Ю.С. ПИВОВАРОВ
О ПАНДЕМИИ-2020 И ДЕМОКРАТИИ
Аннотация. Автор согласен с мнением А. Меркель: пандемия - самый большой вызов человечеству со времен Второй мировой войны. Коро-навирус есть атака как на биологическую, так и на социальную природу человека. Это и угроза демократии, которая, по мнению некоторых аналитиков, не способна организовать сопротивление разрушительной стихии, обрушившейся на человечество. Автор, напротив, возлагает надежду на демократические институты и процедуры. Будучи продуктом многовековой социальной эволюции, демократия является наиболее эффективным способом самоорганизации общества.
Ключевые слова: демократия, пандемия, онтологический вызов, А. Меркель, биологическая и социальная природа человека.
Когда-то, в 70-е - начале 80-х, будучи молодым еще человеком, думал: вот какая счастливая судьба у моего поколения (людей, родившихся в послевоенное десятилетие). Нам не дано пережить мировую войну, голод, террор, эпидемии. Оказалось, что по-своему мы получили сполна. Не буду перечислять. Но вот - коронавирус. Это случайность, которой могло и не быть? Совпадение негативных обстоятельств? Никто не знает. «Испанка» 1918 г. - начала 1920-х годов унесла, по некоторым подсчетам, более 50 млн человек. И «противоядие» не было найдено. Что сейчас? Когда этот ужас закончится? Думаю, не ради красного словца Ангела Меркель в марте 2020 г. сказала, что эта пандемия - самый большой вызов человечеству со времен Второй мировой войны. Наверное.
***
Пандемию-2020 называют новой Мировой войной. Понятно - чтобы указать на масштаб происходящего, угрозы, страхи. Ведь две мировые войны - это пока самые трагические события в истории человечества. Проблема, однако, в том, что к творящемуся с нами и на наших глазах нельзя подходить с привычными мерками. Даже с такой, как мировая война. Тогда мы имели дело с человеческим злом, и оно было персонифици-
141
ровано. Было понятно, с кем и чем бороться, кого и как наказывать. Сегодня ситуация совершенно другая.
Это - не мировая война. Это война «Природы» против человека. Бессмысленны вопросы: зачем, за что, почему? Спрашивать некого. Мы имеем дело с имперсональностью, бессубъектностью. Нас уничтожают по единственному признаку - человек. Мы - даже не враги; мы - то, что подлежит уничтожению. Это единственное, что нас объединяет.
Против кого сражались еще недавно? - «Классового врага», еврея, иноверца, «агрессора». Теперь - против человека. Причем кто сражается, -мы не знаем. Какая-то «Природа». Что ей от нас надо? - Нет, не так: ей просто нас не надо. Хороших и плохих, черных и белых, молодых и старых. И пытаться договориться нельзя. С кем? Кто (что) пожирает нас? Никто, Ничто. Существует лишь процесс (акт) пожирания.
Мы столкнулись с тем, что еще страшнее, обездушеннее, чем Рок в античной трагедии. Сближает только одно: и там гибнет не «герой» (один, одиночка), а «хор» (масса, все).
***
Коронавирус «послан» «Природой» не как орудие убийства, а как само убийство. Он реализуется в уничтожении живого. «Хитрость» коро-навируса в том, что его носителем (разносчиком) является сам человек. Объект убийства доставляет убийство к жертве.
На нас идет Ничто, чуждое принципу индивидуализации, на котором построена человеческая цивилизация.
По аналогии: метеорит не имеет своей целью кого-то уничтожить. Он движется силой тяготения, «притягивается». Результатом может стать попадание в скопление людей и их уничтожение. Но «ничего личного» не было. Смешно говорить о злой воле или злой природе метеорита. И, значит, о причинно-следственных связях. А если коронавирус и типологически схожие с ним явления суть способ существования «Природы»? И у нее нет цели убить прямоходящих двуногих бесхвостых «живчиков». У нее нет вообще никакой «цели», кроме самовоспроизведения. То есть коронавирус несовместим с человеком столь же случайно, как попадание метеорита в крышу (или стену) дома? Просто встретилось на пути.
