Научная статья на тему 'БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Николаевна

В статье раскрываются преимущества введения балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения основной образовательной программы высшего образования. Особый акцент сделан на рассмотрении цели, задач, принципов балльно-рейтинговой системы, а также особенностей оценивания текущей и промежуточной аттестации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCORE-RATING SYTSTEM OF QUALITY ASSESSMENT DEVELOPMENT OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCAION

The article describes the advantages of the introduction of score-rating system of quality development of basic educational programs of higher education. Particular emphasis is placed on the examination of goals, objectives, principles of score-rating system, as well as the features of estimation of current and intermediate certification of students. Keywords: score-rating system, current and intermediate certification

Текст научной работы на тему «БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Предмет Лидерство (направление «Менеджмент», профиль «Маркетинг»):

1) способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

2) способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

3) способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5).

Предмет Лидерство в управлении (направление «Профессиональное обучение», профиль «Экономика и управление»):

1) готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

2) умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

3) способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1). Предмет Тренинг эффективных коммуникаций

(направление «Менеджмент», профиль «Маркетинг»):

1) умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

2) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

3) способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8).

Предмет Кинесика (направление «Профессиональное обучение», профиль «Экономика и управление»):

1) готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

2) владение системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способность управлять своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

3) готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27).

Список литературы

1. Белоконь О.В. Психотехнологии лидерства: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2010. - 112 с.

2. Косолапова М.А., Ефанов В.И. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. - Томск: ТУСУР, 2012. - 87 с.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие. - М.: Статут, 2007. - 542 с.

4. Goleman D. Emotional intelligence. - New York: Bantam Books, 2005. - 358 p.

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Белова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, Курский государственный университет, г.Курск

SCORE-RATING SYTSTEM OF QUALITY ASSESSMENT DEVELOPMENT OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCAION

Belova Svetlana, Candidate of pedagogical sciences, associate Professor, The Kursk State University, Kursk, АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются преимущества введения балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения основной образовательной программы высшего образования. Особый акцент сделан на рассмотрении цели, задач, принципов балльно-рейтинговой системы, а также особенностей оценивания текущей и промежуточной аттестации студентов.

Ключевые слова: бально-рейтинговая система, текущая и промежуточная аттестация ABSTRACT

The article describes the advantages of the introduction of score-rating system of quality development of basic educational programs of higher education. Particular emphasis is placed on the examination of goals, objectives, principles of score-rating system, as well as the features of estimation of current and intermediate certification of students. Keywords: score-rating system, current and intermediate certification

Важнейшим элементом образовательного процесса является оценивание качества освоения основных образовательных программ, от правильного выбора системы оценивания существенно зависят мотивация обучающихся и, как следствие, конечные результаты обучения.

Существующая массовая практика оценивания качества (уровня) образования (подготовки) обучаемых в отечественной образовательной системе характеризуется следующими основными параметрами: связью предметной области оценивания качества подготовки обучаемых

с дисциплинарными (предметными) знаниями по завершении различных этапов обучения в том или ином вузе; обеспечение междисциплинарного синтеза, надпредмет-ной подготовки; повсеместным использованием директивно установленной четырехбалльной шкалы оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) при всех испытаниях обучаемых; отсутствием систематичности в проведении контрольных мероприятий; субъективностью выставляемой оценки, а также ее случайностью; использованием нестандартизованных (субъективных) средств оценки качества образования [1].

В целях повышения качества высшего образования многие вузы разрабатывают и внедряют инновационные технологии и системы оценивания качества подготовки студентов (качества освоения образовательных программ), связанные не только с организацией, но и с содержанием образовательного процесса.

Важность введения новых форм оценивания качества подготовки студентов не подлежит сомнению. Так как традиционная пятибалльная (а реально, четырехбалльная) система контроля качества обучения имеет ряд существенных недостатков. По мнению Г.П. Савельевой, И.Ю Сероусова это: отсутствие систематичности в проведении контроля; нерациональное использование методов и форм; отсутствие дидактической направленности; игнорирование специфических условий работы в вузе [4, с. 21].

К числу недостатков традиционной системы оценивания качества знаний обучающихся В.А. Попков относит субъективность выставляемой оценки; случайность, обусловленную содержанием вопросов и задач экзаменационных билетов, различных по сложности; также и стиль взаимоотношений конкретных участников экзаменационного процесса, манера поведения студента, коммуникативные качества педагога и студентов; проявление так называемого эффекта «контраст», когда выставляемая отметка зависит от впечатления, произведенного на экзаменатора предыдущими студентами и др. [3].

Многие исследователи обращают внимание на то, что при традиционной процедуре оценивания у многих студентов во время сессии возникает «экзаменационный стресс», страх, препятствующий объективной оценки уровня их подготовки.

