Научная статья на тему 'О перспективах реализации реформы военного образования в России'

О перспективах реализации реформы военного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-учебные заведения / реформа системы военного образования / военное образование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Павел Александрович, Жуковец Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах реализации реформы военного образования в России»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)

О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© П. А. Радченко © И. Н. Жуковеи

Радченко

Павел Александрович кандидат

педагогических наук, доиент заместитель начальника кафедры гуманитарных дисииплин

ГОУ ВПО «Тольяттинский военный технический институт» г. Тольятти

Жуковеи Игорь Николаевич

курсант 5 курса

ГОУ ВПО «Тольяттинский военный технический институт» г. Тольятти

В связи с системными изменениями Вооруженных Сил России, приведением численности офицерского состава в соответствие с потребностями военной организации государства Минобороны были подготовлены и Президентом России 21 июля 2008 г. одобрены предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений.

В основе этой работы были положены принципы, которые были выработаны в ходе научных исследований, проведенных на первом этапе федеральной программы реформирования системы военного образования:

1) укрупнение вузов;

2) создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей; 3) межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений;

4) интеграция военного образования и военной науки, сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава;

5) учет принципа региональности при сохранении военно-учебных заведений;

6) максимальное использование существующих инфраструктуры и материальнотехнической базы военно-учебных заведений и их дальнейшее развитие;

7) реинвестирование в военное образование средств, полученных от реализации избыточных фондов военно-учебных заведений;

8) безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и другие.

С учетом этих подходов к 2013 году Минобороны России будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. Первым шагом в формировании новой сети вузов стало распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1951-р, в соответствии с которым распоряжением в системе военного образования формируются военные учебнонаучные центры, которые являются новой формой интеграции военного образования и военной науки. Они создаются в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития военной науки, вооружения и военной техники. Центры создаются на базе военных академий и объединяют образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и организации, в том числе и научные. Распоряжением Правительства предусмотрена также реорганизация восьми военных академий и университетов путем присоединения к ним ряда военно-учебных заведений.

Таким образом, сеть вузов на начальном этапе будет включать 3 военных учебно-научных центра, 11 военных академий и 2 военных университета.

Следует иметь в виду, что перечисленные меры — это только первый шаг в формировании новой сети военно-учебных заведений. По мере создания необходимых условий в системообразующих вузах в них будет сосредоточиваться подготовка слушателей и курсантов с последующей ликвидацией соответствующих обособленных структурных подразделений. В состав вузов предстоит ввести профильные научно-исследовательские организации, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, суворовские училища и кадетские корпуса.

В конце декабря 2008 года Правительством РФ внесен проект нового Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, в соответствии с которым военно-учебные заведения дополнительно могут осуществлять:

1) подготовку государственных гражданских служащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

2) допризывную подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов;

3) подготовку сержантов-контрактников по программам среднего профессионального образования;

4) подготовку граждан из числа членов семей военнослужащих по программам высшего и среднего профессионального образования;

5) переподготовку по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых с военной службы.

Все это позволит максимально использовать потенциал военно-учебных заведений как для воспроизводства кадрового потенциала Вооруженных Сил РФ, так и для решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Вместе с тем, в связи с переходом Вооруженных Сил РФ к новому облику объективно повышается требовательность к профессиональнодолжностным и индивидуальным качествам каждого военнослужащего, в том числе и курсантов. Сегодня возрождается «культ учебы». Законодательно установлены причины, по которым они не могут продолжать дальнейшее обучение. Это неуспеваемость, недисциплинированность, нежелание учиться, состояние здоровья, а также незаключение контракта о прохождении военной службы.

Вместе с тем, в условиях такого реформирования прогнозируется, что часть выпускников военных вузов не может быть востребована по служебному предназначению в войсках. В настоящее время говорить окончательно о количестве таких выпускников несколько преждевременно, хотя предварительные расчеты имеются.

При условии невозможности размещения на офицерских должностях некоторого количества выпускников даже по родственной специальности, при их согласии они могут быть размещены в других федеральных органах исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба, либо в Вооруженных Силах, но на гражданских должностях, при условии увольнения с военной службы. Такая предварительная работа уже проводится.

Возможна также организация переподготовки выпускников на новые военно-учетные специальности, по которым имеется дефицит кадров.

Кроме того, при ответе на вопрос о перспективах дальнейшего трудоустройства выпускников военных вузов необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, все выпускники военных вузов получают диплом государственного образца и им присваивается квалификация в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по гражданской специальности, реализуемой военным вузом. В этом смысле они являются такими же специалистами с высшим или среднем профессиональным образованием, как и выпускники гражданских вузов. Во-вторых, если говорить о перечне так называемых «невостребованных» в новом облике Вооруженных Сил специальностей, то они, как правило, относятся к разряду крайне «раскрученных» в гражданской высшей школе с высоким уровнем оплаты за обучение.

