Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / LEGAL FRAMEWORK / INFORMATION SUPPORT / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельченко Виктор Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Путем изучения действующих норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и сравнения с нормами иных нормативных актов (на примере Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О федеральной службе безопасности») показывается необходимость дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства как наиболее эффективного инструмента в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрельченко Виктор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO CHANGE THE APPROACH TO THE LEGAL REGULATION OF INFORMATION SUPPORT FOR OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with issues related to the legal regulation of information support for operational search activities of internal affairs bodies. By studying the current norms of the Federal law «On operational search activity» and comparing them with the norms of other normative acts (for example, the Federal law «On police» and the Federal law «On the Federal security service»), the need for further improvement of operational search legislation as the most effective tool in the fight against crime is shown.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-1-157-161

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

V V ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктор Валерьевич СТРЕЛЬЧЕНКО, адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России vstrelchenko3@mvd.ruviktor1389@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Путем изучения действующих норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и сравнения с нормами иных нормативных актов (на примере Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О федеральной службе безопасности») показывается необходимость дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства как наиболее эффективного инструмента в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовая основа, информационное обеспечение, органы внутренних дел.

Annotation. The article deals with issues related to the legal regulation of information support for operational search activities of internal affairs bodies. By studying the current norms of the Federal law «On operational search activity» and comparing them with the norms of other normative acts (for example, the Federal law «On police» and the Federal law «On the Federal security service»), the need for further improvement of operational search legislation as the most effective tool in the fight against crime is shown.

Keywords: operational-investigative activity, legal framework, information support, internal affairs bodies.

Научный руководитель: А.Н. Поздняков, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России

Современный этап развития нашего государства и его институтов, меняющаяся -^««'•Оперативная обстановка предполагают постоянный процесс пересмотра и изменения существующей правовой базы, являющейся основой правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Это, безусловно, относится в полной мере как к правовой основе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, так

и к ее информационному обеспечению, в частности. Специфика прикладного, деятельного характера оперативно-розыскной деятельности предполагает ее постоянное обеспечение информацией стратегического и тактического уровней [8, с. 135].

За последнее время издан ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, касающихся вопросов правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Но в це-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

лом они так и не смогли в достаточной мере разрешить все имеющиеся проблемы в теории и практике этой деятельности. Анализ имеющейся практики противодействия различным проявлениям преступности свидетельствует о явном отставании отечественного законодательства от развития криминогенной ситуации.

С точки зрения А.Н. Позднякова, причина этого кроется в недооценке возможностей информационно-аналитических методов для ее прогнозирования, получения качественно новой информации, необходимой для успешной борьбы с преступностью с использованием современных методов оперативно-розыскной деятельности на адекватной правовой основе [9, с. 197].

От эффективного накопления, анализа, систематизации и использования информации, полученной оперативно-розыскным путем, напрямую зависит успех в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений.

Данный вывод основан на прагматическом подходе и характерен не только для нашего государства, но и для стран западной Европы. Например, в системе Европола осуществляется постоянная оценка угрозы «серьезной» и организованной преступности (SOCTA — Serious and organised crime threat assessment), которая обеспечивает своевременное информирование европейского правоохранительного сообщества и лиц, принимающих решения, обо всех изменениях в области «серьезной» и организованной преступности и угрозах, которые она представляет для ЕС [6].

В настоящей работе мы попытаемся осуществить комплексный анализ правовой регламентации организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, используя метод сравнения действующей редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ «Об ОРД») с положениями Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.

Далее, с учетом результатов проведенного анализа попытаемся выработать предложения, направленные на совершенствование правовой регламентации организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Разработка правового регулирования оперативно-розыскной деятельности до настоящего времени занимает одно из важнейших мест в

ряду теоретических проблем этого вида правоприменительной государственной деятельности. При этом проблема регламентации и совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности является одной из наиболее острых и дискуссионных.

