Научная статья на тему 'О перспективах реализации программы по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста'

О перспективах реализации программы по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
85
28
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / НРАВСТВЕННОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SCHOOLCHILD'S EMOTIONAL-CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Высоцкая Ирина Всеволодовна

В качестве средства реализации регионального компонента образования в статье предложена программа по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста, составленная автором и апробированная в рамках курсовых и дипломных работ студентов факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета.

On perspectives of realization of literary local history program for primary school age children

The work proposes literary local history program for primary school age children as a way of realization of regional component of education that was composed by the author and tested on the materials of yearly essays and degree works by students of primary school faculty at Novosibirsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «О перспективах реализации программы по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста»

Библиографический список

1. Божович, Е. Д. Проблемы контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования [Текст] / Е. Д. Божович, М. К. Гумматова, И. С. Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников. -М., 1990. - 220 с.

2. Молокова, А. В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования [Текст] / А. В. Молокова // - Новосибирск: СО РАН, 2006. - С. 239-244..

3. Юдина, О. Н. О некоторых вопросах адаптации обучения на диагностической основе [Текст] / О. Н. Юдина // Проблемы программированного обучения. Владимир, 1981. С. 53-57.

4. Якиманская, И. С. Развивающее обучение [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

УДК 378.01

И. В. Высоцкая

О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

...надо любить свой город и быть уверенным в том, что добрых людей гораздо больше, чем злых и плохих.

В. Шамов

Отличительной чертой современных реформ в области российского образования является выделение, наряду с федеральным, регионального компонента образования [1]. Реализация регионального компонента представлена в системе исторического и естественнонаучного образования, в сфере искусства и культуры. Федеральный базисный учебный план [2] связывает краеведческую направленность с учебными предметами «География», «Биология», «Искусство», «Технология», «История», с интегрированным учебным предметом «Краеведение».

Краеведческая направленность литературного образования реализуется, главным образом, в курсах «Родной (нерусский) язык и литература». Известен, однако, опыт изучения литературы родного края и применительно к русской литературе в образовательных учреждениях с русским языком обучения - в школах г. Томска и Томской области [3]. Представляется, что предметом изучения может стать и богатое литературное наследие новосибирцев.

«Сибирь» - понятие прежде всего географическое, это часть азиатской территории Российской Федерации с площадью около 10 млн. км2, «от Урала на западе до горных хребтов побережья Охотского моря на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей» [4; с. 1204] Казахстана и границы с Монголией на юге.

Вместе с тем представление о Сибири содержит культурный и даже мифологический компоненты, поскольку существуют определенные стереотипы массового восприятия. Можно спорить о границах Сибири, однако жители Новосибирска и области вполне отчетливо осознают свою «причастность» к этому межрегиональному образованию, зафиксированную и в названии города. Отметим, что слово «Сибирь» широко представлено в наименовании объектов городской среды (есть одноименная гостиница, стадион, множество «сибирских» магазинов: «Сибирский тракт», «Сибирский кедр», «Сибирские просторы», «Сибирская роза», «Сибирская книга», «Сибирское подворье» и т. д. [5]). Новосибирская область характеризуется национальной однородностью, поэтому для самосознания ее жителей региональный фактор («землячество») может оказаться едва ли не значимее собственно национального фактора [6; с. 252].

В качестве средства реализации регионального компонента образования нами предложена программа по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста [6]. Ее цель - познакомить учащихся начальных классов с произведениями наших земляков, поэтов и писателей. Представляется, что такое знакомство будет способствовать воспитанию любви к малой Родине.

Программа дает возможность использовать в процессе обучения литературному чтению детей младшего школьного возраста произведения десяти сибирских авторов: Елизаветы Стюарт, Александра Береснева, Георгия Семенова, Кондратия Урманова, Афанасия Коптелова, Николая Осинина, Ильи Картушина, Юрия Магалифа, Василия Пухначёва, Владимира Шамова. Все они в разные годы жили и работали в Новосибирске. Старший из авторов - К. Н. Урманов (1894-1976), самый молодой -И. П. Картушин (1953-2001). В настоящее время в Новосибирске живут Г. Н. Семенов и В. В. Шамов.

