Научная статья на тему 'Использование технологии ассессмент-центра для оценки общекультурных компетенций студентов физикоматематического факультета'

Использование технологии ассессмент-центра для оценки общекультурных компетенций студентов физикоматематического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА / АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР / COMPETENCE / LEARNING OUTCOMES / EVALUATION / ASSESSMENT CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьёва Ирина Олеговна

Актуальность темы обусловлена переходом высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты, в которых результаты обучения прописаны через компетенции. В настоящее время активно исследуются вопросы, связанные с мониторингом качества освоения образовательных программ, оценкой результатов обучения. В данной статье представлены результаты по оценке сформированности общекультурных компетенций студентов первого курса с применением ассессмент-центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьёва Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the assessment centre technology for evaluating general competences of physics and mathematics department’s students

The relevance of the problem can be exemplified by the transition of higher education to Federal State Educational Standards, in which learning outcomes are defined by competences. The issues related to monitoring the quality of educational programs, assessment of learning outcomes are in the focus of attention nowadays. This article presents the results of forming common cultural competence of the first-year students using the assessment centre.

Текст научной работы на тему «Использование технологии ассессмент-центра для оценки общекультурных компетенций студентов физикоматематического факультета»

УДК 378.146

И. Н. Медведева, О. И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТРА

ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Актуальность темы обусловлена переходом высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты, в которых результаты обучения прописаны через компетенции. В настоящее время активно исследуются вопросы, связанные с мониторингом качества освоения образовательных программ, оценкой результатов обучения. В данной статье представлены результаты по оценке сформированности общекультурных компетенций студентов первого курса с применением ассессмент-центра.

Ключевые слова: компетенция, результаты обучения, оценка, ассессмент-центр.

Важной составляющей реализации федеральных государственных образовательных стандартов является мониторинг качества освоения основных образовательных программ, оценка сформированности компетенций, прописанных ФГОС и дополненных вузом, с учётом профиля и особенностей региона. Представляется чрезвычайно актуальной разработка и применение средств и технологий, которые бы позволили оценивать сформированность компетенции — многоплановой и интегральной характеристики, которая в основном проявляется в деятельности.

На физико-математическом факультете Псковского государственного университета сотрудниками лаборатории проблем качества высшего образования в течение последних лет исследуются вопросы, связанные с формированием и оценкой результатов обучения [3-6]. В данной статье представлен опыт по оценке сформи-рованности общекультурных компетенций студентов первого курса.

Многофакторное понятие «компетенция» потребовало разработки новых оценочных средств и технологий. Одной из таких новых технологий оценки является ассессмент-центр (Assessment Centre), который обычно применяется для оценки персонала и основан на наблюдении специально обученных экспертов за поведением оцениваемых сотрудников непосредственно в рабочих ситуациях или при выполнении ими специальных заданий [1, 2]. Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагается выполнить ряд упражнений, моделирующих ключевые моменты деятельности, в которых проявляются имеющиеся у него знания, умения и профессионально важные качества. Степень выраженности этих качеств оценивается подготовленными оценщиками по специально разработанным критериям. На основании оценки делается заключение о степени пригодности человека к данной работе, о необходимости дополнительного обучения или индивидуальных консультаций, о продвижении по службе.

Применение технологии ассессмент-центра позволяет обеспечить:

- комплексность — участники проходят испытание с помощью различных упражнений и техник;

- реалистичность — оценивается только наблюдаемое поведение участников;

- независимость — каждый участник оценивается несколькими специалистами;

- объективность — выводы основываются на стандартизированных оценках;

- достоверность — выводы основываются на согласованных оценках результатов выполнения многих заданий большим количеством независимых экспертов.

Сказанное выше позволяет применить ассессмент-центр в образовании. Например, для оценки сформированности общекультурных компетенций студентов первого курса физико-математического факультета ассессмент-центр реализовы-вался в следующей последовательности:

- выделение перечня общекультурных компетенций студентов, подлежащих оценке;

- разработка ситуационного задания, выполнение которого позволяет смоделировать виды деятельности, в которых проявляются выделенные общекультурные компетенции;

- разработка критериев оценивания сформированности выделенных компетенций;

- разработка оценочных листов для экспертов;

- разработка анкеты;

- проведение ассессмент-центра;

- проведение анкетирования;

- подведение итогов.

