Научная статья на тему 'О непрерывном образовании'

О непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2417
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPT OF CONTINUOUS EDUCATION / ЭТАПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STAGES OF CONTINUOUS EDUCATION / ЦЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STRUCTURE OF CONTINUOUS EDUCATION / PURPOSE OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Л.В., Зиязова Р.Н.

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы непрерывного образования, такие как этапы, цели, структура. Указывается, что в рамках педагогической системы осуществляется целенаправленная деятельность преподавателей, учителей, наставников, родителей, учебных учреждений, реализуется управление процессом воспитания и обучения подрастающего поколения, становления его полноправным членом общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CONTINUOUS EDUCATION

In this article some questions of continuous education, such as stages, the purposes, structure are considered. It is specified that within pedagogical system purposeful activity of teachers, teachers, mentors, parents, educational institutions is carried out, management of process of education and training of younger generation, formation by his full member of society is realized.

Текст научной работы на тему «О непрерывном образовании»

УДК: 374.3 ББК: 74.4

Мезенцева Л.В.

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ: О ФОРМАХ И МЕТОДАХ

Mezentseva L.V.

TRAINING OF ADULTS: ABOUT FORMS AND METHODS

Ключевые слова: обучение взрослых, методы, формы, профессиональная компетентность, дидактический потенциал, профессиональная функция образования, стратегии обучения взрослых.

Keyworlds: training of adults, methods, forms, professional competence, didactic potentsial. professional function of education, strategy of training of adults.

Аннотация: в данной статье рассматриваются специфические особенности обучения взрослого человека, формы и методы обучения взрослых. Указывается, что основной характеристикой процесса обучения является процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств. В процессе профессионального обучения взрослые выполняют функции как участников совместной с преподавателем учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, так и являются соавторами своих программ обучения.

Abstract: in this article specific features of training of the adult, a form and methods of training of adults are considered. It is specified that the main characteristic of process of training is process of independent definition trained parameters of training and search of knowledge, abilities, skills and qualities. In the course of a vocational education adults carry out functions as participants of educational activity, joint with the teacher, of diagnostics, planning, realization, estimation and correction of process of training, and are coauthors of the programs of training.

«Век живи - век учись», «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», «Не бойся, что не знаешь -бойся, что не учишься» - так звучат пословицы народов мира, в которых заложена суть непрерывного образования на протяжении всей жизни. Кроме того, все религиозные направления сходятся в признании важности учения.

В настоящее время демографический состав трудовых ресурсов постоянно меняется, а вместе с тем значительно усиливается конкуренция за рабочее место. Предприятия любой формы собственности и любого масштаба предъявляют большие требования к своим сотрудникам. Именно потому умение эффективно и успешно обучать взрослых имеет все большее значение в непрерывном профессиональном образовании. Повышаются и требования к профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.

Процесс развития и обучения специалистов всех уровней не может быть пассивным и статичным. Наоборот, должен быть активным, мобильным и креативным. Цель обучения взрослых - повышение и совершенствование профессионализма. На сегодняшний день успешность подобного обучения зависит от его важной роли в организационной стратегии.

Обучение взрослых подразумевает то, что человек принимает участие в разнообраз-

ных программах развития и обучения. По всей видимости, развитие и рост академического предложения является продуктом профессиональных и социальных факторов, требующих особой производительности в различных сферах экспертного знания. Принимая во внимание быстрые темпы развития соответствующих технологий, а также различия между культурными нормами поколений, необходимость обучения взрослых становится просто очевидной1. При этом роль образования взрослых проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной.

Профессиональная функция образования взрослых заключается в обеспечении социализации через освоение новых профессиональных ролей, в развитии профессиональной компетентности и мобильности.

Личностная функция позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

Наличие данных функций позволяет говорить нам об отличии образования взрослых от образования несовершеннолетних.

Специфика обучения взрослых. Электронный ресурс. http://www.hr-portal.ru/article/ specifika-obucheniya-vzroslyh

Процессу профессионального образования взрослых обучающихся присуще следующее:

- обучаемый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

- накапливается все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения для самого обучаемого и его коллег;

- присутствует готовность к обучению (мотивация), определяемая стремлением при помощи учебной деятельности решить жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

- стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

- учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.

