ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-04-10 МАНЦАЕВ Н.Г.,1 КЕВЕЛЬДЖЕНОВ М.В.2
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected], [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития сельских населенных пунктов Республики Калмыкия в связи с массовой миграцией населения, которая возникла в результате реформ в постсоветский период. Авторы статьи анализируют причины возникающих тенденций в регионе, динамику оттока населения из региона, влияние нарастающей миграции на объемы производства сельскохозяйственной продукции. В статье приведены отдельные рекомендации, использование которых может помочь сохранить часть сельских населенных пунктов в регионе.
Ключевые слова: миграция, урбанизация, сельское население, численность населения, рабочие места, сельскохозяйственная продукция.
Развитие любого населенного пункта, муниципального района, региона зависит прежде всего от его жителей. Самым ярким отрицательным показателем развития является миграция населения. Все переезды люди чаще всего обосновывают поиском работы с более высокой заработной платой, с возможностью трудоустроиться по месту проживания и получать соответствующий доход, который мог бы обеспечить достойную жизнь его семье. Конечно, не последнюю роль играют и условия проживания (экология, инфраструктура, доступность качественных социальных услуг, шаговая доступность образовательных учреждений, интернет).
После распада СССР в 1992 году в связи с закрытием многих предприятий и ликвидацией большей части хозяйствующих субъектов в сельских населенных пунктах, в Российской Федерации значительно усилились миграционные потоки. В поисках работы с более высокой заработной платой люди направились в большие города. Значительный рост урбанизации населения напрямую связан с жителями сельских глубинок, которые в поисках работы, возможностей улучшения условий жизни и ради лучшего будущего для своих детей переезжали с семьями в большие и малые города. Республику Калмыкия такой процесс тоже не обошел стороной и население начало мигрировать в поисках работы с более высокой заработной платой в столицу региона и в другие города страны.
Наиболее серьезные изменения произошли в сельской местности, так как смена политического строя привела к ликвидации значительной части крупных хозяйствующих субъектов (совхозов и колхозов). Организованные в Республике Калмыкия на их основе сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) в связи с отсутствием опыта работы в новых условиях за сравнительно короткий промежуток времени становились нерентабельными, распродавались или сдавались в аренду имеющееся оборудование, технику, животноводческие стоянки, и, как следствие, вынуждены были значительно сократить количество работников. В результате огромное количество работников, ранее занятых в сельскохозяйственном производстве, остались без работы, что привело к формированию больших миграционных потоков.
Исследованию вопросов развития сельских населенных пунктов в Российской Федерации в современных условиях посвящены работы: «Экономическое развитие сельских территорий» Н.А. Кидяева, С.В. Илларионова [4]; «Забытые села. Кто и как должен развивать сельские территории» Николая Немчинова, Алексея Трофимова [6]; «Развитие сельских
территорий Российской Федерации в новых экономических реалиях: проблемы и перспективы» Кондакова К.С., Васильева Е.В., Панченко В.В., Башинской О.С., Гафурова Р.Р. [5].
Несмотря на то что по данной теме уже сформирована значительная научноисследовательская база, определенные аспекты, в особенности, связанные со спецификой отдельных регионов, по-прежнему остаются нераскрытыми. В данной работе проанализирована ситуация, которая сложилась в Республике Калмыкия за последние 30 лет, сформированы рекомендации, направленные на решение сложившихся проблем.
Рассмотрим основные причины миграции сельского населения на примере одного сельского муниципального образования региона.
Среднее сельское муниципальное образование (СМО) Октябрьского района республики, которое занимается животноводством, занимает площадь около 900 км2 (90000 га). В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия
№118 от 31.03.2014 года «О внесение изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия №158 от 27.04.2006 года «О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия»», в Октябрьском районе определены следующие нормы: 0,40 - 0,54 условных голов овец на 1 га. Таким образом, на данной площади можно содержать от 36000 до 48600 условных голов овец. Если количество условных голов овец будет превышать указанные цифры, то пастбища начнут деградировать.
