Научная статья на тему 'О НОРМИРОВАНИИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ'

О НОРМИРОВАНИИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Г.Н. Метельская, Ю.В. Новаков, С.И. Плитман, К.О. Ласточкина, Р.М. Хвастунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of experimental studies concerning the assessment of biologic effect of dissolved non organic silicon compounds are presented. Permissible silicon content should equal 12.5 mg/l in drinking water with hardness of 2.5-7 mg-eq/l and up to 25 mg/l in water with hardness lower than 2.5 mg-eq/l.

Текст научной работы на тему «О НОРМИРОВАНИИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ»

УДК 613.31:628.1.03:546.28]-07

Г. И. Метельская, 10. В. Новиков, С. И. Плитман, К. О. Ласточкина,

Р. М. Хвастунов, Е. П. Зайцева

О НОРМИРОВАНИИ КРЕМНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В настоящее время ПДК растворенных в воде водоемов неорганических соединений кремния установлена на уровне 10 мг/л (по кремнию) [5]. Однако имеются материалы, которые, с одной стороны, свидетельствуют о недостаточной гигиенической надежности регламента [7, 8], а с другой — вообще отрицают необходимость нормирования кремния в воде [1, 2, 11].

Несмотря на большое количество данных о биогенной роли и токсикодинамике кремния, в литературе до настоящего времени не рассмотрен вопрос о специфике биологического действия растворенных в воде неорганических соединений кремния в зависимости от минерального состава вод, с которыми он попадает в организм. Вместе с тем большинство наблюдавшихся изменений минерального и белкового обмена, на которые ссылаются сторонники снижения норматива [8], представляет собой неспецифические реакции организма на поступление питьевых вод с дефицитом или избытком солей, в том числе ионов жесткости [3].

Целью настоящей работы явилось экспериментальное обоснование норматива кремния в питьевой воде в зависимости от ее жесткости и общего солесодержания.

Исследования по оценке биологического действия кремния проводились с использованием питьевых вод с жесткостью 0,463, 3,97 и 7,28 мг-экв/л (минерализация соответственно 52,8, 298,9 и 530,9 мг/л). Изучаемые концентрации кремния находились на уровне 6, 12,5 и 25 мг/л.

Уровни жесткости были выбраны, исходя из допустимого верхнего предела этого показателя (7 мг-экв/л) и имеющихся данных литературы о физиологической неполноценности питьевых вод с жесткостью менее 2 мг-экв/л [3, 4, 6, 12]. При выборе минимальной концентрации кремния (6 мг/л) мы ориентировались на значения его подпороговой (2,5 мг/л) и пороговой (10 мг/л) концентрации [7, 8]. Концентрация кремния 12,5 мг/л являлась промежуточной и давала возможность получить информацию о надежности существующего норматива [5].

Исследования проводили на белых беспородных крысах (3 опытные группы и 3 контрольные по 10 животных в каждой), получавших в течение 6 мес метасиликат натрия гидрат. Дозирование кремния осуществляли непосредственно в имитат питьевой воды с заданной жесткостью, который животные получали из поилок. Среднее потребление воды одной крысой составляло 10 мл/сут. Доза кремния, поступающего с пи-

щей, составляла 48,8±3,9 мг/кг. Одинаковый уровень поступления кремния с пищей косвенно подтверждается данными о содержании его в сыворотке и моче: практически у всех животных контрольных групп содержание элемента в сыворотке крови и моче было аналогичным.

Исследования показали, что у животных, потреблявших кремний в концентрациях 6, 12,5 и 25 мг/л с водой оптимальной жесткости (3,97 мг-экв/л), не отмечалось изменений массы тела, содержания калия и натрия в сыворотке крови, а также уровня холестерина и фосфолипидов в крови. В то же время у животных, получавших кремний в концентрации 25 мг/л, зафиксировано достоверное увеличение содержания хлоридов в моче не только по сравнению с аналогичным показателем в контрольной групе, но и по отношению к физиологической норме [9, 10]. У этих же животных имело место снижение содержания кальция в моче, однократное снижение активности щелочной фосфатазы и увеличение содержания общих сульфгидрильных групп в крови по сравнению с контролем.