Говорят, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания, нежели человеку в возрасте 17-22 лет. Но, по мнению психологов, высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. Постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций, что, в свою очередь, может выступать как одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд необходимы для психического здоровья человека.

Так, взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей. Условно их можно объединить в три группы:

первая - связана с повышением компетентности (осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности);

вторая - с личностным состоянием;

третья - с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности (в жизни они принадлежат каждому человеку).

Специфические особенности взрослого человека первой группы в том, что он:

- владеет определенным объемом и уровнем общих и профессиональных знаний в одной или нескольких предметных областях;

- имеет сложившийся и развивающийся профессиональный опыт работы;

- владеет специфическими приемами, умениями и навыками, осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности;

- имеет свое профессиональное мнение и отстаивает его со своих позиций;

- сознателен в развитии своей компетентности, обладает усиленной ролью обобщения и постановки новых задач в структуре интеллекта;

- с помощью учебы решает свои важные жизненные проблемы;

- полученные знания стремится оперативно реализовать, а для этого он имеет конкретные сферы их применении (или в другом случае планирует, где их использовать);

- обусловливает свою учебную деятельность временными, социальными, профессиональными, бытовыми факторами;

- бережлив ко времени, затрачиваемому на учебу; изобретателен памятью к новым знаниям, информации в соответствии с их актуальностью и значимостью;

- осознает снижение своей профессиональной деятельности относительно новых требований в ее перестройке, пытается решить проблему;

- неоднозначен к самоанализу своей профессиональной и образовательной дея-тельности1.

Вторая группа особенностей взрослого человека включает следующее:

- осознание себя самостоятельной саморегулируемой личностью, утверждение себя, самореализация;

- внутренняя свобода;

- нравственная и социальная зрелость;

- значительная эмоциональная включенность во всевозможные жизненные реалии;

- широта социальных ролей;

- психологическая зрелость;

- физиологическая зрелость;

- усиление вербализации (умение выразить свое состояние словами);

- жизненный опыт;

- финансовая независимость;

- большая компромиссность при принятии решений;

- нравственная правовая и социальная ответственность (в той или иной мере);

- ясность и интенсивность интересов.

Третья группа особенностей взрослого

человека - это:

- усложнение с возрастом отношения к образованию (сложившиеся основные ценности жизни взрослого при их трансформации в процессе обучения воспринимаются болезненно);

- отсутствие (или недостаточность) умений, навыков к учебе;

- трудность отказа от системы устано-

1 Полетаева О.В. Развитие педагогической аутокомпетентности средствами самодиагностики // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4. - С. 162.

вившихся полученных ранее знаний и устаревших на данный момент;

- установка на то, что они все знают (выставляются барьеры предубеждений против нововведений и перемен);

- сложность смены наличного статуса (особенно если это руководители) на роль ученика;

- внутренняя неуверенность при снижении своей «профессиональной самооценки» в процессе возникновения необходимости перестройки своей деятельности с учетом новых требований, например, сейчас в рыночных условиях (испытывает при самоанализе профессиональной и образовательной деятельности).

Все вышеуказанные характеристики свидетельствуют о том, что процесс обучения взрослых имеет свою специфику:

1) взрослый сам творит свою образовательную ситуацию, то есть черпает знания из тех областей, которые необходимы ему для самореализации (лишь в этом случае происходит обогащение интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы, которое приводит к качественным изменениям, позволяющим человеку по-новому взглянуть на себя и окружающий мир).

2) развитие взрослого не происходит само собой: если образование служит лишь средством, способом пассивного приспособления к условиям жизни, оно исчерпывает свои возможности по мере удовлетворения человеком своих конкретных потребностей. Отсюда несколько условий, повышающих дидактический потенциал образования:

- возрастающая роль мотивации учения, когда образование становится условием жизнедеятельности.

- образование как сфера социальной жизни. В этом контексте оно не остается синонимом систематического обучения. Новый смысл заключается в том, что образование выходит из тисков отдаленности от реальной жизни. Любое место встреч, рабочее место, библиотека, общественное здание могут стать местом для получения образования. Лишь в определенные моменты жизни взрослый по тем или иным причинам становится «обучающимся».

3) индивидуализация - важнейший аспект образования взрослых.