Программа рассчитана на 4 года обучения и построена с учетом возрастных особенностей детей. Она содержит произведения разных жанров: стихотворения, рассказы, сказки (литературные и народные в литературной обработке), сказы. Внешняя узнаваемость (описания сибирской природы, городского пейзажа, воспоминания о детских впечатлениях) рождает чувство внутренней сопричастности. Это позволяет организовать эмоционально-творческую деятельность учащихся в процессе чтения.

Приведем фрагменты из включенных в программу произведений.

Первоклассникам предлагается познакомиться со сказкой Ю. Магалифа «Приключения Жакони». Современные школьники не знают, кто такой Жаконя, хотя многие из их родителей, бабушек и дедушек помнят, что во

времена их детства именно так маленькие новосибирцы называли игрушечных обезьянок - по имени литературного персонажа Ю. Магалифа. Маленькую тряпичную обезьянку шестилетний Мальчик подарил Папе, уезжающему на большое строительство. Так Жаконя отправляется в Сибирь:

Иногда Жаконя просыпался и слушал разговор людей в поезде. Люди беседовали между собой:

- В Сибири, конечно, хорошо жить. Только холодно очень.

- Это что и говорить! Морозы там бывают очень сильные.

«Ой, куда же это меня везут? - думал Жаконя. - Ведь замёрзну я там!.. Я же, как-никак, обезьяна, мне нужно обязательно жить в тепле. Ой, погибну я там, в Сибири. Обязательно погибну!»

«Не погибнешь никогда, никогда, никогда», - стучали колёса. «Не бо-о-ойся!» - пел паровозный гудок.

Школьники смеются над переживаниями Жакони, потому что твердо уверены, что Жаконя в Сибири не погибнет.

В хрестоматии представлены и стихи. Так, первоклассникам мы адресуем стихотворение-загадку:

На стене висит портрет. Веселей портрета нет! Я мигнул -И он мигнул. Я шагнул -И он шагнул. Я споткнулся и упал -Со стены портрет пропал! (Г. Семенов. Зеркало) Ученикам первого класса предстоит задуматься и над тем, как нарисовать гром:

Вот молнии И тучи,

Вот с зонтиками Дяди. А как мне Гром гремучий Нарисовать В тетради? (А. Береснев. Как нарисовать гром?) Второклассникам предлагается стихотворение-задача:

Зину вызвали к доске, Чтоб решить задачу. Зина крошит мел в руке, Зина чуть не плачет.

«В корзине пять грибов несут, А пять ещё в лесу растут, Если все грибы собрать, Сколько будет пять да пять?..»

И сказала Зина: - Полная корзина...

(Е. Стюарт. Задача) Впрочем, задача может быть не только математической, но и лингвистической:

Хорошо у наших ног Вертит хвостиком щенок.

Зря девчонок там и тут Вертихвостками зовут.

Надо хвостики иметь, Чтобы было чем вертеть...

(Г. Семенов. Вертихвостки) Третьеклассники знакомятся с различными прозаическими произведениями. Это описание жизни села:

Наш поселок раскинулся на опушке леса. Еще не так давно здесь не было жилья. Стоял дремучий бор. Но вот пришли строители железной дороги, протянули рельсы через лес, расчистили поляну и на берегу реки поставили несколько десятков домиков. Бор немножко отступил. На этой то полянке мы и живем. По одну сторону - лес, по другую - светлая река. И название у нашей станции светлое, редкостное - Издревая. А вдали старая-престарая деревня, тоже Издревая. Потому так назвали, что первые засельщики все строили из дерева (из древа, как писали в старину). (А. Коптелов. Возле леса и реки) Это и т. н. «городская» проза:

Я люблю смотреть в окно. В окне весело и очень интересно. Двое дяденек сбрасывают с крыши снег. Снег иногда летит лепёшкой, а иногда рассыпается и повисает, как белая занавеска. Прохожие останавливаются и задирают головы кверху. Им тоже хочется посмотреть на двух смешных дяденек. Другие прохожие обходят или перепрыгивают лужи. По дороге быстро проезжают разные легковушки. Грузовикам по нашей улице проезд запрещён. Легковушки заляпаны грязью, которая летит из-под колёс.

