После окончания затравки определение копропорфирина в моче продолжалось с целью изучения восстановительного периода. Полученные данные показывают, что через полмесяца после прекращения затравки количество копропорфирина в моче у животных первой серии снизилось в среднем с 10,59 до 7,13 у в сутки, а через месяц — до 4,26 у в сутки, т. е. стало несколько меньше, чем в норме и в контрольной группе.
Выводы
1. Хроническая затравка окисью свинца при средней концентрации 10 у/м3 в течение б'/г месяцев по 6 часов в сутки вызывала у подопытных животных (кроликов) увеличение выделения копропорфирина с мочой в среднем с 5,5 до 10,59 у в сутки. Концентрация свинца в 3,9 у/м3 воздуха при тех же условиях затравки изменений порфиринового обмена не вызвала.
2. Полученные нами данные могут быть использованы для обоснования предельно допустимых концентраций свинца в атмосферном воздухе.
Поступила 3C/XII 1956 г.
THE EFFECT OF SMALL CONCENTRATIONS OF LEAD ON THE PORPHYRIN METABOLISM IN ANIMALS
M. I. Goosev, subprofessor
The author has studied the effect of small concentrations of lead on the porphyrin metabolism during chronic poisoning of rabbits with lead oxide for a period of 6 '/2 months, for 6 hours a day with a concentration of 10 gamma/m3 of air in the first experimental chamber and with 3.9 gamma/m3 in the second.
The normal daily average content of porphyrin is 5.5 gamma. At the end of the experiment the animals from the first chamber had the daily average concentration of porphyrin increased to 10.59 gamma. During the month after the cesation of the poisoning the content of porphyrin decreased to 4.26 gamma a day.
There was no increase of content of porphyrin in the urine of animals from the second chamber. Throughout the experiment the animals from the second chamber had the same content of porphyrin as those of the control group.
Ъ -ir Ъ
О НОРМАХ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ (К предстоящему пересмотру)1
Проф. Н. М. Данциг, проф. Д. А. Зильбер
СССР — единственная страна в мире, в которой нормы искусственного освещения регламентированы законодательством гГявляются обязательными. В крупнейших зарубежных странах — США, Англии, Канаде, Франции, Италии и др. — нормы не утверждены законодательством и содержат лишь рекомендации количественных и качественных характеристик осветительных установок. В большинстве случаев эти нормы разработаны общественными светотехническими организациями и опубликованы от их имени. Можно в качестве примера указать на итальянские нормы, предложенные итальянским национальным комитетом Международной комиссии по освещению. При сопоставлении зарубежных норм видно, что уровень их весьма различен. Это обстоятельство объясняется, во-первых, различием энерговооруженности каждой страны и, во-вторых, уровнем ее
' Проект новых норм, разработанных Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС и Госстроем СССР, опубликован в журнале «Светотехника», 1957, № 5.
светотехнической промышленности, от которого зависит обеспечение осветительных установок необходимыми техническими средствами. Кроме того, определенное влияние на нормирование оказывает участие в составлении норм организаций, в большей или меньшей степени заинтересованных в сбыте своей продукции: чем выше нормы, тем больше нужно электроэнергии, источников света, светильников и пр.
Совершенно иные принципы положены в основу нормирования в СССР. С момента введения временных правил искусственного освещения промышленных предприятий, опубликованных в 1928 г., и до появления строительных норм и правил (СНиП), введенных с 1 января 1955 г., при составлении норм всегда соблюдался принцип соответствия гигиенических требований энерго- и технико-экономическим возможностям страны. В самом начале за основу нормирования был принят гигиенический минимум, т. е. нижний допустимый уровень освещенности, за пределами которого не исключалась возможность нанесения ущерба работоспособности глаза и безопасности работы. Это вполне соответствовало начальному периоду развития энергетической базы нашей страны и ее технико-экономическим возможностям. В дальнейшем по мере роста энергетического баланса наши нормы росли и не только в количественном, но и в качественном отношении. Для примера укажем, что в 1950 г. были впервые введены «Правила и нормы освещения гражданских и общественных зданий», существовавшие ранее лишь в виде рекомендаций. В СНиП они объединены в единый раздел (глава II — В 6) ив эту же главу включены и регламентированные в 1951 г. «Правила и нормы люминесцентного освещения».
Таким образом, представляется возможным установить, что для СССР характерным является неуклонный прогресс нормирования, отражающий в известной мере повышение гигиенических требований к освещению с целью обеспечить благоприятную световую обстановку на производстве, в школах, лечебных учреждениях, жилых и общественных зданиях и т. д.
