Б01: 10.48647/1ССА.2024.36.60.020
К.К. Меркулов
О НОВЫХ ИНИЦИАТИВАХ КНР В СФЕРЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОСЕНЬ 2023 г.)
Светлой памяти родителей посвящаю
Аннотация. Особое внимание в статье уделено анализу содержания документа «Предложение Китайской Народной Республики о реформе и развитии глобального управления», обнародованного МИД КНР 13 сентября 2023 г. с целью детализации прежних глобальных инициатив председателя КНР Си Цзиньпина и МИД КНР, и выпущенных Информационным бюро Госсовета КНР двух новых Белых книг: «Глобальное сообщество общего будущего: предложения и действия Китая» (26 сентября 2023 г.) и «Инициатива "Пояс и путь": ключевой столп глобального сообщества общего будущего» (10 октября 2023 г.). В статье также характеризуются оценки этих документов рядом зарубежных экспертов.
В числе основных выводов данной научно-исследовательской разработки (НИР) можно привести положение о крайней желательности создания в структуре РАН и/или других заинтересованных инстанций сети научно-исследовательских лабораторий не только по прогнозированию, но и системному моделированию параметров нового складывющегся мироустройства.
Ключевые слова: Китай (КНР), глобальное управление (ГУ); устойчивое оптимальное развитие, новое оптимальное мироустройство.
Автор: Меркулов Катенарий Катенарьевич, доктор экономических наук (МАН Сан-Марино, 1994, г. Москва); кандидат историче-
ских наук (МГИМО МИД СССР, 1990); старший научный сотрудник Центра изучения культуры Китая, Институт Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32). ORCID: 0000-0002-6244-1800. E-mail: [email protected]
Благодарность: автор искренне благодарит своих замечательных, увы, ныне покойных родителей и всех учителей и друзей за доброе содействие в подготовке данной и близких ей НИР.
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в Институте Китая и современной Азии РАН.
K.K. Merkulov
On China's new initiatives in the sphere of global governance (as of autumn 2023)
In memoriam to my blessed parents
Abstract. The article pays particular attention to the analysis of the content of the document titled "The Proposal of the People's Republic of China on the Reform and Development of Global Governance", published by the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China on September 13, 2023 in order to detail the previous global initiatives of the President of the PRC Xi Jinping and the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China, as well as issued by the Information Bureau of the State Council of the People's Republic of China two new White Papers "A Global Community for a Shared Future: China's Proposals and Actions" (September 26, 2023) and "The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of a Global Community for a Shared Future" (October 10, 2023). The article also characterizes the assessments of these documents by a number of foreign experts.
Among the main conclusions of this research development is the provision on the extreme desirability of creating within the structure of the Russian Academy of Sciences and/or other interested authoritative bodies a network of research laboratories not only for forecasting, but also for systematic modeling of the parameters of a new, emerging world order.
Keywords: China (the PRC), global governance (GI); sustainable optimal development, new optimal world order.
Author: Katenariy K. MERKULOV, Dr.Sc. (Economics) (IAS San-Marino), PhD (History) (MGIMO); Senior Research Fellow, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
(address: 32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997, Russian Federation). ORCID: 0000-0002-6244-1800. E-mail: [email protected]
Acknowledgements: the author sincerely thanks his wonderful, alas, now deceased parents and all teachers and friends for their kind assistance in the preparation of this and similar research projects.
Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.
Support. The article was prepared at the Institute of China and Contemporary Asia of the RAS within the framework of the State assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.
Данная статья подготовлена с учетом как ранее выдвинутых председателем КНР Си Цзиньпином и МИД КНР ряда глобальных инициатив1, так и обнародованного 13 сентября 2023 г. в целях детализации последних документов МИД КНР «Предложение Китайской Народной Республики о реформе и развитии глобального управления» (далее — Предложение КНР) и выпущенных Информационным бюро Госсовета КНР двух новых Белых книг: «Глобальное сообщество общего будущего: предложения и действия Китая» (26.09.2023)2 и «Инициатива "Пояс и путь": ключевой столп глобального сообщества общего будущего»3 (10.10.2023).