Учитывая, что позиция взрослых в процессе обучения весьма специфична (это позиция творца своей образовательной деятельности, которая определяет и содержание и организацию обучения), осуществление образовательного процесса строится на принципиально иных подходах:

- вариативности образования взрослых и опережающего характера программ дополни-

тельного образования;

- соответствия содержания образовательных программ потребностям развития новых и новейших технологий;

- гибкости образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и оперативную переориентацию в профессиональной деятельности;

- внедрения информационных технологий и постепенного формирования единого информационно-образовательного пространства отрасли;

- разработки и внедрения специальных тренингов (алгоритмов) по проработке целей, задач, прогнозов компетентных решений в профессиональной деятельности индивида (ситуативное обучение);

- наличия в разнообразных образовательных программах специальных образовательных блоков социально-психологических знаний способствующих адаптации слушателей к современным социальным явлениям.1

Каждый взрослый имеет свои индивидуальные цели для обучения. Представьте, что специалист по обучению занимается разработкой учебной программы, которую готовится представить потенциальным участникам. Он четко понимает, для чего необходима та или иная форма учебной активности, по какой причине люди придут к нему на занятия, и как будет проходить проверка. Задав поведенческие цели, он все это должен учитывать, но ведь у обучаемых взрослых свои представления о целях. И для них важно -пригодиться ли подобная учеба в работе? Для чего им это нужно? А преподавателю, как специалисту, необходимо иметь ответы на все эти вопросы. Причем они должны быть адекватными и осмысленными.

Взрослый человек желает, чтобы обучение пригодилось ему в практической деятельности. У детей все по-другому - записав в тетрадь задание, выполнив его дома и удачно сдав тестирование, они выбрасывают из головы полученные знания, освобождая место для новой информации. Естественно, дети даже не задумываются о том, нужны ли им эти знания в будущей жизни или нет. Как же это происходит у взрослых? В отличие от ребенка, взрослый человек всегда выбирает сам, чему необходимо учиться. Да, иногда ему нужно учиться, выполняя чьи-то требования, но и в этой ситуации человек самостоятельно выбирает, делать это по-настоящему или просто создавать видимость. Потому специалисту по обучению необходимо всегда указывать на важность полученных знаний для практиче-

1 Особенности образования взрослых. [Электронный ресурс] http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/ ait 2 5.htm

ской деятельности.

Взрослые люди, в отличие от детей, уже имеют определенный жизненный опыт. Все слова взрослые воспринимают через призму собственных знаний, о чем должен всегда помнить специалист по их обучению.

Можно встретить такое понятие, как «личный учебный стиль», которое определяет, каким образом человек может обучаться наиболее эффективно. Стили бывают разные -визуальный, аудиальный, кинестетический, потому преподаватель просто обязан учитывать их в работе с людьми. Соответственно к различным стилям обучающихся и методы работы необходимо выбирать разные, искренне заботясь об их потребностях. Неспособность учитывать различия между стилями может погубить даже отличную инициативу взрослого обучаемого, сделав занятия скучными и неинтересными. Для эффективной работы специалист должен начать с правильного определения своего стиля, что является неотъемлемой частью его образования.

Так, Л.Н. Лесохина и Т.В. Шадрина выделяют основные стратегии обучения взрослых, каждая из которых предрасполагает к выбору преимущественных методических приемов:

- информационная стратегия - использует метод образовательной трансляции, т.е. сообщения факта, уже добытых знаний, сведений. Как правило, это монологическая форма обучения, хотя не только;

- проблемная стратегия - ориентирована на обсуждение, дискуссию, обмен мнениями (хотя здесь не исключены монологические методы);

- социально-ролевая стратегия - вбирает весь комплекс методов, избирая преимущественно игру1.

Если в качестве конечной цели стратегии выступает информационность, то основная задача в связи с этим - дать определенную сумму знаний, позаботиться, чтобы эти знания выстроились в определенную систему, были достаточно осмыслены и закреплены в хорошо усвоенных ключевых понятиях.

Если нужно вывести обучение на уровень проблемности, то конечной целью обучения в этом случае является решение актуальных для слушателей жизненных проблем. Узловой момент проблемности - совместный поиск ответов на вопросы, не имеющие однозначного решения. Проблемность ориентирована на актуальное, сегодняшнее знание.

Социально-ролевое обучение имеет основной целью своей стратегии «помочь под-

1 Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991.

