Научная статья на тему 'О первоочередных мерах по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в условиях профильного вуза'

О первоочередных мерах по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в условиях профильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / STRATEGY / PHYSICAL TRAINING EDUCATION / TRAINING SPECIALISTS FOR PHYSICAL TRAINING / INNOVATION TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

С учетом важности роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала в статье обосновываются наиболее актуальные меры по совершенствованию деятельности вуза физкультурно-спортивного профиля, формулируются приоритетные задачи, решение которых способствует удовлетворению растущих потребностей работодателей, повышению конкурентоспособности данных учреждений на рынке образовательных услуг, развитию инновационных технологий научно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOP PRIORITY MEASURES OF REALIZATION THE STRATEGY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT DEVELOPMENT WITHIN A PROFILE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The article describes the importance of the role of physical education and sport in the development of human potential, the most urgent measures for improvement the activity of Institute of Higher Education of the physical training and sport type and the priority tasks. The solving of these tasks contributes to the satisfaction of the growing needs of employers, to the increase in the competitiveness of the establishments on the educational services market and to the development of the innovation technologies of scientific and educational process.

Текст научной работы на тему «О первоочередных мерах по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в условиях профильного вуза»

УДК 796+378.172 ББК 4511+4489.53

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

С.Г. Сериков

Уральский государственный университет физической культуры

TOP PRIORITY MEASURES OF REALIZATION THE STRATEGY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT DEVELOPMENT WITHIN A PROFILE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

S.G. Serikov Ural State University of Physical Education

С учетом важности роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала в статье обосновываются наиболее актуальные меры по совершенствованию деятельности вуза физкультурно-спортивного профиля, формулируются приоритетные задачи, решение которых способствует удовлетворению растущих потребностей работодателей, повышению конкурентоспособности данных учреящений на рынке образовательных услуг, развитию инновационных технологий научно-образовательного процесса.

Ключевые слова: стратегия, физкультурно-спортивное воспитание, подготовка специалистов по физической культуре, инновационные технологии, качество образования.

The article describes the importance of the role of physical education and sport in the development of human potential, the most urgent measures for improvement the activity of Institute of Higher Education of the physical training and sport type and the priority tasks. The solving of these tasks contributes to the satisfaction of the growing needs of employers, to the increase in the competitiveness of the establishments on the educational services market and to the development of the innovation technologies of scientific and educational process.

Keywords: strategy, physical training education, training specialists for physical training, innovation technologies, quality of education.

Перед сферой физической культуры и спорта в настоящее время стоят достаточно серьезные проблемы, решение которых требует современных подходов. Данные проблемы обусловлены негативной динамикой в состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности населения, отсутствием эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для сборных команд страны, усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений, отставанием от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий. Решение этих проблем предполагает

принятие своевременных мер нормативноправового, управленческого, материально-технического, научно-методического, медикобиологического и кадрового характера в отрасли физической культуры и спорта. Необходима разработка высокотехнологичных подходов к развитию сферы физкультурноспортивной деятельности, основанных на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления.

Соответствующие подходы на общегосударственном уровне изложены в «Стратегии

Теория и практика управления образованием

развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХП Олимпийских зимних игр и XI Параолимпий-ских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Среди основных задач данной «Стратегии» целесообразно отметить такие, как создание новой национальной системы физкультурно-спор-тивного воспитания населения, разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования, развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности и др. В результате их решения предполагается увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 40 %, в том числе обучающихся и студентов - до 80 %, достичь объема недельной двигательной активности населения 6-12 часов при 3^4-разовых занятиях, увеличить количество штатных работников физической культуры и спорта по России до 360 тыс. человек, довести уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями с учетом пропускной способности до 48 % и др. [5].

Таких результатов предполагается достичь за счет разработки и внедрения рекомендаций по объему двигательной активности для различных категорий населения; обеспечения преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях от дошкольных до вузов; осуществления исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни; улучшения просве-тительско-образовательной работы по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений, издания соответствующих методических материалов и пособий; внедрения в систему образовательных учреждений мо-

ниторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности; совершенствования программ повышения квалификации учителей физической культуры, тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; разработки примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся; совершенствования перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы; совершенствования кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы с различными категориями населения; разработки перспективных научно-методических и медико-биологических технологий, направленных на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса; создания на базе вузов физической культуры центров спортивной подготовки сборных команд; развития системы непрерывного образования, включающей подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей; расширения сотрудничества с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта; совершенствования перечня специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта; оптимизации структуры сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта на основе создания современных университетских комплексов; обеспечения соответствия подготовки научных кадров высшей квалификации потребностям науки в сфере физической культуры и спорта; создания современных научных центров для научно-методического обеспечения спортивных команд и др.

Учитывая, что вузы физической культуры России являются региональными научно-методическими центрами по развитию физкультурно-спортивной отрасли, реализация задач, поставленных «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», по многим позициям возлагается именно на эти образовательные учреждения. В Уральском федеральном округе и конкрет-

но в Челябинской области таким вузом является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры». Поэтому в данной статье необходимо остановиться на первоочередных мерах, планируемых в УралГУФК, по созданию относящихся к его компетенции условий, способствующих развитию физической культуры и спорта в Челябинской области и в целом по Уральскому федеральному округу.

Проектируя соответствующие меры, мы опираемся на существующие теоретические разработки в области управления физкультурно-спортивной деятельностью [4]. Методологическую основу для реализации стратегических задач вуза составляют научные труды в области менеджмента качества образования [1,3]. Немаловажное значение при этом следует уделить позициям, содержащимся в нор-мативно-правовых документах, регламентирующих основные показатели эффективности деятельности вузов [2].

С учетом вышесказанного в качестве первоочередных целей деятельности УралГУФК, обеспечивающей реализацию стратегии развития физической культуры и спорта на региональном уровне, имеет смысл заявить следующие позиции.

1. Обеспечить повышение конкурентоспособности вуза на российском и международном рынках образовательных услуг за счет совершенствования сертифицированной в УралГУФК системы менеджмента качества.

2. Обеспечить реализацию в университете образовательных стандартов третьего поколения на основе внедрения инновационных технологий в научно-образовательный процесс.

3. Обеспечить постоянное соответствие критериям государственной аккредитации, установленных для университетов, по всем показателям деятельности УралГУФК, необходимым для определения вида образовательного учреждения.

Конкретные пути достижения поставленных целей конкретизируются посредством постановки следующих приоритетных задач, стоящих перед Уральским государственным университетом физической культуры в настоящее время и в ближайшем будущем.

1. Обеспечить успешное прохождение процедуры очередной комплексной оценки деятельности ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

2. Создать все необходимые условия для очередного лицензирования и аккредитации вуза на период до 2015 года с сохранением существующего статуса.

3. Осуществить переход вуза на образова-

тельные стандарты 3-го поколения с двухуровневым образованием: спроектировать

новые учебные планы, пересмотреть графики учебного процесса, переработать программы учебных дисциплин, привести в соответствие новым стандартам учебно-методическое обеспечение преподаваемых дисциплин.

4. Обеспечить выполнение пороговых значений в процессе тестирования знаний студентов УралГУФК в рамках комплексной оценки деятельности вуза, реализуемого как через участие в очередном этапе Федерального Интернет-экзамена, так и через независимое тестирование Центра тестирования профессионального образования (ЦТПО).

5. Пролицензировать в УралГУФК новые направления подготовки бакалавров:

- 020200.62 «Биология»;

- 030500.62 «Юриспруденция»;

- 030600.62 «Журналистика»;

- 040100.62 «Социальная работа»;

- 050100.62 «Естественно-научное образование»;

- 050700.62 «Педагогика»;

- 070300.62 «Искусство балета»;

- 080100.62 «Экономика»;

- 260800.62 «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности».

6. Пролицензировать в УралГУФК новые специальности аспирантуры:

- 03.00.13 «Физиология»;

-10.01.10 «Журналистика»;

- 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»;

-19.00.13 «Психология развития».

7. Открыть докторский диссертационный совет по специальностям 03.00.13 «Физиология» и 03.00.04 «Биохимия».

8. Обеспечить эффективное функционирование системы менеджмента качества (СМК) УралГУФК в соответствии с требованиями международного стандарта КО 9001:2008 с выходом на плановую ресертификацию СМК.

9. Внедрить в университете автоматизированную систему управления, обеспечивающую реализацию дистанционного образования на основе использования информационно-компьютерных технологий и интернет-ресурсов.

Теория и практика управления образованием

10. Обеспечить эффективное функционирование системы профориентационной работы по обеспечению набора абитуриентов на дневное и заочное отделения в условиях демографического спада в ближайшие несколько лет.

11. Активизировать работу по набору в аспирантуру; довести контингент аспирантов до 120 человек.

12. Привлечь дополнительные источники финансирования научно-исследовательских работ, выполняемых в вузе, с целью поддержания его среднегодового объема не менее 10 млн руб.

13. Добиться повышения результативности научно-исследовательской работы студентов и аспирантов за счет расширения непосредственного участия в научных конкурсах, конференциях, семинарах за пределами университета, получения грантов.

14. Обеспечить использование результатов научных исследований в формировании содержания образовательных программ, реализуемых в УралГУФК.

