♦
♦
но использующие ограниченные ресурсы. В-третьих, современные определения конкурентоспособности содержат указание не только на активные действия хозяйствующих субъектов, но и на состязательный характер конкурентоспособности как экономического явления. Объектно-субъектная составляющая данной категории подчеркивает ее сложный, многоуровневый характер.
1. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №2.
2. Копанев Г.В. Региональная экономика. Ижевск, 1994.
3. Меркушов В.В. Статистическое исследование дифференциации региональной конкурентоспособности: На примере регионов европейской части Российской Федерации. Самара, 2005.
4. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.
5. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видя-пина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Шеховцева Л.С. Концепция конкурентоспособности региона // иР1_: http://www.m-economy.ru
УДК 338.45:621 А.Е. Pe3HUK
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье акцентируется внимание на необходимости управления разработкой новых недорогих продуктов и осуществлением перевооружения производства машиностроительных предприятий для достижения конкурентных преимуществ на рынке. Обосновывается необходимость реализации резервов роста производительности труда.
Ключевые слова: производительность труда, управление предприятием, эффективность функционирования.
A.E. Reznik
DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING IDUSTRY RE-EQUIPMENT MANAGEMENT
The author emphasises the necessity of management of creation of the new inexpensive products and realization of technical re-equipment of machine-building enterprises to gain market competitive advantages. The article points out the necessity of realization of reserves for labor productivity growth.
The key words: labor productivity, company’s management, performance efficiency.
В последние годы при подведении итогов развития отечественной экономики многие авторы обращаются к базовому показателю - валовому внутреннему продукту. Очевидно, это связано с тем, что его изменение считается главным свидетельством наших экономических успехов или неудач. И цениться он выше изменений других показателей. А уж о таком важнейшем показателе, как производительность труда, многие из них вообще стараются и не упоминать, потому что здесь имеются такие большие недостатки, о которых как-то неудобно говорить. А между тем такой подход обусловил утрату наших позиций на мировом рынке в обеспечении потребностей покупателей в машинах, оборудовании, транспортных средствах. Так, если в 1960 - 1980х гг. доля этой продукции в общей структуре экспорта стабильно составляла от 16 до 22%, то по итогам 2008 г. - всего 4,9%. С импортом зеркальная ситуация - по итогам 2008 г. 52,7% всего импорта заняли товары именно этой категории, причем более четверти (25,3%) - легковые и грузовые автомобили [3].
Близки мы к утрате своих позиций на рынке бытовой техники, чему в немалой степени способствует кризис, оказывающий негативное влияние на покупательскую способность потребителей. Поэтому многие ми-
ровые компании взяли курс на проектирование и запуск в производство дешевой бытовой техники и электроники, доступной для самых бедных слоев населения. Пионером здесь явилась компании Panasonic, где решили освоить выпуск телевизоров стоимостью в 50 дол., кондиционеров за 100 дол., холодильников и стиральных машин за 200 дол. По последним данным, ведущие японские корпорации остановили по стране уже более 100 заводов. Для сравнения с апреля по сентябрь 2009 г в Японии остановились конвейеры лишь на 28 предприятиях, а в 2010 г цифра выросла в 4 раза уже к марту. Иначе и быть не могло: внутри страны спрос постоянно падает, а на внешние рынки продавать становится все более невыгодно, ведь цена по отношению к мировым валютам только укрепляется [2]. При наблюдающемся укреплении рубля такая же участь ожидает и отечественных производителей бытовой техники. Поэтому целью производителей становится завоевание дешевого сегмента рынка, экономить необходимо на всем: материалах, дополнительных опциях, заработной плате, транспортных расходах. При этом они намерены учитывать предпочтения потребителей в каждой отдельной стране. А это означает необходимость создания бытовой техники с уче-
том особенностей стран, в которых они будут продаваться. Если речь будет вестись о бытовой холодильной технике, то производство ее должно учитывать различные размеры морозильных камер и габаритов изделий, их покраску согласно обычаям и вкусам конкретных групп населения в конкретных странах. И это будет правильным решением, поскольку такой подход позволит увеличивать целевую аудиторию на сотни миллионов человек.