В советский период на территории такого сельского муниципального образования располагался совхоз, который имел около 35 тысяч голов овец, 1,5 тысяч КРС и 200 лошадей, что составляло 46 тысяч условных голов овец. Весь скот был распределен по животноводческим стоянкам (всего около 60 стоянок), на каждой из которых работало минимум три человека. Для обеспечения деятельности животноводческих стоянок необходимо было иметь в совхозе еще и следующие структуры: администрация (5 человек); финансово-экономическая служба (5 человек); зоотехническая служба (5 человек); ветеринарная служба (4 человека); транспортная служба (25 - 30 человек); строительная часть (10 - 15 человек); бригады кормодобытчиков (10 - 12 человек). На территории каждого муниципального образования естественно функционировали социальные объекты (школа, детский сад, дом культуры, больница), в которых работали еще около 60 человек.
Таким образом, в структурах на территории СМО были трудоустроены 300 - 350 человек, 250 из которых работают в совхозе. Все они вместе с семьями проживали в сельских населенных пунктах, расположенных на территории СМО.
В современных условиях, когда в большинстве СМО республики нет крупных хозяйствующих субъектов, пастбища распределены между 10 - 20 фермерами, которые и содержат допустимые 46 тысяч условных голов овец. В качестве рабочей силы фермеры используют свои семейные возможности или нанимают временных работников. Следовательно, в животноводстве заняты всего 50 - 60 человек из проживающих на территории СМО. Оставшиеся 200 человек вынуждены искать работу в городах или в других регионах. Отток трудоспособного населения из сельских населенных пунктов привел к значительному сокращению количества детей в образовательных организациях, расположенных на территории СМО, что, в свою очередь, повлекло за собой сокращение количества педагогических работников. Последовавшая за этим реформа здравоохранения, которая поставила в зависимость количество медицинских работников от количества проживающих на территории граждан, привела к закрытию практически всех больниц в селах, следовательно, все медицинские работники остались без работы.
В СМО, на территории которых занимаются в основном земледелием, аналогичная ситуация. В связи с тем, что собственниками большей части пахотной земли стали частники, многие жители сельских территорий остались без работы.
Проанализируем динамику изменений численности сельского населения в республике. По данным переписи 1989 года, численность населения Калмыцкой АССР составляла 322,6 тысяч человек, в том числе сельского населения - 174,85 тысяч человек [3].
До 2023 года численность населения региона, в том числе и численность сельского населения, стабильно снижалась. В таблице приведены статистические данные за последние десять лет.
Таблица
населе- ние годы Численность населения Республики Калмыкия на 1 января
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Всего 282021 280564 278733 277803 275413 272647 271135 269984 267756 264483
Сельское население 155501 154020 152759 151969 150388 148419 146673 145368 143442 140213
Как видно из таблицы 1, с 2014 по 2023 годы численность населения республики ежегодно снижалась в среднем на 1949 человек в год. Максимальное снижение населения приходится на 2022 год, с 1 января 2022 года по 1 января 2023 года население республики сократилось на 3273 человек. Необходимо отметить, что в основном численность населения сокращалась в сельских населенных пунктах (в среднем на 1699 человек в год). Максимальное снижение сельского населения (на 3229 человек) произошло также в 2022 году. При этом необходимо учитывать, что часть сельского населения переехала в города, оставаясь в регионе [1].
На 1 января 2024 года в Республике Калмыкия проживало 266770 человек, в том числе 141495 человек проживало в сельских населенных пунктах. На 1 января 2023 года в республике проживало 264483 человек, в том числе 140213 человек в сельской местности. Неожиданное увеличение численности населения в 2023 году связано прежде всего с законом Республики Калмыкия №243-VI-3 от 11.10.2022 года «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», в соответствии с которым установлены налоговые ставки в 2023 - 2025 годах в размере 1% от доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 этого закона: «Действие настоящей статьи распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей:
1) Зарегистрированных на территории Республики Калмыкия и применяющих упрощенную систему налогообложения по состоянию на 31 декабря 2022 года;
2) Впервые зарегистрированных на территории Республики Калмыкия после 1 января 2023 года;
3) Впервые поставленных на учет в налоговых органах Республики Калмыкия в связи с переменой ими места нахождения или места жительства после 1 января 2023 года» [9]. Поэтому вступление в силу этого закона привело к массовой регистрации на территории Республики Калмыкия предпринимателей из различных регионов страны с 1 января 2023 года. В пресс-службе министерства экономики и торговли республики уточнили, что на 10 января
2023 года в регионе были зарегистрированы 11861 предпринимателей, на такую же дату
2024 года - 20226 предпринимателей, т.е. за год в регионе зарегистрировались 8410 предпринимателей [8].
