В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Правительством РФ утверждены "Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медикосоциальной помощи". Вместе с тем в системе специального образования остается ряд проблем, которые требуют концептуального решения. Это отсутствие единой системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и социально-трудовой реабилитации детей, адекватной системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим появляется острая необходимость в организации новых гибких психологопедагогических условий, при которых сами учащиеся становятся активными участниками образовательного, воспитательного и трудового процессов, способствующих активизации интереса к школьной жизни, формированию ответственности за свои дела и действия в комфортных условиях образовательного учреждения.
В трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. одной из важных задач социализации является воспитание "нового" человека, так как социализация является многогранным и непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все
базовые ценностные ориентации, усваиваются ребенком основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирование и развитие, становление его как личность происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Важным педагогическим элементом социального воспитания является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь нуждающимся.
В современной социальной ситуации в нашей стране речь идет о формировании активной личности, способной к социальной адаптации в сложных жизненных ситуациях с учетом психофизических особенностей развития. В результате сформированности социальных умений и навыков человек овладевает приемами самопомощи. Социальная адаптация в конечном счете подводит личность к самовоспитанию, дает ей возможность достичь более продуктивного социального поведения.
Таким образом, в содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии выдвигается на передний план создание необходимых, наиболее комфортных условий для развития каждой личности, активизации всех процессов в интеллектуальном, эмоциональном, моральном, культурном, физическом развитии и реабилитации личности ребенка.
Библиографический список
1.Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
2.Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / под ред. Л.С. Выготского. - М., 1924.
3.Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Народное просвещение. - 1925. - № 1.
4.Гончарова, Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина // Сб. науч. тр. и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996.
Bibliography
1. Vygotsky, L.S. Probiemy defektolodii / horsepower / L.S. Vygotsky .- M ,: Prosvehenye, 1995.
2. Voprosy vospitanyia slepykh, glykhonemych i umstvenno otstalykh detey . /Pod red . L. S. Vygotskodo. - M., 1924.
3. Vygotsky, L.S. Principy vocpytania physicgeski defectivnykh detey // Narodnoe pvosveshenye . - M., 1925. - № 1.
4 .Goncharova, E.L. Realibitatsiya svedstvamy obrazovaniya osobye obrazovatelnye potrebnosti detey s vyrazhennymi narusheniyami v razvitiy / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina // Sbornik nauchnykn trudov I pioekthnykh materialov IPN RAO “ Podkhody k reabitazii detei s osobennostyami rasvitiya sredstvami obrazovaniya “. - M., 1996.
Article Submitted 18.01.11
УДК: 378.147
Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. кафедры литературы Хакасского гос. Ун-та им. Н. Ф. Катанова, соискатель, прикреплена при лаборатории проблем литературного образования в национальной школе ИОСО РАО, г. Москва, E-mail: pollik 21.mail.ru
О НОВЫХ ПОДХОДАХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ*
В статье рассматриваются возможности использования новых подходов в литературном образовании, в том числе компетентностного подхода (требование стандарта второго поколения). Предлагаются дискуссионные вопросы: характеристика структуры профессиональной компетенции учителя литературы, а также ключевые компетенции учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения литературы литературы в русле личностно-ориетированного и деятельностного подходов.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, модернизация, тероминология, структура.
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации -от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. В связи с отказом от взгляда на литературу исключительно как на средство воспитания современная методика стала выдвигать новые подходы к обучению предмету:
- личностно-ориентированный, реализуемый в рамках педагогики сотрудничества. Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. ученые рассматривают личностно-ориентированный подход в образовании как построение особого рода педагогического процесса, который направлен на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида. При этом личность понимается как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии,
смыслообразовании, ответственности, саморегуляции, креативности, свободе. В содержание личностноориентированного образования включается особый вид опыта -личностный. Этот опыт является субъективным, создаваемый самой формирующейся личностью. Основное понятие личностно-ориентированного образования - «ситуация развития личности». Это - совокупность условий, побуждающих воспитанника к осознанию сложившегося у него личностного опыта, открытию новых смыслов. В такой ситуации содержатся задачи, которые ставят воспитанника перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе поступка и давать ему нравственную оценку, обосновывать личностную и социальную значимость своих действий, ставить нравственно оправданную цель и проявлять волевое усилие для ее достижения, выражать свою индивидуальность в творческом продукте. В качестве технологий личностно-ориентированного образования используется диалог с носителем личностного опыта, задачи различной предметной природы с личностным контекстом, игровая имитация социального пространства личностной самореализации. Е. В. Бондаревская личностноориентированное образование рассматривает как культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной
образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами. В качестве принципов личностноориентированного образования она выделяет - принцип природосообразности образования, принцип
культуросообразности образования, принцип индивидуальноличностного подхода, принцип ценностно-смысловой направленности образования. Все исследователи подчеркивают необходимость отношения к человеку как к самостоятельной ценности, а не как средству для достижения каких-либо целей.
