CONCORDE, 2015, N 5
О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЩЕМИРОВОЙ ИДЕОЛОГИИ МОГУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Александр А. Кононов
кандидат технических наук по специальности "Управление в социальных и экономических системах", ведущий научный сотрудник лаборатории “Информатизация и информационная безопасность”.
Институт системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” Российской академии наук [email protected]
В статье делается попытка обосновать необходимость поддержки развития и распространения общемировой идеологии могущества человеческой цивилизации. При этом под «могуществом» понимается способность человечества парировать все бесконечное множество опасностей и вызовов, которое угрожает его существованию. Показаны истоки и основания этой идеологии в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, в «Теории фундаментальной цивилизационной безопасности», в «Общей теории неуничтожимости и могущества человечества».
Ключевые слова: Философия общего дела, Н.Ф. Федоров, Фундаментальная
цивилизационная безопасность, проблема спасения человечества, Общая теория неуничтожимости и могущества человечества.
I
Сегодня можно наблюдать озабоченность мирового сообщества и, в частности, множества меценатов, жертвующих на решение общемировых проблем большие средства, желание решать, как им кажется, наиболее актуальные проблемы человечества. Но о какой бы проблеме не шла речь, пусть даже это будет, возможно, самая глубоко осознанная и уже даже как-то решаемая проблема потепления климата, любая из них - это всего лишь капля в море угроз, рисков и вызовов, которые нависли над человеческой цивилизацией и ежедневно, ежеминутно и ежесекундно уносят множество человеческих жизней, разрушают создания человеческих рук, но что еще более ужасно, несмотря на существование этого бесчисленного множества угроз катастрофически нестабильных сред, в которых существует человечество, сами люди умножают угрозы уничтожения друг друга. Ежедневно в среднем более четырех тысяч человек (в год - примерно 1,6 млн. человек) гибнет в самоистребительных процессах.
Это ли не абсурд, когда человечество фактически ежедневно приносит дань человеческими жизнями стихиям, которые в конце концов могут уничтожить и всю нашу цивилизацию, то есть когда фактически перед цивилизацией стоит бесчисленное число задач по наращиванию потенциалов ее спасения, она растрачивает свои силы на самоистребление, и сама убивает тех, кто мог бы внести вклад в ее спасение.
Сегодня большинство угроз, рисков и вызовов человечеству принято замалчивать - это типичная для лиц, отвечающих за безопасность, стратегия: не знаете, как в сложившихся обстоятельствах парировать угрозы - игнорируйте их, акцентируйте внимание на тех угрозах, с которыми знаете, что делать. Вот почему во многих сферах, связанных с безопасностью, очень часто царит атмосфера «святой лжи» - все знают, что в рамках выделенных бюджетов все угрозы парировать невозможно, и говорят только о тех угрозах, парование которых возможно, или может принести какую-то выгоду.
17
CONCORDE, 2015, N 5
Но если на уровне отдельных организаций такая стратегия может быть как-то оправдана - зачем лишний раз раскрывать свою уязвимость, - то на общецивилизационном уровне она представляется абсолютно иррациональной, и прежде всего потому, что лишает человеческую цивилизацию важнейших для ее судьбы смыслов прогрессивного развития, подрывая тем самым ее способности защищаться от идеологий деградации и самоистребления.
От консерваторов, защищающих статус-кво, при котором существующие образовательные системы никак не готовят новые поколения человечества к решению задач его спасения, можно слышать такие аргументы, что официальное признание бесконечной уязвимости человечества приведет к росту апокалиптических настроений, эсхатологических теорий, расцвету сектантства. Да, такое возможно, но только если наращивание понимания хрупкости положения человеческой цивилизации не будет сопровождаться разъяснением того, что же следует предпринять, чтобы увеличить шансы человечества избежать реализации бесчисленных сценариев всевозможных апокалипсисов. Собственно, для этого и разрабатывается большая глубоко структурированная теория фундаментальной цивилизационной безопасности - «Общая терия неуничтожимости и могущества человечества» (ОТНМ), на сегодняшний день включающая в себя 21 теорию, разбирающаяся со всеми механизмами, формирующими наши способности не стать жертвами катастрофически нестабильных сред, в которых мы существуем, изучающая, что формирует наши уязвимости и разъясняющая те спасительные роли в судьбе цивилизации, которые каждый человек может сыграть, занимаясь практически любой созидательной деятельностью [Кононов, 2015: с. 30]. Фактически, для каждого, знакомящегося с этой теорией, появляется еще один смысл жизни -внесение своего вклада в неуничтожимость, могущество и спасение человеческой цивилизации, перед лицом бесчисленных угроз ее уничтожения. Но, самое главное, такое новое мировоззрение делает еще более очевидным пагубность человеческой розни, войн, накапливания потенциалов самоуничтожения.