Остановимся на краткой характеристике каждого этапа.

На первом этапе по каждому из направлений подготовки физико-математического факультета («Физика» (Ф), «Математика и компьютерные науки» (МиКН), «Прикладная информатика» (ПИ), «Педагогическое образование» (ПО)) на основе анализа учебных планов и матрицы компетенций были выявлены компетенции, которые преимущественно формируются на первом курсе. Это общекультурные компетенции, относящиеся к анализу и обработке информации (назовём их информационными компетенциями), умению работать самостоятельно и в коллективе (организационно-деятельностные), к общению друг с другом (коммуникативные), а также компьютерные и естественно-научные компетенции. Они по-разному сформулированы для указанных направлений, однако содержание их во многом совпадает.

Приведём примеры формулировок компетенций.

Организационно-деятельностные компетенции: ОК-9 (Ф) способность работать самостоятельно и в коллективе, руково-

дить людьми и подчиняться; ОК-1 (МиКН) умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить

людьми и подчинять личные интересы общей цели; ОК-3 (ПИ) способность работать в коллективе, нести ответственность за

поддержание партнёрских, доверительных отношений; ОК-7 (ПО) готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

Естественно-научные компетенции:

ОК-1 (Ф)

ОК-6 (МиКН)

ПК-3 (ПИ)

ОК-4 (ПО)

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук;

способность применять в научно-исследовательской и профессиональной деятельности базовые знания в области фундаментальной и прикладной математики и естественных наук; способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра; способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Информационные компетенции:

ОК-4 (Ф)

ОК-10 (МиКН)

ОК-14 (МиКН) ОК-1 (ПИ)

ОК-8 (ПИ) ОК-1 (ПО)

ОК-8 (ПО)

способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; умение быстро находить, анализировать и грамотно, контекстно обрабатывать научно-техническую, естественно-научную и общенаучную информацию, приводя её к проблемно-задачной форме;

способность к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников;

способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.

Компьютерные компетенции:

ОК-12 (Ф) способность овладеть основными методами, способами и

средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12 (МиКН) обладать значительными навыками самостоятельной работы с компьютером, программирования, использования методов обработки информации и численных методов решения базовых задач;

ОК-13 (МиКН) обладать базовыми знаниями в областях информатики и современных информационных технологий, навыками использования программных средств и навыками работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета;

ОК-8 (ПИ) способность работать с информацией в глобальных компью-

терных сетях;

ОК-8 (ПО) готов использовать основные методы, способы и средства по-

лучения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

ОК-9 (ПО) способен работать с информацией в глобальных компьютер-

ных сетях.

Коммуникативные компетенции:

ОК-13 (Ф) способность к письменной и устной коммуникации на родном

языке;

ОК-15 (МиКН) способность к письменной и устной коммуникации на родном языке;

ОК-2 (ПИ) способность логически верно, аргументировано и ясно строить

устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики;

ОК-16 (ПО) способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК-3 (ПО) владеет основами речевой профессиональной культуры.

Для оценки сформированности общекультурных компетенций студентов разрабатывались различные ситуационные задания, содержание которых направлено на оценивание определённых групп компетенций. Например, в 2012 году для оценки уровня сформированности естественно-научной, информационной, компьютерной, коммуникативной, организационно-деятельностной компетенций было разработано задание, основу которого составила статья «Земля столкнётся с «планетой дьявола» в 2013 году», взятая из новостного блока одного из поисковиков Интернета, содержащая информацию о несуществующей планете [6]. В 2013 году для оценки уровня сформированности информационной, компьютерной, коммуникативной, организационно-деятельностной компетенций было разработано ситуационное задание, представленное ниже.

ЕГЭ: что делать?

Уважаемые студенты!

Сейчас в стране активно обсуждается вопрос о ЕГЭ: достоинства, проблемы, пути их решения. Представьте, что на факультете создана рабочая группа для обсуждения этого вопроса. И вас включили в эту группу! Вам необходимо проанализировать разные точки зрения и на основании этого высказать своё мнение, предложить пути решения проблемы.

