Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»'

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электротранспорт / развитие электротранспорта / зарядная инфраструктура / энергия электромобиля
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»»

Юсупова И.В.

к.э.н., доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством» КНИТУ-КХТИ; начальник отдела координации реализации государственных программ, Министерство экономики Республики Татарстан selez2009.li@yandex.ru

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

Ключевые слова: электротранспорт, развитие электротранспорта, зарядная инфраструктура, энергия электромобиля.

Несмотря на тот факт, что энергия на передвижение авто- и электромобилей добывается путём сжигания одного и того же топлива, электромобиль использует ее намного меньше.1

Согласно опубликованному отчёту Ricardo (международного консалтингового агентства в области стратегического инжиниринга и защиты окружающей среды), один легковой автомобиль в среднем выбрасывает 5-6 тонн эквивалента СО2 в атмосферу, в то же время для электромобиля эта цифра в среднем составляет 8,8 тонн. Несмотря на это, суммарные выбросы эквивалента СО2 при изготовлении и эксплуатации электромобиля в течение всего срока жизни

его батарей составят около 80% от выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в течение срока его экс-

2

плуатации .

Мировой рынок электромобилей

На рынке электромобилей в настоящее время доминирует Tesla с долей в 28% от всего глобального рынка. Рейтинг и количество реализованных электромобилей на 01.01.2021 г.: 1. Tesla: 179 050 штук - 28% рынка; 2. Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi: 65 521 штук - 10% рынка; 3. Volkswagen Group: 64 542 штук - 10% рынка; 4. BYD: 46 554 штук - 7% рынка; 5. Hyundai Motor Group (Hyundai, Kia): 43 689 штук - 7% рынка.

Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в мире

По данным издания Bloomberg NEF, количество общественных зарядных станций для электромобилей в мире в 2020 году составило более 1 млн штук. Более половины зарядных устройств (566,0 тыс. шт.) находится в Китае, остальные количество приходится на Европу (табл. 1) и Северную Америку.

Таблица 1

Количество зарядных станций в странах Европы, 2020 год

Страна Количество зарядных станций, ед. Страна Количество зарядных станций, ед.

Нидерланды 43 730 Португалия 2895

Германия 32 704 Дания 2655

Франция 29 538 Ирландия 1036

Великобритания 24 445 Люксембург 949

Норвегия 12 337 Финляндия 940

Испания 7998 Польша 849

Бельгия 5828 Венгрия 679

Швейцария 5765 Чехия 621

Швеция 5061 Словакия 519

Италия 4295 Румыния 379

Австрия 4172 Греция 51

Составлено автором.

Компания «Tesla» первой стала развивать сеть станций быстрой подзарядки. Сейчас ее пункты «Supercharger есть по всему миру, в общей сложности это 1389 станций, способных обслужить 11 583 автомобилей. При этом не все станции подойдут другим маркам автомобилей: кому-то может потребоваться переходник, а кто-то просто не сможет принять тот объем электричества, которые готовы передать зарядки «Tesla».

1 Главные плюсы и минусы электромобилей. - С. 5. - https://ecotachka.com/novosti/glavnyie-plyusyi-i-minusyi-elektromobiley/

2 Сколько стоит зарядить электромобиль на заправке. - С. 27. - https://elmobil.ru/сколько-стоит-зарядить-электромобиль /

27 августа 2020 года Комиссия по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии одобрила программу строительства крупнейшей в США сети зарядных станций для электромобилей. В рамках программы планируется построить более 40 тысяч зарядных станций в течение 4 лет, для выполнения этой задачи из бюджета будет выделено 436 млн долларов. Проект будет реализован сетевой компанией «Southern California Edison». К концу 2030 года власти Калифорнии планируют выход на дороги штата 5 млн электромобилей. К концу 2025 года в штате должно насчитываться свыше 250 тыс. электрозарядных станций.

