УДК 725.945(571.151): 130.2(4/5)
Н. А. Тадина, кандидат исторических наук, доцент Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск, Россия)
О ПАМЯТНОМ ЗНАКЕ «АЛТАЙ - СЕРДЦЕ ЕВРАЗИИ» В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Республики Алтай, проект № 17-11-04004а-ОГН
Аннотация. Автор рассматривает символическое значение мемориального знака «Алтай -сердце Евразии», установленного в 2006 г. На въезде в Республику Алтай (Россия) по инициативе властей Татарстана (Россия), в контексте реставрации исторического зайсаната - совета родовых (сёоков) глав алтайцев, наделённого полномочиями в области администрирования некоторых внутриэтнических вопросов. В статье изложены авторские предположения относительно некоторых факторов популяризации алтайской гипотезы происхождения тюркских народов, а также причин формирования специфического образа Республики Алтай, чей титульный этнос -алтайцы - считаются потомками древних тюрков, живших в центре евразийского континета в прошлом тысячелетии.
Памятный знак ««Алтай - сердце Евразии» рассмотрен в комплексной связи с сакральным объектом традиционной алтайской культуры - ритуальным камнем с высокогорного плато Укок под названием «Бай таш», символизирующим сенсационные находки в Кош-Агачском районе региона, относящиеся к пазырыкской культуре - археологической культуре железного века (У1-Ш вв. до Р. Х.). Указанные мемориальные объекты, по мнению автора, играют важную роль в конструировании в массовом сознании образа современной Республики Алтай как территории возрождения древнетюркской культуры.
Ключевые слова: Алтай, евразийский центр, памятный знак, алтайцы, Республика Алтай, культура.
При въезде в Республику Алтай по Чуйскому тракту можно увидеть памятный знак «Алтай -сердце Евразии», которому уже более десяти лет. Он установлен от имени Республики Татарстан в июле 2006 года в честь 250-летия вхождения алтайцев в состав России. Представляет собой композицию из шести дуг, скреплённых ободом, образующих полусферу в форме половины земного шара или купол в виде юрты. В центре очерчен очаг, над которым высится девятиметровая стела - мифологический символ мирового дерева, связующего Землю и Небо (фото 1). Его венчает золотая звезда ««Алтын казык», дословно «золотой кол»: алтайское название Полярной звезды.
На центральной стеле высечено «Послание потомкам» на русском, алтайском и древнетюркском языках: «Мы этот памятный знак воздвигли в Горном Алтае - «центре мироздания», на том месте, где древние племена собирались для решения государственных дел, откуда батыры на аргамаках уходили в походы, народ устраивал праздники и состязания в честь знаменитых событий. Здесь берёт начало тюркская цивилизация. Потомки, помните о своих корнях, гордитесь деяниями предков и достойно несите свое имя. Да снизойдет на нас благословение
1. Памятный знак «Алтай - сердце Евразии». Фото автора
Вечного Голубого Неба». Этот текст повторен на шести языках - татарском, английском, японском, корейском, турецком, фарси и высечен на тумбах, расположенных по кругу.
В обращении к потомкам подчёркнута уникальность региона, названного «центром мироздания, где берёт начало тюркская цивилизация». Историей предков выделен Горный Алтай на фоне Большого Алтая, включающего российский Алтай: Горный Алтай - в административном отношении Республика Алтай, степной Алтай - Алтайский край, Рудный Алтай, граничащий с Восточным Казахстаном, и зарубежный Монгольский и Гобийский Алтай. Посредством памятного знака, подаренного Татарстаном, творится имагологический образ Республики Алтай как наследницы древних традиций государственности. Её титульный этнос - алтайцы являются потомками тех «древних племён, собиравшихся на этой территории для решения государственных дел». Идея «Послания потомкам» звучит актуально в свете возрождённой должности зайсана -родового главы, деятельности совета зайсаната, роли его потестарной власти в решении этнических проблем алтайцев: о статусе алтайского языка, об охране священных мест, соблюдении родовых обычаев авункулата и экзогамии [1].
Этническое сознание алтайцев базируется на родовой структуре. Патрилинейный род (соок) имеет подразделения и образует родовые группы родственных сёоков-родов. Наиболее многочисленными сёоками являются кыпчак, тёлёс, майман, тодош, иркит. Их названия восходят к древности, о чём С. А. Токарев писал: «Самые названия алтайских, по крайней мере, южноалтайских, родов показывают, что многие из них являются как бы обломками целых племен и народов, в разное время оставивших следы своего пребывания на Алтае» [2].
