Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАТА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ОБОРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАТА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ОБОРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИШКОЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / МЕТОДЫ МАКАРЕНКО А.С / ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ / "АЗБУКА" ЗЕМЛИ / РАБОТА НА ЗЕМЛЕ / СБОР УРОЖАЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ПОПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИШКОЛЬНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / FOOD SECURITY / SCHOOL LAND PLOT / METHODS OF MAKARENKO A.S / PLANTING POTATOES / "ABC" OF THE LAND / WORK ON THE LAND / HARVESTING / SOCIAL ASPECT / REPLENISHMENT OF THE BUDGET / LABOR EDUCATION / SCHOOL SUBSIDIARY FARMING

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сосенков А. В., Зорков В. С., Кучеров А. С.

В статье представлены результаты исследования эффективности производства молока в зависимости от применяемой технологии доения. Материалом послужила отчетная документация крупной животноводческой организации по производству коровьего молока. Были проанализированы: молочная продуктивность (удой, содержание жира и белка в молоке), воспроизводительные способности (продолжительность сервис-периода, выход телят на 100 коров, количество осеменений на 1 плодотворное) дойного стада, рассчитана рентабельность производства молока при привязном способе содержания с доением в длинный молокопровод и беспривязном способе с доением в зале на установке типа «Елочка». Даны конкретные научно обоснованные рекомендации по увеличению производства молока и снижению его себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO RETURN SCHOOL PLOTS OF LAND TO CIRCULATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL SANCTIONS

This article discusses an important aspect of the development of small forms of agribusiness in the school environment. The issue of the possibility of schoolchildren to participate in the process of reproduction in agriculture when growing vegetables, fruits, berries, etc. has been studied. In search of a real reserve, let us consider the possibility of competent use of the labor of schoolchildren. Earlier in the USSR, the help of pioneers and Komsomol members throughout the country was significant. And so how can Russian schoolchildren help in this difficult crisis period? The most topical topic during the period of economic and political crisis by the President of the Russian Federation Putin V.V. called the development of small and medium-sized businesses. Small forms of management in agriculture are: individual entrepreneurs, personal subsidiary farms, peasant (farm) enterprises, limited liability companies with up to 100 people, rural production cooperatives with up to 100 people. In this listing, it looks very attractive a personal subsidiary plot. The participant can be allocated up to 2.5 hectares of land for personal use, while the entire crop grown is not taxed and the owner is allowed to sell the surplus in the country’s markets. A very attractive and correct form of small agribusiness, which must be used in the educational process. In the legislative vein, this land plot can be called “Supported School Farm”. This farm should be completely exempt from paying any taxes, ensure free research of grown SES products. It is necessary to provide legal support for all agricultural practices on these “School farms” in a very short time. Carrying out a quick school reform in terms of conducting mandatory internships at the “Supported School Farms” will minimize possible threats in terms of Food security of the country and will provide personnel replenishment of the student environment in the field of agricultural institutes and agribusiness in general.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАТА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ОБОРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

УДК 332.3 Статья поступила 05.07.2023 г

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика DOI 10.35524/2227-0280_2023_03_50

О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАТА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ОБОРОТ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

^^.в. Сосенков,

магистр экономики, преподаватель-исследователь, ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет»

В.С. Зорков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет»

А.С. Кучеров,

кандидат экономических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»,

председатель Межрегионального отделения «Союз садоводов России» в Тюменской области, ХМАО-ЮГРЕ, ЯНАО

Ключевые слова: продовольственная безопасность, пришкольный земельный участок, методы Макаренко А.С., посадка картофеля, «азбука» земли, работа на земле, сбор урожая, социальный аспект, пополнение бюджета, трудовое воспитание, пришкольное подсобное хозяйство

Key words: food security, school land plot, methods of Makarenko A.S., planting potatoes, "ABC" of the land, work on the land, harvesting, social aspect, replenishment of the budget, labor education, school subsidiary farming