1 В тексте Предложения КНР по реформированию и развитию (системы) глобального управления от 13.09.2023 г. особо упоминаются предложение Си Цзиньпина о построении сообщества единой судьбы человечества (СЕСЧ); инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП/ИПП); Глобальная инициатива безопасности (ГИБ); Глобальная инициатива развития (ГИР); и Глобальная цивилизационная инициатива (ГЦИ) см.: Xi's proposal on building a community with a shared future for mankind (CSFM); the Belt and Road Initiative (BRI); the Global Security Initiative (GSI); the Global Development Initiative (GDI); and the Global Civilization Initiative (GCI) // Proposal of the People's Republic of China on the Reform and Development of Global Governance [2023], ф^Лйй^ИЛЗКЖ September 13,2023. URL: https://www.fiiiprc.gov.cn/eng/wjbxw/202309/t20230913_11142010. html (accessed: 09.11.2023). (При переводе исходного названия инициативы "A Community with a Shared Future for Mankind, CSFM", позднее синонимично названной в англоязычных версиях выше упомянутых Белых книг также как "A Global Community of Shared Future, GCSF", т. е. «Глобальное сообщество общего будущего, ГСОБ», априори использовался только термин «Сообщество единой судьбы человечества», СЕСЧ).
2 Full Text: A Global Community of Shared Future: China's Proposals and Actions. White Paper, released by the State Council Information Office of the People's Republic of China (2023), Xinhua, September 26, 2023. URL: https://english.news.cn/20230926/689e17beb34c44 e6a41aead2e0475223/c.html (accessed: 13 November, 2023).
3
Full text: The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. White Paper, released by the State Council Information Office of the People's Republic of China, Xinhua, October 10, 2023. URL: https://news.cgtn.com/news/2023-10-10/Full-text -China-releases-white-paper-on-Belt-and-Road-cooperation-1nMwG1FHWLu/index.html (accessed: 13 November, 2023).
Резюме контент-анализа новейших инициатив КНР в сфере глобального управления
По состоянию на начало-середину 2024 г., в официальном дипломатическом арсенале КПК и КНР в сфере глобального управления (ГУ) фигурировало пять важнейших инициатив1. Причем наиболее широко обсуждаемая инициатива «Пояс и путь», при всей ее масштабности и значимости, выступает, скорее, как вспомогательный инструмент для реализации инициатив в сфере ГУ (см. [Ларин, с. 18]).
Строительство сообщества единой судьбы человечества (СЕСЧ) и реализацию других его глобальных инициатив в «эпоху Си» Пекин увязывал и увязывает с реформой и развитием системы ГУ. В этой связи Си Цзиньпин неоднократно указывал на необходимость в международной деятельности Китая активно участвовать в реформировании системы глобального управления и «выявлять в нем свою ведущую роль»2. Эта идея была комплексно развита в различных официальных документах КПК и КНР, а ее «апофеозом» (по состоянию на конец 2023 — начало 2024 г.) стало Предложение КНР, публикация которого была приурочена к началу 78-й сессии ГА ООН.
Приведем резюме этого документа.
Итак, помимо краткого Введения и Заключения, документ состоит из пяти основных частей: I. Форсирование управления глобальной безопасностью и защита мира и стабильности во всем мире; II. Улучшение управления глобальным развитием и совместное достижение глобального устойчивого развития; III. Продвижение глобальных прав человека и социального управления и совместное содействие цивилизационному обмену и прогрессу; IV. Развитие глобального управления на новых рубежах и построение структуры глобального управления с видом на будущее; V. Укрепление ключевой роли ООН и продвижение реформы глобальной системы управления .
1 См. сноску 1 выше.
