Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006
Второй - меры по созданию перспективной системы защиты интересов государства, в т.ч. её подсистем по различным сферам обеспечения безопасности, с учетом будущего облика данной системы.
Облик перспективной системы защиты национальных интересов государств СНГ предлагается формировать исходя из того, что она должна в полной мере нейтрализовать целый комплекс угроз, наиболее опасными из которых являются:
- попытки ослабить суверенитет и нарушить территориальную целостность каждого из государств-участников;
- деятельность трансграничных преступных группировок, занятых в сферах расхищения природных ресурсов, сырья, материальных ценностей, контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов;
- незаконная миграция, заключающаяся в проникновении граждан других стран в СНГ с последующей их легализацией и обустройством, что ведёт к увеличению численности и влияния их диаспор на территориях государств - участников;
- незаконный оборот наркотиков;
- возможные территориальные притязания со стороны сопредельных к СНГ государств;
- ущерб экономическим интересам государств СНГ и национальным богатствам и др.
Ю.Ю. Игнащенков*
О перспективах развития теорий оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий
Как известно, научные знания призваны не только объяснять существующее, но и предсказывать будущее. Объяснение и предсказание, как известно, являются важнейшими функциями научного знания. Тайны науки не лежат на поверхности, проникновение в них предполагает прежде всего осмысление того, каким закономерностям она подчиняется, каким образом достигаются ее результаты, каковы перспективы дальнейшего усиления ее могущества в овладении силами природы, общества, человеческим мышлением и деятельностью1.
В связи с этим необходимо рассмотреть перспективы развития теорий оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий2. Анализ изложенного позволяет предположить направления развития теории, выделение которых станет актуальным в относительно скором времени и потребует тщательной разработки. Без сомнения, специалисты, с одной стороны, должны быть готовы к развитию мероприятий, а с другой, обязаны сами развивать и познавать их. Как точно отметил Д.А. Керимов, «... познание также бесконечно, как бесконечен мир, жизнь, бытие, в том числе и бытие права. Поэтому каждый исследователь находится в жестких объятиях жажды постоянного познания, из которых можно вырваться, лишь подчинившись им»3.
Одним из важных направлений развития знаний об оперативно-розыскных мероприятиях представляется их соотношение с различными тайнами, в первую очередь с государственной тайной.
Как известно, значительная часть сведений об оперативно-розыскных мероприятиях составляет государственную тайну. Так, в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», к государственной тайне относятся сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности (т.е. и мероприятий). Кроме того, к государственной тайне относятся сведения об организации и тактике проведения мероприятий4.
Однако уже сейчас ряд ученых ставит под сомнения положения названного закона в части некоторых мероприятий. В.М. Мешков и В.Л. Попов, например, в своей открытой работе исследуют тактические особенности производства оперативно-розыскных мероприятий5. Полагаем, что тактика гласного опроса в настоящее время не секретна и не отличается кардинальным образом от криминалистической тактики допроса. Вероятно, не является государственной тайной и тактика проведения мероприятия «исследование предметов и документов» (не «сбор», а именно «исследование» документов). Такие исследования осуществляются с помощью криминалистических приемов и методов6. Тайну в этом смысле может составлять не тактика исследования, а сами технические средства.
* Кандидат юридических наук.
Следует вообще отметить тесную взаимосвязь между криминалистикой и оперативнорозыскной деятельностью7. При этом криминалистическая тактика несекретна.
Помимо того, нельзя не сказать о так называемой художественной и публицистической литературе, в изобилии появившейся в наше время8. Нередко в художественных произведениях, написанных бывшими (и даже действующими) сотрудниками правоохранительных органов, встречаются фрагменты, косвенно раскрывающие организацию и тактику проведения некоторых мероприятий, используемые при этом силы и средства. Вызывают вопросы воспоминания некоторых бывших сотрудников органов МВД и КГБ СССР. В ряде их книг на собственных примерах показаны фрагменты организации работы, к примеру, по наружному наблюдению, обследованию помещений и др.
