Научная статья на тему 'Особенности эколого-экономической оценки северных лесных ландшафтов'

Особенности эколого-экономической оценки северных лесных ландшафтов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Сурков Н.А., Рубаненко П.Е.

В статье рассмотрены характеристики северных лесных ландшафтов с позиции их эколого-экономической оценки, а так же особенности использования и восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC EVALUATION OF NORTH FOREST LANSCAPES

North forest landscapes characteristics are considered in terms of their ecological-and-economic evaluation, features of use and restoration.

Текст научной работы на тему «Особенности эколого-экономической оценки северных лесных ландшафтов»

УДК-504.03:504.6 Н.А. Сурков

Союз Заемщиков и Вкладчиков России, Новосибирск П.Е. Рубаненко СГГА, Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СЕВЕРНЫХ ЛЕСНЫХ ЛАНДШАФТОВ

В статье рассмотрены характеристики северных лесных ландшафтов с позиции их эколого-экономической оценки, а так же особенности использования и восстановления.

N.A. Surkov

Union of Borrowers and Investors of Russia, Novosibirsk P. Ye. Rubanenko SSGA, Novosibirsk

FEATURES OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC EVALUATION OF NORTH FOREST LANSCAPES

North forest landscapes characteristics are considered in terms of their ecological-and-economic evaluation, features of use and restoration.

При оценке лесов наиболее важным этапом является описание его роли в экономической сфере. Характеристика леса как природного явления основывается на натуральных показателях лесных благ, то представление его в форме элемента экономической сферы базируется на соответствующих экономических эквивалентах натуральных показателей и экономических критериях; причём последние формируются из конкретных экономических эквивалентов и относятся главным образом к отдельным экосистемам (лесонасаждениям) или их элементам (функциям лесов).

В теории природопользования под экономической оценкой природных ресурсов понимается система стоимостных показателей, которые отражают факторы спроса и предложения на лесную продукцию, процессы инфляции, источники и пути перераспределения финансовых потоков, а также необходимость резервирования средств для компенсационных и природоохранных мероприятий. В общем случае ценность лесных благ определяется отношением потребностей в них к их наличию.

«Разработка более эффективного способа оценки существенно важной роли окружающей среды как составного элемента природного капитала и приемника побочных продуктов, сопутствующих производству, антропогенного капитала и прочей человеческой деятельности.

В современной трактовке «сопутствование производству» означает наличие у лесов средоформирующих и социальных функций, обеспечивающих и способствующих материальному производству. Советом по вопросам охраны и улучшения окружающей среды стран-членов СЭВ (80-е годы) была разработана «Методика экономической оценки важнейших природных ресурсов», которая часто применяется и сейчас. Одно из главных прикладных значений оценки лесов - её использование при формировании экономических отношений в лесопользовании (использовании лесных ресурсов и функций лесов, выборе вариантов капитальных вложений, размещении различных хозяйственных объектов на лесных землях и т.д.). Поэтому экономическая оценка леса должна быть сопоставимой с показателями, используемыми для оценки эффективности всего народного хозяйства. Например, принципы оценки лесных благ должны быть идентичны с действующими положениями по оценке других видов природных благ. Многофункциональное значение лесов вызывает необходимость применять особые приемы экономической оценки различных видов природных благ.

Лесной покров является компонентом природной среды, чувствительно реагирующим на антропогенное воздействие. Структура лесного покрова постоянно трансформируется не только в процессе возрастных изменений лесных сообществ, обусловленных биолого-экономическими свойствами лесообразователей, и действием природных факторов, но и под влиянием анропогенных факторов.

Масштабы и темпы освоения территории Северного Урала и Западной Сибири велики. По оценке экспертов, добыча газа до 2020 г. в Ямало-Ненецком автономном округе возрастет до 620-670 млрд. куб. м, в Ханты-Мансийском автономном округе - до 30-35 млрд. куб. м. Несомненно, природные комплексы Среднего Приобья испытывают небывалый техногенный пресс. Интенсивность развития нефтегазодобывающей промышленности привела к колоссальному истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды. Сопутствующие компоненты месторождений, содержащиеся в промышленных масштабах, оказываются излишними по отношению к потребностям народного хозяйства. Наиболее крупными невостребованными компонентами являются попутный газ и территориально совмещенные с нефтегазовыми месторождениями торфяные залежи. Такая практика планирования связана с отраслевой принадлежностью предприятий, которые не заинтересованы в добыче и переработке непрофильной продукции. Проблема рационального использования попутного газа не находит решения. Недропользователям экономически выгоднее утилизировать газ путем сжигания на факельных хозяйствах, так как стоимость его переработки и транспортировки выше рыночной стоимости. Отрицательное воздействие факелов проявляется в нарушении всех компонентов окружающей среды, наблюдается гибель древостоев, нарушение структуры и соотношения биомассы видов живого напочвенного покрова. Состояние природных и антропогенных факторов, под воздействием которых формируется экологическая обстановка Ямало-Ненецкий автономного округа, такова, что практически все действующие объекты

