УДК 378.146
И. Н. Медведева, О. И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьева
О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Актуальность темы обусловлена необходимостью усиления практической направленности подготовки будущих учителей в условиях внедрения компетент-ностного подхода при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. В данной работе представлен опыт Псковского государственного университета по подготовке будущих педагогов в рамках магистерской программы по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Современные средства оценивания качества результатов образования») к профессиональной деятельности по оцениванию результатов обучения в условиях современной школы.
Ключевые слова: компетенция, деятельностный подход, оценивание результатов обучения.
Необходимость реформирования педагогического образования активно обсуждается уже несколько лет [3, 12, 13]. Как показал доклад экспертной группы «Новая школа», России необходима модернизация педагогического образования [13], поиск новых технологий подготовки педагогов, реализующих принципы дея-тельностного подхода и углубленной практической подготовки. Актуальность этой задачи подтверждается объявлением Минобрнауки в апреле 2016 года конкурса на выполнение проекта «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки».
Одной из проблем педагогического образования является не соответствующая современным требованиям подготовка студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности из-за использования устаревших методов и технологий, недостаточных сроков педагогической практики. Поэтому одним из направлений совершенствования педагогического образования является усиление практической подготовки будущих учителей как за счёт увеличения продолжительности практик, так и за счёт обновления методов обучения. «Основная идея профессиональной подготовки будущего учителя к освоению новых функций профессиональной деятельности заключается в следующем: поскольку новые ценности не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения, то они должны осваиваться способом проживания» [12, с. 55].
Введение в действие профессионального стандарта педагога общего образования побуждает разработчиков основных профессиональных образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» ориентировать программу на развитие у будущих учителей трудовых функций и соответствующих им трудовых действий, входящих в профессиональный стандарт. В частности, необходимо формировать у студентов такие трудовые действия, как «организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися» и «объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов кон-
134
троля в соответствии с реальными учебными возможностями детей» (см. профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»).
Сотрудниками экспериментальной лаборатории проблем качества высшего образования ПсковГУ более десяти лет ведутся научные исследования в области компетентностного подхода в образовании, оценивания результатов обучения. Теоретические и практические результаты по формированию компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования представлены в коллективных монографиях [4, 6], опыт проектирования вузовской компетентностно-ориентированной основной образовательной программы — в коллективных монографиях [9, 14]. Основные результаты, полученные при исследовании вопросов, связанных с оцениванием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, изложены в работах [1, 8, 10]. Ряд научных статей посвящён мониторингу качества результатов обучения в условиях компетентностного подхода [5, 7].
Результаты проведённых теоретических исследований и практический опыт по их апробации на физико-математическом факультете легли в основу магистерской программы по направлению 44.04.01 Педагогическое образование с профилем «Современные средства оценивания качества результатов образования». Данная программа реализуется в ПсковГУ с 2013 года, она носит надпредметный (междисциплинарный) характер, её могут выбрать выпускники бакалавриата, обучавшиеся по любому направлению и любому профилю в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» (что и подтверждается составом магистрантов).
Выпускники, освоившие программу магистратуры по указанному профилю подготовки, должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; проектная. Они должны уметь, в частности, организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием современных технологий, проектировать образовательные программы, образовательные среды, обеспечивающие качество образовательного процесса, содержание учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов, а также взаимодействовать с коллегами, родителями. Для практической подготовки магистров наиболее значимыми профессиональными компетенциями (ПК), на наш взгляд, являются:
— способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
— способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
— готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11).
В ходе анализа видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов выпускник по данному профилю подготовки был сформирован перечень дисциплин вариативной части:
— компетентностный подход в образовании;
— мониторинг качества реализации образовательных программ;
— современные технологии оценивания качества результатов обучения;
— оценивание в условиях компетентностного подхода;
— теория и практика тестирования в образовании;
— компетентностно - ориентированные задания;
— проектирование образовательных программ;
— портфолио как средство оценивания результатов обучения;
— формирующее оценивание;
— ассессмент-центр как технология оценивания результатов обучения;
— кейс как средство оценивания результатов обучения.
