Научная статья на тему 'О нормативных требованиях к дорожному битуму как материалу целевого назначения'

О нормативных требованиях к дорожному битуму как материалу целевого назначения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1634
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожный битум / кинематическая / динамическая вязкость / методика старения в динамическом режиме
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Худякова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTM D 1754.Experience of St.-Petersburg road builders testifies that the conformity road bitumen quality of Russian manufacture in accordance with GOST22245-90.90 requirements does not guarantee their working capacity as a part of road pavement. It is necessary to regulate viscosity and other indicators after bitumen test according to ASTM D 1754 method.

Текст научной работы на тему «О нормативных требованиях к дорожному битуму как материалу целевого назначения»

УДК 621.863.2

О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ДОРОЖНОМУ БИТУМУ КАК МАТЕРИАЛУ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Т.С. Худякова, к.т.н., заместитель генерального директора, ООО «Испытательный центр «Дорсервис»

Аннотация. Опыт дорожников Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что соответствие качества дорожных битумов российского производства требованиям ГОСТ22245-90 не гарантирует работоспособность их в составе дорожного покрытия. Необходимо регламентировать вязкость и другие показатели после испытания битума по методике ASTMD 1754.

Ключевые слова: дорожный битум, кинематическая, динамическая вязкость, методика старения в динамическом режиме.

Введение

Согласно положений теории композиционных материалов, роль битума в составе дорожного асфальтобетона заключается не только в «склеивании» зерен минерального материала, но и в обеспечении когезионной прочности покрытия, а также деформативной способности его в реальных условиях эксплуатации при воздействии динамических нагрузок (сдвиг и др.). Теоретически соответствие фактического качества дорожного битума нормативным требованиям, в частности ГОСТ 22245-90 [1], должно быть гарантом стабильности и обеспечивать эксплуатационную надежность дорожного покрытия на расчетный период времени. Однако на практике дело обстоит иначе.

Несмотря на соответствие требованиям ГОСТ 22245-90 качества битумов марки БНД, изготавливаемых нефтеперерабатывающими заводами нашей страны, такие разрушения асфальтобетонных покрытий, как эрозия, трещины, колейность, наплывы, появляются практически в первые годы их эксплуатации. Как показывает многолетний опыт дорожников Санкт-Петербурга, несмотря на высокую прочность сцепления битума с мрамором (показатель, регламентируемый требованиями отечественного стандарта), проблема адгезионной прочности дорожных покрытий реально существует, но успешно решается непосредственно на ас-

фальтобетонном заводе путем применения ПАВ или замены кислого минерального материала на основной (типа габбро). Естественен вопрос: зачем в нормативе присутствует показатель сцепления? Преждевременные разрушения асфальтобетона под воздейст-ви-ем деформационных нагрузок свидетельствуют о недостаточной когезионной прочности дорожного битума марки БНД и, как следствие, о необеспеченности его эксплуатационной надежности в составе дорожного покрытия показателями физико-механи-ческих свойств, включенными в отечественный стандарт.

Зарубежные стандарты, в отличие от российского, регламентируют значения показателей физико-механических свойств битума после испытания его в динамическом режиме (метод ASTM D 1754 или ASTM D 2872), имитирующем негативное воздействие на всю массу битума кислорода воздуха при высокой температуре, аналогичное имеющему место в асфальтосмесителе при изготовлении горячих асфальтобетонных смесей (табл. 1). Известно, что именно на стадии изготовления горячих асфальтобетонных смесей нефтяные битумы старятся, в значительной степени теряя ресурс эксплуатационных свойств. В отличие от российских требований, зарубежные стандарты предусматривают оценку и регламентацию значений вязкости дорожного битума при 135 °С и 60 °С.

Показатель Единица измерения В 85

Пенетрация при 25 °С 0,1мм 70 - 100

Температура размягчения °С >43

Дуктильность при 25 °С см *

Температура вспышки °С > 220

Кинематическая вязкость при 135 °С мм2/с > 260

Динамическая вязкость при 60°С Сет > 120

Растворимость в толуоле % масс. > 99,5

Температура хрупкости по Фраасу °С < -10

После прогрева при 163°С в течение 5 час.:

Изменение массы % масс. >-0,4<0,2

Динамическая вязкость при 60°С Сет + **

Коэффициент затвердевания 3

* - показатель не нормируется, т. к. фактические значения растяжимости как до, так и после испытания по методике А8ТМ D 1754 всегда превышают 100 см;

