© В.М. Авдохин, Т.И. Юшина, 2008
УДК 622.7:378
В.М. Авдохин, Т.И. Юшина
О ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБОГАЩЕНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.»
Рассмотрены особенности подготовки горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» в Российской Федерации. Приведены структура, основные положения Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» и характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников.
богащение полезных ископаемых» по определению представляет совокупность процессов первичной переработки добываемой горной массы и является составной (заключительной) частью Горного производства, в результате которой получают товарную продукцию, удовлетворяющую требованиям соответствующих ГОСТов, ОСТов и Технических условий [11Конечная продукция Обогатительных фабрик предназначается для широкого круга потребителей и в большинстве случаев не требует дальнейшей металлургической или химической переработки.
Получаемая продукция обогатительных фабрик и установок, перерабатывающих несколько млрд. тонн горных пород, углей, руд, используется практически во всех отраслях промышленности: строительной (в виде песка, щебня, гравия и др.), электротехнической (в виде асбестовых, слюдяных и др. концентратов), керамической (в виде магнезитовых, полевошпатовых и др. концентратов), бумажной, резиновой и пищевой (в виде тальковых, каолиновых и др. концентратов), ювелирной (алмазы, изумруды, пиропы и др.), химиче-
ской (в виде апатитовых, фосфоритовых и др. концентратов), нефтяной (в виде баритовых концентратов), металлургической (в виде концентратов черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, концентратов флюсующих добавок и коксующихся углей), топливноэнергетической (в виде сортовых углей, обогащенных сланцев) и других отраслях народного хозяйства.
В структуре Горнодобывающей и Горно-перерабатывающей промышленности России Горное производство (рудник, карьер, шахта) и Обогатительное производство (обогатительная фабрика) как правило объединены в единое предприятие «Горно-обогати-тельный комбинат» (ГОК). Структуру ГОКов имеют 19 предприятий из 20 по добыче и переработке руд черных металлов; 26 из 32 предприятий по добыче и переработке цветных и редких металлов; 86 из 88 предприятий по добыче и переработке неметаллических полезных ископаемых; 46 из 47 углеобогатительных фабрик входят в состав Объединений с горным производством. Таким образом 176 из 187 основных предприятий отрасли имеют в своем составе рудник и обогатительную фабрику. Всего пять предприятий по добыче и переработке цвет-
ных металлов имеют структуру Горнометаллургического комбината (рудник -обогатительная фабрика - металлургический завод). Предприятий, имеющих в составе только обогатительную фабрику и. металлургический (химический) завод без горного цеха практически нет.
Металлургические и химические заводы по вторичной переработке продукции обогатительного производства чаще всего не имеют с обогатительными фабриками прямых производственных связей и разделены территориально на сотни, а иногда и тысячи километров.
Обогатительные фабрики, являясь составной обязательной частью горных предприятий, связаны с горных цехом общими технологическими, экономическими и экологическими решениями, а именно:
• эффективность технологических решений для комплексной переработки и использования добываемого сырья обеспечивается только при учете в стратегии и тактике разработки месторождений необходимости переработки полезных ископаемых по технологическим сортам, управлении их качеством и усреднением в единой системе рудник (шахта) - фабрика, оперативном решении вопросов горно-обогатительного производства с учетом результатов технологического картирования месторождения и обогатимости технологических сортов полезных ископаемых;
• технико-экономические решения включают предконцентрацию и сортировку полезных ископаемых в процессе горных работ с получением готовой продукции или существенным сокращением объема материала, пос-тупающего на обогащение, перенос работы разупрочнения и дробления пород на взрыв в горном цехе, переработку на месте бедных, вскрышных и отвальных пород,
в том числе методами химического обогащения;
• экологическая система горного цеха и обогатительной фабрики является единой. Очистка сточных и кондиционирование оборотных вод горного цеха и обогатительной фабрики осуществляется методами обогащения через хво-стохранилище фабрики, песковая часть хвостов обогащения может использоваться для закладки выработанных пространств на руднике, вскрышные породы - при эксплуатации хвостохранили-ща.