Реализуемая программа носит практико-ориентированный характер, позволяет усилить практическую подготовку будущих педагогов в области деятельности по оцениванию результатов обучения, большинство занятий проходит в форме мастер-классов и мастерских.
Для эффективного обучения в рамках студентоцентрированного подхода [2] необходима организация активной деятельности студентов, в ходе которой каждый студент выступает как творческое начало. Поэтому преподавание большинства дисциплин вариативной части осуществляется с использованием методов обучения, которые предполагают сотрудничество студентов, проектирование и разработку ими значимого продукта.
При изучении дисциплин студенты разрабатывают оценочные средства, критерии оценивания, а также приобретают опыт оценивания результатов обучения. Так, например, одним из зачётных мероприятий по дисциплине «Современные технологии оценивания качества результатов обучения» является представление студентами разработанных ими современных оценочных средств. Предварительно на занятии со студентами обсуждаются критерии оценивания этого задания, а впоследствии студенты оценивают результаты друг друга по согласованным критериям, участвуя, таким образом, в реальной оценочной деятельности.
При изучении кейс-технологии магистранты не только изучают опыт применения этой технологии для оценивания результатов обучения, но и сами работают над созданием кейсов. Как правило, применяются командные формы работы, это позволяет развить общекультурные компетенции, а также профессиональные компетенции будущих (и уже реально работающих) учителей в области оценивания результатов обучения, позволяет интегрировать потенциал и имеющийся опыт практической деятельности каждого магистранта.
В рамках дисциплины «Компетентностный подход в образовании» для формирования понятий компетенция, компетентность, результаты обучения используется технология педагогических мастерских. Студенты конструируют собственные знания, приобретают новый опыт в ходе самостоятельного и коллективного творчества, осуществляют рефлексию. На семинарах делается акцент на практическую подготовку педагогов, магистранты учатся формулировать результаты обучения, подбирать методы формирования и оценивания компетенций. Чередование индивидуальной, групповой деятельности, обмен опытом содействует углубленному изучению материала, формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Тем самым можно сказать, что магистранты получают «новые знания, осваивая их способом проживания».
При изучении дисциплин «Ассессмент-центр как технология оценивания результатов обучения», «Оценивание в условиях компетентностного подхода» магистранты изучают опыт лаборатории проблем качества высшего образования по оцениванию уровня сформированности компетенций. Они не только знакомятся с технологией ассессмент-центра, но и участвуют в подготовке и проведении оценки общекультурных компетенций студентов первого курса физико-математического факультета. После обсуждения групповых и индивидуальных упражнений, описание которых можно найти в литературе, на занятиях разрабатываются упражнения и критерии оценивания выполнения этих упражнений. Одним из упражнений, разрабатываемых магистрантами, является групповая дискуссия. При проведении ас-сессмент-центра магистранты организуют дискуссию, наблюдают за её ходом, подводят итог. В ходе подготовки магистранты разрабатывают задания для малых групп по созданию презентации, буклета, видеоматериала, организации флешмоба и др. Для каждого вида (типа) задания разрабатываются критерии его оценивания. Далее приведён пример задания для малой группы, разработанного магистрантами для ассессмент-центра.
Уважаемые первокурсники!
Создайте социальную рекламу против интернет-зависимости.
Возрастной контингент: от 17 до 20лет.
Социальная реклама должна быть представлена в форме видеоматериала.
Для этого от Вас требуется:
1) придумать название социальной рекламы;
2) подобрать интересную и содержательную информацию для создания социальной рекламы (с учетом возрастных особенностей);
3) представить в мультимедийном формате результаты своей деятельности.
При защите командного проекта необходимо показать, почему именно на
Вашу социальную рекламу люди могут обратить внимание.
Представление работы должно быть содержательным, выдержанным в едином стиле, соответствовать требованиям и не превышать 10 мин.
В процессе разработки критериев оценивания выполнения заданий малыми группами, а также с целью повышения качества выполнения первокурсниками заданий магистранты формулируют требования к каждому виду заданий.
