Научная статья на тему 'О перспективной концепции моделирования сложных организационных систем средствами функциональной системологии'

О перспективной концепции моделирования сложных организационных систем средствами функциональной системологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
198
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бондаренко Михаил Федорович, Маторин Сергей Игоревич

Рассматривается современное состояние объектно-ориентированного анализа и проектирования. Описывается пример применения для моделирования организационной системы нормативной методологии, использующей концептуальный аппарат теории адаптивных функциональных объектов (системологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бондаренко Михаил Федорович, Маторин Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Perspective Concept of Simulation of Composite Organizational Systems by Functional Systemology Resources

The object-oriented technology of complicated organizational systems modeling with the help of the normative system which is drawn up with application of the theory of adaptive functional objects (systemology) is considered.

Текст научной работы на тему «О перспективной концепции моделирования сложных организационных систем средствами функциональной системологии»

УДК 007; 681.5

О ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ СРЕДСТВАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЛОГИИ

БОНДАРЕНКО М. Ф, МАТОРИН С.И.__________

Рассматривается современное состояние объектно-ориентированного анализа и проектирования. Описывается пример применения для моделирования организационной системы нормативной методологии, использующей концептуальный аппарат теории адаптивных функциональных объектов (системологии).

Обработка информации при решении деловых, производственных и управленческих задач в настоящее время становится очень сложной. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью анализа и моделирования сложных систем в слабоформализованных проблемных областях. Компьютерное моделирование сложных, в том числе организационных, систем приводит к необходимости создания больших и сложных программных инструментальных средств (например, информационных систем поддержки реинжиниринга бизнес-процессов — БПР, как принято сокращать с учетом англоязычного термина), не поддающихся программированию “в лоб” и требующих выполнения ряда этапов, предшествующих программированию [1]. Данное обстоятельство значительно повысило интерес в последние годы к объектно-ориентированной технологии, важной особенностью которой является четкое понимание места и роли анализа, проектирования (моделирования) и собственно программирования.

Например, признанный эксперт в области разработки программного обеспечения Гради Буч считает, что “программирование прежде всего подразумевает правильное и эффективное использование механизмов конкретных языков программирования” [2, с. 53]. Создание же современных программных продуктов, имеющих потребительскую стоимость, должно начинаться с анализа предметной области, приводящего к построению модели системы, на основании которой и будет осуществляться программирование. Поэтому в составе упомянутой технологии предусмотрен объектно-ориентированный анализ (object-oriented analysis — OOA), объектно-ориентированное проектирование (object-oriented design — OOD) и объектно-ориентированное программирование (object-oriented programming — OOP), находящиеся в следующем соотношении: “ На результатах OOA формируются модели, на которых основывается OOD; OOD в свою очередь создает фундамент для окончательной реализации системы с использованием методологии OOP” [2, с. 54]. Нарушение этой последовательности приводит к низкой эффективности, в частности, большинства информационных систем поддержки БПР. По данным университета

Карнеги Меллон 85% программных средств, разработанных в 1998 году для этих целей, оказались неэффективными именно ввиду несоблюдения методологии и технологии разработки [1].

Еще одним показателем важности начальных (исходных) этапов проектирования современных программных продуктов можно считать тот факт, что, например, при создании динамических ЭС (бесспорно являющихся сложными программными системами) программированием занимаются максимум 25-30% членов коллектива разработчиков. Остальные 7075 % разработчиков выполняют аналитическую работу и моделирование, в том числе концептуальное моделирование предметной области, но не программирование [3].

Осознание важности этапов анализа и моделирования в современных информационных технологиях привело к попыткам применения системного подхода в OOA и OOD. Однако оказалось, что традиционный “системный структурный анализ полностью ортогонален принципам объектно-ориентированного проектирования” [2, с. 161]. Применение же более современных и перспективных результатов системных исследований в настоящее время происходит стихийно и, в основном, интуитивно. Это свидетельствует об актуальности исследований и разработок в области применения системных методов для анализа, моделирования и проектирования сложных систем (организационных, программных и т.п.), в частности в рамках объектно-ориентированного подхода, для решения множества слабоформализованных задач, в том числе БПР.

Одним из направлений системных исследований, соответствующих идеологии объектно-ориентированного подхода с точки зрения построения объектной модели на основе анализа полной архитектуры системы (структуры объектов и структуры классов), является функциональная системология Г.П. Мельникова [4]. Рассмотрим концептуальные и методологические возможности применения системологии, как теории адаптивных функциональных объектов, для моделирования и проектирования сложных организационных систем.

