Научная статья на тему 'О необходимости законодательного закрепления специального статуса некоторых субъектов права на образование: семейно-правовой аспект'

О необходимости законодательного закрепления специального статуса некоторых субъектов права на образование: семейно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальные субъекты семейного права / право на образование / доступность образования / несовершеннолетние беженцы / special subjects of family law / the right to education / accessibility of education / minor refugees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толочкова И.А.

актуальность темы обусловлена внешней политикой государства. В связи с большим потоком беженцев на территорию РФ необходимо конкретизировать законодательство в области образования. Цель статьи – исследование содержания института «право на образование». Анализируются нормы, регламентирующие аспекты данного института, связанного с отдельными субъектами (в частности, несовершеннолетними). Рассматриваются особенности законодательного закрепления права на образование «специальных субъектов» в законодательстве РФ. Достижению цели способствовало применение общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автором выделяется специальный субъект права на образование – несовершеннолетний гражданин, покинувший свою страну в силу чрезвычайных обстоятельств (беженец). Статья направлена на выявление и более детальное изучение вопроса реализации принципа доступности образования для специальных субъектов. Предлагается расширить комплекс дополнительных гарантий детям-беженцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the need for legislative consolidation of the special status of some subjects of the right to education: family-legal aspect

the relevance of the topic is due to the foreign policy of the state. Due to the large flow of refugees in the territory of the Russian Federation, it is necessary to specify legislation in the field of education. The purpose of the article is to study the content of the institute «right to education». The norms regulating aspects of this institution related to individual subjects (in particular minors) are analyzed. The features of the legislative consolidation of the right to education of «special subjects» in the legislation of the Russian Federation are considered. The use of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific (formal legal, comparative legal) methods contributed to the achievement of the goal. The author identifies a special subject of the right to education, a minor citizen who left his country due to extraordinary circumstances (refugee). The article is aimed at identifying and studying in more detail the implementation of the principle of accessibility of education for special subjects. It is proposed to expand to.

Текст научной работы на тему «О необходимости законодательного закрепления специального статуса некоторых субъектов права на образование: семейно-правовой аспект»

И.А. Толочкова,

старший преподаватель кафедры гражданского права Саратовской государственной юридической академии

I.A. Tolochkova,

Senior Teacher of the Department of Civil Law of the Saratov State Law Academy irina_tolochkova@mail.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-179-184

О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ: СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: актуальность темы обусловлена внешней политикой государства. ® 5

§ §

Я §

В связи с большим потоком беженцев на территорию РФ необходимо конкретизировать законодательство в области образования. Цель статьи - исследование содержания института «право на образование». Анализируются нормы, регламентирующие аспекты данного института, связанного с отдельными субъектами (в частности, не-

И

I я

I Я

совершеннолетними). Рассматриваются особенности законодательного закрепления ¡¡> *

права на образование «специальных субъектов» в законодательстве РФ. Достижению 3 §

цели способствовало применение общенаучных (диалектический, анализ, синтез) 1 я

и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авто- 3 а!

ром выделяется специальный субъект права на образование - несовершеннолетний а: |

гражданин, покинувший свою страну в силу чрезвычайных обстоятельств (беженец). о я

I г: а ■§

ширить комплекс дополнительных гарантий детям-беженцам. г п

л л

Ключевые слова: специальные субъекты семейного права, право на образование, О 5

доступность образования, несовершеннолетние беженцы. I §

£ о 5' 3

I л

Статья направлена на выявление и более детальное изучение вопроса реализации принципа доступности образования для специальных субъектов. Предлагается рас-

п н о Ï

ON THE NEED FOR LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF THE SPECIAL STATUS OF SOME SUBJECTS

OF THE RIGHT TO EDUCATION: FAMILY-LEGAL ASPECT g 3

a 3

Abstract: the relevance of the topic is due to the foreign policy of the state. Due to the large flow of refugees in the territory of the Russian Federation, it is necessary to specify legislation in the field of education. The purpose of the article is to study the content of the institute «right to education». The norms regulating aspects of this institution related to individual subjects (in particular minors) are analyzed. The features of the legislative J consolidation ofthe right to education of «special subjects» in the legislation of the Russian Federation are considered. The use of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific (formal legal, comparative legal) methods contributed to the achievement of the goal. The author identifies a special subject of the right to education, a minor citizen who left his country due to extraordinary circumstances (refugee). The article is aimed at identifying and studying in more detail the implementation ofthe principle of accessibility of education for special subjects. It is proposed to expand to.