Например, к видеоматериалу предъявляются следующие требования:
— наличие названия проекта;
— соответствие видеоролика названию;
— глубина раскрытия выбранной темы;
— оригинальность сюжета;
— целостность творческого замысла;
— указание авторов проекта;
— наличие титров;
— присутствие каждого участника группы в видеоматериале;
— материалы предоставляются в электронном виде на CD, DVD либо Flash-носителе;
— максимальная продолжительность видеоматериала — 10 минут;
— качество съемки, качество звука;
— наличие видеопереходов;
— использование при монтаже и съёмке видеоролика специальных программ и инструментов — на усмотрение участника.
Магистранты в качестве ассессоров (экспертов) участвуют в проведении ас-сессмент-центра: наблюдают за тем, как первокурсники выполняют задания, фиксируя в разработанных оценочных листах проявление сформированных общекультурных компетенций. Пример оценочного листа приведен в таблице 1.
Таблица 1
Оценочный лист видеоматериала_
Критерии Балл Оценка
Оформление Наличие титульного кадра 0-1
Наличие титров 0-1
Качество съемки 0-2
Качество звука 0-2
Подбор музыки 0-2
Операторское мастерство 0-2
Качество изображения 0-2
Информационное наполнение Глубина раскрытия темы 0-2
Познавательность 0-2
Соответствие теме 0-1
Соответствие форме (социальная реклама) 0-2
Целостность творческого замысла 0-2
Оригинальность сюжета 0-2
Выступление Выступление каждого из участников привлекает внимание (заинтересовывает) 0-2
Речь ясна, понятна, доходчива 0-2
Выразительность выступления 0-2
Корректность реагирования на вопросы и реплики 0-2
Непринужденность выступления (уверенность в себе) 0-2
В 2015—2016 учебном году при проведении ассессмент-центра использовались как групповые, так и индивидуальные задания для оценивания сформированности общекультурных компетенций. Так для оценивания компетенции в области коммуникации в устной и письменной формах на русском языке были разработаны упражнения «Публичное выступление» и «Работа с текстом». В ходе выполнения первого упражнения студент выбирал тему выступления из предложенных ему, готовился в течение пяти минут и выступал с речью длительностью до одной минуты. При работе с текстом проверялись информационная грамотность и грамотность чтения. Кроме того, для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей студента был использован краткий ориентировочный тест.
После проведения ассессмент-центра на занятиях магистранты анализировали листы наблюдения, результаты тестирования, выполнение письменных заданий, описывая выраженность общекультурных компетенций каждого студента. Приведем фрагмент отчета магистранта.
Компетенция ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Студент Х. ясно и чётко выражает свои мысли, предлагает примеры для обоснования главной мысли, дикция хорошая, демонстрирует спокойное, уверенное владение материалом, демонстрирует достаточный словарный запас, установлен контакт с аудиторией, темп умеренный, уместная жестикуляция, выступление логично, эмоционально окрашено, изложение яркое и запоминающееся. Был перебор по времени, но не заметный для аудитории. Выступление было эмоциональным, с хорошим нача-
138
лом, но логически не было завершено. Речь ясная, но в выступлении были заминки. Скорее всего, это можно объяснить эмоциональностью выступления.
Компетенция ОК-5: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфесси ональные и культурные различия
Активно участвует в дискуссии, высказывает конструктивные предложения. Пытается руководить работой группы, организовать обсуждение. Отказывается от выступления. Слушает мнения других участников. Общается в дружелюбной манере, но эмоционально реагирует на высказывания. Имеет свое мнение, высказывает его.
В рисуночном упражнении активно участвует в работе группы. Долгое время руководит обсуждением. Манера общения — дружелюбная, слушает и слышит других.
На основании наблюдений в соответствии с разработанными критериями магистранты делали вывод об уровнях сформированности общекультурных компетенций (см., например, таблицу 2).