С точки зрения данного подхода объектная структура любой организационной системы, в том числе бизнес-системы, может быть описана в терминах элементов и связей. Это обусловлено тем, что системология, рассматривая систему любой природы как функциональный объект, функция которого состоит в поддержании функционирования объекта более высокого яруса (надсистемы), позволяет представить систему в виде структуры функционально взаимосвязанных элементов. Под элементами в данном случае понимаются подсистемы данной системы, затем подсистемы ее подсистем и т.д. Любой же связи, в зависимости от рассматриваемого яруса системы, приписывается одна из двух возможных характеристик. Например, с точки зрения системы связи между ее подсистемами будут поддерживающими, а функциональными окажутся ее связи с другими системами в надсистеме. При рассмотрении же под-

94

РИ, 2000, № 1

системы этой системы ее связи с другими подсистемами будут функциональными, а связи подсистем этой подсистемы, обеспечивающие ее функциональные связи —поддерживающими.

Таким образом, средствами системологии функциональная структура бизнес-системы может быть единообразно представлена на любом ярусе иерархии. При построении объектной модели необходимо только соблюдать сформулированные в [5] закон и правила системной декомпозиции. Выполнение этих правил обеспечивает такую декомпозицию системы, при которой для элементов, находящихся на соседних ярусах иерархии, соблюдается отношение поддержания функциональной способности целого. Это означает отражение в объектной модели функций и связей систем, поддерживающих надсистему; функций и связей подсистем, поддерживающих систему и т.д.

Для описания структуры классов организационной системы может быть использована базовая иерархия классов, предложенная в [5] и разработанная на основе системологического исследования структуры системы категорий и метода системологического классификационного анализа, описанного в [6].

Данная иерархия классов, во-первых, задает гибкий алфавит системных компонент, необходимый для построения модели конкретного вида бизнеса. Во-вторых — обеспечивает имитацию понимания программной системой поддержки БПР описания модели для единообразного и однозначного понимания и пользователем, и компьютером характеристик, т.е. свойств, элементов и связей, используемых для построения объектной модели.

Задаваемый иерархией классов алфавит с учетом его семантики и синтаксиса, т.е. правил использования (правил системной декомпозиции [5]), представляет собой формализованную нормативную систему для анализа и моделирования организационных систем, мощность которой, как известно, зависит от общности используемых ею понятий и широты круга проблем, для решения которых она может быть использована [7]. И хотя, в данном случае, можно говорить об универсальности предлагаемой методологии, а значит о ее большой мощности, применение нормативной системы или методологии по-прежнему зависит от искусства интерпретации ее требований в практической ситуации. Творческие и эвристические моменты анализа сложной системы остаются, но существуют в рамках формальной процедуры. Это подчеркивает важность создания и применения инструментальных программных средств моделиро -вания бизнеса.

Для демонстрации возможностей разрабатываемой нормативной системы в результате модификации предложенной в [5] базовой иерархии классов сформирован конкретный набор классов элементов и связей (рис. 1), необходимый для описания ресторана (аналогичного примеру [1]) как бизнес-системы. Данный набор определяет структуру классов для представления исследуемой системы в канонической форме в соответствии с требованиями объектноориентированной методологии [2].

Результат построения объектной модели бизнессистемы ресторана представлен на рис. 2. На нем изображены: модель (типа “черный ящик”) функциональных связей ресторана в целом, т.е. контекстная модель бизнес-системы; модель (типа “структурная схема системы”) функциональных связей подподсистем (т.е. подсистем 2-го глубинного яруса) этого ресторана. Подсистемы ресторана (столовая, кухня и т.д.) не рассмотрены потому, чтобы акцентировать внимание на том ярусе, где происходит формирование (становление) системы (элемента), необходимой для осуществления бизнес-процесса, т.е. блюд, заказанных клиентом.

В табл. 1 и 2 (в обозначениях, предложенных в [5]) представлен “алфавитный” набор связей и функций элементов, т.е. набор типов экземпляров объектов, использованных в конечном счете для построения объектной модели данного вида бизнеса. Все информационные функциональные элементы и связи, естественно, являются производными классов I(i), I(o) и i. Все функциональные элементы и связи, имеющие отношение к передвижению, трансформации и преобразованию объектов, являются производными от классов О(о), O(z), O(u), O(i) и o.

Создаваемые методы и инструментальные средства моделирования бизнес-систем предназначены, в первую очередь, для анализа и визуализации динамики бизнес-процессов. Поэтому для создания эффективной информационной системы поддержки БПР недостаточно методики построения объектной модели организационной системы, пусть даже простой, универсальной и учитывающей ее полную архитектуру (и объектов, и классов) в соответствии с требованиями объектно-ориентированной технологии. Необходимы средства моделирования процессов функционирования бизнес-систем.

В последнее десятилетие XX века в теории и практике деловой активности произошло фундаментальное переосмысление ее назначения и целей деятельности. В настоящее время в качестве главной цели бизнеса рассматривается не получение прибыли, а удовлетворение клиентов данного бизнеса [8]. Именно такое понимание функционирования системы — для удовлетворения не собственных потребностей, а функционального запроса другой системы более высокого яруса (над системы), свойственно функциональной системологии. Рассмотрим концептуальные и методологические средства системологии, позволяющие моделировать бизнес-процессы по созданию продукции (товаров и услуг), обеспечивающей удовлетворение функционального запроса рынка в лице потребителей (клиентов).

Любая связь между системами рассматривается в системологии как обмен элементами каких-то глубинных ярусов этих систем [4]. Это системологическое представление функциональных связей соответствует реальным процессам взаимодействия субъектов бизнеса на рынке (в надсистеме) и позволяет адекватно проанализировать и отобразить присущие рыночной динамике процессы. Действительно, для удовлетворения со стороны бизнес-системы ее кли-

РИ, 2000, № 1

95

Таблица 1

Набор функциональных связей

Обозначения Описание

БИЗНЕС-СИСТЕМЫ РЕСТОРАН

ii Получение денег от клиентов

.1 .2 3 i 1; i 1, •••? i 1 Оплата за поставку продуктов, электроэнергии; другие платежи (налоги и т.п.)

i2 Запросы (потребности) клиента

i3 Заказ продуктов у поставщика

І4 Счет клиенту на оплату

І5 Информация по ведению кухонного хозяйства и обслуживанию клиентов

Oi Поступление продуктов от поставщика

O2 Подача заказанных блюд клиенту

O3 Сдача клиентом верхней одежды и получение ее обратно

z Поступление воды

u Поступление электрической энергии

ПОДПОДСИСТЕМ РЕСТОРАНА

І2* Указание официанту на обслуживание вновь прибывшего клиента

І5* Информация из базы знаний - БЗ (рецепты, правила обслуживания, обстановка др.)

І6 Информация об освобождении места (указание гардеробщику о выдаче верхней одежды расплатившемуся клиенту)

І7 Управление кухней со стороны шеф-повара

І8 Обслуживание (техническое и др.) провизионной камеры и БЗ

• 1 І 2 Заказ официанта на приготовление завтрака для конкретного клиента

°1* Продукты, хранившиеся в провизионной камере (холодильнике)

O4; °4* Грязная посуда со столов на мойку; чистая посуда с мойки на столы

O5; °5* Неубранные столы; чистые столы

Таблица 2 Набор функций

Обозначения Описание

БИЗНЕС-СИСТЕМ^І РЕСТОРАН

iVn), . . . , 151(й) Распределение полученных денег по различным платежам

І3(І2? І5) Оформление заказа поставщику на поставку продуктов

І4(°2) Оформление клиенту счета за обслуживание

O2(O1, І5, U, Z, І2) Обслуживание клиента (подача блюд)

Оз(°з, І1) Хранение вещей клиента и выдача их после оплаты

ПОДПОДСИСТЕМ РЕСТОРАНА

І2*(І2, І5*); Іб(Іб) Главный официант: управление другими официантами и гардеробщиком в соответствии с правилами обслуживания и текущей обстановкой

І1(І1); І12(І2, І2*); І4(І12); іб(І1); 02(02); 04(04); 04*(°4*); 05*(°5, І1 ); Официант: получение денег от клиента; формирование заказа на кухню; оформление счета клиенту; сообщение глав. официанту об оплате и освобождении столика; подача с кухни блюд клиенту; уборка грязной посуды на мойку; расстановка чистой посуды; уборка стола

O4O2, °4*); 05(І2, °5*) Посадочные места: пачкание посуды и столов клиентом

І7(І12, І5*); І8(І5*); Із(І12, І5*) Шеф-повар: управление кухней; обслуживание БЗ и провизионной камеры; формирование заказа на поставку продуктов

І5*(І5, І6, І8) База знаний: хранение информ. о кухне, правилах обслуж., обстановке.