Современная Обогатительная фабрика для переработки любого типа сырья работает по сложным комбинированным технологическим схемам, включающим целый ряд разделительных (обогатительных) процессов: флотационные, гравитационные, электромагнитные, радиометрические и др. Общими для всех обогатительных процессов являются законы массоперено-са, теории разделения, а также закономерности физико-химической механики, однако теоретические основы процессов относятся к разным облас-тям знаний. Гравитационные методы разделения основаны на законах ги-дро- и аэродинамики; флотационные методы - на законах физической химии; магнитные и электрические методы - на соответствующих законах физики; радиометрические методы - на закономерностях ядерной физики и радиохимии. Базовыми фундамен-тальными науками для этой специаль-ности являются в равной степени химия, физика, гидроаэромеханика, геология.
В настоящее время в России функционируют более 200 обогатительных фабрик и установок, и более 30 научноисследовательских и проектных организаций на которых трудятся около 10 тысяч инженеров-обога-тителей.
Подготовка инженеров по специальности - «Обогащение полезных ископаемых» осуществляется в 12 вузах России (МГГУ, СПбГГИ, УГГУ, ИрГТУ, МГГУ, КузГТУ, ЧитГУ, МИСиС, Сиб-ФУ, СевКавГТУ, ЯГУ, МГОУ, ЮРГТУ) в рамках направления подготовки «Горное дело». Ежегодный выпуск составляет менее 400 специалистов.
Оценка потребности отрасли в горных инженерах [2, 3], с учетом, что часть выпускников уходит работать в научно-исследовательские организации и предприятия смежных отраслей, такой выпуск не обеспечивает потребности горноперерабатывающего комплекса России, поэтому спрос на инженеров-обогатителей со стороны промышленных предприятий постоянно растет.
Подготовка инженеров-обогатите-
лей в настоящее время осуществляется в рамках Государственного образовательного стандарта направления подготовки
- «Горное дело» [4]. ГОС ВПО направления подготовки «Горное дело» и учебный план специальности «Обогащение полезных ископаемых»(ОПИ) соответствует общей структуре горнодобывающей промышленности России и в максимально возможной степени учитывают специфику реализации образовательной программы для инженеров-обогати-телей. В этих документах имеет место рациональное сочетание естественнонаучной (математика, физика, химия), обще-профессиональной (геология, механика, электроника и электротехника) и специальной (подготовительные, основные и вспомогательные процессы обогащения) подготовки специалистов, а также предусмотрено изучение основ горного дела, извлекающей металлургии, экономики и менеджмента горно-обогатитель-ного производства. Подготовка осуществляется по пяти специализациям: обогащение руд; обо-
гащение углей и сланцев; переработка техногенного сырья; проектирование обогатительных фабрик (предприятий); сертификация и качество минерального сырья. Достаточно большой объем часов на дисциплины специализаций (500 часов) в совокупности с региональным и вузовским компонентами учебного плана обеспечивает возможность целенаправленной профессиональной подготовки специалистов в каждом конкретном вузе для нужд отдельных отраслей народного хозяйства или горнодобывающих регионов.
Сложившаяся многолетняя система подготовки специалистов широкого профиля соответствует структуре отрасли и отвечает современным требованиям науки и производства в области обогащения и комплексной переработки минерального сырья, а также соответствует мировой практике.
Вместе с тем необходимо отметить увеличивающееся влияние дисциплин горного профиля в учебном плане специальности ОПИ. В целом это является положительным фактором, однако имеется тенденция к уменьшению влияния основных предметов, связанных с технологией обогащения полезных ископаемых. Так, по нашему мнению, новые дипломированные специалисты-
обогатители имеют недостаточно хорошую химическую и геолого-
минералогическую подготовку, а также не всегда хорошо обучены применять методы моделирования и автоматизации процессов обогащения. Это является недостатком структуры теоретического обучения и как следствие эти методы недостаточно развиты в обогащении, что неблагоприятно влияет на эффективность обогатительного производства.
С целью перехода на более высокий уровень подготовки специалистов, имеющей прочную современную науч-
но-методическую и практическую основу разработан проект самостоятельного Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения для специальности «Обогащение полезных ископаемых» в рамках компе-тентностной модели выпускника [5-9]. Более четко и конкретно прописана квалификационная характеристика специалистов, включая область, объекты, виды и задачи их профессиональной деятельности.
Для Российской Федерации при подготовке горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» реализуется одноступенчатая система высшего профессионального образования (моноподготовка): с нормативным сроком освоения основной образовательной программы по очной форме обучения - 5 лет.