Впервые современное человечество сталкивается с таким вызовом. «Испанка» была лишь прообразом. Да и потом от нее «отвлекли» Первая мировая, всеобщий экономический кризис, новые диктаторские режимы. Теперь - совершенно тотальный накат, охвачена вся планета. Вместе с тем нельзя не заметить, что главные удары наносятся по центрам цивилизации: Ломбардия, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва. Средостения мировой культуры; за ними - тысячелетие эволюции, труд многих поколений.
142
И здесь вопрос: дает ли эта «избирательность» какой-то ключ к пониманию происходящего или нет? - Боюсь, что нет.
Появляется паническая мысль: а если это «только» пробный шар и при всем своем бесконечном ужасе - «лишь» первая стадия уничтожения «Природой» человека? И за ней придут абсолютно смертоносные эпидемии, которые выкосят уже во много раз больше. Или таковым становится режим обитания человека на Земле? - Пожили!
Хотя, должен признать, в самом человеке - страшно сказать - есть нечто «коронавирусное». Вообще люди устроены весьма противоречиво. Лишь мы способны создавать новую реальность, не «предусмотренную» «Природой». В нас также заложен механизм сохранения жизни. И в то же время - механизмы старения и саморазрушения. К примеру (и моему личному), онкология есть суицид человека. Смертоносные клетки порождает он сам.
Всю свою историю человек борется с внутренними болезнями, агрессиями других человеческих существ, с опасными для его жизни «вопросами» Природы. Жизнеустроительные инстинкты человека породили общеобязательные правила: понятия Добра и Зла, религиозные учения, конституции, правила уличного движения, расписания движения транспортных средств. А также - международное право и т.д.
***
Мы еще до конца не понимаем, что уже во многом разрушен тот мир, где существует традиционная система координат: добро/зло, прогресс/регресс, право/права и проч. И не ясно, с какой новой системой нужно подходить к этому новому миру. А человек, в определенном отношении, - это сумма понятий, с помощью которых он пытается осмыслить мир, вписаться в него, устроиться в нем, улучшить его. Теперь нужно что-то другое.
В целом мой прогноз таков: это, как Первая мировая, быстро не закончится (там тоже все были убеждены в скорой победе, в быстром завершении войны, - и все обманулись). Мы и в дальнейшем - под угрозой.
***
Умные люди пытаются представить поствирусное будущее человечества. Да, по экономике уже нанесен сильнейший удар, и это еще не конец. Да, возникают новые возможности для радикальных, безответственных сил. Даже для такой стабильной, успешной страны, как Германия, не могу исключить - по аналогии с Великим экономическим кризисом 19291933 гг. - роста экстремистских настроений. Тогда умеренные консервативно-либеральные и социал-демократические партии, профсоюзы, союзы
143
работодателей не смогли сдержать волну недовольства и разочарования миллионов. Конечно, сегодня демократия и рыночная экономика гораздо более устойчивы. Но это сейчас. А что будет, если испытания обострятся и затянутся?
Как мы знаем, в условиях мировых войн или «мировых кризисов» происходят концентрация власти, ужесточение обихода. Для России, страны с повышенно авторитарной системой, это особенно опасно. Искушение решать проблемы «железной рукой» высоко. Да мы и в мирное время почти не знаем несилового подхода. Мы привыкли жить в режиме сверхцентрализации. И кто даст гарантии, что «временное», «на период пандемии», еще большее укрепление диктатуры, подчинение ей новых сфер жизни потом уйдут? Более того. События весны 2020 г. (да и последующие) показали, что мы, с одной стороны, стоим перед опасностью усиления централизации и милитаризации режима, с другой - «феодализации» (внутренние границы, «парад карантинов», селекция граждан на «своих» и «чужих»).
Как же быть?