Консорциумы «BMW», «Porsche», «Siemens» в сотрудничестве с компанией, специализирующейся на зарядных устройствах для автомобилей «Allego GmbH» и «Phoenix Contact E-Mobility GmbH», разработали сверхмощную зарядную станцию «FastCharge», на которой в течение 3 минут автомобиль получает энергию, достаточную для того, чтобы проехать 100 километров. Мощность прототипа составляет 450 кВт, что значительно превосходит возможности «Supercharger» мощностью 250 кВт. Разработчики утверждают, что зарядить аккумулятор электрокара до 80 процентов «FastCharge» способна за 15 минут, что в два раза быстрее, чем аналогичный показатель у «Supercharger». Еще один «плюс» зарядки состоит в том, что она автоматически подстраивается под возможности принятия электричества любой моделью автомобиля, а мощности хватает для того, чтобы заряжать сразу несколько электрокаров, однако, есть и недостатки: в провода интегрируется инновационная система охлаждения, что скажется на стоимости зарядки, а большинство электромобилей пока просто не способны принять такую мощность, что признано разработчиками.

В конце марта 2020 года компания «Siemens» представила первую в Великобритании улицу, длиной более полумили, где теперь можно зарядить электромобиль от каждого работающего фонаря. Всего на улицах Лондона компания «Siemens» установила более 1300 таких точек зарядки, из них 294 установлены в центре города на уличных фонарях.

Израильская компания «Electreon Wireless» в июне 2020 года анонсировала начало установки электрических зарядных катушек на автомагистрали в Тель-Авиве, в результате дорога будет заряжать электромобили на ходу, первый такой участок дороги будет иметь длину 1,9 км. «Electreon» также продвигает свой проект в Швеции и планирует установить катушки на 2,5 км дороги на острове Готланд. На электрифицированной дороге будет организован трансфер до аэропорта, предоставляемый автобусной компанией «Dan». Компания размещает медные катушки, которые передают энергию по беспроводной сети к приемнику, установленному под проезжающими электромобилями, энергия подается на улицу от электросети с помощью инверторов, установленных на обочине дороги. «Electreon» планирует оборудовать, в первую очередь, городские автобусные маршруты. Ожидается, что стоимость проекта Electreon в Швеции составит 12 млн долларов. При успешном окончании испытаний Швеция может заключить контракт на прокладку более тысячи миль электрифицированных скоростных магистралей1.

Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в Российской Федерации

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» на 1 января 2021 года на территории России было зарегистрировано 10836 электромобилей, при этом более 50% электромобилей числятся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, наименее популярны электрокары на Северном Кавказе (143 автомобиля) и в Северо-Западном Федеральном округе (319 автомобилей)2.

Самый популярный электромобиль с пробегом в России- Nissan Leaf, на его долю приходится 94% от всего объема перепродаж2370 штук, остальные бренды (Tesla, Mitsubishi, Jaguar, BMW, LADA, Renault и Hyundai) едва преодолевают порог в 2% (до 50 единиц).

Самый популярный регион по количеству зарегистрированных электромобилей - Приморье: за первые 7 месяцев 2020 года здесь было приобретено 289 автомобилей, в Иркутской области - 285, в Хабаровском крае - 166. По итогу 2020 года перепроданных электрокаров в Краснодарском крае и Новосибирской области - 165 и 139 соответственно, в Москве объем рынка электромобилей с пробегом составил 90 штук, при этом Москва является лидером по продажам новых электромобилей премиального класса: Jaguar I-PACE, Mercedes-Benz EQC.

В России разработками серийного выпуска электромобилей занимаются ПАО «КАМАЗ» совместно с ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (электромобиль - Кама-1), ООО «ЗЕТТА» (г. Тольятти) выпускает электромобиль Zetta. ПАО «ГАЗ» в 2020 году презентовало первые экземпляры электрической «Газели» (GAZelle e-NN). В 2023 году планируется запуск сборки электромобилей KIA и Hyundai в г. Калининграде на базе ООО «АВТОДОР Холдинг».

Создание и расширение сети электрозаправок с учетом реализации Комплексного плана мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта входит в число приоритетных направлений деятельности ПАО «Россети». Компания ПАО «Россети» последовательно реализует собственную Всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры с целью создания условий для внедрения автономного общественного и частного электротранспорта (далее - Программа).