Традиционная система оценивания уровня подготовки студентов не способствует активной и ритмичной работе студентов. Эта система, ориентированная на контроль уровня подготовки в основном в период экзаменационной сессии, не позволяет достаточно дифференцированно оценить успехи каждого студента в межсессионный период и, что особенно важно, - измерить качество самостоятельной работы обучаемого.

Кроме того, одинаковые оценки в рамках четырехбалльной шкалы, объединяющие большие группы студентов, не позволяют дифференцировать знания, умения, навыки, способы деятельности по их глубине и объему. В итоговой экзаменационной оценке не учитывается внеаудиторная работа, доля которой по ФГОС ВПО составляет 50% для бакалавров и более 70% для магистрантов. Внеаудиторная самостоятельная работа нуждается в таком же планировании, организации и методическом обеспечении, как и учебный процесс, проводимый в аудиториях,

лабораториях. Студент, сдавший все контрольные работы досрочно, и студент, сдавший их в течение зачетной недели, формально одинаково успевают. В итоговой экзаменационной оценке не учитывается внеаудиторная работа, которая фиксируется в зачетных единицах.

Необходимо применение такай системы оценивания, которая позволяла бы показать разницу в успешности студентов, повысить мотивацию студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, повысить уровень организации образовательного процесса вузе. Одним из таких вариантов является балльно-рейтинговая система (БРС) оценивания качества освоения основной образовательной программы высшего образования.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале и интегрально характеризующая успеваемость, и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).

БРС учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования 100 - бальной шкалы оценок; создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.

БРС - система организации процесса освоения ООП ВО, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится кумулятивная (накопительная) оценка качества учебной работы студента в течение семестра, учебного года. При БРС все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, в том числе и самостоятельной работы, оценивается в рейтинговых баллах.

Целью БРС вуза является комплексная оценка качества учебной, научно-исследовательской работы студентов при освоении ими ООП ВО.

Главные задачи БРС заключаются в:

- повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

- повышении уровня организации образовательного процесса в вузе;

- стимулировании повседневной систематической работы студентов;

- повышении качества обучения за счет интенсификации образовательного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

- осуществлении регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по направлению (специальности);

- снижении роли случайности при сдаче экзаменов, зачетов;

- создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.), необходимых при обучении в рамках многоуровневой системы;

- организация ритмичной самостоятельной работы студентов;

- организации педагогического мониторинга;

- реализации квалиметрического подхода в оценке деятельности студентов;

- повышении уровня методической подготовки профессорско-преподавательского состава;

- обеспечении участия вуза в Болонском процессе с целью повышения академической мобильности обучающихся и конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.

Кроме того, БРС является одним из элементов системы менеджмента качества образования в вузе и вводится с целью повышения качества подготовки кадров и объективности его оценивания. БРС позволяет:

- активизировать разработку и внедрение новых организационных форм и методов обучения, максимально мотивирующих активную творческую работу как студентов, так и преподавателей вуза;

- упорядочить и структурировать процедуру непрерывного контроля знаний;

- получать, накапливать, представлять информацию о состоянии дел у студента, группы, потока, за любой промежуток времени и на текущий момент;

- прогнозировать успеваемость студента на некоторые временные периоды;

- регулировать образовательный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

- студентам рационально распределять свои временные, физические и умственные ресурсы на конкретном временном интервале и стимулировать активное приобретение ими знаний;

- активизировать личностный фактор в студенческой среде путем введения принципа состязательности в процесс обучения, который базируется на главном показателе - качестве подготовки специалистов, бакалавров, магистров.

- на более раннем этапе обучения выявлять лидеров и отстающих студентов с целью реализации индивидуального подхода в образовательном процессе;

- определить статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей вуза.

БРС базируется на следующих принципах:

■ структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части - дисциплинарные модули (раздел (теоретический курс совместно с практическими занятиями, лабораторными работами и т. д.); самостоятельный цикл лабораторных работ; индивидуальные домашние задания, вводимые в курс для закрепления теоретического материала; индивидуальная самостоятельная работа по выбору студента; научно-исследовательская работа; все виды практик; подготовка и защита выпускной квалификационной работы и др.);

■ открытость результатов оценки, текущей успеваемости студентов (оценка как текущей, так и итоговой успеваемости студентов в баллах с накоплением их в течение семестра и в целом по семестрам);

■ неизменность требований, предъявляемых к работе студентов;

■ регулярность и объективность оценки результатов работы студентов путем начисления рейтинговых баллов;

■ наличие обратной связи, предполагающей своевременную коррекцию содержания и методики преподавания дисциплины;

■ строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студентами, профессорско-преподавательским составом, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом вуза);

■ стимулирование ритмичной работы студентов в течение семестра;

■ повышение значимости самостоятельной и индивидуальной работы путем разработки и выдачи студентам индивидуальных вариантов домашних, контрольных, лабораторных заданий, заданий на курсовое проектирование, а также появление возможности всегда получить консультацию и индивидуальную помощь при их выполнении;

