Научная статья на тему 'О нетрадиционных методах обеспечения расследования преступлений'

О нетрадиционных методах обеспечения расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макогон И. В., Косарева Л. В., Косарев В. Н.

Процесс расследования преступлений сложный и по-своему уникальный, что требует и нетрадиционных методов получения информации. Полиграф и другие нетрадиционные методы и средства в обеспечении расследования преступлений нашли свое применение во многих странах мира. Об этом и пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нетрадиционных методах обеспечения расследования преступлений»

7. Лиз Келли. Полиция против насилия в отношении женщин и детей: введение, инновации, профессионализм / Совет Европы. - 2000.

8. Лиз Келли. Полиция против насилия в отношении женщин и детей: видение, инновации, профессионализм: учебное пособие, подготовленное для Совета Европы по Программе «Полиция и права человека 1997-2000 гг.» / Совет Европы. - 2003.

9. Мусатов Д.А. Предупреждение сексуальной эксплуатации и растления малолетних и несовершеннолетних в современной России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - № 5.

10. Наумов А.В. Уголовно-правовое значение насилия // Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявецва, А.В. Наумова. - М., 1984.

11. Подгайный А.М. К вопросу о понятии и формах криминального психического насилия над личностью // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2006. - № 4.

12. Поднебесный А.Н. К вопросу об уголовно-правовом регулировании ответственности за посягательства на права граждан, совершаемые путем психического насилия // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - № 2.

13. Сидоренкова Т. Насилие в семье: частное дело или социальная проблема // Нет насилию в семье. Вестник проекта «Новые возможности для женщин». - М., 1997. - № 10.

14. Симонов В. И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: автореф. дисс....канд. юрид. наук. - Свердловск, 1972.

15.State Responces to Domestic Violence. WLDI. - Washington. D.C.

О НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

© Макогон И.В.*, Косарева Л.В.*, Косарев В.Н.*

Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград Министерство иностранных дел России, г. Москва Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета,

г. Урюпинск

Процесс расследования преступлений сложный и по-своему уникальный, что требует и нетрадиционных методов получения информа-ции. Полиграф и другие нетрадиционные методы и средства в обеспе-

* Преподаватель кафедры Предварительного расследования Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук.

* Дипломатический работник Министерства иностранных дел России.

" Профессор кафедры Правоведения Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

чении расследования преступлений нашли свое применение во многих странах мира. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Американские ученые и специалисты констатируют: вера в эффективность полиграфического метода исследования в ходе расследования настолько велика, что подозреваемые или их адвокаты часто запрашивают проведение этой процедуры в оправдательных целях. Этот метод здесь признан весьма эффективным следственным инструментом и активно используется в ходе расследования по уголовным делам [1, с. 5-12].

Использование либо неиспользование проверок на полиграфе в той или иной стране определяется, прежде всего, сложившимися правовыми принципами и национально-культурными традициями. Решение вопроса практически не зависит от природы самого метода [2, с. 178; 3, с. 23].

Накопленный в течение десятилетий отечественный и зарубежный опыт применения полиграфа в целях обнаружения у человека скрываемой информации привел к формированию системы принципов организации процедуры тестирования с помощью этого прибора. Испытания на полиграфе складываются из трех этапов:

1. предтестовой беседы;

2. непосредственного тестирования с помощью полиграфа;

3. послетестового собеседования (или допроса).

Характерно, что регистрируемые с помощью полиграфа реакции не обладают специфичностью. Они не содержат каких-либо особых признаков, которые бы однозначно указывали на ложность или правдивость ответов опрашиваемого человека. Поэтому в ходе испытаний на полиграфе недостаточно ограничиться только проверочными вопросами, необходимы также контрольные и нейтральные вопросы, что обеспечивает полноту фиксируемых психофизиологических данных допрашиваемого лица [5, с. 109].

После принятия ведомственного нормативного акта испытания на полиграфе приобрели правомочность в нашей стране и стали продуктивно применяться по уголовным делам о тяжких преступлениях в отдельных регионах. Практические работники наглядно убедились в том, что полиграф является важным и надежным инструментом, способствующим, с одной стороны, эффективному выявлению и изобличению виновных, а с другой стороны - снятию подозрений с ошибочно заподозренных и их реабилитации. В зависимости от обстоятельств, применяется различная тактика реализации полученной таким образом ориентирующей и доказательной информации. В одних случаях она используется незамедлительно при подготовке и производстве допроса лица, подвергшегося опросу при его тестировании оператором полиграфа1.

1 В настоящее время действует Инструкция «О порядке применения полиграфа при опросе граждан» (утверждена Генеральной прокуратурой, ФСБ РФ), зарегистрированная в Минюсте России 28 декабря 1994 г.

