Научная статья на тему 'О новых подходах в литературном образовании'

О новых подходах в литературном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕРОМИНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА / COMPETENCE / APPROACH / MODERNIZATION / TERMINOLOGU / STRUCTURE LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольчикова Н. Л.

В статье рассматриваются возможности использования новых подходов в литературном образовании, в том числе компетентностного подхода (требование стандарта второго поколения). Предлагаются дискуссионные вопросы: характеристика структуры профессиональной компетенции учителя литературы, а также ключевые компетенции учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения литературы литературы в русле личностно-ориетированного и деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW APPROACHES IN TEACHING LITERATURE

The article tells about the possibilities of using competence approach at the lessons of literature. It gives the structure of professional competence of the leacher of literature and Key competences of the student to be Sormed in the process of literature study. Education competence is considered from personality-oriented and activity points of view

Текст научной работы на тему «О новых подходах в литературном образовании»

В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Правительством РФ утверждены "Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медикосоциальной помощи". Вместе с тем в системе специального образования остается ряд проблем, которые требуют концептуального решения. Это отсутствие единой системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и социально-трудовой реабилитации детей, адекватной системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим появляется острая необходимость в организации новых гибких психологопедагогических условий, при которых сами учащиеся становятся активными участниками образовательного, воспитательного и трудового процессов, способствующих активизации интереса к школьной жизни, формированию ответственности за свои дела и действия в комфортных условиях образовательного учреждения.

В трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. одной из важных задач социализации является воспитание "нового" человека, так как социализация является многогранным и непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все

базовые ценностные ориентации, усваиваются ребенком основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирование и развитие, становление его как личность происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Важным педагогическим элементом социального воспитания является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь нуждающимся.

В современной социальной ситуации в нашей стране речь идет о формировании активной личности, способной к социальной адаптации в сложных жизненных ситуациях с учетом психофизических особенностей развития. В результате сформированности социальных умений и навыков человек овладевает приемами самопомощи. Социальная адаптация в конечном счете подводит личность к самовоспитанию, дает ей возможность достичь более продуктивного социального поведения.

Таким образом, в содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии выдвигается на передний план создание необходимых, наиболее комфортных условий для развития каждой личности, активизации всех процессов в интеллектуальном, эмоциональном, моральном, культурном, физическом развитии и реабилитации личности ребенка.

Библиографический список

1.Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

2.Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / под ред. Л.С. Выготского. - М., 1924.

3.Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Народное просвещение. - 1925. - № 1.

4.Гончарова, Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина // Сб. науч. тр. и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». - М., 1996.

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Probiemy defektolodii / horsepower / L.S. Vygotsky .- M ,: Prosvehenye, 1995.

2. Voprosy vospitanyia slepykh, glykhonemych i umstvenno otstalykh detey . /Pod red . L. S. Vygotskodo. - M., 1924.

3. Vygotsky, L.S. Principy vocpytania physicgeski defectivnykh detey // Narodnoe pvosveshenye . - M., 1925. - № 1.

4 .Goncharova, E.L. Realibitatsiya svedstvamy obrazovaniya osobye obrazovatelnye potrebnosti detey s vyrazhennymi narusheniyami v razvitiy / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina // Sbornik nauchnykn trudov I pioekthnykh materialov IPN RAO “ Podkhody k reabitazii detei s osobennostyami rasvitiya sredstvami obrazovaniya “. - M., 1996.

Article Submitted 18.01.11

УДК: 378.147

Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. кафедры литературы Хакасского гос. Ун-та им. Н. Ф. Катанова, соискатель, прикреплена при лаборатории проблем литературного образования в национальной школе ИОСО РАО, г. Москва, E-mail: pollik 21.mail.ru

О НОВЫХ ПОДХОДАХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ*

В статье рассматриваются возможности использования новых подходов в литературном образовании, в том числе компетентностного подхода (требование стандарта второго поколения). Предлагаются дискуссионные вопросы: характеристика структуры профессиональной компетенции учителя литературы, а также ключевые компетенции учащихся, которые должны быть сформированы в процессе изучения литературы литературы в русле личностно-ориетированного и деятельностного подходов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, модернизация, тероминология, структура.

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации -от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. В связи с отказом от взгляда на литературу исключительно как на средство воспитания современная методика стала выдвигать новые подходы к обучению предмету:

- личностно-ориентированный, реализуемый в рамках педагогики сотрудничества. Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. ученые рассматривают личностно-ориентированный подход в образовании как построение особого рода педагогического процесса, который направлен на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида. При этом личность понимается как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии,

смыслообразовании, ответственности, саморегуляции, креативности, свободе. В содержание личностноориентированного образования включается особый вид опыта -личностный. Этот опыт является субъективным, создаваемый самой формирующейся личностью. Основное понятие личностно-ориентированного образования - «ситуация развития личности». Это - совокупность условий, побуждающих воспитанника к осознанию сложившегося у него личностного опыта, открытию новых смыслов. В такой ситуации содержатся задачи, которые ставят воспитанника перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе поступка и давать ему нравственную оценку, обосновывать личностную и социальную значимость своих действий, ставить нравственно оправданную цель и проявлять волевое усилие для ее достижения, выражать свою индивидуальность в творческом продукте. В качестве технологий личностно-ориентированного образования используется диалог с носителем личностного опыта, задачи различной предметной природы с личностным контекстом, игровая имитация социального пространства личностной самореализации. Е. В. Бондаревская личностноориентированное образование рассматривает как культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной

образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами. В качестве принципов личностноориентированного образования она выделяет - принцип природосообразности образования, принцип

культуросообразности образования, принцип индивидуальноличностного подхода, принцип ценностно-смысловой направленности образования. Все исследователи подчеркивают необходимость отношения к человеку как к самостоятельной ценности, а не как средству для достижения каких-либо целей.

- коммуникативно-деятельностый, в методике

преподавания литературы разработан С.П. Лавлинским [1], предусматривающим, что учебная деятельность

интерпретируется как смыслодеятельность, то есть как совместная деятельность равноправных сознаний педагога и учащихся, ориентированная на созидание, а не на воспроизведение смысловой основы рассматриваемого предмета, проблемы, задачи и т.д. Учебная деятельность при таком подходе осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу.

- компетентностный, который на данном этапе

современной методики преемственно связан с двумя предыдущими подходами, так как предполагает, что целью образования становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности. Если раньше учащийся «на выходе» должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - «компетенция». Компетентностый подход не является абсолютно новым - он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования, которые не чужды России. Кроме того, классификация компетенций до сих пор

полностью не определена. В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам. В обучении литературе как учебному предмету так же наиболее востребован данный (компетентностный) подход, как наиболее значимый для определения содержания литературного образования в современной школе [2]. В силу

полифункциональности литературы как учебного предмета вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматривается

сравнительно недавно и служит предметом научных

дискуссий.

Учитель-словесник должен обладать определенным уровнем профессиональной компетенции. Компетенция (от лат. competere: добиваться, соответствовать, подходить)

трактуется в широком смысле как знания, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также круг полномочий определенного органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом. В

общедидактическом смысле компетенция - это « совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [3, с. 60]. Компетенция есть заданное требование, норма к образовательной подготовке ученика. «Понятие компетенции значительно шире понятия «знания, умения, навыки», так как включает направленность личности, ее способности

преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления» [4, с. 139]. Иными словами, компетенция — совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познанием и опытом собственной деятельности. Компетенцию нельзя путать с компетентностью.

Под компетентностью (от лат. competentis: способный) понимается обладание компетенцией, т. е. знанием, опытом, позволяющим судить о чем-либо, либо обладание

полномочиями в решении определенных вопросов.

Вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматриваются сравнительно недавно и служит предметом научных дискуссий. Для нас важно следующее: под компетентностью обычно понимают личные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения благодаря наличию... определенных знаний, навыков и умений.

В дидактике различают коммуникативную, общекультурную, ценностно-смысловую, учебно-

познавательную и методологическую компетентность [4, с. 137- 138].

В западном образовании также было выделено понятие ключевых компетенций, к числу которых отнесены: политические и социальные компетенции, межкультурные компетенции, коммуникативные компетенции,

информационно-технологические компетенции,

профессиональная компетенция, и сделан вывод о том, что наиболее эффективно люди овладевают ими в возрасте от 15 до 25 лет. Это не означает, что процесс формирования компетенции заканчивается данными возрастными пределами: ключевые компетенции закладываются с детства, их совершенствование сопровождает всю человеческую жизнь, т. е. формирование компетенции — процесс, который в принципе никогда не заканчивается.

Быть компетентным не означает быть только ученым и образованным. Компетенция — это сфера отношений, существующих в человеческой практике между знанием и действием. Знания и умения есть основа для развития и форма для проявления компетенции. У компетенций есть свои характеристики: ситуативность, т. е. проявление в конкретной ситуации, непроявленная компетенция — это возможность, деятельностно выраженный характер. В связи с тем, что компетенция представляет собой процесс, непрерывный во времени и пространстве, при оценивании компетенции можно говорить только о степени ее сформированности.

Подводя итоги, можно сказать, что компетенция — это уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Природа компетенции такова, что последняя может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека и общества. Компетенция ситуативна, деятельностно выражена, имеет разные уровни. Средством-средой для формирования компетенции служит образование, воспитание в определенном социуме.

