4. Vinokurova T.P. Tax expenditures as an analytical category: the concept e, the composition and the calculation necessity // Urgent problems of economy and agribusiness. Collected works of VIII International scientific-practical confererence in 4 parts. Part 2. P. 196-200.
5. Grin M.G. Tax accounting and reporting of farm holdings on the unified agricultural tax in 2017// Urgent problems of economy and agribusiness. Collected works of VIII International scientific-practical confererence in 4 parts. Part 2. P. 178-183.
6. Kuvshinov M.N. Management of radioactively contaminated agricultural lands: author's abstract of cand. diss. of economic sciences. M. VNIOPTUSKh. 2011. 18 P.
7. Mayburova I.A. Taxes and taxation. M.: YUNITI-DANA, 2007. 326p.
8. Morozov M.S. To the question of tax control effectiveness //Service PLUS, 2009. № 4. P. 67-72.
9. Musaeva H.M., Sirazhudinov S.I., Kerimova Z.A. Voluntary tax payments as a measure of activity efficiency of tax bodies of the Russian Federation //Taxes and taxation, 2016. № 11. P. 847-856.
10. Report on the results of control work of tax authorities. [Electronic resource]: https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t2. Date of access: (01.04.2017).
11. Regulations on Management of Federal tax service of the Bryansk region, 14.05.2015: [Electronic resource]. Mode of access: https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/5699358/
12. Order of the Federal Tax Service of Russia № MMV-7-2/258, 08.04.2011, "About introduction of changes of the Order of the Federal Tax Service of Russia № MM-3-06/333, "On approval of the concept of planning system of outsourced tax auding", 30.05.2007: [Electronic resource] // Consultant plus: Computer-based legal system. - Electron.data. - Mode of access: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/3799166/
13. Rumyantseva E.E. New economic encyclopedia: 4th ed. -M.: INFRA-M, 2013. 882 p.
14. The economic systems of modern Russia: theoretical and practical problems of development: collective monograph / under the editorship of A.D. Shafronova, Yu.N.Katkova. -Bryansk: Publishing house "New project", 2015. - 504p.
15. Yun G.B., Tal G.K., Grigoriev V.V. Dictionary on crisis management. M: Business, 2003.
УДК 378
О НЕОБХОДИМОСТИ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
To the Question of Necessity of Students' Cognitive Activity and the Ways of its Development
Голуб Л.Н., кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]
Golub L.N.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Реферат. Задача преподавателя вуза - формирование творчески активного специалиста, обладающего не только хорошими знаниями по предмету, но и умеющего применить эти знания, преломить их к конкретной ситуации, умеющего рассуждать, логически и творчески мыслить, ориентироваться в сложных ситуациях.Чтобы решить эту задачу, мы должны развивать познавательный интерес обучаемых, который в свою очередь является стимулом их познавательной активности. На развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база учебного заведения, личность преподавателя.
Summary. The task of the teacher of high school is the formation of creative activity of a specialist who has not only a good knowledge on the subject, but also knows how to use this knowledge, and interpret it in the particular situation, who is able to reason logically and to think creatively, to be quick to size up difficult situations. To solve this problem, we need to develop cognitive interest of students, which in turn is the stimulus of their cognitive activity. The content of the material, the teaching methods and forms of organization, as well as arrangement of educational work, and the material base of the institution, and the personality of a teacher have an influence on the development of cognitive and creative activity.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, педагогические технологии, интеллектуальные задания, принципы обучения, технологии проблемного обучения.
Key words: cognitive interest, cognitive activity, educational technology, intellectual tasks, principles of training, technologies ofproblem training.
Сегодня в современном обществе востребована личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни. Таким образом, перед нами, педагогами, поставлена очень сложная задача - формирование творчески активного специалиста, обладающего не только хорошими знаниями по предмету, но и умеющего применить эти знания, преломить их к конкретной ситуации, умеющего рассуждать, логически и творчески мыслить, ориентироваться в сложных ситуациях [1, с. 87].
Чтобы решить эту задачу, мы должны развивать познавательный интерес обучаемых, который в свою очередь является стимулом их познавательной активности. Причем речь идет не о принуждении к активности, а о побуждении к ней, что предполагает в свою очередь активность самого преподавателя.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Необходимо подчеркнуть, что качество профессиональной активности бакалавра менеджмента в значительной мере зависит от того, насколько развит его аксиологический потенциал. В свою очередь, развитие аксиологического потенциала личности любого студента повлечет за собой качественные изменения в ценностном отношении к будущей профессии, к самому себе, к учебной деятельности.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; объяснять более слабым студентам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Умение внятно донести до собеседника свои мысли, воспринять и понять его точку зрения, превратить непримиримого оппонента в сознательного сторонника, подстраивать коммуникационный стиль к индивидуальным особенностям собеседника, все это - навыки, абсолютно необходимые для успешной дальнейшей карьеры обучающихся [2, с. 105].
Возникает вопрос: Какие педагогические технологии необходимо использовать в учебном процессе? Прежде всего, технологии самостоятельного обучения, которые повышают активность обучающихся. Ведь истина, добытая путем собственных усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Для формирования и развития у обучающихся познавательной активности необходимо создавать педагогические условия, способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса. Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения по причине ее многофакторности. На развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база учебного заведения, и, наконец, личность преподавателя.
Выбирая технологии, преподаватель должен учитывать ряд принципов:
1. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Это означает максимальное приближение организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по своему характеру к реальной деятельности.