Решение столь сложных проблем потребует изменить подход к организации выпуска необходимой продукции. И здесь первоочередной задачей является перевооружение производства и использование новых технологий в изготовлении выпускаемых товаров на действующих машиностроительных предприятиях. Только так представляется возможным обеспечить выпуск высококонкурентной продукции, способной удовлетворить любые потребности покупателей. Однако перевооружение производства требует соответствующей оценки и тщательного экономического обоснования разрабатываемых мероприятий и систем управления деятельностью предприятий по удовлетворению потребностей рынка в той или иной продукции. Конечно, здесь трудно выбрать какой-то один критерий эффективности предлагаемых мероприятий. Существующие методики при всем их многообразии, на наш взгляд, не позволяют в полной мере оценить эффективность систем управления этими процессами и предприятие в целом, особенно в условиях кризиса. Это обусловлено изменениями в объемах производства, продаж, себестоимости выпускаемой продукции, рентабельности, служб предприятия, в том числе систем управления, сложившихся за многие годы взаимозависимости между управляющей и управляемой системами. Для анализа эффективности управления и обеспечения поставок конкурентоспособных товаров требуется достоверно оценить произошедшие изменения. Опыт работы ООО «СЭПО-ЗЭМ» свидетельствует о том, что в рыночных условиях цена на бытовую холодильную технику формируется под влиянием платежеспособного спроса и ее производитель в условиях конкуренции имеет крайне мало возможностей влиять на ее формирование. Однако производитель может регулировать собственные затраты и неценовые характеристики и тем самым влиять на рентабельность производства и продаж. Значит, при сложившийся рыночной цене и проявлении тенденции к ее снижению для повышения эффективности производства требуется снижать затраты для обеспечения заданного уровня качества изделий. Этот вывод отнюдь не нов, но он нас интересует как указатель направления поиска и реализации резервов при осуществлении перевооружения производства и совершенствовании систем управления им.
Анализ динамики затрат на производство готовой продукции, выполнение работ в стоимостном выражении кажется нам не очень эффективным, так как на структуру затрат влияет много макроэкономических факторов (инфляция, непропорциональные изменения стоимости сырья, материалов, комплектующих и т.д.), наличие которых привело бы к искажениям в выводах. На наш взгляд, анализ динамики затрат труда позволяет более точно оценить влияние интересующих нас факторов на изменение эффективности производства в ре-
зультате его перевооружения. Эта эффективность во многом зависит от производительности труда, которая, в свою очередь, связана с величиной трудозатрат обратно пропорциональной зависимостью. Кроме того, при сложившихся рынках ресурсов и известной потребности в них в натуральном выражении в любой момент времени возможно определить стоимость любых ресурсов в любой подсистеме предприятия, в том числе и трудовых. Это позволит на базе натуральных показателей построить стоимостные показатели.
Для более точного определения степени влияния различных внутренних факторов на изменение эффективности производства бытовой холодильной техники предлагается осуществлять анализ структуры затрат труда на выпуск товарной продукции, пользующейся спросом потребителей. За базу, характеризующую объем выпуска товарной продукции, предлагается применять затраты труда основных производственных рабочих. Принимая во внимание практически отсутствующие изменения в динамике производительности труда основных производственных рабочих (имеется в виду отсутствие роста производительности труда, а нередко и ее падение), этот показатель будет наилучшим образом характеризовать объем выпуска товарной продукции.
В зависимости от целей исследования можно сделать основной акцент на затраты труда той или иной группы работников предприятия. По причине своей значимости и характерных изменений в динамике в нашем исследовании основной акцент был сделан на динамику затрат труда работников управляющей подсистемы, обеспечивающей перевооружение производства. Поскольку затраты на управление относятся к условно постоянным, необходимо выявлять тенденцию изменения их с течением времени и с учетом динамики выпуска товарной продукции. Не зависят напрямую от объемов производства затраты на ремонтное, инструментальное, транспортное обслуживание. Следует отметить, что условно постоянные затраты при снижении объемов производства не снижаются пропорционально, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции и рентабельности производства. Ввиду специфики производства каждого из предприятий и уже сложившейся на ее основе структуры затрат на изготовление продукции простое сравнение данных не дает искомых результатов. Полученные показатели не могут быть просто сопоставлены, те. использование абсолютных показателей бессмысленно, а значит, нужно использовать относительные величины.
