выявлено в том случае, когда все измеряемые показатели, включая отношение силы правой кисти к силе левой кисти, были подвергнуты анализу методом пошаговой регрессии. При этом было установлено, что именно это отношение является самым значимым фактором, связанным с успеваемостью мальчиков по математике:
У СП МАТ = 1.91 + 1.52-ПР/ЛЕВ, р<0.01,
где: ПР/ЛЕВ - отношение силы руте. Из этого уравнения следует, что чем в большей степени у мальчиков выражено различие в силе между правой и левой руками, тем выше их успеваемость по математике.
Исходя из концепции латерализации полушарий мозга /1, 2, 5/, это различие между силой рук может означать различие в степени доминирования полушарий. При этом меньшая сила левой руки и большая сила правой руки свидетельствуют о доминировании левого (абстрактно-логического) полушария. Следовательно, полученный нами факт свидетельствует о том, что успеваемость по математике у мальчиков теле выше, чем в большей степени доминирует их левое полушарие.
Эту конституциональную особенность мальчиков, очевидно, следует учитывать при организации эффективного процесса обучения. Те из них, у которых в равной степени развиты обе руки или левая рука сильнее, чем правая, могут быть отнесены в группу риска.
Отсутствие корреляции между успеваемостью по математике и отношением силы рук у девочек, вероятно, проще всего объяснить известным фактом менее выраженной латерализации их мозговых полушарий /2/.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе исследования школьников 6-ых классов, показал, что более низкая по сравнению с девочками успеваемость мальчиков может быть обусловлена их менее развитой памятью и креативностью, а также меньшей активностью СНС и более выраженной зависимостью их обучения от степени психоэмоционального напряжения. Кроме того, на успеваемость мальчиков может влиять конституциональные особенности, связанные с функциональной асимметрией полушарий мозга.
Очевидно, что эти психофизиологические особенности мальчиков, наряду с их несколько более медленным по сравнению с девочками физическим и психологическим развитием, приводят к тому, что обучение матьчиков в школе объективно является более трудной задачей для учителей, чем обучение девочек.
Вместе с тем мы считаем, что выявленные различия между мальчиками и девочками не дают никаких оснований говорить об абсолютном преобладании одного пола над другим. В этом мы придерживаемся точки зрения, высказанной в монографии А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесовой (1981), о том, что отсутствие сколь-нибудь выраженных особенностей высшей нервной деятельности и умственной работоспособности, связанных с полом школьника, не выдвигает необходимости организации их раздельного и дифференцированного обучения. По нашему мнению, в условиях среднего образования необходима не дифференциация, а индивидуально-ориентированный подход. Причем он должен не просто декларироваться, как это довольно часто делается, а опираться на знание учителем конкретных, объективных критериев, способствующих и препятствующих эффективному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1 Батуев A.C. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк.. 1991. 256 с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедгер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир. 1988. 248 с.
3. Богомаз С.А., Галажинский Э.В., Демидова Л.А. К проблеме творческого потенциала школьников в системе традиционного образования // Вестник ТГПУ, 1997. Вып. 2.
4. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
5. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.248 с.
6. Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Девочка - подросток - девушка: Пособие для учителей. М.: Просвещение,
1981. 198 с.
7. Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. М.: Просвещение,
1982. 207 с.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА
Жолобова И.Г. Томский государственный университет
На этапе становления новой структуры книгоиздания и книгораспространения, в условиях жесткой конкуренции отсутствуют тематические планы подавляющего большинства издательств.
Неудовлетворительно действует система информационных потоков, по которой проходят сведения о книжной продукции России. Значительную остроту приобретает проблема полноты отражения издательского репертуара России в Российской книжной палате. По разным подсчетам, в РКП подается от 60 до 80 процентов всей издательской продукции страны [2, с. 300-302]. Среди изданий, не прошедших государственной регистрации, большую часть, составляют книги научного характера: монографии, материалы научных конференций, сборники трудов, а именно об этой книге необходима полная информация и приобретение ее в фонд научных библиотек высших учебных заведений.