На текущий момент реализуются три этапа Программы, включающие в том числе разработку базовых технологических решений и осуществление пилотных проектов. На первом этапе ПАО «Россети» планирует охватить сетью зарядных станций для электромобилей крупные города с населением более 1 млн человек; на втором этапе сеть появится в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей; на третьем этапе, к 2024 году, в России планируется уста-

1 Единые требования разработают в РФ для электрозаправок. - С. 2. - http://www.ko1esa.ru/news/k-zaryadnym-stantsiyam-Шуа-е1екготоЫ1е]-у-г1-жгаЬо1ауи-е11туе-1геЬоуатуа

2 Глава Минприроды предложил ввести для владельцев электромобилей бесплатные парковки. - С. 36. - https://www.vedo mosti. ru/economics/news/2017/12/06/744327/g1ava-minprirodi-pred1ozhi1vvesti-d1ya-v1ade1tsev-e1ektromobi1ei-besp1atnie-parkovki

новить 1000 электрозаправочных станций в рамках программы «30/30», в 30 крупных городах страны и на 30 наиболее используемых автомагистралях, в том числе ведущих к местам отдыха.

Создание сети электрозаправочных станций в г. Санкт-Петербург - часть всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, которую реализует ПАО «Ленэнерго» (входит в группу «Россети»). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области данный проект является пилотным, им предусмотрено, что места установки электрозаправок распределены таким образом, чтобы охватить магистрали, наиболее оживленные дороги, подъезды к кольцевой автомобильной дороге и Западному скоростному диаметру, в расширенный перечень предполагаемых мест установки электрозаправок входят 63 адреса.

Правительство г. Москвы заключило контракт с ПАО «КАМАЗ» на поставку 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций к ним. В 2020 году Москва была лидером в Европе по количеству электробусов на городских маршрутах - 281 электробус, в планах города к 2030 году полностью заменить дизельный транспорт электробусами. С 2024 года Москва будет покупать только электрический транспорт, чтобы отказаться от дизеля. В ближайшие пять лет будут закуплены около шести тысяч автобусов, трамваев и электробусов1.

В Челябинской области утверждена Региональная программа по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями, в рамках реализации указанной программы в 2021-2030 годах планируется установить 148 зарядных станций для электромобилей в районах города и области в целом.

В рамках реализации Плана мероприятий по реализации программы «Оснащение зарядными колонками (станциями) автозаправочных станций для транспортных средств с электродвигателями» на 2020-2022 годы в Краснодарском крае планируется ввод в эксплуатацию 35 зарядных станций. Общее количество станций по окончанию реализации мероприятий плана должно составить 67 зарядных станций (с учетом построенных до 2020 года). Всего на начало 2021 года в России было установлено 250 электрических заправок для электромобилей2.

Меры поддержки электротранспорта и зарядной инфраструктуры в мире и России

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей «European Automobile Manufacturers Association» в 2020 году субсидии и прочие варианты поощрения на покупку электромобилей в европейских странах достигали 10 тыс. евро3 [5, с.3]. Информация приведена в табл. 2.

Таблица 2

Информация о льготах на покупку электромобилей в странах Европы

№ Страна Доля рынка электромобилей в стране, % Поощрения на покупку электромобилей

1 Норвегия 54,3 Отсутствие налога на импорт, налога на продажи (экономия минимум 25 процентов), регистрационного и ежегодного дорожного сборов, бесплатная парковка, 50 процентов скидки на паромах для электромобиля, бесплатный проезд по платным дорогам и полосам общественного транспорта

2 Финляндия 26 Субсидия 2000 евро для машин ценой до 50 тыс. евро и столько же за утилизацию старой машины, которую не продать. Экологический налог по минимальному тарифу (5 %)

3 Дания 9 Минимальный ежегодный транспортный налог и дотация в 5000 крон (670 евро) на парковку в год. Владельцы электромобилей весом до 2000 кг освобождаются от сбора при регистрации. Бесплатная парковка в столице страны - Копенгагене

4 Швеция 8 До 60000 шведских крон за электромобиль и 10 000 шведских крон за подключаемые гибридные автомобили, выделяющие в атмосферу менее 60 граммов углекислого газа на 1 километр

5 Велико британия 2,5 Субсидия в размере 35 процентов от покупки электрокара (до 3500 фунтов стерлингов)

6 Австрия 2,5 До 3000 евро на новые автомобили, работающие на электрических аккумуляторах

7 Франция 2,1 Система «дисконт-премия» до 6 000 евро на гибридные автомобили, выделяющие менее 20 граммов углекислого газа на 1 километр, до 5 000 евро на покупку поддержанной батареи и гибридных автомобилей

8 Германия 2 До 4000 евро на электрокары и до 3 000евро на гибридные авто

9 Ирландия 1,6 Субсидия до 5000 евро на электрокары и гибридные авто

10 Испания 0,9 До 5500 евро на электрокары, до 6 000 евро на фургоны, до 15000 евро на тяжелогрузы

11 Италия 0,5 Работает система «дисконт-премия» - максимум 6 000 евро на гибридные автомобили с выбросом до 20 граммов углекислого газа

12 Румыния 0,5 Субсидии до 10000 евро на покупку электромобиля

Составлено автором.

