;

- выбор, обоснование и разработка технологий очистки и переработки отходов обогащения, определение допустимого воздействия горно-обогатительного предприятия на окружающую среду;

- подготовку заданий на разработку новых технологических процессов, аппаратов и оборудования;

- разработку методических и нормативных (графических и текстовых) документов, технической документации, а также предложений по реализации разработанных проектов и программ с учетов

технически безопасных методов производства работ и в соответствии с перечнем, определенными правилами проектирования и эксплуатации обогатительных фабрик и оборудования;

- проведение экспертизы промышленной безопасности производственных объектов, на которых осуществляются работы по обогащению полезных ископаемых;

- расчет сравнительной экономической эффективности проектных вариантов, показателей (критериев) эффективности, дисконтирования затрат и доходов;

- оценку инновационных потенциалов и рисков коммерциализации проектов и проектных решений.

Научно-исследовательская деятельность специалиста включает:

- разработку научных планов и программ проведения научных иссле-дований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований, выбор методов и средств решения задачи;

- разработку методики, организация и проведение научных исследований и испытаний; обработка и анализ полученных результатов с использованием современных компьютерных технологий;

- разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности с использованием современных программных средств;

- подготовку научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок;

- выполнение литературного и патентного поиска; фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности полу-

ченных технических и тех-нологических решений;

- управление результатами научноисследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

- маркетинг и внедрение перспективных наукоемких, высокотехноло-гичных инновационных методов и технологий, базирующихся на последних достижениях физики, химии и других технических наук и направленных на совершенствование процессов, аппаратов и технологий горно-обогатитель-ного производства;

- анализ причин возникновения аварий, инцидентов и других внештатных ситуаций, принятие мер по устранению указанных причин и профилактика подобных инцидентов.

Организационно-управленчес-кая деятельность специалиста включает:

- информационное обеспечение организации производства, труда и управления коллективом, метрологическое обеспечение работ;

- выбор и обоснование производственной и административной структуры предприятия;

- организационное обеспечение основных процессов производства и вспомогательных работ, а также отдельных многооперационных работ по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, возникших в результате неблагоприятных обстоятельств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ведение первичного учета выполняемых работ, аварий и инцидентов, анализ оперативных и текущих показателей производства;

- организацию работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских и управленческих решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;

- обеспечение условий труда, предотвращающих производственный травма-

тизм, профессиональные заболевания и вредное воздействие горно-

обогатительного производства на окружающую природную среду;

- анализ и оценка действий подчиненных, контроль состояния мораль-но-психологического климата в коллективе, поддержка необходимого уровня дисциплины, предотвращение нарушений и конфликтов в трудовом коллективе;

- поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

- проведение технико-экономи-

ческого анализа выполняемых работ, комплексное обоснование планируемых мероприятий, вскрытие резервов производства и подготовка предложений по их эффективному исполь-зованию;

- расчет экономической эффективности отдельных мероприятий, затрат на информационные ресурсы, внедрение новой техники, совершенствование технологии производства, эффективности повышения качества продукции, совершенствование системы управления предприятием;

- анализ результатов работ и отдельных технологических процессов, производственных звеньев, производственнохозяйственной деятельности предприятия в целом в натуральном и стоимостном выражении;

- организацию работы постоянно

действующей системы по повышению научно-технических, экономических,

экологических знаний и знаний в области методов безопасного ведения работ, современных условий хозяйственной деятельности предприятия;

- организацию системы подготовки и аттестации работников и обучения в соответствии с действующими правилами промышленной безопасности, другими

нормативными материалами и инструкциями;

- допуск к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалифицированным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

- составление необходимой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;

- подготовку заявок на изобретения и промышленные образцы;

- оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности;

- организацию работы по созданию системы менеджмента качества;

- организацию повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инноваци-онной деятельности;

- подготовку отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения;

- организацию работ по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию предлагаемых технических решений, оборудования, технологий и производственных объектов;

- обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств;

- проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентноспособной продукции;

- адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;

- поддержку единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции;

- разработку планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;

- управление программами освоения новой продукции и технологии;

- координацию работы персонала для комплексного решения инновационных проблем от идеи до промышленной реализации.

Требования к итоговой государственной аттестации выпускников

Итоговая государственная аттеста-ция направлена на установление соот-ветствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный государственный экзамен, обязательно включающий в себя аттестацию по практике, а также защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с программой подготовки специалиста может быть выполнена в виде проекта (дипломной работы). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) определяются высшим учебным заведением и должны быть посвящены решению актуальных проблем обогащения полезных ископаемых, связанных с совершенствованием техники, технологии и безопасности, в т.ч. экологической, повышением их экономической эффективности.

Дипломные проекты (работы) должны предусматривать комплексное решение задач технического, организационного, социального и экономического характера.

Программа междисциплинарного государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебнометодических объединений вузов. Для

объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

В структуре нового ГОСа обосновано рациональное соотношение объемов учебных циклов: Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ) - 40 зачетных единиц; Математический и естественнонаучный цикл - 60 зачетных единиц; Профессиональный цикл - 148 зачетных единиц. При этом вариативная часть (устанавливаемая ВУЗом) составляет более

1. Чантурия В.А. Перспективы устойчивого развития горноперерабатывающей индустрии России/ В.А. Чантурия//Горный журнал. -2007, - №2. - С. 2-7.

2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогноза развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2008. - №1. - С. 128145.

3. Пучков Л.А., Петров В.Л. Тенденции развития высшего горного образования России/Л. А. Пучков, В. Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. -2006. - №4. - С. 145-158.

4. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 65 06 00 «Горное дело». М. -2000.

5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего про-

30 % от общего объема, что открывает для ВУЗов возможность проявления большей инициативы при разработке учебных планов, учитывающих региональные особенности и специфику промышленных предприятий - потребителей выпускников.

В целом новый Государственный Образовательный Стандарт по специальности «Обогащение полезных ископаемых» дает возможность наиболее полной реализации потенциала каждого ВУЗа для повышения качества фундаментальной и специальной подготовки новых инжене-ров-обогатителей, отвечающих требованиям научно-техни-ческого процесса.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

фессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

6. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №5

7. Петров В.Л. Проектирование федераль-

ных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В. Л. Петров// Горный информационно-

аналитический бюллетень. - 2008. - №9.

8. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №6

9. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №10.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------

Авдохин Виктор Михайлович - доктор технических наук, профессор, зав. каф. «Обогащение полезных ископаемых» Московского государственного горного университета, председатель УМК специальности «Обогащение полезных ископаемых» Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела,

Юшина Татьяна Ивановна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Обогащение полезных ископаемых» Московского государственного горного университета, ученый секретарь УМК специальности 130405 - «Обогащение полезных ископаемых»

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания:

Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

Полное время правки: Дата печати:

При последней печати страниц: слов: знаков:

2_Авдохин

Е:\С диска по работе в универе\ГИАБ_2008\11\Рубрика С:\и8еге\Таня\АррБа1а\Коат1^\М1сго80й\ШаблоныШогта1Ло1т © В

Гитис Л.Х.

01.09.2008 16:58:00 4

01.09.2008 17:30:00 Гитис Л.Х.

3 мин.

25.11.2008 23:08:00 11

4 452 (прибл.)

25 378 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.