Научная статья на тему 'О новейшей гипотезе происхождения Галактиона Вологодского'

О новейшей гипотезе происхождения Галактиона Вологодского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVI в. Галактион Вологодский

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белов Никита Васильевич

В статье на основании привлекаемых сведений актовых, летописных и дипломатических источников подвергаются критике существующие гипотезы о родственных связях церковного деятеля XVI в. Галактиона Вологодского и предлагается иная версия его происхождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белов Никита Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новейшей гипотезе происхождения Галактиона Вологодского»

Н. В. Белов

О НОВЕЙШЕЙ ГИПОТЕЗЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГАЛАКТИОНА ВОЛОГОДСКОГО

Галактион Вологодский — один из наиболее почитаемых святых Вологодского края. Согласно Житию, написанному в первой половине 1640-х годов,1 Гавриил (таково было мирское имя Галактиона) являлся сыном «великодержавнаго болярина» Ивана Ивановича Бельского. Когда же князь Бельский был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного, семилетний мальчик был спрятан своими «сродниками» в Старице. Прожив там некоторое время на положении инкогнито, повзрослевший Гавриил, следуя божьему наставлению, тайно перебрался в Вологду, где он устроился подмастерьем к сапожнику — «чеботному мастеру», «и научися сапожнаго художества, и усмарь бысть изряден, и от того себе пищу приимаше». Возмужав, Гавриил женился на посадской девушке, «поживе с нею, и бысть има едино детище, женский пол». После смерти жены Гавриил решается принять постриг с именем Галактион. На берегу реки Содимы близ Вологды он поставил одиночную келью. Своей аскетической жизнью Галактион снискал уважение вологодцев. Предсказав разорение Вологды иноземцами, Галактион сам погиб в ходе налета на город польско-литовского отряда Яна Ходкевича в 1612 г.2

Вопрос об историчности житийного рассказа не давал покоя исследователям уже в XIX в. Главным бросавшимся в глаза несоответствием являлось имя отца Гавриила-Галактиона. Дело в том, что боярин Иван Иванович Бельский не фигурирует ни в разрядах, ни в летопи-

1 Согласно И. А. Лобаковой, текст Жития вероятнее всего был создан в промежуток с 1641 по 1646 г. (Лобакова И. А. «...ИзвЪстия совершеннаго нЪсть»: Интерпретация исторических событий в Житии Галактиона Вологодского // Slovene. 2015. № 1. С. 243).

2 РНБ. F.XVII.16. Л. 682 об.-684 об.

© Н. В. Белов, 2018

сях, ни в родословных книгах. Выход из этого затруднительного положения был найден достаточно оригинальный: отцом святого решили «назначить» князя Ивана Федоровича Бельского, действительно имевшего боярский чин в годы правления Ивана IV.3

Однако, к этой версии происхождения Гавриила-Галактиона есть масса вопросов. Почему в Житии гонителем князя Бельского назван Иван IV, если предполагаемый отец святого — Иван Федорович Бель-ский — был арестован, а позднее убит по приказу князей Шуйских задолго до начала самостоятельного правления царя Ивана? Зачем малолетнего Гавриила потребовалось укрывать в Старице, если Шуйские не тронули его мать Ксению (в иночестве — Ефросинью), урожденную Щенятеву, мирно скончавшуюся лишь 18 лет спустя, в октябре 1560 г.?4

Современная исследовательница Жития Галактиона И. А. Лоба-кова подвергла устоявшуюся точку зрения обстоятельной критике, выдвинув свою гипотезу произошедшего. По мнению Лобаковой, текст Жития позволяет назвать единственно возможного отца Гавриила-Галактиона — князя Ивана Дмитриевича Бельского, приходившегося Ивану Федоровичу Бельскому племянником. В январе 1561 г. Иван Дмитриевич, будучи главой Боярской думы, был обвинен в подготовке бегства в Литву, арестован, однако вскоре прощен и отпущен на свободу. Он восстановил свои позиции при дворе и в мае 1571 г., возглавив оборону Москвы от крымских татар Девлет-Ги-рея, погиб, задохнувшись вместе с семьей в погребе своего дома во время грандиозного московского пожара. Вопреки общепринятой версии, Лобакова однако же усомнилась в подобной трактовке кончины князя. Опираясь на запись вкладной книги ростовского Бори-

3 Впервые эта версия была озвучена в 1867 г. епископом Вологодским и Устюжским Павлом (Слово преосвященного Павла, епископа Вологодского, Устюжского 27 ноября 1867 г. // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1867. № 24. С. 820. См. также: Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 609-621; Савваитов П., Суворов Н., Суворов И. Описание Вологодского Духова монастыря. Вологда, 1912. С. 2). Из позднейших работ см., например: Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 336-337.

