5. Серотонин - «гормон счастья». URL // http:// www.best-antidepressanty.ru/serotonin-gormon-schastja.php
6. Карвасарский Ю. Д. Неврозы: Руководство для врачей. M., 1990.
7. Филатов Е. Г., Вейн A. M. Мотивационные и эндокринные расстройства при депрессии // Психиат и психофармакотер. 2000. № 1.
8. Биохимия статуса и значение настроения. Серотонин. URL // http://foram.vingrad.ru/topic-136016.html
9. Российское агентство правовой и судебной информации. Химия любви. URL // http:// rapsinews .ru/incident_publication/20140214/27071 3752.html
10. Алкоголь и агрессивность: аспекты взаимосвязи. URL // http://www.mednovosti.by/journal. aspx?article=1040
11. Важная роль гормона серотонина в поведении человека. URL // http://polinasukhova.ru/?p=189
12. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.
УДК 343.54 ББК 67.99
А. А. Марина
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ И НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются положения законопроекта, внесенного на рассмотрения Государственной Думы Российской Федерации, а также возможные пути решения вопросов, связанных с проблемой злостного уклонения от уплаты алиментов.
Ключевые слова: злостное уклонение от уплаты алиментов, законопроект, сумма алиментных платежей, прожиточный минимум, назначение наказания, меры профилактики.
ABOUT THE NEED TO IMPROVE LEGISLATION, PROVIDES THE LIABILITY
FOR WILLFUL REFUSAL TO PAY ALIMONY FOR THE MINOR CHILDREN
AND DISABLED PARENTS
The article discusses the provisions of the bill submitted to the State Duma of the Russian Federation. About possible solutions to issues related to the problem of willful evasion of alimony.
Keywords: malicious evasion from payment of alimony, bill, the amount of alimony payments, cost of living, sentencing, prevention.
Одной из проблем, стоящих в настоящее время перед государством и обществом, является неисполнение родителями возложенных на них обязанностей по воспитанию и содержанию детей. На государственном уровне разрабатываются предложения по оптимизации мер борьбы с лицами, злостно уклоняющимися от обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей. В России ежегодно растет процент количества детей, оставшихся без попечения родителей. Уклонение родителей от содержания детей негативно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, на его будущую социализацию, закладывают не-
верные стереотипы поведения в семье, тем самым формируя неправильное представление о семейных ценностях и отношениях.
Все чаще в прессе и в интервью политиков, представителей общественных объединений можно услышать предложения об усилении уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментных платежей на содержание детей и нетрудоспособных родителей.
Существующие на сегодняшний день меры принудительного воздействия, такие как штрафы, угроза лишения родительских прав, принудительные работы, не являются достаточно эффективными. В судебной практике нередки слу-
чаи, когда женщины идут на крайние меры в отношении отцов-должников, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, не исполняющих своих обязательств по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, и предъявляют иски о лишении их родительских прав. В большинстве случаев суд находит данное основание достаточным для лишения родительских прав. Однако в соответствии с п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ лицо, лишенное родительских прав, не освобождается от выплаты алиментов на содержание ребенка. Тем не менее мы видим, что проблема материального содержания детей и выплаты алиментов при этом не решается.
В обществе и на государственном уровне идут оживленные споры по поводу того, какие меры могут стать эффективными при решении проблемы злостного уклонения от содержания несовершеннолетних детей. Многие государственные и общественные деятели сходятся во мнении, что только комплекс мер может дать положительные результаты.
Так, в декабре 2013 года на рассмотрение в Государственную Думу РФ был представлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в законодательные акты, регулирующие алиментные обязательства. Депутат В. С. Золо-чевский предлагал установить минимальный размер платежей, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних нетрудоспособных детей, в твердой денежной сумме в размере 15 тыс. рублей ежемесячно, вне зависимости от наличия работы у родителя. Размер алиментных платежей мог увеличиваться органами государственной власти того или иного субъекта в соответствии с уровнем жизни и иными коэффициентами [1].
В поддержку данного законопроекта выступила глава комитета Госдумы по делам детей и матерей Е. Мизулина. По ее словам, целью законопроекта является борьба с сокрытием официальных источников дохода должника, так как «нередко сумма алиментов является смешной, к примеру, 100 рублей. Бороться с фактами сокрытия реальных доходов не помогают ни судебные приставы, ни запреты на выезд должников за границу» [2; 3].