А прямо под окном тётеньки обрезают ветки у деревьев. Вроде причёску им делают. Деревьям, наверно, совсем не больно. Или больно? (И. Картушин. Деревья)

Ученики четвертого класса знакомятся с прозаическими и стихотворными произведениями, со сказками разных типов. Это и литературные

сказки, и народные сказки в литературной обработке, записанные на берегах Тыма (притока Оби на севере):

Жил тогда на Тыме Лесной богатырь. Сильный был. Одной рукой останавливал на бегу лося. Двумя руками медведя, как головешку, через тайгу перебрасывал. И никогда никому он не делал плохого. Ростом он был выше кедра, голубые глаза его светились, как звезды, волосы вились кудрями.

Был у него меч золоченый и стрелы к луку каленые, да конь богатырский, верный. Никого не боялся богатырь.

(В. Пухначев. Дочь Земли)

Городские легенды-сказы знакомят с прошлым и настоящим нашего города:

Знают все новосибирцы Краеведческий музей, что напротив дома городского головы строительным мастерством красуется. Гордился архитектор Крячков своим детищем и бывало говаривал: «В этом доме у меня все продумано».

Не раз тот дом свое назначение менял, а строился он как главный торговый корпус и городская управа. На первом этаже торги шли, на втором - Дума заседала, а в подвале товар хранился. Завозили его туда на лошадях по специальным входам».

(В. Шамов. Чудо под асфальтом).

Приведенные фрагменты демонстрируют жанрово-тематическое разнообразие литературного материала, некоторые индивидуальные черты иди-остиля поэтов и писателей.

Подчеркнем, что, помимо расширения читательского кругозора детей, формирования литературоведческих представлений, навыков самостоятельного чтения и других задач литературного образования, программа по литературному краеведению призвана решить ряд воспитательных задач. Прежде всего это задачи патриотического воспитания. Кроме того, включенные в программу произведения ставят вопросы нравственного, эстетического, экологического воспитания.

Представленная программа по литературному краеведению соответствует принципам региональности учебно-воспитательного процесса, историко-культурной направленности и гуманитарно-ориентированного построения содержания образования.

Программа призвана активизировать интерес к чтению оригинальных произведений на русском языке. В духе нашего богатого афоризмами времени можно было бы предложить рекламный слоган для нашей программы. Вероятно, это не «Жаконя против Гарри Поттера» (откажемся от агрессии) и даже не «Жаконя вместо Гарри Поттера» (крайне трудно противостоять всемирно популярному бренду), а что-то вроде: «И Жаконя тоже!».

Нами составлена и передана в Новосибирское книжное издательство хрестоматия по литературному краеведению - «Книга наших земляков». Она содержит включенные в программу произведения, издававшиеся в

Новосибирске в разные годы. Переиздание этих произведений в одной книге призвано облегчить работу в рамках программы.

В русле программы по литературному краеведению на факультете начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета готовятся курсовые и дипломные проекты, обращенные к творчеству Елизаветы Стюарт, Юрия Магалифа, Василия Пухначева, Ильи Картушина, Владимира Шамова. В студенческих работах разрабатываются формы и методы обучения литературному чтению с использованием произведений этих авторов. Исследования апробируются на практике: в школах г. Новосибирска и области уже состоялись первые уроки внеклассного чтения по творчеству наших земляков [7].

Разумеется, наша программа далеко не исчерпывает возможности изучения литературы родного края, а делает лишь первый шаг в этом направлении. Нам только предстоит открыть образовательный и воспитательный потенциал литературного наследия сибирских авторов.

Библиографический список

1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Газета «Первое сентября», 2004. - № 23.

2. Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ.

3. Тужикова, Т. А. Реализация регионального компонента по литературе родного края в школах Томска и Томской области [Текст] / Т. А. Тужикова. - Томск, 2002.

4. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

5. Высоцкая, И. В. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» [Текст] / И. В. Высоцкая // Дарование: Альманах культуры.- Новосибирск: НГОНБ, 1997. -№ 4. - С. 78-83.

6. Высоцкая, И. В. Реализация регионального компонента образования в программе по литературному краеведению для детей младшего школьного возраста [Текст] / И. В. Высоцкая // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы III Междунар. научно-практ. конф. (21-22 февр. 2007 г., г. Новосибирск) - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - С. 251-255.

7. Высоцкая, И. В. Урок по Стюарт [Текст] / И. В. Высоцкая // «Новосибирск». - 2007. - № 1.