Научная статья на тему 'О планах шахтного строительства в Кузбассе в 1959-1965 гг'

О планах шахтного строительства в Кузбассе в 1959-1965 гг Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
211
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬ / ШАХТА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дерюшев А. В.

Впервые опубликованы тезисы доклада первого заместителя Кемеровского Совнархоза В. Г. Кожевина о планах шахтного строительства в Кузнецком угольном бассейне в 1959-1965 гг. для увеличения объемов добычи угля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О планах шахтного строительства в Кузбассе в 1959-1965 гг»

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 622(09)

А. В. Дерюшев

О ПЛАНАХ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КУЗБАССЕ

В 1959-1965 гг.

Легендарный Владимир Григорьевич Коже-вин [1], Герой Социалистического Труда, профессор, кандидат технических наук, ректор Кузбасского политехнического института в 19671977 гг., заведующий кафедрой "Строительство подземных сооружений и шахт" в 1962-1985 гг. прошел славный трудовой путь от начальника поисково-разведочной партии в СевероЕнисейской тайге и конструктора проектного отдела Гипрошахта в 1929-1930 гг. до начальника

комбината "Ке-меровоуголь" в 1947-1953 гг., заместителя министра угольной промышленности СССР в 1953 г., начальника комбината "Кузбасс-уголь" в 1953-

1957 гг., первого заместителя председателя Кемеровского Совнархоза в 19571961 гг. [2].

В Государственном архиве Кемеровской области хранят оригиналы текстов тезисов, докладов, отчетов и воспоминаний В. Г. Кожевина [3]. Среди них - тезисы к его докладу на Ученом совете Московского горного института [4] 3-5 апреля 1960 г., посвященному основным направлениям развития Кузнецкого бассейна на ближайшее семилетие - 1959-1965 гг.

Ниже приведена первая часть этих тезисов о планах работы комбината "Кузбассуголь" по шахтному строительству.

Главной задачей развернутого строительства коммунистического общества, в который вступила наша страна, является создание его материальнотехнической базы.

На решение этой главной задачи направлена принятая историческим XXI съездом КПСС величественная программа развития народного хозяйства СССР в текущем семилетии.

Немалая роль в этой программе отводится Кузнецкому угольному бассейну, как основной базе коксующихся углей бурно развивающейся Уральской и Сибирской металлургии.

Добыча угля в Кузбассе должна достигнуть в 1965 г. 101 млн т и превзойти уровень 1958 г. на 39 %.

Установленный прирост добычи должен быть получен преимущественно за счет строительства новых шахт и разрезов, добывающих угли, идущие на коксование. Для решения этой задачи объем капитальных вложений в угольную промышленность Кузбасса в текущем семилетии должен составить более 20 млрд руб., что вдвое превысит капиталовложения, освоенные в предыдущем семилетии.

Всего за семилетний период в Кузбассе должно быть построено 28 новых шахт и разрезов, реконструировано и углублено 43. Кроме того, необходимо заложить еще 24 шахты и разреза, сдача в эксплуатацию которых будет осуществляться после 1965 г. Необходимо построить и сдать в эксплуатацию также 10 обогатительных фабрик суммарной мощностью 24 500 тыс. т в год.

Общий прирост мощностей угольной промышленности Кузбасса за семилетие должен составить 43 млн т, в том числе коксующихся углей 31,7 млн т.

Успешное развитие угольной промышленности Кузбасса находится в прямой зависимости от успешного хода строительства новых шахт.

Среднемесячные темпы проходки вертикальных стволов по комбинату "Кузбассшахтострой" за период 1951-1958 гг. возросли более чем в 2 раза и в 1958 г. составили 39,7 пог. м.

Значительно возросли темпы проведения око-лоствольных дворов. В 1958 г. они составили 272 кубометра в месяц.

Однако на шахтах бассейна среднемесячные темпы проведения горизонтальных и наклонных горных выработок все еще продолжают оставаться низкими, и по комбинату "Кузбассшахтострой" за

1958 г. составили (в пог. м):

- по квершлагам 50

- по штрекам с подрывкой породы 69,3

- по бремсбергам 86,3

- по уклонам 51,7

Главными причинами низких темпов проведе-

ния горных выработок являются недостатки в организации труда и низкая механовооруженность горнопроходческих работ.