Мнение, что на современном книжном рынке отсутствует достаточное количество научной книги ошибочно. В чем причина отсутствия информации о научной книге и ее самой на книжном рынке? Причина заключается в том, что книгоиздательская и книгораспространительская структуры научной книги имеют ряд отличий от соответствующих структур книг массового спроса. Со сменой социально-экономической формации государства произошли радикальные изменения как в книжной отрасли так и в ее психологии. От "просветительской" психологии приходится отказываться [4]. Смена рынка предложения на рынок спроса привела к образованию многоуровневой структуры книгоиздания и книгораспространения. Социологические исследования [1], проводившиеся в последние годы, позволяют определить некоторые тенденции. Возрастает интерес к приобретению книг по юриспруденции, экономике, психологии, изучению иностранных языков, программированию, компьютерной технике. Общий уровень образования населения растет, меняется психология потребителя книги: "целеустремленный читатель" уступает место читателю "бабочке", "порхающему" с одной тематической группы на другую [4]. Повышается спрос на литературу универсального содержания (энциклопедии, справочники, словари), на учебники и учебную литературу. Ведущие торгово-издательские фирмы аккумулируют в своих товарных фондах книги вышеперечисленных актуальных тематик. При повышенном спросе книготорговые фирмы имеют высокий процент прибыли, что создает возможность нести финансовые затраты на издание и тиражирование информационных бюллетеней о книгах, имеющихся в продаже. Информацию об имеющихся в наличии книгах торгово-издательские фирмы распространяют достаточно оперативно и имеют заинтересованность в подаче информации в Российскую государственную систему, такую как "Книги в наличии и печати", помогающее формировать единое книжное пространство. Система наделена определенными полномочиями и функциями по распространению данной информации как в России так и за рубежом.
Если проблемы доступа книг актуальных, как по видам так и по тематикам, на современный книжный рынок не существуют, то доступ на многоликий книжный рынок научной книге ограничен в силу малых тиражей и соответственно высокой цены, хотя перевод редакционно-издательского процесса на гибкие производственные линии, внедрением новых издательских технологий - настольно-издательских систем, делают рентабельным выпуск самых малых тиражей и дают им возможность осваивать достаточно узкий сегмент книжного рынка. Научная книга, как правило, распространяется на ограниченном территориальном пространстве, продается в небольших магазинах в городах по месту издания, которые работают как специализированные, имея свой собственный круг покупателей. Активное распространение научной книги осуществляется путем обмена между участниками межрегиональных научных конференциях. Также, одним из звеньев книгораспространительской структуры научной книги являются сектора обмена при отделах комплектования вузовских библиотек. Книги получают возможность распространения на территории как ближнего так и дальнего зарубежья. Продвижение книги, как товара, осуществляется напрямую от производителя к пользователю, минуя такие звенья книжной торговли как оптовая и розничная. Научная книга минует "витрину" - место всеобщего обозрения для покупателя, что и создает мнение об отсутствии научной книги на книжном рынке.
В получении информации о научной книге и ее приобретении, как отмечалось выше, заинтересованы научные библиотеки высших учебных заведений. Монографии, материалы научных конференций, сборники трудов поступают в библиотеки вузов без особых усилий, на добровольном согласии авторов. Каждый автор , который издал книгу, а теперь это как всевозрастающая тенденция развития современного книгоиздания (авторские тиражи - книги, выпущенные на средства автора), заинтересован в предоставлении информации о книге и ее самой в профильные библиотеки вузов. Ради этого они даже готовы подарить ее и не один экземпляр. Но до сих пор многие из них не имеют представления о системе обязательного экземпляра и закона о нем. Поэтому необходимо подумать о возможности кооперации усилий научных библиотек высших учебных заведений в формировании одного из источников аккумуляции информации о научной книге на современном книжном рынке для последующей ее регистрации в государственной базе данных.
Проанализировав статистические данные электронного каталога" Книги в наличии и печати " за второе полугодие 1996 года, мы получили следующие результаты: из 10272 названий, зарегистрированных в базе данных Российской книжной палаты, только 44 наименования книжных новинок принадлежат издательствам Западно-Сибирского региона.