В связи с резким обострением международной обстановки и началом 24.02.2022 года специальной военной операции российских войск на территории Украины, возникает вопрос продовольственной безопасности Российской Федерации. Он вызван тем, что на посевных площадях Украины идут боевые действия, сев на этой территории не ведется в силу минирования посевных полей. Украина является вторым по объемам поставщиком зерна в Европу, Канаду, США после России. На фоне беспрецедентного санкционного давления на Россию Президентом РФ Путиным В.В. принято решение о немедленном переходе расчетов за нефть и газ в рублях. Данный переход показал всему миру пример отказа от доллара. На фоне данных перемен происходит резкий рост цен в мире на энергоресурсы и продукты питания. Ведущие мировые политологи предрекают скорый голод в странах Азии и Африки, а в последствии и во всем мире. В военный конфликт втянулись 40 стран, военная угроза между Россией и странами НАТО становится реальной. В таких сложных политических и экономических условиях, возможно, станет реальным лозунг: «Все для фронта, все для победы!».

В поисках реального резерва рассмотрим возможность грамотного использования труда школьников. Ранее в СССР помощь пионеров и комсомольцев в масштабах страны была значимой. И так чем же могут помочь школьники России в этот сложный кризисный период? В памяти всплыл эпизод из юности, - работа на пришкольном участке школы № 106 города 3латоуста-36 Челябинской области в 1977 г. В апреле 1977 г. 7 «а» класс обязали проходить производственную недельную практику на пришкольном участке. Все учащиеся средней школы № 106 знали, что в полутора километрах на восток имеется школьный огород-участок. Размер участка был 0,6 га. В школе обучалось в течение года 900 учеников.

Перед классом была поставлена задача: собрать с участка граблями старую солому, вскопать школьный огород лопатами, подготовить грядки под посев овощами, засеять огород картофелем, морковью, капустой, свеклой, луком, чесноком. На участке были посажены кусты смородины, крыжовника. Необходимо было достать семенной материал - морковь и картофель для посадки из прошлогодней земляной кучи. Способ хранения

был достаточно оригинальным и простым. На глубину 1 метра вырывалась прямоугольная яма 3 на 4 метра, в нее укладывалось осенью 30-40 ведер семенного картофеля и крупная отборная морковь меньшим объемом. Уложенная морковь и картофель засыпались землей, потом сверху помещалась и утрамбовывалась ботва от картофеля, потом снова земля, затем сверху застилался старый рубероид и снова земля. Было удивительно, что по-

сле снятия «шубы» сохранность картофеля и моркови была отличной. Морковь была высажена на грядки с целью получения семян, а картофель для получения нового урожая.

В таблицу № 1 сведем основные овощи и два вида ягод, которые выращиваются на территории России и используем для будущего расчета рыночные цены, существующие на 01.05.2022 года. Площадь выращенных овощей берем реальную - 60 соток.

Таблица № 1

Расчеты возможного урожая, выращенного на пришкольном участке площадью 60 соток

№ Наименование овощей, ягод Количество соток выделенных под овощи, ягоды Объем собранного урожая, кг, л Рыночная цена сбыта продукции, руб. Сумма реализованной продукции, тыс. руб.

1 картофель 30 соток 4500 40 180

2 капуста 15 соток 7500 100 750

3 морковь 3 сотки 1500 48 72

4 свекла 3 сотки 675 28 18,9

5 лук 3 сотки 600 88 52,8

6 чеснок 2 сотки 200 1000 200

7 смородина 3 сотки 160 150 24

8 крыжовник 2 сотки 320 300 96

всего 1393,7

Экономическая целесообразность пришкольных учебных садов-огородов считается очень просто. В России 40,8 тыс. средних школ. Расчет доходности с одного только участка площадью 0,6 Га представлен в таблице № 1. Путем простого умножения 40800 х 1393700 = 56862960000 руб. мы получаем результат школьного труда по всей России.

По Свердловской области при наличии на ее территории 1093 среднеобразовательных школ сумма прибыли от школьного труда на пришкольных участках составит 1093 х 1393700 руб. = 1 523 314 100 руб.