В связи с этим предлагается ввести систему коэффициентов, с помощью которых и осуществляется анализ. При этом можно выделить несколько групп коэффициентов, например коэффициенты, характеризующие отношение затрат труда определенной группы работников к затратам труда основных производственных рабочих. В свою очередь, в этой группе выделяются две подгруппы коэффициентов, первая из которых характеризует уровень затрат вспомогательных и обслуживающих производств, вторая - уровень затрат в системе управления. Можно выделить коэффициенты, характеризующие относительный уровень трудозатрат всех подсистем предприятия, не связанных напрямую с выпуском конкретной продукции, и относительный уро-
♦
♦
вень затрат труда управляющей системы по управлению управляемой системой. Для осуществления глубокого анализа и получения достоверной картины в производстве конкретной продукции можно выделить коэффициенты, характеризующие доли затрат труда каждой из подсистем в общей сумме трудозатрат (доля затрат труда основных производственных рабочих в общих трудозатратах, рабочих-ремонтников в общих трудозатратах, рабочих-инструментальщиков в общих трудозатратах и т.д.). Для сравнительного анализа предлагается построить систему индексов, определяющих отклонение определенного показателя от тренда выпуска готовой продукции, в нашем случае - динамики трудозатрат основных производственных рабочих. Данные индексы позволяют избежать влияния специфики каждого из анализируемых производств и получить сопоставимые и годные для сравнения данные. Индекс исследуемого показателя за первый год анализируемых данных принимается за единицу, дальнейшие индексы строятся на основе сопоставления значений показателя в динамике с единицей. Полученные индексы позволяют оценить гибкость изучаемой подсистемы и сравнить эффективность управления подсистемой на предприятиях.
Расчетные данные рекомендуется разместить в таблицах, на основе которых можно построить диаграммы и графики, наглядно отображающие динамику структурных изменений трудозатрат по выпуску товарной продукции. По результатам проведенного анализа можно сделать выводы и разработать мероприятия по перевооружению предприятия и достижению оптимизации структуры затрат труда.
Отличительной чертой методики является ее универсальность, системность, комплексность и дискретность. Наши исследования показали, что в течение четырех лет докризисного периода выпуск холодильной техники осуществлялся стабильно и предприятие работало относительно стабильно. Об этом говорит динамика выпуска продукции за этот период: показатели выросли на 2,2%. На предприятии сложилась неплохая структура затрат живого труда, когда затраты труда основных производственных рабочих превышают 50%.
Однако в затратах труда вспомогательных рабочих высокий удельный вес имеют прочие вспомогательные рабочие - более 33%. Надо сказать, эти затраты труда превышают затраты труда таких вместе взятых категорий вспомогательных рабочих, как инструментальщики, ремонтники, транспортные рабочие. Это подтверждает необходимость глубокого анализа затрат труда по каждой профессии всех категорий вспомогательных рабочих и определения путей их рационального использования, что позволит обеспечить достижение максимальной эффективности перевооружения производства. Помимо этого необходимо использовать резервы анализируемого производства на базе развития управляющей системы.
В анализируемом периоде затраты высокоинтеллектуального труда управленческого персонала снизи-
лись на 1,52%. Но они все еще составляют довольно значительную величину - на один час труда основных производственных рабочих приходится 0,84 часа труда управленческого персонала. Это говорит о необходимости осуществлять перевооружение производства с учетом развития систем управления им и поднятия уровня компьютеризации проектных и управленческих операций. Сейчас крайне необходимо развивать систему административного управления, низкий уровень которой не в состоянии обеспечить достижение запроектированной эффективности от модернизации производства. Практика работы предприятия показала, что без этого трудно справиться с медлительностью и неохотой персонала осваивать новые технологии и оборудование. Эта система должна рассматриваться как базис высокой производительности предприятия, так как она позволяет решить две основные задачи управления: рациональная организация труда и мотивация каждого работающего к производительному и качественному труду Именно так представляется возможным избежать потери в производстве по причине низкой производительности труда. Так, согласно многочисленным исследованиям производительность труда на российских предприятиях составляет не более 30 - 50% от потенциально возможного уровня. Это означает, что компании, выплачивая персоналу 100% заработной платы, взамен получают менее 50% отдачи. В результате прямые потери из-за низкой производительности труда составляют свыше 50% фонда оплаты. Между тем в повышении производительности труда сокрыты огромные внутренние резервы любых компаний. Увеличение производительности позволяет существенно повысить прибыльность предприятий. Например, повышение производительности труда потенциально ведет к росту годовой прибыли российских предприятий свыше 108 тыс. руб. на 1 работника [1, с. 36 - 37].
Следует отметить, перевооружение производства бытовой техники позволяет добиться значительного роста производительности и достижения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Высвобождено относительно большое число работников, включая высококвалифицированный персонал. Однако увольнение их в действующих условиях на сегодняшний день не представляется возможным не только из-за политической обстановки, но и социально-экономических последствий.
В связи с этим необходимо решать проблему поиска новых рынков сбыта, включая международный, что позволит увеличить объем выпуска недорогой бытовой холодильной техники.
1. Базисная система управления организацией // Саквояж. 2008. № 10.
2. Кризис для чайников // Версия. 2009. № 27 (202).
3. Кричевский Н. Бесполезные ископаемые // Московский комсомолец: в 3 т. М., 2009.