О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ ЛЕСНЫХ ЛАНДШАФТОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Петр Егорович Рубаненко
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного,10, аспирант, ассистент кафедры экономики землеустройства и недвижимости, тел.(383) 210-95-87
Николай Александрович Сурков
Законодательное собрание Новосибирской области, комитет по бюджетной, финансовоэкономической политике и собственности, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая д.2, депутат, тел. (383) 328-10-47
В статье рассмотрены особенности средоформирующего потенциала северных лесных ландшафтов западной Сибири, а так же влияние экологических факторов на его формирование.
Ключевые слова: средоформирующий потенциал, экологические факторы.
THE NECESSITY OF TAKING INTO ACCOUNT ECOLOGICAL FACTORS WHEN ASSESSING MANAGEMENT EFFICIENCY OF WEST SIBERIAN NORTH FOREST LANDSCAPES
Petr Ye. Rubanenko
A post-graduate student, assistant lecturer, Department of Economics and Land Management, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk, phone: (383) 21095-87
Nikolai A. Surkov
Deputy, Novosibirsk region Legislative Assembly, Committee for Budgetary, Financial and Economic Policy and Property, 2 Kommunisticheskaya St., phone: (383) 328-10-47
Some features of environment-forming potential of West Siberian North forests landscapes are shown. The ecological factors effect on its formation are considered.
Key words: environment-forming potential, ecological factors.
Развитие экономики России в следующие десятилетия будет опираться на активное освоение природных ресурсов северных территорий, в первую очередь Сибири и Урала. В такой ситуации неизбежно встает проблема их эколого-экономической оценки в структуре природного капитала территорий.
Исследования по эколого-экономической оценке средоформирующего потенциала природных объектов ведутся в нашей стране и за рубежом. В России такие работы проводятся на экономическом и географическом факультетах МГУ, в Институте проблем рынка РАН, Институте географии РАН, Институте системного анализа РАН, в Ботаническом саду, в Институте экологии
растений и животных, в Институте экономики - УрО РАН, в ВУЗах, в отраслевых научных организациях.
Природный потенциал ландшафтов территории и его использование определяется составными частями: ресурсным и экологическим потенциалом. Ресурсный потенциал ландшафтов способствует удовлетворению общественных потребностей в энергетических, сырьевых и прочих ресурсах. Экологический потенциал ландшафтов обеспечивает природные условия жизни населения, способствует удовлетворению потребностей человека в первичных условиях существования: воздухе, свете, тепле, питьевой воде, источниках пищевых продуктов, а также в условиях трудовой деятельности, отдыха, духовного развития.
В работах по эколого-экономической оценке лесных ландшафтов вопросы определения значимости всего многообразия их средоформирующих и социальных функций в пространственно-временной динамике лесов, как правило, не рассматриваются. Обычно производится оценка только лесных ресурсов и некоторых функций леса, а средоформирующий (природный) потенциал лесов определяется через заданные коэффициенты. При этом экологическая оценка лесов часто понимается как сфера исключительно научного характера, в которой пока отсутствуют конкретные обоснованные данные о различных экологических полезностях лесов. А между тем отсутствие комплексной оценки лесных ландшафтов, когда экологические факторы рассматривались хотя бы в качестве специфического ресурса территории, может привести (и привело в ряде случаев) к невосполнимым потерям, к необратимым отрицательным последствиям долговременного характера.
Опыт предыдущего развития экономического потенциала северных территорий Урала и Сибири выявил важные особенности, не учитывать которые нельзя. Никто не предполагал, что только на территории ХМАО площадь нарушенных земель будет составлять от 10% до 30% площади месторождений нефти, а площадь оленьих пастбищ сократится более чем на 1 млн..га. Одной из причин такого положения является отсутствие знания эколого -экономического значения средоформирующего потенциала северных территорий, а так же факторов, влияющих на его формирование.
Экологические факторы оказывают на живые организмы воздействия разного рода. Они могут являться:
- Раздражителями, которые способствуют появлению
приспособительных (адаптивных) физиологических и биохимических изменений;
- Ограничителями, изменяющими географическое распространение организмов из-за невозможности существования в данных условиях;
- Модификаторами, которые вызывают морфологические и анатомические изменения организмов;
В связи с чрезвычайным разнообразием экологических факторов различные виды организмов, испытывая их влияние, отвечают на него по-разному, тем не менее, можно выявить ряд общих законов (закономерностей)
действия экологических факторов, на формирование северных лесных ландшафтов.
Главной особенностью древостоев северной тайги является из-за худших климатических условий замедленный темп их роста в высоту в молодом возрасте, а затем с увеличением возраста темп роста в высоту возрастает, и этот рост продолжается по времени значительно дольше, чем в более южных подзонах тайги.