Область профессиональной деятельности выпускников специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» включает: области науки, техники и производства, содержащих совокупность средств, процессов и методов инженерной человеческой деятельности, направленной на первичную переработку минерального сырья природного и техногенного происхождения с целью извлечения и концентрации ценных компонентов в окончательные товарные продукты (уголь, известняк, асбест, кварцевый песок и др.) или концентраты (меди, цинка, железа и др.), пригодные для дальнейшей технически возможной и экономически целесообразной химической или металлургической переработки.
Первичная переработка осуществляется на обогатительных фабриках и установках, являющихся самостоятельными перерабатывающими предприятиями или организационно входящими в состав горно-обогатитель-ных (ГОК) и
горно-металлургических (ГМК) комбинатов.
При этом создание конкурентоспособной продукции основано на:
- изучении взаимосвязи структурного, вещественного и фазового состава сырья с его технологическими свойствами, выявлении закономерностей разделения минералов на основе различия их физических, физико-химических и химических свойств, обосновании и создании технологий и аппаратов, в совокупности обеспечивающих наиболее эффективное превращение минеральных ресурсов в продукты с высокими потребительскими качествами для последующего использования в различных отраслях промышленности;
- применении современных методов проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования машин, оборудования и технологических процессов обогащения полезных ископаемых;
- использовании средств конструкторско-технологической информати-ки и автоматизированного проектирования;
- создании систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
- проведение маркетинговых исследований с поиском оптимальных решений при создании продукции с учетом требований промышленной безопасности опасных производственных объектов качества, надежности и стоимости, а также сроков ее изготовления, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.
Объектами профессиональной деятельности специалистов по специальности «Обогащение полезных ископаемых» являются предприятия обогатительного производства, включающие обогатительные, дробильно-
сортировочные, агломерационные, брикетные фабрики, заводы, установки и др. объекты, связанные с первичной переработкой различных типов и видов промышленных и энергетических полезных ископаемых.
Обогащение полезных ископаемых является сложным непрерывным поточно-цикличным, высокопроизводительным (до 30 млн т/год) производством, включающим десятки операций с применением технологического и транспортного оборудования для процессов дробления, измельчения, грохочения, классификации, обогащения методами флотации, гравитационной, магнитной и др. сепарации, обезвоживания, сушки, агломерации, окомкования, складирования минеральной продукции, функционирующих строго по регламенту во времени и пространстве. Имеется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; стационарно установленные грузоподъемные механизмы; эскалаторы.
На этих предприятиях используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные, воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели. Неконтролируемый выброс таких веществ в окружающую среду в результате нарушения технологического процесса может привести к техногенным авариям и масштабным чрезвычайным ситуациям на этих предприятиях. В соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, принятого Государственной Думой 20 июня 1997 г., № 116-ФЗ, с последующими поправками, предприятия, на которых ведутся работы
по обогащению полезных ископаемых относятся к категории опасных производственных объектов.
Учитывая отмеченные особенности обогатительного производства, специалист, независимо от вида деятельности и занимаемой должности, должен обладать полным объемом технических и организационных компетенций, что исключает возможность эффективной реализации многоуровневой системы его подготовки. Уровень подготовки специалиста должен быть максимально высоким, соответствующим 5-тилетнему нормативному сроку освоения Основной Образовательной Программы.
Горный инженер по специальности ОПИ может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: произ-водственно-технологичес-кой, проектной, научно-исследова-тельской, орга-низационно-управлен-ческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим
учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
На рисунке показана связь видов профессиональной деятельности, квалификационных требований и требований к профессиональной подготовке выпускника.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о недрах (№2395-1 от 21.02.1992 г., с последующими поправками) пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из
Связь видов профессиональной деятельности, квалификационных требований и требований к профессиональной подготовке выпускника
недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
- строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нём полезных компонентов; учёт и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
- дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологии переработки минерального сырья;
- наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учёт и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Производственно-технологичес-кая деятельность специалиста включает:
- техническое руководство обогатительным производством, горными и взрывными работами - управление технологическими процессами на обогатительных предприятиях;
- разработку и осуществление технологических процессов обогатительного производства; осуществление контроля качества работ и обеспечение правильности выполнения их исполнителями; оперативное устранение нарушений и инцидентов в ходе производственных процессов;
- разработку и осуществление мероприятий по безопасному проведению работ, эксплуатации оборудования, предупреждению и защите персонала и окружающей природной среды от вредного воздействия горно-обогати-тельного производства в соответствии с Требованиями промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- ведение учёта выполняемых работ, анализ оперативных и текущих показателей производства;
- обеспечение выполнения требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
- проектирование технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства;
- оценку экономической эффективности технологических процессов и инновационно-технологических рисков при разработке и внедрении новых технологий;
- разработку, согласование и утверждение технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения горных и обогатительных работ;
- обеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности;
- обоснование выбора и осуществление эксплутационных расчетов обогатительных машин;
- выбор технологии, расчет параметров горно-обогатительных работ и организация производства;
- разработку годовых и перспективных планов горно-обогатительных работ в конкретных условиях;
- контроль выполнения требований технической документации на производство работ;
- стандартизацию и сертификация выпускаемой продукции и технологи-ческих процессов;
- осуществление метрологической поверки основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции;
- разработку мероприятий по управлению качеством продукции;
- организацию и осуществление контроля за выполнением норм, стандартов и требований технологической документации на осуществление техноло-гических процессов, не допуская отклонений от проектных параметров и требований промышленной безопасности;
- осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на предприятии, оказание содействия государственным органам в расследовании причин аварий.