- коммуникативно-деятельностый, в методике
преподавания литературы разработан С.П. Лавлинским [1], предусматривающим, что учебная деятельность
интерпретируется как смыслодеятельность, то есть как совместная деятельность равноправных сознаний педагога и учащихся, ориентированная на созидание, а не на воспроизведение смысловой основы рассматриваемого предмета, проблемы, задачи и т.д. Учебная деятельность при таком подходе осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу.
- компетентностный, который на данном этапе
современной методики преемственно связан с двумя предыдущими подходами, так как предполагает, что целью образования становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности. Если раньше учащийся «на выходе» должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - «компетенция». Компетентностый подход не является абсолютно новым - он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования, которые не чужды России. Кроме того, классификация компетенций до сих пор
полностью не определена. В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам. В обучении литературе как учебному предмету так же наиболее востребован данный (компетентностный) подход, как наиболее значимый для определения содержания литературного образования в современной школе [2]. В силу
полифункциональности литературы как учебного предмета вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматривается
сравнительно недавно и служит предметом научных
дискуссий.
Учитель-словесник должен обладать определенным уровнем профессиональной компетенции. Компетенция (от лат. competere: добиваться, соответствовать, подходить)
трактуется в широком смысле как знания, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также круг полномочий определенного органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом. В
общедидактическом смысле компетенция - это « совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [3, с. 60]. Компетенция есть заданное требование, норма к образовательной подготовке ученика. «Понятие компетенции значительно шире понятия «знания, умения, навыки», так как включает направленность личности, ее способности
преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления» [4, с. 139]. Иными словами, компетенция — совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познанием и опытом собственной деятельности. Компетенцию нельзя путать с компетентностью.
Под компетентностью (от лат. competentis: способный) понимается обладание компетенцией, т. е. знанием, опытом, позволяющим судить о чем-либо, либо обладание
полномочиями в решении определенных вопросов.
Вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматриваются сравнительно недавно и служит предметом научных дискуссий. Для нас важно следующее: под компетентностью обычно понимают личные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения благодаря наличию... определенных знаний, навыков и умений.
В дидактике различают коммуникативную, общекультурную, ценностно-смысловую, учебно-
познавательную и методологическую компетентность [4, с. 137- 138].
В западном образовании также было выделено понятие ключевых компетенций, к числу которых отнесены: политические и социальные компетенции, межкультурные компетенции, коммуникативные компетенции,
информационно-технологические компетенции,
профессиональная компетенция, и сделан вывод о том, что наиболее эффективно люди овладевают ими в возрасте от 15 до 25 лет. Это не означает, что процесс формирования компетенции заканчивается данными возрастными пределами: ключевые компетенции закладываются с детства, их совершенствование сопровождает всю человеческую жизнь, т. е. формирование компетенции — процесс, который в принципе никогда не заканчивается.
Быть компетентным не означает быть только ученым и образованным. Компетенция — это сфера отношений, существующих в человеческой практике между знанием и действием. Знания и умения есть основа для развития и форма для проявления компетенции. У компетенций есть свои характеристики: ситуативность, т. е. проявление в конкретной ситуации, непроявленная компетенция — это возможность, деятельностно выраженный характер. В связи с тем, что компетенция представляет собой процесс, непрерывный во времени и пространстве, при оценивании компетенции можно говорить только о степени ее сформированности.
Подводя итоги, можно сказать, что компетенция — это уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Природа компетенции такова, что последняя может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека и общества. Компетенция ситуативна, деятельностно выражена, имеет разные уровни. Средством-средой для формирования компетенции служит образование, воспитание в определенном социуме.