Необходимо, однако, отметить, что общий технический прогресс в нашей промышленности, на строительстве, на транспорте и т. д. обусловил все возрастающие требования к их освещению. Значительно возросли также требования к освещению зданий общественного назначения — школ, больниц и поликлиник, культурно-просветительных учреждений, административно-конторских помещений и т. п. Таким образом, хотя наши нормы искусственного освещения прогрессивны и введены, согласно СНиП, недавно (с 1 января 1955 г.), они все же, как оказалось, отстают от запросов народного хозяйства и культуры. Отчасти это объясняется тем, что на фоне общего прогресса нормирования нормы производственного освещения лампами накаливания остались почти без изменений по сравению с ГОСТ 3825-47. Иначе говоря, они стабильны в течение последних 10 лет. Почти не изменились также требования к качественным показателям осветительных установок—равномерности, ограничению ослепленности и др.
В настоящее время назрела необходимость в пересмотре действующих правил и норм искусственного освещения в целях улучшения осветительных условий, являющихся, как известно, одним из важнейших факторов культуры производства, предупреждения травматизма, борьбы с утомлением зрения и повышения жизненного тонуса людей. Энерговооруженность нашей страны, в особенности с учетом ввода новых мощностей, предусмотренных шестым пятилетним планом, дает возможность реального осуществления новых норм. Необходимые же для выполнения этой задачи технические условия частично уже обеспечены (можно привести в качестве примера успешное развитие производства источников света), а частично основой для них является ожидаемое в ближайшее время укрепление производственной базы светотехнической промышленности.
По указанию Главной государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР были разработаны гигиенические требования и принципы нормирования искусственного освещения, на основе
которых и составлен новый проект норм для производственных помещений, жилых зданий, лечебно-профилактических и учебных заведений, спортивных площадок, улиц, площадей и др.
Какие же основные принципиальные положения характерны для нового проекта норм и какими он обладает преимуществами по сравнению с действующими ныне нормами, предусмотренными СНиП (глава II — В 6)?
Главная особенность нового проекта состоит в существенном увеличении нормируемых уровней освещенности. Однако это увеличение осуществлено не механически, а дифференцированно, с целью улучшить освещение на таких объектах, для которых это необходимо в первую очередь. Поэтому наиболее значительно повышены освещенности для точных работ (прирост в 3 раза), в меньшей мере — для работ средней и малой точности (прирост в 1'/г—2 раза) и почти без изменений оставлены освещенности для грубых работ. Последнее решение принято в качестве временной меры впредь до создания твердой базы светотехнической промышленности. Повышению нормируемых освещенностей способствует также и уточнение характеристик выполняемых работ: дифференциация разрядов, контраст объекта с фоном и коэффициент отражения фона. Опыт применения прежних норм установил, что разбивка по разрядам точности выполняемой работы обусловливает необходимость обеспечивать одинаковой освещенностью рабочие процессы, не соизмеримые по требованиям, предъявляемым ими к зрению. Например, в 3-й разряд были включены работы с деталями, отличающимися друг от друга по размерам в 10 раз (от 0,1 до 1 мм), а уровни освещенности для этих работ были приняты одни и те же. В новом проекте принята более целесообразная дифференциация разрядов, объединяющих работы, близкие по зрительной нагрузке. Было признано необходимым уточнить также характеристику контраста детали с фоном и коэффициента отражения фона. По новому проекту темным считается фон при коэффициенте отражения, равном 0,3 (раньше было 0,2), вследствие чего увеличивается число работ, требующих более высоких уровней освещенности. Введена также иная характеристика контраста детали с фоном. В СНиП для этой цели используется соотношение коэффициентов отражения детали и фона (темные детали на светлом или тем-ком фоне и т. п.). В целях упрощения было признано целесообразным вернуться к дифференциации контраста на 3 группы — большой, средний и малый, как это было установлено ГОСТ 3825—47.
Значительно улучшены нормы освещенности жилых, общественных и административных зданий. Прежде всего этот раздел норм пополнен новыми объектами, которых не было в СНиП. Сюда относятся закрытые спортивные помещения, техникумы, вузы и культурно-просветительные учреждения (библиотеки, клубы, дома культуры, картинные галлереи, музеи). Кроме того, расширены и существенно детализированы объекты, для которых освещенность уже была регламентирована. Ниже (см. таблицу) приведена для сравнения выдержка из таблицы норм освещенности, принятых в новом проекте и в СНиП (для административно-конторских помещений) .