В соответствии с нормами семейного законодательства РФ родители вправе самостоятельно определять порядок и форму предоставления содержания на несовершеннолетних детей. Они могут заключить соглашение об уплате алиментов, которое будет обязательным для исполнения
(ст. 80 СК РФ). При отсутствии соглашения об уплате алиментов согласно ст. 81 СК РФ на содержание несовершеннолетних детей судом взыскиваются алиментные платежи в размере 1/4 заработной платы и иного дохода на 1 ребенка, 1/3 на 2 детей, 1/2 заработка на 3 и более детей.
При изучении судебной практики установлено, что в большинстве случаев алименты на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются на основании судебных приказов. Иски о взыскании алиментов в твердой денежной сумме подаются в случаях, если родитель не имеет заработка или имеет непостоянный либо меняющийся доход. В Краснодарском крае суды взыскивают алименты на содержание ребенка в размере одного прожиточного минимума в регионе, что составляет 7 298 рублей [4].
Взыскание суммы алиментов на содержание ребенка рассматривается судом в каждом конкретном случае исходя из определенных обстоятельств дела и с учетом материального положения сторон. Положения законопроекта предлагают не привязывать минимальную сумму алиментов к количеству детей в семье. На наш взгляд, позиция Е. Мизулиной заслуживает внимания и является обоснованной. Установление твердого размера денежной суммы взыскиваемых алиментных платежей лишит должника возможности скрывать свои реальные доходы. Исполнительным органам будет проще контролировать должника, так как он теперь будет заинтересован в получении стабильного дохода.
Однако названная депутатом в законопроекте сумма ежемесячных алиментных выплат в размере 15 тыс. рублей для многих регионов Российской Федерации является довольно высокой, так как в некоторых субъектах средний уровень заработной платы составляет от 15 до 20 тыс. рублей.
Проведенный опрос мировых судей и адвокатов г. Краснодара, рассматривающих данную категорию гражданских дел, позволяет сделать вывод о том, что приемлемой для алиментных выплат на содержание несовершеннолетнего ребенка будет сумма в размере 8-10 тыс. рублей ежемесячно, а на содержание нетрудоспособного родителя - в размере 5-7 тыс. рублей. Однако при назначении алиментных выплат суду следует учитывать материальное положение, финансовые возможности и иные факторы. Так, например, если у должника на момент назначения алиментов существуют материальные трудности, то стоит подумать о создании государствен-
ных фондов, которые могли бы временно взять обязательства по выплате алиментов с последующим возмещением должником необходимой суммы.
В рамках решения проблемы злостной неуплаты алиментов необходимо предпринимать следующие меры:
1) целесообразно разграничить составы злостного уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей на две самостоятельные статьи. Дополнить диспозицию ст. 157 УК РФ следующим содержанием: «Злостное уклонение более трех месяцев по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей» либо включить понятие «злостное уклонение» в примечание к статье. Аналогичным образом изложить диспозицию ст. 1571 Уголовного кодекса РФ: «Злостное уклонение более трех месяцев по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей»;
2) необходимо дополнить ст. 157 Уголовного кодекса РФ ч. 2: «То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей, наказывается лишением свободы на срок до двух лет»;
3) ввести дополнительные виды наказаний, например:
- конфискацию имущества (имущество должника будет продано, а вырученные средства направлены на погашение суммы задолженности по алиментным платежам),
- лишение права занимать определенные государственные должности,
- принудительные работы на срок до 3 лет с взысканием 5-10 % в доход государства и 25 % на погашение задолженности по алиментным платежам;
4) внести изменения в ст. 81 и 83 Семейного кодекса РФ, изложив их в следующей редакции: «При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на содержание несовершеннолетних детей взыскивается судом с их родителей ежемесячно в размере минимального прожиточного минимума, действующего в регионе, до достижения ими совершеннолетнего возраста». Подобные изменения ст. 87 Семейного кодекса РФ позволят несовершеннолетним детям и нетрудоспособным родителям получать постоянную материальную поддержку. Кроме того, это лишит должников возможности скрывать реальный размер своей заработной платы.
Немаловажным моментом в решении проблемы злостного уклонения от уплаты алиментов могло бы стать создание специального социального фонда по оказанию помощи семьям, родители которых по уважительным причинам временно не могут выплачивать алименты на их содержание (например, болезнь, ликвидация предприятия и иные причины). Впоследствии должники обязаны будут беспроцентно погасить этим фондам выплаченные платежи, что даст им возможность не попасть в кабальные условия.
С подобным предложением выступает и депутат Государственной Думы В. С. Золочевский: «...если между бывшими супругами не заключено соглашение об уплате алиментов и супруг уклоняется от выплаты алиментов, то несовершеннолетние дети могут рассчитывать на получение эквивалентной материальной поддержки от государства посредством создания социального фонда» [1].
Подобная практика много лет уже применяется в Республике Беларусь. Уголовным законом этой страны предусмотрена ответственность за «уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Уклонение может выражаться в неявке на работу более десяти рабочих дней в течение трех месяцев, в сокрытии, занижении размера заработной платы или иного дохода, что повлекло неисполнение или неполное исполнение обязательств по возмещению расходов на содержание детей» (ч. 2 ст. 174 УК РБ) [5].
Кроме того, на уровне государственных органов и органов местного самоуправления следует разработать программы, направленные на пропаганду семейных ценностей. Воспитание ребенка начинается в семье, но дальнейшее развитие личности должно проводиться детскими учреждениями. Воспитание у подрастающего поколения таких чувств, как уважение, терпение, вежливое отношение друг к другу, старшим, позволит сформировать правильное восприятие ребенком окружающей действительности, что и будет являться своеобразной профилактикой совершения аналогичных преступлений.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 05 декабря 2013 года № 401490-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ (на поддержание несовершеннолетних детей в случаях неуплаты алиментов)». URL // ldpr.ru/power/Bills
2. Необходимость совершенствования алиментного законодательства «перезрела»: интервью с Е. Мизулиной. URL // http://srduma.ru/ 5_64190.htm
3. Елизарова А. Закон об алиментах. URL // http://pravoved .ru/ questions
4. Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 05 ноября 2014 года № 847 «О величине прожиточного
минимума в Краснодарском крае за III квартал 2014 года». URL // http://sznkuban.ru
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года / под ред. проф. Б. В. Волженкина. СПб., 2001.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-Ф3 (с изм. и доп. от 04 ноября 2014 года). URL // http:// consultant.ru
УДК 343.97 : 343.85 : 343.32 ББК 67.99
А. В. Перепелицын
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РОСТ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ
В статье проанализированы подходы к пониманию сущности экстремизма, показан процесс формирования правовой основы противодействия этому опасному феномену, исследованы причины и факторы, детерминирующие рост экстремистских проявлений.
Ключевые слова: угрозы национальной безопасности, экстремизм, цветные революции, радикализм, фундаментализм, исламизм.
CAUSES AND FACTORS THAT DETERMINE THE GROWTH OF EXTREMISTS FORMER
TREMISTSKIH SENTIMENTS
The approaches to understanding the essence of extremism, processes offorming a legal framework for combating this dangerous phenomenon, studied the causes and factors that determine the growth of extremism.
Keywords: national security, extremism, color revolution, radicalism, fundamentalism, Islamism.
В числе наиболее опасных вызовов современности, формирующих угрозы национальной безопасности Российской Федерации, Президент России В. Путин в ходе ноябрьского заседания Совета безопасности выделил экстремизм и цветные революции. Экстремизм, являющийся основной движущей силой разнообразных цветных революций, представляет угрозу для внутренней безопасности государства, под которой понимается состояние защищенности от негативных социальных процессов, сил и явлений, создающих опасность для функционирования государственной власти, гармоничного развития общества, самореализации личности. В то же время проявления экстремизма способны оказать негативное влияние на безопасность культуры, резко снижая защищенность системы ценностей (идеалов, традиций, норм поведения), играющих ведущую роль в процессах формирования безопасности в целом. Экстремизм снижает уровень общественной безопасности, формируя условия для возникновения разного рода конфликтов, неоп-
ределенности и риска. Отрицательно влияет экстремизм на состояние информационной безопасности, а в конечном счете и на обеспечение внешней безопасности государства [1, с. 6-18].
Особую угрозу, как показывают события и в России, и за рубежом, представляет экстремизм, камуфлируемый исламскими лозунгами, который в широком смысле можно рассматривать как идеологическую доктрину и базирующуюся на ней политическую практику, то есть как идеологическое основание деятельности радикальных исламистских организаций, в совокупности образующих радикальное исламское движение [2].
Экстремизм подобного рода представляет агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в последние десятилетия имели место в различных регионах мира. Регулярно повторяющиеся жестокие акции сторонников исламского радикализма, уносящие каждый год тысячи человеческих жизней, побудили мировое сообщество сосредоточить усилия на борьбе с так назы-