Это приводит к тому, что некоторые сотрудники органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, забывают о режиме секретности и в общении с посторонними людьми в целях демонстрации осведомленности в государственных секретах, собственной значимости, бахвальства разглашают им тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом (что, к сожалению, характерно для настоящего времени) искренне удивляются возбуждению в отношении них уголовного дела, заявляя, что ничего нового никому не сообщили. Так, например, было по уголовному делу, расследовавшемуся органами ФСБ в 2003 г. Сотрудник оперативнотехнического подразделения одного из органов правопорядка в беседе со своими знакомыми рассказал им порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение с использованием специальных технических средств», разгласив при этом организацию и тактику проведения мероприятия, а также используемые в нем силы и средства. После первоначального сопротивления следствию этот сотрудник под давлением доказательств в итоге признал свою вину и был осужден.
Еще одним источником получения закрытой информации стали заграничные и российские издания, публикующие материалы по проведению оперативно-розыскной деятельности. Типичными примерами этого стали книги Р. Ронина9 и В.М. Землянова10.
Итак, необходимо признать, что в настоящее время часть закрытой информации косвенно разглашена. Это свидетельствует о необходимости в дальнейшем частичного пересмотра подходов к государственным тайнам в области оперативно-розыскной деятельности в целом и мероприятиям в частности.
Думается, что в перспективе опубликованные и получившие широкое распространение сведения об оперативно-розыскных мероприятиях следует обобщить. На основании обобщения и объективной переоценки информации, изменить Перечень сведений по отнесению к государственным тайнам. Представляется, что этот перечень должен быть более конкретизирован применительно к оперативнорозыскным мероприятиям. Так, действительно, тактика опроса не всегда составляет государственную тайну (например, опрос очевидцев на месте происшествия или когда оперативный сотрудник милиции официально пригласил человека в органы внутренних дел для опроса и др.).
Одновременно с этим требуется ужесточение ответственности по отношению к лицам, совершившим разглашение государственной тайны. В настоящее время разглашение государственной тайны в Российской Федерации даже не является тяжким преступлением. Однако последствия разглашения могут нанести тяжелый, а то и непоправимый ущерб (государственной безопасности, жизни, здоровью, собственности, моральный и нравственный вред и т.д.).
Обобщение учеными уже открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичная переоценка, конкретизация сведений по мероприятиям, составляющих государственную тайну, с разработкой предложений по одновременному ужесточению ответственности за разглашение государственной тайны представляются путями дальнейшего развития теорий оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий.
Следующее направление развития теории оперативно-розыскных мероприятий связано с использованием при проведении мероприятий знаний психологии и психофизиологии. Необходимость использования таких знаний доказывать не нужно. Собственно, они периодически используются сотрудниками при проведении мероприятий. Имеются по указанному вопросу и солидные научные работы11. Однако, по признанию сотрудников оперативных подразделений, их знания по психологии носят бессистемный характер. В результате опроса 815 оперативных сотрудников 331 из них (более 40%) признали свои знания по психологии неудовлетворительными и желали бы их дополнить. По словам опрошенных, в общении с лицами они, как правило, руководствовались и руководствуются собственным опытом, приобретенным ими методом проб и ошибок12.
Объективно невысокий уровень знаний не только препятствует эффективному проведению мероприятий, но и не дает сотрудникам успешно применять в своих целях современные достижения психологии и психофизиологии, использовать экстраординарные возможности некоторых людей.
В этих вопросах оперативные подразделения, как думается, уступают криминалу. Например, значительная часть криминальной среды для достижения преступных целей использует гипноз. По мнению специалистов, во многих гипотезах, объясняющих суть гипноза, большое место уделяется такому понятию, как «внушаемость». Считается, что это качество присуще всем людям без исключения, но в различной степени. Кроме того, оно меняется в зависимости от того, кто проводит
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006
внушение. Выделяют несколько факторов, от которых зависит внушаемость. К общим относится неуверенность, тревожность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная эмоциональность, впечатлительность и слабость логического анализа. К ситуативным (т.е. переменным) - низкий уровень осведомленности в вопросе, компетентности, высокая степень значимости вопроса, неопределенность, дефицит времени, некоторые психические состояния (так, внушаемость возрастает в условиях покоя и релаксации или, наоборот, в условиях сильного эмоционального возбуждения, при стрессе, утомлении, болезни)13.
