Чибриков Г.Г.
д.э.н. профессор, Экономический факультет МГУ
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ РОССИИ ОТ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
Ключевые слова: огосударствление, приватизация, формы собственности, формы регулирования, эффективный собственник.
Keywords: nationalization, privatization, forms of ownership, forms of regulation, effective owner.
Исследуя капитализм на его высшей стадии, В.И. Ленин пришел к выводу, что «именно это соединение противоречащих друг другу «начал»: конкуренции и монополии и существенно для империализма, именно оно и подготовляет крах, т.е. социалистическую революцию»1. Такая постановка вопроса создает впечатление, что социалистическая революция была призвана разрешить указанное противоречие путем устранения конкуренции (рынка).
«Все народное хозяйство, организованное как почта, с тем чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры, как и все должностные лица, получали жалованье не выше «заработной платы рабочего», под контролем и руководством вооруженного пролетариата - вот наше ближайшая цель. Вот какое государство, вот на какой экономической основе, нам необходимо»2.
Обращает внимание постановка вопроса о народном хозяйстве, организованном как почта. В нем отсутствует рынок. Данная теоретическая постановка вопроса длительное время господствовала в СССР.
Абсолютизация роли государства в России была преодолена в 1990-е гг. практикой. В экономическом строе России произошли принципиальные перемены. «В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества»3.
Во-первых, возникло разнообразие форм собственности. Помимо государственной и кооперативной форм собственности функционируют государственная муниципальная, частная муниципальная, частная собственность, частная собственность общественных и религиозных организаций (объединений), прочие формы собственности.
Таблица 1
Распределение предприятий и организаций по формам собственности на конец года (в %)
2000 г. 2010 г. 2019 г.
Государственная 4,5 2,5 2,5
Государственная муниципальная 6,5 5,1 4,8
Муниципальная частная 75 85,1 85,2
Частная собственность общественных и религиозных организаций и объединений 6,7 3,3 3,5
Прочие формы собственности 7,4 4,1 4,0
Источник: Российский статистический ежегодник. 2020. - С. 332.
Государственная собственность включает имущество, предназначенное для решения вопросов государственного значения. Государственная муниципальная собственность содержит предприятия регионального значения. Частная муниципальная собственность - предприятия местного значения. Большая свобода действий для муниципалитетов -позитивный процесс. Но он должен сопровождаться перераспределением финансовых ресурсов в пользу государственных и особенно частных муниципалитетов.
Во-вторых, значительно изменилось соотношение форм собственности. В период с 2000 г. до 2019 г. количество предприятий в государственной собственности уменьшилось с 151 тыс. до 94 тыс. Удельный вес предприятий и организаций в государственной форме собственности уменьшился с 4,5% в 2000 г. до 2,5% в 2019 г.
Статистика показывает, что приватизация экономики в наибольшей мере охватила муниципальную собственность. Муниципальная частная собственность включает 85,2% всех предприятий и организаций страны. Вместо приватизации получается муниципализация экономики.
Количество предприятий и организаций, находящихся в той или иной форме собственности, необходимо принимать во внимание. Но основным критерием изменений в структуре экономики следует признать величину активов
1 Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. - Т. 25. - С. 398.
2 Там же.
3
Анализ процесса приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экс-пертно-аналитическое мероприятие). - М., 2004. - С. 147.
или выручки. Активы РЖД в 2020 г. составили 7,0 трлн. рублей; Роснефти - 15,3 трлн. рублей; Газпрома - 15,3 трлн. рублей1.
Статистика собственности на основные фонды показывает тенденцию на приватизацию экономики. Государственная собственность на основные фонды уменьшилась с 25% в 2000 г. до 15% в 2019 г.
Таблица 2
Собственность на основные фонды в РФ
Годы 2000 г. 2001 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Государственная собственность, (в %) 25 22 22 23 15
Частная собственность, (в %) 75 78 78 77 85
Источник: Российский статистический ежегодник. 2020. - С. 314.
Тенденция приватизации экономики на протяжении последних двух десятилетий реализовывалась замедленными темпами. Для достижения основных целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», а также в соответствии с разделом XII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, в ближайшие годы планировалось приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1168 объектов иного имущества государственной казны РФ.
Государственная доля во всех компаниях, кроме оборонных, должна уменьшиться минимум до 50%. В некоторых случаях надо сократить ее до 25% или до нуля. В России 442 акционерных общества с долей государства более
50% (по последним данным Росстата на 1 января 2019 года). Их количество снизилось на 9,4% по сравнению с преды-
2
дущим годом .
Программа достаточно осторожная, поскольку границы приватизации не беспредельны. Речь идет в основном о снижении участия государства в акционерных обществах до 50%. Некоторые экономисты считают, что необходимо запустить приватизацию крупных госкомпаний. В последние годы инвестиционный климат не улучшается. Приватизация усилит конкуренцию в экономике.
В плане приватизации на 2017-2019 годы было заложено полное прекращение участия государства в ряде предприятий. Однако план выполнить не удалось. Например, процесс продажи 25% ОЗК «Объединенной зерновой компании» практически остановлен. Минсельхоз посчитал продажу госпакета преждевременной.
Минэкономразвития также предлагал приватизировать 1,17% «Аэрофлота» (51,17% компании принадлежит Минтрансу, 3,5% - «Ростеху»). Минтранс выступил против, так как это может привести к потере контроля государства над структурой3.
В банковской системе СССР функционировали государственные банки. В Российской Федерации статистика показывает возникновение значительного количества кредитных организаций, а затем их уменьшение.