готовиться к жизненным переменам», т.е. сделать так, чтобы, получая образование, человек «как бы заранее входил в роли». Роли обычно проигрывают в игре. Игра - это мысленное и реальное участие человека (группы людей) в предложенных условиях, воображаемых ситуациях, требующих перевоплощения.

Л.Н. Лесохина и Т.В. Шадрина видят секрет успешности образования взрослых в характере общения аудитории и педагога, их взаимодействии. Опираясь на проведенное исследование, авторы выделяют два рода методов образования, соответствующих разным способам общения педагога и аудитории:

1. Ориентирующие методы: беседа, диспут, совет, консультация, «исповедь», рассказ о себе и т.д.

2. Стимулирующие методы: организация деятельности (вечера и конкурсы, кружковая работа и выставки), помощь, участие, настрой общественного мнения, взаимовыручка, взаимопомощь и др.

По мнению Л.Н. Лесохиной и Т.В. Шадриной, способ обучения взрослых вбирает в себя всю социальную ситуацию во всем многообразии ее связей, отражая время и актуальные потребности общества и человека. При этом механизмы преобразования ситуации связаны со способом обучения, т.е. с содержанием и методами2.

Очевидно, что обучение не должно быть принудительным. Только в этом случае взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Этот факт обуславливает развивающие возможности осознания человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других аспектах жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.

Процесс профессионального образования взрослых достаточно эффективен, когда человек ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения, что характерно для обучения в малых группах, модульного построение процесса обучения, использование разнообразных игровых методов и т.д.

Жизненный и накопленный профессиональный опыт, которым обладают взрослые, с одной стороны, содействует более глубокому осмыслению изучаемых проблем, а с другой стороны - является источником стереотип-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991. - С. 128-137.

ных, эмпирических и рутинных оценок, блокирующих человека от постижения нового.

В результате проведенных исследований, учитывая специфику взрослых, при организации их образования были рекомендованы следующие приемы и методы:

- метод экспериментирования как форма обучения взрослых;

- мобильность организаторов курсов по обеспечению вариативности содержания обучения;

- интеграция общекультурного профессионального направления содержания;

- тренинги и практические занятия, деловые игры, решение ситуативных задач;

- обязательное включение лектором в каждое занятие элементов новизны информа-ции1.

Взрослый человек, с течением своего взросления и развития, накапливает значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Соответственно, основными формами занятий при этом становятся те формы, где используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

Между тем, готовность обучающегося к учению определяется внешними причинами: принуждением, давлением общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от обучения и т.д. Следовательно, главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых. Учитывая данный факт, учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, и их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Таким образом, основой организации процесса обучения становится индивидуализация обучения, на основе индивидуальной программы обучения, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

Деятельность взрослого обучающегося сводится к приобретению тех конкретных знаний, умений, навыков, качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Тогда как деятельность обу-

1 Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: АПК и ПРО РФ, 2000. - С. 9.

чающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков, качеств. Обучение может строится по междисциплинарным модулям либо блокам. Весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности. Таким образом, обеспечивается активная деятельность обучающегося, его высокая мотивация и, следовательно, высокая эффективность процесса обучения.

По мнению Л.Н. Лесохиной и Т.В. Шадриной, способ обучения взрослых вбирает в себя всю социальную ситуацию во всем многообразии ее связей, отражая время и актуальные потребности общества и человека. При этом механизмы преобразования ситуации связаны со способом обучения, т.е. с содержанием и методами. В конце 1980 - начале 1990 гг., пишут авторы, «застойные» явления наблюдались именно в сферах содержания, организации и методов обучения взрослых обучающихся.2

Дальнейшее развитие методов обучения взрослых обучающихся связано с андрагогикой. Как известно, в 1996 г. была принята федеральная целевая программа на 1997-1999 гг., которая называлась «Старшее поколение». Заказчиком Программы стало Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В целях ее реализации было предусмотрено организовать подготовку специалистов в рамках специальности «Андрагогика». Как отмечает А.П. Ситник и др., в трактовке теоретиков андрагогика призвана развивать приемы и методы, специфичные для обучения и воспитания взрослых. Исходя из этого, кафедра образования взрослых Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования одним из направлений своей исследовательской работы избрала изучение эффективности различных форм и методов в образовании взрослых: преобладание активных форм (посещение музеев, театров, экскурсий) над академическими (лекции, семинары, зачеты, экзамены).