Аналогичную зависимость отмечал В.В. Закреев (1978). Он установил, что с ухудшением климатических условий понижается лесорастительный эффект. Влияние комплекса благоприятных климатических факторов (более южные подзоны тайги) сказывается на ускорении роста в молодом возрасте и постепенном ослаблении темпов роста с увеличением возраста в лучших климатических условиях. И, наоборот, в худших климатических условиях рост насаждений в высоту замедлен в молодом возрасте, но с увеличением возраста темпы роста возрастают, и рост продолжается дольше по времени.
Основу растительного покрова Севера Западной Сибири образуют сфагновые болота верхового типа и заболоченные леса. Лесной покров района представлен сосновыми, елово-кедровыми, еловыми и березовыми лесами. Лиственница, береза, ель и лесотундровые группировки растительности появились здесь 8-10 тыс. лет назад, кедр в виде примеси в составе еловоберезовых лесов - 4-5 тыс. лет назад, а его роль как основного вида определилась, вероятно, 2-2,5 тыс. лет назад.
Основные показатели современного климата Западной Сибири приведены в таблице.
Основные показатели современного климата Западной Сибири
Среднегодовые показатели климата Лесорастительные подзоны
предлесотунд-ровых лесов северная тайга средняя тайга южная тайга
Температура воздуха, °С (-5М-7) (-2)-(-5) (-1)-(-3) 0-1,5
Сумма осадков, мм 360-520 380-520 380-480 360-420
Продолжительность вегетационного периода, дни 90-120 100-130 100-150 140-160
Термоэнергетические ресурсы, Ккал/см 10-13 13-18 18-27 20-30
Сумма эффективных для вегетации температур 700-1000 1000-1400 1300-1600 1700-1800
Почвоформирование происходит в условиях переувлажнения. Плоскость рельефа, многочисленные озера, малая врезанность рек способствуют замедлению стока атмосферных осадков. Это способствует росту болот и поступлению их на прилегающие суходолы.
Западно-Сибирская равнина является мировым природным феноменом как по концентрации болот, так и по прогрессирующему заболачиванию территории.
Средняя скорость расползания кромок болот и наступления их на лес составляет 10-15 см в год. В результате на территории ХМАО ежегодно заболачивается около 12 тыс. га лесных земель.
Малая теплообеспеченность определяет медленное оттаивание почв летом. Многолетняя и сезонная мерзлота, снижая внутрипочвенный дренаж, еще более увеличивает переувлажнение почв. В этих условиях в северных лесах наблюдается неглубокое проникновение корней в почве, значительное преобладание надземной фитомассы над подземной, малые величины её ежегодного прироста.
-5 -5
Средний запас древесины - 114 м на 1 га (на Среднем Урале - 167 м на
1 га).
-5 -5
Средний прирост древесины - 0,9 м на 1 га (на Среднем Урале - 2,1 м на 1
га.
Продуктивность древостоев в Западной Сибири сильно различается в пойменной части от долинных участков междуречий. Если в пойме запас на 1 г достигает 150-200 м2 на 1 га, то вдали рек низкорослые древостои с полнотой 0,4 и менее и запас 20-50 м на 1 га. Древостои дают мелкотоварную древесину, но с высокими техническими качествами.
-5
Наибольший запас на 1 га дают кедровые насаждения 172 м /га. Они же
-5
дают и наибольший прирост 2,45 м /га. Самый маленький запас и прирост в ивовых и березовых насаждениях. Так, как для северных лесов главное не запас стволовой древесины, а средорегулирующая роль, т.е. наличие древостоев даже с минимальным запасом и малой полнотой позволяет успешно решать эту задачу.
Суровые лесорастительные условия замедляют рост древесных растений. Особенно это заметно на фазах восстановления и формирования древостоев. Так, смыкание полога молодняков происходит в 40-50 лет. Кульминация средних и текущих приростов в сосняках подзоны наступает к 110-летнему, а запасов на 1 га - к 180-200-летнему возрасту. Естественная спелость наступает за пределами 200-летнего периода.
Таким образом, северные лесные ландшафты (северная тайга, северные таёжные редколесья и лесоболотные участки) с позиции их комплексной эколого-экономической оценки характеризуются замедленными в 2-3 раза по сравнению с лесами средней и южной тайги и значительно более длительными (до 250-350 лет) процессами лесообразования, что при экономической оценке налагает повышенные требования к учёту динамики их средоформирующих эффектов и учёту фактора времени (дисконтированию).
© П.Е. Рубаненко, Н.А. Сурков, 2012