Научная статья на тему 'О первой находке фрагмента вязаного изделия в Пермском Предуралье (к вопросу о происхождении вязания на спицах на территории России)'

О первой находке фрагмента вязаного изделия в Пермском Предуралье (к вопросу о происхождении вязания на спицах на территории России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯЗАНИЕ / ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ФРАГМЕНТ ВЯЗАНОГО ИЗДЕЛИЯ / РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОГИЛЬНИК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О первой находке фрагмента вязаного изделия в Пермском Предуралье (к вопросу о происхождении вязания на спицах на территории России)»

Н.Б. Крыласова О ПЕРВОЙ НАХОДКЕ ФРАГМЕНТА ВЯЗАНОГО ИЗДЕЛИЯ В ПЕРМСКОМ

ПРЕДУРАЛЬЕ (к вопросу о происхождении вязания на спицах на территории России)

Вязание — это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей. Считается, что поначалу вязали просто на пальцах, а позднее изобрели спицы и крючок. Элементарной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц или крючка. В древности чаще всего вязали спицами: костяными, деревянными, металлическими. Вязание спицами представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой по горизонтали и по вертикали, образуют сплошное полотно.

Происхождение вязания в Восточной Европе мало изучено по причине недостаточной источнико-вой базы.

В исторических очерках, сопровождающих пособия по рукоделию, утверждается, что родиной вязания является Ближний Восток. Древнейшим вязаным изделием считается детский носок из египетской гробницы, которому более IV тыс. лет. Вязаные носки найдены в коптском захоронении V века. Полагают, что в Европу вязание проникло именно через коптов или было заимствовано в период крестовых по© Крыласова Н.Б. 2010

ходов от арабов, считавшихся в эпоху средневековья самыми умелыми вязальщиками. К примеру, известны фрагменты оригинального арабского вязания (примерно V11-1X в.в. н.э.) со сложным многоцветным геометрическим орнаментом и небольшая часть шарфа с похожим орнаментом примерно XII в. н.э. По мнению одних авторов, проникновение вязания на спицах в Европу произошло в IX в., по мнению других, — не ранее XX11-111 вв. Вязание распространилось в Испании, Италии, Франции, Англии, Шотландии, Германии, в странах Прибалтики. Чаще всего вязали спицами варежки, носки и чулки. Во Франции в 1206 г. вышла первая книга по рукоделию Эть-ена Пуало, в которой говорилось также о вязальщиках шапок. В конце XV-XVI в.в. вязание стало особенно популярным в Европе, что было связано с распространены вязаных чулок, которые стоили очень дорого и считались изысканным подарком.

На территории России, как считают искусствоведы и этнографы, вязание на спицах появилось поздно, из Западной Европы, а в финно-угорскую культуру проникло от русских еще позднее.

Так, по мнению С.В.Иванова и Г.Н.Климовой, вязание на спицах поникло с Запада сначала к коми-зырянам и коми-пермякам, а от них к хантам и манси не ранее XVII-XVI11 вв. (Иванов, 1963, с.80, 112; Климова, 1984, с.52-53).

При этом археологические данные остаются без внимания, при том, что на территории России известны находки вязаных

изделий, которые датируются более ранним временем.

К наиболее ранним относится фрагмент вязаного шерстяного изделия из женского погребения №1 кургана Челмужи-2 в Прионежье. В составе богатого инвентаря этого погребения было семь монет, самая поздняя дата которых 988/ 989 гг. Таким образом, погребение относится к рубежу Х-Х1 вв. (Коч-куркина, 1989, с.251-252). Как отмечает О.И. Давидан, по маленькому куску вязаного изделия трудно определить его функциональное назначение, но сам факт находки очень интересен, так как вязаные изделия являются редкими находками (Давидан, 1989, с.332, 334). К несколько более позднему времени относятся находки вязаных изделий из городов Северо-западной Руси, где найдены шерстяные носки, чулки, туфли, (Голубева, 1973, с.97, рис.31/1-3; Штухов, 1975, с.102, рис.53; Арциховский, 1930, с.102; Сабурова, 1997, с.102), целые вязаные рукавицы (ГИМ, Опись 1965. №2709). К примеру, найденные в слое конца XII в. в Белоозере вязаные шерстяные изделия (домашняя туфля-шлепанец, детский башмачок и фрагменты носка, по описанию Л.А. Голубе-вой, отличаются ровной и красивой вязкой. По способу вязки изделия напоминают старинные русские чулки без пятки, которые еще в середине XIX в. вязали вкруговую при помощи одной (часто костяной) спицы (Голубева, 1973, с.192).

В Пермском Предуралье в средневековых материалах известно много образцов текстиля: фрагменты холщовых и шерстяных тканей простого полотняного и сарже-

вого переплетения, привозной шелковой тафты, тканых и плетеных поясов. Высказывались предположения и о существовании вязания на этой территории. Например, Р.Д. Голдина пришла к такому выводу на основании находок длинных костяных игл, которые могли служить вязальными спицами. По ее мнению, вязали чулки и рукавицы (Голдина, 1985, с.153).