В США с 2010 года на федеральном уровне существует налоговый вычет на покупку нового электромобиля в размере 7500 долларов. В дополнение к этому 11 штатов ввели собственные субсидии на покупку электромобилей. Размер компенсационных выплат варьирует от 1000 долларов (Юта) до 6000 долларов (Колорадо).

1 Собянин принял постановление о переходе на электробусы в Москве с 2021 года // «РИА Новости». 08.08.2017. - https://ria. ru/society/20170808/1499970378.html

2 Динамика парка электромобилей в России и в мире. - С. 2. - https://www.autostat.ru/infographics/27860

3 Тимерханов А. Парк электромобилей в РФ. - С. 3. - https://www.autostat.ru/infographics/33456/

В США транспортный налог включен в стоимость топлива, поэтому владельцы электромобилей естественным образом от него освобождены. В Неваде и на Гавайях парковки для электромобилей полностью бесплатны на всей территории штатов, в 19 муниципалитетах установлены льготные тарифы на электроэнергию для владельцев электромобилей. Как правило, они действуют в ночные часы1.

На владельцев электромобилей в Китае не распространяются различные запреты на регистрацию и езду в определенные днитакая практика распространена в отношении авто с двигателями внутреннего сгорания в крупных мегаполисах. На приобретение электромобилей действуют скидки по государственным программам. Так, на приобретение электромобиля с запасом хода более 400 км скидка составит 3300 евро, от 250 до 400 км - 2400 евро, менее 250 км -скидка отсутствует .

15 декабря 2020 года Министерство окружающей среды Японии приняло решение временно увеличить размер субсидии на покупку электромобилей. Максимальная сумма составляет 800 тыс. йен за автомобиль при условии, что вся электроэнергия в доме или офисе покупателя будет получена из возобновляемых источников энергии. Право на получение субсидии будут иметь частные лица, небольшие компании и муниципалитеты, желающие приобрести электромобили [там же].

Правительство Австралии летом 2020 года одобрило новый проект, который обязывает выплачивать деньги владельцам электромобилей, которые заряжаются от национальной электросети, взамен транспортные средства позволят оператору осуществлять работу на полную мощность, что снизит риск производства «лишней» электроэнергии. Кроме того, проект разрешит использовать электромобили в качестве аккумулятора для городов в случае внештатной ситуации [там же].

Правительство Германии в июне 2020 года анонсировало новую поддерживающую меру для перехода общества на электрические автомобили, в ближайшее время наличие электрозарядного устройства станет обязательным для каждой бензиновой АЗС [там же].

В 2020 году на территории ОАЭ было реализовано 8,5 тыс. электромобилей и гибридов, схожие показатели продемонстрировала и Саудовская Аравия. При этом цена на углеводородное топливо в указанных странах традиционно находится на низком уровне, цена на электроэнергию в этих странах еще ниже: 1 км пути на электромобиле обходится почти в 9 раз дешевле, чем на бензиновом эквиваленте, к тому же, эти страны усиленно развивает сопутствующую инфраструктуру, другими мерами по поддержке владельцев электромобилей являются свободный доступ на платные дороги, скидки на ежегодную регистрацию транспортного средства, бесплатная парковка [там же].

В России в рамках реализации государственной программы льготного автокредитования предоставляется скидка до 25% на покупку экологически чистой машины в любом регионе страны. С 2020 года с электромобилей не взимается оплата права пользования городскими платными парковками городов Москвы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Рязани, Воронежа, Твери, Ставрополя, Тулы.

Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в Республике Татарстан

По состоянию на 1 января 2021 года Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Татарстан зарегистрировано 80 транспортных средств, оснащенных электродвигателем.

На территории Республики Татарстан в 2021 году 63 зарядных станции для транспортных средств с электродвигателями, в том числе, в г. Казани, г. Набережные Челны, г. Иннополис, Алькеевском, Алексеевском, Альметьевском, Апастовском, Буинском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском, Пестречинском, Спасском, Чистопольском муниципальных районах.