** - определяется для расчета коэффициента затвердевания.

Таблица 2 Нормативные требования к битуму дорожному улучшенному марки БДУ 70/100 ТУ

38.1011356-91 (изменение №2)

Наименование показателя Норма по ТУ 38.1011356-91 для БДУ 70/100 (изменение №2)

Глубина проникания иглы, 0,1мм, при: 25°С 71-100

0°С Не менее 20

Температура размягчения, °С Не ниже 47

Растяжимость, см, при: 25°С Не менее 100

0°С Не менее 3,5

Температура вспышки, °С Не ниже 230

После испытания по методике ASTM D 1754:

Изменение массы, % Не более 0,3

Глубина проникания иглы при 25°С, % от первоначальной величины Не менее 65

Растяжимость при 25°С, см Не менее 100

Температура хрупкости, °С Не выше -15

Результаты испытаний

Положительные результаты эксплуатации опытных участков дорожных асфальтобетонных покрытий, устроенных в 90-е годы на объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием дорожного битума фирм «NESTE»,«NYNAS» (изготавливаемого из остатков переработки тяжелой нефти Венесуэлы и Ливии), позволили убедиться в том, что качество битумов зарубежного производства обеспечивает более высокую долговечность покрытий в северо-западном регионе России, по сравнению с битумом дорожным марки БНД. И это несмотря на то, что последний характеризуется более низкими значениями показателя «температура хрупкости по Фраасу» (до минус 26 °С). Сов-

местными усилиями специалистов Санкт-Петербурга и Ухты (республика Коми) на промышленную основу было поставлено производство битума дорожного улучшенного марки БДУ, изготавливаемого Ухтинским НПЗ из остатков переработки тяжелой нефти Ярегского месторождения. Нормативные требованиями к битуму этой марки (ТУ 38.1011356-91 (изм. № 2) были сформулированы специалистами Дорожного комитета Ленинградской области с учетом методических подходов к оценке качества дорожных битумов за рубежом (табл. 2).

Анализ результатов постоянного мониторинга качества битумов разных производителей, поступающих на дорожный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области, свиде-

строительном сезоне 2007 года

Наименование показателя Норма по ГОСТ 22245-90 Проба БНД от 24.03. Мо- сковский НПЗ Проба БНД-У от 30.07. ОАО «СЛАВ- нефть-Я- НОС» Проба БНД от 09.04. Нижнекамский НПЗ Проба БНД от 19.07. Рязанский НПЗ Проба БНД-У от 07.03. Битумное производство г. Кстово

Пенетрация, 0,1 мм при:25 °С 0 °С 61-90 Не менее 20 75 26 78 26 88 30 78 26 70 28

° О Не ниже 47 49 48 48 48 53

Растяжимость, см, при: 25 °С 0 °С ■О го Л1 Л1 > 140 > 3,5 140 1,0 > 140 > 3,8 140 1,0 45 2 сп

Температура хрупкости, °С Не выше -15 -17 - -22 - -21

Температура вспышки, °С Не ниже 230 > 300 > 300 282 > 300 296

Изменение температуры размягчения после прогрева*, °С Не более 5 2 2 2 2 4

Индекс пенетрации От -1 до +1 -0,4 -0,6 -0,3 -0,6 +0,4

Сцепление с мрамором Контр. обр. №2 Соответствует контрольному образцу №2

Сцепление с гранитом Камено-горского месторождения (фр. 5-10 мм) * * - Неудовлетворительное

Кинематическая вязкость при 135 °С, мм2/с, - 431 349 369 414 770

Динамическая вязкость при 60 °С, Па-с - 233 179 199 211 526

После прогрева в тонкой пленке по методике ASTM D 1754-98:

Изменение массы, % - -0,10 -0,20 -0,80 +0,01 -0,50

П25, % от первоначальной величины - 65 65 65 68 68

Растяжимость при 25 °С, см - 96 45 32 > 100 30

Температура хрупкости, °С - -17 - -20 - -19

° О - 55 54 55 52 60

Кинематическая вязкость при 135°С, мм2/с, - 759 529 655 586 1 338

Динамическая вязкость при 60 °С, Па-с - 779 427 731 453 1 999

* - по методике ГОСТ 18180 [2]; ** - по методике ГОСТ 11508 [3] в режиме бурного кипения.