Однако если специально подготовленным оперативным сотрудникам в целях получения информации разрешить, например, проведение гипноза, то возникнет резонный вопрос о законности их действий и допустимости использования полученной информации. Этот же вопрос возникнет при использовании возможностей экстрасенсов и т.д.
О допустимости таких действий можно говорить только после их должной правовой регламентации. И в настоящее время уже не раз высказывались предложения о правовом регулировании этих действий путем включения в Закон об ОРД оперативно-розыскного мероприятия под наименованием «использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека»14.
На вопрос целесообразности или нецелесообразности регламентации в Законе об ОРД указанных действий должна ответить теория оперативно-розыскных мероприятий. В рамках этой теории должны быть проведены соответствующие научные исследования, которые должны разрешить поставленную проблему. В случае обоснования необходимости регламентации указанных действий в законе научные работы должны помочь надлежащим образом сформулировать понятие этого мероприятия, основания и условия его проведения.
В настоящее время проблема целесообразности правовой регламентации действий, связанных с использованием психофизиологических возможностей человека, не решена. Соответственно, научные исследования этого вопроса получают сегодня актуальность.
Актуальны для теории оперативно-розыскных мероприятий и другие, связанные с психологией вопросы, поднятые, например, Ю.В. Чуфаровским и А.А. Фомушкиным15. Их решение тоже, несомненно, будет развивать названную теорию.
Важным для развития теории станет и вопрос о количестве регламентируемых оперативнорозыскных мероприятий, наличии их перечня. В нашей работе мы предлагаем расширить этот перечень на четыре пункта. В число мероприятий, с нашей точки зрения, должны быть включены: захват, засада, тарификация соединению и применение полиграфа. Однако имелись суждения по признанию мероприятиями и других действий. Например, еще С.А. Голунский и Б.М. Шавер называли среди самостоятельных оперативно-розыскных мероприятий установку16. Позднее И.А. Возгрин отнес к видам оперативно-розыскных мероприятий: преследование преступника по «горячим следам», исследование микрорайона вокруг места происшествия, прочесывание местности, заградительные мероприятия, засады17. При этом отмечалось, что приведенный перечень отнюдь не является исчерпывающим18. И.Ф. Крылов и А.И. Бастрыкин называют оперативно-розыскными такие мероприятия, как преследование преступника по горячим следам, применение служебно-розыскной собаки, розыск преступника по оставленным им следам и предметам, по способу совершения преступления и т.п.19 В. Рыбкин к числу мероприятий относит контрнаблюдение20. Одно из последних предложений - расширить перечень мероприятий, - принадлежит В.М. Атмажитову и В.Г. Боброву, которые считают возможным отнести к нему личный сыск, использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека, составление оперативного психологического портрета и оперативные переговоры21.
Имеются и противоположные мнения. Так, А.М. Ефремов предложил «пересмотреть порядок внесения изменений и дополнений в перечень оперативно-розыскных мероприятий, раскрыв в Законе об ОРД содержание оперативно-розыскных мероприятий (в первую очередь ограничивающих права и свободы личности), полно и четко (в рамках возможного) урегулировать их проведение и предусмотреть норму, согласно которой разрешалось бы осуществление иных мероприятий, не указанных в перечне. Сформулировать положения запретительного свойства (указать, чего нельзя допускать при проведении таких мероприятий)»22. Т.е. предлагается, не расширяя перечня, разрешить проводить мероприятия, которые в него не входят. Иначе говоря, А.М. Ефремов обосновывает, что перечень оперативно-розыскных мероприятий не особенно нужен. Надо отметить, что к такому выводу приходили и некоторые другие специалисты.
По состоянию дел на сегодня мы считаем, что регламентация перечня оперативно-розыскных мероприятий в Законе необходима. Эта необходимость вызвана в первую очередь гарантиями соблюдения прав человека и гражданина. Все лица должны знать, что именно разрешено органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, какие именно мероприятия они имеют право проводить, в каких случаях и при каких условиях.