Шахтостроительные организации Кузбасса не оснащены проходческими комбайнами, быстроударными перфораторами, малогабаритными погрузочными машинами и многими другими механизмами.

Взрывчатые вещества, используемые для проходки горных выработок, (АП-4ЖВ, АП-5ЖВ, ПЖВ-20) имеют низкую работоспособность и бризантность, что снижает эффективность взрывных работ.

Применение сборного железобетона на строящихся шахтах Кузбасса из года в год растет, однако масштабы его внедрения еще далеко недостаточны.

Не менее 80 % объемов работ, выполняемых шахтостроительными организациями по строительству предприятий угольной промышленности Кузбасса, приходятся на долю общестроительных, монтажных и дорожных работ на поверхности.

Поэтому вопросам техники и технологии поверхностного строительства, вопросам оснащения его средствами механизации должно быть уделено исключительное внимание, как решающим факторам в успешном осуществлении шахтного строительства в целом.

Отмечая ряд безусловных достижений в вопросах техники и технологии шахтного строительства, позволивших уже теперь добиться значительного повышения производительности труда и снижения себестоимости, конференция, вместе с тем, считает, что для решения больших и сложных задач, стоящих перед шахтостроителями в текущем семилетии, организационно-технический

уровень шахтного строительства должен быть значительно повышен за счет внедрения прогрессивных конструкций, применения новых эффективных материалов и высокопроизводительных строительных и горнопроходческих машин в сочетании с передовыми методами организации строительного производства.

I. По технике и технологии горных работ По вертикальным стволам

1. Проходку стволов осуществлять, как правило, с применением постоянных подъемных машин и копров.

2. Освоить и внедрить в Кузбассе способ проходки стволов с одновременным армированием. Рекомендовать институту "Кузбассгипрошахт" рассмотреть вопрос об увеличении расстояния между расстрелами при армировании стволов.

3. В связи с разворотом строительства шахт в районах со сложными гидрогеологическими условиями (Никитинский, Бирюлинский и др.) необходимо внедрить в Кузбассе специальные способы проходки стволов с применением цементации и замораживания.

4. Рекомендовать комбинату "Кузбассшахто-строй" организовать управление по проходке стволов специальными способами.

5. Повысить эффективность буровзрывных работ за счет:

а) повышения давления сжатого воздуха;

б) применения более производительных и быстроударных бурильных, молотков с установочными приспособлениями взамен устаревших молотков ОМ-506;

в) применения более сильных взрывчатых веществ (скальные аммониты и др.) в патронах увеличенного диаметра и электродетонаторов короткозамедленного действия;

г) применения Т-образных, армированных твердыми сплавами, и других эффективных видов коронок.

6. Сократить продолжительность уборки породы за счет применения пневмогрузчиков КС-2 с механическим вождением и КС-3, более производительных по сравнению с пневмопогрузчиками БЧ-1-у, и применения самоопрокидных бадей емкостью 1,5-2,0 и более кубометров.

7. Расширить применение и проводить дальнейшее усовершенствование крепления стволов монолитным бетоном с помощью металлической створчатой опалубки в сочетании со спуском бетонной вмеси по трубам.

Необходимо дальнейшее усовершенствование и удешевление тюбинговой крепи за счет снижения веса, сокращения расхода металла и улучшения способов армирования стволов, закрепленных тюбингами.

В устойчивых породах с коэффициентом крепости 4 и выше по шкале проф. Протодьяконова, при креплении стволов монолитным бетоном с помощью передвижной опалубки, следует отказаться от возведения опорных венцов.

8. Для механизации работ в стволах применять:

а) самоопрокидные бадьи и автоматическое управление лядами;

б) электрозатворы породных течек и электроприводы для открывания и закрывания ляд (вместо пневматических);

в) искробезопасную телефонную связь и сигнализацию;

г) оборудование для автоматического снижения скорости подъема при проходе бадей через раструбы подвесного полка и натяжной рамы.

9. Считать необходимым, внедрить в Кузбассе проходку стволов методом бурения.

По горизонтальным и наклонным выработкам

1. Проведение горизонтальны выработок, как правило, начинать после оборудования постоянного клетевого комплекса в полном объеме.