Сегодня же изначально формируемая всеми нашими образовательными системами картина мироздания далека от реалий. Она формирует ложные представления о мире, в котором мы живем, ничего не говорит о бесчисленности угроз и необходимости решения задач спасения этого мира, о том вкладе, который каждый может внести в дело спасения.
На сегодняшний день разработан каркас и основные положения ОТНМ, развитие и распространение которой могло бы раскрыть глаза на все множество задач спасения человечества, и на тот вклад, который может внести каждый человек в их решение. Бесспорно, хотя ОТНМ, возможно, и не является всеохватывающей истиной в последней инстанции, но она позволяет избавиться от множества губящих цивилизацию и принуждающих ее к самоистреблению иллюзий, сформулировать новые дискурсы и критериальные основы развития человечества в русле решения им спасительных для него задач.
На основе ОТНМ зарождается и новая, возможно самая мощная по своей истинности, глубине и значению для судьбы человечества «идеология могущества человеческой цивилизации», или «цивилионизм». При этом под «могуществом» понимается, способность справляться с любыми вызовами и угрозами нашей цивилизации. Такого рода идеология должна, в частности, позволить, например, через конструктивные дискуссии, снять разрушительные составляющие в других, существующих на сегодняшний день идеологиях, в том числе, религиозных. И наоборот, усилить конструктивные, спасительные, составляющие в них.
Эта идеология может стать основой движений и партий нового типа - «Партий могущества человеческой цивилизации - цивилионистов», которые смогут на национальных уровнях бороться за внедрение критериальных основ оценки влияния принимаемых в отдельных странах решений на судьбу и могущество человеческой цивилизации в целом.
Теперь хотелось бы подробнее разъяснить эту позицию. Дело в том, что ОТНМ возникла не на голом месте. Еще в конце позапрошлого и начале прошлого века российским философом-космистом Н.Ф. Федоровым была глубоко осознана необходимость решения задач
18
CONCORDE, 2015, N 5
спасения цивилизации. Им была разработана «Философия общего дела». И если бы она тогда была так же щедро поддержана обществом и меценатами, как сегодня поддерживаются некоторые идеи борьбы с климатическими изменениями, то шансы на то, что миру удалось избежать кошмаров Первой и Второй мировых войн, резко бы возросли, и, возможно, сегодня человечество уже колонизировало бы несколько планет Солнечной системы и преодолело одну из фундаментальнейших своих уязвимостей - абсолютную зависимость от судьбы условий жизни в своей «колыбели» (используя выражение последователя Н.Ф. Федорова, выдающегося ученого, К.Э. Циолковского) - на планете Земля. А Земля начала бы избавляться от промышленных производств, которые бы постепенно переносились на другие планеты, астероиды и космические станции, и, в конечном счете, стала бы использоваться, главным образом, как прекрасная цветущая рекреационная зона, для осваивающего Космос человечества.
Вот почему так важна поддержка развития ОТНМ, и распространения идеологии могущества человеческой цивилизации в современном мире.
Сегодня много говорится, что элита общества, задумываясь о возможных глобальных катастрофах, предпочитает затрачивать усилия и ресурсы на создание убежищ для себя, вместо того, что бы приложить минимальные усилия для формирования цивилизационноответственного мировоззрения новых поколений человечества. Но надежды на то, что кого-то в случае глобальных катаклизмов спасут какие-то бункеры или ковчеги, могут обернуться лишь шансами спасшихся на продление мучительной агонии, на «возмездие кармы», когда живые станут завидовать тем, кто уже «отмучился» и погиб. Любые высокие технологии, на которых создаются «убежища» для элиты, могут поддерживаться лишь всем могуществом человеческой цивилизации, без которой они превратятся в ловушки деградации, смерти, окончательного вымирания человечества.