Структура и содержание профессиональной компетенции
- это понятие до сих пор не имеет четко очерченных границ, хотя попытки установить структуру и факторы, влияющие на ее формирование, предпринимались в науке. Собственно профессиональная компетенция учителя-словесника включает в себя, как правило, ряд составляющих, к числу которых относится: филологическая компетенция
(литературоведческая, лингвистическая и культуроведческая), педагогическая компетенция, психологическая компетенция, профессионально-коммуникативная компетенция, понимаемая как способность посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностное общение в профессиональной (учебной, научной, производственной и других) сферах и ситуациях человеческой деятельности. Профессиональная коммуникативная компетенция базируется на знании типологии профессионально-коммуникативных задач, норм педагогической этики, психологии и технологии общения и включает в себя профессиональное владение русским языком, т. е., с одной стороны, корректное с точки зрения нормы, узуса и стиля, с другой — педагогически адекватное условиями, содержанию и целям деятельности, методическая компетенция, которая включает в себя знание методологических и теоретических основ методики обучения литературе, знание целей, содержания, условий, приемов, форм обучения предмету, знание концептуальных основ, структуры и содержания средств обучения — учебников и т. д., умение применять теоретические знания по методике на практике в интегрированном виде, выполнять основные профессионально-методические функции.
Профессиональная компетенция — многоуровневое понятие, иерархия уровней может быть описана следующим образом: допрофессиональный уровень — «дилетантский», основанный на обыденном сознании и житейском опыте, эмпирический уровень, основанный на опыте и наблюдении, теоретический уровень — понимание, сложившиеся в ходе освоения знаний из соответствующей области науки. Он имеет свои подуровни: узнавание, воспроизведение, эвристический, творческий. Креативный уровень, который также распадается на подуровни: докреативный, репродуктивный, подуровень модернизации, подуровень новаторства, подуровень творчества.
Таким образом, профессиональная компетенция — интегральная характеристика профессиональных, личностных, деловых качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, способностей, опыта, а также нравственную позицию личности; характеристика качеств, достаточных для
Библиографический список
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция связана с правомочностью принятия решений не только относительно своей деятельности, но и деятельности других людей, связана с ответственностью за последствия принятых решений. Высшим критерием профессиональной компетенции является общественная значимость результатов труда специалистов в конкретной области деятельности и их востребованность.
Под компетенцией учащихся так же обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности [5, с. 63]. Согласно Г осударственному стандарту общего образования, у
выпускника средней школы должны быть сформированы следующие компетенции: личностная, социальная,
интеллектуальная и коммуникативная. Базовыми составляющими компетенций, формируемых на уроках
литературы, являются методологическая компетенция -способность субъекта к осуществлению собственной интеллектуальной деятельности в рамках научной методологии; жизненно необходимы коммуникативная компетенция (способность к грамотному общению) и
общекультурная (совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих личности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума), и филологическая компетенция (Аверинцев С. С., Быстрова Е. А. [6], которая складывается из лингвистической (навыки разноуровнего лингвистического анализа) и литературоведческой (способность эстетического восприятия и оценки художественных произведений). Предполагается, что школьный курс литературы поэтапно и последовательно формирует у учащихся комплекс читательских умений и навыков филологического анализа. На уроках литературы формируются умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, одновременно применяются изученные теоретико-литературные понятия, это формирование такого качества личности, как постоянная потребность в чтении как смыслодеятельности, которая формируется в процессе школьного литературного образования, как считают В. В. Краевский, А.В. Хуторской [7, с. 168].
* Исследование осуществлено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Государственный контракт №02.740.11.0374)
1. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс- традиция; ИНФРА.
2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. - №4.
3. Селевко, Г.К. Компетенции и их классификации // Народное образование. - 2004. №4.
4. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М., 1999.
5. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Обучение русскому языку: учеб. пособие для студентов пед.вузов / под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2007.
7. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Bibliography
1. Lavlinsky, S.P. Literature Education Technology. Communicative Approach. School-book for students-philologists. - M.: Progress-Traditsiya; INFRA.
2. Hutorskoy, A.V. Key competences as a component of personality-oriented education paradigm // Narodnoye obrasovaniye. 2003, № 2.
3. Selevko, G.K. Competences and their classification // Narodnoye obrasovaniye. 2004. - № 4.
4. Mizherikov, V.A., Ermolenko M.N. Introduction To pedagogigs. Teaching society of Russia. - M., 1999.
5. Kraevski, V.V., Hutorskoy A.V. The basies of teaching/ Didactics and methodology manual for student. - M.: Akademia. 2007.
6. Teaching Russian language Manual for students of pedagogical institutes / Editor Bystrova E. A. - M., 2001.
7. Kraevski, V.V., Hutorskoy A.V. The basies of teaching/ Didactics and methodology manual for student. - M.: Akademia. 2007.
Article Submitted 17.01.11