Поступление кремния в концентрации 6 мг/л с питьевой водой, имеющей жесткость 0,463 мг-экв/л, приводило к снижению активности ала-нинаминотрансферазы на 1, 3 и 6-м месяце эксперимента и повышению активности аспартатами-нотрансферазы (р>>0,05). На 6-м месяце опыта отмечалось увеличение содержания хлоридов в моче.

У животных, потреблявших воду с концентрацией кремния 12,5 мг/л, выявлено снижение содержания кальция в сыворотке крови на 4-м и 6-м месяце опыта, хотя при более высокой концентрации (25 мг/л) этот показатель не отличался от такового в контроле.

При воздействии кремния в концентрации 25 мг/л достоверные отличия от контрольной группы выявлены по таким показателям, как содержание хлоридов и кальция в моче. Однако они были ближе к аналогичным уровням оптимального контроля. В то же время уровень хлоридов и кальция в моче животных внутрисерий-ного контроля был значительно выше по сравнению с оптимальным контролем. В этой же группе отмечено снижение содержания калия в моче и содержания кальция в сыворотке крови, а также повышение активности щелочной фосфатазы и аспартатаминотрансферазы, однако эти изменения были аналогичны таковым в группе оптимального контроля (жесткость воды 3,97 мг-экв/

/л).

У животных, получавших питьевую воду с жесткостью 7,28 мг-экв/л, ни в одной из опытных групп не отмечено патологических изменений. Более того, различий оцениваемых показателей у крыс, потреблявших кремний в концентрации 6 и 12,5 мг/л, и у контрольных животных этой серии не выявлено. Лишь в группе животных, получавших максимальную концентрацию кремния (25 мг/л), наблюдалось достоверное однократное снижение содержания кальция, активности щелочной фосфатазы и содержания общих сульфгидрильных групп в крови, увеличение содержания кальция в моче. Суммационно-порого-вый показатель у животных этой группы был выше по сравнению с таковым в группе оптимального контроля.

При определении содержания кремния в сыворотке крови обнаружено, что у животных всех опытных групп происходит увеличение его уровня параллельно с нарастанием концентрации кремния в питьевой воде и снижением ее жесткости.

Так, при использовании воды с жесткостью 0,463 мг-экв/л у контрольных животных содержание кремния составляло 0,0045 мг/мл, при поступлении кремния в концентрации 6 мг/л — 0,0244 мг/мл, а при концентрации 25 мг/л — 0,0365 мг/мл. В серии, где животные потребляли воду с жесткостью 3,97 мг-экв/л, содержание кремния в сыворотке крови контрольных животных не превышало 0,0054 мг/мл, при концентрации кремния 6 мг/л — 0,0077 мг/мл, а при концентрации 25 мг/л — 0,0148 мг/мл. В серии с «жесткой» водой (7,28 мг-экв/л) у контрольных животных содержание кремния в сыворотке крови составляло 0,0035 мг/мл, у животных, потреблявших воду с концентрацией элемента 6 мг/л, — 0,0081 мг/мл, а у крыс, потреблявших воду с концентрацией кремния 25 мг/л, — 0,0171 мг/мл. Тот факт, что при одних и тех же концентрациях кремния в питьевой воде содержание элемента в сыворотке крови было выше в серии с «мягкой» водой по сравнению с «жесткой» (0,0365 и 0,0171 мг/мл соответственно), можно объяснить более интенсивным всасыванием вещества при его поступлении с «мягкой» водой.

Четкая тенденция к увеличению содержания кремния в костной ткани отмечена по мере возрастания концентрации его в питьевой воде: у контрольных животных 18,3—22,5 мкг, у животных, использующих воду с концентрацией кремния 6 мг/л, — 27—34 мкг, а в группах, в которых крысы пили воду с содержанием кремиия 25 мг/л, в костной ткани он определялся в количествах до 36,3 мкг.

