Научная статья на тему 'О периодических явлениях в составе популяции серой вороны Corvus cornix в Эстонии'

О периодических явлениях в составе популяции серой вороны Corvus cornix в Эстонии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Желнин Вадим Александрович

Второе издание. Первая публикация: Желнин В.А. 1957. О периодических явлениях в составе популяции серой вороны в Эстонской ССР // Тр. 2-й Прибалт. орнитол. конф. М.: 149-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О периодических явлениях в составе популяции серой вороны Corvus cornix в Эстонии»

Панов Е.Н., Рубцов А.С., Мордкович М.В. 2007. Новые данные о взаимоотношениях двух видов овсянок (Emberiza citrinella, Emberiza leucocephalos), гибридизирующих в зонах перекрывания их ареалов // Зоол. журн. 86, 11: 1362-1378.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1714: 6305-6308

О периодических явлениях в составе популяции серой вороны Corvus cornix в Эстонии

В.А.Желнин

Второе издание. Первая публикация в 1957*

Несмотря на то, что серая ворона Corvus cornix является одной из самых распространённых птиц на территории Советского Союза, её биология и, особенно, характер кочёвок и перелётов изучены ещё недостаточно. Совершенно справедливо утверждение многих орнитологов, что серые вороны, обитающие в районах гнездовий уток, уничтожают полные кладки и этим наносят большой урон запасам водоплавающей птицы. Кроме того, вороны хищничают в птицеводческих хозяйствах, уничтожая цыплят и утят на выгулах. Однако анализы содержимого их желудков показывают, что серые вороны, гнездящиеся в сельскохозяйственных районах вдали от водоёмов, богатых водоплавающей птицей, приносят немалую пользу, являясь чуть ли не главными истребителями проволочников (личинки жуков-щелкунов Elater-idae) и полевых мышей Apodemus agrarius. В таких районах серые вороны почти все время проводят на парах и зяби, или на лугах и покосах, подбирая жуков и их личинок, кузнечиков, гусениц и ловя мышей. Изучение биологии серой вороны имеет большое значение для дальнейшей разработки мероприятий по борьбе с ней в районах гнездовий водоплавающих и других промысловых птиц, а также для выяснения её роли в земледельческих районах.

Серых ворон в Эстонии надо отнести к перелётным птицам, отлетающим на зиму в юго-западном направлении. Данные кольцевания, которыми мы располагаем, очень ограничены и приходится пользоваться данными многолетних визуальных наблюдений автора в юго-восточной Эстонии, в окрестностях населённых пунктов Эльва, Пухья и Валга, а также данными Э.В.Кумари, собранными в окрестностях Пыльва, в приморской зоне залива Матсалу и орнитологической стан-

* Желнин В.А. 1957. О периодических явлениях в составе популяции серой вороны в Эстонской ССР // Тр. 2-й Прибалт. орнитол. конф. М.: 149-152.

ции Пухту, Р.К.Тамма — в окрестностях Йыгева; А.Я.Линта — в Тарту и других наблюдателей на территории Эстонской ССР. Использованы материалы анализов 240 серых ворон, отстреленных в течение всего года; их возраст определялся по окраске рта (метод Чмутовой) и по состоянию половых органов.

Местные серые вороны приступают к постройке гнёзд сравнительно рано — в первых числах марта, в основном кладка начинается в первый числах апреля, а вылупление птенцов приходится на начало мая. Климатические условия весны или ускоряют сроки кладки и вылуп-ления птенцов, или задерживают их. Годовалые серые вороны в гнездовании не участвуют, но регулярно встречаются в гнездовой период небольшими стайками в несколько десятков птиц, держащихся на сравнительно небольшом участке до времени вылета птенцов, а иногда и позже. Э.В.Кумари видел такие стаи по 10-45 птиц ежегодно в заливе Матсалу в мае и июне 1931-1936 годов. Автор встречал такие же стаи в течение семи последних лет в окрестностях Эльвы.