Из приведенной выдержки видно, что нормируемые уровни освещенности в данных помещениях повышены даже по сравнению с нормами, регламентированными ранее для люминесцетного освещения. Необходимо, однако, указать, что для зданий общественного назначения повышение освещенности предусмотрено главным образом в тех помещениях, где зрительная нагрузка является основой выполняемой работы (школы, чертежные, сберкассы, почтовые отделения, библиотеки и др.), а также в тех •случаях, когда свет может оказать положительное влияние на людей как общефизиологический фактор.
Весьма существенное достоинство нового проекта заключается в том, •что в нем предусмотрено повышение нормируемых уровней освещенности
Нормы освещенности для административно-конторских и для вспомогательных
помещений
СНиП Проект
наименьшая освещенность (в лк)
наименование помещений наименование помещений освещенность
лампы накаливания лампы люминесцентные (в лк)
Кабинеты и рабочие комнаты для конторских занятий .... Проектные залы, чертежные, машинописные бюро, залы заседаний ....... Архивы ....... Приемные и комнаты ожидания..... Операционные помещения и рабочие комнаты сберкасс, почтовых отделений и т. п. . . 50 100 50 50 75 150 200 150 150 200 1 Кабинеты и рабочие комнаты для конторских занятий .... Машинописные и машиносчетные бюро. . . Проектные залы, конструкторские и чертежные бюро .... Залы заседаний .... Приемные и комнаты ожидания ..... Архивы: а) на рабочих столах; б) на стеллажах в вертикальной плоскости ...... 200 300 500 200 150 200 75
в помещениях, специально предназначенных для работы и производственного обучения подростков (ремесленные училища, школы ФЗО и др.), в учебных помещениях для слабовидящих детей и на объектах с повышенными санитарными требованиями (хлебопекарни, цехи кондитерских изделий и т. п.). В СНиП эти факторы не были учтены.
Подверглась некоторым изменениям также регламентация уровней освещенности открытых пространств. Этот раздел норм также несколько расширен за счет введения норм для открытых спортивных площадок, рынков, скверов, придомовых дворов и др. Кроме того, и здесь предусмотрено повышение нормируемых освещенностей (для работ на строительных площадках и на перекрестках улиц).
Новым в проекте является регламентация нормативных значений освещенности в виде ступенчатой шкалы, содержащей последовательно возрастающий ряд 1Ч1фр — 5, 10, 20, 30 и 50 и т. д. Каждая из этих цифр обозначает освещенность (в лк) и соответствует определенной ступени шкалы (например, 5 лк— I ступень, 10 лк—II ступень и т. д.). Такая шкала обеспечивает при пользовании нормами большое удобство, так как она освобождает от излишних вычислений в тех случаях, когда приходится нормировать освещенности с учетом некоторых особых признаков, обусловливающих необходимость повышения ее нормативных значений (например, при повышенной опасности травматизма, при большой длительности напряженной зрительной работы и др. нормы повышаются на одну ступень шкалы).
Другая особенность новых норм заключается в регламентации единого уровня освещенности независимо от системы света и типа источников света. Как известно, основным достоинством системы комбинированного освещения является возможность создать на рабочих местах благоприятное направление света и обеспечить достаточно высокие освещенности. Однако с гигиенической точки зрения более эффективной следует признать систему общего освещения, конечно, при обязательном условии правильного решения соотношения яркостей в поле зрения (имеются в виду яркости рассматриваемых объектов, фона, оборудования, стен и др.). Кроме благоприятных условий для зрительного процесса, в данном случае эффек-
тивно проявляется общефизиологическое действие света, которым ранее в установках искусственного освещения пренебрегали. В системе комбинированного освещения, когда уровни освещенности от общего освещения малы, этот общефизиологический эффект исключается.
Что касается дифференциации нормирования для газоразрядных ламп и ламп накаливания, то, принимая во внимание установленную гигиеническую эффективность люминесцентного освещения, следует признать целесообразным расширение области его применения. Прежние правила в известной мере ограничивали эту возможность, так как в них указано, где люминесцентное освещение следует преимущественно применять. Из нового проекта норм эти указания, являющиеся в известной мере основанием для раздельного нормирования люминесцентного освещения и освещения лампами накаливания, исключены.
Учитывая указанные обстоятельства — гигиеническую эффективность системы общего освещения, целесообразность использования люминесцентного освещения и расширения области его применения, было решено регламентировать единые значения нормируемых освешенностей. Это дает возможность при проектировании ориентироваться на прогрессивное решение осветительных установок, учитывающее гигиенические соображения.