Проектная деятельность специалиста включает:
- проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты и патентной способности новых проектных и конструкторских решений и определения показателей их технического уровня;
- технико-экономическое обоснование и разработка новых технологических процессов и схем обогащения;
- разработку проектов расширение, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта, консервации действующих и строительства новых обогатительных фабрик, установок, цехов, промышленных аппаратов и оборудования с использованием средств автоматизированного проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных технологий в области обогащения полезных ископаемых;
- выбор, обоснование и разработка технологий очистки и переработки отходов обогащения, определение допустимого воздействия горно-обогатительного предприятия на окружающую среду;
- подготовку заданий на разработку новых технологических процессов, аппаратов и оборудования;
- разработку методических и нормативных (графических и текстовых) документов, технической документации, а также предложений по реализации разработанных проектов и программ с учетов
технически безопасных методов производства работ и в соответствии с перечнем, определенными правилами проектирования и эксплуатации обогатительных фабрик и оборудования;
- проведение экспертизы промышленной безопасности производственных объектов, на которых осуществляются работы по обогащению полезных ископаемых;
- расчет сравнительной экономической эффективности проектных вариантов, показателей (критериев) эффективности, дисконтирования затрат и доходов;
- оценку инновационных потенциалов и рисков коммерциализации проектов и проектных решений.
Научно-исследовательская деятельность специалиста включает:
- разработку научных планов и программ проведения научных иссле-дований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований, выбор методов и средств решения задачи;
- разработку методики, организация и проведение научных исследований и испытаний; обработка и анализ полученных результатов с использованием современных компьютерных технологий;
- разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности с использованием современных программных средств;
- подготовку научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок;
- выполнение литературного и патентного поиска; фиксация и защита объектов интеллектуальной собственности полу-
ченных технических и тех-нологических решений;
- управление результатами научноисследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности;
- маркетинг и внедрение перспективных наукоемких, высокотехноло-гичных инновационных методов и технологий, базирующихся на последних достижениях физики, химии и других технических наук и направленных на совершенствование процессов, аппаратов и технологий горно-обогатитель-ного производства;
- анализ причин возникновения аварий, инцидентов и других внештатных ситуаций, принятие мер по устранению указанных причин и профилактика подобных инцидентов.
