Научная статья на тему 'О первой историко-архитектурной паспортизации здания Кунсткамеры Академии наук'

О первой историко-архитектурной паспортизации здания Кунсткамеры Академии наук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУНСТКАМЕРА / ПАСПОРТ ЗДАНИЯ / ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / БАШНЯ КУНСТКАМЕРЫ / АРХИТЕКТУРА / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / KUNSTKAMERA / CERTIFICATE OF BUILDING / BUILDING HISTORY / RESTORATION / KUNSTKAMERA TOWER / ARCHITECTURE / PROTECTION OF MONUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хартанович Маргарита Федоровна

Статья посвящена работе ленинградского архитектора Абрама Исааковича Липмана по подготовке документа «Паспорт № 3 на здание памятник Института этнографии Академии наук СССР» для постановки здания Кунсткамеры под государственную охрану. Это была первая комплексная историко-архитектурная исследовательская работа, посвященная истории строительства, реконструкции и реставрации первого российского историко-научного музея Императорской Академии наук за период с 1717 по 1937 г. Паспорт датируется 1938 г. и состоит прежде всего из исторического очерка по строительству данного исторического памятника, краткой биографии архитекторов, подробного рассказа о строительстве и реставрации Кунсткамеры в XVIII начале XX в. Работа проводилась по постановлению Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 10 августа 1933 г., предполагавшего в том числе создание списка памятников, подлежащих государственной охране. Список был утвержден 20 марта 1935 г., и здание Кунсткамеры было взято под государственную охрану. В статье приведена структура «Паспорта», освещены основные положения отзывов рецензентов архитектора Н. Е. Лансере и директора Архива Академии наук СССР Г. А. Князева. В приложении к статье представлены хронология ремонтных работ в здании Кунсткамеры за вторую половину XIX в. первую треть ХХ в., хронология архитектурных, строительных и реставрационных работ за XVIII первую треть ХХ в., предложения А. И. Липмана по проекту реставрации здания Кунсткамеры. Историко-архивные сведения ценны тем, что подобраны профессиональным архитектором. Работа позволяет воссоздать общую системную картину организации осуществленного в конце 1940-х гг. восстановления исторического облика здания Кунсткамеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хартанович Маргарита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first researcher of the Kunstkamera's of the Imperial Academy of Sciences building

The article focuses on the work of the Leningrad architect Abram I. Lipman on preparing the document “Passport No. 3 certifying the Institute's of Ethnography of the Academy of Sciences of the USSR building as a monument” for placing the Kunstkamera's building under state protection. This was the first comprehensive historical and architectural research work devoted to the history of the construction, reconstruction and restoration of the first Russian historical and scientific museum of the Imperial Academy of Sciences, for the period from 1717 to 1937. The passport dates back to 1938 and consists primarily of a historical essay on the construction of this historical monument, a brief biography of architects, a detailed story about the construction and restoration of the Kunstkamera in the 18th century beginning of the 20th century. The work was carried out by order of the All-Russian Central Executive Committee (VTsIK) dated August 10, 1933, which included, among other issues, the establishment of a list of monuments subject to state protection. The list was approved on March 20, 1935, and the Kunstkamera's building was taken under state protection. The structure of the “Passport” is given in the article, as well as the main provisions of the reviews. The appendices to the article present several documents: a chronology of repair work done on the Kunstkamera's building from the second half of the 19th century through the first-third of the twentieth century, a chronology of architectural construction and restoration works from the 18th through the first-third of the 20th century, and A. I. Lipman's proposals on the restoration project of the Kunstkamera's building. The work allows us to recreate the overall systemic field of the organization of the restoration of the historical appearance of the Kunstkamera's building, carried out in the late 1940s.

Текст научной работы на тему «О первой историко-архитектурной паспортизации здания Кунсткамеры Академии наук»

2019

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 10. Вып. 2

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 93:069.015(91)

О первой историко-архитектурной паспортизации здания Кунсткамеры Академии наук

М. Ф. Хартанович

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

Для цитирования: Хартанович М. Ф. 2019. О первой историко-архитектурной паспортизации здания Кунсткамеры Академии наук. Вопросы музеологии, 10 (2), 247-262. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.212

Статья посвящена работе ленинградского архитектора Абрама Исааковича Липмана по подготовке документа «Паспорт № 3 на здание — памятник Института этнографии Академии наук СССР» для постановки здания Кунсткамеры под государственную охрану. Это была первая комплексная историко-архитектурная исследовательская работа, посвященная истории строительства, реконструкции и реставрации первого российского историко-научного музея Императорской Академии наук за период с 1717 по 1937 г. Паспорт датируется 1938 г. и состоит прежде всего из исторического очерка по строительству данного исторического памятника, краткой биографии архитекторов, подробного рассказа о строительстве и реставрации Кунсткамеры в XVIII — начале XX в. Работа проводилась по постановлению Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 10 августа 1933 г., предполагавшего в том числе создание списка памятников, подлежащих государственной охране. Список был утвержден 20 марта 1935 г., и здание Кунсткамеры было взято под государственную охрану. В статье приведена структура «Паспорта», освещены основные положения отзывов рецензентов архитектора Н. Е. Лансере и директора Архива Академии наук СССР Г. А. Князева. В приложении к статье представлены хронология ремонтных работ в здании Кунсткамеры за вторую половину XIX в. — первую треть ХХ в., хронология архитектурных, строительных и реставрационных работ за XVIII — первую треть ХХ в., предложения А. И. Липмана по проекту реставрации здания Кунсткамеры. Историко-архивные сведения ценны тем, что подобраны профессиональным архитектором. Работа позволяет воссоздать общую системную картину организации осуществленного в конце 1940-х гг. восстановления исторического облика здания Кунсткамеры.