Так что реальный выход - это делать все, чтобы не допустить апокалипсиса, увлечь мир решением задач его спасительного прогресса, неуничтожимости и наращивания могущества человеческой цивилизацией.
II
Во второй части статьи хотелось бы подробнее осветить связь ОТНМ с «Философией общего дела», чтобы читатель мог задуматься, а не станет ли повторение судьбы федоровского учения «Общей теории неуничтожимости и могущества человечества», если развитие и распространение последней также не будет поддержано, как не была поддержана философия Н.Ф. Федорова, столь же роковым для всей человеческой цивилизации, как это было в прошлом веке, обрекшем на уничтожение в войнах сотни миллионов человек.
«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова стала, по сути, краеугольным камнем в основании нового научного направления - «Фундаментальной цивилизационной безопасности». Главная проблематика этого направления может быть сформулирована так -поиск путей спасения человечества перед лицом бесчисленных угроз его уничтожения.
Рассмотрим, как основные идеи Н.Ф. Федорова нашли свое развитие в «Теории фундаментальной цивилизационной безопасности» на сегодняшний день, представленной «Общей теорией неуничтожимости и могущества человечества».
ОТНМ включает в себя в общей сложности 21 теорию, каждая из которых развивает какие-то мысли и идеи Н.Ф. Федорова.
На рисунке 1 показаны структурные взаимосвязи теорий, образующих ОТНМ. Теории, находящиеся на более низких структурных уровнях, призваны обеспечить более глубокое и тщательное изучение наиболее важных аспектов тех теорий, которые их включают в себя.
19
CONCORDE, 2015, N 5
Рис. 1. «Общая теория неуничтожимости и могущества человечества» и ее связь с «Философией общего дела» Н.Ф. Федорова
20
CONCORDE, 2015, N 5
В «Теории катастрофически нестабильных сред» вводится понятие такого рода сред, обобщаются и систематизируются факты, доказывающие именно такой характер сред, в которых существует человечество и каждый человек, показывается, почему так актуальны задачи спасения.
Под катастрофически нестабильными средами понимаются среды, в которых люди обитают, и в которых могут происходить, возможно, непредсказуемые, неподконтрольные зависящим от них людям, изменения, которые, в свою очередь, могут иметь для этих людей катастрофические последствия, по Н.Ф. Федорову: «ибо в мире действительно слепая сила (по сознанию верующих «мир во зле лежит»)» [Федоров, 1995a: с. 194].
В качестве примера катастрофически нестабильных сред могут быть приведены: мозг и тело человека, как носители человеческого сознания и человеческой личности; природная, социальная и национальная среды существования людей; планета Земля; Солнечная система; Галактика Млечный путь; Вселенная.
«Но кроме своего медленно, постепенно наступающего конца мы не можем быть уверенными, что Землю, эту песчинку Вселенной, не постигнет какая-либо внезапная катастрофа... (А между тем Земля, быть может, единственная носительница спасения мира, а прочие миллионы миров только неудачные попытки природы.)» [Федоров, 1995a: с. 197].
Следовательно, необходимо спасение Вселенной от разлившегося в ней зла, и главной силой спасения Федоров называет человечество: "Существо, признающее в борьбе зло, призвано, очевидно, сделать мир новым небом и новою землею, управляемыми разумом и любовию. Человечество призвано быть орудием Божиим в этом святом деле" [Федоров, 1995b: с. 362].
Именно поэтому в ОТНМ определено множество задач, которые предлагается называть задачами конкурентоспособности (термин «конкуренция» берет свое начало от латинского слова concurrere - «сталкиваться», «принимать вызов»), понимаемой как способность принимать вызов, конкурировать с любыми разрушительными силами и не стать жертвой катастрофических изменений и обстоятельств, когда какие-то деструктивные силы могут стать реальной угрозой. Именно эти задачи рассматриваются в рамках «Общей теории конкурентоспособности человечества». Федоров был уверен, что с помощью науки люди смогут победить разрушительные силы природы, научатся контролировать ключевые компоненты мироздания [Федоров, 1995a: с. 421].