Алтай был частью центра первой евразийской империи, названной каганатом, политическое и культурное наследие которого оказало существенное влияние на развитие тюркских народов. Об их этногенетической преемственности свидетельствует общность основных этнических компонентов. В родовом составе тюркских народов древняя основа кыпчаков, теле, огузов, меркитов, найманов и пр. К примеру, алтайцев и кыргызов объединяют общие роды - тёёлёс, мундус; у казахов, башкир и алтайцев встречается род кыпчак; у алтайцев с тувинцами общими родами являются иркит, коболы, сойон, тёёлёс. И таких примеров можно привести множество.
Современные тюркские народы, несмотря на антропологическую и конфессиональную неоднородность, сохранили общий язык и общую культуру (культ Тенери-Неба), оставшиеся в наследство от общих предков - древних тюрков. Издавна преобладает скотоводческое хозяйство (кочевое и полукочевое) и неслучайны общие элементы традиционной культуры (тип жилища юрта, одежды, средств передвижения, пища, украшения и т. п.). Высоким достижением явилось создание рунической письменности. Зародившись в древности, тюркский праязык вместе с его носителем - древними тюрками, прошёл сложный путь. До сих пор преобладает так называемая «алтайская гипотеза» происхождения тюрков, согласно которой их прародина находится на Алтае как центре Евразии [3, 4].
На открытии памятного знака «Алтай - сердце Евразии» в Приветственном письме Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева звучало: «Алтай - это место с глубочайшей историей, прародина целого ряда народов. Я рад, что имея статус республики, на Алтае создаются все условия для вас, людей, населяющих центр Евразии, когда-то центр Тюркского каганата. Земля Алтая является колыбелью многих культур, особое значение она имеет для тюрков, именно здесь зародились наши древние цивилизации, письменность и государственность в лице Тюркского каганата... Татары всегда помнят о своей прародине - Алтайском юрте. Татар и алтайцев сближают общая судьба, история, язык, культура, духовное родство» [5]. Было выражено признание роли Алтая и его древних жителей - алтайцев в истории Евразии от лица одного из крупных тюркских народов. Неслучайно, кроме официального названия памятного знака прижились другие: «Алтай - колыбель тюркского мира», «Алтай - прародина тюрков».
Республика Алтай, известный сельскохозяйственный и экологически чистый регион, позиционируется как рай для туристов. Уходят старые бренды, такие как «Алтай - золотые горы», «Горный Алтай - жемчужина Сибири». С целью наполнения имагологического образа региона памятный знак «Алтай - сердце Евразии» включён в комплекс «Золотые ворота Алтая». О чём на сайте Министерства культуры РА сказано: «Открыт обрядовый комплекс, где установлены «Обо таш» -ритуальный камень и деревянные коновязи, предназначенные для специального обряда почита-
ния Алтая. Центральной частью комплекса является сакральный камень «Бай Таш». Камень привезли с плато Укок, где была найдена мумия женщины, названной «Алтайская принцесса» [6].
Развивается идея об исторической глубине региона путём популяризации пазырыкской археологической культуры, существовавшей в Горном Алтае на тысячелетие раньше Тюркского каганата. Камень с высокогорного плато Укок, находящегося в Кош-Агачском районе Республики Алтай у границы с Монголией, нужен как символ сенсационной находки мумии в кургане пазы-рыкского времени (У1-Ш вв. до н. э.). В массовом сознании сложился образ Горного Алтая как уникального места с неповторимой пазырыкской культурой.
На протяжении почти 20-летнего противостояния между Институтом археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и властью Республики Алтай шла борьба за возврат мумии «Алтайская принцесса». Главным возражением археологов считалась невозможность в музее г. Горно-Алтайска «обеспечить сохранение мумии для её научных исследований. К тому же, женщина оказалась европеоидом, а не монголоидом, как алтайцы. А её захоронение относится к эпохе скифов, имеющих иранское происхождение». Правительство республики мотивировало свою позицию тем, что «принцесса принадлежит алтайской земле, алтайскому народу, поэтому она должна храниться именно на Алтае» [7]. Утверждается мнение о том, что «Алтайская принцесса» олицетворяет древние народы, жившие на той земле, на которой произошли алтайцы.