Ключевые слова: Кунсткамера, паспорт здания, история здания, реставрация, башня Кунсткамеры, архитектура, охрана памятников.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019

Первой комплексной историко-архитектурной исследовательской работой, посвященной вопросам истории строительства, реконструкции здания Кунсткамеры Императорской Академии наук за период с 1717 по 1937 г., по праву является труд Абрама Исааковича Липмана (1907-1944) по паспортизации здания для постановки его под государственную охрану — «Паспорт № 3 на здание-памятник Института этнографии Академии наук СССР (б. Кунсткамеры), 1938 г.».

Эта работа проводилась по постановлению Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «Об охране исторических памятников» от 10 августа 1933 г., предполагавшего в том числе создание списка памятников, подлежащих государственной охране. Постановление было издано «в связи с нарушением со стороны местных органов власти действующего законодательства об охране памятников революции, искусства и культуры (самовольная сломка и переделка памятников, небрежное использование зданий, имеющих историческое значение)». Постановление включало следующие пункты:

«1. Запретить сломку, переделку и использование исторических памятников государственного значения (памятники революционного движения, крепостные сооружения, дворцы, дома, связанные с историческими событиями и лицами, монастыри и церкви и другие здания), а также ликвидацию музейных предметов, имеющих историко-художе-ственное значение и находящихся в зданиях, подлежащих государственной охране, без разрешения Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, а в отношении памятников, имеющих местное значение, — без разрешения НКПросов АССР или краевых, областных отделов народного образования.

2. Поручить Комитету по охране памятников при Президиуме ВЦИК составить не позднее 1 октября с.г. список памятников, подлежащих государственной охране и представить на утверждение Президиума ВЦИК, а ЦИК АССР, краевым и областным исполкомам, по согласованию с Комитетом по охране памятников при Президиуме ВЦИК, не позднее, чем в двухмесячный срок, утвердить такой же список памятников местного значения.

3. Использование исторических зданий должно производиться на основе договоров аренды, предусматривающих принятие арендатором расходов по охране и ремонту используемых памятников.

Заключение указанных договоров возложить по АССР на НКПросы, а в краях, областях и городах — на соответствующие отделы народного образования, обязав эти органы закончить заключение договоров не позднее 1 октября 1933 года.

4. При разборке и переделке исторических архитектурных памятников, осуществляемой в установленном порядке, последние подлежат научной фиксации (фотографирование, обмер и описание) по указаниям НКПроса РСФСР.

Расходы по фиксации и вывозу музейного имущества относятся за счет учреждений, использующих памятники.

5. Предложить СНК АССР, краевым и областным исполкомам обеспечить при утверждении годового республиканского (АССР), краевого и областного бюджетов отпуск необходимых средств на ремонт и приведение в исправное состояние памятников революционного движения, исторических городских сооружений и пр.»1.

Указанный в п. 2 список памятников был утвержден 20 марта 1935 г., и здание Кунсткамеры Академии наук, в котором в результате реформ музеев Акаде-

1 Собрание узаконений (СУ). 1933. № 44. Ст. 179.

мии наук Х1Х-ХХ вв. располагался Институт (и музей) этнографии Академии наук СССР, было взято под государственную охрану2.

Паспортизация памятников проводилась по определенной инструкции, структура которой воспроизведена в работе Липмана:

1. Общие сведения о памятнике.

2. История сооружения памятника.

2.1. Основные моменты, предшествовавшие возникновению памятника.

2.2. Основные этапы сооружения.

2.3. Изменения памятника.

2.4. Реставрация и ремонт.

3. Связь памятника с историей страны, края, области.

3.1. Исторические причины создания памятника.

3.2. Важнейшие исторические события, связанные с памятником, в их хронологической последовательности.

4. Описание памятника.

4.1. Генеральный план.

4.2.1. Плановое решение.

4.2.2. Конструкции и материалы.

4.2.3. Решение основных масс.

4.2. Фасадные решения.

4.3. Отдельные элементы внутреннего решения.

4.4. Архитектурно-художественная обработка помещений

5. Документальные данные, подтверждающие сведения, сообщаемые паспортом.

6. Определение памятника.

6.1. Художественное определение.

6.2. Историческое определение

6.3. Техническое определение.

7. Современное состояние памятника.