Необходимость законодательного закрепления перечня оперативно-розыскных мероприятий одинаково важна и для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В настоящее время таких органов восемь. При отсутствии указанного перечня каждый из них может самостоятельно
определять, какие именно мероприятия проводить. В результате каждый из органов будет проводить то мероприятие, которое захочет и как захочет. По нашему мнению, это негативно скажется на законности проведения мероприятий, приведет к определенной бесконтрольности органов. Кроме того, отсутствие перечня мероприятий сделает оперативно-розыскную деятельность бессистемной.
Необходимость перечня оперативно-розыскных мероприятий важна также для возможности использования их результатов в доказывании по уголовным делам. При отсутствии перечня в процессе доказывании возникнут резонные вопросы: каким образом эти результаты получены, путем проведения каких мероприятий, при каких условиях, - и это в конечном счете поставит результаты под сомнение.
Такова наша точка зрения на перечень оперативно-розыскных мероприятий сегодня. Однако мы не сомневаемся в том, что и в дальнейшем перед теорией оперативно-розыскных мероприятий еще не раз будет поставлен вопрос о целесообразности такого перечня. Признание же его необходимости в свою очередь потребует четкой формулировки того, какие мероприятия он должен в себе содержать.
Весьма вероятно в дальнейшей правовой регламентации ОРД разделение оперативнорозыскных и оперативно-технических мероприятий. В настоящее время термин «оперативнотехнические мероприятия» в Законе об ОРД отсутствует. Однако научные разработки и практическая деятельность заставят - и уже частично заставили законодателя - признать его. Так, уже из текста Закона об ОРД следует, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих услуги связи, имеют по отношению к другим мероприятиям особенности в проведении (проводятся строго определенными органами, во взаимодействиями с предприятиями связи и т.д.).
Оперативно-технические мероприятия уже официально получили частичное разграничение в правовом регулировании. Так, в Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд имеются ссылки на то, что представление оперативно-технических мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями «Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий»23. Опубликование Инструкции в открытой печати не представляется возможным, поскольку она имеет ограничительный гриф «Для служебного пользования».
Однако официальное признание термина «оперативно-технические мероприятия» уже имеется. В настоящее время развитие теории правовой регламентации оперативно-технических мероприятий активно продолжается.
Анализ изложенного позволяет предположить направления развития теорий оперативнорозыскных и оперативно-технических мероприятий, которые станут актуальными в относительно скором времени и потребуют тщательной научной разработки. По нашему мнению, перспективы развития теорий оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение уже открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений по мероприятиям, составляющих государственную тайну.
Перспективы развития вышеназванных теорий мы, кроме того, связываем с активным использованием знаний психологии и психофизиологии при проведении мероприятий, их правовой регламентации, а также рассмотрением вопросов о количестве предусмотренных законом мероприятий.
1 См.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 6.
2 Пути развития теории оперативно-розыскных мероприятий весьма содержательно исследованы С.И. Захарцевым. См.: Оперативно-розыскные мероприятия: теория и практика / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004.
3 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 5.
4 О государственной тайне в России см.: Аникин П.П., Балыбердин А.Л., Вус М.А., Гусев В.С., Рябчук В.Н., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под общ. ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. СПб., 2003.
5 См.: Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности использования полученных результатов в ходе предварительного расследования: Учебно-практическое пособие. М., 2003.
6 О вопросах соотношении криминалистики и оперативно-розыскной деятельности см: Челышева О.В. Гносеологически основы криминалистики: Монография / Под ред. И. А. Возгрина. СПб., 2003. С. 175-180; Иванов И.И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научно-практическое исследование): Монография / Под ред. И.А. Возгрина. СПб., 2004. С. 90-115.
7 Фундаментальные вопросы взаимосвязи криминалистики и оперативно-розыскной деятельности показали Р.С. Белкин и И.А. Возгрин. См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т 1. М., 1997. С. 184-204; Возгрин И.А. Введение в криминалистику: история, основы, теория, библиография. СПб., 2003. С. 119-125.
8 Мы умышленно не рассматриваем средства массовой информации, ибо там хотя иногда и присутствуют закрытые сведения, но они нередко «утопают» в потоке слухов, искажений, собственных домыслов авторов.
9 См.: Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: Практическое пособие. М.; Мн., 2003.