2. Рекомендовать для условий Кузбасса следующие схемы механизации проведения горизонтальных и наклонных выработок:

а) проведение квершлагов и полевых штреков с помощью погрузочных машин типов ППМ-4, УП-3, МПЛ-1, МПР-6 с графиком многоцикличной организации труда;

б) проведение основных штреков по пластам мощностью от 2,5-3,0 м и более с помощью комбайнов ПК-3 и ПК-4, с механизированной погрузкой угля на рельсовый транспорт;

в) проведение этажных штреков, бремсбергов и уклонов осуществлять с помощью комбайнов ПКМ, а на гидрошахте - ПКГ -4;

г) для обмена вагонеток применять перекатные платформы ППП-2 конструкции треста "Про-копьевскшахтострой", накладные съезды и конвейеры.

3. Для улучшения буровзрывных работ:

а) бурение шпуров в выработках, проводишь по крепким породам, осуществлять быстроударными бурильными молотками, а в выработках, проводимый по слабым и средней крепости породам - электросверлами;

б) считать необходимым организовать заводское изготовление и комплектную поставку приспособлений для водяной промывки шпуров;

в) перейти на применении более сильных взрывчатых веществ в патронах увеличенного диаметра;

г) провести работу по определению наиболее эффективных параметров применения короткозамедленного взрывания для условий Кузбасса.

4. Повысить эффективность проветривания путем применения:

а) регулируемых высоконапорных вентиляторов;

б) облегченных текстовинитовых труб;

в) насадок для интенсификации проветривания.

5. В связи с началом строительства шахт по типовым проектам с блокированной поверхностью, где канатный терриконик увязывается со скиповым стволом, а также гидрошахт, где по проекту отсутствует постоянный терриконик, необходимо при строительстве шахт такого типа разработать в ближайшее время наиболее рациональный способ транспортировки на поверхности породы во время проведения горизонтальных и наклонных выработок.

6. По постоянному креплению:

а) расширить применение железобетонных тюбингов для крепления двухпутевых выработок и проводить работу по проектированию и испытанию новых видов крепи;

б) механизировать укладку бетона при креплении выработок монолитным бетоном, а также процессы забутовки и тампонажа закрепленного пространства;

в) выполнить типизацию сечений всех горных выработок с расчетом оставления 6-8 основных типоразмеров;

г) в комплексе с крепью применять железобе-

тонные шпалы, тротуары и желоба для крепления водоотливных канавок;

д) считать необходимым построить в Кузбассе специализированные заводы по выпуску сборной железобетонной крепи.

7. Считать необходимым испытать на одной из строящихся шахт Кузбасса гировозы для транспортировки породы и угля.

8. Продолжать работу по совершенствованию средств для обмена вагонеток при проведении горных выработок, особенно однопутевых.

9. Считать необходимым в ближайшее время разработать проект организации скоростного строительства гидрошахт.

10. Считать важнейшей задачей научных, проектных и производственных организаций создание для проходки выработок по породе проходческих механических и механогидравлических машин.

11. Комбинату "Кузбассшахтострой" и институту "ВНИИГидроуголь" разработать и применить гидравлические методы погрузки, гидравлическое транспортирование и гидроподъем породы применительно к условиям строящихся гидрошахт.

По открытым работам

1. Совершенствовать режим буровых работ на ударно-канатных станках путем достижения оптимальной плотности шлама при беспрерывном подливе воды в скважину при бурении.

2. Широко использовать опыт применения дешевых ВВ - "игданитов" - для значительного снижении стоимости работ.

3. Применять на карьерах для погрузки горной массы новые высокопроизводительные карьерные экскаваторы с большой емкостью ковша.

4. Механизировать операции по строительству и укладке железнодорожных путей, применяя для этого технические достижения железных дорог общего пользования.

5. Для более успешного использования автомобильного транспорта на карьерах применять автосамосвалы большой грузоподъемности с соблюдением соответствия между емкостью ковша экскаватора и кузова автомашины.

6. Улучшить строительство и содержание автомобильных дорог на разрезах, применять при движении автомашин грузоподъемностью 10-15 т однослойное или двухслойное щебеночное покрытие с вяжущими материалами и бетонное покрытие - при движении автомашин с большей грузоподъемностью.

7. Выявить участки, где применение гидромеханизации, по опыту смежных областей горной промышленности, окажется эффективным.

При выборе оборудования гидромеханизации для открытых разработок обратить внимание на создание гидромониторов с дистанционным управлением, легких передвижных землесосных установок и рациональной конструкции бункеров-смесителей.