4 Ксения скончалась, вероятно, 29 октября 1560 г. — этим числом датируется второй корм по ее душе в столичном Симоновом монастыре; в поминальном списке синодика Свияжского монастыря 1559/60 г. имя Ксении отсутствует, а в аналогичном перечне вкладной книги Симонова монастыря 1560/61 г. оно уже есть (Алексеев А. И. Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря // Вестник церковной истории. 2006. № 3. С. 84; Амерханова Э. И. Синодики Свияжского Успенского Богородицкого монастыря. Публикация, исследования. Казань, 2016. С. 118).

соглебского монастыря исследовательница полагает, что И. Д. Бель-ский успел принять перед смертью монашество с именем Леонтий, а потому «известие о его гибели во время пожара вызывает серьезное сомнение». Сам же рассказ о гибели Бельского на пожаре, по словам Лобаковой, содержится лишь в «позднем летописце»5 и едва ли заслуживает доверия. Таким образом, заключает исследовательница, князь Бельский действительно мог быть казнен по приказу Грозного, как то и сообщается в Житии Галактиона. Соображение о казни Бельского Лобакова подкрепляет тем фактом, что в 1573 г. состоялась казнь ряда видных воевод, в том числе участника обороны Москвы Михаила Воротынского, а также родной сестры Бельского Евдокии. Основываясь на этой гипотезе, Лобакова вычисляет приблизительную дату рождения Гавриила-Галактиона, время его отъезда в Старицу, а затем — в Вологду и др. Свою аргументацию Лобакова изложила в докладе на IX Чтениях по истории и культуре древней и новой России, проходивших в сентябре 2014 г. в Ярославле, а год спустя — на страницах авторитетного журнала «Slovene».6

Итак, гипотеза И. А. Лобаковой базируется главным образом на допущении об опале и последующей казни боярина Ивана Дмитриевича Бельского вскоре после злополучного набега Девлет-Гирея и сожжения Москвы в мае 1571 г. В прямой связи с казнью Бельского, по мнению исследовательницы, находятся политические процессы 1573 г., в ходе которых по приказу Ивана Грозного были внезапно

5 Имеется в виду Соловецкий летописец конца XVI в., в настоящее время известный в трех опубликованных редакциях: Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. 1980. М., 1981. С. 229-242; Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 226-254; Яковлев В. В. Новгородско-псков-ская летопись 1630 г. // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 2001. С. 393-467. Памятник исследован в работах: Солодкин Я. Г. Об авторстве и источниках Соловецкого летописца 1580-х годов // ОФР. Вып. 14. М.; СПб., 2010. С. 297-309; Панченко О. В. 1) «Летописец игумена Иакова» и «Краткий Соловецкий летописец 50-70-х гг. XVI в.» // Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря: Сборник научных статей и докладов. Соловки, 2011. С. 90-92; 2) Памятники летописания Соловецкого монастыря. Статья 1. Соловецкие летописцы XVI в. // ТОДРЛ. Т. 63. СПб., 2014. С. 269-274; Кистерев С. Н. 1) Об авторах первой и второй редакций Соловецкого летописца XVI в. // Летописи и хроники. Новые исследования. 2013-2014. М.; СПб., 2015. С. 383-410; 2) К вопросу об авторе первой редакции Соловецкого летописца // Вестник «Альянс-Архео». Вып. 9. М.; СПб., 2015. С. 73-77.

6Лобакова И. А. 1) Галактион Вологодский: «...какова чина в мирЪ был, и како пожил, и в кая лЪта» // IX Чтения по истории и культуре древней и новой России. Материалы научной конференции (Ярославль, 25-27 сентября 2014 года). Ярославль, 2016. С. 153-167; 2) «...ИзвЪстия совершеннаго нЪсть». С. 240-252.

казнены боевые товарищи Бельского, а также его ближайшая родственница.

Согласно доводам И. А. Лобаковой, отцом Галактиона следует считать никого иного как главу земской Боярской думы, дальнего родственника царя Ивана IV — князя- Гедиминовича И. Д. Бельского. Подобное смелое отождествление несомненно требует тщательной проверки. А потому здесь, как представляется, необходим пространный комментарий.