Это мы описали и посчитали только экономический фактор. Таким образом, сумма в 57 миллиардов рублей вольется в бюджет страны,

Рис. 1. Работа школьниц на пришкольном участке1

1 Фото работы на пришкольном участке. - URL: https://yandex.m/images/search?from=tabbar&text=-фото%20работы%20на%20пришкольном%20участке

не надо при этом думать, откуда взять деньги на школьные завтраки и обеды. Но не этот аспект самый главный. Самый главный - это социальный блок. На схеме № 1 покажем, какие навыки приобретает школьник при работе на пришкольном усадебном участке.

Советский педагог, теоретик трудового воспитания - Макаренко Антон Семенович (18881939) разработал теорию и методологию трудового воспитания детей. Процесс трудового воспитания по методике Макаренко имеет мировое значение. Несовершеннолетние в возрасте 15-18 лет имели уже рабочую специальность, профессию, которая могла прокормить их и их будущие семьи. Рассмотрим пять основных принципов трудового воспитания Макаренко А.С.

1. Коллективный метод. Коллектив - это совокупность людей (в данном случае несовершеннолетних), где в ходе постоянного контакта соблюдаются простые принципы:

- наличие общей трудовой цели;

- трудовая деятельность должна быть общей;

- вся трудовая деятельность осуществляется на базе соблюдения дисциплины;

- в коллективе несовершеннолетних должны быть выборные органы самоуправления;

- трудовая деятельность коллектива, в котором работают несовершеннолетние, должна иметь обратную связь с обществом.

Небольшой трудовой коллектив, в нашем случае класс, является первичным коллективом, все одноклассники находятся в постоянном

Изучение «азбуки» земли

Изучение природы, сущности БОСПрОИЗБО детва земли

Происходит формирование отношения к земле

Непосредственное участие в сборе урожая, который выращен своими руками

Приобретение понятия -

подготовка семян н почвы

На уроках труда

юноши изготавливают черенки для лопат, тяпок, грабель

Перечень основных

приобретенных полезных навыков на пришкольном участке

Приобретение навыка ведения своего сада-огорода либо личного подсобного хозяйства

1

Употребление в столовых

лично выращенных овощей

Прнооретение навыка окучивания картофеля, прополки других овощей

Невозможность выращивания любого урожая без любви, без души

X"

Формиро- На уроках труда Приобре-

Прививается вание понятия юноши учатся тение

оережное о том, что соонрать садо- понятии

отношение к труд на земле вый инвентарь. посадки и

растениям очень производить его ухода за

тяжелый заточку растениями

Вскопка юношами больших участков земли, посадка картофеля

Рис. 2. Перечень основных приобретенных полезных навыков на пришкольном участке

учебном, бытовом, деловом, дружеском и идеологическом общении. Макаренко А.С. главной воспитательной задачей ставил «воспитание личности в коллективе и только через коллектив». Работа в первичном коллективе строится на поддержке друг друга, умении работать в команде, взаимовыручке.

2. Второй метод - это метод трудового воспитания. Правильные условия труда, организация процесса, благоприятная социальная среда имеют положительное влияние на трудовое воспитание. Только производительный труд является основной частью воспитательной работы. Каждый несовершеннолетний, участвующий в процессе воспроизводства (производства), должен видеть итог этой деятельности. При этом он должен понимать, что в конечном результате есть частичка и его труда.

3. Метод самоуправления. В трудовом коллективе все участники должны учиться ответственности и самостоятельности. Каждый должен на себя «примерить» роль подчиненного и роль командира отряда либо класса. Выбор старосты (командира) происходит на 1-3 месяца, и в этом качестве должен побывать каждый несовершеннолетний.

4. Метод знания своего дела. Данный метод заключается не в актерских способностях преподавателя, а в его реальных знаниях предмета. Если преподаватель где-то допустит фальшь и некомпетентность, несовер-

шеннолетние подростки никогда ему это не простят.

5. Метод дисциплины. Это скорее всего «плод» от воспитания. Если четко исполняются: коллективный метод, метод трудового воспитания, метод самоуправления, метод знания своего дела, то дисциплина возникает сама собой и будет поддерживаться самим коллективом1.