II. По технике и технологии строительных работ

По вопросам подготовительного периода строительства шахт

1. Считать необходимым выдачу комплектных чертежей нулевого цикла по площадкам промышленного и жилищного строительства не менее, чем за полгода до начала строительства. Установить такой порядок выдачи документации с 1 января 1960 г.

Проектирование промышленных и жилых комплексов вести с учетом требований технологии строительства, в том числе предусматривая возможность наиболее удобной расстановки строительных механизмов с учетом перевода башенных кранов с объекта на объект без демонтажа.

2. Рекомендовать, как основное решение вопроса транспортных связей в период строительства, использование постоянных автомобильных дорог, учитывая сжатые сроки строительства, признать целесообразным в районах строительства отдельных новых шахт осуществлять прокладку временных дорог с включением последних в проекты и сметы на временные затраты по строящимся шахтам. При строительстве временных дорог, рекомендовать использовать сборный железобетон для дорожного покрытия.

3. В связи с организацией районных производ-

ственных баз, строительство железных дорог в начальный период не во всех случаях может быть целесообразным, поэтому включение их в состав работ подготовительного периода считать не обязательным, а требующим в каждом отдельном случае соответствующего технико-

экономического обоснования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Признать правильным решение комбината "Кузбассшахтострой" о строительстве дорожных проездов на промплощадках до начала всех других работ нулевого цикла.

5. В целях улучшения условий эксплуатации дорог на промплощадках, как в период строительства, так и после него, считать необходимым разработать проектный вариант их решения с водоотводом не по железнодорожному полотну, а по кюветам с повышением отметки дорожного покрытия над прилегающими площадками. Рекомендовать такой вариант, в частности, для промплоща-док шахт "Бирюлинская" № 1 и "Бирюлин-ская" № 2.

По вопросам внедрения в строительство передовой техники и прогрессивных конструкций

1. Довести расход сборного железобетона в

1959 г. до 130 м3 на один миллион рублей строительно-монтажных работ, а в 1963 г. - до 250 м3.

2. Внедрить применение крупных блоков в качестве стенового материала с доведением объема кладки из крупных блоков:

в 1960 г. - до 30 тыс. м3,

в 1965 г. - до 130 тыс. м3.

3. Освоить крупнопанельное домостроение с

доведением объема жилищного строительства из крупных панелей к 1960 г. - до 15 тыс. м2 жилой

площади и в 1961 г. - до 30 тыс. м2.

5. Начиная с 1960 г. максимально сократить объемы работ, связанные с мокрыми процессами при производстве наружных отделочных работ, путем внедрения облицовочного кирпича.

6. Добиться значительного снижения трудоемкости внутренних отделочных работ за счет применения сухой штукатурки и обоев.

7. Использовать опыт применения облегченных сборных фундаментов при строительстве жилья и культурно-бытовых объектов и внедрить эти конструкции при строительстве шахт.

8. Уделить особое внимание внедрению предварительно напряженного сборного железобетона и довести его применение до 10 тыс. м3 в 1959 г. и до 120 тыс. м3 в 1963 г.

По вопросам механизации строительства

1. Отметить неудовлетворительное состояние механизации строительства на стройках комбината "Кузбассшахтострой", связанное с недостаточным обеспечением строек основными строительными механизмами и оборудованием.

2. Довести к концу семилетки степень механизации основных строительных работ до следующих размеров (в процентах):

- земляных до 96

- штукатурных до 80

- бетонных до 90

- малярных до 82

- погрузочно-разгрузочных до 90

4. В целях дальнейшего повышения степени индустриализация строительных работ, чему сопутствует увеличение веса и габаритов монтируемых узлов и деталей, повысить грузоподъемность подъемно-монтажных механизмов на строительстве, перейдя к применению пятитонных и восьмитонных башенных кранов, а также автокранов грузоподъемностью 10 и более тонн, взамен применяемых в настоящее время башенных кранов СБК-1 и трех-пятитонных автокранов.

По вопросам технологии монтажных работ

1. Признать необходимым шире внедрять индустриализацию монтажных работ путем:

а) укрупненной сборки монтажных узлов в центральных заготовительных мастерских и на монтажных площадках;

б) изготовления стандартных элементов крепежа и электроконструкций в центральных заготовительных мастерских;

в) дальнейшего укрупнения блочного монтажа копров с укосинами, шкивами, обшивкой, проводниками и разгрузочными кривыми;

г) эстакад с обшивкой, транспортерами, сан-

техникой и электромонтажной заготовкой;

д) опор канатных террикоников, собранных со шкивами и расчалочными тросами.