Пролёт северных популяций серых ворон, в основном молодых, начинается во второй половине марта и длится до конца апреля. Пролетающие стаи состоят или только из серых ворон (от 5 до 50 птиц), или из серых ворон, грачей Corvus frugilegus, галок Corvus monedula и скворцов Sturnus vulgaris, реже - из серых ворон и чибисов Vanellus vanellus. К концу апреля пролёт заканчивается, и в Эстонии остаются лишь гнездящиеся птицы и стайки годовалых ворон.

После вылета воронят (июнь) выводки держатся поблизости от гнезда около месяца. Вылет грачат совпадает с вылетом воронят. В середине июля к стаям местных грачей, придерживающихся гнездового района, начинают присоединяться выводки серых ворон и галок и образуются стаи в 2000-2500 птиц. Обыкновенно они состоят примерно из 80% грачей, 15% серых ворон и 5% галок. Одновременно образуются стаи, состоящие только из серых ворон; количество птиц в них колеблется от 30 до 65, в редких случаях доходя до 100. Это, по-видимому, стаи годовалых ворон местных популяций. Как несмешанные вороньи и грачиные, так и грачино-воронье-галочьи и грачино-вороньи стаи, к которым часто присоединяются скворцы и чибисы, кочуют на клевери-щах и парах до первых чисел октября.

В августе единичных ворон почти не видно, а уже с начала сентября можно встретить старых ворон, держащихся обыкновенно парами; по-видимому, они отделяются от стай и остаются на зимовку в районах гнездовий. Данные отстрела показывают, что в стаях остаются лишь молодые полугодовалые вороны-сеголетки и небольшое число полуторагодовалых. В начале октября стаи исчезают, и наступает период, когда встречаются лишь немногочисленные пары старых ворон. Таким образом, отлёт молодых местных серых ворон кончается к октябрю.

Данные кольцевания Росситтенской орнитологической станции говорят о том, что серые вороны эстонской популяции пролетают через Росситтен (Куршская коса) в основном в октябре. Окольцованные на осеннем пролёте в Росситтене серые вороны были отстрелены весной и летом на территории Эстонии:

Д 35603, окольцована 15 октября 1926, добыта 14 марта 1928 около Таллина;

Д 21876, окольцована 22 октября 1913, добыта весной 1914 в области Пярну;

Д 36994, окольцована 18 октября 1926, добыта 4 мая 1928 в Тамсалу;

Д 36957, окольцована 17 октября 1926, добыта 3 апреля 1931 в Ярвамаа;

Д 42509, окольцована 17 октября 1929, добыта 6 апреля 1930 в Вильяндимаа;

Д 42751, окольцована 17 октября 1929, добыта в апреле 1930 в Ярвамаа;

642, окольцована 18 октября 1905, добыта 5 июня 1912 около Раквере.

В середине октября, иногда немного раньше или позже, начинается пролёт серых ворон из более северных областей как чистыми стаями (до 40 птиц), так и вместе со стаями скворцов и галок и реже с грачами. Все отстреленные серые вороны (39) этих стай оказались самками вывода этого года, т.е. полугодовалыми (37) и вывода прошлого года, т.е. полуторагодовалыми (2). К ноябрю количество самок в стаях сокращается и уже доминируют самцы тех же возрастов. Из 15 птиц, отстреленных в первой половине ноября, 12 оказались самцами, из них 11 сеголеток. К концу ноября стаи ворон состоят как из молодых птиц этого года, так и из полуторагодовалых самцов и самок. В это время пролетают обыкновенно лишь чистые вороньи стаи — без грачей и галок (30-50, реже до 200 птиц в стае). Одновременно продолжают встречаться одиночные, по всей вероятности местные, старые птицы. По-видимому, эти популяции серых ворон финского и карельского происхождения. Так, например, 10 октября 1937 на острове Прангли в Финском заливе наблюдали пролёт серых ворон через море. Добыча двух окольцованных птиц тоже говорит о пролёте северных популяций: серая ворона, окольцованная 9 июня 1927 (кольцо «Mus. Zool. Helsingfors D 1833») в южной Финляндии, была застрелена 7 ноября 1931 в Ляя-немаа, а другая ворона, окольцованная там же 9 июня 1929 (кольцо «Mus. Zool. Helsingfors D2888»), застрелена 11 ноября 1929 в Харьюмаа (Кехтна).