природопользования представляют или при определенных условиях могут представлять экологическую опасность.

Ханты-Мансийский автономный округ занимает территорию ЗападноСибирской равнины. Его площадь составляет 534,8 тыс. км. По состоянию на 2002 г. численность населения составляет 1,4 млн. чел. Природно-ресурсный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) делает его стратегическим регионом Российской Федерации. Разработка наземных ресурсов и недр осуществляется в режиме преследования интересов только нефтегазодобывающих компаний и обслуживающей их инфраструктуры. Особенностью технологического процесса нефтегазодобывающей отрасли является рассредоточенность ее промышленных объектов на больших территориях. При обустройстве нефтяных месторождений, строительных, геологоразведочных и других работах в автономном округе ежегодно повреждается 30 тыс. га земель, за 20 лет площадь оленьих пастбищ сократилась более чем на 1 млн. га. В связи высокими темпами освоения нефтегазоносных территорий, масштабы и темпы отторжения земельных ресурсов округа оказались беспрецедентными. Однако отрицательное воздействие испытывают земли, водотоки, водоемы и присущие им экосистемы далеко за пределами участков земель, отчужденных для размещения нефтепромысловых объектов. Фактическая доля нарушенных земель составляет от 10 до 30 % площади месторождений.

Территория ХМАО является самым заболоченным регионом земного шара. Общая площадь промышленной торфяной залежи составляет 6,2 млн. га. Земли лесного фонда, покрытые лесом, составляют 27,4 млн. га. В силу особенностей территориального расположения, экосистемы Среднего Приобья характеризуются слабой устойчивостью к внешним воздействиям и низкой способностью к самовосстановлению, что определяется скоростью протекания важнейших химических и биологических превращений, а так же интенсивностью выноса продуктов процесса техногенеза за пределы региона на фоне высокой проницаемости почвенных пород.

Основу растительного покрова образуют сфагновые болота верхового типа и заболоченные леса. Леса занимают более дренированные ландшафты, они мозаично размещены в пространстве или вытянуты неширокими лентами вдоль пойм рек. Плоские водоразделы обычно заболочены и безлесы. Сомкнутость пологов древостоя средняя. Породный состав лесов обычно не отличается особым разнообразием и продуктивностью. Значительную площадь занимают хвойные насаждения - 72%, лиственные насаждения (28%) представлены березой и ивой древовидной.

Продуктивность древостоев очень сильно зависит от условий местопроизрастания. По всем породам средние классы бонитета близки к 5. Самый высокий класс бонитета - 3, который представлен лиственничниками и березняками. Наибольшее распространенние имеют низкоплотные древостои. Хвойные с полнотой 0,3-0,4 составляют от общей площади около 50%, остальные площади представлены среднеплотными (0,5-0,7) древостоями. Молодняков очень мало, практически отсутствуют древостои первого класса

возраста всех пород. Средневозрастные хвойных пород составляют - 33%. Более всего спелых и перестойных древостоев: у хвойных - более 52%, у лиственных около 70%.

Для притундровых лесов главное не запас стволовой древесины, а средорегулирующая роль, то есть наличие древостоев даже с минимальным запасом и малой полнотой позволяет успешно решать эту задачу. Суровые лесорастительные условия замедляют рост древесных растений. Особенно это заметно на фазах восстановления и формирования древостоев. Так, смыкание полога молодняков происходит в 40-50 лет, кульминация средних и текущих приростов наступает к 110-летнему, а запасов к 180-200-летнему возрасту. В надземной фитомассе изучаемых сосняков преобладают фракции, длительно аккумулирующие органическое вещество - стволы и ветви. Так в свежесрубленной фитомассе древостоев доля стволов в коре составляет от 59% до 82%, ветвей - от 13,5% до 19%, а хвои только 4-20%. В сосняках одного класса бонитета соотношение фракций надземной фитомассы определяется возрастом древостоев: с его увеличением возрастает доля стволов и, соответственно, уменьшается доля крон, хвои.