При морфологическом анализе состояния внутренних органов экспериментальных животных не выявлено развития патологических сдвигов в них, а обнаруженные изменения носили функциональный характер.

Лишь при поступлении кремния в концентра-

ции 25 мг/л с водой оптимальной жесткости отмечено повышение реактивности печени, снижение содержания липидов в ней и опустошение коры надпочечников липоидсодержащими веществами. Введение кремния с «мягкой» водой не вызывает существенных изменений реактивности печеночных клеток, причем по мере увеличения концентрации кремния показатели реактивности печени у животных приближаются к показателям группы оптимального контроля. Кроме того, кремний вызывает усиление поступления в кровь минерало- и глюкокортикоидов из коры надпочечников.

На фоне поступления «жесткой» воды нагрузка на печеночную ткань при введении кремния в концентрации 25 мг/л возрастает и отмечается повышенное поступление в кровь минерало- и глюкокортикоидов из коры надпочечников. Результаты, полученные в серии с «жесткой» водой, свидетельствуют о пороговом действии кремния в концентрации 25 мг/л и подпороговом в концентрации 12,5 мг/л.

Следовательно, на основании полученных данных концентрацию кремния 12,5 мг/л можно считать допустимой для питьевой воды с жесткостью в пределах от 4 до 7 мг-экв/л. При потреблении воды с жесткостью 0,5 мг-экв/л допустимый уровень содержания кремния может быть увеличен до 25 мг/л. Для установления верхнего предела жесткости изучена зависимость числа отклонений биохимических и морфофункциональ-иых показателей у животных, получавших одни и те же уровни кремния (у), от величины жесткости воды (х). Аппроксимирующее уравнение представляет собой параболу второго порядка:

у — 3,8 х2 — 30,2 х+ 66,9,

где величина у установлена по значению критерия х2 (х1<== 3,84). Путем решения данного

уравнения установлен верхний предел жесткости, при котором допустимо увеличение концентрации кремния до 25 мг/л, равный 2,5 мг-экв/л, что соответствует общему солесодержанию 260 мг/л.

Таким образом, наши исследования показали, что существующий норматив содержания кремния в питьевой воде (10 мг/л) не только достаточно надежен, но и может быть увеличен до 25 мг/л при использовании воды с жесткостью до 2,5 мг-экв/л, а при потреблении воды с жесткостью от 2,5 до 7 мг-экв/л — до 12,5 мг/л.

Литература

1. Айлер Р. К. Коллоидная химия кремнезема и силикатов: Пер. с англ. — М., 1959.

2. Воронков М. Г., Кузнецов И. Г. Кремний в живой природе.— Новосибирск, 1984.

3. Гришелевич Т. А. Материалы к обоснованию минимально допустимого уровня солесодержания опресненной питьевой воды г. Шевченко: Автореф. дис... канд. мед. наук. — М., 1974.

4. Ноаров Ю. А. Изучение влияния малых концентраций

хмагния в питьевой воде на функциональное состояние организма людей и гигиеническое обоснование минимально необходимого уровня: Дис... канд. мед. наук. — М., 1982.

5. Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. — М., 1983.

6. Рахманин Ю. А., Михайлова Р. И. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.—М., 1978. — Вып. 6.— С. 121 — 124.

7. Сусликов В. Л. //Гиг. и сан.— 1978. —№ 7.— С. 101 — 103.

8. Сусликов В. Л. //Там же. — 1979. — № 11. — С. 17— 22.

9. Трахтенберг И. М.г Сова Р. Е„ Шефтель В. О., Онйки-енко Ф. А. Показатели нормы у лабораторных жи-

вотных в токсикологическом эксперименте.—М., 1978.

10. Трахтенберг И. AT., Коршун М. Н. // Гиг. и сан. — 1981.—№ 8. —С. 49—52.