Отзыв на работу Липмана давали архитектор Н. Е. Лансере и директор Архива АН СССР Г. А. Князев. Н. Е. Лансере отметил ценность глубины и тщательности проработки архивных материалов, связанных с историей здания, ее историческую широту и дал работе отличную оценку. Рецензент рекомендовал опубликовать труд Липмана с небольшими переработками как самостоятельную монографию:

«Подтверждение всех изменений, всех деталей архивными документами, история постройки здания и его позднейших ремонтов, подтверждение такими же архивными данными делают эту работу необычайно ценной, а интересные подробности и связность изложения, несмотря на придерживаемость к пунктам инструкции о паспортах, заставляют отнести такую работу не к разряду формуляров, а к настоящей исследовательской научной работе, которую, при небольшой переработке желательно было бы издать как архитектурно-историческую монографию этого памятника»3.

2 Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (далее — Архив МАЭ РАН), ф. К-У1, оп. 1, д. 49, л. 1.

3 Там же, ф. К-У1, оп. 1, д. 49, л. 136.

Г. А. Князев высказался за более четкую формулировку необходимости реконструкции башни Кунсткамеры, утратившей вышку в пожаре 1747 г. Реконструкция башни произойдет в 1947-1949 гг. по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля4, будет восстановлен знакомый по гравюрам XVIII в. силуэт здания, покинувший набережную Невы на 200 лет, с 1747 по 1949 г.

Князева также беспокоило влияние общественных городских мероприятий на стены фасада здания: «Нужно указать на недопустимость порчи здания при вбивании металлических штырей для подвешивания полотнищ с лозунгами, портретами, плакатами при украшении города в торжественные дни. Эти вбивания металлических креплений в стену разрушают не только штукатурку, но и самые стены»5.

В отзыве Князева упоминается важная деталь исследовательской работы Липмана: Абрам Исаакович искал, но тщетно в архивах Москвы и Ленинграда, библиотеках, музеях первоначальные чертежи здания Кунсткамеры6. Как историк, архивист, Князев подчеркнул, что изученные Липманом архивные сведения позволили впервые осветить многие вопросы истории здания7.

А. И. Липман погиб в боях под Нарвой в 1944 г. Его историко-архитектурные изыскания в переработанном виде были опубликованы в 1945 г. под заглавием «Петровская Кунсткамера», работа над текстом была проведена сотрудниками Музея этнографии историком Н. Н. Степановым и архитектором Р. И. Каплан-Ингелем8. Им же удалось собрать крупицы сведений о биографии А. И. Липмана: родился в Минске в 1907 г., учился в Гомеле, закончил Ленинградский архитектурный техникум в 1930-е гг., с 1935 г. работал в Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда.

Огромная архивная работа А. И. Липмана отражена в хронологических выписках за период с 1717 по 1937 г. (см. выдержки из паспорта «Архивные материалы»). Период, когда в здании располагалась Кунсткамера до создания на ее основе специализированных музеев в 1836 г., нашел отражение в публикации «Петровская Кунсткамера». Вторая половина XIX — начало XX в. оказались несколько в тени. Архивные выписки Липмана по этому периоду публикуются в приложении первыми.

Из неопубликованных материалов представляет несомненный интерес хронологическая таблица. Отметим, что ряд материалов по строительству и восстановлению здания Кунсткамеры после пожара 1747 г. был опубликован в «Летописи Кунсткамеры. 1714-1836»9, что позволяет в совокупности восполнить общую картину этого процесса.

Большую ценность представляют предложения А. И. Липмана (завершающая часть приложения) по реставрации здания Кунсткамеры, показавшие состояние здания к моменту постановки его под государственную охрану.

4 Хартанович, 2011. С. 48-50.

5 Архив МАЭ РАН, ф. К^, оп. 1, д. 49, л. 139.

6 Там же, л. 140.

7 Там же.

8 Липман, 1945.

9 Копанева Н. П., Чистов Ю. К. (отв. ред.), Хартанович М. Ф., Хартанович М. В. (авт.-сост.), 2014.

Литература

Копанева Н. П., Чистов Ю. К. (отв. ред.), Хартанович М. Ф., Хартанович М. В. (авт.-сост.). 2014. Летопись Кунсткамеры. 1714-1836. СПб.: МАЭ РАН.

Липман А. И. 1945. Петровская Кунсткамера: Архитектурно-исторический очерк. М.; Л.: Изд-во АН СССР.

Хартанович М. В. 2011. Организация музея М. В. Ломоносова при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. История Петербурга 5 (63): 47-50.

Статья поступила в редакцию 18 августа 2019 г.; рекомендована в печать 30 сентября 2019 г.

Контактная информация:

Хартанович Маргарита Федоровна — д-р ист. наук; mkhart@yandex.ru

Abram I. Lipman — first researcher of the Kunstkamera's of the Imperial Academy

of Sciences building

M. F. Khartanovich

Museum of Anthropology and Ethnography Peter the Great (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences,

3, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Khartanovich M. F. 2019. Abram I. Lipman — first researcher of the Kunstkamera's of the

Imperial Academy of Sciences building. The Issues of Museology, 10 (2), 247-262.