2 Си Цзиньпин. Стремиться сформировать новую обстановку в дипломатии великой державы с китайской спецификой. Тезисы выступления на Рабочем совещании ЦК КПК по иностранным делам (22 июня 2018 года) // О государственном управлении. Том III. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2021. 850 с. С. 630—635.
3 Proposal of the People's Republic of China on the Reform and Development of Global
Governance [2023]? // September 13, 2023. URL: https://www.fmprc.
gov.cn/eng/wjbxw/202309/t20230913_11142010.html (accessed: 09.11.2023).
В качестве стержневой оценки роли Китая в современной системе ГУ в этом документе приводится положение о том, что страна принимает активное участие в реформировании и развитии системы ГУ по следующим направлениям: Китай практикует консультации, осуществляет сотрудничество и стремится к общим выгодам в глобальном управлении; поддерживает истинную многосторонность, способствует демократизации международных отношений и работает над приданием глобальному управлению более справедливого и равноправного характера1. И это есть основной вывод и «аккорд», сделанный в указанном документе.
Не менее важно и примечательно содержание выпущенных Информационным бюро Госсовета КНР и упомянутых выше двух новых Белых книг.
Помимо лаконичного Предисловия и Заключения, Белая книга «Глобальное сообщество общего будущего: предложения и действия Китая» (26.09.2023) включает пять частей: I. Человечество на перепутье; II. Ответ на вызов времени и план будущего; III. Глубокие корни в истории и культурных традициях; IV. Направление и путь; V. Действия и вклад Китая2.
Как следует из текста этой Белой книги (подраздел 2.2. «Подчеркивая новые особенности глобального управления»), концепция глобального сообщества общего будущего (видимо, данный термин использован в англоязычной версии этого акта как синоним СЕСЧ. — Прим. К.М.) исходит из того, что все страны имеют общее будущее в мире, характеризующемся открытостью и инклюзивностью и которому присущи принципы равенства и справедливости, гармоничного сосуществования, разнообразия, взаимного обучения и обмена опытом. Также эта концепция опирается на такие принципы, как единство и
3
сотрудничество .
Как оптимистически отмечено в самом конце этого документа, в будущем, когда все страны объединятся в стремлении к общему благу и станут вместе планировать и действовать последовательно и сообща в правильном направлении к построению глобального сообщества
1 Ibidem.
2 Full Text: A Global Community of Shared Future: China's Proposals and Actions. White Paper, released by the State Council Information Office of the People's Republic of China. (2023). Source: Xinhua. Editor: huaxia 2023-09-26 10:01:30. Beijing. September 2023. 37 p. URL: https://english.news.cn/20230926/689e17beb34c44e6a41aead2e0475223/c.html (accessed: 13.11.2023).
3 Ibidem.
общего будущего, тогда «мы сможем построить открытый, инклюзивный, чистый и красивый мир с такими атрибутами, как прочный мир, всеобщая безопасность и общее процветание, а также совместно творить лучшее будущее для всего человечества»1.
Другая Белая книга — «Инициатива «Пояс и путь: ключевой столп глобального сообщества общего будущего» (10.10.2023) — помимо краткой Преамбулы и Заключения, включает также пять основных частей: I. Предложено Китаем, но принадлежит всему миру;
II. Прокладывая путь к совместному развитию и процветанию;
III. Содействие всестороннему взаимодействию в различных областях; IV. Внесение позитивной энергии в мир и развитие во всем мире; V. Обеспечение неуклонного и устойчивого прогресса в высококачественном сотрудничестве в рамках реализации инициативы «Пояс и путь» (ИПП)2.
Заключение этого документа содержит тезис о том, что инициатива «Пояс и путь» дала новую жизнь истории культурных обменов, насчитывающей более двух тысячелетий, и вдохновила стремление более 150 стран к реализации новой мечты.
