ства // Рос. следователь. 2013. № 15. С. 11—13.
4. Попова О. А. Уголовно-процессуальные и организационно-тактические ошибки: предупреждение, выявление и исправление следователем: учеб. пособие. Волгоград, 2012. 88 с.
5. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев [и. др.]. М., 2011. 216 с.
6. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 25.12.2014 по делу № 22-707. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 11.03.2015 по делу № 10-**/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Орлова Д. И. на нарушение его конституционных прав положением части восьмой статьи 193 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2008 № 1090-0-0. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Попова О. А., 2016
***
Б. П. Смагоринский, М. Ю. Тарасова
О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАСКРЫТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье дается краткий обзор состояния миграционной ситуации в мире и в России в частности. Рассматриваются пути совершенствования нормативно-правого и методологического регулирования оперативно-разыскного противодействия преступности иностранных граждан. Авторы считают, что оперативно-разыскная методика должна быть ориентирована не только на достижение оптимальных результатов. Необходимым условием является ее адаптированность к складывающейся криминальной или иной ситуации, в которой применяется вся система наличных сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности. Авторы подтверждают необходимость разработки и эффективного внедрения в оперативно-служебную деятельность частных методик оперативно-разыскного обеспечения раскрытия различных видов преступлений, предлагают структуру частной методики оперативно-разыскного обеспечения раскрытия убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами.
Ключевые слова: мигранты, государственная миграционная политика, преступность иностранных граждан, частная методика оперативно-разыскной деятельности.
B. P. Smagorinsky, M. Yu. Tarasova
THE NECESSITY TO IMPROVE PRIVATE METHODS
OF OPERATIVE-DETECTIVE MAINTENANCE IN SOLUTION
OF SPECIFIC KINDS OF CRIMES
The article provides a brief review of the condition of migration situation in the world and specifically in Russia. The author analyzes ways of improving the existing methodological, statutory and regulatory adjustment of operational-search resistance to foreign citizens' crime. The authors believe operatively-search method should be geared not only to achieve optimal results. A prerequisite is its adaptability to evolving criminal or other situation in which the whole system is used available forces, means and methods of operational-investigative activity. The author proves the necessity of developing and implementing special methods of operational-search provision of solving different crimes in operational-search activity. This lets legally use to the maximum the available range of public and non-public forces, means and methods of solving crimes effectively and economically. The article offers a structure of a special method of operational-search provision of solving murders and intentional grievous bodily harm, committed by foreign citizens.
Key words: migrants, national migration policy, foreign citizens' crime, special method of operational-search
activity.
Сложная миграционная политика, которая существует в настоящее время в мире, вызывает потребность в совершенствовании форм и методов предупреждения и раскрытия преступлений, в том числе совершаемых иностранными гражданами, беженцами, лицами без гражданства, а также лицами, нелегально пересекшими границу Российской Федерации. Уровень преступности перечисленных субъектов, ее организованность, оснащенность и профессионализм продолжают непрерывно расти и вызывают обеспокоенность не только в отдельных приграничных регионах, но и на федеральном уровне. Реализация этапов государственной миграционной политики способствует усилению контроля за пересечением границы и пребыванием мигрантов на территории страны. Так, например, к законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 г. прибавился еще один существенный пункт — все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопирования [1]. Интеграция учетов дактилоскопирования мигрантов будет способствовать формированию единого информационного пространства и обеспечению непрерывного процесса обработки информации на основе ресурсов органов внутренних дел, а впоследствии и вневедомственных ресурсов [2]. Кроме того, упразднение Федеральной миграционной службы в связи с подписанным Президентом РФ В. В. Путиным Указом от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [3] и передача ее полномочий и функций ГУ по вопросам миграции МВД России дают основания полагать, что нахождение иностранных граждан на территории Российской Федерации будет подвержено более строгому контролю со стороны органов государственной власти.
