Научная статья на тему 'О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
накопительная система оценивания / учебный процесс / компетенции / контрольные мероприятия / текущий контроль / промежуточная аттестация / cumulative assessment system / educational process / competencies / control measures / ongoing control / intermediate certification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Шмулевич

В современном образовании особую актуальность приобретают проблемы совершенствования оценки качества знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в учебном процессе. В связи с этим в статье рассматриваются методические аспекты применения накопительной системы оценивания успеваемости студентов как одного из индикаторов уровня освоения как отдельной дисциплины, так и всей образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Шмулевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FINANCIAL DISCIPLINES

In modern education, the problems of improving the assessment of the quality of knowledge, skills and abilities acquired by students in the educational process are of particular relevance. In this regard, the article discusses the methodological aspects of the application of a cumulative system for assessing student academic performance as one of the indicators of the level of development of both a separate discipline and the entire educational program.

Текст научной работы на тему «О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Т.В. Шмулевич, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-147-151

Аннотация. В современном образовании особую актуальность приобретают проблемы совершенствования оценки качества знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в учебном процессе. В связи с этим в статье рассматриваются методические аспекты применения накопительной системы оценивания успеваемости студентов как одного из индикаторов уровня освоения как отдельной дисциплины, так и всей образовательной программы.

Ключевые слова: накопительная система оценивания, учебный процесс, компетенции, контрольные мероприятия, текущий контроль, промежуточная аттестация.

В развитии учебного процесса оценка знаний студентов занимает важное место, поскольку именно она является интегрирующим фактором для всего образовательного пространства. Так, для молодого специалиста - это количественная характеристика его профессиональной компетентности, для работодателя - один из критериев при приеме на работу, а для университета - основное средство диагностики проблем обучения. Исключительно важно, чтобы применяемые педагогические технологии были максимально объективны и прозрачны для всех участников образовательного процесса.

Необходимо отметить, что оценка качества получаемого обучающимися высшего образования является важным компонентом образовательного процесса на всем протяжении обучения. Она является интегральным критерием, отражающим как уровень успеваемости конкретного студента, так и, косвенным образом, качество организации учебного процесса и преподавания тех или иных дисциплин. Также оценка рассматривается как количественная характеристика степени компетентности студента, так и эффективности его подготовки по данной дисциплине. Именно поэтому любая система характеристики достижений студентов должна решать следующие задачи:

- диагностирование и корректировка знаний, умений и навыков обучающихся;

- учет результативности отдельного этапа учебного процесса;

- определение итоговых результатов обучения (сформированности профессиональных компетенций) на разном уровне.

Одной из современных педагогических технологий, применяемых в менеджменте качества образовательных услуг, стало применение оценочных систем индивидуальных достижений студентов накопительного типа. В частности, рейтинг отражает интегральную оценку как собственно знаний, так и процесса их накопления и практического применения в ходе занятий. Данная система оценивания знаний является одним из инструментов анализа работы студента в процессе учебной и научной деятельности [2].

Следует отметить, что накопительная система предусматривает прежде всего совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дис-

циплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [1].

Системный накопительный подход предполагает выставление баллов обучающимся по регламентированной шкале по результатам всех видов учебной деятельности при освоении основных образовательных программ. В основу концепции накопительной оценки достижений студентов положены следующие принципы:

- регулярность контроля освоения содержания каждой учебной дисциплины в виде самостоятельных логических и содержательно законченных блоков;

- всесторонний характер оценивания как учебной деятельности обучающихся, так и ее достижений, выраженных в освоении запланированных в образовательной программе результатов обучения в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего образования;

- стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе путём внедрения дифференцированного подхода к оценке их знаний и результатов учебной деятельности;

- дидактическая обоснованность содержания, методов контроля и оценивания;

- упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной дисциплины и образовательной программы в целом;

- объективность оценки результатов работы обучающихся путем начисления баллов.

Далее рассмотрим особенности содержания и методические аспекты применения накопительной технологии оценки успеваемости студентов на примере дисциплины «Финансы», преподаваемой студентам 2 курса, обучающимся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент») в 3 и 4 семестрах. К формам промежуточной аттестации, предусмотренных по данному предмету, относятся зачет, экзамен и курсовая работа.