В научной литературе предложены и алгоритмы будущей уголовно-процессуальной модели использования полиграфа при допросе [7, с. 43].

Практика подтверждает, что применение полиграфа дает следователям весьма ценную информацию, которую иным путем получить невозможно. Эта информация позволяет:

- определить вероятную виновную прикосновенность проверяемого лица к преступлению (к его планированию, совершению, сокрытию и т.д.);

- дать правильную оценку достоверности сообщаемой проверяемым лицом информации и на этой основе сформулировать обоснованные версии;

- осуществить целенаправленную проверку выдвинутых версий и найти объективные им подтверждения;

- создать условия для дачи проверяемым лицом правдивых показаний.

Практические работники высказывают мнение о том, что применение

полиграфа способствует:

- получению специалистами при подготовке испытания максимально возможного объема детальной информации относительно исследуемых по делу обстоятельств и разработка с учетом ее особенностей значительного количества непрямых тестов (это позволяет приблизить вероятность дачи надлежащего заключения по различным тестам почти к 100 % и практически исключить ошибки при интерпретации речевых и неречевых реакций проверяемого лица);

- полиграфологический опрос лиц, заподозренных в совершении преступления, должен проводиться как первоначальное гласное действие, предшествующее другим действиям и мероприятиям с участием указанных лиц (это позволяет исключить возможность восприятия заподозренным информации об обстоятельствах преступления в ходе работы с ним, которая может повлиять на изменение обычного состояния реагирования на предъявляемую информацию, заложенную в тестовый материал) [5, с. 109].

За рубежом имеется практика и накапливается опыт применения гипноза в качестве метода собирания доказательств. В мировой практике появилось немало примеров успешного раскрытия преступлений с помощью гипнотического сеанса, в котором потерпевшее лицо вспоминало все обстоятельства совершения преступления, в то время как в обычном состоянии наблюдалась амнезия по поводу криминальной ситуации [8, с. 197-198].

Для проведения допроса с использованием гипноза в США предусмотрены следующие положения:

- письменное согласие лица, подвергающегося гипнозу (такое согласие должно быть получено после проведения подробного инструктажа, в котором объясняются цели и задачи процедуры, ее

безвредность для здоровья допрашиваемого, даются гарантии соблюдения конфиденциальности и использования полученных в ходе допроса данных исключительно по их прямому назначению);

- письменное разрешение Главного управления ФБР;

- письменное разрешение Генеральной прокуратуры (подписанное помощником Генерального прокурора по уголовным делам).

В руководстве по применению следственного гипноза, изданном в США, обобщены результаты трехгодичной работы гипнотизеров по 350 делам, которые расследовались полицией Лос-Анджелеса. Обобщение показало, что почти в 80 % случаев с помощью гипноза была получена дополнительная ранее неизвестная информация, имеющая важное значение для раскрытия преступлений [9, с. 23-26]. Аналогичные обобщения проводились и в Израиле. Данные анализа эффективности следственного гипноза, полученные при изучении 40 уголовных дел, незначительно отличаются от данных американских исследователей [10, с. 77-80].

Опыт зарубежной полиции показывает: гипноз - это безопасный, быстро окупаемый и общественно полезный метод, который способствует быстрому выявлению, разоблачению преступников, установлению полноценной картины содеянного, позволяет экономить время и деньги, необходимые для расследования преступлений.

Проблема использования гипноза в расследовании преступлений в России пока находится в зачаточном состоянии, однако имеются основания надеяться на то, что в недалеком будущем в российской криминалистике сложится новое направление - криминалистическая гипнология, способное существенно улучшить тактическое оснащение следственной практики. В каких же случаях, для достижения каких целей могут быть использованы наработки в этой области?

По мнению ученых, тактическая ситуация, связанная с возможностью применения гипноза, возникает, прежде всего, в случае обоснованного подозрения, что носитель информации сообщил на допросе заведомо ложные либо сознательно утаил от следствия известные ему сведения.

Глубоко изучив зарубежную и российскую практику криминалистического гипноза, Л.П. Гримак пришел к выводу, что данный вид гипноза имеет мало общего с психотерапевтической техникой внушения. Он является в основном своеобразным инструментом гипермнезии, связанной со стимулирующим воздействием на сферу вербальной и образной памяти. Для целей следственной практики наряду с ним целесообразно применение гипноза, способного купировать, снять стрессовые и психотравматические последствия у участников криминальных событий.

Полученные с помощью указанного метода сведения могут оказаться полезными не только с точки зрения реализации функции выявления и уголовного преследования виновных лиц, но и для снятия подозрений в отношении невиновных лиц, их реабилитации [8, с. 7, 194-196].

