Научная статья на тему 'О необходимости реорганизации органов предварительного следствия в России'

О необходимости реорганизации органов предварительного следствия в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости реорганизации органов предварительного следствия в России»

РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Данильян Сергей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, г Краснодар, профессор кафедры криминалистики Краснодарской академии МВД России

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИИ

НАЧАЛО образования и развития следственных органов в России относится к XVIII веку - времени рождения Российской Империи, формирования новой государственности, связанной с преобразовательной деятельностью Петра I1. Тогда же он стал реорганизовывать и правоохранительные органы. Стали создаваться специализированные государственные органы по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В 1715 году была образована Главная полицмейстерская канцелярия, которая управляла полицией в Петербурге. В 1718 году была образована должность Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера, которому подчинилась Главная полицмейстерская канцелярия. С учреждением этой должности был создан орган политической полиции «Тайная канцелярия», проводились изменения в судебной системе. Санкт-Петербургский Генерал-полицмейстер был под постоянным контролем императора, взыскивающего с него за все беспорядки, замеченные в столице. При Петре I в России была введена паспортная система, контроль который был возложен на полицию. В 1722 году полицмейстерская канцелярия была образована и в Москве.

Реформы полиции при Петре I полностью не были завершены. При ближайших приемниках Петра I менялись Генерал-полицмейстеры, но не ме-

нялось состояние полиции, развитию которой не уделялось должного внимания. Полицейская канцелярия, проведя дознание по делам о воровстве, разбое, направляла их затем в Юстиц-полицию в Санкт-Петербурге или же в губернские и воеводские канцелярии других городов. А если преступник был пойман в Московской губернии, то для следствия и суда он направлялся в восстановленный в 1730 году Сыскной приказ, ликвидированный Петром I в 1701 году. Первое упоминание о следственных органах можно отнести именно к этому периоду. С 1746 года следствие и суд над пойманными преступниками вновь стали проводиться в Главной полицмейстерской канцелярии, в которой для этого была создана специальная розыскная экспедиция.

В годы правления императрицы Елизаветы Алексеевны (1741-1761 г.г.), провозгласившей возвращение к порядкам, существовавшим при Петре I, были «подтверждены все права и обязанности Ге-нерал-полицмейстера»2 .

В период правления Екатерины II начались реформы и развитие полицейских учреждений. Были увеличены штаты руководящих сотрудников Главной и Московской полицмейстерской канцелярии. Розыскная экспедиция в Санкт-Петербурге в 1763 году была выделена из Главной полицмейстерской канцелярии и стала самостоятельным учреждением, подчиненным юстиц-коллегии.

1 См.: Полиция и милиция России: страницы истории / Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. М.: Наука, 1995. С. 3-7.

2 См.: Полиция и милиция России: страницы истории / Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. М.: Наука, 1995. С. 17.

Следственно-розыскные и судебные функции были выделены из ведения полиции.

В первые десятилетия Х1Х в. в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в сентябре 1802 года новых органов центрального управления - министерств. Манифест от 8 сентября 1802 года об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, принципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

Вторая половина XIX и начало ХХ в. отмечены частыми изменениями в структуре и компетенции полиции. Образовывались новые полицейские органы, учреждались новые должности, готовилось множество проекторов по реорганизации всей полицейской системы. Из всех проведенных изменений самыми крупными были реформы 1862 и 1880 г.г., когда коренному переустройству были подвергнуты уездная полиция и центральный аппарат Министерства внутренних дел1 . Причиной преобразований стала крестьянская реформа 1861 г., внесшая существенные новшества в жизнь уездов. Реформа коснулась и предварительного следствия. 8 июня 1860 г Указом Императора Николая I предварительное следствие, производившееся ранее полицией было передано вновь учрежденным судебным следователям. Впоследствии с принятием судебных уставов в 1864 г. судебно-следственные функции были полностью изъяты из ведения полиции.

В 1919-1920 г.г. органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел. Это вызывалось тем, что следственные комиссии при местных Советах -органы предварительного следствия, учрежденные Декретом СНК РСФСР о суде №2 от 12 февраля 1918 г., - не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в апреле 1920 г. было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Однако в конце этого же года, после введения института народных следователей в системе Нарко-мюста, милиция перестала выполнять функции органов предварительного следствия2 .

Начиная с периода довоенных и вплоть до настоящего времени в структуре предварительного следствия происходят незначительные изменения, которые практически никак не могут повлиять на улучшение деятельности следователей, а тем более и на все следственное подразделение.

В настоящее время созданный следственный комитет при МВД, структурно ничем не отличается от прежнего следственного аппарата. На наш взгляд, настало время объединению всех ведомственных следственных подразделений Российского государства в одну структуру, в одно целое, т.е. вывести следователей из прокуратуры (военной прокуратуры), министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности и создать единое ядро расследования всех преступлений, именуемое Федеральным Комитетом расследований (фКр России), куда бы вошли Федеральный следственный комитет и Федеральная оперативно-розыскная служба, осуществляющая оперативное сопровождение уголовных дел. Ведь фактически эти структуры и занимаются расследованием.

Нами предлагается такая структура (см. приложение 1 и 2).

Социальное, материально-техническое обеспечение и финансирование должно осуществляться централизованным образом из бюджета России.

Федеральный комитет расследований (ФСК и ФОРС), начиная с самых низших звеньев должен подчиняться по вертикали и только комиссии по контролю за деятельностью Федерального комитета расследований, образованному в Правительстве России.

Это позволит объективному расследованию преступлений, самостоятельности, резкому прекращению текучести кадров, повышению статуса следственных и оперативных подразделений.

Опрос следователей и оперуполномоченных только по городу Краснодару показал, что большинство из них (87%) одобряют такую реорганизацию и согласны далее продолжить работу в следственных подразделениях3 .

В современных условиях следователь не может работать в одиночку, раскрывая преступление «в духе Шерлока Холмса» только с помощью дедуктивного метода. Конечно, умение анализировать существо явлений и характеры людей - качество, необходимое каждому следователю, однако в настоящее время для раскрытия преступлений этого явно недостаточно4 . Расследование преступления все больше становится коллективной деятельностью, где принимают участие, как следователи, так и оперуполномоченные.

И прав А. Козусев в своей статье, где говорит, что «взаимодействие оперативно-розыскных аппаратов и следователей не означает служебного соподчинения, слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них продолжает оставаться самостоятельным органом, действуя в строгом соответствии со своей компетенцией»5 .

В расследовании преступлений, как правило, принимают участие еще и экспертные подразделения, от которых многое зависит, но эти службы ни в коем случае нельзя вводить в структуру ФКР, они должны оставаться независимыми.

1 См.: Полиция и милиция России: страницы истории / Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. М.: Наука, 1995. С. 45.

2 См.: Полиция и милиция России: страницы истории / Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. М.: Наука, 1995. С. 107-108.

3 Анкетирование следователей по данному вопросу проводилось в 2000 году.

4 См.: Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы / Под ред. В.А. Алферова. - М.: Спарк, 2000. С. 10.

5 Козусев А. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Законность. 1977. № 2. С. 20.

127

Структура

Федерального комитета расследований

Рис. 2. Структура Федерального комитета расследований

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.