Наиль УСМАНОВ
О ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРА ВЛАСТЯМИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1921-1923 гг.)
Вскоре после окончания Гражданской войны на некоторых территориях Советской России разразилась небывалая ранее засуха. Её последствия особенно негативно сказались на Поволжье и Южном Урале. Осознав масштабы катастрофы, грозящей голодной смертью миллионам россиян, большевистское руководство обратилось за продовольственной поддержкой к зарубежным странам.
Второго августа 1921 г. правительство РСФСР передало по радио ноту правительствам всех стран. В ней, в частности, выражалась надежда, что правительства иностранных государств «не будут чинить препятствия общественным организациям и отдельным гражданам своих стран, желающим оказать помощь голодающим гражданам России». «Российское правительство, - говорилось в ноте, - примет любую помощь, из каких бы источников она ни поступила, совершенно не связывая её с существующими политическими отношениями»1. На призыв о помощи откликнулись многие, преимущественно общественные организации почти со всего мира. Они открыли в России тысячи питательных пунктов. Наиболее существенную поддержку голодающим оказывала Американская администрация помощи, более известная как Американская администрация помощи (АРА) (American Relief Administration). Эта формально неправительственная организация из США, возглавляемая Гербертом Гувером (будущим 31-м президентом страны) своими продовольственными и медицинскими поставками в нашу страну спасла миллионы жизней.
Работа АРА в России продолжалась в течение почти двух лет - с сентября 1921 г. по июль 1923 г. Сначала американцы предоставляли питание
исключительно детям, но огромные масштабы голода заставили их распространить свою благотворительную деятельность и на взрослых. Центральная штаб-квартира российской миссии АРА находилась в Москве, а окружные конторы, через которые непосредственно шла помощь, располагались в губернских центрах пострадавших от неурожая территорий. Как правило, в округе одновременно работало не более семивосьми американцев. Им помогал персонал, набранный сотрудниками АРА из числа местного населения.
Успеху деятельности Американской администрации помощи во многом способствовало то, что её активно поддерживали как центральная власть, так и местные власти Советской России. Вопрос о взаимоотношениях АРА с российскими властями рассматривался в фундаментальных работах историков США, посвящённых этой организации2. Несмотря на отдельные исключения, в целом американские исследователи достаточно скептически оценивали ту поддержку, которая оказывалась иностранным организациям в России властями различных уровней. По их оценкам, эта поддержка не была существенной, более того, они утверждали, что властные структуры России и их уполномоченные представители при АРА зачастую мешали осуществлению благородной миссии американцев. Эту точку зрения некритически стали повторять и некоторых современные отечественные авторы. В частности, в их публикациях можно было встретить утверждения о том, что «деятельность АРА на местах часто блокировалась советскими чиновниками» . Представители властей тогдашней России, по их мнению, «были нередко
1 Документы внешней политики СССР. - М., 1960, т. IV, стр. 252.
2 Fisher H.H. The Famine in Soviet Russia. 1919-1923. The Operations of the American Relief Administration. - New York, 1927; Weissman B.M. Herbert Hoover and Famine Relief to Soviet Russia: 1921-1923. - Stanford, Ca., 1974; Patenaude B.M. The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. -Stanford, Ca., 2002.
3 Майер М. Другой интернационализм // Век ХХ и мир, 1991, № 2, стр. 36.
одержимы шпиономанией и пытались всячески ограничить АРА»1. Надо сказать, что в нашей стране специальных работ монографического характера о деятельности АРА в России практически нет. Исключение составляют две небольшие книги, написанные автором данной публикации . Негативные же суждения о российских властях, якобы мешавших американцам спасать людей, высказываются, главным образом, в небольших статьях или в работах, написанных на другие темы.
Между тем поддержка деятельности организации, приехавшей из США с целью оказать помощь голодающим в России, как со стороны центральной власти, так и со стороны местных властей была весьма существенной. Ведь штат собственно американских сотрудников АРА в России был невелик. Естественно, что без помощи властных структур страны пребывания небольшому количеству иностранцев было бы трудно развернуть крупномасштабную деятельность по организации продовольственных поставок голодающим на огромных и незнакомых территориях. Уже 21 сентября 1921 г. ВЦИК издал приказ, который обязывал ответственных работников наркоматов и губернских исполкомов оперативно решать все вопросы, связанные с деятельностью АРА. Эта работа была названа «чрезвычайно срочной и требующей придания ей характера боевой». В приказе, в частности, указывалось, что «дела по требованиям и ходатайствам Американской администрации помощи должны рассматриваться в течение 48 часов с момента поступления»1. Для содействия миссии АРА ВЦИК назначил особого полномочного представителя правительства РСФСР при заграничных организациях
1 Новикова Л.Г. Гражданская война в России в современной Западной историографии // Отечественная история, 2005, № 6, стр. 151.