В контексте переживаемых кризисных явлений на ближнем зарубежье и в Европе более подробному рассмотрению подлежат пути совершенствования нормативно-правого и методологического регулирования оперативно-разыскного противодействия преступности иностранцев, в частности убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Эффективность работы правоохранительных органов в данном направлении носит комплексный характер, связанный как с нормативно-правовым регулированием, так и с выбором мер и способов борьбы с такими криминальными проявлениями.
Впервые нормы, регламентирующие ответственность за убийство и телесные повреждения, а также совершенствующие сыскную работу уполномочен-
ных раскрывать такие преступления лиц, были отражены в Соборном уложении 1649 г., Воинском артикуле 1715 г. и других нормативно-правовых актах. С начала ХХ в. появилась необходимость внедрить в деятельность оперативных сотрудников научные методы борьбы с преступностью. Становлению и развитию взглядов на проблему организации и тактики раскрытия убийств и причинений тяжкого вреда здоровью способствовали труды видных ученых оперативно-разыскной науки, основные усилия которых в то время были сконцентрированы на разработке общей теории оперативно-разыскной деятельности, определении ее предмета и методологических основ [4, с. 166—169]. В настоящее время общепринятой считается следующая классификация документов, составляющих правовую основу оперативно-разыскной деятельности, в которую принято включать пять групп. К первой относят Конституцию Российской Федерации и федеральные конституционные законы, ко второй — положения Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к третьей — другие федеральные законы, к четвертой — нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, к пятой — ведомственные и межведомственные нормативные акты государственных органов. Согласимся с мнением В. Н. Митькова, предложившего выделить еще одну группу в правовой основе оперативно-разыскной деятельности — международные соглашения, не ратифицированные РФ, а также международно-правовые акты, имеющие рекомендательный характер [5, с. 88]. Однако Н. В. Павличенко считает, что проблема конвергенции международного и оперативно-разыскного законодательства до настоящего времени является нерешенной [6].
Объективная реальность такова, что наряду с правовой нормой не меньшее значение необходимо придавать качественной разработке и эффективному внедрению в оперативно-служебную деятельность частных методик оперативно-разыскного обеспечения раскрытия различных видов преступлений. Вопросы совершенствования деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию преступлений против жизни и здоровья граждан активно рассматривались на семинарах и совещаниях практических органов правоприменительной власти, находили свое отражение в ведомственных нормативных актах и специальных программах. До настоящего времени они выступают объектом исследования в ряде юридических дисциплин и в наибольшей степени разработаны в криминалистике, криминологии и
уголовном праве. Вопросы же применения сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в целях раскрытия преступлений, в том числе убийств и причинений тяжкого вреда здоровью, исследовались фрагментарно и недостаточно полно.
Следует признать, что в условиях нарастания внешних вызовов и угроз безопасности Российской Федерации одним из наиболее действенных средств, позволяющих обеспечить реальную защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, государства и общества от преступных посягательств, является сочетаемое использование гласных и негласных сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности.
В связи с этим Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев в своем выступлении на расширенном заседании Коллегии МВД России обратил внимание на то, что оперативно-разыскная деятельность, как и уголовно-процессуальная, по-прежнему приоритетное направление в раскрытии и расследовании преступлений. Однако результаты этой работы далеки от идеала и вызывают справедливые нарекания со стороны общества. «Ежегодно значительная часть преступных деяний остается нераскрытой, вследствие чего потерпевшие не могут рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав. Кроме того, скрывшиеся от правосудия преступники могут представлять повышенную угрозу для окружающих до момента задержания [7]. На заседании этой же коллегии В. В. Путин справедливо заметил, что «нужно кардинально менять ситуацию, прежде всего за счет повышения качества оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной работы, причем на всех уровнях: от районного звена до центрального аппарата, более эффективно выстраивать взаимодействие с другими правоохранительными структурами» [7].
Указанные обстоятельства подчеркивают необходимость постоянного изучения существующей практики в целях определения и последующей выработки на основе имеющихся базисных теоретических знаний наиболее эффективных способов решения задач.