Федоров был первым, кто определил для человечества сверхзадачи (борьбу с рознью и «небратством», воскрешение предков, расселение в Космосе), решение которых позволит спастись человечеству и каждому человеку. Направление, связанное с исследованием сверхзадач, которые должны решаться человечеством во имя его спасения, развивается в ОТНМ в «Теории цивилизационных сверхзадач».
Анализ показывает, что во многом конкурентоспособность человечества определяется конкурентоспособностью и могуществом наций. Изучению этой проблемы посвящена «Теория конкурентоспособности и могущества наций», которая во многом строится на развитии идей Н.Ф. Федорова о необходимости преодоления «небратства», эгоизма отдельных личностей и раскола общества на сословия.
Но среди всех наций можно выделить те, которые должны брать на себя особую ответственность за конкурентоспособность и могущество человечества. Это большие, полиэтнические, богатые ресурсами нации, имеющие возможность развивать фундаментальную науку даже по самым ресурсоемким направлениям, и решать высокотехнологические сверхзадачи прогресса человечества. Для обозначения таких наций предложен термин «супернации». В качестве очевидных примеров супернаций могут быть названы народы России, США, Китая, Индии и Евросоюза. Роль и задачи супернаций в спасении человечества - предмет изучения «Теории супернаций».
Чрезвычайно важным, с точки зрения обеспечения прогресса конкурентоспособности человечества, представляется необходимость переосмысления сути понятия «безопасность»
21
CONCORDE, 2015, N 5
практически во всех сферах применения этого понятия. Понятие «безопасность» предполагает состояние «без опасностей», в котором все возможные опасности - угрозы и риски парированы и устранены. Возможно ли такое состояние в принципе и, если «да», то какой ценой оно может быть достигнуто, или это лишь идеал, цель, к которой можно стремиться?
В реальной жизни понятие «безопасности» всегда относительно. Говоря о безопасности мы, как правило, говорим об узком круге наиболее очевидных для нас угроз и защищенности именно от них. Если мы защищены от этих очевидных для нас угроз, то предполагается, что мы как раз и достигаем этого самого состояния «безопасности». Хотя реалистичный взгляд на такую оценку безопасности может поставить ряд вопросов о «фундаментальности» нашей безопасности:
Насколько надежно парированы известные нам угрозы?
Все ли угрозы нами учтены, или нам серьезно угрожает еще что-то?
Насколько мы защищены от возможных новых рисков и угроз - новых вызовов нашему состоянию защищенности, нашей безопасности? Способны ли мы защититься и от них?
Можем ли мы в принципе защититься от всех угроз, и что делать с теми угрозами, от которых мы защититься не можем?
Можем ли мы контролировать (оценивать и отслеживать) нашу реальную защищенность?
Вот эти вопросы и образуют каркас проблематики, которую можно назвать «фундаментальной безопасностью».
«Фундаментальность» указанной проблематики доказывается еще и ее
универсальностью. Какую бы область безопасности (промышленную, пожарную,
информационную, экономическую, финансовую, транспортную, авиационную и т.д.) мы не взяли, при детальном рассмотрении мы неизбежно сталкиваемся с этой проблематикой.
Эта проблематика в ОТНМ рассматривается в рамках «Теории фундаментальной безопасности» (ТФБ). Н.Ф. Федоров, по сути, стал первым, кто поднял вопрос о фундаментальности безопасности человечества: «Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции. Конечно, регуляция невозможна при нашей розни, но рознь потому и существует, что нет общего дела; в регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим» [Федоров, 1995a: с. 40]. По сути, «Теорию фундаментальной цивилизационной безопасности» и ТФБ связывают рекурсивные отношения, поскольку ОТНМ является прекрасной иллюстрацией проблем, решаемых с помощью ТФБ, в частности, проблем призрачности и иллюзорности безопасности человечества, и необходимости решения задач обеспечения качества, надежности, всесторонности, одним словом, фундаментальности в этой жизненно важной для всех нас области.
Однако, даже спасительный прогресс человечества несет с собой новые вызовы и угрозы. Разработкой подходов и методов решения этих проблем занимается «Теория безопасности развития». Н.Ф. Федоров указывал, что людям предстоит “не только посетить, но и населить все миры Вселенной... Сего ради и создан человек" [Федоров, 1995a: с. 401], а это, бесспорно, путь, связанный со многими опасностями и вызовами, которые должны заблаговременно изучаться и парироваться.