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.212

The article focuses on the work of the Leningrad architect Abram I. Lipman on preparing the document "Passport No. 3 certifying the Institute's of Ethnography of the Academy of Sciences of the USSR building as a monument" for placing the Kunstkamera's building under state protection. This was the first comprehensive historical and architectural research work devoted to the history of the construction, reconstruction and restoration of the first Russian historical and scientific museum of the Imperial Academy of Sciences, for the period from 1717 to 1937. The passport dates back to 1938 and consists primarily of a historical essay on the construction of this historical monument, a brief biography of architects, a detailed story about the construction and restoration of the Kunstkamera in the 18th century — beginning of the 20th century. The work was carried out by order of the All-Russian Central Executive Committee (VTsIK) dated August 10, 1933, which included, among other issues, the establishment of a list of monuments subject to state protection. The list was approved on March 20, 1935, and the Kunstkamera's building was taken under state protection. The structure of the "Passport" is given in the article, as well as the main provisions of the reviews. The appendices to the article present several documents: a chronology of repair work done on the Kunstkamera's building from the second half of the 19th century through the first-third of the twentieth century, a chronology of architectural construction and restoration works from the 18th through the first-third of the 20th century, and A. I. Lipman's proposals on the restoration project of the Kunstkamera's building. The work allows us to recreate the overall systemic field of the organization of the restoration of the historical appearance of the Kunstkamera's building, carried out in the late 1940s.

Keywords: Kunstkamera, certificate of building, building history, restoration, Kunstkamera tower, architecture, protection of monuments.

References

Khartanovich M. V. 2011. Establishment of M. V. Lomonosov Museum within Peter the Great Museum of

Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS. Istoriia Peterburga 5 (63): 47-50. (In Russian) Kopaneva N. P., Chistov Yu. K. (ed.), Khartanovich M. F., Khartanovich M. V. (comp.). 2014. Kunstkamera

Chronicle. 1714-1836. St. Petersburg: MAE RAN Publ. (In Russian) Lipman A. I. 1945. Peter's Kunstkamera: Architect and historical essay. Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ. (In Russian)

Received: August 18, 2019 Accepted: September 30, 2019

Author's information:

Margarita F. Khartanovich — Dr. in History; mkhart@yandex.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержки из раздела паспорта «Архивные материалы» за 1837-1937 гг.

(Архив МАЭ РАН, ф. К^, оп. 1, д. 49, л. 111-117)

<...>

1837 год

361. 6 июля. Выписка из описи работам в Кунсткамере. Исправление штукатурки на лестнице (л. 111 об.) в обсерватории перекладка дымовых труб. Частичный ремонт кровли, усиление стропил, перекладка печей. Всего на 2054 р. 50 к.

Ф. 4, оп. 2, д. 141, л. 571.

1838 год

362. Декабрь. В круглом зале заштукатуренные в куполе 8 окон выкрашены, поврежденная на куполе живопись и на стенах краска поправлены за 40 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 192, л. 83.

1839 год

364. 25 апреля. Полный ремонт штукатурки и плитного цоколя с окраской всего здания «цветом противу главного дома» за 1895 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф. 4, оп. 2, д. 51, л. 2.

363. Апрель. В виду того, что возле Кунсткамеры должна быть выставка Российских мануфактурных изделий приказано осмотреть кунсткамеру и представить исполнение на ремонт.

Ф. 4, оп. 2, д. 51-П, л. 1.

1 Здесь и далее А. И. Липман ссылается на Архив Академии наук СССР в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

365. 28 апреля. «Смета на устройство вновь деревянного балюстрада вместо сгнившего и угрожающего падением вокруг башни обсерватории на кунсткамерном здании и по концам оного» на 2718 р.

366. 18 июля. Рапорт в 3 комн. библиотеке сделана штукатурная и малярная работа за 350 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 51, л. 25, л. 112.

1842 год

367. Август. Смета на «сделание нового желоба и подвязывание балок стропил и прогонов над старою кунсткамерою». Замена подгнивших концов, ремонт желоба, балюстрад. Укрепление несущих частей балок и стропил и прогонов хомутами. Израсходовано на рабочих 473 р. 32 к. на материалы 355 р. 32 к.

Ф. 4, оп. 2, д. 18, § 12, л. 16.

368. Август. Опись работам. Ремонт отпавшей штукатурки на потолке у антресолей библиотеки, смена верхних рам в обсерватории, деревянное крыльцо переделать.

Ф. 4, оп. 2, д. 18, § 13, л. 4-5.

1845 год

369. 19 мая. О увольнении арх. Филиппова2 в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнять должность и о принятии на его место Кириллова3.

Ф. 4, оп. 2, д. 122, л. 1.

370. Аттестат Филиппова с подробным перечнем мест службы.

Ф. 4, оп. 2, д. 122, л. 11-12.

371. Июнь. Смета на перемену сгнивших балок, прогонных брусьев и стропил над библиотекою 2-го отд. Покрытие новым листовым железом на башне обсерватории на 1649 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 222, л. 16-25.