III. По вопросам развития производственной базы шахтного строительства

1. Отметить, что мощность производственной базы и оснащение шахтного строительства средствами механизации недостаточны для выполнения растущей программы строительства будущих лет.

2. Считать, что темпы роста мощностей производственной базы шахтостроителей должна опережать рост программы шахтного строительства, чтобы обеспечить технический прогресс в строительном производстве и снижение стоимости строительства.

3. Основным направлением в развитии производственной базы строительства должно быть кооперирование ее предприятий в масштабе всего экономического района, как по территориальному, так и по отраслевому признаку.

Однако, учитывая реальный уровень развития производственной базы и транспортных связей внутри экономического района, считать правильным на данном этапе создание районных баз, назначением которых является обеспечение потребностей строительства одного или, в отдельных случаях, двух смежных районов.

Исходя из этого, признать необходимым, развивать строительные базы в следующих районах Кузбасса: Томусинском, Сталинском, Прокопьев-ско-Киселевском, Беловском, Ленинск-Кузнецком совместно с Никитинским, Березово-

Бирюлинским и Анжеро-Судженским. Считать, что важнейшей задачей Кемеровского совнархоза в этой области является межотраслевое порайонное кооперирование предприятии строительной базы, которое должно быть осуществлено в течение ближайших двух лет, а также последующее кооперирование строительной базы в масштабах всего экономического района.

4. Считать важнейшей задачей комбината "Кузбассшахтострой" в течение 1959-1960 гг. обеспечение ввода новых мощностей по производству сборного железобетона в объеме 213 тыс. м3 в год.

5. Учитывая современные требования индустриализации строительства, создавать предприятия производственной базы по выпуску крупноразмерных конструкций на базе использования эффективных строительных материалов.

6. Новые строящиеся предприятия по выпуску

стенового материала ориентировать только на выпуск крупных стеновых блоков и панелей, изготовляемых на базе эффективных легких заполнителей, ячеистых бетонов и др. За семилетие построить 4 домостроительных завода: в Сталинском, Ленинск-Кузнецком, Березово-

Бирюлинском и Томусинском районах, конечной

продукцией которых явится дом с крупными панелями для наружный стен и внутренними перегородками и стенами из сборного железобетона, изготовляемого кассетным способом.

7. Построить в 1959 г. Томусинский и Абагу-ро-Атамановский песчано-гравийные карьеры общей производственной мощностью 900 тыс. м3 в год и, начиная с 1960 г., обеспечивать стройки качественным фракционированным и промытым песком и щебнем.

8. Построить за семилетие предприятия по изготовлению металлоконструкций мощностью 10 тыс. т в год и предприятия по ремонту строительных машин и механизмов на 12 млн руб. в год валовой продукции.

9. Отметить, что, исходя из перспективной программы шахтного строительства в Кузбассе, объем капитальных вложений в промышленное строительство предприятий производственной базы комбината "Кузбассшахтострой" недостаточен и требует увеличения.

10. Рекомендовать комбинату "Кузбассшахтострой", наряду с вводом в действие новых мощностей предприятий производственной базы, улучшить использование действующих предприятий, а по вновь вводимым предприятиям добиться освоения мощностей в самые сжатые сроки.

IV. По вопросам проектирования

1. Установить, что основной задачей проектных организаций, занимающихся проектированием шахтного строительства, наряду с повышением производительности труда в угольной промышленности, снижением себестоимости угля и улучшением условий труда шахтеров, является также разработка таких проектных решений, которые давали бы возможность вести строительство новых шахт с применением наиболее совершенной техники и прогрессивных принципов организации горнопроходческих и строительных работ, а также снижали удельные капитальные вложения.

3. Считать правильным, как с точки зрения повышения эффективности капитальных вложений, так и с точки зрения организации строительства, порайонное размещение шахт и комплексную разработку проектов для того или иного района, как это делается в настоящее время для Никитинского, Северо-Байдаевского и Березово-Бирюлинского районов.

Вместе с тем следует отметить, что отставание в разработке решений основных вопросов комплексного проектирования и проектирования отдельных предприятий препятствует своевременному развороту строительных работ и внедрению наиболее прогрессивных методов их организации.