10 См.: Землянов В.М. Своя контрразведка: Практическое пособие / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Мн., 2002.
11 См., напр.: Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. М., 1996; Его же: Психологические основы обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов: Учебно-
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006
методическое пособие. М., 2003; Фомушкин А.А. Голос и речь раскрывают криминальные тайны: о применении психолигвистических познаний в криминалистике и оперативно-розыскной деятельности / Науч. ред. В.И. Галунов. СПб., 2003; Кандыба В.М. Криминальный гипноз: Примеры технологии криминального психовоздействия. В 2 т. СПб., 2001.
12 См.: Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскные мероприятия в XXI веке: Монография / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2006.
13 См.: Кандыба В.М. Указ. соч. С. 6-7.
14 См., напр.: Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003. С. 15; Их же. К вопросу о законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. 2004. № 11. С. 29.
15 См.: Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности...; Его же: Психологические основы обеспечения безопасности сотрудников.; Фомушкин А.А. Указ. соч.
16 См.: Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика. Методика расследования отдельных видов преступлений / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1939. С. 173.
17 См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Крылова. Л., 1976. С. 419-420.
18 См. там же. С. 420.
19 Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. Учебное пособие. Л., 1984. С. 9.
20 См.: Практика уголовного сыска: Научно-практический сборник / Сост. А. Ваксян. Под ред. А.И. Алексеева. М., 1999.
21 См.: Атмажитов В.М., Бобров В.Г. К вопросу о законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. 2004. № 11. С. 29.
22 Ефремов А.М. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: теоретические и прикладные проблемы: Автореф. дис... докт. юрид. наук. СПб., 2001. С. 10.
23 Инструкция утверждена совместным приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, Службы Безопасности Президента Российской Федерации, ФПС России, ФСНП России, ГТК России, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июля 1996 г. № 1125. См.: Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учебное пособие. М., 2000.
С.А. Маркова-Мурашова*
Смешанные правовые системы
Сегодня одной из тенденций правового развития является конвергенция между юридическими системами. Однако имеется еще много препятствий на пути к правовой гармонизации. Одно из таких препятствий - юридический шовинизм, свойственный сторонникам обеих основных систем, который выражается в выяснении, чья система лучше1. Вопрос же, на наш взгляд, не в том, что одна система лучше другой, а скорее в том, что они просто отличаются друг от друга. Поэтому есть надежда на то, что эти различия будут нивелироваться и способствовать установлению правовой гармонии. Как в свое время заметил Э. Рабель, «кто, наконец, внесет больший и лучший вклад в мирное состязание правовых достижений, немцы или какие-нибудь другие народы, пусть вопрос останется открытым»2, да и не это важно. Возможно, что препятствия могут быть устранены между различными правовыми системами подобно тому, как это сделано в рамках смешанных юрисдикций типа штата Луизиана и Филиппин, которые действительно представляют собой «живые модели сравнительного права». Именно поэтому далее будут исследоваться некоторые правовые системы смешанного типа.
По словам В. Палмера, профессора права Туланского университета школы права3, смешанные юрисдикции являются рядом разъединенных точек и черт на земном шаре с немногими общими знаменателями, кроме одного, самого важного - системы взаимно понятны4. Именно география скрывает коллективную важность группы. Объединенные, они регламентируют жизни более чем 150 миллионов человек и занимают территорию размером с субконтинент. Юристы смешанных юрисдикций наслаждаются возможностью взаимопонимания, происходящего от их знания гражданского права, общего права и английского языка. Они говорят на подобных «биправовых диалектах» и не чувствуют себя чужими в иной правовой культуре5.
Однако единство их опытов существует среди большого разнообразия народов, культур, языков, климата, религии, экономики и индигенного права. Второстепенное присутствие этих очень разнообразных составляющих делает их правовое единство еще более впечатляющим. Контраст между народами и культурами может быть так велик, как, например, между тамильским языком (Шри-Ланка) и языком кэйджан (Cajuns) (штат Луизиана), которые столь же отличны, сколь и язык африкаанс (Южная Африка) и тагальский язык (Филиппины) между собой6. Буддизм может быть преобладающей религией в одной системе, иудаизм - в другой, христианство - в третей7. В особых
* Доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.