179

s

Keywords: .special .subjects of family law, the right to education, accessibility of education, minor refugees.

Право на образование - одно из первостепенных прав человека. На современном этапе, как и в XX в. это право доступно далеко не всем [1]. Так, Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод урегулировано правило, согласно которому «никому не может быть отказано в праве на образование» [2]. Наше государство ратифицировало эту Конвенцию, тем самым показав, что подтверждает путь обеспечения условий для получения образования вне зависимости лица (гражданина) от возраста, пола, расы, национальной принадлежности и других идентифицирующих признаков.

Применительно к правам детей аналогичные нормы были уста-„о новлены в международном праве лишь в 1989 г. с принятием ООН Конвенции о правах ребенка [3, 4]. В основу Конвенции о правах ребенка было положено признание ребенка как субъекта прав, имею-сс щего свои индивидуальные нужды и интересы. Договор устанавливает § ряд прав, которыми должны обеспечиваться все дети без какой-либо oq дискриминации. Одним из таких прав является право на образование. 2 Конвенция подчеркивает, что государства-участники должны обеспе-^ чивать доступность образования для всех детей без исключения. Это — означает, что все дети, независимо от своего положения (например, § беженцы, дети с инвалидностью, дети из малообеспеченных семей jj и т.д.) должны иметь возможность получить образование. Важным § принципом является также посещение школ на регулярной основе.

Образовательная политика советского государства на протяжении всего существования СССР была направлена на поддержание обще-о обязательного и бесплатного характера образовательной системы. g Теперь же вектор политики российского государства в сфере образова-С ния направлен на достижение принципиальной возможности для всех желающих получить образование бесплатно [5]. В качестве примера 180 здесь можно привести те основные направления государственной ^ политики, которые подлежат обсуждению совместно с самими не-CV посредственными участниками образовательного процесса, в част® ности, разработку и внедрение образовательных стандартов общего ^ образования. Как отмечает В.М. Сырых, образование в последние годы занимает лидирующую позицию среди остальных социальных институтов. Оно развивается, появляются новые формы и способы передачи знаний. Образование все больше проявляет себя в качестве сферы деятельности, где наиболее творческие, интеллектуальные

части общества могут реализовать себя, при этом эффективно использовать новейшие достижения науки и техники [6, с. 39].

В Российской Федерации общедоступность и бесплатность образования гарантируются федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, гарантируется, пусть и на конкурсной основе, бесплатность получения высшего образования, при условии получения образования данного уровня гражданином впервые [7].

Какие же категории граждан являются основными получателями образования? Конечно, в первую очередь это дети. Семейным законодательством (ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) [8] а 0 установлена одна из основных обязанностей родителей - обеспечение | | получения детьми общего образования. Отметим, что именно у роди-

и

телей (законных представителей) имеется приоритетное право дать * |

образование своим детям путем выбора как образовательной органи-

зации, так и форм получения образования, а также форм обучения. 3 о

Подчеркнем, что в России образование можно получать: | |

■ в организациях, осуществляющих образовательную дея- Ц Ц тельность; 1 |

г Щ *

■ вне таковых - путем получения семейного образования ^ §

0 3

О 01

и самообразования.

Если родителями выбрано в качестве формы обучения семейное | ■*

образование и самообразование, то ребенок обязан будет пройти 3 | промежуточную и государственную итоговую аттестации именно | | в организации, которая осуществляет образовательную деятельность | | и к которой он был прикреплен [9]. Отметим в этой связи, что можно ^ 0 считать большим преимуществом образовательной системы РФ воз- £ | можность сочетать различные формы получения образования и формы § з обучения. Такая возможность подразумевает обучение в течение всей жизни, т.е. реализуется принцип непрерывности образования. Получив 3 знания, можно в дальнейшем их использовать в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Ведя речь о субъектах права на образование, нельзя не упомянуть и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, обладающих ь абсолютно равными с гражданами РФ правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования а также возможностью получить профессиональное обучение по про- ° граммам профессиональной подготовки, включая рабочие профессии, должности гражданских служащих, конечно, в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования, в соот-

а 3 ® з

181

5

*

ветствии с международными договорами и законами РФ [7]. Однако необходимо учитывать, что образование бесплатно только в рамках государственных или муниципальных образовательных учреждений. Если обучающий выбирает частное образовательное учреждение, то потребуется оплата за обучение.