■ организация выполнения заданий в сроки, близкие к оптимальным, путем тщательного рейтингования результатов;

■ внесение элементов состязательности в обучение путем предоставления студентам возможности просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволит со стороны студентов управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться получить лучшие результаты в оценке своей деятельности;

■ дифференцированный подход к оценке знаний студентов, стимулирование высокого рейтинга по каждой дисциплине, по сумме дисциплин в семестре, на курсе, специальности/направлению, факультете путем повышения его престижности, осуществления целенаправленного отбора в магистратуру, аспирантуру, учета результатов учебы при контрактной системе распределения специалистов, получения разовых поощрений и премий;

■ возможность постановки вопроса о целесообразности продолжения обучения студента еще до

начала сессии или об освобождении от экзамена по итогам работы в семестре; Сочетание кредитной и МРС позволяет студенту самому учитывать следующие факторы, влияющие на итоговую оценку его успеваемости:

- установленные университетом требования к итоговому оцениванию по среднему показателю на получение степени бакалавра и магистра;

- установленные университетом требования к выполнению кредит-часов на зачисление студента в качестве выпускника на завершающий семестр для бакалаврского обучения и магистерского обучения;

- установленные университетом требования к формам и результатам итоговых, промежуточных и текущих аттестационных испытаний на получение диплома бакалавра и магистра.

В рамках реализации балльно-рейтинговой системы оценки освоения ООП ВО вуз вправе выбирать свою шкалу оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т.д. каждой учебной дисциплины. Опыт вузов, используемых БРС показал, что наиболее целесообразны и эффективны рейтинговые системы, учитывающие трудоемкость всех учебных дисциплин через «зачетные единицы», «кредиты» и т.д. В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов = «100-%ный успех»), а его суммарная рейтинговая оценка работы по всем дисциплинам определяется с учетом их трудоемкости как сумма набранных по каждой дисциплине баллов.

Итоговую рейтинговую оценку студента по дисциплине удобно рассчитывать, как отношение суммы произведений количества баллов, набранных студентом при изучении дисциплин в течение всего учебного года и кредитов изученных дисциплин к сумме кредитов изученных дисциплин:

n

Е BjKj

p =—-

EKj

- где Р - итоговая рейтинговая оценка студента;

- n - количество учебных дисциплин в семестре, учебном году, за все время обучения;

- Bj - количество баллов, набранных студентом при изучении j-ой дисциплины в семестре, учебном году, за все время обучения;

- Kj - число кредитов по j-ой дисциплине в семестре, учебном году, за все время обучения.

Такая система позволяет достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым во 2-3 семестрах, и за весь период обучения.

БРС оценки качества освоения ООП ВО включает две составляющие: текущая и промежуточная аттестация.

Первая составляющая (текущая аттестация) - оценивание преподавателем итогов учебной деятельности студента в течение семестра (максимальная сумма баллов определяется вузом и не должна превышать 70 баллов).

Структура баллов должна быть четко расписана в технологической карте учебной дисциплины (модуля). Формой оценивания качества подготовки студентов могут быть опросы на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а также короткие (например, до 15 мин.) задания, выполняемые студентами в начале лекции с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала или в конце лекции для выяснения степени усвоения изложенного материала, коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий (например, решение задач) с отчетом (защитой) в установленный срок, тестирование по материалам учебного модуля. Особую значимость в рамках БРС, по мнению Р.И. Баженова, приобретает оценивание курсовых работ [2, с. 135].

Вторая составляющая (промежуточная аттестация) - оценивание знаний студента на экзамене. Экзамен оценивается по 30-балльной шкале и может быть представлен в форме тестирования по основным положениям и понятийному аппарату дисциплины и решения ситуационных и проблемных заданий. Результаты Интернет-экзамена в сфере профессионального образования могут являться одной из составляющих промежуточной аттестации.

Если аттестация студента по дисциплине не предусматривает экзамена, то вся возможная сумма в 100 баллов приходится на текущую аттестацию. Поэтому, как указывалось выше максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине составляет 100 баллов Sтек.+ Sпром. = 100 баллов). Результат входного контроля в рейтинговую оценку по учебной дисциплине не включается.

Таким образом, основной акцент при аттестации студента в рамках балльно-рейтинговой системы делается на обеспечение индивидуального маршрута студента и качество текущей и промежуточной аттестации освоения студентом основной образовательной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Акулова, О.В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Акулова О.В., Вершинина Н. А., Даутова О.Б / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 - 175 с.

2. Баженов, Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. -2014. - № 5 (33). -С. 135-138.

3. Попков, В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов. / Попков В.А. // Педагогика - №8. - 1998. -С.51 -55

4. Савельева, Г.П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе. / Савельева Г.П. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.