Прежде всего заметим, что с предположением И. А. Лобаковой о казни Ивана Дмитриевича Бельского согласиться нет никакой возможности. Во-первых, во вкладной книге Борисоглебского монастыря вовсе не говорится о постриге Ивана Бельского — имя Леонтий выступает в роли не монашеского, а молитвенного имени князя: «...по князе Иоанне Дмитриевиче, а имя ему Леонтий».7 Во-вторых, источники абсолютно солидарны в том, что гибель семейства Бель-ских произошла 24 мая 1571 г. от разразившегося в столице пожара. В тот день рано поутру руководивший обороной города князь И. Д. Бельский решил атаковать появившееся под стенами Москвы крымское войско: «выезжал против крымских людей за Москву реку на луг за Болото и дело с ними делал», однако был ранен и вынужден покинуть поле боя. Начавшийся «на пятом часу дни» страшный пожар, опустошивший не только посад, но и Кремль,8 стал причиной гибели князя Бельского и всех его родных. Об этом сообщают Соловецкий летописец конца XVI в.9 и краткий летописец XVII в. из собрания Погодина,10 некоторые частные разрядные книги.11 Та же информация содержится в летописной заметке времени митрополита

7РНБ. Собр. Титова. № 4904. Л. 10-10 об. То же см.: Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI — начала XVII века // РД. Вып. 5. М., 1999. С. 81-82. № 7.

8 По сообщению краткого летописца, созданного, очевидно, на базе материалов Разрядного приказа, «в Кремле погоре все дворы и церкви древяны, а у каменых церквей верхи погоре, и двор государев згорел, а с пушешные избы верх сорвало и бросило в Китай город» (РНБ. F.IV.726. Л. 796 об.-797).

9Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. С. 237; Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца. С. 248; Яковлев В. В. Новгородско-псковская летопись 1630 г. С. 438. См. также предшествующую публикацию фрагмента Третьей редакции летописца: Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 198.

10 РНБ. Погод. № 1573. Л. 12 об.; Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописей Императорской Публичной библиотеки. Ч. 1. СПб., 1882. С. 140.

11 Разрядная книга 1475-1605 гг. Т. 2. Ч. 2. М., 1982. С. 282; Разрядная книга 1559-1605 гг. М., 1974. С. 71; РГАДА. Ф. 188. Рукописное собр. ЦГАДА. Оп. 1. Д. 38. Л. 2 (Разрядно-летописные записи за 1561-1578 гг.).

Кирилла (1568-1572): «князь Иван Дмитреевич Белской на своем дворе в каменом погребе, задохнувся, умер».12 Подробно повествует о гибели всей семьи Бельских в «погребе» на своем дворе Пискарев-ский летописец.13 В «Синодике по убиенных во брани» И. Д. Бель-ский записан в числе умерших и «згоревших в майе в 24-м числе».14 В родословных книгах Патриаршей редакции также указано, что князь «згорел в московской пожар в приход крымского царя».15 На 24 мая как на день преставления Бельского в тексте одной из грамот указал сам царь Иван IV.16 Сообщения о трагической кончине князя Бельского обнаруживаются и в иностранных источниках. В наказе отправлявшемуся ко двору польско-литовского короля Сигизмунда послу Арды-Бердею, датируемому первыми днями июля 1571 г., крымский хан Девлет-Гирей сакцентировал внимание на гибели предводителя московитского войска: «княз Белский згорел».17 Судьба Бельского была известна даже в далекой Турции — в октябре 1571 г. султан Селим II поздравил крымского хана с сожжением Москвы и гибелью «проклятого безбожника главнокомандующего».18 В изданном на немецких землях в 1572 г. анонимном летучем листке, основанном на донесении прусского агента Вайта Зенга, также содержались сведения о том, что Иван Бельский «в дыму задохнулся».19 Наконец, в-третьих, вопреки мнению Лобаковой, князь Бельский никак не мог навлечь на себя гнев царя Ивана весной-летом 1571 г. Так, принадлежавшее И. Д. Бельскому Луховское удельное княжество в годы опричнины ни разу не подвергалось каким-либо нападкам со стороны правительства.20 Сам князь Бельский, прощенный

12 РГБ. Ф. 310. Собр. Ундольского. № 754. Л. 376 об. (Так называемый летописец Квашнина начала XVII в.); ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 300 (позднейшая приписка в списке Оболенского). О летописце см.: Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. М., 1986. С. 16-17.

13 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 191.

14 Синодик по убиенных во брани // Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986. С. 182.

15 РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. № 349. Л. 71.