Обыкновенно уже к концу декабря пролёт заканчивается. Можно предполагать, что вороны старше полутора лет отлетают не все, а старше 2.5 лет — вовсе не отлетают и зимуют в пределах Эстонии. В это время в среднем на малозаселённой территории диаметром в 10 км встречается 5 серых ворон; в городах их больше, но тоже сравнительно мало. Но обыкновенно уже в январе количество серых ворон как в городах, так и в сельских местностях быстро увеличивается. В снежные зимы они особенно охотно посещают свалки мусора, сточные канавы, бойни и т.д., а в сельских областях — необмолоченные скирды ячменя, овса и т.п., ночлеги выбирают на деревьях недалеко от городов, дач-

ных посёлков, железнодорожных станций, предпочитая сосну и ель. Утром вороны разлетаются в разные стороны, к заходу же солнца всегда возвращаются на одно и то же место. Число ворон на крупных ночлегах достигает 5000. С воронами ночуют и галки. Такие ночлеги посещаются каждую зиму и находятся почти во всех городах и посёлках Эстонии. Чем раньше выпадает снег, тем раньше занимаются ночлеги (но не раньше января) и тем больше прилетает на них ворон. Так, на ночёвку в город Эльва слетается в многоснежные зимы более 4000 птиц, в малоснежные же, как, например, в 1954 году, — всего несколько сотен. Ночлеги посещаются регулярно до второй половины февраля, после чего вороны появляются уже в местах гнездования.

Шильдмахер пишет, что весенний пролёт серых ворон на Гельголанде начинается с первых чисел февраля, а главная масса птиц пролетает во второй половине марта и в апреле. В середине сентября начинается осенний пролёт, который достигает максимума в середине октября; даже в ноябре, декабре и январе наблюдаются отдельные пролетающие особи. В январе можно наблюдать пролёт уже в двух направлениях — в юго-восточном и в северо-западном. На основании этих данных возникает вопрос, надолго ли вообще отлетают серые вороны из Эстонии и не является ли их отсутствие весьма кратковременным. Можно предположить, что серые вороны местной эстонской популяции, а также и более северных популяций начинают обратный пролёт уже в январе-феврале. В малоснежные зимы из-за лёгкости добычи корма они не слетаются в городские районы на ночлеги, а ночуют малыми стаями в местах кормёжек. В многоснежные же зимы путь их проходит исключительно через города и населённые пункты, где легче добывать корм. Добыча нескольких серых ворон, окольцованных в Финляндии, отчасти подтверждает это предположение:

Н 3259, окольцована 7 июня 1937, добыта 21 декабря 1937 в Кунда;

Н 17820, окольцована 30 мая 1935, добыта 5 февраля 1936 в Харьюма;

Н 3614, окольцована 10 июня 1934, добыта в феврале 1935 в Саарема;

Н 4079, окольцована 5 июня 1935, добыта в марте 1936 в Саарема.

Возможно, что эти птицы, за исключением Н 3259, которая, вероятно, осталась зимовать на нашем побережье, добыты уже на весеннем пролёте. Об этом говорит и добыча двух ворон, окольцованных птенцами 10 июня 1934 в окрестностях Таллина (Нехату) кольцами Тартуского университета и отстреленных там же 17 февраля 1935 (10903) и 5 марта 1935 (10902). В данном случае можно думать, что они уже возвратились после зимовки. Для всестороннего выяснения этого вопроса требуется больше материалов по кольцеванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.