Подготовьте своё выступление с использованием компьютерной презентации, приведите аргументы, подтверждающие Ваше мнение, подберите иллюстративный материал, сформулируйте ваши предложения, укажите источники информации, которые вы использовали.

На следующем этапе для проверяемых компетенций были сформулированы критерии сформированности по трём уровням: высокий, достаточный, необходимый. Если не достигались критерии необходимого уровня, компетенция считалась не сформированной. При разработке критериев для вывода об уровне сформиро-ванности выделенных компетенций использовались разные подходы. Например, для оценки организационно-деятельностных компетенций критерии их сформиро-ванности описаны по уровням (высокий, достаточный, необходимый).

Организационно-деятельностные компетенции.

Высокий уровень:

- спланированы совместные действия;

- распределены роли между участниками группы;

- имелось конструктивное взаимодействие в группе;

- ощущается ответственность за результат работы группы.

Достаточный уровень:

- спланированы совместные действия;

- не полностью распределены роли между участниками группы;

- в основном имелось конструктивное взаимодействие в группе;

- большинство участников ощущает ответственность за результат работы группы.

Необходимый уровень:

- присутствуют элементы планирования совместных действий;

- роли не распределялись, но группа работала;

- не всегда / не все участники группы были конструктивны, умело взаимодействовали;

- отдельные участники ощущают ответственность за результат работы группы.

Для информационных компетенций были сформулированы критерии только

для высокого уровня сформированности. В зависимости от количества проявленных критериев определялись другие, более низкие уровни сформированности.

Информационные компетенции:

Высокий уровень:

- используется достоверная информация;

— используется информация из различных источников;

— информация переработана, структурирована;

— указываются источники информации;

— аргументируются выводы.

Достаточный уровень: выполняются 3-4 критерия высокого уровня.

Необходимый уровень: выполняются 2 критерия высокого уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На следующем этапе был разработан оценочный лист для экспертов, который содержал критерии по каждой из выделенных компетенций, сгруппированные по следующим уровням: высокий, достаточный, необходимый. В оценочных листах эксперт имел возможность оставить свои комментарии и сделать выводы о деятельности группы. В таблице 1 приведён фрагмент оценочного листа.

Таблица 1

высокий уровень достаточный необходимый

уровень уровень

Свободно осуществ- Осуществляется Имеются за-

ляется поиск инфор- поиск информации труднения при

мации в Интернете в Интернете поиске информации в Интернете

Презентация содер- Презентация вклю- Работа не со-

Компьютер- жит достаточный чает минимум ил- держит иллюст-

ная компетен- иллюстративный ма- люстративного ма- ративного мате-

ция териал териала риала

Соблюдается единый Соблюдается еди- Единый стиль

стиль оформления, ный стиль оформ- оформления не

адекватный целям, ления всегда поддер-

уместно используют- живается

ся возможности

PowerPoint

Комментарии и вывод эксперта:

Используется досто-

верная информация

Используется информация из различ-

Анализ и обработка информации ных источников

Информация переработана, структурирована 3-4 критерия выполняются 2 критерия выполняются

Указываются источ-

ники информации

Аргументируются

выводы

Комментарии и вывод эксперта:

При проведении ассессмент-центра студенты были распределены в девять групп по 6-8 человек, им были предоставлены компьютерные классы, в которых для выполнения задания можно было использовать Интернет, офисные средства и др. На выполнение задания отводилось 35-40 минут.

За каждой группой были закреплены эксперты, которые наблюдали за процессом выполнения задания, заполняя оценочные листы. Экспертами являлись сотрудники лаборатории и студенты старших курсов, прошедшие специальную подготовку.

По истечении отведённого времени все группы собирались в одной аудитории, где представляли результаты своей работы. Результаты итогового выступления также отражались в оценочных листах. Затем подводились итоги, эксперты высказывали мнение по работе групп, давали рекомендации по формированию оцениваемых компетенций.