16 РНБ. СПбДА. А.Ш7. Л. 388 (Вкладная грамота Ивана IV игумену Кирилло-Бе-лозерского монастыря Козьме на села Спасское и Пирогово с деревнями и пустошами,

17 сентября 1575 г.).

17 Ерусалимский К. Ю. Крымское ханство, Речь Посполитая и Российское государство в 1524-1571 гг.: посольская переписка из архива Великого княжества Литовского // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5. № 4. Док. VII. С. 905, 911.

18 Документы по истории Волго-Уральского региона XVI-XIX веков из древлехранилищ Турции. Сборник документов. Казань, 2008. № 29. С. 194.

19 Каппелер А., Скрынников Р. Г. Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного // ОИ. 1999. № 1. С. 140.

20 Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969. С. 198.

после своего оппозиционного политического выступления еще в марте 1562 г., в глазах царя имел очень большой кредит доверия. Согласно запискам А. Шлихтинга, даже в пору опричного террора Иван IV, получая клеветнические наветы на бояр И. Д. Бельского и И. Ф. Мстиславского, всякий раз в резкой форме возражал доносчику, говоря: «Я и эти двое составляем три московские столпа. На нас трех стоит вся держава».21 Первый вклад по душе Бельских царь Иван совершил вскоре после трагедии — 25 сентября 1571 г.22 Уже через год после гибели князя и его родных Грозный передал суздальскому Спа-со-Евфимьеву монастырю принадлежавшее Бельскому село Правдино с деревнями.23 Еще через несколько месяцев последовало пожалование Рождественскому Суздальскому собору села Добрынского для поминания всей семьи Бельских, «а на паметь душ их панахиды пети и обедни служить и кормы кормити со всем собором».24 Полгода спустя аналогичный вклад царь совершил в Новодевичий монастырь, повелев внести имена Бельских в вечный и повседневный синодики и установить по их душам поминальные кормы.25

Согласиться с версией И. А. Лобаковой, объявившей Ивана Дмитриевича Бельского отцом св. Галактиона Вологодского трудно. Ведь если Грозный столь благосклонно относился к Бельскому, откуда в Житии взялось известие о казни последнего по приказу царя? И почему в таком случае Григорий-Галактион должен был скрываться от царского «гнева», да не где-нибудь, а в опричной Старице (с которой, к слову, не были связаны ни Бельские, ни родственники со стороны предполагаемой матери Григория — князья Шуйские, ни зять Бельского М. Я. Морозов)? Недоумение вызывает и обрисованная Лобаковой ситуация с детьми И. Д. Бельского. Лобакова отмечает указанную родословцами бездетность князя, однако допускает, что Гавриил по причине своего малолетства мог попросту не попасть на страницы источников. Если — рассуждает исследовательница — у князя и был малолетний сын, «то сведений о нем (в силу его возраста) нельзя почерпнуть из Разрядных книг».26 Но ведь материалы

21 Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934. С. 23.

22РНБ. СПбДА. А.Ш7. Л. 713-713 об. (Ввозная грамота Ивана IV на село Пиро-гово с деревнями Кирилло-Белозерскому монастырю, 25 сентября 1571 г.).

23 Акты суздальского Спасо-Евфимьева монастыря 1506-1608 гг. М., 1998. С. 335. № 174.

24 Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI — начала XVII века. С. 81-82. № 7.

25 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV — начала XVII в. М., 1998. С. 309-310. № 129.

26Лобакова И. А. «...ИзвЪстия совершеннаго нЪсть». С. 247.

по генеалогии Бельских содержатся и в других источниках! Действительно, в родословцах сказано, что князь Иван Дмитриевич был бездетен.27 А вот в опубликованной А. В. Маштафаровым жалованной грамоте царя Ивана протопопу Рождественского Суздальского собора от 20 ноября 1572 г. перечислены умершие в малолетстве дети князя: «князя Василья младенца, князя Ивана младенца, князя Федора младенца, княжну Анну младенца, княжну Настасью».28 Тот же перечень присутствует в царской грамоте Кирилло-Белозер-скому монастырю от 17 сентября 1575 г.29 Сын И. Д. Бельского Иван упоминается во вкладной книге Новодевичьего монастыря.30 По-видимому, большая часть детей Ивана Дмитриевича, если не скончались во младенчестве от естественных причин, то погибли вместе со всей семьей Бельских в подвале родного дома («князь ... тамо за-дохся со всеми»31) во время московского пожара в мае 1571 г. В конце концов, если Гавриил-Галактион и был сыном И. Д. Бельского, то следует найти объяснение, почему он в возрасте семи лет оказался вдали от Москвы и не разделил участь своей семьи, да еще и вынужден был прятаться от мнимого гнева царя Ивана, на протяжении нескольких лет искренне оплакивавшего его отца, мать, бабку, братьев и сестер.