Таблица 3
Количество кредитных организаций РФ в 1999-2020 гг.
Виды кредитных организаций 1999 г. 2020 г.
Кредитные организации 2481 836
Кредитные организации с правом осуществления банковских операций 1476 442
Кредитные операции с правом принятия вкладов населения 1372 365
Источник: Российский статистический ежегодник. 2020. - С. 472.
Российский статистический ежегодник определяет число банков в РФ в 2020 г. в 442. Показательно, что число банков на протяжении двух десятилетий значительно уменьшилось.
Что касается степени приватизации банковской сферы, то она достаточно высокая. Чисто государственные -это Банк России, Внешэкономбанк. К частным относятся все остальные кредитные организации. Кроме того, в России существуют акционерные банки с государственным участием в капитале. По сложившейся практике это такие крупнейшие банки как Сбербанк, ВТБ. Некоторые источники относят к числу государственных банки, в которых доля государства превышает 50% капитала. Банк с госучастием означает, что контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам.
В зависимости от того, как источник трактует степень огосударствления, соотношение частных и государственных банков меняется. Российский статистический ежегодник устанавливает число банков в РФ на уровне 442. Однако в статистике встречаются количественные оценки государственных банков - 474.
Развитие банковской системы свидетельствует о том, что преобладание государственных банков в экономике России сохраняется. Начиная с января 2019 года доля пяти крупнейших банков в общей сумме активов выросла - с 60,4% до 61,3%. Среди них - государственные: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк. Из числа коммерче-
1 Википедиа об активах РЖД, Роснефти, Газпрома в 2020 г.
2 Агеева О. Минфин пытается разогнать приватизацию. - https://www.rbc.ru/newspaper/2019/10/24/5db01f639a79472e46f89ae7
3 Агеева О., Старостина Ю. Минфин выступил за сокращение доли государства в компаниях до 50%. - https://www.rbc.ru/eco nomics/24/10/2019/5db01f639a79472e46f89ae7
4 Bankodrom.
ских банков к «большой пятерке» примыкает Альфа-Банк и одна небанковская компания - Национальный Клиринговый Центр1.
Величина государственной собственности не остается неизменной. Член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер утверждает, что «тридцатилетний период развития коммерциализации в стране подходит к своему естественному завершению. На смену ему должен прийти период последовательной и постепенной декоммерциализации. При этом ни коммерциализация, ни декоммерциализация не могут рассматриваться как самостоятельные долговременные цели экономической политики: и то, и другое является средствами поступательного развития экономики и общества России»2.
Смена тенденций в огосударствлении и приватизации экономики обнаруживается на статистике удельных весов бюджетных доходов и расходов (табл. 4).
Таблица 4
Удельный вес бюджетных доходов и расходов РФ в ВВП (в %)
Годы 2000 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022-2023 гг.
Доходы 28 35 18 16 16,6
Расходы 26,8 34 17 18 16,8
Профицит/Дефицит 1,2 1,0 1,0 -2,0 -0,2
Источник: Российский статистический ежегодник. 2021. - С. 523.
Получается, что до 2019 г. удельный вес государственных доходов и расходов по отношению к ВВП возрастал. В связи с пандемией произошло их падение до 18% и 17% ВВП в 2020 г. Этот уровень продолжает сохраняться в 2021 г. и последующих годах по прогнозу. Изменение удельного веса бюджетных доходов и расходов связано с движением цикла, кризисами разного рода, военными угрозами.
Масштабы и формы регулирования экономики могут меняться в зависимости от обстоятельств. Президент США заявил: «моя администрация вернула экономическую свободу американскому народу, поскольку мы отменили восемь правил регулирования, установив новое важное правило - ослабление власти регулирующего государства и подавление практики ухода от налогообложения»3. Противоречивое суждение, поскольку, с одной стороны, регулирование ослабляется, а, с другой стороны, усиливается давление на налогоплательщиков.
В России государство провозглашает борьбу с чрезмерным вмешательством в частный бизнес. С 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могли проводиться дистанционно. Правительство установило, что в течение всего года юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь. С 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса4. Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.
Процесс формирования эффективного собственника в нашей стране не завершен. Не решена задача - превзойти развитые капиталистические страны по уровню производительности труда, не преодолена сырьевая структура экономики. Предстоит значительно уменьшить бедность населения.
Движение огосударствления и приватизации взаимосвязано. Подвижка в одном направлении вызывает изменение в другом. В ходе движения экономики выявляется эффективность то одного, то другого варианта.
Дальнейшее огосударствление экономики может происходить под воздействием экономических и биологических катастроф. Но возврат к социалистической модели, которая существовала в РФ до 1990 гг., невозможен. Необходимо учесть, что, если в современном мире экономика рыночная, то и наша национальная экономика должна соответствовать ей. Но на эффективность предприятий влияет множество причин. В последние два года такие факторы, как пандемия и возрастание международной напряженности, оказывают свое воздействие на экономические формы движения.
Когда задача радикального изменения отношений собственности решена, то смена форм собственности определяется возможностью повышения их эффективности. Разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки имели своей целью формирование «эффективного собственника» и создание социально ориентированной рыночной экономики.
1 Bankiros.rus
2 Клейнер Г.Б. Коммерциализация, декоммерциализация, посткоммерциализация Российской экономики // Вопросы политической экономии. 2021. - Вып. 3. - С. 30.
3 Economic Report of the President. 2021. - P. 52.
4 https://www.rbc.ru