01*(°1, U, І8) Провизионка: хранение продуктов

012(°1*, °4*, U, Z, І7) Кухонное производство: изготовление блюд клиенту

04*(°4, І7) Мойка: мытье посуды

96

РИ, 2000, № 1

а

Р]

Рис. 1. Иерархия классов бизнес-системы ресторан: а — иерархия свойств компонент бизнес-системы; б — иерархия компонент бизнес-системы (элементов и связей), построенная на основании иерархии

(классификации) свойств

7

Рис. 2. Объектная модель ресторана, построенная средствами функциональной системологии

98

РИ, 2000, № 1

ента как системы, олицетворяющей надсистему данного бизнеса, необходимо наличие функциональной связи этого бизнеса с клиентом в виде “обменного потока”, с помощью которого бизнес-система предоставляет клиенту товары или услуги в ответ на информацию (потребности + денежные знаки). Но для того, чтобы бизнес смог что-либо предоставить клиенту (обеспечить функциональную связь), он должен это иметь в качестве своего элемента на каком-то ярусе иерархии. Следовательно, процесс функционирования бизнес-системы для удовлетво -рения запроса клиента, может быть адекватно описан как процесс адаптации бизнес-системы к функциональному запросу надсистемы (в данном случае клиента), называемому в системологии внешней детерминантой системы.

Потребность клиента в продукции бизнеса (в функциональной связи с бизнесом) создает ситуацию, при которой бизнес-система должна иметь внутри себя то, что обеспечит удовлетворение запроса клиента к этой системе. Для этого (в терминах системологии) бизнес-система должна в соответствии с запросом клиента (внешней детерминантой), транслируемым к одной из своих подсистем (подподсистем и т.д.), из некоторого потенциально пригодного исходного материала сформировать (получить, собрать, создать и т.п.) такую систему, т.е. субстанцию, которая будет пригодной для обмена по функциональной связи с клиентом.

Таким образом, описание бизнес-процесса, т. е. динамики функционирования бизнес-системы для удовлетворения клиента, с помощью объектной модели может быть представлено как описание нарушения в модели закона и правил системной декомпозиции, которое в течение определенного времени должно быть устранено. Это нарушение должно быть прослежено до конкретного глубинного яруса бизнес-системы, в котором и происходит становление (возникновение) системы, как субстанции этого яруса, участвующей в обмене. Следовательно, сущностью динамики бизнес-процессов с точки зрения системологии является процесс нарушения отношения поддержания функциональной способности целого при потенциальной способности бизнес-системы его восстановить и фактического восстановления. Моделирование же бизнес-процессов есть визуализация нарушения закона системной декомпозиции с последующим устранением этого нарушения.

В примере, приведенном на рис. 2, закон системной декомпозиции нарушается после появления запроса (i2) конкретного клиента в связи с тем, что в столовой ресторана (у официанта) нет в тот же самый момент времени нужных блюд, т.е. связь о2 какое-то время

остается разорванной. Однако ресторан, естественно, в состоянии адаптироваться к подобному запросу. В результате транслирования запроса клиента (надсистемы) официантом из столовой шеф-повару в подсистеме кухни (кухонном производстве) из имеющихся продуктов, энергии и информации, как исходных материалов, возникает система (например, завтрак), как субстанция этого производства, необходимая для предоставления клиенту в соответствии с его потребностями.

Таким образом, анализ концептуальных и методологических средств функциональной системологии показывает, что разрабатываемая на ее основе нормативная система позволяет создать эффективный инструментарий анализа и моделирования сложных организационных систем и, следовательно, обеспечить информационную поддержку решения сложных деловых, производственных и управленческих задач, в частности БПР.

Литература: 1. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с. 2. Вуч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд.: Пер. с англ. М.: “Издательство Бином”, СПб.: “Невский диалект”, 1999. 560с. 3. Попов Э.В., Фоминых И.В., Кисель ЕВ, Шапот М.Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с. 4. Мельников Т.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978. 368 с. 5. Маторин С.И. Определение и системологическое обоснование базовой иерархии классов для создания нормативной системы объектно-ориентированного анализа и проектирования // Вестник ХГПУ. Новые решения в современных технологиях. 2000. №3. 6. Соловьева Е.А Естественная классификация: системологические основания. Харьков: ХТУРЭ, 1999. 222 с. 7. Никаноров С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США / Вступ. статья в кн.: С.Л. Оптнер. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1969. С.7-45. 8. Хаммер М, Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: Манифест революции в бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1997. 332с.

Поступила в редколлегию 00.00.00

Рецензент: акад., д-р техн. наук, проф. Каневец Г.Е.

Бондаренко Михаил Федорович, д-р техн. наук, проф., академик АН ВШ, зав. кафедрой Программного обеспечения ЭВМ, ректор ХТУРЭ. Научные интересы: искусственный интеллект, системные исследования, инжиниринг бизнеса и менеджмента. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 43-30-53.

Маторин Сергей Игоревич, канд. техн. наук, доцент кафедры Программного обеспечения ЭВМ ХТУРЭ. Научные интересы: системные знаниеориентированные технологии. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 40-95-91, 47-41-85.

РИ, 2000, № 1

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.