Усманов Н.В. Деятельность Американской администрации помощи в Башкирии во время голода 1921-1923 гг. - Бирск, 2004; Он же. Миссия полковника Белла: О деятельности Уфимско-Уральского отделения Американской администрации помощи (1921-1923 гг.). - Бирск, 2007.
помощи Александра Эйдука. Летом 1922 г. его заменил Константин Ландер. Оба полномочных представителя правительства внесли немалый вклад в дело содействия работы АРА в России. Непосредственно курировал эту работу первый заместитель председателя Совнаркома РСФСР Лев Каменев.
Ещё до развертывания помощи в округах на места были посланы телеграммы, содержащие требования сделать необходимые приготовления для открытия детских столовых АРА. Властями пострадавших от неурожая территорий в короткий срок были выделены помещения, осуществлён их ремонт, заготовлено топливо и организован сбор посуды среди населения. В губерниях и автономных республиках РСФСР были назначены собственные представители при окружных конторах АРА, которые имели достаточно широкие полномочия в деле организации поддержки АРА. Им выдавались мандаты примерно следующего содержания: «На предъявителя сего ... в порядке боевого задания возлагается, согласно с конторой АРА, организовывать все виды помощи голодающему населению.»1. Органам ВЧК было предписано следить за тем, чтобы не было никаких препятствий для открытия питательных пунктов АРА.
Отчёты руководителей ряда округов АРА свидетельствуют о том, что их тепло принимали на местах и создавали вполне приемлемые условия для работы и отдыха. В некоторых губерниях им даже выдали личное огнестрельное оружие для самозащиты от грабителей и бандитов. Хотя договором с АРА оговаривалось, что американцы в округах будут сами набирать персонал из числа российских граждан, местные власти всё же также участвовали в этом процессе. Командирование местными властями своих представителей в штат окружных контор АРА, с нашей точки зрения, весьма способствовало эффективной деятельности по
1 Центральный Государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), ф. Р-100, оп.1, д. 27, л. 45.
снабжению продовольствием голодающих. Прибывшим на места американцам предлагали и планы развёртывания помощи. К сожалению, зачастую представители АРА с подозрением относились к подобным инициативам властей, предпочитая в ущерб делу действовать самостоятельно. Все же к отдельным рекомендациям центрального правительства руководство АРА было вынуждено прислушиваться. По свидетельству одного из сотрудников этой организации Уильяма Келли, именно под давлением Москвы было принято решение об оказании широкой помощи Башкирской автономной республике. И это было сделано «вопреки установленному правилу концентрировать помощь в регионах, доступных по железной дороге»2.
Большую роль в развертывании деятельности АРА в России сыграли российско-американские комитеты помощи детям (РАКПД). Эти комитеты, призванные содействовать благотворительной деятельности американцев, возглавлялись обычно представителями официальных советских властей, хотя туда входили представители самых различных профессий, а также православные или мусульманские священнослужители. После того как весной 1922 г. помощь распространилась и на взрослых голодающих (им выдавали зерно кукурузы), РАКПД были реорганизованы в комитеты содействия АРА.
Следует отметить, что деятельность Американской администрации помощи довольно неплохо освещалась в центральной и местной прессе Советской России. Положительные публикации об иностранных филантропических организациях, действовавших в стране, несомненно, способствовали созданию благоприятной атмосферы вокруг их работы. Дело в том, что поначалу население не всегда правильно воспринимало присутствие зарубежных организаций в стране и властям приходилось
1 ЦГИА РБ, ф. Р-100, оп. 1, д. 27, л. 14.
2 Hoover Institution Archives (HIA). ARA. Russian Unit. Box 133. Folder 2.
предпринимать немало усилий, чтобы преодолеть предубеждение против иностранцев.
Отдельно стоит остановиться на сотрудничестве местных отделений АРА с органами ВЧК-ОГПУ. В голодной стране не могло не быть хищения продуктов питания. Чрезвычайные и правоохранительные органы РСФСР достаточно строго следили за порядком продвижения по стране иностранных продовольственных грузов. Иногда местные отделения Американской администрации помощи напрямую обращались к чекистам с просьбой выявить случаи краж и спекуляций американскими продуктами. Такие обращения практиковались, например в Уфимско-Уральском округе АРА. В ряде случаев представители американской организации, опасаясь, что похитители могут остаться безнаказанными, просили местные власти, чтобы виновные обязательно понесли заслуженную кару. В целом, надо признать, что охрана иностранного продовольствия в Советской России была поставлена достаточно эффективно. Весной 1922 г. «Продовольственная газета» сообщала: «Хищение голодгрузов несеменных выражается в 3 процента, отдельно для заграничных грузов этот процент падает до % процента»1. Следует заметить, что сами американцы были в целом довольны тем, как охраняется их собственность на территории России. Один из руководителей русской миссии АРА в марте 1922 г. даже признавался в частной беседе с представителем правительства РСФСР, что в Германии случаев хищения американских продуктов было гораздо больше1.
Конечно, взаимоотношения американской благотворительной организации с властями не были безоблачными. Зачастую случались недоразумения и конфликты. Однако высказываемое некоторыми исследователями мнение о том, что источником конфликтов было
1 Продовольственная газета, 1922, 6 апреля.
нежелание именно советских властей различного уровня сотрудничать с АРА из-за их идеологических установок, является сильно преувеличенным. На самом деле проблемы во взаимоотношениях, как правило, были вызваны обычной практикой деловых контактов представителей различных учреждений. Инициаторами вполне понятных претензий к американцам выступали зачастую не советские чиновники, а обычные граждане. Их, например, возмущало то, что излишне строгий распорядок работы питательных пунктов АРА затруднял реальную помощь детям. Из столовых не выдавали продуктов на дом, в то время как многие из голодающих детей в холодное время года не имели возможности покидать жилище из-за отсутствия обуви и верхней одежды. Не всегда встречало понимание и требование американцев строго соблюдать определённые санитарные нормы в учреждениях, получающих от них помощь. В условиях острой безработицы население неодобрительно относилось к практике набора служащих АРА в обход очереди на бирже труда. Это создавало определённые трудности для местных властей, призванных защищать социальную справедливость. Миссия АРА, заключая соглашение с советскими властями, оговаривала то, что её сотрудники из числа российских граждан, получающие американские продовольственные и вещевые пайки, не будут лишаться обычных пайков, положенных им, как остальным трудящимся. Однако местные власти, полагая, что их соотечественники, работающие в АРА, находятся в более привилегированном положении, чем остальные граждане, нередко отказывали им в пайках.
Надо отметить, что уполномоченные различных уровней при АРА достаточно жёстко проводили линию для создания максимально благоприятных условий для работы американской организации в
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-1064, оп. 6, д. 4, л. 104 (об).
голодающих губерниях и республиках РСФСР. Так, уполномоченный от центра в Уфимско-Уральском округе АРА Лев Тарасов, например, по этому поводу вошёл в настоящий конфликт с Уфимской партийной организацией большевиков1. Надо сказать, что сам руководитель округа полковник Уолтер Белл был далеко не в восторге от излишнего рвения уполномоченного. Лично он не видел особого повода для беспокойства и находил, что отношения с местными властями были вполне удовлетворительными . В письме на имя К. Ландера, написанном незадолго до окончания миссии АРА, У. Белл сообщал: «За все время работы здесь, то есть с ноября 1921 года, я не могу припомнить ни одного справедливого требования, с которым я обращался к представителям как центральной, так и местной власти, и которое, при возможности, не было бы удовлетворено»3. Конечно, не везде отношения американцев с российскими властями складывались так же благополучно. В целом, однако, нет серьёзного основания для того, чтобы отрицать их успешное сотрудничество в деле спасения от смерти миллионов граждан Советской России.
К сожалению, в ряде публикаций последних лет можно прочитать, что деятельность Американской администрации помощи на территории нашей страны была запрещена. Эта неверная информация, как ни странно, встречается и в энциклопедических изданиях4. На самом же деле работа АРА была прекращена по взаимному согласию с центральным Советским правительством в связи с ликвидацией голода и его наиболее тяжелых последствий. Российская сторона была готова и далее сотрудничать с АРА
1 Центральный Г осударственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ), ф. П-1, оп. 1, д. .511, л. 133, 141.
2 HIA. ARA. Russian Unit. Box 129. Folder 5.
3 ГАРФ, ф. Р-1058, оп. 1, д. 69, л. 188.
4 См.: Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа, 1996, стр. 118; Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 1998, стр. 20; Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999, стр. 37.
в случае предоставления последней производственной помощи, однако на это американцы всё же не пошли. Вопреки тому, что писалось позднее, никаких претензий американцам накануне завершения их миссии предъявлено не было. Более того, они получили официальную благодарность от правительства. Совет народных комиссаров СССР принял 10 июля 1923 г. специальное постановление, в котором было сказано следующее: «Благодаря громадным совершенно бескорыстным усилиям АРА миллионы людей всех возрастов были спасены от смерти, и целые селения и даже города уцелели от грозившей им страшной катастрофы»1.
В заключение отметим, что имевшие место отдельные проблемы во взаимоотношениях АРА с советской стороной не стали серьезным препятствием для её работы в нашей стране. В целом, благотворительная организация из США действовала в обстановке существенной поддержки со стороны властей Советской России, что во многом обусловило успех одного из самых грандиозных мероприятий в истории по спасению людей от голода.
УСМАНОВ Наиль Вакилович - к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Бирской государственной социально-педагогической академии, Республика Башкортостан
1 Fisher H.H. The Famine in Soviet Russia..., p. 398.