Кемеровский областной институт Усовершенствования учителей 7 названий
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности 19
Новосибирская государственная академия экономики и управления 1
Новосибирский государственный университет 1
Издательство "Экор" (г. Новосибирск) 10
Издательство "ЮКЭА" (г. Новосибирск) 4
Сибирская издательская фирма (г. Новосибирск) 1
"Советская Сибирь" (г. Новосибирск) 1
В статье Н.И. Подкорытовой и Г.Н. Вихревой об "Эффективности использования традиционных и новых источников комплектования отечественной литературой" [5], где проводится анализ лакун обязательного бесплатного экземпляра, выделен ряд наиболее проблемных источников комплектования ГПНТБ СО РАН, одной из крупнейших библиотек страны, наделенной статусом организации получающей обязательный бесплатный экземпляр:
1) высшие учебные заведения, издающие малотиражную литературу в различных типографиях по заказу (часто за счет авторов);
2) соискатели ученой степени, высылающие в РКП свой автореферат в недостаточном количестве;
3) научно-исследовательские, научно-проектные организации, статистические управления, выпускающие свои издания очень малым тиражом ( до 100 экз. ) по очень высокой цене (аналитические обзоры, каталоги, справочники и т.д.);
4) издательства (как правило вновь организованные), часто специализирующиеся на выпуске выгодной переводной литературы по программированию, экономике, юриспруденции, психологии;
5) совместные издательские предприятия, выпускающие, в основном, специальные журналы;
6) территориально отдаленные от РКП (г. Москва) издательские организации.
Из анализа статистических данных электронного каталога и выводов автора статьи /5/ следует, что "Пассивная констатация этого факта должна, на наш взгляд, смениться конкретной организационной работой. В частности, необходим пересмотр организационных схем государственной библиографической регистрации применительно к выявлению и сбору местной печати России" /2/. "Пришло время вернуться к мысли об организации региональных отделений Книжной палаты Российской Федерации" /там же/.
При формировании двухуровневой государственной системы регистрации РКП - региональные отделения РКП возможно заключение типовых договоров на информационное обслуживание и доставку документов, уменьшая тем самым для каждого из партнеров цену за информацию (цена полугодовой подписки на электронный каталог "Книги в наличии и печати" составляет 130 долларов США) и сокращение транспортных расходов для пересылки самой книги из региона в центр. Для эффективной деятельности и ликвидации лакун обязательного бесплатного экземпляра региональным отделениям РКП необходимо структурировать потоки информации и доставку новинок книжного рынка на территории региона. Отделы комплектования и каталогизации могут стать оперативными, качественными, и надежными источниками информации и доставки научной книги региональным отделениям РКП. Исходя из многоуровневой структуры книгоиздания и книгораспространения, как описывалось выше, возможно создастся и многоуровневая государственная система регистрации путем распределения труда между крупнейшими библиотеками страны получающими обязательный бесплатный экземпляр при информационной поддержке других библиотек региона, в частности Научных библиотек вузов, оперативно и квалифицированно обрабатывающим новые поступления научной книги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седова Э. П. Книжный рынок России: покупательский спрос на книжную продукцию // Книжное дело. 1996. № 4. С. 29-34.
2. Посадсков А. JI. О необходимости восстановления местных отделений книжной палаты // Восьмая научная конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. 1996. С. 300-302.
3. Сухорукое К. М. Комплектование библиотек России сегодня // Книжное дело. 1996. № 4. С. 21-25.
4. Санников Ю.В. Некоторые тенденции развития зарубежного книжного дела: недавнее прошлое, настоящее, ближайшее будущее // Технико-экономический доклад. Организация и экономика книгоиздания за рубежом. 1996. С. 2-18.
5. Подкорытова Н.И., Вихрева Г.Н. Эффективность использования традиционных и новых источников комплектования отечественной литературой // Региональные библиотечные системы: история, современное состояние, перспективы. Сборник научных трудов. 1996. С. 141-149.