Отличительной особеноостью лесообразовательного процесса лесов дальнего севера при оценке средообразующих функций является рассмотрение динамики во времени биометрических параметров насаждений и интенсивности биологических процессов в лесонасаждениях за период восстановления древостоев. При оценке тех средообразующих функций лесов, которые существенно зависят от высоты насаждений - важно учесть характер изменения высоты насаждений в востановительной динамике леса.

Установлены следующие особенности, важные при оценке средоформирующих функций, за весь период восстановления насаждения после сплошной рубки (за период оборота рубки). К окончанию периода молодняков (от 0 до 40 лет) насаждения достигают высоты 13-16 метров. Темп роста в высоту составляет 0,32-0,40 м в год, причём он постоянен весь период времени. Это довольно значительное изменение высоты насаждений, поскольку высота насаждения в середине периода (6,5-8 м.) значительно отличается от высоты в начале периода и в З раза - в конце периода. Поэтому при оценке средоформирующей функции период стадии молодняков необходимо разделить на два интервала, т.е. на молодняки 1-го и 2-го классов возраста.

К окончанию стадии средневозрастных (41~80 лет) насаждения достигают высоты 21-24 м. Темп роста в высоту составляет 0.20-0.22 м в год, причём он сохраняется практически постоянным весь этот период. Высота насаждения в середине периода отличается от высот в начале и конце периода на 25-30 %. Такое изменение параметра за оцениваемый период является существенным, поэтому его также следует разделить на два интервала, т.е. на насаждения 3-го и 4-го классов возраста.

В стадии приспевающих (81-100 лет, пятый класс возраста) высота насаждений достигает 23-27 м, а темп роста составляет 10-15 см в год, т.е. высота за данный период увеличивается на 9-12 %. В данном случае высота В середине периода отличается всего на 4,5-6 % от высоты в начале и конце

периода, что позволяет рассматривать его как период с постоянной эффективностью средоформирующих функций.

У спелых насаждений высота возрастает до 24-29 м и практически остаётся постоянной. Рассмотренные положения о пространственно-временной динамике древостоев позволяют обосновать динамику тех средоформирующих и социальных функций леса, которые непосредственно связаны с биометрическими параметрами и биопродуктивностью лесов.

В.В. Закреев (1978) отметил, что с ухудшением климатических условий, т.е. с уменьшением среднего класса бонитета понижается лесорастительный эффект. Влияние комплекса климатических факторов сказывается на ускорении роста в молодом возрасте и постепенном ослаблении темпов роста с увеличением возраста в лучших климатических условиях. И, наоборот, в худших климатических условиях рост насаждений в высоту замедлен в молодом возрасте, но с увеличением возраста темпы роста возрастают и рост продолжается дольше по времени.

Таким образом, многофункциональное значение лесов вызывает необходимость применять особые приемы экономической оценки различных видов природных благ. Следует учитывать особенности формирующихся благ в зависимости возраста лесного массива. Часто трудность оценки многообразных средоформирующих и социальных функций леса преодолевают путём более или менее достоверной оценки сначала лесных ресурсов, а затем средоформируюшее и социальное значение лесов выражается как зависимость от оценки этих ресурсов. Таким образом, в настоящее время необходима разработка методических подходов к достоверной оценке как лесных ресурсов, так и средоформирующих, а по возможности, и социальных функций леса.

Оценка леса, как экосистемы обычно рассматривалась в обобщающем виде, например с помощью коэффициентов, прилагаемых к оценке лесной земли или оценке древесины. В последнее время предлагается рассматривать не только экономическую оценку природных ресурсов, но их социально-эколого-экономическую оценку. При этом подходе объект рассматривается с трёх позиций: с природоохранной, или экологической, полагающей значение природных ресурсов в аспекте поддержания условий жизни человека; с экономической, учитывающей получение непосредственно экономического эффекта, и с социальной - в аспекте удовлетворения общих и культурных потребностей общества. Такой подход к оценке всех лесных благ важен по сути, поскольку он реализует принцип равной важности экологической, социальной и экономической составляющих и подразумевает интегрированный показатель комплексной оценки. Однако он не раскрывает характер конкретных подходов к количественной оценке лесных благ (ресурсов) с экономической точки зрения.

© Н.А. Сурков, П.Е. Рубаненко, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.