Международное право
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ
ГОСУДАРСТВАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ШЕВЦОВ Михаил Борисович,
кандидат юридических наук, доцент, советник директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. E-mail: kaf-gp@mail.ru.
Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, а также предлагаются меры по продвижению российской продукции военного назначения на мировом рынке вооружений.
Abstract: The article discusses the issues of advertising and exhibition activities in the sphere of military-technical cooperation, and proposes measures for the promotion of Russian military products on the world arms market.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, рекламно-выставочная деятельность, продукция военного назначения, мировой рынок вооружений
Keywords: military-technical cooperation, advertising and exhibition activity, products for military use, the global arms market
В современных условиях военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами играет крайне важную роль для укрепления военно-политических позиций Российской Федерации на мировой арене. Экспорт продукции военного назначения (далее ПВН) является одним из самых прибыльных направлений внешнеторговой деятельности, что обусловливает жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке оружия.
В то же время, в рекламно-выставочной деятельности Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества в настоящее время возникают определенные проблемы. Так, 21 ноября 2017 года организаторы британского авиасалона «Фарнборо» запретили России демонстрировать военную технику на выставке, планируемой к проведению с 16 по 22 июля в 2018 году. Несомненно, что данное обстоятельство оказывает негативное влияние для нашего государства на использование возможностей рек-ламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества. В данном случае, по мнению автора, речь идет о недобросовестной конкуренции в области военно-технического сотрудничества [1].
Причем эта тенденция имеет довольно длительный характер. Так, еще в 2002 году С.В. Чемезов отмечал наметившуюся тенденция к усилению экономического и политического давления на потенциальных покупателей продукции военного назначения со стороны западных экспортеров, использование технологий информационной войны для вытеснения конкурентов с рынка [13, с. 7-8].
В этой связи следует отметить, что, как справедливо отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству 7 ноября 2017 года «отечественным производителям и поставщикам вооружений и военной техники приходится действовать в непростых условиях, в ситуации недобросовестной конкуренции.....» [11].
Участие российских производителей в международных специализированных выставках является важнейшим звеном в процессе продвижения военной продукции за рубеж. Только при наличии совершенной законодательной базы, регулирующей рекламно-выставочную деятельность в области военно-технического сотрудничества, государственный посредник и экспортные структуры российской военной промышленности будут в состоянии расширить географию поставок своей продукции, реализовать концепцию активного и наступательного маркетинга.
Анализ международного и национального законодательства, регулирующего вопросы организации и проведения международных выставок военной продукции показывает, что данная проблема остается недостаточно изученной и разработанной.
Многонациональный состав участников международных выставок военной продукции делает актуальным вопрос унификации на международном уровне правовых актов, регулирующих данную сферу отношений. Специфичные свойства военной продукции в свою очередь обусловливают объективную необходимость имплементации меж-
дународных стандартов в области организации международных выставок ПВН во внутренние правовые системы государств-участников таких выставок.
Требуют нормативного урегулирования и такие важные аспекты рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, как порядок проведения выставок и показов специальных технических средств, защита авторских прав в период проведения выставок, механизм контроля за надлежащим исполнением положений нормативных правовых актов в области рек-ламно-выставочной деятельности.
Что касается имеющейся законодательной базы, то здесь наблюдается противоречивость и неоднозначность некоторых норм законодательства, регулирующих отношения в сфере военно-технического сотрудничества в части, касающейся рекламно-выставочной деятельности, как на международном так и на национальном уровнях.
Комплексное научное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования процесса организации и проведения международных выставок военной продукции, исследование правовых основ функционирования российских и международных органов и организаций, участвующих в международных выставках продукции военного назначения, выработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства деятельности в области военно-технического сотрудничества будет способствовать созданию сбалансированной, адекватной объективным потребностям обеспечения национальной безопасности, правовой основы рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества.
Поскольку выставки и показы ПВН можно рассматривать в качестве стартовой позиции в процессе продвижения данной продукции на мировой рынок, то строго определенная нормативная правовая база, регламентирующая данный вид международной деятельности позволит реализовать принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для его субъектов, устранения недобросовестной конкуренции.
В условиях отсутствия непосредственной военной угрозы в значительной степени возрастает роль военного сотрудничества с зарубежными странами. Исторические корни военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами уходят в глубину веков. Оно осуществлялось с учетом национальных и геополитических интересов государства как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья [5, с. 27].
Достижение такой цели предусматривает формирование партнерских отношений с иностранными государствами, создание системы международно-правовых обяза-
тельств в области взаимной безопасности.