Изучению истоков того, что подрывает конкурентоспособность человечества и тем самым способствует тому, чтобы стать жертвой тех или иных обстоятельств может и человечество, и отдельные нации и отдельные люди, посвящена «Общая теория виктимности» (ОТВ). И основы этого направления так же были заложены Н.Ф. Федоровым. Так, он писал: «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы
22
CONCORDE, 2015, N 5
(т. е. земли), есть собственное вырождение и умирание, история как факт есть всегда взаимное истребление, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при цивилизации, причем жестокость делается только утонченно, а вместе и более зло. Такое положение ставит вопрос: должен ли человек быть истребителем себе подобных и хищником слепой природы, или же он должен быть регулятором (руководителем) последней и восстановителем жизни себе подобных, жертв своей необузданной, слепой юности, всего своего прошлого, т. е. жертв истории как факта?» [Федоров, 1995a: с. 138].
В рамках ОТВ «Теория уязвимостей человеческой природы» рассматривает наиболее сложные проблемы человеческой природы, осмысление которых должно способствовать нейтрализации их деструктивного влияния на конкурентоспособность человечества. Н.Ф. Федоров так же видел эти уязвимости и предупреждал о них: «Род человеческий, оставаясь несовершеннолетним, оставаясь в розни, не объединяясь в труде познавания слепой силы, а подчиняясь ей, естественным путем придет к вырождению и вымиранию» [Федоров, 1995a: с. 402]. Но «мы сумеем встать на такой «сверхъестественный» путь преодоления собственной несовершенной природы ... нашей природно-греховной заклиненности» [Семёнова, 1995: с.23].
«Теория пределов возможностей» призвана помочь осознать ограниченность как времени, так и сил, которых может оказаться недостаточно для решения критических проблем, особенно, если время и ресурсы растрачивать на конфликты и самоистребление (криминал, войны). Кроме того, теория призвана снизить риски манипулирования общественным сознанием путем спекуляций на неизбежных недостатках человеческой природы и социальных систем, что очень часто играло в истории человечества самую роковую и разрушительную роль. Н.Ф. Федоров осмысливал проблему пределов возможностей людей, например, в части решения задачи спасения Вселенной путем заселения всех ее миров для борьбы со злом. Для него было очевидно, что живущих людей не хватит для решения этой задачи и потребуется воскрешение всех когда-либо живших людей, если когда-нибудь появятся технологии, которые позволят это сделать.
«Теория мировоззренческой и идеологической безопасности» должна обеспечить защиту сознания людей от внедрения в него разрушительных идей и идеологий, таких, например, как идеи Эдуарда Гартмана, чьи взгляды неоднократно критиковались Н.Ф. Федоровым (например: [Федоров, 1995a: с. 86], [Федоров, 1995a: с. 127]), который «представил возникновение бытия и жизни как следствие произвола слепой и неразумной воли, которая в своем стремлении к бытию увлекла за собой светлую и разумную идею, обрекши ее на страдание в несовершенном и смертном универсуме. Появление в мире сознательных существ становится, по мысли Гартмана, началом освобождения идеи от ужаса бытия. Пройдя три стадии иллюзий (возможность счастья в условиях природного порядка, вера в загробное блаженство, научные теории прогресса), человечество в своей наиболее сознательной части примет решение покончить с собой и тем уничтожить вселенную; в результате этого акта коллективного самоубийства идея получит наконец возможность избавиться от страданий и возвратиться в небытие» [Гачева, 1995: стр.475].
«Теория критериальных рисков» призвана дать возможность понять и разработать теоретические, методологические и практические подходы и методы, которые бы обеспечивали контроль качества (полноты, адекватности, актуальности, непротиворечивости, неизбыточности) критериальных систем, определяющих нормативную базу безопасного существования и развития социальных систем, и контроль рисков, связанных с несовершенством, как систем критериев, так и социальных систем, в которых те или иные критерии не выполняются.