К 2000 г. в результате проведенных исследований, учитывая специфику взрослых, при организации их образования кафедрой были рекомендованы следующие приемы и методы:

- метод экспериментирования как форма

2 Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991. - С. 137.

обучения взрослых;

- мобильность организаторов курсов по обеспечению вариативности содержания обучения;

- интеграция общекультурного профессионального направления содержания;

- тренинги и практические занятия, деловые игры, решение ситуативных задач;

- обязательное включение лектором в каждое занятие элементов новизны информации. 1

Свое понимание эффективных методов обучения взрослых предлагает Т.А. Василь-кова. Она считает, что методы обучения взрослых должны быть направлены на всемерную активизацию познавательной деятельности обучающихся, стимулирование учебного труда на основе индивидуального подхода к каждому с опорой на его жизненный и профессиональный опыт.2

Т.Н. Ломтева в своем монографическом исследовании приводит опыт андрагогов нот-тингемской группы. 3

Так, при андрагогическом подходе к обучению взрослых, по мнению английских ученых, возможны различные методы обучения. Они выделяют такие группы методов, как:

- экспозиционные методы обучения, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и др.);

- управленческие методы обучения, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли определенных заранее целей;

- поисковые методы обучения, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя как постановку вопросов и определение проблем, так и поиск их решения. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и привлекают необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы.

1 Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: АПК и ПРО РФ, 2000. - С. 9.

2 Василькова Т.А. Андрагогика. - М.: ВНПЦ профориентации, 2002. - С. 25.

Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. -

Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 173.

Главная цель данного метода обучения -вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения или информации происходит попутно в процессе «мышление -изучение проблем - решение проблем».

О методах обучения в своем пособии С.И. Змеев говорит на этапе планирования, когда речь идет о видах, источниках, средствах, формах и методах обучения, которые необходимо использовать при овладении тем или иным содержательным блоком (модулем). Они, по мнению ученого, должны быть адекватны для достижения конкретных целей и задач обучения в соответствии с содержанием обучения и особенностями обучающихся: психофизиологических характеристик, жизненного опыта, когнитивного и учебного стилей обучающихся.4

Не давая конкретных рекомендаций по выбору тех или иных методов обучения для учебной работы с взрослыми, С.И. Змеев кратко характеризует следующие получившие широкое распространение методы:

- проблемный метод обучения: предусматривает организацию поисково-исследовательской деятельности обучающихся, направленной на решение проблемных задач;

- метод программированного обучения: постулирует осуществление обучения как процесса, строго подчиненного алгоритму освоения небольших доз учебного материала с запрограммированным результатом;

- интерактивный метод обучения: предполагает обучение с использованием телевидения или компьютерных сетей, обеспечивающих общение обучающего и обучающихся на расстоянии.

Взрослые люди очень активны в обучении. Зачастую они требуют различной стимуляции, чего можно достигнуть, смещая фокус попеременно на различные сферы, а также, чередуя между собой те или иные учебные техники и виды активности. Учебная активность взрослых просто обязана быть разнообразной для того, чтобы не разочаровать их и завладеть вниманием.

Для обучения взрослых также применима теория айсберга. Здесь вершиной айсберга, мелким, но очень важным элементом, который лучше всего виден учащимся, являются действия. Однако основную часть любого обучения составляют убеждения и намерения специалиста. В том случае, если действия, убеждения и намерения специалиста согласованы между собой, то у действий, которые и составляют обучение взрослых, будет гораздо

4 Змеев С.И. Технология обучения взрослых. -М.: «Академия», 2002. - С. 46.

больше шансов для успеха.

На сегодняшний день профессиональное образование взрослых - это стадийный, целостный и пожизненный процесс. На этапе активной созидательной деятельности образование выступает как средство решения важных проблем в различных сферах жизни, в более зрелом возрасте оно привлекает своей самостью (САМО - актуализацией, реализацией, рефлективностью, оценкой). Действительно непрерывным образование становится тогда, когда существует внешняя проблема, сменяющаяся внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений.