Кроме того, следует сказать о перспективах перехода подготовки офицеров на образовательные стандарты «нового» поколения.

Подготовка офицеров в настоящее время осуществляется по гражданским и военным госстандартам, предусматривающим присвоение выпускникам квалификации «дипломированный специалист».

Гражданские госстандарты используются для подготовки офицеров, предназначенных для замещения первичных офицерских должностей. Военные госстандарты реализуются при подготовке офицеров с высшей во-

енной оперативно-тактической и оперативно-стратегической подготовкой. Говоря об уровневой системе образования и федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, следует отметить следующее. Планируется осуществлять подготовку по программам специали-тета и магистратуры. Бакалавриат в данном случае проигрывает по ряду причин. Во-первых, переход на программы бакалавриата сокращает нормативный срок обучения с 5 до 4 лет и, как следствие, не позволяет обеспечить необходимый уровень военно-профессиональной подготовки выпускников. Это может привести к тому, что в войска придет офицер, имеющий широкий кругозор знаний в определенной области, но не готовый без основательной доподготовки применить их на практике, а это прямая угроза боеготовности и боеспособности вверенного ему подразделения. Во-вторых, бакалавры не вправе получать послевузовское профессиональное образование, т. е. обучаться в адъюнктуре или аспирантуре. Это приведет к снижению доли профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений с учеными степенями по отрасли «Военные науки», постепенному прекращению деятельности диссертационных советов в военных вузах и, как следствие, к разрушению системы подготовки научно-педагогических кадров высшей военной школы, невыполнению военными вузами критериев государственной аккредитации.

С учетом изложенного, обучение лейтенантов планируется осуществлять по программам специалитета. Минобороны надеется получить по вопросу специалитета, а также его обеспечения соответствующей номенклатурой федеральных госстандартов для подготовки выпускников военных вузов полную поддержку Министерства образования и науки России.

К разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по военным специальностям с высшей оперативно-тактической и оперативно-стратегической подготовкой в Минобороны РФ приступили в начале 2008 года.

Обучение офицеров планируется также осуществлять по программам магистратуры. Весной 2009 года будет проведена экспертиза данных стандартов, после чего они будут представлены на утверждение. Переход на обучение по новым госстандартам планируется с 2010/2011 учебного года.

В 2010 году завершается реализация федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации. Несмотря на неоднозначные оценки ее эффективности, своей цели она достигла. Решены многие проблемы, которые стояли перед военно-учебными заведениями долгие годы. Прежде всего, это касается вопросов материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений. Результаты научных исследований, проведенных в рамках программы, будут использованы при формировании нового облика системы военного образования.

Дальнейшая работа будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих

Минобороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден специальной комиссией Минобороны 3 декабря 2008 года.

Главная цель осуществляемой реформы военного образования состоит в том, чтобы, максимально опираясь на существующую систему военного образования, одновременно с реорганизацией армии и флота сформировать адекватную им систему подготовки офицерских кадров. Такая система должна отвечать новой структуре и новым задачам Вооруженных Сил и учитывать реальные экономические возможности государства. Основная задача и конечная цель преобразований — обеспечить устойчивое комплектование войск квалифицированными офицерами с высокими профессиональными качествами.

Таким образом, основными перспективами развития военного образования в России являются:

— создание благоприятных внешних (прежде всего в законодательной базе) и внутренних условий для формирования и выполнения государственного заказа на подготовку военных кадров;

— оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений, военных кафедр и факультетов гражданских вузов, подразделений дополнительного профессионального образования, которая бы отвечала количественным и качественным параметрам кадрового заказа и обеспечивала многоуровневую подготовку офицеров. Здесь же предусматривается функционирование соответствующей сети и емкости адъюнктуры и докторантуры, обеспечивающих сохранение и укрепление научно-педагогического потенциала, рациональное распределение его по вузам;

— повышение качества содержания обучения на основе создания унифицированных требований Минобороны к уровню профессиональной подготовленности офицеров, минимуму содержания военно-профессиональных дисциплин по основным группам специальностей. Это предусматривает создание нового перечня специальностей и квалификаций, по которым в военно-учебных заведениях организуется подготовка офицеров, а также государственных образовательных стандартов по специальностям высшего военного образования и вновь введенным специальностям высшего военноспециального образования.

В дальнейшем, в ходе реформирования Вооруженных Сил будет продолжена работа по оптимизации сети военно-учебных заведений с учетом потребности армии в офицерах, проведены аттестация и аккредитация образовательных учреждений Минобороны, организована подготовка офицеров по новым учебным планам и программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.