На завершающем этапе было проведено анкетирование студентов с помощью сервисов Google. При анкетировании студенты оценивали степень выраженности у себя каждого из показателей проверяемых компетенций при выполнении задания и в целом. Ниже приведен фрагмент анкеты.

Сформированность показателей общекультурных компетенций

Уважаемый первокурсник!

Оцените степень выраженности у себя каждого из следующих показателей:

1) как этот показатель проявился при выполнении Вами задания:

2) как этот показатель выражен у Вас в целом.

По окончании ответов на вопросы нажмите кнопку "готово". * Обязательно

1. Совместная работа в группе

1.1. Я участвую в обсуждении и планировании работы группы *

Хорошо Средне Слабо

При выполнении задания © © ©

Обычно © © ©

1.2. Я вношу свой вклад в работу группы, стараясь качественно выполнять свою часть работы *

Хорошо Средне Слабо

При выполнении задания © © ©

Обычно © © ©

Остановимся на некоторых результатах проведённого ассессмент-центра.

В качестве примера приведём выводы экспертов по работе нескольких групп.

Первая группа состояла из семи студентов. Группа начала работу с чтения задания, работали вместе за одним компьютером, не распределяя обязанностей, явного лидера не было. Активно в обсуждении участвовали трое, остальные в основном слушали. Информацию в Интернете не искали, выполняя задание, опирались только на собственный опыт, собственное мнение. Обсуждение проходило стихийно, часто отвлекались на второстепенные моменты. Компьютерная презентация выполнена в целом грамотно (соблюдение логики, единого стиля, хорошо «читаемая» информация). Однако на слайдах отсутствуют иллюстрации, представлен только текст.

В процессе обсуждения использовались сорные слова. Выступление в процессе работы группы не обсуждалось. Выступление в основном логично, привлекает внимание слушателей, эмоциональное. Презентация поддерживает выступление, чтение слайдов отсутствует. Речь чёткая, в меру эмоциональная, в основном грамотная.

Согласно сформулированным критериям уровни сформированности выделенных компетенций большинства студентов первой группы следующие: работа в коллективе, организационные умения — необходимый уровень, коммуникация на русском языке и компьютерная компетенция — достаточный уровень. Компетенции, относящиеся к анализу и обработке информации, оценить не удалось.

Вторая группа состояла из семи человек. Практически сразу выделился лидер. Студенты работали по два, три человека. Одна подгруппа искала информацию о положительных сторонах ЕГЭ, другая — об отрицательных, третья — о других формах проведения итоговой аттестации. Отношение в группе друг к другу благожелательное. Лидер давал возможность высказаться остальным членам группы, прислушивался к их мнению. Информацию в Интернете по теме выступления студенты нашли быстро, частично её переработали, структурировали. В подготовленной презентации соблюдался единый стиль оформления, однако на слайдах содержался в основном один текст, минимум иллюстративного материала, источники информации в презентации не указаны. Презентацию представляла вся группа, студенты по очереди зачитывали текст со слайдов. Речь у студентов была не всегда чёткая, грамотная. Презентация слабо привлекла внимание аудитории.

Согласно сформулированным выше критериям уровни сформированности выделенных компетенций следующие: анализ и обработка информации и коммуникация на русском языке — необходимый, работа в коллективе, организационные умения и компьютерная компетенция — достаточный уровень.

Более подробно остановимся на результатах третьей группы. Кроме мнения эксперта для неё будут также приведены результаты самооценки (анкетирования) студентов.

Сделать вывод о сформированности информационных компетенций по результатам работы данной группы затруднительно. В процессе обсуждения, разработки презентации студенты опирались на личный опыт подготовки и участия в ЕГЭ. Информация, используемая в презентации, была взята из одного-двух источ-

ников, не перерабатывалась. Поиск информации вёлся хаотично (бессистемно). Структура презентации не обсуждалась. В качестве интернет-источников указана поисковая система Google.

Однако из результатов анкетирования студентов этой группы следует, что при выполнении задания они обращали внимание на то, из какого источника берут информацию, старались рассмотреть разные точки зрения (диаграммы 1-4).