С учетом действующей в нашей стране системе законодательства следует отметить, что правовые нормы, входящие в систему правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, имеют различную юридическую силу и вследствие этого различное регулятивное значение.

Так, по мнению В.Ю. Голубовского эти нормы образуют следующие группы:

1. Конституция Российской Федерации как основной закон нашего государства [1].

2. Правовые акты, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, принимаемые высшим законодательным органом Российской Федерации.

3. Подзаконные правовые нормы высших исполнительных органов государства, касающиеся вопросов борьбы с преступностью.

4. Ведомственные подзаконные правовые нормы, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции [7].

Конституция Российской Федерации устанавливает ряд положений, регламентирующих права граждан на получение и защиту информации, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), а также обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Данные положения, в свою очередь, нашли отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (статьи 3, 4, 5) [2].

При проведении сравнительного анализа существующего подхода к вопросам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности как вида государственной деятельности, а также опираясь на ранее проводившиеся исследования нельзя не согласится с тезисом, что наше государство непосредственно заинтересовано в решении поставленных им задач в сфере правоохранительной деятельности, а закон и норма права в этом случае являются эффективным средством их выполнения.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

Указанное, на наш взгляд, в достаточной мере относится и к вопросу правового регулирования информационного обеспечения ОРД. Активное внедрение информационных технологий в различные сферы общественной жизни существенно изменило представление о месте и роли информации в современном мире. Категория «информация» поднимается до уровня общей теории права, а процесс информатизации обрел статус государственной политики.

Используемое в теории оперативно-розыскной деятельности понятие «информационное обеспечение» по содержанию близко к используемому в Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. [3] понятию «информационные технологии», под которыми понимаются процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Распространение информации осуществляется в форме предоставления заинтересованным подразделениям или сотрудникам необходимых им сведений. В задачах, решаемых в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, понятие информации обретает вполне конкретное значение. Здесь она рассматривается как средство решения задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Правовой нормой, регламентирующей основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, является ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, информационные аспекты оперативно-розыскной деятельности в определенной мере регламентированы ст. 6 ФЗ «Об ОРД», в которой предусматривается использование в ходе оперативно-розыскной деятельности информационных систем, видео-, звукозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей [10, с. 140].

Еще одним нормативным актом, составляющим правовую основу информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, является принятый в 2011 г. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [4].

Статья 11 данного Закона предусматривает использование полицией достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Так, в соответствии с ч. 1 данной статьи полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно -телекоммуникационную инфраструктуру.

Согласно ч. 3 полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксации действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Часть 4 указанной статьи определяет, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Пункт 33 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» предусматривает право полиции использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, эк-спертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Вопросы информационного обеспечения деятельности полиции также отражены в ст. 17 ФЗ «О полиции», которая определяет требования по формированию и ведению подразделениями полиции банков данных о гражданах.

Использование полицией различных банков данных осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом контроль за доступом и использованием информации возложен на ГИАЦ МВД России и Информационные центры территориальных органов МВД на региональном уровне.

Более детально информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности регу-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

лируется ведомственными нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов. При этом подзаконные акты детализируют и конкретизируют нормы закона, подлежащие регламентированию. В частности, они регламентируют основные организационно-тактические стороны информационного обеспечения оперативно-розыскной (служебной) деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД).

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного выше Федерального закона оперативно-розыскные органы для решения задач оперативно-розыскной деятельности могут не только создавать и использовать информационные системы, но также заводить дела оперативного учета. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Порядок заведения, осуществления производства по делу и его прекращения определяется ведомственными нормативными правовыми актами «закрытого» характера. Прекращенные ДОУ подлежат архивному хранению и в случае необходимости служат дополнительными источниками оперативно значимой информации (например, при организации работы по раскрытию преступлений «прошлых лет»).

К самостоятельной группе норм рассматриваемой нормативно-правовой основы можно также отнести ведомственные нормативные акты, которые по сути выступают в качестве организационно-управленческих решений и получают свойство нормативности, но отличное от нормативности закона.