372. 15 ноября. Рапорт Кириллова. В большом зале библиотеки 2 отд. «имеющееся барельефное на стене над дверями скульптурное из алебастра украшение, составленное из фигуры с атрибутами, изображающими славу, не избегнуло повреждений (от перемены балок), а именно: голова у фигуры и венок над оною отвалились на кистях и следках пальцы и в одежде некоторые (л. 112 об.) части обломаны» все это за 15 р. исправил надлежащим образом художник скульптуры г-н Устинов.

Ф. 4, оп. 2, д. 222, л. 39.

1846 год

373. Май. Смета на малярные работы по кровле. Водосточные трубы красились масляной палевой краской, а кровля покрыта была «диким цветом» на 538 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 144, л. 32.

2 Филиппов Денис Евстигнеевич (1779-1854) — архитектор Академии наук.

3 Кириллов Алексей Семенович (1800-?) — архитектор Академии наук.

374. 9 июня. Смета на ремонт малой обсерватории. Перемена сгнивших рам и ставен. Исправлена штукатурка в меридиональном кабинете на 2 лестницах всего на 1062 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 142, л. 5-18.

1849 год

375. Февраль. Описание потребным работам. Отремонтировать крыльцо у бокового фасада, подвести новый цоколь в 4 ряда взамен прежнего, исправить штукатурку.

Ф. 4, оп. 2, д. 222, л. 1.

1859 год

376. Смета Кириллова по ремонту: исправление штукатурки в подвалах и окраска входных дверей за 125 р. /Кунсткамера занимается лишь библиотекой и малой обсерваторией/.

Ф. 4, оп. 2, д. 93, л. 20.

1861 год

377. Смета на мелкий ремонт штукатурный по фасадам и на перестилку плиты в коридоре подвала и т. д. — 45 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 88, л. 4-5.

1863 год

378. Смета по текущему ремонту казарм в подвалах. Исправление штукатурки, малярные работы и т. д. — 122 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 72, л. 24.

379. Смета. Окраска фасадов обсерватории и здания под цвет серой извести и окраска крыши за 2 раза.

Ф. 4, оп. 2, д. 72, л. 31.

1872 год

380. Смета арх. Бернгарда4 на ремонт всей наружной штукатурки со сплошной окраской за 350 р. 40 к.

Ф. 4, оп. 2, д. 68, л. 12.

381. Смета на мелкие ремонтные работы. Переделан желоб на башне. Перекрашена сплошь кровля за 172 р. Перестилка мостков у башни. Вновь прибиты металлические скобы на чердаке здания к стропилам и потолочным балкам.

Ф. 4, оп. 2, д. 68, л. 20.

1874 год

381а. Смета на мелкий ремонт. В том числе перекладка цокольной облицовки у 4 входов в подвалы с устройством крылец и зонтиков на 165 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 65, л. 6.

1880 год

382. Мелкий ремонт кровли и слуховых окон.

Ф. 4, оп. 2, д. 78, л. 376.

4 Бернгард Рудольф Богданович (1819-1887) — коллежский советник, архитектор, инженер.

1893 год

383. Ремонт кровли за 80 рублей.

Ф. 4, оп. 2, д. 54, л. 48.

384. 9 октября. Переделка подвальных двух квартир с уничтожением бокового крыльца и превращением двери в окно. Всего на 255 руб.

Ф. 4, оп. 2, д. 54, л. 91.

1894 год

385. 26 апреля. Смета. 1. Установка новой цинковой балюстрады на башне вместо деревянной. 2. Тут же сломать деревянную и выстроить вновь из камня пристройку при башне. 3. Сверху башни разобрать деревянную платформу и сделать ее вновь. 4. Сделать лестницу на верх. 5. Переменить громоотвод. 6. Заменить большую часть существующих оконных переплетов новыми. 7. Устройство особых передвижных площадок для ограждения рабочего пространства 70 р. 8. Проводка водопровода. 9. Перекрышка всей кровли по зданию. Общая стоимость 11. 400 р. работами руководил арх. Марфельд5.

Ф. 4, оп. 2, д. 52, л. 72-80.

1896 год

386. Общий малярный ремонт здания за 1150 руб.

Ф. 4, оп. 2, д. 41, л. 173. 1901 г.

387. 14 марта. Смета на печные и противопожарные мероприятия в 1898 р.; смета на проведение пожарных кранов на 300 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 18.

388. 16 мая. Ремонт фасада библиотечного здания. На 785 р.

Ф. 4, оп. 2, л. 39, л. 24, 62.

389. Смета на ремонт II отд. библиотеки после пожара. Исправление штукатурки, ремонт потолков и паркетного пола, малярные работы всего на 367 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 101.

1903 год

390. Смета арх. Баха6 на ремонтные работы в библиотеке по преимуществу штука-турно-малярные исправления полов. Сделаны для изоляции от сырости бетонные стенки в подвалы и т. д. на 2204 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 93-106.