Уместно будет повторить основные навыки, которые получают школьники на пришкольном участке: они изучают «азбуку» земли, приобретают понятие бережного отношения к растениям, того, что без любви и души невозможно вырастить любое растение, возникает осознание, что земля - главное богатство России. Учащиеся изучают природу, сущность воспроизводства земли, происходит оценка тяжести труда, каждый школьник участвует в выращивании и сборе урожая, приобретается понятие о подготовке почвы и семян, юноши изготавливают садовый инвентарь на уроках труда, нарабатывается навык ведения своего сада-огорода. Каждый школьник будет знать, как сажается и окучивается картофель, что такое прополка картофеля, как происходит вскопка земли лопатами и ее разравнивание, как готовятся грядки, употребление в столовой выращенного урожая [3].

Приобретенный мир общения с землей, растениями, овощами, фруктами, ягодами, сельскохозяйственными животными, несомненно,

Рис. 3. Работа юношей на пришкольном участке под руководством педагога2

1 Система Макаренко и современная школа : Библиофонд. - URL: https://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=895635 (дата обращения: 21.07.2023).

2 Фото работы на пришкольном участке. - URL: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=-фото%20работы%20на%20пришкольном%20участке

у некоторых школьниках проявится в интересе к сельскому хозяйству. Возможно, будущие выпускники пополнят ряды студентов аграрных вузов страны. Прием студентов в ведущий аграрный университет Свердловской области сократился с 14,5 тысяч студентов до 3,5 тысяч. На территории Свердловской области с 1990 г. число колхозов уменьшилось более чем на 200 единиц. Назрел момент подъема сельского хозяйства в Российской Федерации на абсолютно новый уровень.

Вызывает полное несогласие умышленное принижение роли сельского хозяйства в российской экономике. 70 % сельских школьников мечтают попасть работать в города. При наличии правильного подхода в общеобразовательных школах к прохождению практики на пришкольных садовых (приусадебных) участках количество желающих из города уехать в сельскую местность, предполагается, возрастет. Отсутствие трудового воспитания на земле в масштабах всей страны наносит непоправимый вред. На различных управленческих уровнях в России придумываются различные причины для того, чтобы не было пришкольных земельных участков в средних школах. Предлоги разные, приведем некоторые из них.

Одна из причин - это проверка качества выращенной сельскохозяйственной продукции. Любая экспертиза платная. В школах нет денежных средств для оплаты данной экспертизы.

Другая причина - выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции приравняли к сельскохозяйственным предприятиям. Встал вопрос о том, кто будет вести бухгалтерию и платить налоги.

Следующая причина. Сердобольные родители говорят, что в земле много микробов, не дай бог, чтобы их ребенок чем-нибудь заболел. Кроме этого, солнце сильно печет, как бы на пришкольном участке ребенку не стало плохо, а также почему их ребенок должен работать, когда он полностью всем обеспечен? [2]

Самой актуальной темой в период экономического и политического кризиса Президентом РФ Путиным В.В. названо развитие малых и средних форм бизнеса. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве представляют: индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, общества с ограниченной ответственностью с численным составом до 100 человек, сельские производственные ко-

оперативы численностью до 100 человек. В данном перечислении выглядит очень заманчиво личное подсобное хозяйство. Участнику может выделяться до 2,5 га земли в личное пользование, при этом весь выращенный урожай не облагается налогом, и владельцу разрешена реализация излишков на рынках страны. Очень привлекательная и правильная форма малого агробизнеса, которую необходимо использовать в учебном процессе. В законодательном ключе данный земельный участок можно назвать «подсобное пришкольное хозяйство». Данное хозяйство должно быть полностью освобождено от уплаты каких-либо налогов, обеспечено бесплатным проведением исследований выращенной продукции СЭС. Необходимо подготовить правовое обеспечение всей сельскохозяйственной практики на данных «подсобных пришкольных хозяйствах» в очень сжатые сроки. Проведение быстрой школьной реформы в плане обязательного прохождения практики на «подсобных пришкольных хозяйствах» позволит минимизировать возможные угрозы в плане Продовольственной безопасности страны и обеспечит кадровое пополнение студенческой среды для сельскохозяйственных институтов и агробизнеса в целом.