Организационно-управленчес-кая деятельность специалиста включает:
- информационное обеспечение организации производства, труда и управления коллективом, метрологическое обеспечение работ;
- выбор и обоснование производственной и административной структуры предприятия;
- организационное обеспечение основных процессов производства и вспомогательных работ, а также отдельных многооперационных работ по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, возникших в результате неблагоприятных обстоятельств;
- ведение первичного учета выполняемых работ, аварий и инцидентов, анализ оперативных и текущих показателей производства;
- организацию работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских и управленческих решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;
- обеспечение условий труда, предотвращающих производственный травма-
тизм, профессиональные заболевания и вредное воздействие горно-
обогатительного производства на окружающую природную среду;
- анализ и оценка действий подчиненных, контроль состояния мораль-но-психологического климата в коллективе, поддержка необходимого уровня дисциплины, предотвращение нарушений и конфликтов в трудовом коллективе;
- поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
- проведение технико-экономи-
ческого анализа выполняемых работ, комплексное обоснование планируемых мероприятий, вскрытие резервов производства и подготовка предложений по их эффективному исполь-зованию;
- расчет экономической эффективности отдельных мероприятий, затрат на информационные ресурсы, внедрение новой техники, совершенствование технологии производства, эффективности повышения качества продукции, совершенствование системы управления предприятием;
- анализ результатов работ и отдельных технологических процессов, производственных звеньев, производственнохозяйственной деятельности предприятия в целом в натуральном и стоимостном выражении;
- организацию работы постоянно
действующей системы по повышению научно-технических, экономических,
экологических знаний и знаний в области методов безопасного ведения работ, современных условий хозяйственной деятельности предприятия;
- организацию системы подготовки и аттестации работников и обучения в соответствии с действующими правилами промышленной безопасности, другими
нормативными материалами и инструкциями;
- допуск к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалифицированным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- составление необходимой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- подготовку заявок на изобретения и промышленные образцы;
- оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности;
- организацию работы по созданию системы менеджмента качества;
- организацию повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инноваци-онной деятельности;
- подготовку отзывов и заключений на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения;
- организацию работ по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию предлагаемых технических решений, оборудования, технологий и производственных объектов;
- обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств;
- проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентноспособной продукции;
- адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
- поддержку единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции;
- разработку планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;
- управление программами освоения новой продукции и технологии;
- координацию работы персонала для комплексного решения инновационных проблем от идеи до промышленной реализации.
Требования к итоговой государственной аттестации выпускников
Итоговая государственная аттеста-ция направлена на установление соот-ветствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный государственный экзамен, обязательно включающий в себя аттестацию по практике, а также защиту выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с программой подготовки специалиста может быть выполнена в виде проекта (дипломной работы). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) определяются высшим учебным заведением и должны быть посвящены решению актуальных проблем обогащения полезных ископаемых, связанных с совершенствованием техники, технологии и безопасности, в т.ч. экологической, повышением их экономической эффективности.
Дипломные проекты (работы) должны предусматривать комплексное решение задач технического, организационного, социального и экономического характера.
Программа междисциплинарного государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебнометодических объединений вузов. Для
объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
В структуре нового ГОСа обосновано рациональное соотношение объемов учебных циклов: Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ) - 40 зачетных единиц; Математический и естественнонаучный цикл - 60 зачетных единиц; Профессиональный цикл - 148 зачетных единиц. При этом вариативная часть (устанавливаемая ВУЗом) составляет более
1. Чантурия В.А. Перспективы устойчивого развития горноперерабатывающей индустрии России/ В.А. Чантурия//Горный журнал. -2007, - №2. - С. 2-7.
2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогноза развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2008. - №1. - С. 128145.
3. Пучков Л.А., Петров В.Л. Тенденции развития высшего горного образования России/Л. А. Пучков, В. Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. -2006. - №4. - С. 145-158.
4. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 65 06 00 «Горное дело». М. -2000.
5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего про-
30 % от общего объема, что открывает для ВУЗов возможность проявления большей инициативы при разработке учебных планов, учитывающих региональные особенности и специфику промышленных предприятий - потребителей выпускников.
В целом новый Государственный Образовательный Стандарт по специальности «Обогащение полезных ископаемых» дает возможность наиболее полной реализации потенциала каждого ВУЗа для повышения качества фундаментальной и специальной подготовки новых инжене-ров-обогатителей, отвечающих требованиям научно-техни-ческого процесса.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
фессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
6. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №5
7. Петров В.Л. Проектирование федераль-
ных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В. Л. Петров// Горный информационно-
аналитический бюллетень. - 2008. - №9.
8. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №6
9. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №10.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------
Авдохин Виктор Михайлович - доктор технических наук, профессор, зав. каф. «Обогащение полезных ископаемых» Московского государственного горного университета, председатель УМК специальности «Обогащение полезных ископаемых» Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела,
Юшина Татьяна Ивановна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Обогащение полезных ископаемых» Московского государственного горного университета, ученый секретарь УМК специальности 130405 - «Обогащение полезных ископаемых»
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания:
Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
Полное время правки: Дата печати:
При последней печати страниц: слов: знаков:
2_Авдохин
Е:\С диска по работе в универе\ГИАБ_2008\11\Рубрика С:\и8еге\Таня\АррБа1а\Коат1^\М1сго80й\ШаблоныШогта1Ло1т © В
Гитис Л.Х.
01.09.2008 16:58:00 4
01.09.2008 17:30:00 Гитис Л.Х.
3 мин.
25.11.2008 23:08:00 11
4 452 (прибл.)
25 378 (прибл.)