Следуя вышесказанному, задача препо-

давателя сводится к поощрению и поддержке, оказанию помощи обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств. Взрослые обучающиеся в процессе профессионального обучения выполняют функции как участников совместной с преподавателем учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, так и являются соавторами индивидуальных (своих) программ обучения, а также сами и реализуют индивидуальные программы обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Василькова, Т.А. Андрагогика. - М.: ВНПЦ профориентации, 2002. - 136 с.

2. Вершловский, С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. -2004. - № 3.

3. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

4. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Академия, 2002. - 128 с.

5. Колесникова, И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

6. Ломтева, Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 340 с.

7. Особенности образования взрослых - [Электронный ресурс]. - URL: http ://vio. uchim.info/V io_30/ cd_site/arti cles/art_2_5. htm

8. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия, 2006. - 176 с.

9. Полетаева, О.В. Развитие педагогической аутокомпетентности средствами самодиагностики. // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4. - С. 157-165.

10. Ситник, А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: АПК и ПРО РФ, 2000. - 84 с.

11. Специфика обучения взрослых - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/specifika-obucheniya-vzroslyh

12. Центры образования взрослых / под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.

УДК: 374.7 ББК: 74.5

Мезенцева Л.В., Зиязова Р.Н.

О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Mezentseva L. V., Ziyazova R.N.

ABOUT CONTINUOUS EDUCATION

Ключевые слова: непрерывное образование, концепция непрерывного образования, этапы непрерывного образования, цели непрерывного образования, структура непрерывного образования.

Keyworlds: continuous education, concept of continuous education, stages of continuous education, purpose of continuous education, structure of continuous education.

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые вопросы непрерывного образования, такие как этапы, цели, структура. Указывается, что в рамках педагогической системы осуществляется целенаправленная деятельность преподавателей, учителей, наставников, родителей, учебных учреждений, реализуется управление процессом воспитания и обучения подрастающего поколения, становления его полноправным членом общества.

Abstract:: in this article some questions of continuous education, such as stages, the purposes, structure are considered. It is specified that within pedagogical system purposeful activity of teachers, teachers, mentors, parents, educational institutions is carried out, management of process of education and training of younger generation, formation by his full member of society is realized.

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Необходимость реформирования систем образования в развитых странах в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. В результате в конце XX столетия сформировалось основное противоречие между существующей системой образования, основанной на парадигме «образование на всю жизнь», и требованиями современного постиндустриального общества.

Указанное противоречие порождает комплекс проблем, решение которых требует адаптации существующих образовательных систем к современным требованиям общества:

- возрастанию общественно необходимых затрат (временных и материальных) на подготовку к трудовой, в том числе профессиональной деятельности и сокращению в результате этого самого периода трудовой деятельности;

- быстрым изменениям характера профессиональной деятельности (в результате внедрения новых технологий) в сфере материального производства;

- сохранению пятилетнего срока подготовки квалифицированных специалистов;

- необходимости государственного подхода к проблеме соответствия получаемого образования требованиям производства.

В России последние тридцать лет проблема непрерывного образования выдвинулась в число центральных педагогических проблем, что вызвано всевозрастающим темпом морального старения знаний и их приложений и делает невозможным ограничение образования заранее определенным возрастом, сроком или уровнем.

Определение непрерывного образования предполагает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совер-

шенствоваться в ней, приобретать новую специальность.

Основные функции непрерывного образования: диагностическая, компенсаторная, адаптационная, познавательная, культурологическая, развивающая.

Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. Эти условия призваны помочь человеку уверенно идти по выбранному пути.

Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

Непрерывное образование также является и характерной чертой информационного общества. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста

Институт образования в любом обществе конкретизирует себя в формах и видах образования. К формам образования следует относить очную - дневную и вечернюю, заочную форму обучения, а также семейное образование, самообразование и экстернат, а также начальное, среднее, высшее и поствысшее образование.

Можно выделить два его основных этапа:

1) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, - детско-юношеское образование;

2) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, - образование взрослых.

Таким образом, старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл.

Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся», а не только содержание учебного плана. За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно - уходит в прошлое.

Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков - таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности, умения принятия решений, креативности выбора.

Цели непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых людей заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения.1 Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами - гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве.

Подобное образование, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе - к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа.

Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в коллектив в возрасте двух-трех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры.