Считаем, что итогом оперативно-разыскной деятельности как самостоятельной отрасли науки должны быть рекомендации, позволяющие максимально эффективно и экономично на законном основании использовать имеющийся арсенал гласных и негласных сил, средств и методов в решении стоящих задач. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты проведенных исследований в подразделениях ГУ МВД России по Волгоградской области, только 2/3 сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел
(преимущественно это средний и старший начальствующий состав) знакомы с различными видами методических рекомендаций, указаний, обзоров, отражающих отдельные вопросы оперативной работы, которые были санкционированы руководством к изучению и последующему использованию в процессе оперативно-служебной деятельности. Лишь половина сотрудников, указав на ориентирующее значение этих документов, использовали их при планировании и аргументации в случае необходимости согласования своих действий с вышестоящим руководителем или иными взаимодействующими субъектами [8, с. 118—199].
О необходимости разработки и последующего практического применения соответствующих методик в борьбе с различными формами преступной деятельности свидетельствуют источники права, имеющие межрегиональный и межгосударственный статус. Так, в соответствии с положениями ст. 32 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в целях расширения возможностей государств-участников в борьбе с транснациональной организованной преступностью предусмотрено учреждение особого органа — Конференции участников конвенции, который наделен правом согласования механизма обмена информацией о формах транснациональной организованной преступности и тенденциях в этой области, об успешных методах борьбы, а также вынесения рекомендаций, касающихся совершенствования этой деятельности [9]. В связи с этим стоит обратить внимание на положения ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ. Они наделяют субъектов этой деятельности правом издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-разыскных мероприятий.
Подтверждением необходимости совершенствования методического обеспечения оперативно-разыскной деятельности не только органов внутренних дел, но и других субъектов ее осуществления, являются помимо самой процедуры передачи результатов этой деятельности требования, предъявляемые к ним.
Учитывая вышеизложенное, важно подчеркнуть, что проблемы комплексного применения сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности для раскрытия однотипных групп и видов преступлений в оперативно-разыскной теории длительное время исследовались именно в рамках правовых, организационных и тактических основ ее предмета. Результатами таких исследований являются многочисленные методические рекомендации по использованию сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в
борьбе с отдельными видами преступлений, нашедшие документальное отражение в научных трудах, учебных изданиях. К сожалению, стоит признать, что в их число входят и те, которые нередко отстают от реальных потребностей оперативно-разыскной практики, содержат много общих, трудноприменимых положений, не имеют достаточного научного обоснования. Вместе с тем следует учитывать, что теорию оперативно-разыскной деятельности отличает, в основном, прикладной характер многих ее разделов. Лишь с середины 1990-х гг., в отличие от криминалистики, на основе творческого поиска и структурного анализа ученые выделили новый раздел в теории оперативно-разыскной деятельности — оперативно-разыскная методика. По сути, это период, когда был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Впервые вопросы о содержании общих положений оперативно-разыскной методики были освещены в работах И. А. Климова и Г. К. Сини-лова [10].
Приходится констатировать, что оперативно-разыскная методика должна быть ориентирована не только на достижение оптимальных результатов. Необходимым условием является ее адапти-рованность к складывающейся криминальной или иной ситуации, в которой применяется вся система наличных сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности. Как следствие, основные содержательные элементы такой методики должны отражать системность и комплексность применения специальных сил, средств и методов в единстве их взаимосвязи с оперативно-разыскной характеристикой преступлений.
В связи с этим Е. С. Дубоносов обратил внимание на то, что ранее в процессе оперативно-разыскной деятельности методика имела место в виде различных методических рекомендаций. Однако научное обоснование эта методика получила в теории документирования как одна из организационных форм теории оперативно-разыскной деятельности. «Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-разыскной методики» [11, с. 23].
Различные варианты оперативно-разыскной деятельности в зависимости от видов преступной деятельности, дефиниция «оперативно-разыскная методика» схожи с определением криминалистической методики, сформулированной Р. С. Белкиным, под которой им понимается «система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращению отдельных видов преступлений» [12, с. 299].
В целом мы согласны с позицией ученых, согласно которой неотъемлемым признаком оперативно-разыскной методики является наличие системы, включающей в себя два основных блока — научные положения и методические рекомендации. При этом именно методические рекомендации в случае должного оформления и надлежащего согласования с заинтересованными субъектами позволяют придать результатам теоретических исследований статус правового источника оперативно-разыскной деятельности.
Кроме того, следует признать, что по-прежнему остаются нерешенными отдельные проблемные вопросы, связанные с формулировкой универсального общего определения понятия «оперативно-разыскная методика», определением принципов ее построения и внутреннего системного содержания.
Принимая за основу положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к сожалению, в своем содержании имеющие ряд противоречий, в том числе связанных с определением целей одноименной деятельности, мы полностью поддерживаем точку зрения В. М. Атмажи-това и В. Г. Боброва. Они считают основными целями оперативно-разыскной деятельности: защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства «в самом широком смысле этого слова» [13, с. 68].
Это позволяет нам предложить следующую дефиницию понятия «оперативно-разыскная методика»: система научных положений и разрабатываемых на их основе методических указаний и рекомендаций, в том числе включающих в себя нормативно-правовой характер, по эффективному и экономичному использованию сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.
Подводя итог теоретическим и практическим аспектам рассмотренной проблематики, нужно отметить, что развитие оперативно-разыскной методики как раздела теории оперативно-разыскной деятельности, представляющей собой самостоятельную юридическую науку, позволило найти данной теоретической дисциплине свое документальное отражение в источниках отечественного и международного права и, как следствие, повысить защищенность прав и свобод человека и гражданина, общества и государства, в том числе от внешних вызовов и угроз безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем полагаем, что сформулированные нами отдельные положения послужат основой для конструктивной научной полемики и тем са-
мым будут стимулировать дальнейшее научное исследование теоретических и прикладных аспектов сочетаемого использования имеющегося арсенала сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности.
Применительно к теме нашего исследования в области преступности иностранных граждан, а именно к совершаемым ими убийствам и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, считаем возможным предложить следующую структуру частной методики оперативно-разыскного обеспечения раскрытия этих преступлений:
— оперативно-разыскная характеристика раскрытия убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами;
— организация и тактика выявления и предупреждения убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами;
— информационное и агентурное обеспечение раскрытия убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами.
Список библиографических ссылок
1. Новые правила и законы о мигрантах в 2016 году в России. URL: http://www.pravo812.ru (дата обращения: 15.04.2016).
2. Курин А. А. К вопросу об интеграции учетов системы криминалистической регистрации // Судебная экспертиза. 2011. № 4. С. 118—123.
3. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции. URL: http:www.police-mvd.ru (дата обращения: 13.04.2016).
4. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Митьков В. Н. Особенности оперативно-разыскного обеспечения раскрытия имущественных преступлений, совершенных иностранными гражданами: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
6. Павличенко Н. В. Нужен ли новый оперативно-разыскной закон? (Анализ проекта Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации») // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1. С. 106—112.
7. Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колоколь-цева на расширенном заседании коллегии МВД России. 04.03.2015 // Офиц. сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru (дата обращения: 20.03.2015).
8. Сухов В. В. Организационно-тактические основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с коррупцией в органах государственной власти: дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2009.
9. Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Климов И. А., Синилов Г. К. Предмет, система, методология, история и перспективы развития теории оперативно-розыскной деятельности: курс лекций по оперативно-розыскной деятельности. М., 1995. Вып. 1. С. 11—14.
11. Дубоносов Е. С. Оперативно-разыскная деятельность: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2013.
12. Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1997.
13. Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О некоторых проблемах нормативного правового регулирования оперативно-розыскной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: сб. науч. ст. Волгоград, 2008.
© Смагоринский Б. П., Тарасова М. Ю., 2016
***