В тесной взаимосвязи с военно-политическими интересами стран находится сфера военно-технического сотрудничества, характерной особенностью которого является ненанесение ущерба национальной безопасности страны при достижении экономической выгоды.
По мнению В.В. Кудашкина, в широком смысле военно-техническое сотрудничество означает совокупность общественных отношений между государствами, иностранными и российскими юридическими лицами по продвижению и реализации вооружений и военной техники на мировом рынке [9, с. 36-37].
В узком смысле военно-техническое сотрудничество - деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленная на управление общественными отношениями по продвижению российского вооружения и военной техники на мировой рынок оружия и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации.
В Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» «военно-техническое сотрудничество» определено, как деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в т.ч. с поставкой или закупкой ПВН, а также с разработкой и производством продукции военного назначения [1].
Этим же законом показы и выставки образцов ПВН на территории РФ и за пределами территории РФ, а также услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества отнесены к понятию «продукция военного назначения» [1].
В настоящее время экспорт ПВН по праву считается одним из самых прибыльных видов внешнеторговой деятельности, что обусловливает жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке оружия. Ситуацию также осложняет тенденция превышения «предложения над спросом», усиливающаяся конкуренция между ведущими мировыми экспортерами ПВН.
А.Ю. Бельянинов к основным характерным чертам современного мирового рынка обычно относит: а) усиление конкуренции между экспортерами ПВН, обусловленное, главным образом, появлением новых экспортеров этой продукции из стран Азии, Восточной Европы и СНГ; б) насыщенность рынка предлагаемыми образцами ПВН, превышение предложения над спросом; в) повышение требовательности стран-импортеров к эффективности и надежности за-
купаемой продукции военного назначения; г) закупку ее странами-импортерами на тендерной основе; д) стремление многих стран-импортеров не к закупке готовых образцов, а к приобретению передовых технологий производства ПВН, организации лицензионного производства и созданию совместных предприятий; е) широкое использование странами-экспортерами оффсетных программ [3, с. 72-73].
В целом современный мировой рынок вооружений характеризуется нарастанием конкурентной борьбы между экспортерами ПВН.
По мнению А.Ю. Бельянинова, в целом, рынок вооружений чутко и оперативно реагирует на все происходящие военно-политические изменения в мире. Большинство традиционных импортеров проявляют интерес только к самому перспективному вооружению и новейшим технологиям. Конкурентная борьба на всех сегментах мирового рынка вооружений приобретает все более ожесточенный характер. [3, 72-73].
В этих условиях сохранение и укрепление российских позиций на мировом рынке вооружений может быть достигнуто лишь консолидированными усилиями как действующих на этом рынке субъектов и участников военно-технического сотрудничества, в том числе предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, так и федеральных и региональных органов власти.
В этой связи, как отмечает С.В. Чемезов процессы, происходящие в последнее десятилетие ХХ века в нашей стране и в мире, предопределили необходимость изменения не только подходов к осуществлению военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, но в целом и его содержание [17, с. 24].
В то же время необходимо отметить, что даже в условиях острой конкуренции на мировом рынке оружия военно-техническое сотрудничество может служить делу мира. Необходимым условием для этого является эффективное использование международных механизмов для поддержания торговли оружием и технологиями военного назначения, недопущения поставок оружия сверх пределов оборонной достаточности, вооружения экстремистских и террористических группировок.
Военно-техническое сотрудничество является одной из доходных статей государственного бюджета и средством урегулирования внешнего долга Российской Федерации, обеспечивает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятости высококвалифицированных специалистов, благоприятно влияя на поддержание социальной стабильности общества [15, с. 42].
Вышеперечисленные факторы указывают на важность такой составляющей военно-технического сотрудни-
чества, как рекламно выставочная деятельность. Выставки и показы ПВН следует рассматривать не только как хорошо поставленное шоу, но и как важнейшее звено осуществления военно-технической политики. Для осуществления рек-ламно-выставочной деятельности необходимо максимально использовать возможности всех российских военных и торговых представительств за рубежом для изучения потребностей зарубежных армий и вооружений, принципиально улучшить качество рекламы ПВН в российской и зарубежной прессе, а также в ходе выставок и авиасалонов.
В этих условиях государство играет все более активную роль в регулировании рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества.
Выставочное движение в области оборонной промышленности и высоких технологий является наилучшим способом показать научно-технический потенциал страны-экспортера, подписать контракты на поставки своей продукции. Кроме того, возможности оборонных предприятий в последнее время все шире представлены продукцией двойного и гражданского назначения, произведенной на базе высоких технологий.
Международные выставки, в общем смысле, - это специфические формы мировых товарных рынков, получившие большое распространение как места сосредоточения образцов различных товаров из разных стран и заключения внешнеторговых сделок [18, с. 267].
Международные торгово-промышленные выставки проводятся нерегулярно, с целью показа достижений в области производства, науки и техники одной или различных стран на территории др. страны. На международных выставках заключаются коммерческие сделки по выставленным образцам. Организуются также всемирные выставки, на которых бывает представлено, как правило, большинство стран мира. Они не преследуют непосредственно коммерческих целей, а демонстрируют достижения стран-участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры. По характеру выставляемых экспонатов разделяются на универсальные и специализированные.
Как участник международных выставок, продавец имеет возможность широко рекламировать свои товары с использованием разнообразных рекламных приемов и средств. Покупатель получает возможность в короткое время ознакомиться с разными предложениями, получить необходимую консультацию, изучить конкурентов, сделать сопоставления цен и технико-экономических характеристик, ознакомиться с товарами в действии, с приемами их работы, провести деловые переговоры, уточнить коммерческие условия и, по желанию, подписать контракт.
На сегодняшний день развитие военно-техниче-
ского сотрудничество с зарубежными странами ставит множество задач по поиску направлений совершенствования рекламно-выставочной деятельности. В число этих задач входит рассмотрение особенностей мирового рынка оружия и состояния военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, определение роли военно-технического сотрудничества в рамках военно-технической политики, анализ состояния оборонно-промышленного комплекса России, рассмотрение проблем совершенствования военно-технического сотрудничества, нормативно-правовые, организационные и экономические аспекты их решения.
В настоящее время международные выставки и показы продукции военного назначения проводятся в условиях интенсивного соперничества между крупными производителями вооружений, борьбы за рынки сбыта.
Как отмечают специалисты, анализ результатов участия ФГУП «Рособоронэкспорт» в выставках показывает, что они являются довольно эффективным способом продвижения российской продукции военного назначения на внешний рынок. В течение нескольких выставочных дней имеется возможность личной встречи с большим количеством покупателей, проведения бизнес-встреч и переговоров, направленных на заключение контрактов. Это позволяет сэкономить и время и средства на поиск потенциальных клиентов и партнеров [4, с. 18].
С.В. Чемезов в качестве одного из ключевых элементов механизма государственной поддержки национального экспорта продукции военного назначения, способствующего повышению эффективности военно-технического сотрудничества, называет участие государства в организации (финансировании) рекламы и выставок национальной продукции военного назначения [13, с. 36].
По мнению экспертов, политические возможности государства-экспортера оружия по продвижению на рынок стран-покупателей национальной продукции военного назначения и лоббированию крупных сделок в этой сфере сопряжены с его политическим весом и политико-силовым рейтингом в мировом сообществе. А экспортные возможности государства-экспортера оружия зависят от его экономических и ресурсных возможностей [4, с. 18].
Экспорт продукции военного назначения на сегодняшний день является для России важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности. В этой связи роль рекламно-выставочной деятельности значительно возрастает, как средство расширения присутствия России на перспективных рынках торговли оружием.
Необходимо также отметить, что централизованную рекламно-выставочную деятельность в сфере продвижения продукции военного назначения российского произ-
водства за рубеж можно по праву считать одним из основных источников получения специальной и общей информации в сфере военно-технического сотрудничества.
О.В. Герцев в качестве одной из основных задач выставочной деятельности называет сохранение традиционных и завоевание новых для России секторов мирового рынка оружия, вовлечение в сферу ВТС новых партнеров [6, с. 6].
В качестве позитивного фактора, позволяющего России успешно конкурировать с другими странами на мировом рынке оружия, следует отметить положительный имидж российской продукции военного назначения, сформировавшийся еще во времена СССР. Благодаря этому, Россия не только сохраняет лидирующие позиции, но и имеет хорошие экспортные перспективы.
Реализация военно-технической политики, как правило, осуществляется в теоретическом и практическом аспектах. В первом случае на концептуальном уровне прорабатываются государственные подходы к управлению развитием вооружений и военной техники, отрабатываются вопросы законодательного обеспечения и совершенствования этого процесса. Во втором - решаются практические вопросы ее реализации во внутренней и внешней сферах военно-технической деятельности государства, в частности, управление развитием системы вооружения, оборонно-промышленным комплексом и военно-техническим сотрудничеством с иностранными государствами. Рекламно-выставочная деятельность, являясь важной составляющей военно-технического сотрудничества, может реализовы-ваться по аналогичной схеме.
Как видно из вышеизложенного, повышение роли рекламно-выставочной деятельности в осуществлении военно-технического сотрудничества с зарубежными странами находит отражение в организационно-правовом аспекте. Реклама в сфере военно-технического сотрудничества занимает все более существенное место во всей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, работе посольств, консульств, торговых представительств и др.
Наметилась явная тенденция к формированию международной системы мер и институтов, направленной на содействие кооперации в сфере военно-технического сотрудничества и защиту государственных интересов
Государственное регулирование рекламно-выставочной деятельности при осуществлении военно-технического сотрудничества должно базироваться на ряде общих принципов: взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон.
Необходимо также отметить ряд важных инструментов государственного регулирования рекламно-выста-вочной деятельности:
- выбор и реализация приоритетных направлений маркетинговых исследований;
- подключение к мировым системам научно-технической информации;
- включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
- оказание юридических, посреднических, консультационных услуг участникам рекламно-выставочной деятельности;
- государственная поддержка в процессе маркетинга и продвижения российской военной продукции за рубеж.
Как считают специалисты, по примеру ведущих стран Запада лоббированием оружейных контрактов должны при необходимости заниматься высшие должностные лица Российской Федерации, в том числе президент и премьер-министр. Кроме того, требуется усиление активной работы по линии военно-технического сотрудничества со стороны посольств, торговых и военных представительств за рубежом, а также специальных служб [7, с. 17].
По мнению С.В. Чемезова, большое значение для военно-технического сотрудничества имеет политическая поддержка со стороны высших руководителей государства с целью расширения доступа России на новые рынки и ослабление влияния основных конкурентов [14, с. 27].
В настоящее время в России происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. При этом, государственная стратегия и тактика в области рекламы экспортируемой продукции военного назначения должна быть дифференцирована по странам и регионам мира, а также ориентированна на потребности в приобретении оружия и специальных средств, отвечающих запросам на данный момент времени. Например, средства борьбы терроризмом.
Аналогичного мнения придерживаются эксперты, считающие, что наиболее ярко динамика современных геополитических и геоэкономических процессов находит свое отражение в особенностях и тенденциях современного мирового товарного рынка продукции военного назначения, как его составной части и определяющего сегмента в частности. [2, с. 67].
Четко разработанная законодательная база, регламентирующая осуществление рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества позволит обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям вооружений и военной техники и степенью либера-
лизации международной торговли оружием.
Юридическая база рекламно-выставочной деятельности создается как законодательной проработкой соответствующих вопросов, так и заключением международных договоров и соглашений, участием в различных международных мероприятиях в рамках военно-технического сотрудничества - выставках, салонах, форумах, симпозиумах, показах техники и т.п.
К косвенным методам регулирования рекламно-выставочной деятельности можно отнести такие специфические методы, как таможенное регулирование, разработка механизма защиты интеллектуальной
собственности, решения вопросов привлечения международных инвестиций, инновационная деятельность, международные патентно-лицензионные механизмы и др.
В данной сфере деятельности весьма актуальным можно также считать вопрос формирования единой базы нормативно-правовой и научно-технической информации и документации, что позволит обеспечить целевую ориентацию и комплексность рекламно-выставочной деятельности.
К важному направлению следует отнести объединение усилий в осуществлении рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Министерства обороны России, Госпосредника, интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие государственных органов, осуществляющих военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, с непосредственными производителями военной продукции.
Рекламно-выставочная деятельность, нацеленная на продвижение отечественной военной продукции за рубеж, должна учитывать и отражать такие активно развивающиеся формы военно-технического сотрудничества, как создание стратегических альянсов, совместная разработка и производство военной продукции в рамках международных консорциумов, лицензионное производство. Это в свою очередь вызывает необходимость формирования новой нормативно-правовой базы, позволяющей в ходе проведения международных выставок и показов военной продукции решать вопросы по привлечению иностранных партнеров к совместной разработке военной продукции, созданию инвестиционной привлекательности отечественных проектов, обеспечению защиты интеллектуальной собственности.
О необходимости принятия более активных мер по рекламе отечественной военной продукции и ее продвижению на мировой рынок заявляют многие специалисты в данной области.
В коллективной статье специалистов ФГУП Центральный научно-исследовательский институт химии и ме-
ханики» намечены направления, способствующие закреплению российской военной продукции на мировом рынке оружия. [8, с. 17]
К этим направлениям относятся следующие:
- создание перечня наиболее важных и перспективных работ в отрасли с последующим распространением информации для ее внедрения и использования в стране и за рубежом;
- формирование национальной инновационной системы, развитие структуры инновационной деятельности;
- преодоление невостребованности производством научно-технических новаций;
- продвижение достижений науки и техники в реальный сектор экономики и повышения конкурентоспособности России на мировом рынке;
- обеспечение протекционизма отечественных научно-технических достижений в конкурентоспособных отраслях российской экономики.
Несовершенство законодательной базы, регулирующей рекламно-выставочную деятельность в сфере военно-технического сотрудничества можно объяснить отсутствием программно-целевого планирования и управления различными структурами, вовлеченными в эту деятельность. Подобный подход лишает процесс продвижения российской военной продукции за рубеж критерия приоритетности, делает ее уязвимой по отношению к аналогичной продукции зарубежных конкурентов.
Исходя из основных факторов, влияющих на продвижение продукции военного назначения на мировой рынок, первостепенная роль стран-экспортеров оружия заклю
Библиография:
1. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: федер. закон, п. 1 ст. 4 от 19 июля 1998 г.
№ 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.
2. Бартенев С.А., Турко Н.И., Чемезов С.В.. Геостратегия США и мировой рынок продукции военного назначения // Вестник Академии воен-
ных наук. - 2002. - № 1.
3. Бельянинов. А.Ю. Состояние и перспективы развития мирового рынка продукции военного назначения//Военная наука и оборонная поли-
тика. —2004. - № 1.
4. Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. С.В. Степашина, авт. колл.: Артяков В.В., Бандурин В.В.,
Есиповский Н.Э., Коровников А.В., Пискунов А.А., Рудов С.Ю., Нелизв С.В., Чемезов С.В., М.: Изд. Дом «Финансовый контроль», 2002.
5. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. 50 лет. 1953-2003. - М.: «Макцентр. Издательство, 2003.
6. Герцев О. «Выставки - неотъемлимая часть ВТС»//Военно-промышленный курьер. - 2004. - № 36.
7. Коротченко. И. В. Пакет предложений для Президента страны//Независимое военное обозрение. - 2003. - № 13.
8. Крюков А.С., Абраменко Г.В., Простакова И.В.. Возродить промышленность боеприпасов//Военно-промышленный курьер. - 2004. - № 11.
9. Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами». - М.: Междунар. отношения, 2002.
10. Куликов В.А. История оружия и вооружения народов и государств. Логико-методологические основы изучения и описания. М., МГИРЭА, 2001.
11. Материалы работы Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru http://www.kremlin.ru
12. РФ запретили выставлять военную технику на авиасалоне "Фарнборо" https://rg.ru/2017/11/21/rossii-zapretili-vystavliat-voennuiu-tehniku-na-
aviasalone-farnboro.html.
13. Чемезов С.В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. М.:
ЦИБОБ РЭА, 2002.
14. Чемезов С.В. Роль военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в решении национальной стратегической
задачи удвоения ВВП//Валовый внутренний продукт. - 2004. - № 5.
15. Чемезов С.В. Актуальные вопросы ВТС России с иностранными государствами//Стратегическая стабильность. - 2002. - № 1.
16. Чемезов С.В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. М.:
ЦИБОБ РЭА, 2002.
17. Чемезов С.В. Роль военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в решении националь-
ной стратегической задачи удвоения ВВП//Валовый внутренний продукт. - 2004. - № 5.
18. Ярмарки и выставки международные // Право международной торговли. Словарь-справочник. - М., СЛАВИЯ.
чается в приведении законодательной базы, регулирующей рекламно-выставочную деятельность, к единым международным стандартам.
Это предполагает комплексную работу по таким важным направлениям, как право собственности, защита секретной информации, экспортный контроль, иностранные инвестиции в оборонно-промышленный комплекс и др.
Организация и проведение выставок и показов продукции военного назначения в режиме единого международного стандарта позволит сделать информацию о предлагаемой продукции более понятной для потенциального импортера, обеспечить оптимальное использование конъюнктуры, соблюсти правила конкуренции.
В конечном счете, учитывая специфику военно-технического сотрудничества, государственное регулирование рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества призвано обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям продукции военного назначения и степенью либерализации внешнеэкономических связей на мировом рынке торговли оружием.
Таким образом, проблема переходит в плоскость научного решения задачи, в частности путем разработки специальной концепции совершенствования международной рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества.
В связи с изложенным, можно констатировать, что современное правовое регулирование рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества нуждается в совершенствовании.