С целью определения влияния изменений численности населения в регионе на уровень объемов производства сельскохозяйственной продукции обратимся к официальным данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия и рассмотрим период с 1995 по 2020 годы с шагом 5 лет, 2021 и 2022 годы. Данные за 2023 г. на момент подготовки статьи еще не представлены на сайте [2].
6
Таблица 2
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий
Республики Калмыкия (в млн. руб.)
Отчетный период Хозяйства всех категорий В том числе
сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели
1995 462,3 321,6 (69,6%) 122,2 (26,4%) 18,5 (4%)
2000 1289,4 699,1 (54,2) 488,4 (37.9%) 101,9 (7,9%)
2005 4445,2 1314,5 (29,6%) 2359,6 (53,1%) 771,1 (17,3%)
2010 11171,7 2043,1 (18,3%) 6199,8 (55,5%) 2928,8 (26,2%)
2015 22714,3 2947,0 (13%) 12789,3 (56,3%) 6977,9 (30,7%)
2020 27692,9 3545,8 (12,8%) 13980,3 (50,5%) 10166,7 (36,7%)
2021 27221,8 4140,9 (15,2%) 12001,6(44,1%) 11079,2 (40,7%)
2022 26862,7 4456,3 (16,6%) 10405,3 (38,7%) 12000,9 (44,7%)
Приведенные в таблице 2 статистические данные показывают, что объем производства сельскохозяйственной продукции в фактических ценах в хозяйствах всех категорий Республики Калмыкия с 1995 года до 2020 года стабильно растет, а с 2020 по 2022 годы снижается. Рост объемов производства продукции в фактических ценах в период 1995 - 2020 годы связан не только с увеличением объемов производства, но и с инфляцией, т. е. с ростом стоимости продукции на рынке.
Таблица 3
Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Республики Калмыкия (голов)
Отчетный период Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Республики Калмыкия (голов)
Всего крупного рогатого скота Всего свиней Всего овец и коз Всего лошадей Верблюды Численность птиц
2019 426845 10609 2273670 17991 868 156866
2020 359737 9993 1933278 15348 885 133100
2021 359737 9993 1933278 15348 885 133100
2022 297715 7676 1552740 10969 749 111606
2023 298211 7674 1523506 10445 726 109107
Приведенная в таблице 3 численность поголовья скота и птицы в хозяйствах всех категорий региона наглядно демонстрирует падение объемов производства с 2020 года и объясняется реальным сокращением поголовья в хозяйствах всех категорий республики в связи с засухой 2020 - 2021 годов [2].
С 1995 по 2020 годы наблюдается стабильное уменьшение доли произведенной сельскохозяйственными организациями продукции в общем объеме произведенной в регионе сельскохозяйственной продукции (с 69,6% до 12,8%), что подтверждает тезис о сокращении деятельности СПК в республике. С 2020 по 2022 годы происходит незначительное увеличение этой доли в связи с увеличением объемов адресной поддержки на региональном уровне
крупных хозяйствующих субъектов согласно Постановления Правительства Республики Калмыкия от 19.07.2021 № 276 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на производство овец и коз на убой (в живом весе)» [7].
Доля произведенной личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) продукции с 1995 по 2015 годы стабильно растет (с 26,4% до 56,3%). Увеличение количества скота в хозяйствах населения связано не только с политикой поддержки ЛПХ, но и с увеличением арендных платежей для фермерских хозяйств за используемые пастбища. Многие фермеры просто переехали со своим скотом в населенные пункты и для выпаса скота использовали общественные территории, что позволяло им не только избежать арендных платежей, но и получать дополнительную поддержку государства. Значительное увеличение количества скота в ЛПХ приводит к нарушению норм нагрузки на пастбища, отведенные вокруг населенных пунктов для общественного поголовья. Г еоботанические исследования отдельных территорий республики с использованием дистанционного зондирования земли позволяют увидеть деградацию пастбищ вокруг населенных пунктов [10].