391. 27 мая. Вновь покрыта кровля по всему зданию с окраской за 2 раза. 3105 р. 55 к.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 143.

5 Марфельд Роберт Робертович (1852-1921) — архитектор, руководил ремонтными работами.

6 Бах Евгений Романович (1861-1905) — архитектор, руководил ремонтными работами.

1906 год

392. 15 марта. Рапорт о приглашении лепщика для осмотра потолка во II отд. и об устройстве легких передвижных лесов.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 110.

393. 4 октября. Обустройстве вентиляции в библиотеке I отд. на сумму 448 р. 80 к.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 269.

394. Смета со схемой устройства вентиляции в 3 эт. левого от Невы крыла.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 270-274.

1912 год

395. Ремонт кровли. Изменение полов в подвалах. Исправление штукатурки внутри здания 208 р. Окраска фасадов с исправлением повреждений штукатурки.

Ф. 4, оп. 2, д. 39, л. 116, 132, 156.

1916 год

396. 12 сентября. Рапорт арх. Миллера7 о необходимости освидетельствования потолочных балок над большими залами библиотеки.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 362.

397. 23 сентября. После осмотра 6 концов балок (из 16) было установлено, что балки находятся во вполне удовлетворительного состоянии (в концах и в середине) как и стропила и со стороны их качества не наблюдается никакой опасности. «Существующий же прогиб потолка произошел, по всей вероятности, от собственного веса балок и увеличения прогиба в будущем ожидать нельзя, так как каждая балка в середине подтянута с помощью железного хомута к бабке стропил».

Ф. 4, оп. 2, д. 36, л. 363.

1917 год

398. Ремонтные работы свернут до минимума. Составленные сметы усиленно сокращаются. По библиотеке: общий ремонт 15 р. амосовские печи — 360 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 191.

1920 год

399. Ремонт кровли 348 900 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 194.

1921 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400. Переписка с сохранением права за А. Н. производить ремонтные работы самостоятельно.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 102.

7 Мюллер Арнольд Мельхиорович (1883-1943) — архитектор, руководил ремонтными работами.

401. 19 октября. Вместо битых стекол вставлялись стекла из старых рам, дверей, шкафов, сваленных на чердаках, а также дыры зашивались фанерой и досками.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 287.

402. Ремонт кровли обошелся в 1 233 211 рубль.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 346.

1922 год

403. 23 апреля. Зимой в I отд. лопнула от мороза водопроводная труба и магистраль была закрыта. Во II отд. вода из простого и пожарного водопровода для предосторожности была спущена, а потому на восстановление его требуется 50 р. или 50.560.000 р.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 171.

404. 10 мая. Ремонт кровли библиотеки составлял 16 % необходимого и не мог предотвратить от протечки.

Ф. 4, оп. 2, д. 35, л. 153.

1924 год

405. Октябрь. МАЭ возбудил ходатайство о скорейшем соединении I эт. музея со старым зданием библиотеки. Постановление: отложить выполнение, так как работа включена в смету на 24/25 год. Проект соединения двух зданий предварительно оценен в 72 000 р.

Ф. 4, оп. 13, д. 103, л. 5-6.

1925 год

406. 4 ноября 24 года. Акт о разборке винтовой лестницы из выставочного зала II эт. на хоры.

Ф. 4, оп. 23, д. 134, л. 1.

407. 10 июля. Выписка из журнала заседания правил А. Н. об открытии отверстий, зашитых досками в круглом зале I этажа без изготовления и установки оконных рам и переплетов.

Ф. 4, оп. 7, д. 7, л. 8.

408. 15 июля. Письмо Катонину8 с просьбой изготовления рисунков балясин для балюстрады, подлежащей установке между этими столбами и парапетами на крыше.

Ф. 4, оп. 7, д. 7, л. 6.

409. 23 июля. Акт об осмотре крыши. Найдены остатки балюстрады.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 9.

410. 24 июля. Акт об осмотре башни. Оконные проемы кабинетов башни позднейшие, как и застекление окнами. Лестницы ранее были открытыми.

Ф. 4, оп. 13, д. 7, л. 11.

8 Катонин Евгений Иванович (1889-1984) — архитектор.

411. 25 июля. Распоряжение об оплате работ по электро-оборудованию на 1785 р.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 12.

412. 29 июля. Выписка из журнала. В связи с новой окраской фасадов под цвет Петергофского дворца, крыша подлежит окраске в свинцово-серый цвет, что вызывает удорожание на 360 р. Резолюция: разрешить перерасход.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 14.

413. 4 августа. Письмо Главнауки о необходимости балюстрады и спешной реставрации башни с удалением позднейших наслоений /новая пристройка, открытие заделанных проемов, замена деревянного выступа кирпичным/. Предложение открыть проемы, но временно закрыть их деревянными щитами.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 15.

414. 13 августа. Стоимость реставрации башни 7000 р. В виду крайне малого срока, работы отложить до будущего года.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 16.