Однако было бы серьезной ошибкой пренебречь в настоящее время некоторыми обстоятельствами, затрудняющими возможность выполнить систему общего освещения во всех случаях, в особенности при высоких уровнях освещенности. Поэтому нормы временно допускают снижение нормируемых освещенностей при устройстве общего освещения люминесцентными лампами или комбинированного освещения лампами накаливания (для работ первых 4 разрядов), а при использовании ламп накаливания в системе общего освещения — для любых осветительных условий. Но при этом нижний предел освещенности ограничен для ламп накаливания 30 лк, а для люминесцентных ламп — 75 лк.
Третья особенность норм заключается в улучшении качественных показателей осветительных установок. Среди них главное внимание уделено повышению требований ограничения ослепленности. Большое гигиеническое значение имеет регламентация верхнего предела допустимой яркости светящихся поверхностей в основных помещениях школ (3000 нт), палатах больниц и санаториев, а также спальных детских учреждений (2000 нт). Эта регламентация явится стимулом к распространению на данных объектах отраженного освещения, что следует признать целесообразным с гигиенической точки зрения. Сейчас уже перестал быть дискуссионным вопрос о необходимости осуществления мероприятий по ограничению ослепленности в установках люминесцентного освещения, что дало основание впервые предусмотреть для них соответствующие меры защиты. С этой целью в нормы включена таблица наименьших высот подвеса светильников с люминесцентными лампами. Повышены также требования в отношении наименьших высот подвеса светильников с лампами накаливания. Интересно отметить, что в СНиП эти требования были менее жесткими, чем в нормах 1933 г. Очевидно, возвращение к прежним, более обоснованным с гигиенической точки зрения нормам будет способствовать улучшению качества осветительных установок. Улучшение должна внести также регламентация глубины колебаний светового потока люминесцентных ламп, ограничивающая ее 15% независимо от наличия движущихся предметов в поле зрения. Известно, какое большое гигиеническое значение имеет для зрения благоприятное распределение яркостей в освещенном пространстве. В СНиП же отсутствует какая-либо регламентация неравномерности освещения. Новый проект предусматривает, что при устройстве комбинированного освещения освещенность на рабочей поверхности от светильников общего освещения должна быть не менее 10% от принятой нормы освещенности, но не менее 100 лк при газоразрядных лампах
и 50 лк при лампах накаливания. Эта регламентация является с гигиенической точки зрения весьма существенной.
Оценивая проект норм искусственного освещения в целом, мы можем констатировать, что он является прогрессивным и будет способствовать повышению культуры производства и улучшению санитарной обстановки труда и быта и вместе с тем создаст благоприятные перспективы для развития светотехнической промышленности.
В заключение мы считаем необходимым отметить, что в отличие от СНиП проектом предусмотрено распространение новых норм на действующие осветительные установки, для переоборудования которых установлен 4-летний срок.
Поступила 29/V 1957 г.
A NEW SCHEME OF STANDARDS FOR ARTIFICIAL ILLUMINATION
N. M. Dantzig, prof., D. A. Zilber, prof.
The article gives a short account of the main items of the new scheme of stan dards for artificial illumination and the hygienic principles on which they are based. The new standards have been worked out for industrial establishments, residential, public and administration buildings. The scheme does not have the unneccessary separate standards of illumination for different sources of light and the various systems of illumination. Some important changes and additional standards for new units such as-sporting establishments, theatres, etc., have been introduced.
•k -k -fc
ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО ОТРАВЛЕНИЯ СВИНЦОМ НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО
Ассистент Б. А. Кирячко
Из кафедры гигиены труда и профессиональных заболеваний Украинского института
усовершенствования врачей
Одним из чувствительных показателей влияния факторов внешней среды на организм является изменение иммунобиологической реактивности организма.
Между тем в иммунологии вопрос о влиянии внешних факторов на организм разработан недостаточно.
Совершенно недостаточно освещен в литературе вопрос о влиянии на иммунобиологические свойства организма химических веществ, встречающихся в производственных условиях и могущих быть причиной хронических интоксикаций. Имеются только некоторые экспериментальные работы Я. Д. Сахновского, Л. Л. Кандыбы, Ш. Г. Перлиной об изменении отдельных показателей иммунитета при интоксикации свинцом, окисью углерода.
Нами проведены исследования влияния хронического отравления свинцом на иммунобиологическую реактивность организма в эксперименте. Особенностью данной работы является то, что мы стремились изучить начальные стадии хронического отравления.
Состояние высшей нервной деятельности при интоксикации свинцом уже в достаточной степени изучено рядом авторов (3. М. Вайнштейн, Э. А. Дрогичина и др.; Н. К. Кулагина и Ф. Б. Шахновская).
Мы считали необходимым для полноты исследований изучить также химические факторы нервного возбуждения (ацетилхолин и активность холинэстеразы).