В соответствии с представленными в таблице 2 данными, доля продукции произведенной фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в фактических ценах стабильно растет с 1995 по 2022 годы.
С 2020 по 2022 год стоимость мясной продукции увеличилась более, чем в два раза, при этом, на долю производства продукции животноводства приходится 80% всей сельскохозяйственной продукции, производимой в республике. Произведенные нами расчеты показывают, что за этот период объемы сельскохозяйственной продукции в весовом измерении снизились более значительно. Если посчитать объем сельскохозяйственной продукции, произведенной хозяйствами всех категорий Республики Калмыкия за 2022 год в ценах 2020 года, т. е. без учета повышения цен на мясную продукцию, то получается 16117,644 млн. руб. [2]. Снижение объема произведенной продукции за этот период произошло более чем на 40%.
(26862,74*0,8):2+(26862,74*0,2)=16117,644
Проведенный анализ статистических данных показывает, что существует зависимость между численностью сельского населения и объемом производимой сельскохозяйственной продукции. В суровых природно-климатических условиях Калмыкии отток сельского населения может привести к значительному сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Сложившаяся в Республике Калмыкия ситуация наблюдается во многих регионах России. За последние тридцать лет в стране наблюдается вымирание многих сельских населенных пунктов. Население концентрируется в крупных населенных пунктах или в поселках городского типа с развитой инфраструктурой. При достаточной плотности населения эти процессы не оказывают серьезного влияния на развитие сельскохозяйственного производства, на сохранение численности населения региона.
В Республике Калмыкия в связи с сравнительно низкой плотностью населения и большой территорией, ликвидация сельских населенных пунктов нецелесообразно с экономических позиций, так как произойдет значительное удорожание транспортировки сельскохозяйственной продукции. Что, в свою очередь, приведет к увеличению себестоимости производимой продукции и падению ее конкурентоспособности. Выселение коренного населения может привести к серьезной нехватке рабочей силы, так как непростые природноклиматические условия не позволят быстро найти работников способных эффективно трудиться на этой территории. Для коренных жителей сохранение поселков, в которых уже более четырех столетий жили его предки, имеет огромный смысл. Именно желание местного населения возродить свои села позволило сохранить их до сегодняшнего дня.
При формировании региональной программы пространственного развития необходимо учитывать мнение этих людей, воспользоваться их искренним стремлением к возрождению своих населенных пунктов.
В современных условиях, когда появилась возможность работать дистанционно или вахтовым методом, условия проживания в сельском населенном пункте стали играть более важную роль. Многие молодые семьи готовы вернуться и проживать в сельской местности, если там будет высокоскоростной Интернет, доступное и качественное образование, медицина, инфраструктура для досуга: оборудованные зоны отдыха, места для занятий спортом. Они рассматривают село как место для комфортного и безопасного проживания.
Проведенный анализ и экспертная оценка позволили выделить следующие проблемы: сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращение
численности сельского населения, снижение их доходов, а также сокращение численности организаций разных форм собственности на селе и численности самих населенных пунктов. В совокупности данные проблемы формируют низкий интерес к сельским территориям как со стороны общества, так и со стороны бизнеса. Сложившаяся в постсоветский период ситуация требует безотлагательного решения вопросов трудоустройства более половины жителей сельских населенных пунктов республики.
С целью решения сложившихся проблем необходимо принять комплексную программу развития сельских территорий Республики Калмыкия, включающую не только создание рабочих мест, но и формирование современной инфраструктуры в сельских населенных пунктах. Реализация такой программы предполагает создание эффективной
производственной, социальной и институциональной инфраструктуры.
Для решения поставленных в программе задач необходимо использовать не только региональные возможности, но и федеральные национальные проекты, направленные на формирование современной инфраструктуры населенных пунктов.
Список литературы
1. Астраханьстат. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. URL: https://30.rosstat.gov.ru/folder/35673 (дата обращения: 29.05.2024).
2. Астраханьстат. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. URL: https://30.rosstat.gov.ru/folder/40833 (дата обращения: 29.05.2024).