Структура и содержание профессиональной компетенции

- это понятие до сих пор не имеет четко очерченных границ, хотя попытки установить структуру и факторы, влияющие на ее формирование, предпринимались в науке. Собственно профессиональная компетенция учителя-словесника включает в себя, как правило, ряд составляющих, к числу которых относится: филологическая компетенция

(литературоведческая, лингвистическая и культуроведческая), педагогическая компетенция, психологическая компетенция, профессионально-коммуникативная компетенция, понимаемая как способность посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностное общение в профессиональной (учебной, научной, производственной и других) сферах и ситуациях человеческой деятельности. Профессиональная коммуникативная компетенция базируется на знании типологии профессионально-коммуникативных задач, норм педагогической этики, психологии и технологии общения и включает в себя профессиональное владение русским языком, т. е., с одной стороны, корректное с точки зрения нормы, узуса и стиля, с другой — педагогически адекватное условиями, содержанию и целям деятельности, методическая компетенция, которая включает в себя знание методологических и теоретических основ методики обучения литературе, знание целей, содержания, условий, приемов, форм обучения предмету, знание концептуальных основ, структуры и содержания средств обучения — учебников и т. д., умение применять теоретические знания по методике на практике в интегрированном виде, выполнять основные профессионально-методические функции.

Профессиональная компетенция — многоуровневое понятие, иерархия уровней может быть описана следующим образом: допрофессиональный уровень — «дилетантский», основанный на обыденном сознании и житейском опыте, эмпирический уровень, основанный на опыте и наблюдении, теоретический уровень — понимание, сложившиеся в ходе освоения знаний из соответствующей области науки. Он имеет свои подуровни: узнавание, воспроизведение, эвристический, творческий. Креативный уровень, который также распадается на подуровни: докреативный, репродуктивный, подуровень модернизации, подуровень новаторства, подуровень творчества.

Таким образом, профессиональная компетенция — интегральная характеристика профессиональных, личностных, деловых качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, способностей, опыта, а также нравственную позицию личности; характеристика качеств, достаточных для

Библиографический список

осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция связана с правомочностью принятия решений не только относительно своей деятельности, но и деятельности других людей, связана с ответственностью за последствия принятых решений. Высшим критерием профессиональной компетенции является общественная значимость результатов труда специалистов в конкретной области деятельности и их востребованность.

Под компетенцией учащихся так же обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности [5, с. 63]. Согласно Г осударственному стандарту общего образования, у

выпускника средней школы должны быть сформированы следующие компетенции: личностная, социальная,

интеллектуальная и коммуникативная. Базовыми составляющими компетенций, формируемых на уроках

литературы, являются методологическая компетенция -способность субъекта к осуществлению собственной интеллектуальной деятельности в рамках научной методологии; жизненно необходимы коммуникативная компетенция (способность к грамотному общению) и

общекультурная (совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих личности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума), и филологическая компетенция (Аверинцев С. С., Быстрова Е. А. [6], которая складывается из лингвистической (навыки разноуровнего лингвистического анализа) и литературоведческой (способность эстетического восприятия и оценки художественных произведений). Предполагается, что школьный курс литературы поэтапно и последовательно формирует у учащихся комплекс читательских умений и навыков филологического анализа. На уроках литературы формируются умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, одновременно применяются изученные теоретико-литературные понятия, это формирование такого качества личности, как постоянная потребность в чтении как смыслодеятельности, которая формируется в процессе школьного литературного образования, как считают В. В. Краевский, А.В. Хуторской [7, с. 168].

* Исследование осуществлено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Государственный контракт №02.740.11.0374)

1. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс- традиция; ИНФРА.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. - №4.

3. Селевко, Г.К. Компетенции и их классификации // Народное образование. - 2004. №4.

4. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М., 1999.

5. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Обучение русскому языку: учеб. пособие для студентов пед.вузов / под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2007.

7. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Bibliography

1. Lavlinsky, S.P. Literature Education Technology. Communicative Approach. School-book for students-philologists. - M.: Progress-Traditsiya; INFRA.

2. Hutorskoy, A.V. Key competences as a component of personality-oriented education paradigm // Narodnoye obrasovaniye. 2003, № 2.

3. Selevko, G.K. Competences and their classification // Narodnoye obrasovaniye. 2004. - № 4.

4. Mizherikov, V.A., Ermolenko M.N. Introduction To pedagogigs. Teaching society of Russia. - M., 1999.

5. Kraevski, V.V., Hutorskoy A.V. The basies of teaching/ Didactics and methodology manual for student. - M.: Akademia. 2007.

6. Teaching Russian language Manual for students of pedagogical institutes / Editor Bystrova E. A. - M., 2001.

7. Kraevski, V.V., Hutorskoy A.V. The basies of teaching/ Didactics and methodology manual for student. - M.: Akademia. 2007.

Article Submitted 17.01.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.