Таблица 2
Сформированность компетенции ОК-5_
Показатель Уровень
Участие в обсуждении и планировании работы группы высокий
Выполнение порученной работы высокий
Учёт мнения других участников группы высокий
Заинтересованность в качественном результате работы группы средний
Корректность поведения при работе в группе высокий
Генерация идей средний
Реакция на приписывание ролей средний
Разрешение конфликтов не проявился
Вывод: компетенция ОК-5 сформирована
Более подробно результаты своей оценочной деятельности магистранты представили в работе [11].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс реализации магистерской программы по направлению 44.04.01 Педагогическое образование с профилем «Современные средства оценивания качества результатов обучения» способствует усилению практической направленности подготовки будущих учителей к деятельности по оцениванию результатов обучения в условиях современной школы, содействует овладению компетенциями и знаниями, необходимыми для её осуществления. Полученная подготовка способствует развитию профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
Литература
1. Артамонова М. В., Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О., Шинкаре-ва А. А. Новые подходы к методологии оценки образовательных результатов // Экономика образования. 2010. № 2. С. 47-73.
2. Байденко В. И., Гузаиров М. Б., Селезнева Н. А. Актуальные вопросы современной дидактики высшего образования: европейский ракурс. Уфа: УГАТУ, 2013. 305 с.
3. Каспржак А. Г. Подготовка учителей. Есть ли у России шанс выйти из тупика? // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 3 (38). [Электронный ресурс]: URL: http://obr.direktor.ru/ databank/articles/ 2702/pdf
4. Мартынюк О. И., Медведева И. Н., Панькова С. В., Соловьева И. О. Опыт формирования компе-тентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета) // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 48 с.
5. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2014. Выпуск 5. С. 134—140.
6. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Компетентностная модель выпускника физико-математического факультета. Псков: ПГПУ, 2008. 160 с.
7. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Мониторинг формирования общепрофессиональных компетентностей студентов физико-математического факультета // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2008. Выпуск 4. С. 108—121.
8. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Общепрофессиональные компетентности будущего педагога: формирование и оценка // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 70 с.
9. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Проектирование вузовской компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование». Монография / Серия: Опыт отечественных вузов в области проектирования нового поколения образовательных программ высшего образования / Под общей редакцией кандидата физико-математических наук, доцента И. Н. Медведевой. М.: Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС», 2011. 200 с.
10. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Самооценка сформированно-сти компетенций студентов первого курса физико-математического факультета в условиях реализации ФГОС ВПО // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2012. Выпуск 1. С. 129—146.
11. Митруничева А. В. Тимофеева А. Ф. Оценивание сформированности общекультурных компетенций студентов первого курса физико-математического факультета // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2015. Выпуск 7. С. 92-99.
12. Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 79 с.
13. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 6-73.
14. Формирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование». Опыт Псковского государственного педагогического университета / Руководитель авторского коллектива и науч. ред. канд. физ.-мат. наук, доцент И. Н. Медведева // Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования». М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 78 с.
Об авторах
Медведева Ирина Николаевна — кандидат физико-математических наук, доцент, декан, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: min 54@mail.ru
Мартынюк Оксана Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: moi71@mail.ru
Панькова Светлана Витиславовна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: psvvit@mail.ru
Соловьева Ирина Олеговна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: solov io@mail.ru
I. Medvedeva, O. Martynyuk, S. Pan 'kova, I. Solovyova
ON THE TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE EVALUATION OF LEARNING OUTCOMES
Relevance of the topic is due to the need to strengthen the practical orientation of training of future teachers under the conditions of the introduction of competence-based approach in the implementation of the professional educational programs of higher education.
This paper presents the experience of Pskov State University in preparing future teachers on the master's program "Modern means of evaluating the quality of educational outcomes" to the professional activity on the evaluation of learning outcomes.
Key words: competence, activity approach, assessment of learning outcomes.
About the authors
Dr. Irina Medvedeva, Associate Professor, Head of the Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
E-mail: min 54@mail.ru
Dr. O. Martynyuk, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
E-mail: moi71@mail.ru
Dr. S. Pan'kova, Associate Professor, Department of Physics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
E-mail: psvvit@mail.ru
Dr. I. Solovyova, Associate Professor, Head of the Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
E-mail: solov io @mail.ru