3. Годжаева С. Н. Население Калмыкии: основные тенденции изменения в 90-х гг. ХХ века// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. №S2. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/naselenie-kalmykii-osnovnye-tendentsii-izmeneniya-v-90-h-gg-hh-veka (дата обращения: 29.05.2024).
4. Кидяева Н.А. Экономическое развитие сельских территорий// Н.А. Кидяева, С.В. Илларионов - Текст: непосредственный// Молодой ученый. 2023. №1 (448). С. 82-88.] URL: https://moluch.ru/archive/448/97974/ (дата обращения: 29.05.2024).
5. Кондаков К.С., Васильева Е.В., Панченко В.В. Развитие сельских территорий
Российской Федерации в новых экономических реалиях: проблемы и перспективы// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. №11 (часть 1). С.97-103 URL:
https://vaael.ru/ru/article/view?id=2536 (дата обращения: 29.05.2024).
6. Немчинов Николай, Трофимов Алексей. Забытые села. Кто и как должен развивать сельские территории// Журнал «Агротехника и технологии». №6. 17.11.2023. URL:https://ww w.agroinvestor.ru/regions/article/41400-zabytye-syela-kto-i-kak-dolzhen-razvivat-selski e-territorii/ (дата обращения: 29.05.2024). URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/080020210720000 1?index=1 (дата обращения: 29.05.2024).
7. Республиканское информационное агентство «Калмыкия» // Экономика. URL: https://riakalm.ru/news/economy/42223-v-kalmykii-za-god-kolichestvo-predprinimatelej-vyroslo-n a-70 (дата обращения: 29.05.2024).
8. Федеральная налоговая служба. Республика Калмыкия. Офиц. сайт // Закон от 11.10.2022 №243-VI-3 URL: https://www.nalog.gov.ru/rn08/about_fts/docs/13237582/ (дата обращения: 29.05.2024).
9. Федорова Н.Л., Уланова С.С. Изучение процессов антропогенной динамики естественных экосистем с использованием ГИС-технологий и материалов дистанционного зондирования Земли// Вестник ИКИАТ. 2011. №2 (23).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/izu chenie-protsessov-antropogennoy-dinamiki-estestvennyh-ekosistem-s-ispolzovaniem-gis-tehnologi y-i-materialov-distantsionnogo/viewer (дата обращения: 29.05.2024).
DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-10-14 МАНЦАЕВ Н.Г.,1 САКАЕВА Г.А.2
УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АРИДНОЙ ЗОНЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены факторы негативного влияния производства продукции животноводства на окружающую среду в одном из южных регионов РФ. Показано влияние антропогенных факторов на экономическое состояние локальной территории. Обоснована необходимость обязательного учета природно-климатических условий при формировании документов стратегического планирования социально-экономического развития аридных территорий.
Ключевые слова: окружающая среда, экологические риски, животноводство,
негативное влияние, мониторинг, озеро Цаган-Нур, антропогенное воздействие, стратегическое планирование, Республика Калмыкия.
В современных условиях обеспечение продовольственной безопасности предполагает интенсификацию сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, значительно усиливает риски негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Такая противоречивая ситуация предполагает, с одной стороны, стремление обеспечить продуктами питания всех жителей планеты, с другой - чрезмерное использование природно-ресурсного потенциала наносит существенный вред окружающей среде. Долгое время человечество было озабочено решением только первой проблемы. Увеличение численности населения планеты, изменение климатических условий и другие факторы требуют обязательного решения второй проблемы, в противном случае могут начаться необратимые процессы деградации территорий. С определенного момента экономическая эффективность интенсивного производства сельскохозяйственной продукции на локальных территориях начнет угасать так как затраты на поддержание объемов производства превысят получаемые доходы. Истощение природных ресурсов может привести к необходимости поиска новой земли для проживания, что при стабильном увеличении численности населения практически невозможно. Поэтому более благоразумным является подход, при котором экономика окружающей среды будет рассчитываться до начала интенсификации производства, так как дешевле не допускать деградации территорий, чем заниматься восстановлением таких земель.
В рамках данной статьи мы рассмотрим влияние развития животноводства на окружающую среду: