Научная статья на тему 'О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной нравственности'

О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной нравственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / КОНВЕНЦИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ / ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ / PUBLIC MORAL / CONVENTIONS / CRIMES AGAINST PUBLIC MORAL / OBJECT OF LAW PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осокин Роман Борисович

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы противодействия преступлениям против общественной нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL BASES OF REACTION TO CRIMES AGAINST PUBLIC MORAL

The article analyzes the most actual problems of reaction to crimes against public moral.

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной нравственности»

УДК 342.2

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

© Роман Борисович Осокин

Тамбовский филиал Московского университета МВД России, Тамбов, Россия, докторант факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, кандидат юридических наук, доцент, e-mail: [email protected]

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы противодействия преступлениям против общественной нравственности.

Ключевые слова: общественная нравственность; конвенции; преступления против общественной нравственности; объект уголовно-правовой охраны.

В России издавна первостепенную роль в общественной жизни играли не столько законы, сколько нравственные, духовные, религиозные и иные ценности и такие социальные регуляторы, как совесть, честь, долг, порядочность, гражданское чувство, оказывавшие и оказывающие мощное определяющее воздействие на поведение людей.

Однако в условиях переходного развития современного российского государства наиболее незащищенными оказались формируемые в течение столетий нравственные устои российского общества.

Проблема нравственных ценностей многие столетия привлекает к себе внимание мыслителей различных сфер гуманитарных знаний, а в современных условиях приобрела еще большую привлекательность, т. к. реальное состояние общественной нравственности в российском обществе можно обозначить как кризисное.

Учитывая духовный кризис российского общества, на законодательном уровне не случайно признано, что разрушение традиционной системы нравственных ценностей препятствует проведению реформ в самых различных областях жизни общества, представляет непосредственную угрозу национальной безопасности российского государства [1-4].

На современном этапе развития России утрата духовных и нравственных ценностей чрезвычайно опасна. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических и политических трудностей в России. О прямой зависимости эффективного социального развития от нравствен-

ного облика граждан говорилось в Посланиях Президента Российской Федерации [5-7].

Как видно, к важнейшим ценностям общества законодатель относит общественную нравственность. Вместе с тем в ст. 2 УК РФ в числе объектов уголовно-правовой охраны общественная нравственность даже не указывается. Нравственность, по Конституции РФ 1993 г., является ценностью, ради защиты которой допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55).

Учитывая, что в современных условиях роль нравственных ценностей чрезвычайно высока, представляется целесообразным включение общественной нравственности в число наиболее приоритетных объектов уголовно-правовой охраны.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость в числе задач Уголовного кодекса РФ назвать и охрану общественной нравственности, поставив ее на второе место - после охраны прав и свобод человека и гражданина, что соответствовало бы сложившейся в обществе иерархии ценностей и положениям Конституции РФ.

Защищая нравственность, которая является конституционной ценностью, уголовный закон устанавливает ответственность за ряд посягательств на общественную нравственность. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности обеспечивается в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ (ст. 240-245).

Однако нормами гл. 25 УК РФ не исчерпывается уголовно-правовая охрана общественной нравственности. Помещение законо-

дателем норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, посягающие на общественную нравственность, в иные главы УК РФ (ст. 123, 129, 130, 135, 156, 214 УК РФ) представляется нелогичным.

Отсутствие единой концептуальной основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности проявляется и в том, что диспозиции ст. 242245 УК РФ сохраняются в неизменном виде с момента их введения в УК РФ, а ст. 240-241 УК РФ не подвергались редактированию с декабря 2003 г.

Проблема противодействия преступлениям против общественной нравственности весьма актуальна, поскольку эти деяния являются последствием деформации социальных, моральных и нравственных основ общества, пагубно сказываются на семейных отношениях и воспитании подрастающего поколения, порождают агрессивность и насилие по отношению к окружающим, ведут к потере вектора культурного и исторического развития, созданию питательной среды для совершения более тяжких преступлений (убийств, хищений, изнасилований, насильственных действий сексуального характера и др.).

Алкоголизм, наркотизм, венерические заболевания и ВИЧ-инфекция, различные проявления преступности являются частыми спутниками проституции, ежедневный оборот которой только в Москве составляет 5 млн долл. Угрожающе растет детская проституция, которая стала сегодня чуть ли ни одной из самых престижных «профессий». Этому сопутствует резкое увеличение количества детских абортов (до 300 тыс. в год), заболеваемости несовершеннолетних сифилисом (за последние 5 лет в 30 раз).

По данным управления «К» по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий МВД России, в сети Интернет распространяется до 75 % всей детской порнопродукции. Около 90 % детей в возрасте до 16 лет, посещающих Интернет, сталкивались в Сети с порнографическими материалами. Притягательность России для распространителей детской порнографии объясняется сверхдоходностью порнобизнеса (каждый детский порносайт Интернета приносит в среднем доход около 30 тыс. долл. США в месяц) и фактическим отсутствием законодательных основ борьбы с ней. В 2009 г. ко-

личество зарегистрированных фактов незаконного изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ), по сравнению с 2008 г., возросло на 59,6 % (с 223 до 356), а по сравнению с 2004 г. - в 10,5 раза (с 30 до 356).