11. Цин^адзе В. С. // Сборник трудов НИИ гигиены труда и профзаболеваний им. Махвиладзе.— 1973.— Т. 13. —С. 227—231.

12. Эльпинер Л. И., Бокина А. И., Шафиров Ю. Б.// Гиг. и сан. — 1969. — № 6. — С. 22—26.

Поступила 14.08.86

Summary. The results of experimental studies concerning the assessment of biologic effect of dissolved nonorganic silicon compounds are presented. Permissible silicon content should equal 12.5 mg/1 in drinking water with hardness of 2.5-7 mg-eq/1 and up to 25 mg/1 in water with hardness lower than 2.5 mg-eq/1.

УДК 613.31:628.1.03: [546.41+546.46 + 546.161-07: [616.314 + 616.314.17

В. Е. Скляр, К. Н. Косенко, В. Г. Клименко

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ФТОРА, КАЛЬЦИЯ И МАГНИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ НА РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

БОЛЕЗНЕЙ ЗУБОВ И ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Одесский НИИ стоматологии

Результаты исследований стоматологической заболеваемости, проведенных во многих странах мира, свидетельствуют о существенных различиях в распространенности и интенсивности кариеса зубов и об определяющей роли в развитии этого процесса природных, социальных, бытовых и культурных факторов [1, 2, 3, 8]. Однако среди многих факторов, прямо или косвенно влияющих на заболеваемость населения кариесом, основным и общепризнанным является уровень потребления фтора с питьевой водой и пищевыми продуктами [4].

Несмотря на доказанность важности значения оптимальных концентраций фтора (0,8—1,2 мг/л) в воде для полноценного формирования твердых тканей зуба и обеспечения их резистентности к кариесу, возник ряд дополнительных проблем, связанных с необходимостью изучения влияния уровня потребления фтора с питьевой водой не только на заболеваемость кариесом, но и на интенсивность и распространенность патологии тканей пародонта. Необходимость решения указанных вопросов возникла в ходе эпидемиологических исследований стоматологической заболеваемости населения различных регионов страны, показавших, что даже в одном и том же регионе при снабжении населенных пунктов водой с одинаковой концентрацией фтора и идентичности ряда других факторов могут наблюдаться существенные различия в распространенности и интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта [5, 6]. В свою очередь оценка эпидемиологической ситуации в том или ином регионе, выявление факторов, влияющих на структуру и уровень стоматологической заболеваемости населения, являют-

ся важным условием для определения научно обоснованных путей и методов профилактики [9].

В настоящем исследовании на примере ряда населенных пунктов, находящихся в идентичных климатогеографических условиях, но снабжающихся водой с различным содержанием фтора, а также кальция и магния, определяющих ее жесткость, была изучена распространенность и интенсивность кариеса зубов и болезней пародонта.

Стоматологическое обследование населения и регистрация его результатов проводились в соответствии с рекомендациями ВОЗ [7, 10]. В каждом из населенных пунктов осмотрено по 30 человек (15 лиц мужского и 15 женского пола) в возрасте 12, 15 и 17 лет. Уровень заболеваемости кариесом оценивали на основании расчета распространенности (в %) и интенсивности (индекс КПУ) процесса для всех возрастных групп. Состояние тканей пародонта оценивали по распространенности кровоточивости десен, твердых зубных отложений (зубной камень) и патологических зубодесневых карманов глубиной 4—5 или 6 мм и более [7]. Данные о содержании фтора, кальция и магния в воде получены в соответствующих санэпидстанциях.

В табл. 1 представлены результаты изучения заболеваемости кариесом жителей 6 населенных пунктов, а также данные о составе питьевой воды по изученным показателям. Данные табл. 1 однозначно свидетельствуют о существенной зависимости уровня интенсивности и распространенности этой патологии от концентрации фтора в воде. Так, в населенном пункте II отмечены наиболее низкая распространенность и интенсивность кариеса во всех возрастных группах обследован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.