Диаграмма 1

Я использую информацию из различных источников, стараюсь рассмотреть разные точки зрения

Хорошо| Средне I Слабо

Хорошо 3 43%

Средне 4 57%

Слабо 0 0%

Диаграмма 2

Я обращаю внимание на то, из какого источника беру информацию

Хорошо 2 29%

Средне 3 43%

Слабо 2 29%

Диаграмма 3

Я обращаю внимание на достоверность информации при её поиске

Хорошо 5 71%

Средне 2 29%

Слабо 0 0%

Диаграмма 4

выстроить найденную информацию Хорошо| Средне I Слабо

структурировать, логично

Хорошо 2 29%

Средне 4 57%

Слабо 1 14%

По мнению эксперта, организационно-деятельностные компетенции большинства участников данной группы сформированы на необходимом уровне. Все студенты участвовали в работе группы. Однако активность в обсуждении проявляли только двое из семи участников, уровень сформированности их компетенций можно признать достаточным.

Расхождений в оценке проявления показателей организационно-деятель-ностных компетенций при выполнении задания и обычно у студентов не было. Исключение составляет компонента «прислушиваюсь к мнению других участников группы»: при выполнении задания, по мнению студентов, это качество проявилось в меньшей степени, чем обычно.

На диаграмме 5 представлена оценка составляющих организационно-деятель-ностных компетенций студентами проявленных ими при выполнении задания.

По мнению эксперта, компьютерные компетенции сформированы на достаточном уровне. Двое активных участников группы работали за компьютерами: один создавал презентацию, другой — искал информацию, в основном иллюстративного характера. Выбранный группой шаблон презентации не вполне соответствует целям задания. Большинство слайдов содержит иллюстрации, отражающие личное отношение участников группы к ЕГЭ. Вместе с тем, презентация малоинформативна.

Диаграмма 5

Сформированность показателей организационно-деятельностных компетенций 6

т 5 ш о £ 4 (и Ч £ з о * 2 о * 1 0 1 г! НИ 1 Ж

1 1 1 2 3 ■ Хорошо ■ Средне Слабо ш 4 ш._

1. Я участвую в обсуждении и планировании работы группы.

2. Я вношу свой вклад в работу группы, стараясь качественно выполнять свою часть работы.

3. Я прислушиваюсь к мнению других участников группы.

4. Я заинтересован(а) в качественном результате работы группы.

5. Я корректно веду себя, работая в группе.

В ходе анкетирования проявление показателей компьютерных компетенций при выполнении задания участники группы оценили ниже, чем обычно (таблица 2). Возможно, это объясняется небольшим количеством времени, отведённым на выполнение задания, а также тем, что участники не знали, что результат их работы будут оценивать.

Таблица2

Утверждение Хорошо Средне Слабо

Я умею находить нужную мне информацию в Интернете (владею разными способами поиска информации, могу отобрать подходящие источники из найденных) При выполнении задания 4 0 3

Обычно 5 1 1

Я умею сохранять найденную в Интернете текстовую информацию, рисунки, фильмы для последующего использования в учебной деятельности При выполнении задания 3 1 3

Обычно 4 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я могу качественно подготовить презентацию При выполнении задания 2 4 1

Обычно 3 4 0

При оформлении презентации я выдерживаю стиль, исходя из поставленной задачи При выполнении задания 2 3 2

Обычно 3 4 0

Я стараюсь сделать свою презентацию наглядной, интересной для слушателей При выполнении задания 4 2 1

Обычно 3 4 0

Коммуникативные компетенции сформированы у участников группы на необходимом уровне. В процессе работы группы ни структура выступления, ни кандидатуры выступающих не обсуждались. Представлял результаты самый активный участник группы. Выступление было достаточно эмоциональным, внимание аудитории удалось удержать в течение всего выступления.

Следует отметить, что содержание задания было неожиданным для студентов, не были даны указания по организации их деятельности, студенты действовали в ситуации неопределённости, при этом не уточнялось, что за работой групп будут наблюдать эксперты. Этим частично объясняются невысокие результаты работы студентов.