Текущее месторасположение зарядных станций, их мощность, виды разъемов для зарядки, время работы, стоимость зарядки и отзывы автомобилистов можно узнать с помощью общероссийской интерактивной карты «P1ugShare: карта зарядных станций электромобилей и ТеБ^), при помощи которой также можно построить маршрут из пункта «А» в пункт «В» с учетом имеющихся зарядных станций. Зарегистрированные пользователи могут добавлять на карту новые зарядные станции, которые они обнаружили, и краткую их характеристику.

Наибольшее количество станций, имеющих посты для зарядки электромобилей, принадлежит ПАО «Татнефть». Всего в республике насчитывается 8 АЗС компании, оборудованных зарядными станциями на 50 кВт для электромобилей, в том числе 2 автозаправочных станций в г. Казани. Компания планирует дальнейшую установку зарядных станций на принадлежащих ей АЗС.

Согласно информации ИКМО г. Казани в Республике Татарстан на муниципальной парковке «Казанский паркинг» предоставляются льготы в виде бесплатного размещения электромобилей на любых парковочных местах, за исключением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. В целях реализации данного права ИКМО г. Казани ведется реестр парковочных разрешений электромобилей.

В 2021 году АО «Сетевая компания» начала установку зарядных станций на объектах компании по всей территории республики для собственных нужд и оказания услуг сторонним потребителям. Программой в ближайшей перспективе предусмотрена реконструкция трансформаторных подстанций и распределительных пунктов на территории Республики Татарстан с последующей установкой электрозарядных станций. Кроме того, АО «Сетевая компания» планирует в ближайшей перспективе начать планомерный перевод собственного транспорта на электромобили.

1 Зиннуров Г. Дорого и сложно: почему в России не будет тотального перехода на электромобили. - http://tass.ru/ekonomika/ 4467941

2 Главные плюсы и минусы электромобилей. - https://ecotachka.com/novosti/g1avnyie-p1yusyi-i-minusyi-e1ektromobi1ey/

Зарядные станции для электромобилей будут устанавливаться на объектах АО «Сетевая компания» как для собственных нужд компании, так и общего пользования. Места расположения зарядных станций выбирались с учетом возможности организации доступа для третьих лиц, трафика электротранспорта, количества и времени зарядок электротранспорта, наличия устойчивого сигнала мобильной связи в формате GSM, наличие парковочного места.

На территории Республики Татарстан основным производителем электромобилей является ПАО «КАМАЗ». Согласно информации Минпрома Республики Татарстан планируется нарастить объемы выпуска электробусов до 1500 единиц к 2026 году и начать выпуск электромобилей, легкового и грузового транспорта с электродвигателями, все модели будут оснащены разъемом CCSType2 и мощностью электродвигателя от 10 до 600 кВт.

В настоящее время ПАО «КАМАЗ» заключен контракт на поставку электробусов в г. Москву. В ближайшей перспективе компания планирует заключить аналогичные соглашения с г. Казанью, г. Екатеринбургом, г. Сочи и г. Калининградом.

Таблица 3

Объем выпуска транспортных средств с электродвигателями ПАО«КАМАЗ»

Тип транспортного средства 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г.

Электромобили - - - - 5000 20 000 40 000

Электробусы 200 350 500 800 6200 21 900 43 100

Легковой электротранспорт - - - - 150 500 1200

Тяжелые грузовики - - - - 50 200 400

Составлено автором по информации Минпрома РТ.

Таблица 4

Технические характеристики транспортных средств с электродвигателями

Тип транспортного средства Запас хода, км Стандарт разъема Мощность заряда, кВт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электромобили 400-500 CCS Type 2 (Mode 4) 10-50

Электробусы 50-250 Пантограф, CCS Type 2 (Mode 4) 125,300

Легковой электротранспорт 250-350 CCS Type 2 (Mode 4) 22-100

Тяжелые грузовики 250-450 Токоприемник, CCS Type 2 (Mode 4) 50-600

Составлено автором.

С целью содействия развитию электрического, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры на территории Республики Татарстан создана АНО по развитию инфраструктуры для электроавтомобилей «РеСтарт» (далее -АНО «РеСтарт»), которое проводит технические консультации и просветительскую работу с целью популяризации экологичного вида транспорта в республике, является членом Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры г. Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» урегулирован порядок размещения зарядных станций (терминалов) для электротранспорта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Производство зарядных станций для электромобилей реализуется республиканскими компаниями: ООО «Про-мэнерго» и общество с ООО «Управляющая компания «Энергоразвитие» на базе ООО «Зеленодольский электротехнический завод».