415. 14 августа. Акт об окраске низа башни. Нижний ярус башни окрасить в белый цвет, а деревянный выступ белой масл. матовой краской. Фриз в красный цвет. Водосточная труба — в белый. Кровля общим свинцово-серым цветом.

Ф. 4, оп. 13, д. 134, л. 19.

1926 год

416. Поверочный расчет балки-консоли галереи выставочного зала Музея антропологии и этнографии при временной нагрузке 9 чел. на 1 кв. сажень получается общая нагрузка на 1 кв. мт. 910 кг. на одну балку консоль передается груз в 792 кг. Допускаемый груз на балку-консоль 19 х 18 см. Р = 1031, 43 кг, что больше 792 кг. Расчет снабжен схематическим чертежом.

Ф. 4, оп. 13, д. 158, л. 10.

417. Ограничить число посетителей до 2 на 1 кв. метр пола в галереях. Усиление конструкций галереи путем заводки промежуточных железных балок-консолей в смету 26/27 года.

Ф. 4, оп. 13, д. 156, л. 15.

418. 16 апреля. Справка о стоимости устройства дезкамеры в правом крыле цокольного этажа с наброском плана на 910 р.

Ф. 4, оп. 13, д. 156, л. 24.

419. 26 мая 1926 г. о разрешении Е. И. Катонину произвести обмеры по зданию Кунсткамеры по ходатайству РАИМК.

Ф. 4, оп. 13, д. 156, л. 22.

420. 16 августа. Об устройстве и оборудовании двух муляжных в подвалах за 325 р.

Ф. 4, оп. 13, д. 207, л. 6.

421. Ноябрь. Смета на устройство электрического освещения в башне на 218 р. 25 к.

Ф. 4, оп. 13, д. 156, л. 38.

1932 год

422. Производственная смета по внутреннему ремонту. Штукатурно-малярные работы, настилка полов, перекладка печей, исправление внутренних карнизов шир. в 106 см с отбиванием (л. 116 об.) старой штукатурки. Исправление каменного пола и т. д. на сумму 4237 руб.

Ф. 4, оп. 13, д. 451, л. 18.

1933 год

423. Титульный список объектов капитального ремонта. Ремонт кровли.

Ф. 4, оп. 2, д. 25, л. 7.

Дела строительного отдела А. Н. по МАЭ

1936 год

242. Ремонт помещения Сев. Америки после пожара (I этаж, западная часть) в сумме 3390 р. Штукатурно-малярные работы, исправление оконных переплетов.

425. Ремонт кровельных помещений, полов, дверей, на 8736 р.

1937 год

426.

1. Производственная смета на капитальный ремонт крыши на сумму в 24 248 р.

2. Смета на частичное переустройство эл. сети на сумму в 875 р.

3. Дополнительная смета на электрооборудование круглого зала на 254 р. 88 к.

4. Акт от 1 июня. Крыша покрыта новым железом на 1124 м.

5. Акт от 4 июля о приемке сан. ремонта и мелких исправлений.

6. 4 октября. Отношение отдела охраны памятников о необходимости снятия разводной трубы центрального отопления из зала с лепным потолком.

7. В 1937 г. проводилось центральное отопление по всему зданию Кунсткамеры. Ввиду (л. 117) совместного исчисления стоимости с установкой котельной, выделить затраченную сумму на здание не представляется возможным.

Хронологическая таблица

(Архив МАЭ РАН, ф. К-У! оп. 1, д. 49, л. 121-122 об.)

1. 1718, июнь. Закладка здания архитектором Маттарнови.

2. 1719, 1 сентября. Назначение Гербеля на постройку.

3. 1723, 7 ноября. Распоряжение Петра крыть железную кровлю по брускам.

4. 1724, 11 августа. Подтверждение назначения на место Гербеля — ар-ра Гаэтано Киавери.

5. [1724]. Оседание внутреннего кольца башни.

6. [1724]. 12 сент. Распоряжение о совещании архитекторов по вопросу об оседании башни.

7. [1724]. 28 ноября. Распоряжение Петра об устройстве сводов по 2 и 3 этажам.

8. 1726. Приезд Делиля и изменение им проекта башни (л. 121 об.).

9. 1727, середина. Окончание постройки и уход Киавери.

10. 1734. Окончание деревянного верха башни под руководством Земцова.

11. 1735-36. Установка резных деревянных статуй мастером Кохом.

12. 1736. Устройство балконов по рисункам мастера Конрада Оснера.

13. [1736]. Окраска фасадов охрой.

14. 1747, середина. Состояние здания из-за отсутствия ремонтов стало катастрофическим.

15. [1747]. 5 декабря. Произошел большой пожар.

16. 1748, 18 января. Рапорт комиссии /Растрелли и оба Трезини/ о возможности восстановления.

17. 1755, 31 мая. Указ о назначении на работы Чевакинского.

18. 1756, 7 марта. Назначение Штелина и Тауберта в комиссию.

19. [1756]. Начало работ по восстановления здания.

20. 1757, 13 февраля. Назначение в присутствие Ломоносова.

21. [1757]. 6 июня. Договор Джани на лепную работу.