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур: основных и

1 Архипова О.В., Идея образования в контексте постнеклассической культуры: Дис... д-ра филос. наук. - СПб., 2012. - С. 17.

параллельных; базовых и дополнительных; государственных и общественных; формальных и неформальных.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др.

К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности.

Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системы образования (в России и за рубежом), в отличие от обычных системных объектов, являются в широком смысле исторически изменяющимися, зависящими от конкретного этапа развития общества (цивилизации). В соответствии с этими этапами периодически происходит переориентация их целей, функций, приоритетных направлений развития, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов.

Необходимость реформирования систем образования в развитых странах в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека.

Одна из основных целей непрерывного образования - расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготов-

ки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

Цели непрерывного образования кадров на производстве:

1) с позиции работодателя:

- организация и формирование персонала управления;

- овладение умением определять, понимать и решать возникающие проблемы;

- воспроизводство и интеграция персонала;

- адаптация и внедрение нововведений;

- поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

2) с позиции работника:

- приобретение профессиональных знаний вне сферы основной деятельности;

- приобретение знаний о «внешних» организациях, влияющих на работу фирмы;

- развитие способностей в области планирования и организации производства1.

Планирование непрерывного обучения -одна из главных составных частей планирования человеческих ресурсов, которая включает в себя два этапа:

1) прогноз количественного и качественного состава занятых в организации на рассматриваемый период;

2) составление планов набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.

Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

Структура непрерывного образования педагогической системы состоит из следующих компонентов:

1) воспроизводство, изменение и трансформация потребности, тенденций общественного развития, культурных ценностей, мировоззренческих особенностей, требований, необходимых качеств, предъявляемых современному члену общества;

2) воспроизводство, изменение и разви-

1 Лукашенко М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 35.

тие представлений о сущности знания, социально одобренной идеальной модели образованного человека и успешного специалиста, многообразных научных знаний, умений, навыков, опыта, ментальных привычек, накопленных человечеством и актуальных для становления будущего члена общества;

3 ) воспроизводство, изменение и развитие собственно педагогического знания, педагогического мастерства и опыта, то есть законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, методов, принципов и способов учебно-воспитательного воздействия на учащегося, методики и методологии педагогической деятельности.

Осознание новых возможностей и потребностей человека в решении задач образования привело к необходимости создания новых концептуальных подходов педагогической деятельности, методов и способов педагогического воздействия и нового образа педагогического эффекта.

Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.

Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.

При решении проблем и противоречий, возникающих из-за несоответствия требований общества к уровню подготовки специалистов и возможностей образовательных систем, на различных этапах развития цивилизации обращалось внимание на идею необходимости обеспечения непрерывности образовательного процесса. При этом социальный заказ общества стимулирует как практическую деятельность (совершенствование организационных структур), так и трансформацию педагогических теорий в соответствии с особенностями развития мирового сообщества, конкретной страны и конкретно переживаемого периода времени.

В концепции модернизации российского образования обозначено четыре приоритетных направления:

- переход к непрерывному профессиональному образованию,

- повышение качества профессионального образования,

- обеспечение инвестиционной привлекательности образования,

- реформа общего (среднего) образова-

ния.

Концепция системы непрерывного образования включает в себя три основных элемента: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ, введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ, создание независимых центров оценки качества образования.

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

Предполагается внедрять систему непрерывного образования поэтапно. В ближайшей перспективе начнут с дополнительного образования. Большую долю займет образование по индивидуальным планам, учитывающим психолого-физиологические, генетические и другие качества человека. Непрерывное образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

Непрерывная система образования предполагает такую сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.

Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом обучающихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования педагогов информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность - учить других.

Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демо-

кратизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества.

Нельзя обойти вниманием еще одну фундаментальную философско-педагогичес-кую задачу, такую как удержание человеческого качества в системе образования. Она возникает на фоне развития обучающих систем, построенных на интеграции человека и механизма, объединения природного и искусственного интеллектов. Примером могут служить предложения обучаться с помощью чи-пизации, встречающиеся, в частности, в форсайт-проекте «Детство 2030».