ООО «Промэнерго» в 2020 году реализован пилотный проект - зарядная станция мощностью 82кВт и электромобиль с емкостью аккумулятора 33 кВтч, 120 км пробега до следующей зарядки на базе ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет».

Основные типы зарядных станций, изготавливаемых обществом с ограниченной ответственностью «Промэнер-го», представлены в табл. 5.

Таблица 5

Типы зарядных станций, производимых ООО «Промэнерго»

№ Тип ЭЗС Мощность зарядки, кВт Время зарядки, ч Используемые разъемы Выпуск, штук/год

1 Зарядная станция Б-ргош 22 кВт 22 (АС) 5-8 Type 1 или Type 2 до 1000

2 Зарядная станция Б-ргош 82 кВт 22 (АС), 60 (DC) 5-8 (АС) от 0,5 (DC) Type 1 или Type 2(АС), CCS Combo2 и CHAdeMO (DC) до 100

3 Зарядная станция Б-ргош 142 кВт 22 (АС), 120 (DC) 5-8 (АС) от 0,5 (DC) Type 1 или Type 2(АС), CCS Combo2 и CHAdeMO (DC) до 100

Составлено автором.

ООО «Управляющая компания Энергоразвитие» организована работа по производству зарядных станций для электромобилей на базе ООО «Зеленодольский электротехнический завод». Основные типы зарядных станций, изготавливаемых ООО «Зеленодольский электротехнический завод», представлены в табл. 6.

Таблица 6

Типы зарядных станций, производимых ООО «Зеленодольский электротехнический завод»

№ Тип ЭЗС Мощность зарядки, кВт Время зарядки,ч Используемые разъемы Выпуск, штук/год

1 Relevant One 7 кВт 7 8-30 часов Type 1 (J1772) 900

2 Relevant One 22 кВт 22 4-8 часов Type 2 (Mennekes) 900

3 Relevant Duo 40-80 20-90 минут Type 1 (J1772), Type2 (Mennekes), CHAdeMO, CCS Combo2 500

4 Relevant Max 80-140 20-50 минут Type 1 (J1772), Type2 (Mennekes), CHAdeMO, CCS Combo2 300

Составлено автором.

Казанский государственный энергетический университет вошел в проект создания инфраструктуры зарядных станций для электромобилей с целью обеспечения научного сопровождения и совершенствования технологии. Совместно с ООО «Производственное объединение Зарница» инициирован проект по организации высокотехнологичного производства мобильных установок заряда электротранспорта высокой мощностью с интегрированной системой накопления электроэнергии (МУЗА). Срок реализации проекта: 2021-2023 годы. Проект направлен на организацию высокотехнологичного производства «линейки» мобильных установок заряда электротранспорта высокой мощностью с интегрированной системой накопления электроэнергии в соответствии с потребностями заказчиков.

Согласно информации Минпрома Республики Татарстан спрос на электромобили будет расти. Информация о прогнозируемых планах компании ООО «Управляющая компания ТрансТехСервис» по продажам электромобилей в Республике Татарстан в ближайшей и среднесрочной перспективе представлена в табл. 7.

Таблица 7

Модель электромобиля Средняя стоимость, рублей Планируемый объем продаж в Республике Татарстан, штук

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

1 2 3 4 5 6 7

MINI F56 BEV 3 600 000 0 3 6 8 Нет прогнозов

Audi e-tron S 6 500 000 2 10 12 15 17

Jaguar IP 8 500 000 4 15 16 20 25

Macan Electric 8 500 000 25 30 30

BMW iX 9 200 000 0 20 25 30 Нет прогнозов

Taycan Turbo 11 000 000 4 8 10 12

Составлено автором по информации Минпрома РТ

Распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 2290-р утверждены Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ (далее - Концепция) и План мероприятий по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ.

Концепцией предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование затрат на создание зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта в регионах, включенных в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных, для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 3835-р. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ будут выделяться на возмещение затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта.

Автор считает, что в настоящий момент необходима разработка государственной программы «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в Республике Татарстан» с обязательным прогнозированием такого фактора, как количество планируемых к установке зарядных станций для электромобилей на территории Республики Татарстан на планируемый период и мест для их размещения с учетом действующих нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.