У Н.Ф. Федорова можно найти немало суждений, касающихся проблемы критериальных рисков, вот, для примера, одно из них: «Германский философ (И.Кант), давая критерий для определения истинно доброго дела в видах отличия от мнимо доброго, пользуется этим критерием совершенно произвольно, так что долг, безусловный по форме, по содержанию
23
CONCORDE, 2015, N 5
оказался правилом, определяющим мелочные отношения до разрешения вопроса о том, позволительно ли принимать приглашение на неумеренность, без всякого стремления к выходу из этих отношений, хотя они далеко не могут быть признаны истинно нравственными» [Федоров, 1995a: с. 110].
«Теория деструктивных смыслов» посвящена изучению роковых обстоятельств, рождающих деструктивные смыслы и принуждающих людей к разрушительным действиям, а так же таких роковых феноменов человеческой цивилизации, как алчность, манипулируемость, догматизм, доктринерство, косность, зависть, страх нового, и выработки путей их преодоления. Об интересах Н.Ф. Федорова в этой области можно судить хотя бы по следующему отрывку из работы «Обыденные церкви на Руси»: Среди «представителей вновь возникшей науки «Коллективной Психологии», западных ученых (Сигели, Барбаста, Тарда, Ферри, Нордау) распространено мнение о том, что толпа действует на отдельных единиц понижающим образом, совокупная деятельность собрания людей уподобляется психическим эпидемиям, собрание людей есть толпа, где всегда преобладают низшие инстинкты и страсти» [Федоров, 1997: с. 57].
«Общая теория цивилизационной ответственности, спасительности, спасимости и эффективности человеческих сообществ» посвящена изучению проблем стимулирования и развития всего того, что может способствовать прогрессу способности человечества спастись (спасимости). Вот как это звучит в вопросе, сформулированном Н.Ф. Федоровым: «Что лучше: изливаться ли в проклятиях войску, от чего войны нимало не уменьшатся, или же обратить войско к истинному его назначению, к делу для всех спасительному, в котором род человеческий найдет свое благословение?» [Федоров, 1995b: с. 357].
«Теория множественности путей спасения» призвана, как систематизировать все те факторы и направления деятельности, которые способствуют спасимости человечества, так и раскрыть возможности их наиболее полной реализации и стимулирования их развития. В этой связи хочется процитировать выдающегося исследователя работ Н.Ф. Федорова С.Г. Семенову:
«Россия претендует сейчас включиться в мировой регион единого типа хозяйствования и политического уклада. Потери ее пока на этом пути огромны: распад единства страны, отказ от формулированной еще Федоровым геополитической задачи умиротворения ислама, новые типы розни, межнациональной, межрегиональной, развал экономики, обнищание населения, утрата общенациональных ценностей и задач. Среди необъятной по объему работы устроения новой экономики, спасения национальных богатств, материальных и культурных, среди борений партий и интересов, установок и ориентаций нельзя забыть ту главную ценность, те сверхцели глобального, планетарного, онтологического порядка, многие из которых были поставлены Федоровым, а они-то и должны придать необходимую самобытность и устойчивость в бытии нашему национальному целому, стать нашим словом миру. «Философия общего дела» в ряду активно-христианской мысли убеждает в том, что по-настоящему «выжить» в надежной дальней перспективе для человека, для народов, для человечества — значит неуклонно восходить, и не только к новому уровню комфорта или утилизации природы (тут, кстати, и весьма скоро, наступит глухой предел на нынешних мировых путях), но и в самом своем нравственном и субстанциальном качестве, осознав свое религиозноэволюционное предназначение» [Семёнова, 1995: стр.33].
Главное утверждение «Теории спасительных смыслов» - умножение спасительных смыслов умножает шансы на спасение. И потому именно «умножение спасительных смыслов» является главной задачей этой теории. Вот что, например, писал Н.Ф. Федоров о спасительном смысле братства: «смысл братства заключается в объединении всех в общем деле обращения слепой силы природы в орудие разума всего человеческого рода» [Федоров, 1995a: с. 45].
Основные задачи «Теории спасительности созидательности» - раскрыть и усилить мессианские смыслы конструктивной стороны жизни людей и социальных образований, какой бы сферы деятельности это не касалось. У Н.Ф. Федорова находим: «Только открытие поприща для спасения жизни может освободить человечество от пороков» [Федоров, 1995a: с. 49].