Нетрудно представить, какая большая работа должна быть проделана для того, чтобы рассматриваемый метод приобрел свой официальный статус, стал легитимным и эффективным средством тактического арсенала следователей. В круг первоочередных задач, связанных с разрешением этой проблемы, очевидно, в первую очередь следует включить обеспечение (на законодательном уровне) соответствующей правовой базы, а также создание прочных научных основ (условий, принципов, критериев и т.д.) и научно обоснованных методик применения гипноза в уголовном судопроизводстве.

Специфика этого метода такова, что без использования специальных познаний он не может быть реализован. Отсюда задача подбора специалистов соответствующего профиля, обучения их минимуму криминалистических и правовых знаний, позволяющих им надлежащим образом действовать в уголовно-процессуальных условиях и процедурах. Специальная подготовка, видимо, потребуется и следователям для эффективного взаимодействия со специалистом и управления нетипичной ситуацией опроса с помощью гипноза.

В этом деле несомненную пользу может принести изучение практического опыта, накопленного зарубежными юристами в области криминалистической гипнологии. Не стоит уклоняться и от изучения собственного нетра-диционного опыта, который еще сравнительно небольшой, но он существует.

С 1984 г. в Иркутской областной прокуратуре осуществляется успешное применение достижений хронобиологии при допросах обвиняемых, создающих конфликтные ситуации. Как правило, к такой консультативной помощи приходится прибегать лишь тогда, когда традиционные приемы допроса не помогают. Квалифицированный специалист определяет временной интервал - месяц, какой-либо его период, наиболее благоприятный с точки зрения эффективности тактического воздействия на обвиняемого. В эти дни интенсивно проводятся следственные действия (в основном, допросы).

Универсальность данного метода заключается в том, что ни профессия, ни образование, ни прошлый преступный опыт не являются препятствием для получения объективной информации на допросе, проведенном в благоприятный день. Этому всегда предшествует тщательная подготовка, глубокое изучение особенностей личности допрашиваемого. Полученная на таком допросе информация после соответствующей проверки нередко становится основой обвинительного заключения, и следствие уже не зависит от позиции обвиняемого - признает он вину в дальнейшем или нет.

При проведении допросов лиц, совершивших тяжкие преступления против личности, в 28 случаях из 36 (78 %) были получены подробные показания о содеянном, хотя ранее допрашиваемые либо лгали, либо вообще отказывались от контакта со следователем. В 8 случаях (22 %) обвиняемые позицию не изменили, но допустили ряд проговорок, свидетельствующих об их непосредственной причастности к преступлению [11, с. 272-279; 12].

По мнению зарубежных специалистов, наркоанализ так же как и гипноз, в полицейской и следственной практике в основном применяется тогда, когда допрашиваемый в силу тех или иных причин (например, вследствие перенесенного шока) не в состоянии в момент обычного допроса вспомнить интересующие следствие событие и его детали, существенные для расследования. Есть ли шансы на то, что наркоанализ сможет быть адаптирован к российской правовой среде? Исключать подобную перспективу нельзя. Но для того, чтобы этот метод привился и приносил пользу правосудию, необходимо пройти очень сложный путь доказывания его необходимости. Он включает в себя ряд этапов, связанных с обеспечением необходимых правовых предпосылок, разработкой методических и процессуальных проблем, апробацией на практике и уже затем реализацией в уголовном судопроизводстве. И чтобы осуществить это, нужно в первую очередь изменить правосознание правоприменителя и населения, повысить общую и правовую культуру, добиться современного мирового уровня технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений [13, с. 171-181]. Видимо, это перспектива будущего.

Список литературы:

1. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. - М., 1982. - С. 5-12.

2. Митричев В., Холодный Ю. Полиграф как средство получения ориентирующей криминалистической информации // Записки криминалистов. Вып. 1. - М., 1993. - С. 178.

3. Записки криминалистов. Вып. 1. - М., 1993.

4. Системы безопасности связи и телекоммуникаций. - М., 1996. - № 3. -С. 23.

5. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений // Мир безопасности. - М., 1999. - С. 109.

6. Опыт использования полиграфа в профилактике и раскрытии преступлений в ГУВД Краснодарского края. - Краснодар, 1997. - С. 12-34.

7. Законность. - 1995. - № 11. - С. 43-47.

8. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. - М., 1997. - С. 197-198.

9. Reiser M. Handbook of Investigative Hypnosis. - Los-Angeles, 1980. -P. 23-24.

10. Kleinhaz M., Hosovitz U. The use hypnosis in police investigation: a preliminary report // Journal of forensic sciences society. - 1977. - № 17 (77). - P. 77-80.

11. Шапошникова В., Китаев H. Значение хронобиологии для криминалистики // Законность. - 1997. - № 11.

12. Монологи. Криминалисты о своей науке. - Иркутск; М., 1999. - С. 272-279.

13. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. -М., 2002. - С. 171-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.