После окончания 5-летней реконструкции Национального Музея Республики Алтай на средства Газпрома России в 2012 году «Алтайская принцесса» была доставлена в г. Горно-Алтайск без сопроводительного инвентаря, оставленного Институтом археологии и этнографии СО РАН для реставрации. В музее её поместили отдельно и доступ к ней ограничен. Звучали предложения об общедоступном показе и превращении мумии в бренд Национального Музея, но значительная часть алтайцев выступила против, согласно традиции табуированного отношения к погребениям. Одна из причин создания бренда Республики Алтай связана со стремлением властвующей элиты вписать свой регион в мировое сообщество, в котором пазырыкская культура презентабельна [8]. Обрядовый комплекс назван «Бай Таш» (священный камень) в силу следующих обстоятельств. Для его сооружения доставлены камни с плато Укок, получившего статус Природного Резервата (1994), Зоны Покоя (1997) и включённого в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Золотые горы Алтая» (1998). Привезённые камни для объекта «Обо таш» сложены в форме насыпи «обоо», служащей жертвенником (фото 2). Рядом установлены две коновязи, между ними натянута верёвка, на которую повязывают жертвенные ленты «къшра/]алама».
Церемониально-обрядовый комплекс назван «Бай Таш», потому что направлен на демонстрацию главного мировоззренческого принципа алтайцев - почитание Алтая как божества, от которого зависит благополучие человека, его семьи и рода [9]. Священные места у горных перевалов, переправ, источников находятся у дороги, с которой связаны планы путников, перемены в
жизни, исполнение желаний. Неслучайно обрядовый комплекс «Бай Таш» заложен у дороги -автомагистрали Чуйский тракт, что на административной границе Республики Алтай и Алтайского края.
Следует отметить, что обрядовый комплекс «Бай Таш» установлен для церемониала встречи почётных столичных и зарубежных гостей Республики Алтай. В демонстрации обряда почитания Алтая участвуют фольклорные группы в стилизованных национальных костюмах. Повязывают белые жертвенные ленты у коновязей,
угощают прибывших гостей в сопровождение народных песен. Старший мужчина, например, зай-сан - родовой глава алтайцев, кропит священным напитком на четыре стороны света, начиная с восточной, со словами мира и благоденствия, пожелания гостям благополучной поездки.
В имиджевой политики Республики Алтай планируется развить проект «Золотые ворота Алтая». Будет установлена лестница и смотровая площадка в форме птицы, с которой можно будет видеть окрестности предгорий по реке Катуни, убегающий вдаль Чуйский тракт, гору Бабырган как одну из родовых гор алтайцев, находящуюся на противоположном берегу. Будет заложен парк «Дружба», в котором будут представлены деревья и кустарники, произрастающие в Горном Алтае. Предполагается, что развитие комплекса «Золотые ворота Алтая» будет обеспечиваться коммерческой составляющей проекта, включающей сувенирные лавки, пункты питания, предложение разных маршрутов экскурсий и пр. Начало имиджевого проекта заложено памятным знаком «Алтай - сердце Евразии».
Список литературы
1. Тадина, Н. А. Возрождение зайсаната в Республике Алтай: взгляд сквозь собственную этническую идентичность // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 3. - С. 77-81.
2. Токарев, С. А. Пережитки родового культа у алтайцев // Сибирский этнографический сборник. Труды Ин-та этнографии (новая серия). - Москва : Ленинград, 1947. - Т. I. - С. 139-158.
3. Гумилёв, Л. Н. Древние тюрки. - Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : АСТ, 2002. - 574 с.: карт., табл. - (Библиотека мировой литературы) (Вехи истории).
4. Кляшторный, С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. Санкт-Петербург : Изд-во филол. фак. Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 559 с.: ил. - (Азиатика).
5. Мухамедшин, Р. Праздник на древней прародине тюрков : вчера официальная делегация Татарстана во главе с Председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным приняла участие в праздновании 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России // Республика Татарстан. - 2006. -№ 136 [Электронный ресурс] / Республика Татарстан : общ. полит газета. - Электрон. дан. - Казань, 19982018. - Режим доступа : http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-6105/ (дата обращения: 13.02.2018).
6. Республику посетил первый президент Татарстана [Электронный ресурс] / Мин-во культуры Респ. Алтай. - Электрон. дан. - Горно-Алтайск, 2018. - Режим доступа : http://culture-altai.ru/index.php/ru/ minis-terstvo/80-all-news/657-respubliku-altaj-posetil-pervyj-prezident-tatarstana-mintimer-shajmiev.html (дата обращения: 13.02.2018).
7. Васильева, М. Новосибирские учёные подшаманили с «укокской мумией» [Электронный ресурс] / ФедералПресс : рос. инф. агентство. - Электрон. дан. - Москва, 2002-2018. - Режим доступа : http://pda.fedpress.ru/news/society/reviews/novosibirskie-uchenye-podshamanili-s-ukokskoi-mumiei (дата обращения: 13.02.2018).