В документе утверждается, что за 10 лет, прошедших с момента запуска ИПП, сотрудничество в рамках инициативы принесло в мир замечательные и глубокие изменения и стало важной вехой в истории человечества. Инициатива «Пояс и путь» — это долгосрочный, транснациональный и системный глобальный проект XXI в. Продолжая путь от отправной точки, ИПП демонстрирует большую креативность и жизнеспособность, и она станет более открытой и инклюзивной, а также создаст новые возможности как для Китая, так и для остально-
3
го мира .
Итак, обнародованное МИД КНР 13 сентября 2023 г. в целях детализации прежних глобальных инициатив председателя КНР Си Цзиньпина Предложение КНР и выпущенные Информационным бюро Госсовета КНР две вышеуказанные новые Белые книги, равно как и материалы III Форума международного сотрудничества «Пояс и
1 Ibidem.
2 Full text: The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. White Paper, released by the State Council Information Office of the People's Republic of China. (2023). Source: Xinhua. Editor: huaxia China 11:04, 10-0ct-2023. Updated 14:13, 10-0ct-2023. Beijing. October 2023. 23 p. URL: https://news.cgtn.com/news/2023-10-10/ Full-text-China-releases-white-paper-on-Belt-and-Road-cooperation-1nMwG1FHWLu/ index.html (accessed: 13.11.2023).
3 Ibidem.
путь» (17—28 октября 2023 г., Пекин)1, стали, на наш взгляд, новыми важными вехами в эволюции отношения Китая к системе глобального управления в духе пока еще «умеренного» китаецентризма.
В силу их очевидной актуальности и новизны они привлекают к себе пристальное внимание международного экспертного сообщества.
Отклики в зарубежных СМИ на инициативы КНР
Видится целесообразным привести ряд недавних научных (и квазинаучных) оценок, данных в зарубежных СМИ новейшим инициативам КНР в сфере ГУ.
Так, на интернет-семинаре группа известных международных экспертов попыталась раскрыть суть предложения Китая о «реформе и развитии глобального управления» и охарактеризовать шаги правительства КНР по продвижению этих идей на международном уровне.
Среди принявших участие во встрече были Кортни Фунг, научный сотрудник Азиатского общества Австралии, и доцент Университета Маккуори, а также Тайла Блэнд, научный сотрудник Центра анализа Китая Института политики азиатского общества. Модератором дискуссии выступил исполнительный директор Центра Китая Института политики азиатского общества Бейтс Гилл, который отметил впечатляющий размах Предложения КНР в целом и отдельных его частей в частности, сделав при этом акцент на наличии скрытой антиамериканской направленности этого документа. Примерно в том же духе высказались и другие участники дискуссии2.
Еще одна попытка кратко, но системно оценить суть Предложения КНР была предпринята 28 сентября 2023 г. Рудольфом Морицем (ученым-исследователем в области права, научным сотрудником Китайского центра Пола Цая Йельской юридической школы, где он специализируется на изучении влияния роста Китая на международ-
1 Си Цзиньпин. Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире. Программное выступление на церемонии открытия 3-го Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» (18 октября 2023 г., Пекин). Полный текст // Агентство Синьхуа. 18.10.2023. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/ news/334507.htm (дата обращения: 10.12.2023).
2 A panel of experts unpacks China's major proposal on the "reform and development of global governance" and discusses how its government seeks to advance these ideas internationally // YouTube. September 20, 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=E_ 9Q5ZPrHtw (accessed: 09.11.2023).
ный правопорядок). Этому была посвящена его исследовательская статья на сайте China Observers (CHOICE)1.
Суть оценки Предложения КНР, предпринятой Р. Морицем, можно резюмировать в следующих четырех тезисах:
1. Ключевым препятствием на пути стремления Китая изменить мировой порядок остается сохраняющаяся неопределенность его позиции: «Пока Китай остается неспособным четко донести свое глобальное видение, он не сможет реформировать мировой порядок как "ответственная великая держава", но будет только разрушать его, независимо от его [истинных] намерений».
2. С тех пор как Си Цзиньпин пришел к власти в 2012—2013 гг., Китай стал более открыто заявлять о своих амбициях по реформированию мирового порядка и о своей роли в этом процессе. На наш взгляд, это еще раз свидетельствует о росте самосознания КНР как мирового лидера.