Рис. 1. Фрагмент вязаного изделия на плюсневой кости из погребения № 166

Рождественского могильника

В 2009 г. на территории Пермского края впервые был обнаружен фрагмент вязаного изделия. Это, пожалуй, наиболее восточная из известных к настоящему времени подобных находок.

Этот фрагмент найден в погребении №166 Рождественского могильника в Карагайском районе Пермского края. В составе погребального инвентаря здесь присутствовали фрагменты керамического сосуда, стеклянные бусы и бисер, накладки поясного набора и сумочки, бронзовые бусы и бубенчик, а также шесть шумящих умбоновидных подвесок с привесками в виде утиных лапок. Г.А. Архипов отмечал, что подобные подвески в могильниках на территории Марийской республики использовались для украшения обуви (Архипов, 1984, с.124). На Рождественском могильнике они обычно служили для оформ-

Рис. 2. Погребальный инвентарь погребения № 166 Рждественсокго могильника.

ления женских поясных сумочек, но в погребении .№166 они, безусловно, являлись элементом обуви. Эти шумящие подвески были сосредоточены в южной части погребения. Под ними сохранились кости плюсны, которые, судя по заключению антрополога, лежали в анатомическом порядке и были сомкнуты, что свидетельствует о том, что покойный был обут в плотную обувь. На одной из костей, благодаря консервации окислами меди, сохранился фрагмент вязаного изделия, очевидно — носка. Изделие связано простой чулочной вязкой.

По составу погребального инвентаря погребение датируется концом Х в. В самом погребении узко датируемых вещей не встре-

чено, но в соседних погребениях на раскопанном в 2009 г. участке собрано 7 монет, хронологический диапазон которых от 929/930 до 980/981 гг.

Таким образом, погребение №166 Рождественского могильника хронологически близко погребению из кургана Челмужи-2.

Какие из костяных спиц, во множестве представленных в средневековых материалах Пермского Предуралья, могли использоваться для вязания, достоверно не установлено. Большинство игл, изготовленных преимущественно из костей крупных осетровых рыб, достаточно толстые, и не пригодны для шитья, так как ими невозможно было проткнуть плотную ткань, распространенную в то вре-

Рис.3. Костяные иглы из коллекции Рождественского городища.

мя, а тем более — кожу. По фрагментам изделий с сохранившимися швами можно судить о том, что шили тонкими иглами. Очевидно, для шитья использовались стальные иглы, подобные современным, известные по материалам раскопок. Но большинство известных костяных игл слишком короткие, чтобы служить вязальными спицами. Возможно, они являлись наконечниками гибкой спицы. Такая спица, применяемая и сейчас, представляет собой два относительно коротких наконечника, соединенных гибким шнуром, на который сбрасываются петли. К наконечникам такой спицы можно отнести многие из известных костяных игл. Реже встречаются сравнительно длинные иглы, которые могли применяться при вязании вкруговую на пяти спицах. В период полевого сезона 2010 г. на

городище Купрос в одном месте было обнаружено 5 костяных спиц — как раз необходимый комплект для вязания вкруговую. В ходе эксперимента было установлено, что данные спицы очень удобны для вязания вкруговую изделий небольшого объема (например, носков и рукавиц).

Т. о., наиболее ранние европейские образцы вязания происходят из финно-угорских могильников. Фин-но-угры, в частности, населявшие территорию Пермского края, вполне могли заимствовать умение вязания на спицах напрямую от арабов, с которыми у них существовали прочные экономические связи. И, скорее всего, именно от финно-угров, а не из Западной Европы, переняли это умение русские.

* * *

Литература

Архипов Г.А. 1984. Дубовский могильник // Новые памятники археологии Волго-Камья. - Йошкар-Ола: МарНИИ. - С.113-159 Арциховский А.В. 1930. Курганы вятичей. - М., Голубева Л.А. 1973. Весь и славяне на Белом озере. Х-Х111 вв. - М.: Наука. - 212 с.

Давидан О.И. 1989. Ткани из курганов Юго-Восточного Приладо-жья // Кочкуркина С.И. Памятники юго-восточного Приладожья и Прионежья. Приложение. - Петрозаводск: Карелия. С.316-335

Иванов С.В. 1963. Орнамент народов Сибири как исторический источник, ТИЭ, новая серия, т.81. - М.-Л.

Климова Г.Н. 1984. Текстильный орнамент коми. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во. - 143 с.

Кочкуркина С.И. 1989. Памятники юго-восточного Приладожья и Прионежья. - Петрозаводск: Карелия. - 348 с.

Сабурова М.А. 1997. Древнерусский костюм //Древняя Русь. Быт и культура. - М.: Наука. - С.93-109

Штыхов Г.В. 1975. Древний Полоцк (1Х-Х111 вв.). - Минск. - 219 с.

Рис.4. Набор вязальных костяных спиц из раскопок Купроссокго городища 2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.