С точки зрения студенческих экспертов, компетенции, связанные с анализом и обработкой информации, в целом у первокурсников сформированы ближе к достаточному уровню. Остальные три группы компетенций (компетенции, связанные с работой в коллективе, и организационные умения, компьютерные компетенции, коммуникация на русском языке) сформированы преимущественно на необходимом уровне, и только отдельные составляющие этих компетенций сформированы на достаточном уровне.

Первокурсники не всегда могут создать качественную презентацию, как правило, плохо представляют результаты своей работы, в основном это сводится к прочтению текста, которым заполнено большинство слайдов; в ряде случаев отсутствует грамотность речи, они ещё недостаточно умело работают в команде, не могут распределить обязанности.

Студенты-эксперты четвёртого курса отметили, что участие в данной процедуре заставило их более критично оценить сформированность проверяемых компетенций в своей академической группе в целом и индивидуально, они как бы увидели себя со стороны, это мотивировало их на развитие отдельных составляющих общекультурных компетенций. В своих анкетах многие из старшекурсников отмечают, что им захотелось больше поработать с образовательными программами, рабочими учебными планами, получить более подробную информацию о структуре учебного процесса, о других возможных методах оценки сформированности компетенций. Повысилась заинтересованность студентов по отношению к процессу обучения, к достигаемым результатам обучения. Таким образом, реализовывалась обучающая функция ассессмент-центра не только для студентов, которые проходили оценку, но и для студентов-старшекурсников: обсуждение результатов становится ступенью в дальнейшем развитии компетенций.

Можно сделать вывод, что выделенные общекультурные компетенции в основном сформированы у первокурсников на необходимом и достаточном уровнях. Самооценка и взаимооценка студентов хорошо коррелируют с оценкой экспертов.

На основании результатов проведённого исследования выявилась необходимость целенаправленного развития отдельных составляющих выделенных групп компетенций. Для первокурсников были запланированы специальные занятия по технологии работы в Power Point, а также тренинги по развитию коммуникативных компетенций.

Таким образом, нами применена технология, с помощью которой можно исследовать сформированность общекультурных компетенций, входящих в компе-тентностную модель выпускника (на основе самооценки и экспертной оценки). Ас-сессмент-центр, являющийся методом комплексной оценки деятельности, может успешно применяться в учебно-воспитательном процессе для формирования и оценки общекультурных компетенций студентов, способствует подготовке активных успешных выпускников, ориентированных на нахождение решений конкретных проблем, может быть использован для мониторинга уровня сформированности компетенций студентов в течение всего периода обучения.

Литература

1. Базаров Т. Технология Assessment Centre // Менеджер по персоналу. № 8. Киев: Медиа-Про, 2006. С. 4-13.

2. Барышникова Е. И. Оценка персонала методом ассессмент-центра. Лучшие HR-стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 255 с.

3. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Мониторинг формирования общепрофессиональных компетентностей студентов физико-математического факультета // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 4. Псков: ПГПУ, 2008. С. 108-121.

4. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О., Шинкарёва А. А. Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 10. Псков: ПГПУ, 2010. С. 74-91.

5. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Самооценка сформированно-сти компетенций студентов первого курса физико-математического факультета в условиях реализации ФГОС ВПО // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 1. Псков: Издательство ПсковГУ, 2012. С. 129-146.

6. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Из опыта оценки сформиро-ванности компетенций студентов первого курса физико-математического факультета // Компе-тентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы, перспективы. Сборник материалов международной научно-практической конференции 16-17 ноября 2012 года. Псков-Рига, 2012. С. 180-189.

I. Medvedeva, O. Martynyuk, S. Pan'kova, I. Solovyova

THE USE OF THE ASSESSMENT CENTRE TECHNOLOGY FOR EVALUATING GENERAL COMPETENCES OF PHYSICS AND MATHEMATICS DEPARTMENT'S STUDENTS

The relevance of the problem can be exemplified by the transition of higher education to Federal State Educational Standards, in which learning outcomes are defined by competences. The issues related to monitoring the quality of educational programs, assessment of learning outcomes are in the focus of attention nowadays. This article presents the results of forming common cultural competence of the first-year students using the assessment centre.

Key words: competence, learning outcomes, evaluation, assessment centre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.