3. Пекин (пока) избегает открыто и принципиально «ставить под сомнение» основы нынешнего мирового порядка, а более стремится нарастить свою способность эффективно маневрировать внутри существующей системы, используя ее возможности (например, путем усиления своей роли в ООН). В то же время Китай поощряет региональные механизмы формата «Китай+х» (например, «Китай+Афри-ка», «Китай+Центральная Азия», «Китай+арабские государства» и др.), а также региональные организации, включая ШОС и БРИКС+, чтобы продвигать свою политическую повестку там, где он не в состоянии делать это в рамках «традиционных» международных механизмов и/или единолично.
4. Китайское руководство отдает приоритет установлению тесных связей с государствами Глобального Юга, поскольку многие из них разделяют взгляды Пекина по вопросу о необходимости реформирования мирового порядка. Китай также указывает на двойные стандарты Запада, в частности критикуя двурушническую глобальную позицию США [Moritz R.].
Другой комплексный анализ Предложения КНР недавно был проведен Сари Архо Хаврен, сотрудницей RUSI2 в Брюсселе.
1 CHOICE (China Observers in Central and Eastern Europe) — многонациональный консорциум экспертов, осуществляющий анализ влияния КНР в странах Центральной и Восточной Европы. CHOICE находится в ведении Ассоциации международных отношений (AMO), известного базирующегося в Праге аналитического центра по внешней политике со статусом неправительственной организации.
2 Royal United Services Institute, RUSI (Королевский институт объединенных служб) — старейший в мире и ведущий аналитический центр Великобритании в сфере
По оценке Хаврен1, Китай уже добился значительного прогресса в «посеве семян» международного порядка. Для КПК успех в установлении глобального порядка, отражающего цели и основные интересы партии, имеет решающее значение по трем причинам: 1) это сделает внешнюю среду более безопасной для внутреннего режима, установленного КПК, защитив его от влияний извне или от «транснациональных движений», таких как так называемые цветные революции, могущие бросить вызов существующему политическому равновесию; 2) успех установления нового глобального порядка соответствует многолетней стратегии КПК, нацеленной на обретение Китаем роли глобального лидера в [новом] миропорядке и вытеснение прежней гегемонии США из мировой жизни — вплоть до их «морской изоляции»; 3) установление «безопасного» глобального порядка служит делу реализации «великого возрождения (к 2049 г.) китайской нации» и выводит Китай на позиции выдающейся мировой державы [Havren S.A.].
Еще одна интересная статья с примечательными комментариями относительно Предложения Китая была опубликована в китайской газете The Global Times. Аналитики этого официального издания Ян Шэн и Чжан Юйин подчеркивают, что этот всеобъемлющий и дальновидный документ отражает идеи и позицию Китая почти по всем «горячим» мировым вопросам и что он имеет решающее значение для построения сообщества единой судьбы человечества2.
Еще одна интересная оценка нового Предложения КНР по ГУ была опубликована на сайте Digital Watch3. В этой публикации подчеркивался факт выдвижения Китаем масштабного предложения, направленного на разработку глобальной системы управления для нескольких новых областей, таких как открытое море, полярные регионы, космическое пространство, киберпространство, цифровые
обороны и безопасности. Его миссия — информировать, влиять и расширять общественные дебаты, чтобы помочь построить более безопасный и стабильный мир.
1 Публикация представлена на сайте международной неправительственной организации "DASHLINE", специализирующейся на геополитическом консалтинге с фокусом на Индо-Тихоокеанский регион и за его пределами, с целью охвата сложных и динамичных отношений Европы с Индо-Тихоокеанским регионом.
2 Yang Sheng and Zhang Yuying. China issues proposal on reform, devt of global governance. To prevent new 'new frontiers' from militarization caused by major power competition // The Global Times. Sep 13, 2023. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202309/ 1298153.shtml (accessed: 09.11.2023).