Библиографический список

1. Личное подсобное хозяйство сельского населения СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/lichnoe-podsobnoe-hozyaystvo-selsko (дата обращения: 17.07.2023). - Текст : электронный.

2. Махлеева, Ю. Что посеешь, то и пожнешь / Ю. Махлеева. - Текст : электронный // ЮжноУральская панорама. - URL: https://up74.ru/ articles/obshchestvo/104444/ (дата обращения: 13.07.2023).

3. Мишанина, В. Пришкольные участки -огороды / В. Мишанина. - Текст : электронный // Pandia. - URL: https://pandia.ru/text/ 80/218/44559.php (дата обращения: 10.07. 2023).

4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2020). Ст. 1. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ ad1bd38dd46ae34. - Текст : электронный.

5. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-Ф3 (последняя редакция). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/ 7ea467884f0cb80c. - Текст : электронный.

6. Сосенков, А. В. О роли малых форм хозяйствования в обеспечении продовольствием населения региона: на примере Свердловской области / А. В. Сосенков. -Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 11. - С. 23-26.

References

1. Lichnoe podsobnoe hozyajstvo sel'skogo naseleniya SSSR v seredine 1960-h - seredine 1980-h gg. - URL: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/lichnoe-podsobnoe-hozyaystvo-selsko (data obrashcheniya: 17.07.2023). - Tekst : elektronnyj.

2. Mahleeva, YU. CHto poseesh', to i pozhnesh' / YU. Mahleeva. - Tekst : elektronnyj // YUzhno-Ural'skaya panorama. - URL: https://up74.ru/ articles/obshchestvo/104444/ (data obrashcheniya: 13.07.2023).

3. Mishanina, V. Prishkol'nye uchastki - ogo-rody / V. Mishanina. - Tekst : elektronnyj // Pan-dia. - URL: https://pandia.ru/text/80/218/44559. php (data obrashcheniya: 10.07.2023).

4. O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve. Federal'nyj zakon ot 11.06.2003 N 74-FZ (red. ot 29.12.2020). St. 1. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_l_AW_42662/ad1bd-38dd46ae34. - Tekst : elektronnyj.

5. O sel'skohozyajstvennoj kooperacii. Federal'nyj zakon ot 08.12.1995 N 193-FZ (posled-nyaya redakciya). - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8572/7ea467884-f0cb80c. - Tekst : elektronnyj.

6. Sosenkov, A. V. O roli malyh form hozyajst-vovaniya v obespechenii prodovol'stviem naseleniya regiona: na primere Sverdlovskoj oblasti / A. V. Sosenkov. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2019. - № 11. - S. 23-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: Сосенков Алексей Владимирович

магистр экономики, преподаватель-исследователь, Уральский государственный горный университет, преподаватель кафедры АУОД. 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30. E-mail: alexstud17@mail.ru

Зорков Владимир Сергеевич

доцент кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет».

620000, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: zorkov1956@yandex.ru

Кучеров Алексей Сергеевич

доцент, кафедра техносферной безопасности, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, 625007, г. Тюмень, ул. Республики, 7; председатель Межрегионального отделения «Союз садоводов России» в Тюменской области, ХМАО-ЮГРЕ, ЯНАО E-mail: kucherov_as@bk.ru

Contact Information: Sosenkov Alexey Vladimirovich

Master of Economics, lecturer-researcher of the Ural State Mining University, lecturer at the Department of AUOD. 620144, Yekaterinburg, Kuibyshev St., 30. E-mail: alexstud17@mail.ru

Zorkov Vladimir Sergeevich

Associate Professor of the Department "Service of transport and technological machines and equipment in the agro-industrial complex", Ural State Agrarian University. 620000, Yekaterinburg, Karl Liebknecht St., 42 E-mail: zorkov1956@yandex.ru

Kucherov Alexey Sergeevich

Associate Professor of the Department of techno-sphere safety,

Northern Trans-Ural State Agricultural University, 625003, Tyumen, Republic street, the house 7; Chairman of the Interregional branch of the "Union of Gardeners of Russia" in the Tyumen region, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug E-mail: kucherov_as@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.