Целью изучения дисциплины является формирований компетенций у обучающегося в области функционирования финансов в современной экономике, умений и

навыков практической реализации механизма организации финансовых отношений для решения профессиональных задач [3; 5].

Накопительная система оценки успеваемости студентов по финансовой дисциплине основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения курса. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений студента в определённом направлении. С применением балльной системы оценки успеваемости проводятся мероприятия текущего контроля успеваемости, защита курсовой работы, сдача экзамена (зачета) по дисциплине. Формирование баллов по каждому виду контроля осуществляется отдельно.

Задания для оценивания умений, навыков и (или) опыта деятельности по курсу «Финансы», предусматривают выполнение аттестуемыми действий:

- по обработке информации, выделению ее структурных элементов и выявлению взаимосвязи между ними и т.п.;

- по интерпретации и усвоению информации из разных источников, ее системному структурированию;

- по выявлению значения предмета учебной дисциплины (модуля) для достижения конкретной цели;

- по решению учебных задач.

В течение семестра идет накопление знаний, умений и навыков по дисциплине, на проверку которых направлены следующие формы контроля по данному курсу: фронтальные опросы по терминам (основным понятиям) по темам, анализ практических ситуаций, доклады (сообщения), эссе, тестирование, контрольные работы.

Сами задания должны позволять проверить результаты освоения образовательной программы и результаты обучения и быть соотнесены с целью, задачами и содержанием дисциплины, соответствовать предмету оценки и отражать современное состояние области знаний, сферы деятельности [4].

В процессе проведения данного курса начисляются премиальные и штрафные баллы. Премиальные баллы по изучаемой

дисциплине могут начисляться за активность на учебных занятиях и высокое качество выполнения заданий текущего контроля успеваемости, участие в олимпиадах, конференциях, составление тестовых заданий, аннотирование научной литературы, посещаемость занятий. Штрафные баллы в рамках преподаваемой дисциплины начисляются студенту за невыполнение или нарушение сроков мероприятий текущего контроля успеваемости и пропуски учебных занятий по неуважительной причине.

На этапе текущей аттестации в рамках системы контрольно-оценочных мероприятий в рамках курса «Финансы» оценивается систематическая учебная деятель-

Общее количество набранных баллов по итогам реализации форм текущего контроля по курсу «Финансы» не может превышать 100 (с учетом премиальных баллов). Распределение баллов по формам мероприятий текущего контроля успеваемости указывается в рабочей программе дисциплины и не изменяется в течение учебного семестра. Общая сумма баллов за выполнение мероприятий текущего контроля успеваемости для обучающихся по очной форме формируется из следующих элементов:

ность обучающегося, а также результаты формирования компонентов компетенций в ходе выполнения контрольных аудиторных, самостоятельных и прочих работ, установленных рабочей программой. В рамках текущей аттестации по всем видам заданий обучающийся может максимально набрать 100 баллов. При этом распределение максимальных баллов между результатами контрольно-оценочных мероприятий текущей аттестации осуществляется в зависимости от значимости в формировании компетенций, сложности и трудоемкости выполненных работ и заданий.

В таблице 1 приведен пример распределения баллов по итогам работы в течение семестра.

1. двух контрольных точек, как правило, предусмотренных рабочей программой дисциплины в течение семестра. Максимальное количество баллов за одну контрольную точку должно составлять 30;

2. мероприятий текущего контроля успеваемости вне контрольных точек. Количество баллов за выполнение каждого мероприятия по изучаемому курсу составляет от 5 до 20.

Итоговый рейтинг по дисциплине «Финансы» для обучающихся по очно-заочной форме будет складывается из баллов за

Таблица 1. Распределение баллов в семестре по темам курса

Номер раздела/темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки Баллы в первой контрольной точке Баллы по видам работ, выполняемым до второй контрольной точки Баллы во второй контрольной точке

Раздел. Финансовая система РФ

Тема 1.1 Сущность и функции финансов. Финансовая система РФ Тестирование 8

Тема 1.2 Государственные финансы Доклад 14

Раздел Контрольная работа 30

Тема 1.3. Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих предприятий Анализ практической ситуации 8

1.4. Финансы сферы страхования Эссе 10

Раздел Контрольная работа 30

выполнение контрольной работы и выполнение мероприятий текущего контроля.