15. Активизировать работу по освоению нового научного оборудования и методик с направленностью на расширение контингента спортсменов и других категорий населения, обследуемых на базе НИИ Олимпийского спорта УралГУФК, научных лабораторий университета в целях совершенствования подготовки спортивного резерва и вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом.

16. За счет заключения договоров о сотрудничестве с государственными организациями Нигерии, Турции и Китая расширить международные связи университета, привлечь в УралГУФК студентов из дальнего зарубежья для стажировок и обучения, участия в различных спортивных и научных международных проектах.

17. Активизировать работу по выпуску монографий; довести их ежегодное количество до 10 наименований.

18. Разработать электронные учебники по основным дисциплинам всех специальностей и направлений подготовки, реализуемых в УралГУФК.

19. Добиться методического обеспечения самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин, преподаваемых в УралГУФК.

20. Увеличить фонд библиотеки универ-ситета до 150 тыс. единиц учебно-методи-

ческой, научной и другой литературы, в том числе за счет активизации издательской деятельности преподавателей университета.

21. Расширить доступ сотрудников и студентов УралГУФК к электронно-библиотеч-ным системам и базам данных на основании прямых договоров с правообладателями.

22. Повысить долю преподавателей с учеными степенями и званиями, спортивными званиями до 70 %.

23. Увеличить контингент слушателей системы повышения квалификации университета за счет работников органов управления физической культурой Уральского федерального округа, а также специалистов из других регионов, проходящих профессиональную переподготовку в Высшей школе тренеров по хоккею.

24. Продолжить работу по созданию училища олимпийского резерва; организовать набор перспективных юных спортсменов в 2010 г.

25. Организовать эффективную работу Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников УралГУФК на основе расширения контактов с потенциальными работодателями.

26. Внедрить систему мероприятий по развитию воспитательной и творческой деятельности со студентами УралГУФК на основе укрепления студенческого самоуправления.

27. Разработать и внедрить комплекс мер по усилению роли музея истории УралГУФК и Олимпийской славы в организации воспитательной работы со студентами.

28. Создать все необходимые условия для участия и успешного выступления студентов УралГУФК - членов сборных команд России в зимних Олимпийских играх 2010 и 2014 гг., летних Олимпийских играх 2012 г.

29. Реализовать в университете комплекс мероприятий по развитию преемственности образовательного процесса в системе колледж - вуз.

30. Реконструировать главный учебный корпус УралГУФК надстройкой дополнительных этажей; построить плавательный бассейн в привязке к главному учебному корпусу.

Учитывая тот факт, что развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики, решение поставленных задач становится актуальным не только для Уральского государственного университета физической культуры как отдельно взятого вуза, но и для Че-лябинской области и Уральского федерально-

го округа в целом. Выполнение вышеуказанных мер по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в условиях единственного на Урале вуза соответствующего профиля позволит повысить количественные и качественные показатели кадрового обеспечения физкультурно-спортивной отрасли. Это, в свою очередь, позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения нашего региона, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни населения.

Реализация вышеназванных мер позволяет также ожидать и повышения конкурентоспособности уральских спортсменов как на российской, так и на международной спортивных аренах, что позволит им показывать стабильные результаты на крупнейших всероссийских и международных спортивных состязаниях, в том числе успешно выступать на Спартакиадах, чемпионатах и первенствах России, Всемирных универсиадах, кубках и чемпионатах мира и Европы, а также летних и зимних Олимпийских играх. Этому будет способствовать внедрение передовых научных разработок, получаемых в УралГУФК, в учебно-тренировочный процесс по различным видам спорта, культивируемых на Урале.

Важным элементом сформулированных здесь стратегических мероприятий, во многом определяющим долгосрочную перспективу развития физической культуры и спорта в регионе, станет обеспечение инновационного характера укрепления инфраструктуры отрасли, осуществляемого за счет подготовки спе-

циалистов различного профиля (экономистов, менеджеров, юристов, журналистов, психологов, биологов) для работы в физкультурноспортивной сфере. Конечным итогом всех этих инноваций является повышение роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала, в воспитании молодежи, в сохранении и укреплении здоровья населения Уральского региона.

Литература

1. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / ЭМ. Коротков. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - 320 с.

2. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования Российской Федерации. В 3 т. Т. 3: Государственная аккредитация, аттестация: сб. нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов. -М.: Центр гос. аккредитации: Высшая школа, 2003. -199 с.

3. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. - Томск: Изд-во ТТГУ, 2004.-252 с.

4. Сериков, Г.Н. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521900 «Физическая культура» и специальности 022300 «Физии-ческая культура и спорт» / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2004. - 268 с.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. - М.: Минспорттуризм, 2009. - 54 с.

Поступила в редакцию 20 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.