3 GIP управляется DiploFoundation. Обсерватория GIP "Digital Watch" исследует широкий спектр тем глобальной цифровой политики и курируется специальной командой экспертов со всего мира.
технологии и искусственный интеллект (ИИ). (И это действительно так, поскольку Китай считает, что эти области уже стали новыми рубежами глобального управления1.)
КНР акцентирует свою приверженность принципам мира, развития, инклюзивности и коллективности в деле ГУ и полагает, что расширение рубежей глобального управления должно отражать мнения и интересы развивающихся стран. Китай также поддерживает ООН и ее резолюции по мирному использованию достижений науки и технологий и стремится к инклюзивному и этичному подходу к управлению ИИ. КНР выступает за мирное, открытое и кооперационное кибер-пространство, отвергает односторонний протекционизм и поддерживает позицию ООН по глобальному цифровому управлению2.
Другая солидная публикация о Предложении КНР была подготовлена Гопалом Сури, сотрудником Международного фонда Вивека-нанды3. Как отмечает автор, наблюдающаяся активность Китая на мировой арене сопровождается четкой артикуляцией его амбиций стать глобальным игроком. Причем Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал мировое значение «китайской мечты» для великого возрождения китайской нации.
По оценке автора, Китай также осознает недостаточность представительства развивающихся стран, Глобального Юга, включая себя самого, в институтах глобального управления и надеется устранить ее посредством реформы системы ГУ [Suri G.].
Как известно, председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно и прямо заявлял о чрезвычайной важности реформы ГУ и подчеркивал необходимость консультаций в процессах современного международного управления. Более того, осуществление руководства реформой системы ГУ теперь вошло в десятку ключевых положений в системе
1 Proposal of the People's Republic of China?on the Reform and Development of Global Governance // MFA of the PRC site, September 13, 2023. URL: https://www.fmprc.gov.cn/ eng/wjbxw/202309/t20230913_11142010.html (accessed: 23 June, 2024).
2 China calls for global governance framework for new technologies, Geneva Internet Platform Digital Watch website, September 13, 2023. URL: https://dig.watch/updates/china-calls-for-global-governance-framework-for-new-technologies (accessed: 9 November, 2023). https://www.fmprc.gov.cn/eng/wjbxw/202309/t20230913_11142010.html
3 Международный фонд Вивекананды (Vivekananda International Foundation, VIF) — аналитическая организация, базирующаяся в Нью-Дели. Этот «мозговой трест», созданный совместными усилиями ведущих индийских экспертов по безопасности, дипломатов и филантропов под эгидой Вивекананды, имеет цель стать центром передового опыта, дающим начало инновационным идеям и мыслям, которые могут привести к тому, что более сильная, безопасная и процветающая Индия будет играть свою предназначенную ей роль в мировых делах.
взглядов Си Цзиньпина на китайскую внешнюю политику1. Эта мысль и нашла свое документальное воплощение в ряде отдельных китайских инициатив в последние годы, кульминацией которых стало Предложение КНР о реформе и развитии ГУ.
В заключение Г. Сури приводит следующие выводы: 1) «Глобальное сообщество с единым будущим» — это четко заявленная стратегия Китая по «реформированию и совершенствованию системы международного управления», обладающая несомненной китайской спецификой; 2) данная стратегия уже нашла свое отражение в большом количестве заявлений [Пекина] на двусторонних и многосторонних форумах и, вероятно, встретит возрастающий резонанс на Глобальном Юге; 3) очевидное стремление Китая воплотить свою глобальную амбициозную [точнее, потенциально гегемонистскую] стратегию в конкретных оперативно-тактических планах и действиях (примером чего, по утверждению Г. Сури, служит-де инициатива «Пояс и путь») должно быть принято во внимание и встретить должное противодействие [на мировой арене] [Suri G.].