8. Тадина, Н. А. Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев / Н. А. Тадина, Т. С. Ябыштаев // Вестник Томского государственного университета. Сер. История. - 2013. - № 3. - С. 165-168.
9. Тадина, Н. А. Алтай глазами алтайцев // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации : матер. междунар. науч. конф. (г. Барнаул, 25-27 нояб. 2012 г.). -Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. академии, 2012. - С. 213-218.
Nadezhda А. Tadina, Ph. D. in History, Associate Professor Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia)
ON "ALTAI IS THE EURASIA'S HEART", MEMORIAL SIGN IN THE REPUBLIC OF ALTAI
The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research and Ministry of Education and Science of the Republic of Altai according to the research project № 17-11-04004a(OGN)
Abstract. The author considers a symbolic meaning of the "Altai is a Centre of Eurasia", the memorial sign that had been erected at the entrance to the Republic of Altai (Russia) on the initiative of the
official authorities of Tatarstan Republic (Russia) in the context of restoration of historical "Zaisanaf which is a council of Zaisans who were heads of Altaians genuses that had power to solve various intra-ethnic issued. The article outlines some the author's assumptions concerning factors that determine popularization of the Altaians' hypothesis on origin of ancient Turkic peoples, and also, concerning reasons of forming a peculiar image of the Republic of Altai title ethnos of which, the Altaians, is considered as the descendant of the ancient Turkic peoples who lived in the geographical center of the Eurasian continent in the past Millennium.
"Altai is a Centre of Eurasia", the memorial sign, is considered in relation with the traditional Altaian culture's sacral object which is a ritual stone called "Bay Tash" from the Ukok plateau that famous for sensational findings in Kosh-Agach district (the Republic of Altai, Russia). These findings belong to Pazyryk culture, an archaeological culture of the Iron Age (6th-3rd centuries before Christ). These memorial objects, in the author's opinion, play important role in constructing an image of the today's Republic of Altai as a place of resurrection of the ancient Turkic peoples' culture in mass consciousness.
Keywords: Altai, the center of Eurasia, memorial sign, Altaians, the Republic of Altai, culture.
УДК 159.924.23:1(091)-051аль-Фараби(5 -011)(=411.21)
М. Б. Юлдашева, доцент
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана (Ташкент, Узбекистан)
manzura [email protected]
К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ АЛЬ-ФАРАБИ
Аннотация. В статье представлены авторские размышления на тему взглядов философа, математика, музыковеда, учёного Востока Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммад аль-Фараби (827951 гг.) на процесс творческого развития человеческой личности, проанализированы представления средневекового философа о феномене творческой способности, существе таланта, творческой деятельности одарённого человека.
Ключевые слова: аль-Фараби, культура, искусство, творчество, личность, способности, талант.
Творческая деятельность не только создает определенные ценности, но и является условием и способом самовыражения и саморазвития личности, то есть творчество само по себе является ценностью. Вместе с тем оно оказывает значительное влияние на изменение системы ценностей человека, ибо в новых условиях общественного развития человек и создает новые ценности, и творчески осваивает «чужие» ценности, и трансформирует «старые» достижения. Результат творческого процесса - не только определенный продукт, но и изменение творческого потенциала самой личности, его развитие. А задатками к творческой, преобразовательной деятельности обладает каждая личность как представитель рода человеческого. Если в основе становления «собственно человеческих», личностных качеств рассматривать выделение человека из природы в процессе её преобразования посредством орудийной деятельности, то оказывается, что именно способность (или изначально её задатки) к осознанному, целенаправленному изменению реальной действительности и отражает его сущностную характеристику. Учитывая значимость роли сознания в процессе становления человека, познающего, осознанно воспринимающего и преобразующего окружающий мир, следует обратить внимание на то, что, именно познавая, осваивая мир, человек видит его несовершенство (чем оправдывает свое человеческое назначение) и пытается изменить его, творит мир и выражает тем самым свою сущность. Гегель отмечал: «Если познавание есть орудие для овладения абсолютной сущностью, то сразу же бросается в глаза, что применение орудия к какой-нибудь вещи не оставляет её в том виде, в каком она есть для себя, а напротив, формирует и изменяет ее» [1]. Следовательно, создание чего-то нового и познание его, а значит, и восприятие «по-своему» в зависимости от личностных качеств - процесс творческий. И то, что