Следует отметить, что в рамках ранее проводившихся исследований некоторыми авторами производилось сравнение правового регулирования информационного обеспечения ОРД в органах внутренних дел и иных органах, уполномоченных на осуществление ОРД.

В частности, В.Ю. Голубовский указывал, что «правовые акты, определяющие норматив-но-правовой статус спецслужб, более конкретно подходят к проблеме правового регулирования информационного обеспечения их деятельности, нежели чем это делает нормативная база органов внутренних дел» [7].

В частности при проведении сравнительного анализа положений ФЗ «Об ОРД» и Федерального закона от «О федеральной службе безопасности» 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (далее — ФЗ «О ФСБ») выявлено, что существующий подход к информационному обеспечению органов ФСБ

России является более развернутым, несмотря на то, что ФЗ «Об ОРД» принят спустя несколько месяцев.

Например, ст. 20 ФЗ «О ФСБ», которая регламентирует организацию информационного обеспечения органов федеральной службы безопасности, в абз. 2 прямо указывает, что наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами федеральной службы безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц. Данное требование как таковое отсутствует и в ФЗ «Об ОРД», и в ФЗ «О полиции», что также указывает на необходимость внесения соответствующих изменений для приведения законодательства в единую плоскость [5].

Исходя из проведенного анализа действующего законодательства и нормативных актов, регламентирующих вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует сделать неутешительный вывод: принятые на данный момент правовые акты не в полном объеме отражают все возможные аспекты организации информационного обеспечения ОРД. Ни ФЗ «Об ОРД», ни ФЗ «О полиции» не содержат четких регламентаций, касающихся поиска и использования оперативно-розыскной информации. Указанные нормативные акты лишь указывают на возможность использования различных информационных систем и банков данных.

При этом в отличие от ФЗ «Об ОРД» ч. 4 ст. 11 ФЗ «О полиции» указывает на возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных, не раскрывая при этом их ведомственную принадлежность и форму обращения, т.е. предоставляет право использовать любые источники информации, как государственного, так и частного характера, а также общедоступные сведения, в том числе размещенные посредством сети Интернет.

Таким образом, в целях приведения действующего законодательства в единую плоскость, устранения неурегулированности и противоречий в вопросах организации информационного обеспечения ОРД следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующую редакцию ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, изложив ее в следующей редакции:

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Должностным лицам органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий предоставляется право использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных государственных органов, а также иных организаций и учреждений.

Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, мер, ограничивающих права указанных лиц.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1—6 части 1 статьи 7настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что предложенный нами вариант изменений в Закон «Об ОРД» следует рассматривать как один из многих. Совершенствование законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности, и в особенности аспектов организации информационного обеспечения ОРД должно проходить в виде конструктивного диалога всех заинтересованных ведомств, осуществляющих данный вид правоохранительной деятельности и касаться всего комплекса законодатель-

ных и подзаконных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности всех правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07. 2020 г.) // http://www.pravo.gov.ru 04.07.2020.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7519/ (Дата обращения: 27.09.2020)

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_61798/ (Дата обращения: 27.09.2020)

4. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 27.09.2020)

5. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_6300/ (Дата обращения: 27.09.2020)

6. Serious and organised crime threat assessment (SOCTA). Identifying the priorities in the fight against major crime // EUROPOL: URL: https:// www.europol.europa.eu/socta-report (Дата обращения: 27.09.2020). Загл. с экрана.

7. Голубовский В.Ю. Теория и практика информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2001. 50 с.

8. Малыгин С.С., Чечётин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского юрид. ин-та МВД России, 2001. 301 с.

9. Поздняков А.Н. Миграция и этническая преступность: причинно-следственные связи: Монография. М.: Проспект, 2019. 224 с.

10. Стрелъченко В.В., Поздняков А.Н. О роли информационных ресурсов в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 9. С. 138-145.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.