4. Для преодоления отставания в вопросах проектирования считать целесообразным шире, чем это делается в настоящее время, привлекать к проектированию предприятий угольной промышленности специализированные проектные органи-

зации страны, а также развить в 1960 г. Кемеровский филиал Кузбассгипрошахта до самостоятельного института.

6. Отметить недостаточную работу проектных организаций в вопросах унификации и сокращения количества применяемых для шахтного строительства типоразмеров строительных деталей и считать в связи с этим необходимым до конца текущего года разработать единую унификацию, обязательную для всех организаций, занимающихся проектированием шахт, строящихся в Кузбассе. Разработанные каталоги унифицированных деталей должны ежегодно пересматриваться всеми заинтересованными организациями в целях внесения в них новых, более прогрессивных конструкций и деталей и изъятия устаревших.

V. По общим организационным вопросам и

вопросам планирования

1. Признать необходимым систематически работать над улучшением структуры руководства строительством, имея в виду, путем ликвидации излишних звеньев, приблизить руководство к строительным площадкам, повысить его ответственность и одновременно снизить стоимость содержания управленческого аппарата.

VI. По вопросам повышения производитель-

ности труда и снижения стоимости строительства

1. Снизить трудоемкость работ за счет увеличения степени сборности строительства и увеличения веса сборных элементов.

2. Уменьшить на 15-20 % вес гражданских и жилых зданий и сооружений на 1 м3 строительного объема за счет внедрения легких и облегченных материалов и конструкций.

3. Совершенствовать систему оплаты труда, внедряя оплату за единицу конечной продукции для всех рабочих, занятых в данном производственном процессе.

4. Повысить уровень технического руково-

дства в строительстве, ведя систематическую работу по повышению квалификации инженернотехнического персонала.

5. Не допускать производство работ без проектов организации строительства и проектов организации работ с детально разработанным строй-генпланом и технологическими картами производственных процессов.

VII. По вопросам оказания помощи шахтостроительным организациям Кузбасса

а) поручить институту "ЦНИИПодземшахто-строй" дать рекомендации по организации проходки вертикальных стволов шахт в Кузбассе способом бурения:

запроектировать погрузочный агрегат КС-2 для стволов диаметром 6,0 м и 7,0 м;

переработать конструкцию тюбингов СТК с целью снижения марки бетона с"500" до "300"-"400";

а также разработать технологию крепления стволов с применением щита;

совместно с институтом "ВНИИГидроуголь" сконструировать машины для проходки горных выработок по породе в течение ближайших двух лет;

закончить в 1960 г. разработку рабочих чертежей установки для бурения шпуров под анкерную крепь и возведения этой крепи с учетом горно-геологических условий шахт Кузбасса;

в) обеспечить Кемеровский совнархоз освоенными промышленностью бурильными молотками ПМ-508, ПР-25, ПР-24л, ПР-30лб в комплекте с пневмоподдержками;

г) обязать Томский совнархоз пересмотреть типы осевых вентиляторов, выпускаемых Томским заводом им. Вахрушева в сторону увеличения типоразмеров с диаметром колес до 0,7 м.

д) Поручить Центрогипрошахту произвести типизацию сечений всех горных выработок с расчетом оставления 5-8 основных типоразмеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Незабываемый, легендарный В. Г. Кожевин / В. И. Нестеров, В. В. Першин, В. А. Шаламанов,

A. В. Дерюшев, И. М. Черноброд ; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2007. - 186 с.

2. Высшее шахтостроительное образование в Кузбассе. В 3 т. Т. 1. Индустриальный Кузбасс - Подготовка инженеров - Кафедра "Строительство подземных сооружений и шахт" / А. В. Дерюшев,

B. В. Першин ; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово : СИНТО ; Новосибирск : ЦЭРИС, 2006. - 512 с.

3. Гос. архив Кемеров. обл. Ф. Р-1349 (В. Г. Кожевин).

4. Вклад Московского Горного в развитие угольной промышленности страны / А. В. Корчак,

C. М. Романов // Уголь. - 2009. - № 1. - С. 4-10.

□ Автор статьи:

Дерюшев Александр Владимирович, канд. техн. наук, доцент кафедры "Строительство подземных сооружений и шахт" КузГТУ. Тел. 8-3842-396378,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.