В настоящей работе ставилась задача определить как общих, так и специальных субъектов образовательных отношений, поэтому следует обратиться к статусу специальных субъектов данного права. Так, лицу, признанному в установленном законом порядке беженцем, а также прибывшим с ним членам его семьи дается право на получение особого содействия при устройстве детей в общеобразовательные организации государственного или муниципального уровня «наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами „о и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской го Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации» [10]. № В современных реалиях России особое внимание уделяется со-§ циальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной сшу-§ ации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка 2 в Российской Федерации» [11] речь идет о следующих категориях детей: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети— инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, а также § дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Особенностью 5 исследования в работе является выделение специального субъекта § - несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ^ ситуации, в данном случае - детей в статусе беженца, что связано с актуальностью и важностью изучения и обеспечения прав и потреб-

99

о ностей этой категории детей.

^ Дети, оказавшиеся в статусе беженца, - наиболее уязвимая группа, С которая нуждается в особой защите и поддержке. Они вынуждены покинуть свои родные страны из-за войны, конфликта или преследования 182 и оказываются в новой среде, часто с неполным или отсутствующим ^ сопровождением взрослых. Исследование данного субъекта может по-(V мочь лучше понять их потребности, проблемы и вызовы, с которыми ® они сталкиваются при переезде и в период адаптации, и предложить ^ меры социальной поддержки и защиты, чтобы обеспечить их благополучие и успешную интеграцию в новую среду.

Таким образом, исследование проблем социальной поддержки детей, находящихся в статусе беженца, имеет особое значение в условиях современной России и требует пристального внимания. В ст. 34

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные права обучающихся при реализации права на образование. Вместе с тем в настоящее время, на наш взгляд, назрела необходимость уделить особое внимание вопросам осуществления права на получение образования детьми в статусе беженцев - как одной из наиболее уязвимых категорий граждан, ввиду особенностей жизненных обстоятельств, в которых они оказались, их психоэмоционального и психофизического развития и состояния здоровья в целом, требующих предоставления особых условий для обучения, а также получения социально-педагогической и психологической помощи. Эти особые условия и будут составлять право на получение образования рассматриваемой категории детей. |0

Учитывая изложенное, считаем, что необходимо дополнить норму § § Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Ц § расширив права на образование такой особенной группы субъектов, * | как дети из семей беженцев. Предлагаем выделить в качестве специ- » 3 ального субъекта права на образование несовершеннолетних граж- 3 0 дан, покинувших свою страну в силу чрезвычайных обстоятельств | | (беженцев). 0 !

Отметим также, что пока исследованы далеко не все актуальные 0 | на сегодняшний день аспекты реализации принципа доступности об- ^ § разования для несовершеннолетних, покинувших свою страну в силу § 0 чрезвычайных обстоятельств (беженцев). В связи с этим предлагаем | ввести новый принцип реализации права на образование - принцип 3 | приоритетного права получения дошкольного, начального и основ- | | ного общего образования, предусмотрев комплекс дополнительных | | гарантий детям-беженцам, направленных на более углубленное из- ^ 0 учение общеобразовательных предметов, проведение мероприятий и | психолого-педагогического характера, комплекса мероприятий по вос- § § становлению и всесторонней поддержке морального и физического * 0 здоровья, соответствующих возрастным критериям. 5 *

Н 0>

Список литературы: 183

1. Сарагоса, Ф. М. Завтра всегда поздно / Ф.М. Сарагоса. - М. : Прогресс, 1989. - 318 с.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) вместе с Протоколом № 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 2, ст. 163.

3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. : принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 // ВСНД СССР и ВС СССР. - 1990. - № 45, ст. 955.

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. : принята Генеральной Ассамблеей ООН // Рос. газ. -1995. - 5 апр.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View /00012 02007040001 (дата обращения: 19.09.2023).

6. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сырых. - М. : Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002. - 340 с.

7. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-Ф3 (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Рос. газ. - 2012.

- № 303. - 31 дек.

8. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Рос. газ. - 1996.

- № 17. - 27 янв.

„О 9. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской

Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. | - М. : Юрайт, 2017. - 194 с.

* 10. О беженцах : федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1

^ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Рос. газ. -1993 г. - № 54. - 20 мар. § 11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации :

федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3802.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.