Выводы и рекомендации
1. Начиная примерно с лета 2008 г., т. е. со времени проведения Олимпийских игр в Пекине, вызвавших духовный подъем в КНР, а также довольно успешного преодоления экономикой КНР последствий тогдашнего мирового финансового кризиса, и особенно после 2012—2013 гг., суть подхода КНР к комплексу вопросов ГУ все чаще становится предметом рассмотрения политиков и политологов Китая и находит отражение в заявлениях высшего китайского руководства. Тезис Си Цзиньпина (в разных вариациях) о том, что Пекин должен «возглавить реформу» системы ГУ2, обращает на себя все возрастающее внимание международных аналитиков. По всей видимости, эта цель сохранит свою актуальность не только в условиях «новой бипо-лярности» мира, но и позднее. В данном контексте есть основания квалифицировать современный, условно выражаясь, «неоклассиче-
1 President Xi Jinping's speech at Central Conference on Work Relating to Foreign Affairs, 24 Jun 18. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-06/24/c_137276269.htm. Accessed on 17 Jan 20. (Цитата Гопала Сури).
2 Remarks by H.E. Xi Jinping President of the People's Republic of China at the Opening Ceremony of the Second World Internet Conference. December 16, 2015. URL: https:// www.fmprc.gov.cn/eng/wjdt_665385/zyjh_665391/201512/t20151224_678467.html (accessed: 20.03.2022).
ский» подход Пекина к системе ГУ как возрождение идущих с древности традиций классического императорского китаецентризма, ныне экстраполируемых на будущее в виде более чем смелых гипотез о намерении Си стать-де «мировым императором» [Ryuho Okawa].
2. Ключевой вывод доклада «Подход Китая к глобальному управлению», подготовленного сотрудниками Совета по международным делам (СМД, США) Я. Хуаном и Дж. Курлациком, о том, что подход Китая к глобальному управлению «порождает риск раскола в системе глобального управления^И^^ Yanzhong and Kurlantzick J.], обретает значение концептуальной установки, используемой Западом для противостояния подъему Китая также и по треку реформирования институтов глобального управления.
3. Новая специфика подходов Китая к системе ГУ в «эпоху Си», изложенная в серии новейших документов внешней политики и дипломатии КНР, в том числе и приведенных в данной статье, а также в недавно изданных работах китайских и зарубежных экспертов, требует анализа и учета при разработке стратегии и тактики дипломатии нашей страны как в отношении КНР, так и самой системы ГУ. Китайским же товарищам стоит пожелать значительно детализировать теоретически и конкретизировать практически их научно-дипломатические подходы к реальной оптимизации системы ГУ, в том числе в части моделирования ее институтов. В отечественной науке такие фундаментальные научно-исследовательские разработки уже есть [Меркулов К.А., Меркулова Э.А., Меркулов К.К.].
4. При всех определенных достоинствах ранее опубликованных научно-исследовательских работ зарубежных, в том числе и китайских, ученых им просто пока «не хватило пороха» смоделировать развитие системы международных отношений при «новой разрядке», вероятной после нынешнего глобального кризиса, который, как и всё на Земле, не вечен. Российские же разработки уже предлагают соответствующие сценарии [Меркулов К.А. et al].
5. Автор согласен, что в будущую «эпоху после Си», т. е., видимо, в середине нынешнего века, возможно усиление китаецентризма в подходах Поднебесной к системе ГУ [Соловьев]. Такую вероятность, на наш взгляд, следует принимать в расчет уже сейчас и при долгосрочном планировании внешнеполитической работы продумывать варианты реакции нашего МИД на новые черты китайского дипломатического стиля.
6. Специфика отношений нашей страны с Китаем в области ГУ уже была системно исследована в научных работах, авторство которых принадлежит ряду видных дипломатов и ученых, включая семью
Меркуловых, выдвинувших рекомендации по формированию потенциального партнерства двух стран в деле устойчивого оптимального развития [Меркулов К.А. et al].