Прежде всего - не хоронить демократию (как идею и практику). Не поддаваться пораженческим настроениям. Уже слышно (в том числе и от уважаемых экспертов): посткоронавирусная реальность будет этатистской и «социалистической» - иначе ситуацию не удержать, иначе не хватит ресурсов. То есть необходимо строгое регулирование и регламентирование жизнедеятельности общества и граждан. Места для демократии здесь не остается (или: оно сильно сужается). Но демократия - не снег, который прекрасно себя чувствует при минусовой погоде и тает при потеплении. Демократия есть продукт длительной эволюции европейского человечества. Демократия относится к тем фундаментальным институтам, которые определяют социогенез. В демократии происходит синтезирование всех других основополагающих элементов исторического бытования человека -права, религии, государства, семьи, языка, собственности, денег и т.д.
Демократия неоднократно терпела поражения от тоталитарных и т.п. сил. Но и обеспечивала человеку наилучшие в истории условия для самореализации. От демократии нельзя просто взять и отказаться, как нельзя отказаться, к примеру, от денег - в конечном счете не важно, металлические они, бумажные или виртуальные. В некоторых странах пробовали, но были вынуждены вернуться к этому институту.
Демократия - одно из самых больших завоеваний человечества. И, несмотря на все неудачи, падения, отступления, она не теряет своей ценности, потому что обеспечена золотым историческим стандартом. Люди, релятивирующие демократию, являются, по словам Томаса Манна, «пораженцами перед лицом врага рода человеческого». Демократия - это наш христианский выбор в социальной сфере. Отрицание или небрежение
144
демократией - это отказ от многовековой культурной работы миллионов предшественников.
Все это имеет непосредственное отношение к России, хотя о ее несовместимости с демократией говорят давно, в том числе и сами демократы. Да, нашему человеку (обычному, «из большинства») к бесправию не привыкать - это его естественное состояние. Он с ним свыкся, сросся, научился компенсировать - как бы и не замечает, что бесправен. Кроме того, в 2020-м российская демократия, и без того слабая и неустойчивая, была подвергнута мощной агрессии со стороны неототалитарных (в интенции) сил. Удар был направлен прежде всего на государство - правовое, социальное, конституционное - и на гражданские права. Однако именно ситуация эпидемии показала: права и свободы - жизненная необходимость, их отсутствие увеличивает риски и угрозы, с которыми ежедневно и ежечасно сталкивается каждый. Полные одиночество и незащищенность человека в чрезвычайных условиях - не только показатель ущербности управленческой системы. Это и расплата общества за правовую и политическую индифферентность, безразличие к демократическим нормам и процедурам, за попустительство государственному произволу.
Когда на кону - здоровье и сама жизнь, человеку нужны не «сильные руки», федеральные или региональные, не ракеты и не идеологический дурман. Он нуждается в медицинской помощи, социальной поддержке, адекватной информации, открытом обсуждении проблем, самодеятельности, солидарности. У нас - рост полицейщины, дальнейшее ограничение общественных свобод, продолжение политики социального унижения, презрение к личному достоинству. Режим не может себя преодолеть, подняться на уровень чрезвычайных задач, повернуться «человеческим лицом». - Парадокс, но сейчас именно нам впору требовать больше демократии -
как лекарства для загибающегося социального организма.
***
Таким образом, пандемия коронавируса есть атака как на биологическую, так и на социальную природу человека. Онтологический вызов человеческому роду, его истории и непреходящим достижениям. В час жесточайших испытаний, сомнений в возможности мировой гармонии и опасных уступок инстинктам страха и похоти насилия наши права и свободы нуждаются в защите. И защитить их можем только мы сами.
YURIY PIVOVAROV
THE PANDEMIC-2020 AND DEMOCRACY
Abstract. The author agrees with the opinion of A. Merkel: the pandemic is the biggest challenge to humanity since the Second World War. Coronavirus
145
is an attack on both the biological and social nature of a citizen.This is also a threat to dem0ocracy, which, according to some analysts, is not capable of organizing resistance to the destructive elements that have struck humanity. The author, on the contrary, relies on democratic institutions and procedures. Being a product of centuries-old social evolution, democracy is the most effective way of self-organization of society.
Keywords: democracy, pandemic, ontological challenge, A. Merkel, biological and social nature of man.
146