Оценка за экзамен по курсу «Финансы» рассчитывается с учетом баллов, полученных обучающимся за мероприятия текущего контроля успеваемости. На экзамене дополнительно проводится углубленный опрос студентов, набравшего менее 60 баллов за выполнение мероприятий текущего контроля успеваемости, по вопросам, приведенным в рабочей программе дисциплины.

Поскольку в учебном плане дисциплины «Финансы» предусмотрена курсовая работа, допуск к сдаче экзамена осуществляется только после защиты курсовой работы.

Следует отметить, что накопительная система оценки достижений студентов является информационно открытой: любое изменение рейтинга отражается на странице размещения данной дисциплины в электронной информационно-

образовательной среде. Преподаватель информирует обучающихся о порядке применения накопительной системы оценки результатов на первом занятии в начале каждого семестра.

Итоговый рейтинг по результатам освоения дисциплины «Финансы» в учебном

Подводя итоги, выделим некоторые преимущества применения накопительной технологии оценки результатов студентов для повышения качества образовательного процесса по дисциплине «Финансы»:

- возможность более рационально планировать учебный процесс по преподаваемой дисциплине;

- возможность организовывать и поддерживать систематическую работу обучающихся в течение всего периода обучения и своевременно вносить коррективы в

семестре может рассчитываться следующим образом:

Яи = 0,6* Ятк + 0,4* Япа, где Ятк - суммарные баллы за мероприятия текущего контроля;

Япа - суммарные баллы за промежуточную аттестацию;

0,6 и 0,4 - коэффициенты значимости соответствующей формы контроля в формировании итогового результата обучения по курсу.

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины «Финансы» проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся. Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100. При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.

Для перевода баллов в традиционную систему оценивания и определения уровня сформированности компетенции (компонентов компетенции) применяется шкала, вариант которой представлен в таблице 2.

организацию учебного процесса по результатам текущего контроля знаний;

- расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;

- повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях;

- объективность и полнота при определении итоговой оценки с учетом промежуточных результатов;

- возможность большей дифференциации оценки результатов успеваемости.

Таблица 2. Порядок перевода баллов в итоговую оценку по курсу

Уровень сформированное™ компетенции (элемента компетенции) Количество набранных баллов Оценка

Высокий 90-100 отлично зачтено

Повышенный 79-89 хорошо

Пороговый 60-69 удовлетворительно

Не сформирован менее 60 неудовлетворительно не зачтено

Библиографический список

1. Тодис, Л.М. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения / Л.М. Тодис, Т.В. Виноградова, А.С. Андронычева // Современное педагогическое образование. - 2023. - №3. - С. 78-81.

2. Гуменникова Ю.В., Золкин А.Л., Черницына Р.Н. К вопросу об эффективности нанкопительной системы оценивания индивидуальных достижений студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2024. - № 1 (94). - С. 11-16.

3. Шмулевич Т.В., Чернова В.Э. О совершенствовании методики преподавания финансово-аналитических дисциплин//Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды. :сборник научных трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции, 29-30 января 2018 г. - СПб.: СПбГЭУ, 2018.

4. Кислова, Н.Н. Внутренняя независимая оценка качества образования: формы, нормативное и методическое обеспечение / Н.Н. Кислова, С.А. Леонов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2023. - Т. 25, № 88. - С. 34-41.

5. Шмулевич Т.В. К вопросу о подготовке специалистов в сфере финансов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - №7. - С. 241-246.

ABOUT PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FINANCIAL

DISCIPLINES

T.V. Shmulevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In modern education, the problems of improving the assessment of the quality of knowledge, skills and abilities acquired by students in the educational process are of particular relevance. In this regard, the article discusses the methodological aspects of the application of a cumulative system for assessing student academic performance as one of the indicators of the level of development of both a separate discipline and the entire educational program.

Keywords: cumulative assessment system, educational process, competencies, control measures, ongoing control, intermediate certification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.