тельствует о том, что при схожести значений показателей физико-механических свойств, регламентируемых требованиями ГОСТ 22245-90, битумы марки БНД 60/90 после испытания их на старение по методике ASTM D 1754 различаются по растяжимости при 25 °С и вязкости в 2 и более раза (табл. 3). В отличие от битума марки БНД 60/90, качество битума марки БДУ 70/100 в промышленных партиях поставок стабильно по значению показателей, нормируемых отечественным и зарубежными стандартами. По значению показателей физико-механических свойств (в том числе и по «растяжимости при 25 °С» после испытания на старение в динамическом режиме) битум марки БДУ

является качественным аналогом остаточных битумов зарубежного производства (табл. 4). Битумы нефтяные дорожные разных марок (БНД, БДУ, БНДУ и др.), поступающие на дорожный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области с разных НПЗ, абсолютно по-разному ведут себя в покрытии.

Комплексная система контроля качества дорожных битумов на соответствие российским и зарубежным нормам и наблюдения за состоянием устроенных на их основе асфальтобетонных покрытий позволяет утверждать, что причиной тому - принципиальное различие в значениях показателей растяжимости при 25 °С и вязкости (особенно динамической

ных в строительном сезоне 2007 года

Наименование показателя ГОСТ 22245-90 Проба от 31.05 Проба от 24.07 Проба от 09.07 Проба от 29.08 Проба от 06.09

Пенетрация, 0,1 мм при: 25 °С 0 °С 61-90 > 20 73 29 74 24 73 24 70 26 78 30

Тр, °С не ниже 47 48 49 49 49 49

Растяжимость, см, при: 25 °С > 55 > 140 > 140 > 140 > 140 > 140

0 °С > 3,5 > 4,1 > 4,0 > 3,9 > 3,5 > 3,8

Температура хрупкости, °С не выше -15 -20 -20 -20 -20 -22

Температура вспышки, °С > 230 296 290 > 300 >300 >300

Изменение Тр после прогрева*, °С < 5 2 2 2 1 1

Индекс пенетрации От -1 до +1 -0,7 -0,4 -0,5 -0,5 -0,3

Сцепление с мрамором К. обр. №2 Соответствует контрольному образцу № 2

Сцепление с гранитом Каменогорского месторождения (фр. 5 - 10 мм) * * - Неудовлетворительное

Кинем. вязкость при 135 °С, мм2/с - 475 495 485 547 448

Динамическая вязкость при 60 °С,Па.с - 275 328 306 370 262

После прогрева в тонкой пленке по методике ASTM D 1754-98:

Изменение массы, % - -0,29 -0,25 -0,28 -0,30 -0,12

П25, % от первоначальной величины - 74 70 73 69 64

Растяжимость при 25 °С, см - > 140 > 140 > 140 > 140 > 140

Температура хрупкости, °С - -19 -19 -20 -19 -21

Тр, °С - 52 53 53 54 53

Кинем. вязкость при 135 °С, мм2/с, - 638 709 736 734 588

Динамическая вязкость при 60 °С, Па.с - 653 776 692 965 647

* - по методике ГОСТ 18180; * * - по методике ГОСТ 11508, но в режиме бурного кипения воды.

при 60 °С), определяемых до и после испытания битума на старение в динамическом режиме по методике ASTM D 1754 (или ASTM D 2872).

Выводы

Использование на протяжении уже 15 лет в составе асфальтобетонных смесей взамен битума марки БНД 60/90 битума марки БДУ 70/100 (наряду с минеральными материалами породы габбро) позволило практически исключить такие виды разрушений, как эрозия, наплывы, колейность, даже на грузонапряженных трассах Санкт-Петрбурга и Ленинградской области. При этом безремонтный срок службы дорожных покрытий увеличился с 1 - 2 лет (устраиваемых на битуме марки БНД) до 7 и более. На основании накопленного практического опыта работы с битумами разных марок можно сделать вывод о том, что для повышения долговечности дорожных покрытий вышеназванные новые

для России методы оценки и показатели физико-механических свойств дорожного битума должны быть включены в нормативные требования, предъявляемые к дорожным битумам отечественного производства.

Литература

1. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорож-

ные вязкие. Технические условия.

2. ГОСТ 18180. Битумы нефтяные. Метод

определения изменения массы после прогрева

3. ГОСТ 11508. Битумы нефтяные. Методы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определения сцепления битума с мрамором и песком

Рецензент: В.А. Золотарев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 15 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.