С распространением системы много-

уровневого обучения появилась потребность в новых основаниях проектирования содержательно-целевой стороны образовательного процесса. С учетом понимания информации как «снятой неопределенности» (Г.К. Шеннон) имеет смысл выяснить, какие именно учебные сведения объективно нужны человеку определенного возраста и социального статуса, для того чтобы уменьшить степень неопределенности жизни в типовых личностных и профессиональных ситуациях. Этот вопрос касается выделения комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в рамках системы непрерывного образования. Сюда же примыкает задача разработки критериев оценки информативности содержания, предлагаемого на различных ступенях обучения.

А.А. Харкевич, один из видных исследователей процессов передачи информации, полагал, что ценность информации (ее полезность) можно выразить через приращение вероятности достижения цели. С этих позиций, если новая информация, поступающая в процессе учения, способна делать действия конкретного человека более эффективными, содержание образования может быть оценено высоко, поскольку улучшает качество его жизни.

Трактовка образования как органического сочетания учения и воспитания выдвигает проблему непрерывности воспитания. В том числе личностных качеств, необходимых, чтобы учиться всю жизнь, достойно выполнять профессиональные функции, использовать во благо общества полученные знания.

Многими современными авторами образование понимается как естественное «пола-гание» в культуру, способствующее обретению гармонии существования (М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, А.П. Валицкая и др.). Как следствие, важным источником изучения феномена непрерывности обучения становятся культурологические науки. Особенно интересны исследования, выполненные в контексте постнеклассической культуры.

В условиях увеличения наукоемкости производства развитие рынка образовательных услуг требует выхода педагогической науки в сферу экономики и менеджмента. Современные экономические трактовки образования связываются с понятием капитализации знания как его преобразования в интеллектуальный ресурс эффективности деятельности. Появляется научная задача обобщения и гуманитарной экспертизы имеющихся экономически ориентированных моделей развития образования и социально-педагогических результатов из внедрения.

Стремительный темп изменений в системах обучения привел к тому, что в образо-

вательной практике начали превалировать проектные действия, мало подкрепленные научной рефлексией, инициируемые в основном нормативными документами. Это наводит на мысль о необходимости формирования специфического комплекса исследовательских процедур, позволяющих «ухватить» современные образовательные процессы и явления в их «текучести», пластичности. В частности, мониторинговые исследования могут касаться:

а) динамики образовательных потребностей и интереса к образованию различных групп населения;

б) развития правовой и экономической основы обеспечения возможности непрерывного «пожизненного обучения»;

в) состояния готовности обучающихся в точках перехода с одной ступени обучения на другую и пр.

На уровне педагогической системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития закономерностей, теории и методологии воспитания и обучения человека.

Педагогическая система, это такая система, в рамках которой осуществляется педагогическая деятельность, то есть целенаправленная деятельность педагогов (преподаватели, учителя, наставники, родители, учебные учреждения), заключающаяся в осуществлении управления процессом воспитания и обучения подрастающего поколения, становления его полноправным членом общества.

Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т.д.).

Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воз-

действием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».

С другой стороны, для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества это механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, предпосылка ускорения социально-экономического прогресса страны.

Современный вуз превращается в конструктора образа жизни, в структуру, которая дает индивидууму навыки для непрерывной адаптации. То, что мы традиционно называем культурой, сегодня приобретает форму культуры обучения - обучения жизни, социального обучения (social learning) в постоянно меняющейся среде, поскольку виртуальная (текучая) и реальная социальная среда все более совпадают.

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аношкина, В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. - 2001.

2. Архипова, О.В., Идея образования в контексте постнеклассической культуры: дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2012.

3. Лукашенко, М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. - 2012. - № 3.

4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. - М.: Академия, 2014. - 224 с.

5. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М., 2003. - С. 22.

6. Сулима, И.И. Бытийный статус образования: Герменевтическая концепция: дис. ... д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2004.

7. Токмовцева, М.В. Многоуровневое профессиональное образование в России // Закон. -2006. - № 4.

8. Хуторская, Л.Н. Информационная педагогика // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm

9. Черняк, Л. Архитектура фон Неймана, реконфигурируемые компьютерные системы и антимашина // Открытые системы. - 2008. - № 6. - URL: http://www.osp.ru/os/2008/06/5340894/

10. Шаронин, Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

11. Шелер, М. Формы знания и образование. Доклад // Избранные произведения. - М.,

1994.

12. ЮНЕСКО по развитию непрерывного образования. UNESCO. 1995-2012. - URL: http: // www.unesco.org/new/ en/education/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.