Полагаю, говорить о какой-либо связи Галактиона Вологодского с родом князей Бельских преждевременно. Ни старая, ни новая теории происхождения Галактиона не находят примирения с источни-ковой базой. Гипотеза, предложенная И. А. Лобаковой, вызывает не меньшие вопросы, чем предположения церковных историков XIX в. Не исключено, что Галактион вообще не имел никакого отношения к княжеской фамилии Гедиминовичей Бельских — подобная мысль была высказана в недавней работе Е. В. Романенко и И. Н. Шами-

ной.32

Если принять на веру сведения Жития о ранних годах жизни Галактиона, его отца — Ивана Ивановича, по нашему мнению, следует искать в роде захудалых ярославских князей Морткиных-Бельских.

27 РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. № 349. Л. 70 об.

28 Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI — начала XVII века. С. 82. № 7.

29 РНБ. СПбДА. А.Ш7. Л. 387 об. Княжна Настасья также названа младенцем.

30 Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря // Источники по социально-экономической истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Московского Новодевичьего монастыря. Вып. 1. М., 1985. С. 202. Память на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня.

31 ПСРЛ. Т. 34. С. 191.

32 Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион (Бельский Гавриил Иванович) // ПЭ. Т. 10. М., 2005. С. 286.

Этот род был издавна связан с Тверской землей — в Твери нес службу еще предок Морткиных Федор Иванович Мортка.33 Князья Бельские были одной из ветвей Морткиных и вели свое происхождение, вероятно, от одного из сыновей князя Ивана Михайловича Морткина.34 Земельные владения Морткиных располагались в Тверском уезде, в том числе неподалеку от Старицы, в которой, согласно Житию, «сродники» длительное время укрывали малолетнего Гавриила-Га-лактиона.35 С началом опричнины князья Ярославские подверглись чудовищному разгрому: по подсчетам Р. Г. Скрынникова, на поселение в Казань были сосланы 37 представителей Ярославского дома.36 Коснулись репрессии и князей Морткиных. В число казанских ссыльных вошли Василий Иванович Морткин-Бельский, Лев Васильевич и два Ивана Морткиных.37 Дальнейшая судьба угодивших в государеву опалу Морткиных неизвестна. Не исключено, что часть их семейства впоследствии подверглась физическому истреблению — подобная участь в годы опричного террора постигла многих князей Ярославских (по подсчетам А. В. Сергеева, в Синодике опальных значатся имена 10 человек, еще порядка 80 человек после опричнины более не упоминаются).38

А как же в таком случае быть с боярским титулом отца Гавриила-Галактиона, ведь он, как известно из Жития, являлся «великодержавным болярином», в то время как захудалые князья Морткины были записаны в Дворовую тетрадь на правах простых провинциальных детей боярских?39 Представляется, что разрешить данное противоречие довольно-таки просто: исследователями неоднократно отмечалось, что в русской агиографии термин боярин издавна обозначал не реальный социальный статус, а являлся синонимом слова

33 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. Ч. 1. М., 1787. С. 149.

34 Сергеев А. В. Князья Ярославские во второй трети XVI в.: историко-генеалоги-ческое исследование // ВИД. Т. 34. СПб., 2014. С. 33.

35 Там же. С. 33-34; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995. С. 58.

36 Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 256.

37 Там же. С. 248; Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межевания Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Андреевича Кикина (1565-1567 гг.). Казань, 1909. С. 82, 96.

38 Сергеев А. В. Княжеская аристократия Московского государства во второй половине XVI — начале XVII века: князья Ростовские и Ярославские: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2014. С. 191-192.

39 Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 201.

знатный, происходящий из знатного рода.40 Подобная трактовка термина боярин — знатный человек, землевладелец, феодал — встречается и в других памятниках русской средневековой письменно-

сти.41

Таким образом, скупая информация Жития (опала и казнь родни, ее связь со Старицей) позволяет, на наш взгляд, рассматривать князей Морткиных-Бельских в качестве наиболее вероятной «кандидатуры на звание» родственников святого Галактиона Вологодского.

40 См., например: Пузанов В. В. Социокультурные конструкты и образы повседневности в «Житии Феодосия» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2007. № 7. С. 9-10.

41 Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.