Об актуальности темы настоящего исследования свидетельствуют статистические данные. Статистические сведения о состоянии и динамике преступлений против общественной нравственности позволяют констатировать тенденцию, характерную для подобного рода преступных посягательств, -галопирующий (скачкообразный) характер роста. Так, в 2004 г. было зарегистрировано 5430 преступлений против общественной нравственности, предусмотренных ст. 240245 УК РФ, в 2005 г. - 5840, в 2006 г. - 7068, в 2007 г. - 7130, в 2008 г. - 5197, в 2009 г. -57421.

Снижение их количества в 2008-2009 гг. не означает прекращение роста, а лишний раз подчеркивает высоко латентный характер этих преступных посягательств.

Необходимость функционирования эффективного механизма регулирования отношений, возникающих в сфере общественной нравственности, приобретает в настоящее время особую актуальность, т. к. это вытекает из международно-правовых обязательств РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1 УК РФ 1996 г., уголовный закон основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Однако это положение в отношении уголовно-правовых норм о преступлениях против общественной нравственности реализовано в настоящее время лишь частично. Ряд важных международно-правовых документов в сфере борьбы с проституцией, порнографией, детской проституцией, детской порнографией, преступлениями, посягающими на культурные ценности, до сих пор остается не ратифицированным [8-17]; положения не всех ратифицированных международно-правовых актов и договоров имплементированы в российское законодательство [18-20].

1 На основании формы государственного статистического наблюдения «Единый отчет о преступности» (Форма 1-Г) за 2004-2009 г. По данным ГИАЦ МВД России.

Таким образом, созданный уголовноправовой механизм защиты общественной нравственности нуждается в коррекции, цель которой состоит в необходимости концептуального, комплексного и адекватного решения дискуссионных вопросов, которые ставят перед российским обществом процессы глобализации и интернационализации преступности: актуализация биоэтических проблем, связанных с искусственным прерыванием беременности, запретом клонирования, подрыв генофонда в результате вывоза молодых женщин и девушек за границу в целях сексуальной эксплуатации, агрессия порноиндустрии, в т. ч. детской; посягательства на культурное достояние народов России.

Выход из положения - в глубоком и всестороннем обосновании, разработке и поэтапной реализации новой, соответствующей современным требованиям концепции государственной политики в сфере охраны общественной нравственности, принятии соответствующего законодательства.

1. О безопасности: закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Российская газета. 1992. 6 мая; 2008. 28 июня; 2007. 4 июля.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3010.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9.09.2000 г. № Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.

5. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) Послание Президента РФ от 30.031999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта.

6. О важнейших общенациональных задачах: Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апр.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 нояб.

8. Факультативный протокол № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли

детьми, детской проституции и детской порнографии от 25.05.2000 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Рекомендации Rec (2001) 16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации от

31.10.2001 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

10. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт,

23.11.2001 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности: распоряжение Президента РФ от 22.03.2008 № 144-рп // СЗ РФ. 2008. № 13. Ст. 1295.

12. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера от 12.07.2007 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией: Рамочное решение 2004/68/JAI Совета Европейского Союза от 22.12.2003 г. URL: http://www.r-komitet.ru/ media/law/razdel/22122003. Загл. с экрана.

14. О борьбе с торговлей людьми: рамочное решение Совета Европейского Союза 2002/629/ JHA от 19.07.2002 г. // Journal officiel des Communautes europeennes. 2002. № 203. Р. 1.

15. Европейская Конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей ETS № 119 (Дельфы, 23.06.1985 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Эксперт 2010».

16. Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24.06.1995 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Эксперт 2010».

17. Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная) (Валлетта, 16.01.1992 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант Эксперт 2010».

18. Европейская культурная конвенция ETS № 018 (Париж, 19.12.1954 г.) // Сборник международных договоров СССР. М., 1994. Вып. XLVII. С. 412.

19. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Принята в г. Париже 16.11.1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 290-302.

20. Конвенция об охране архитектурного насле-

дая Европы ЕТ8 № 121 (Гренaда, 3.10.1985 г.) Поступила в редакцию 3.02.2011 г.

// Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1991. № 4. Ст. 7.

UDC 342.2

ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL BASES OF REACTION TO CRIMES AGAINST PUBLIC MORAL

Roman Borisovich Osokin, Tambov Branch of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tambov, Russia, Candidate for Doctoral Degree of Preparation of Science and Education Teaching Staff Faculty, Candidate of Law, Associate Professor, e-mail: [email protected]

The article analyzes the most actual problems of reaction to crimes against public moral.

Key words: public moral; conventions; crimes against public moral; object of law protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.