24
CONCORDE, 2015, N 5
Задача «Теории спасительных ролей» определить категории ролей, которые, в повышении шансов на спасение цивилизации, своей нации, других людей, играет каждый человек, проживая свою жизнь, и помочь людям идентифицировать себя в этих категориях, тем самым способствуя индивидуальному росту мессианского самосознания каждой личности, а также и осознанию мессианского значения каждой личности другими людьми. Самый глубокий исследователь работ Н.Ф. Федорова С.Г. Семенова пишет: «Федоров рассуждал так: если мы нравственные и ответственные существа (а от имени такого человечества и выступал мыслитель), то должны говорить и действовать за себя, а не за Бога, должны осознавать свою долю участия, свой долг» [Федоров, 1995a: с. 22].
«Резурекционная (от латинского «resurrectio» - воскрешение) теория бессмертия» призвана раскрыть смыслы транспоколенческого гуманизма, цивилизационной ответственности, постановки и решения задач неуничтожимости человечества, связанные с предполагаемыми, при прогрессе цивилизации, возможностями создания технологий продления жизни, бессмертия и неуничтожимости личности, в идеале применимых даже для людей, живших задолго до появления такого рода технологий. Возможные варианты таких технологий рассматривались в статье [Кононов, 2010: с. 63]. По сути, вся эта теория, лишь конкретизация (с учетом современных научных представлений) и развитие главной федоровской идеи -воскрешения предков.
«Теория этического фильтра» строится на предположении об объективности Закона этического фильтра, утверждающего, что лишь этически развитым цивилизациям удается достичь состояния относительной неуничтожимости, как самой цивилизации, так и, возможно, каждого ее представителя. Все прочие цивилизации либо самоуничтожаются, либо уничтожаются, в виду их неспособности успеть преодолеть свою зависимость от катастрофичности сред в отведенное время между глобальными катастрофами, неизбежными в таких средах. В этой связи рассматриваются проблемы прохождения такого фильтра человечеством. Основания этой теории мы опять же находим у Н.Ф. Федорова: «детство человечества и, что всего важнее, детство всего мира, или его начало, его основа, стала вопросом о том, благое или злое начало лежит в основе всего мира? А между тем о благости этого начала, свидетельствует изумительнейшее явление: по-видимому, все зло, которое только можно было сделать относительно и природы (истощение, опустошение), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий), все было сделано человечеством,... и несмотря на это, оказывается, что это самое опустошение и истощение вынуждает людей к объединению и к обращению орудий, придуманных для взаимного истребления, в средство всеобщего спасения, возвращения жизни; т. е. орудие величайшего зла обращается в орудие высочайшего блага. Вопрос о злом или благом начале по всей справедливости может быть назван вопросом «быть или не быть», разрешаемым совокупным действием всего рода человеческого.» [Федоров, 1995a: с. 127].
Хочется надеяться, что представленная аргументация позволяет осознать основательность и историческую обусловленность идеологии могущества человеческой цивилизации, как концентрированного источника смыслов, идей и механизмов поворота человечества от самоистребления к систематическому решению задач обеспечения фундаментальной безопасности человеческой цивилизации.
Литература
1. Гачева, 1995 - А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. Комментарии // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995, стр. 465 - 515.
2. Кононов, 2010 - Кононов А. А. К реабилитации транспоколенческого гуманизма в свете возможных перспектив создания технологий неуничтожимости личности // Философия и космология 2010: Научно-теоретический сборник [Текст] / гл. ред. О. А. Базалук / Международное философскокосмологическое общество. - Полтава: Полтавський лггерагор, 2010, стр. 63-67.
25
CONCORDE, 2015, N 5
3. Кононов, 2015 - Кононов А.А. Общая теория неуничтожимое™ человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 30-67.
4. Семёнова, 1995 - Семенова С.Г. Философия воскрешения Н.Ф. Федорова // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995, стр. 5-33.
5. Федоров, 1995a - Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 518 с.
6. Федоров, 1995b - Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том II. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 544 с.
7. Федоров, 1997 - Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том III. - М.: «Традиция», 1997. -
753 с.
8. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости яеловечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3067.
9. Kononov A., Tomski G. Théorie générale de l'indestructibilité de l'Humanité // CONCORDE, 2015, N 3, p. 3-13.
10. Turchin A. Action to prevent humain extinction risk // CONCORDE, 2015, N 3, p. 59-67.
Alexandre Kononov et Alexey Turchin
26