Комплекс вопросов, связанных с подходами Китая к системе ГУ, исследован и в ряде проектов научных статей автора на эту тему, а также в его докладе «СССР/Россия, Китай и перспективы оптимизации системы глобального управления», готовящемся под эгидой ИКСА РАН. Для успешного завершения этих НИР и их эффективной апробации, а возможно, и практической реализации, автор предлагает продумать вопрос о создании в структуре РАН и/или других заинтересованных инстанций сети научно-исследовательских лабораторий не только по прогнозированию, но и системному моделированию параметров нового мироустройства.
Библиографический список
Ларин В.Л. Китайская повестка мировой политики XXI века // Российское китаеведение. 2023. № 1. С. 14—24. DOI: 10.48647/ICCA.2023.97.55.001.
Меркулов К.А., Меркулова Э.А., Меркулов К.К. Био- и геостратегические отношения России и Союзного государства с Китаем в конце ХХ — начале XXI века н.э. (1991—2022): научная историко-философская и прогнозно-аналитическая модель системного анализа и системно-синергетических анализа — синтеза — прогноза. В 5 т. (Готовится к печати).
Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе, о конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями. М.: «АФОН», 2000. 320 с.
References
Larin, V.L. (2023). Kitajskaya povestka mirovojpolitiki XXI veka [The Chinese agenda of world politics of the 21st century], Rossijskoe kitaevedenie [The Chinese studies in Russia]: 1: 14—24. DOI: 10.48647/ICCA.2023.97.55.001. (In Russian).
Merkulov, K.A.; Merkulova, E.A.; Merkulov K.K. (2025). Bio- i geostrategicheskie otnosheniya Rossii i Soyuznogo gosudarstva s Kitaem v konce HKH — nachale HKHI veka n.e. (1991—2022): nauchnaya istoriko-filosofskaya i prognozno-analiticheskaya model' sistemnogo analiza i sistemno-sinergeticheskih analiza — sinteza — prognoza. V 5 t. [Bio- and geostrategic relations of Russia and the Union State with China at the end of the 20th — beginning of the 21st century AD (1991—2022): scientific historical-philosophical and forecast-analytical model of system analysis and system-synergistic analysis — synthesis — forecast. In 5 volumes] (to be published). (In Russian).
Solovyov, V.S. (2000). Tri razgovora o vojne, progresse, o konce vsemirnojistorii, so vklyucheniem kratkojpovesti ob Antihriste i s prilozheniyami [Three conversations about war, progress, the end of world history, including a short story about the Antichrist and
with applications], Moscow: «AFON» PH, 320 p. (In Russian).
* * *
Havren, Sari Arho (2023). Building a safe shared future for the People's Republic of China, 9dashline website, November 8. URL: https://www.9dashline.com/article/buildin g-a-safe-shared-future-for-the-peoples-republic-of-china (accessed: 9 November, 2023).
Huang Yanzhong; Kurlantzick, Joshua (2021). China's Approach to Global Governance, CFR Report. URL: https://www.cfr.org/china-global-governance/ (accessed: May 4, 2021).
Moritz, Rudolf (2023). Ambiguity: The Key Obstacle for China's Ambition to Reshape the Global Order, CHOICE website. September 28. URL: https://chinaobservers. eu/ambiguity-the-key-obstacle-for-chinas-ambition-to-reshape-the-global-order/ (accessed: 11 November, 2023).
Ryuho Okawa (2021). The Xi Jinping Thought Now, Tokyo, IRH PRESS, 214 p. URL: https://books.google.ru/books?id=x1FozgEACAAJ&dq=100th+anniversary+of+ the+chinese+communist+party&hl=ru&sa=X&redir_esc=y (accessed: February 9, 2022).
Suri, Gopal (2023). Chinese Initiatives for Global Governance: Re-Defining the Global Order? Vivekananda International Foundation (VIF). October 11. URL: https:// www.vifindia.org/article/2023/october/11/Chinese-Initiatives-for-Global-Governance (accessed: 9 November, 2023).