2. Принцип взаимообучения. Данный принцип подразумевает обучение друг друга в процессе обучения, обмен знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
3. Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося то есть учет психофизических особенностей: состав
учебной группы, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
4. Принцип самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе его личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
5. Принцип мотивации. Главным в начале активной деятельности должно быть желание студента решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. По мнению ряда ученых (В.И. Загвязинский, Щ.А. Амонашвили, М.Н. Скаткин) принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения очень важен как для эмоционального комфорта участников образовательного процесса, так и для эффективности усвоения знаний.
6. Принцип доступности, по словам В.А. Сластенина "требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье"[3, с. 82].
7. Суть принципа сознательности и активности заключается по мнению В.И. Загвязинского в том, что "ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам", вынуждает преподавателя стимулировать активность студентов различными способами: "возбуждение интереса через выявление дефицита информации, проблемные ситуации, игровые имитации и др." [4, с. 94].
8. Принцип проблемности, который является основополагающим принципом. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Для этих целей мы используем проблемное изложение грамматического материала, клоуз-тесты (тесты восстановления), то есть деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Задача испытуемых восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов испытуемый должен осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, проанализировать грамматическую схему этого микротекста; грамматически упорядочить эти элементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед испытуемым ситуативная задача проблемного характера. Это «интеллектуальные задания» на осмысление на иностранном языке различных чертежей, рисунков, географических объектов на карте, решение задач.
Например, основные приемы обучения иностранному языку в вузе направлены на развитие мыслительных способностей студентов, к чему относятся проблемные задания, задания на развитие стратегий осмысленного чтения (понимания коммуникативного смысла иноязычного текста) с последующим использованием информации, извлеченной из текста, для решения коммуникативной задачи и т.д. [5, с.38].
В качестве интеллектуального задания мы используем такую форму работы как составление денотатных схем. Денотатная схема - не только модное понятие в методике преподавания, но и, на наш взгляд, является эффективной формой контроля знаний умений и навыков обучаемых.
Денотатная схема темы отличается от обычного плана тем, что в ней отражены не только последовательность изложения темы, но и характер взаимосвязи различных частей содержания. Дено-татные схемы мы составляем не только по изученной теме, но и по отдельному тексту, параграфу. Они удобны для проведения текущего, рубежного контроля, для самоконтроля изученной темы.
В рамках технологии проблемного обучения мы применяем кейс-метод суть которого заключается в том, что обучаемым предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, содержащую практическую проблему. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В чем плюсы данного метода? Это принцип партнерства, сотрудничества собучаемыми, принцип смещения роли преподавателя с "разжевывания знаний" к организации процесса их добывания, принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в творческий продукт.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [6, с. 175].
Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения различным предметам, так и в воспитательном процессе. Для этого применяются различные типы проектов, выбираемые в соответствии с конкретными условиями и целями проведения. Это исследовательские проекты, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные [7, с. 159].
Используемые нами в учебном процессе педагогические технологии побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности, позволяют интегрировать теоретические знания и практический опыт, создавать атмосферу сотрудничества на занятии.
Библиографическийсписок
1. Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала / В.М. Семышева, М.В. Семышев, Г.И. Куцебо, Е.В. Андрющенок // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 1 (53). С. 86-91.
2. Медведева С.А. Значимость коммуникации в профессиональной деятельности менеджера // Наука и образование в ХХ! веке: сб. науч. тр. по материалам Межд. науч.-практ. конф. 30 сентября 2013 г.: в 34 ч. Ч. 25: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 105-107.
3. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Асаёта, 2009. 570 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.
5. Медведева С.А. Изучение иностранных языков студентами аграрного вуза как один из способов формирования ценностей // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 6 (58). С. 37-42.
6. Поцепай С.Н., Васькина Т.И., Андрющенок Е.В. Использование новых образовательных технологий при обучении иностранному языку в аграрном вузе // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.А. Румянцевой. Пенза, 2008. С.173-176.
7. Семышев М.В., Семышева В.М. Инновационные подходы к организации обучения психолого-педагогическим дисциплинам // Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе: материалы междунар. науч.-практ. конф. 2005. С. 157-160.
References
1. SemyshevaV M., Semyshev M.V., KutseboG.I., Andryushchenok E.V. Psychological and pedagogical outlines of forming an individual as a future professional worker // Vestnik of the Bryansk state agricultural academy. 2016. No. 1 (53). P. 86-91.
2. MedvedevaS.A. Importance of communication in professional activity of a manager //Science and education in the XXI century: collection of scientific works on materials of the Int. scientific-practical conference, September 30, 2013: in 34 parts. Part 25: Min. of educ. and science of the Russian Federation. Tambov: Publishing house of TROO "Business Science-Society", 2013, P. 105-107.
3. SlasteninV.A. Pedagogy. M.: Asaeeta, 2009. 570 p.
4. Zagvyazinsky V.I. Theory of training: Modern interpretation: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions - Moscow: Academy, 2009. 192 p.
5. MedvedevaS.A. Study of foreign languages by the students of the agrarian university as one of the ways of values^ formation // Vestnik of Bryansk state agricultural Academy, 2016. No. 6 (58). P. 37-42.
6. PotsepaiS.N., Vas'kina T.I., Andryushenok E.V. The use of new educational technologies in ^ foreign language teaching in agricultural University / In collection: Problems of Modern Philology and Methods of Teaching Languages in the University and the School Collected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference, under the gen. ed. of T. A. Rumyantseva. Penza, 2008. P. 173-176.
7. SemyshevM.V., Semysheva V.M. Innovative approaches to teaching psychological and pedagogical disciplines // Actual problems of quality improvement of specialists in a University. Materials of international scientific-practical conference. 2005. P. 157-160.