22. [1757], втор. пол. Украшение Дункером резной работой здания.

23. 1758, 31 марта. Увольнение Чевакинского и окончание работ.

24. 1760, 22 ноября. Заключен договор с Партьером на лепную работу в Минеральном кабинете (л. 122).

25. 1764, 27 апреля. Заключение договора с Партьером на лепную работу в Минц-кабинете.

26. 1765. Постройка южного кабинета на башне.

27. 1767, 17 февраля. Увольнение с пенсией арх. Шумахера.

28. 1772. Доведение винтовой каменной лестницы до земли.

29. 1777, 1778. Разные скульптурные работы (установка барельефов и рельефов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. 1804, 9 февраля. Поступление Филиппова на службу в А. Н.

31. 1818. Уничтожение центрального выхода и заделка двери.

32. 1819. Устройство карниза и живописи в круглом зале. Уничтожение там же пилястр.

33. 1824. Перестройка западной каменной лестницы.

34. 1825. Живописные работы под египетский стиль в 2 комнатах худ. Рихтером.

35. [1825]. Постройка деревянной лестницы и декоративной стены в верхнем ярусе башни.

36. [1825]. Уничтожение западного крыльца и закладка двери.

37. 1834. Роспись потолка в среднем ярусе башни худ. Рихтером.

38. 1845, 19 мая. Увольнение арх. Филиппова.

39. [1845]. Перемена стропил и балок над восточной частью здания.

40. 1894. Устройство каменной пристройки на башне взамен существовавшей деревянной (л. 122 об.).

41. 1894. Проводка водопровода.

42. 1901. Был пожар во II отд. библиотеки.

43. 1908. Устройство вентиляции в читальном зале.

44. 1915. Освидетельствование балок над большим залом.

45. 1917. Сильное снижение ремонтных работ.

46. 1922. Повреждение водопровода ввиду отсутствия отопления.

47. 1925. Реставрационные работы: установление балясин, перекраска фасадов в красный с белым.

48. 1926. Неверный расчет балки-консоли галерей.

49. [1926]. Устройство дезинфекционной камеры.

50. 1936, 20 апр. Пожар в большом зале западной части.

51. 1937. Проводка центрального отопления.

Проект реставрации здания

(Архив МАЭ РАН, ф. К-У! оп. 1, д. 49, л. 123-124)

Определение задач реставрации

Временем оптимального состояния здания следует признать конец 18 в[ека] и начало 19 в[ека]. В связи с этим конечной целью реставрации должно быть очищение композиционного варианта Чевакинского от искажающих наслоений с сохранением того ценного, что внес арх. Филиппов.

Однако ряд элементов здания утерян безвозвратно, как второй лепной потолок в большом зале или скульптурные украшения на фасаде.

Реставрация наружного вида здания

Здание было окружено с 4 сторон крыльцами. Ввиду отсутствия представления о их виде после пожара, восстановление свелось бы к простой компиляции без гарантии на сходство. Однако, принимая во внимание уродливость двух черных дверей, которые буквально портят фасад отсутствием какой-либо архитектурной увязки, следовало бы убрать двери, восстановить уничтоженные окна, а входы сделать с боковых фасадов с использованием крылец.

Все окна подвала были с дугообразными перемычками. Считаю, что их перекладка по образцу некоторых сохранившихся, также изменила бы вид здания в благоприятную сторону. Обязательно следует открыть заложенные окна в боковых фасадах, так как они сильно мешают общему восприятию этих сторон. Окна 3 первых этажей башни переделаны еще Чевакинским, а потому должны быть сохранены. Необходимо завершить балюстраду не только со стороны двора, но поставить ее и под центральной частью как раз перед кабинетами.

Окраске следует придать теплый характер, как наиболее соответствующий этому зданию. При выборе оттенка надо помнить, что Кунсткамера в 18 — начале 19 веков была выкрашена охрой.

Реставрация башни

Возможно, что южный деревянный кабинет столь портящий вид башни существовал с самого начала, а каменный мог не быть вообще выстроен. Однако, настоятельные требования симметрии обязывают заменить его кирпичным с одновременным вскрытием всех заложенных окон и исправлением деталей.

Пристройку 1894 года необходимо уничтожить. Было бы хорошо, если б наверху башни соответственно 8 тягам установили 8 декоративных ваз, которые там стояли в 18 веке.

Реставрация внутри здания

Все лепные украшения, как потолки и скульптуру, следует расчистить. Потолки надо окрасить в 1-2 тона, предварительно обследовав штукатурку на предмет нахождения следов прежних росписей, так как все указания говорят за то, что окраска не была белой, в особенности большой потолок. Роспись на башне нуждается в срочных реставрационных мероприятиях как в силу своего состояния, так и в силу своего качества. Следует изменить расстановку шкафов в ротонде для получения общей перспективы. Овальные проемы в куполе следует открыть.

Проведение всех вышеуказанных реставрационных мер в значительной (л. 124) степени повысило бы наглядность художественной ценности и значение этого прекрасного памятника архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.